Архив Пн В.Р. Легойда: План власти Украины — подмена векового братства на вражду 30 июня 2023 г. 13:40 Положение канонической Церкви на Украине и судьба всемирно известной иконы «Троица» преподобного Андрея Рублева, выставленной в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя для молитвенного поклонения тысяч православных верующих, стали одними из самых резонансных тем последнего времени. Образ Пресвятой Троицы, по словам известных богословов XX века, особо почитал призывавший к единству Руси преподобный Сергий Радонежский. Что будет с рублевской «Троицей» после пребывания в кафедральном храме Москвы, за что подвергаются гонениям священнослужители, монахи и миряне Украинской Православной Церкви , как помочь им и всем страдающим от военных действий, и какие миротворческие усилия предпринимает Русская Православная Церковь, рассказал в интервью РИА «Новости» председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда . — Владимир Романович, после планирующейся реставрации «Троица» Рублева вернется в Храм Христа Спасителя или сразу отправится в Троице-Сергиеву лавру ? Когда это произойдет? — Как известно, срок пребывания в Храме Христа Спасителя продлен до 19 июля, чтобы верующие могли в день преподобного Сергия поклониться иконе в кафедральном соборе столицы. Хочу подчеркнуть, что мы чрезвычайно благодарны министерству культуры, руководству министерства культуры и руководству Третьяковской галереи за взаимодействие, которое мы осуществляем, несмотря на некоторые попытки в медиа создать видимость конфликта. Что касается дальнейшего места пребывания иконы, было сказано, что она отправится в Троице-Сергиеву лавру, и детали перемещения святыни будут известны ближе к сроку. — Как вы оцениваете положение канонической Церкви на Украине? Какова динамика, и чего ожидать в ближайшем и отдаленном будущем? — К великому сожалению, пока не приходится ожидать ничего хорошего в плане будущего канонической Украинской Православной Церкви, поскольку, как мы видим, последовательный жесткий курс украинской власти на постоянное давление и фактическое уничтожение украинской Церкви не меняется уже довольно давно.

http://patriarchia.ru/db/text/6039307.ht...

Закрыть itemscope itemtype="" > Монолог Патриарха Телепрограмма 25.02.06 13.01.2009 504 Время на чтение 14 минут Телепрограмма «Православная энциклопедия» (Эфир на канале ТВЦ 25.02.06) Ведущий - священник Алексий Уминский: - Здравствуйте, в эфире - «Православная энциклопедия». 23 февраля, в День защитника отечества , родился наш Патриарх. А сегодня, в день памяти святителя Алексия, митрополита Московского, его Святейшество отмечает свои именины. В этот день вся Русская Православная Церковь поздравляет своего пастыря и отца. Может быть кому-то фигура Святейшего Патриарха кажется слишком отдаленной от нашей жизни, слишком недоступной и официальной. Мы привыкли видеть его за пышными богослужениями, на встречах с высокопоставленными лицами. И немногие знают, каков Святейший Патриарх Алексий в обычной, повседневной жизни. Об этом - наш сегодняшний фильм, который многих удивит. Святейший Патриарх Алексий: - Первые сведения о Москве я получил где-то в 1945 году. Мой отец ездил в Москву, в Троице-Сергиеву Лавру. Там после открытия обители восстанавливали здания. Отец как раз стал участником события поднятия крестов на купола Успенского и Троицкого соборов Лавры. Отец, когда приехал домой, рассказывал о своих впечатлениях от увиденного во время путешествия, и эти рассказы запали мне глубоко в душу. Они и стали первым моим знакомством со столицей. Потом, с середины 1950-х годов, мы с родителями как можно чаще старались ездить в Троице-Сергиеву Лавру. Во время этих поездок посещали непременно Тихвинский храм в селе Алексеевском, где есть придел, освященный в честь св. Алексия, человека Божия, именем которого я был наречен в Крещении. Мы объезжали многие святыни Москвы и Подмосковья. Обязательно заезжали в Елоховский Богоявленский собор, где хранятся мощи свт. Алексия, митрополита Московского. После рукоположения я был назначен настоятелем Успенского собора в Тарту. Храм я застал в очень плачевном состоянии, грибок съедал деревянный пол. Однажды, совершая в приделе богослужение в день памяти сщмч. Исидора Юрьевского, в момент, когда я обходил храм с каждением, за мной провалилась часть пола. Храм требовал капитального ремонта. К тому же наступал 175-летний юбилей храма. В этой связи я набрался смелости и поехал в Москву.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

Митрополит Калужский и Боровский Климент ЖМП 8 август 2019 /  21 августа 2019 г. 12:10 Митрополит Калужский и Боровский Климент: Молиться и созидать Митрополит Калужский и Боровский Климент почти не расстается с компьютером и забыл, что такое отпуск. Его график работы поражает своей плотностью, а география командировок — разнообразием направлений. Как и разнообразие сфер, в которых владыка задействован: и образование, и экономика, и издательское дело, литература, искусство и даже роботизация. Как митрополиту Клименту удается совмещать окормление калужской паствы с другими послушаниями, он рассказал корреспонденту «Журнала Московской Патриархии» накануне своего 70-летия.  PDF-bepcuя. — Ваше Высокопреосвященство, вы родились в послевоенное время. Ваше отрочество совпало с периодом хрущевских гонений. Чем вам в первую очередь запомнилась эта эпоха? — Верующие люди тогда, как могли, поддерживали духовенство, защищали храмы и монастыри от закрытия.   Мы жили в поселке Удельная в Подмосковье. Родители были верующими людьми. Недалеко от дома был храм во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая, поэтому в народе он назывался Никольским. Несмотря на давление и угрозы, что детей заберут в детдом, мы все ходили в храм. Дома, сколько я помню, перед иконой всегда горела лампада, мы вместе молились и соблюдали все посты. Я начал поститься, еще когда ходил в детский сад. Когда там нам давали мясной суп, я мясо вылавливал и кидал кошке, которая во время обеда обязательно ходила возле наших столов и терлась о ноги. Хотя храм у нас был рядом и духовенство в нем служило богобоязненное, все же основное духовное влияние на нас всех оказала Троице-Сергиева лавра. В Лавру ездить я начал с шести лет. Вначале с мамой или старшим братом Николаем (он старше меня на семь лет), а с 12 лет самостоятельно. Духовником нашей семьи был тогда еще игумен Тихон (Агриков). Он и другие насельники Троице-Сергиева монастыря часто приезжали к нам домой. Мы жили в собственном доме с большим участком — 28 соток. Там росли яблони, вишни, кусты смородины, крыжовника, малины, был и огород. Мы любили угощать наших гостей дарами со своего огорода. Работать приходилось на огороде и в саду всем, и для нас, детей, этот труд казался утомительным (ведь ребятам охота побегать, а не обрывать пасынки на помидорах). Но когда приезжали гости, мы с гордостью угощали их своими огурцами, молодой сваренной картошкой, ароматной клубникой, а к чаю подавали свежее вишневое варенье. Радовались, когда ехали на праздник Преображения Господня в Лавру и везли душистые яблоки нашим батюшкам. Возвращаясь домой, мы с легкостью выполняли послушание — наносить под каждую яблоню по 20 ведер воды, чтобы на следующий год яблоки тоже были хороши.

http://e-vestnik.ru/church/mitropolit_ka...

Паломничество в Троице-Сергиеву Лавру в начале XXI века Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 10 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 55; 2009 К преподобному авве нашему Сергию Июль 2003 г. Жаркий июль склонился к своей половине. Проводили праздник святых Апостолов, пора готовиться к празднику Преподобного. Что могу я приготовить? Только несколько поздравлений, и обычно успеваю сделать это далеко не всем, кому бы хотелось. Всё у меня по минимуму, когда же максимум будет? Накануне, слава Богу, заметно прохладнее было. Небо местами затягивали тучи, но не грозили закрыть от нас праздничную и звонкую его синеву. Поехали на акафист? Что-то сил становится всё меньше и меньше… Решили сразу ко всенощной. До её начала зашли к Т., потом решили попытать счастья — попасть в Троицкий. Вокруг толпа. Пробиться трудно, но как-то спокойно пришла мысль: если Преподобный проведёт — попадём. Откуда-то появилась шустрая девица: “Пропустите, пропустите”. Мы не стали ждать приглашения, стали протискиваться за ней. И вот мы в притворе — уже хорошо. Дальше, одолев самую трудную преграду — пробку в дверях, пробираемся сразу к северному окну, где всегда свободнее. Окно, довольно узкое и высоко пробитое, всё-таки дарит немного прохлады. Видно раку Преподобного. Ещё более часа до начала всенощной и “гробовой монах” служит акафист, а весь народ поёт ему “радуйся” — любимому угоднику, преподобному авве Сергию. Не случайно говорят, что в дни торжеств многие чувствуют живое присутствие Преподобного. Кто, что и как чувствует — не столь важно, главное — едут и идут к Преподобному и от него в душе что-то увозят, каждый по мере веры и любви своей. В этот раз после довольно долгой болезни приехал на праздник Патриарх. Нам за головами не видно, но подносимый крест сверкнул над толпой, движение головой явно указывало на процессию, традиционно встречающую Патриарха из покоев. Загудел колокол. Очень люблю его звучание, предшествующее включению обычного многоголосного звона. Мне бы хотелось послушать колокола в тишине, а народ усердно и громко поёт молебен. Не запретишь ведь, но в основе так любимого нашим народом колокольного звона лежит понимание красоты безмолвной молитвы. Мне кажется, что нигде это так не ощущается, как в Лавре.

http://pravmir.ru/palomnichestvo-v-troit...

Патриарх Кирилл: Грех закрывает душу человека от благодати Святого Духа 24 апреля, 2014. Святейший Патриарх Кирилл Для Вечной жизни необходим внешний источник энергии, потому что сам в себе человек таковой энергии не содержит. Если бы не внешнее воздействие, то человек не мог бы жить не только физически, но и душа его умирала бы вместе со смертью тела. 24 апреля 2014 года, в четверг Светлой седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Свято-Троицкую Сергиеву лавру. В Успенском соборе Предстоятель Русской Православной Церкви совершил Божественную литургию. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом. Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Ваше Высокопреосвященство, владыка архиепископ Феогност, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником — с Пасхой Божией спасительной. Радуюсь, что Господь привел меня в эти Пасхальные дни в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Духом скорбел, когда по обстоятельствам, от меня не зависящим, я в этом году не мог быть, по обычаю, в Троице-Сергиевой лавре на первой седмице Великого поста. Непременно богослужения той седмицы я завершаю в лавре, но как раз в дни первой седмицы был созван так называемый синаксис, то есть собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей в Константинополе, куда я и должен был с великой скорбью отбыть. Потому что посещение лавры, как и других обителей на первой седмице Великого поста, связанное с особой молитвой и особым покаянным расположением духа, всегда оказывало — конечно, не только на меня, но и на каждого православного христианина, — особое духовное воздействие. Первая седмица была и остается благодатной пищей для души, дающей силы на долгие-долгие месяцы, поэтому, будучи лишенным радости общения с вами в те самые святые дни первой седмицы Четыредесятницы, с особым чувством сегодня вместе с вами прославляю Христа Воскресшего в стенах древней Троице-Сергиевой лавры.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-greh-z...

Психолог в храме РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_107589.html 07 октября 2015 Юрий Пущаев Психолог в храме Источник:  Фома Православным людям нередко свойственно настороженное отношение к психологии: не душевредное ли это дело? Но этот стереотип ломается самой жизнью. Оказывается, психологи могут быть и православными, и, более того, они могут работать в связке со священниками, каждый со своей стороны помогая людям решать не только душевные, но и отчасти духовные проблемы. Как же это происходит? Мы беседуем с руководителем православного Центра кризисной психологии при храме Воскресения Христова на Семеновской в Москве Михаилом ХАСЬМИНСКИМ. Из милиционеров – в психологи – Вы раньше работали в милиции, потом стали психологом. Нетипичный сюжет, прямо скажем. – Да, в целом нетипичный. Когда я работал в органах правопорядка, у меня уже было второе, психологическое, образование, полученное как дополнительное, когда я учился в Академии МВД, в начале 1990-х годов. Надо сказать, что уровень преподавания там был очень серьезный, причем, что важно, нас нацеливали на практическую работу с людьми, особенно с людьми, оказавшимися в тяжелой жизненной ситуации и в первую очередь с жертвами криминальных преступлений. То есть у меня было два высших образования: одно юридическое, другое психологическое. И когда впоследствии я работал на разных оперативных должностях, то полученные психологические знания использовал ситуативно, они у меня оставались как бы на заднем фоне. – Как же так получилось, что Вы вдруг стали православным психологом? – Знаете, меня самого удивляет эта траектория: из милиционеров – в психологи. Ведь у меня никакого особого интереса к психологии тогда не было! Трудно поверить, что можно однажды поехать в Троице-Сергиеву Лавру и вернуться другим человеком, с совершенно другими мыслями, мировоззрением, желаниями. – Почему трудно? – Потому что, глядя со стороны, по-моему, тяжело в это поверить. Вообще, мне очень трудно про это говорить, это ведь было настоящее чудо. В самых общих чертах: однажды совершенно случайно я съездил в Троице-Сергиеву Лавру и приложился к мощам преподобного Сергия Радонежского. И вдруг прямо по дороге обратно в Москву понял, что нахожусь не на своем месте. Внезапно возникло ясное желание помогать больным раком. В это время, кстати, и у моей мамы был рак в последней стадии, который после той поездки неожиданно перешел в стойкую ремиссию, удивив врачей. Иду, увольняюсь – и устраиваюсь работать психологом в Российский онкологический научный центр им. Блохина Академии медицинских наук и волонтером в Первый хоспис для детей с онкозаболеваниями.

http://religare.ru/2_107589_1_21.html

Сегодня мы отмечаем славный юбилей – 325-летие Московской духовной академии. За три с четвертью века её бытия в её истории можно указать ряд событий, которые можно отнести, как это принято говорить сейчас, к числу знаковых. И среди них несомненно особое место занимает возвращение возрожденной Московской духовной академии в её исторические здания в Троице-Сергиевой Лавре, совершившееся осенью 1948 года. В связи с этим любопытно отметить тот факт, что на протяжении всей своей истории наша Alma mater всегда была связана с различными иноческими обителями. Так в 1685 году братья Иоанникий и Софроний Лихуды начали преподавание своим первым ученикам в кельях древнего Богоявленского монастыря в Китай-городе, основанного в 1296 году святым благоверным князем Даниилом Московским. В 1687 году Славяно-греко-латинская академия обосновалась в специально устроенных зданиях Заиконоспасского монастыря на Никольской улице, где пребывала (уже под именем Спасских школ) до наполеоновского нашествия. В 1814 году академия, реформированная в соответствии с требованиями времени, была переведена в Троице-Сергиеву Лавру, где пребывала на протяжении последующих ста с небольшим лет. Даже когда наша Alma mater после официального прекращения своей деятельности в 1919 году, по выражению епископа Вениамина (Милова) (в то время иеромонаха), окончившего курс академии в 1922 году, «доживая последние дни, ютилась в разных местах города» (Москвы), занятия со студентами нелегально действовавшей академии проводились в подсобных помещениях Высоко-Петровского монастыря . А возрождение Московских духовных школ в годы Великой Отечественной войны началось в помещениях закрытого к тому времени Московского Новодевичьего монастыря. О возвращении же академии «к Троице», под покров Божией Матери и преподобного аввы Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I – выпускник Московской духовной академии 1904 года, мечтал с самого момента возрождения Московских духовных школ и делал для этого всё возможное. В своей статье «Святейший патриарх Алексий и Московские духовные школы» протоиерей Вадим Смирнов (ныне – игумен Никон), в прошлом – многолетний преподаватель МДА и С, приводит следующее свидетельство покойного митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова): «Мне довелось с первых дней учиться в возрожденной школе. Я хорошо помню день 14 июня в Москве; в стенах Новодевичьего монастыря Московский Первосвятитель Митрополит Алексий служил молебен перед началом занятий. Патриарший Местоблюститель благословил Московскую Духовную школу образом " Явления Божией Матери Преподобному Сергию " и сказал: " Я верю, что молитвами Божией Матери и предстательством Преподобного Сергия Московская Духовная академия возвратится в своё историческое место – в стены Лавры и будет продолжать славную традицию прежней Академии " . И вот сегодня мы видим исполнение пророческих слов нашего Святейшего Патриарха» .

http://bogoslov.ru/article/1259980

ЦВ 20 (441) октябрь 2010 /  21 октября 2010 г. Служение Патриарха Кирилла 20 сентября по 14 октября 2010 7 октября в канун дня памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл прибыл в Свято-Троицкую Сергиеву лавру. Предстоятель возглавил малую вечерню с чтением акафиста в Троицком соборе у раки с честными мощами преподобного Сергия, а вечером того же дня совершил всенощное бдение. По окончании богослужения Предстоятель обратился к собравшимся с кратким словом. «Сердечно поздравляю всех вас с праздником — памятью святого преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Его молитвами, его заступничеством пред Богом стоит Русская земля; и верим, что пока в этом храме перед его благодатными мощами теплится наша немощная молитва, Господь будет приклонять милость и к Отечеству нашему, и к Церкви нашей», — сказал Святейший Патриарх. После этого в Тронном зале Свято-Троицкой Сергиевой лавры Святейший Патриарх Кирилл совершил чин наречения архимандрита Геннадия (Гоголева), настоятеля Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, во епископа Каскеленского, викария Астанайской епархии. 8 октября в день преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Кирилл в сослужении многочисленных иерархов Русской Православной Церкви, прибывших на торжества в Лавру, совершил молебен преподобному Сергию на площади перед собором. Затем Предстоятель Русской Православной Церкви освятил знамя Учебного центра «Пересвет», действующего при Троице-Сергиевой лавре, и обратился к участникам торжеств с Первосвятительским словом. Святейший Патриарх обратил внимание на высоту подвига преподобного Сергия, в личности которого, по словам Предстоятеля, «отразилась совокупность всех христианских ценностей». Святейший Патриарх отметил отличавшие преподобного кротость и смирение. «Кротость и смирение сердца — это не слабость. Это великая сила, это осознание человеком того, что над ним — Бог, Который Сам кроток и смирен сердцем. А значит, жить в соответствии с Божиими заповедями, в гармонии с Богом означает жить так, как Он призывает. Кротость и смирение — не состояние забитости, подавленности, слабости; это сознательное предстояние Богу Живому, великому и сильному, это склонение перед Ним главы, ума и сердца своего», — подчеркнул Предстоятель.

http://e-vestnik.ru/news/441sluzhenie_pa...

Воспоминания матушки Георгии (Лидии Владимировны Каледы) о своей жизни с мужем профессором, протоиереем Глебом Каледой. Я помню, как начался тот день: поехали в Троице-Сергиеву Лавру, осмотрели музей и обратно ехали на извозчике. Вечером кто-то из нас (мне кажется, что я, или хочется, чтобы так было) сказал: «Как хорошо бы нам всегда жить с Каледами». Так началось наше знакомство. Воспоминания Л.В. Каледа подготовлены к печати В.Г. Каледой и М.А. Журин­ской. Впервые опубликованы в журнале «Альфа и Омега» 31–32 и в книге  «Священник Глеб Каледа — ученый и пастырь», М., Издательство Зачатьевского монастыря, 2007. В 2005 году Лидия Владимировна внесла ряд уточнений и дополнений в текст воспоминаний (разделение на подглавы приводится в версии портала «Правмир»). Господи, благослови! Мне хочется начать свои воспоминания о нашей жизни с отцом Глебом его словами, запись которых я недавно нашла в письменном столе: «Амбарцумовы, мои родственники по жене, дороги и близки мне не только из-за наших родственных, с некоторых пор, отношений. Любовь и уважение к ним уходят в годы раннего детства. В 30-м году родители, взяв меня и Кирилла, поехали к проживающей в Загорске — бывшем Сергиевом Посаде — семье о. Владимира Амбарцумова …» Так мы познакомились с Каледами. Я помню, как начался тот день: поехали в Троице-Сергиеву Лавру, осмотрели музей и обратно ехали на извозчике. Я не помню, был ли Александр Васильевич с нами, но Александра Романовна была. Мама, Кирилл Каледа и я поехали на извозчике, а Женя и Глеб пошли пешком. Они бежали неподалеку, перегоняя лошадь. И где-то уже близко к дому попалась большая канава. Женя, большой уже мальчик, перепрыгнул ее, а Глеб не сумел. Вечером кто-то из нас (мне кажется, что я, или хочется, чтобы так было) сказал: «Как хорошо бы нам всегда жить с Каледами». Так началось наше знакомство. Когда мой папа, отец Владимир , прославленный ныне в лике священномучеников, познакомился с семьей Калед, я не знаю. Глеб к моменту нашего с ним знакомства был уже его духовным сыном. Он бывал у папы в Князь-Владимирском храме (на Горке, в Старосадском переулке). Женя к этому времени тоже бывал в этой семье и был очень близок с Глебом. И когда Женя в †1969 г. умер, то Глеб очень переживал. Он говорил, что потерял не только родного человека, но и самого близкого друга.

http://pravmir.ru/o-nashej-zhizni-s-otco...

Москва. Часовня над могилой схиархимандрита Захарии. Часовня. Действует.   Год постройки:1996. Адрес: Москва, ул. Наличная, Введенское (Немецкое) кладб. Координаты: 55.770762, 37.706237 Проезд:м. «Авиамоторная», «Семеновская», трамв. 38, 43, 46, до ост. «ул. Солдатская» Вопрос модератора :неизвестно посвящение. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. 19 октября 2019 года наместник Саввино-Сторожевского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Павел (Кривоногов) на Введенском (старом Немецком) кладбище города Москвы совершил панихиду на могиле духовника братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры схиархимандрита Захарии (Егорченкова) (1850-1936). Богослужебные песнопения исполнил квартет под управлением чтеца Николая Гоюка. По окончании панихиды честные останки старца были перенесены в Троице-Сергиеву лавру, сообщает Патриархия.ru. После революции 1917 года старец Зосима (в схиме Захария) последним из насельников покинул Троице-Сергиеву лавру и поселился в Москве у своих духовных чад. Скончался 15 июня 1936 года и после отпевания в церкви в честь Воскресения Словущего был похоронен на московском Немецком кладбище. Не так давно могила старца была признана бесхозной, поскольку захоронен он был на месте упокоения своих духовных чад, все родственники которых уже скончались. Бесхозная могила в любой момент могла быть использована для захоронения других людей, в результате чего могила старца могла оказаться преданной забвению и утраченной. В связи с этим перед Святейшим Патриархом был поставлен вопрос о перезахоронении старца Захарии. Пришлось пройти суд, давший разрешение оформить могилу на монастырь, чтобы осуществить это перезахоронение. В итоге вопрос был решён положительно, и отныне тело старца будет покоиться в Лавре. Православие.Ru / Древо-инфо.Ru Часовня на Введенском (Немецком) кладбище. Наличная ул., 1, Госпитальный вал, 2. Кладбище основано в 1771 г. и названо по местности " Введенские горы " , именовалось также в XVIII-XIX вв.

http://sobory.ru/article/?object=50795

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010