И, сознавая это, он со свойственной ему стремительностью, после смерти матери удалился в пустыню, находившуюся за Антиохией, где в то время жили величайшие подвижники, для того чтобы усовершенствоваться духовно и тем подготовить себя к принятию священства. Необычайно была сурова их жизнь: нам, слабым, изнеженным, невероятными представляются те подвиги, какие они там несли. Весь день и почти всю ночь проводили они в молитве, чтении Св. Писания и рукоделии; пища их – один хлеб, и то в ограниченном количестве, и вода; изголовье – камень; но Златоусту показалось мало этих подвигов: он удаляется в самую глубь пустыни, затворяется там в мрачной сырой пещере, не имея здесь ни постели, ни стула, ни стола, опираясь на стену пещеры, и здесь предается пламенной молитве. И вот, из этого периода его жизни, мне особенно ясно рисуется одна картина. Глубокая ночь! Звездное небо… все спит в природе… не слышится ни одного звука, один лишь человек бодрствует в это время в пустыне – это молодой подвижник Иоанн! Стоя на коленах и простирая руки к небу, он молится пламенной молитвой. Он молится о том, чтобы Господь сподобил его быть истинным пастырем Христовым, чтобы всегда ему идти путем евангельской правды, чтобы хранить в целости Церковь Христову, ради нее, если надо, пожертвовать всем, даже жизнью; душу свою отдать за паству свою. Любить любовью Христовой всех вверенных ему детей духовных. Особенно же, всех страждущих, скорбящих, бедных и угнетенных – вести их всех к совершенству – царству небесному. Но наконец силы его не выдержали, и он должен был прекратить подвиг пустынножительства и возвратиться в Антиохию, после шести лет подвижничества. Жизнь эта надломила его здоровье, но за то укрепила его дух; оттуда он вынес глубокое знание и понимание Св. Писания, пламенную веру и ту ясную проницательность души, доходящую до прозорливости, которая присуща всем святым, долгие годы проводившим в подвигах самоуглубления и молитвы. По возвращении из пустыни он был посвящен в сан диакона, а затем рукоположен епископом Флавианом в сан пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

К ним в первую очередь и обращена эта книга. Изучение биографии Владыки прямо вводит в современные проблемы (хотя его творчество обнимает в основном конец XIX и начало XX века), показывая, как должен православный христианин вести себя в той или иной ситуации, относиться к тому или иному явлению частной или общественной жизни. Кратко и всеобъемлюще Православие заключается в том, чтобы мыслить так, как мыслят все истинно верующие, и веровать так, как учили святые отцы всех предшествовавших веков, представлять совершенство христианского благочестия не в том, чтобы углубляться в непостижимое, но чтобы верно исполнять познанное и ценить веру не по словам, а по делам, – вот тот спасительный путь, по которому шли святые отцы, по которому и нам должно идти. В этом отношении Православие раскрывает и разъясняет догматы Церкви и учение святых отцов в современных понятиях, в некотором смысле переводит старое на язык современной исторической эпохи, показывает неизменное через изменчивое, вечное через преходящее. Поскольку его принципы переданы нам Самим Господом и конкретизированы апостолами и святыми отцами, вдохновляемыми Духом Святым, оно не допускает никакого развития или перестройки по чисто человеческой инициативе, называемой на церковном языке самочинием, независимо от того, исходит ли она от отдельной личности или от целой группировки или течения. Доказательством истинности Православия и постоянной поддержки его Господом является тот факт, что оно сохранило свои принципы на протяжении двадцати веков, и если за этот период оно и претерпевало некоторые изменения, то они касались лишь внешней формы, а не содержания. Истинность Православия подтверждается еще и тем, что Господь постоянно прославляет святых угодников Божиих, на земле поживших, послуживших и угодивших Ему. Но при всех своих неизменных, вечных истинах, от Вечной Истины Христа Спасителя дошедших до нас, достигших нас через девятнадцать с лишком веков, Православие не убивает, не порабощает человеческую индивидуальность, а создает самые благоприятные условия для ее развития и самовыражения.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

К середине 1920-х годов, после закрытия Чудова монастыря и передачи обновленцам храма Христа Спасителя, Богоявленская церковь в Дорогомилове стала кафедральным собором. В начале 1930-х годов в нем был рукоположен в иеродиакона, а затем и в иеромонаха будущий патриарх Пимен (Извеков). Храм был закрыт и снесен во 2-й половине 1930-х годов. На его месте выстроили многоэтажное жилое здание (улица Большая Дорогомиловская, дом 21). Новым кафедральным собором стала церковь Богоявления Господня в Елохове. http://rutlib.com/book/21735/p/3 Первые записи в летописи о деревянной церкви Богоявления в Дорогомиловской ямской слободе внесены в начале XVIb. Каменный храм был возведен на ее месте в 1727 г. Во время Наполеоновского нашествия 1812 года Богоявленский храм пострадал от пожара, частью разрушился, но был скоро восстановлен. В 1835 г. к храму был пристроен придел в честь иконы Богоматери «Утоли моя печали», в 1861 г. – приделы в честь Сергия Радонежского и Тихона Задонского, в 1874 г. – новая колокольня. В марте 1898 г. духовенство и прихожане решили построить новый просторный Богоявленский собор по образу Храма Христа Спасителя, для чего собрали более 150 тысяч рублей. По проекту церковь Богоявления начале XVIII в. должна была быть снесена, но, судя по всему, рука у строителей не поднялась. Старая церковь стала трапезной нового собора. В 1908 г. митрополит Владимир (Богоявленский), принявший впоследствии мученический венец, освятил новый храм, а последний его готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 г. освящал епископ Трифон (Туркестанов). Богоявленский собор в Дорогомилове стал третьим в Москве по величине и вместимости (10 тысяч человек) после Храма Христа Спасителя и Успенского собора в Кремле и самым крупным приходским храмом первопрестольной. В 1922 г. Дорогомиловский Богоявленский собор вынужденно стал и долго оставался кафедральным московским собором, в котором часто служил заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий (Страгородский). В 1938 году храм Богоявления в Дорогомилове был разрушен.

http://sobory.ru/article/?object=34503

Кажется, в моём случае сошлись все возможные счастливые НЕслучайности: верующие родственники и друзья, православный университет, пение в храме, мудрые священники и… просто множество маленьких и больших чудес. Но чудеса ведь не совершаются бесцельно, все они помогают нам в пути: сейчас вот — в преподавании французского языка, в написании диссертации. Что ждёт за следующим поворотом? Неважно. Главное — новые задачи, возрастание в меру возраста Христова… всё та же величественная река Промысла Божия, бережно несущая нас к гавани Небесного Царствия. «Слабым беспомощным ребёнком родился я в мир, но Твой Ангел простёр светлые крылья, охраняя мою колыбель. С тех пор любовь Твоя сияет на всех путях моих, чудно руководя меня к свету вечности. Славно щедрые дары Твоего промысла явлены с первого дня и доныне. Благодарю и взываю со всеми познавшими Тя: Слава Тебе за тайные и явные милости Твои; Слава Тебе за каждый вздох грусти моей; Слава Тебе за каждый шаг жизни, за каждое мгновение радости; Слава Тебе, Боже, вовеки!» Митр. Трифон (Туркестанов). Акафист «Слава Богу за всё». ПОСТ СКРИПТУМ. Поразительно то, что за несколько лет, что я живу в Москве, добрая треть моих рижских друзей пришла в храм. Временами, узнавая об очередном «обращении», я руками всплёскивала: «Ну надо же!» СЛАВА БОГУ ЗА Александра Островская, выпускница и аспирантка ПСТГУ, преподаватель французского языка на Историческом факультете. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 марта, 2024 7 декабря, 2023 9 августа, 2023 8 мая, 2023 19 июня, 2022 11 мая, 2022 8 апреля, 2022 8 марта, 2022 20 февраля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/vsyo-v-vere-vyzyvalo-z...

Как в теле человека много частей и каждая из них исполняет своё назначение: ухо слышит, глаз видит, ноги ходят и так далее, так и в Церкви Христовой, которую можно уподобить телу человеческому, глава которой Христос, всякий её член должен исполнять своё назначение, а для этого надо, чтобы каждый имел особые, нужные для дела способности, даруемые ему Господом Богом. Дары эти получаются человеком в Таинстве Миропомазания, когда священник изображает крест священным миром на членах ребёнка со словами: «Печать дара Духа Святаго». Тогда и естественные способности, например ум, память и другие, получают благодатное освящение, а главное, сообщаются каждому особые духовные дары (например, разум разуметь слово Божие и другие), которые без этого таинства не могли бы быть получены. Поэтому, те христианские общества, которые не имеют этого таинства, например некоторые раскольнические секты и вера протестантская, – бездарные. He всем в одинаковой степени даются дары эти, – одному больше, другому меньше; как и в притче о талантах говорится: одному было дано пять талантов, другому два, третьему один, каждому по силам его (см. Мф.25:14–30 ). Но, каждый получивший обязан умножить таланты эти; получивший пять приобрёл другие пять; получивший два другие два. И только получивший один талант спрятал его в песок и скрыл серебро господина своего, за это он и потерпел строгое осуждение. Эти «таланты» или дары, даются человеку не для него самого, а для тела Церкви Христовой, то есть для прославления Божия, поэтому и нечего гордиться этими дарами или завидовать тем, которые имеют больше, чем мы. Апостол Павел говорит в своём послании к коринфянам, что всякому истинному христианину даётся проявление Духа Святого на пользу ( 1Кор.12:7 ). Дары различные, но Дух один и тот же. Одному даётся Духом слово мудрости, иному вера, иному дары исцелений. Сообразно с нравственными качествами человека, его характером, образом жизни, воспитанием и дары даются различные. Так, например, по моему мнению, отец Иоанн Кронштадтский , часто бывающий среди болящих, обладает даром исцелений. Отец Амвросий Оптинский , получив духовное воспитание под руководством мудрых старцев, сам изучивший в совершенстве Священное Писание и творения святых отцов, – обладал даром духовной мудрости.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Когда Казанская ц. не стала вмещать молящихся сестер и паломников, попечитель общины Сидоров обратился к митр. Иоанникию с прошением разрешить пристроить к ней придел во имя Св. Троицы, но Московский святитель ответил: «Потерпите, может быть, Бог даст, что у вас будет и каменный храм» ( Израилев А., прот. 1889. С. 41). В 1885 г. вологодский купец Н. Н. Киселёв, похоронив в К. м. супругу, решил выстроить каменную церковь. 1 сент. 1885 г. закладку соборного храма во имя Св. Троицы совершил еп. Дмитровский Мисаил (Крылов), через 2 года - митр. Московский Иоанникий в сослужении благочинного общежительных мон-рей волоколамского архим. Сергия, настоятеля московского в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря архим. Андрея, а также прот. Аристарха Израилева , клирика ц. во имя свт. Стефана Пермского при 1-й московской мужской гимназии, автора исторического описания обители (М., 1889), освятил церковь. Постройка собора оценивалась в 47 500 р. 6 сент. того же года благочинный свящ. Николай Буровцев освятил правый придел в честь Черниговской иконы Божией Матери, архим. Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) - левый придел во имя равноап. Марии Магдалины. В основном приделе установили 4-ярусный иконостас, в боковых приделах - 2-ярусные иконостасы, а над зап. папертью обустроили ризницу. Своды и стены собора расписали на средства Павла Корнева, крестьянина с. Рогачёва Дмитровского у. Московской губ. В 1889-1892 гг. на средства купчихи А. А. Смирновой (мон. Рафаилы) и сергиево-посадского купца И. Е. Ефимова был сооружен каменный 2-этажный больничный корпус с ц. во имя мц. Акилины, кельями, больницей, богадельней для престарелых сестер и «читальней» (постройка оценивалась в 20 тыс. р.). В 1894 г. в К. м. вместо деревянной была заложена каменная ограда. Над св. вратами была поставлена икона Божией Матери «Сладкое лобзание», подаренная обители иеросхим. Аристоклием (Амвросиевым). В 1906 г., при игум. Евгении, строительство каменной ограды было окончено, устроены конный двор и квасоварня. В 1900 г. на средства известного московского благотворителя почетного гражданина М. П. Аристова в обители открыли школу грамотности в отдельном корпусе, к-рый освятил в 1901 г. еп. Дмитровский Трифон (Туркестанов) .

http://pravenc.ru/text/1319830.html

Когда мы погребаем наших усопших и молимся об упокоении их душ, мы просим, чтобы Господь сотворил им «вечную память». Но эта молитва может относиться и к нам, живущим еще на земле, потому что и мы нуждаемся в том, чтобы Господь имел нас в Своей вечной памяти – ведь цель нашей жизни и есть приобщение к вечности. Поэтому самое лучшее и ценное пожелание церковное есть пожелание вечной памяти. А мы об этом постоянно забываем. Отягченные заботами житейскими и омраченные временными обстоятельствами нашей жизни, мы забываем о том, для чего созданы, забываем о вечности, в которой живет лишь то, что сотворено Господом – добродетель. Все же остальное отметается и бросается в огонь, во тьму внешнюю. Нам только кажется, что оно существует, а на самом деле, как говорит один святой отец, «в начале не было зла, потому что и теперь нет его во святых, и для них оно вовсе не существует» 437 . Воистину, существует только жизнь в Боге и то, что ведет нас по пути стяжания Царствия Божия. Святые отцы говорят нам, что человек создан по образу и подобию Божию, что он есть венец природы и царь всей видимой твари и вместе с тем сотаинник Божией благодати. Они учат, что телом своим человек связан со всею земною тварью, потому что тело его Господь создал, персть взем от земли ( Быт.2:7 ), а своею душой он соединен с горним ангельским миром. Человек стоит на грани двух миров – земного и небесного. В творении его, как говорит святитель Григорий Богослов , «художническое Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство... невидимая и видимая природа, созидает человека, из сотворенного уже вещества взяв тело и от Себя вложив жизнь, поставляет на земле иного ангела, из разных природ составленного поклонника, зрителя видимой твари, таинника твари умосозерцаемой» 438 . Но созданный по образу Божию и поставленный Господом на грани двух миров, человек не выполнил своего предназначения: он согрешил, отпав от Бога, а через него и весь видимый мир, венцом которого он является, стал отходить от Господа. Тогда на землю явился Сын Божий, Который Своею смертию упразднил смерть и Своим Воскресением открыл нам путь к вечной жизни. Он даровал нам и вечную память – и не только нам, верующим в Него, но и всей видимой твари.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Название модного в прошлом дачного поселка Малаховка происходило от фамилии купца Малахова, который в начале XIX века имел здесь сукновальню. В 1885 году предприниматель Федор Иванович Шпигель взял в аренду земли англичанина Аллея у станции Малаховка и выстроил первые дачи, став основателем поселка. Однако к началу XX века, когда Малаховка приобрела известность в творческой среде, дачная местность имела двух разных владельцев и делилась на две части. Первой частью («Соколово-Малахово»), располагавшейся к северу от линии железной дороги, владели сыновья Алексея Дорофеевича Соколова – Павел и Алексей. Южная часть («Малахово-Озеро») принадлежала супругам Николаю Дмитриевичу Телешову и Елене Андреевне Карзинкиной. Владельцы двух дачных поселков у станции Малаховка во всем конкурировали между собой и не уступали друг другу в тесном знакомстве с лучшими поэтам, писателями, музыкантами и артистами своего времени. Соколовы и Телешовы также спорили о праве построить церковь именно на своей части дачной местности, но в итоге, это почетная обязанность выпала владельцам северного поселка. Братья Соколовы также проложили у себя линию конки и возвели знаменитый когда-то, а ныне утраченный Летний театр в Малаховке. Закладка церкви святых апостолов Петра и Павла при станции Малаховка совершилась 14 июля (ст. ст.) 1902 года в 11 часов утра. Как отмечал корреспондент 195 номера «Московского листка» в заметке об этом событии, храм возводился на земле и на пожертвования господ Соколовых с участием других жертвователей-дачевладельцев. Малаховская церковь «красивой архитектуры, в русско-византийском стиле» изначально проектировалась с тремя престолами: апостолов Петра и Павла, равноапостольной княгини Ольги и святого Алексия, человека Божия. Закладку совершил епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов) в присутствии местного духовенства и мирян. Малаховский храмоздатель Сергей Алексеевич Соколов (литературный псевдоним Сергей Кречетов) был неординарной, многогранной личностью: адвокат, поэт, руководитель московского издания символистов «Гриф», участник Первой Мировой войны (три года провел в немецком плену), затем деятель Белого движения, а в эмиграции – издатель антисоветских журналов. Знаменитый поэт серебряного века Андрей Белый в книге воспоминаний оставил такую характеристику С.А. Соколова: «С эстрады, – как кречет; а в кресле домашнем своем – само «добродушие» и «прямодушие», режущее «правду-матку»; не слишком ли? Бывало, он так «переправдит», что просто не знаешь, кидаться ли в объятия и благодарить, иль грубо оборвать… Имел дар: был – делец, достающий деньгу для издательства и перекидывающий с руки на руку, точно брелоки, журналы: «Искусство», «Руно», «Перевал» – были сфабрикованы им, как и издательство «Гриф».

http://sobory.ru/article/?object=10503

Наше великое счастье, что мы снова входим в годовой богослужебный круг и имеем возможность еще раз со всем миром пройти его. А наша задача заключается в том, чтобы каждый посылаемый нам Господом год жизни сделать воистину временем приобщения к вечности, вхождением в то, что по бесконечной любви Божией совершалось «нас ради человек и нашего ради спасения». Аминь. Тайна богослужения В день церковного Новолетия, 1 сентября Несколько дней тому назад мы с вами, по милости Божией, вступили в новый церковный год, а ныне празднуем первый великий праздник годового богослужебного круга – Рождество Пресвятой Богородицы. Для того чтобы понять смысл этого праздника, а вместе с ним и других праздников церковных, нам нужно прежде всего вспомнить, что церковная жизнь есть тайна, непостижимая для тех, кто находится вне Церкви. Неслучайно ведь самое важное в жизни Святой Церкви – ее средоточие, через которое мы становимся причастниками благодати Божией, – мы называем Таинствами. Сами мы своим тварным умом не могли бы постигнуть этой тайны церковной, но Господь по Своей милости постепенно открывает ее тем, кто живет в Таинствах, кто припадает к этому источнику благодати и пьет его живую воду. В жизни церковной есть много тайн. Одна из них постоянно открывается верующим. Мы приобщаемся этой тайне не только тогда, когда получаем благодатные дары через Таинства, но всякий раз, когда бываем в храме и участвуем в богослужении. Впрочем, для многих из нас, верующих, тайна эта продолжает оставаться закрытой. Для того, чтобы по-настоящему соприкоснуться с нею, нам нужно быть не простыми слушателями и зрителями того, что совершается в храме, но войти в опыт тех, которые были творцами богослужения и запечатлели его в составленных ими молитвах и песнопениях, начиная со времен апостольских, через мучеников и преподобных, и кончая подвижниками нашего времени. Творцы богослужения в полном согласии со святыми отцами и учителями Церкви говорят нам о том, что человек создан для вечной жизни, что подлинной стихией, в которой только и может жить его душа, является вечность.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Никогда враг человеческого спасения – диавол не употреблял столько усилий к разрушению Царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против нее опаснейшим из оружий, оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив не тронутою ни одной из ее истин. Теперь разом мы имеем пред собою все заблуждения, какие когда-либо существовали, и несколько таких, которые, по крайней мере в настоящем своем развитии, никогда еще не существовали. И этот всеотрицающий, всеколеблющий, всеразрушающий дух неверия и вольномыслия, как язва, как смерть, – скажем словами пророка – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет во что бы [то] ни стало все у нас переделать по-своему. Много труда, самоотвержения и умственного напряжения нужно поэтому тому, кто правит слово истины; ему поистине нужно иметь тот ум Христов ( 1Кор.2:16 ), которым обладали апостолы, пред словом которых преклонялась мудрость философов и легкомыслие толпы. Все это, конечно, не может не устрашать человека мыслящего, вместе с именем епископа принимающего на себя обязанность проповедовать Евангелие, обличать и отражать ложь, защищать и охранять истину, ратоборствовать против сильных врагов и многочисленных опасностей и затруднений. Но послушай, что говорит Господь апостолу, а в лице его и тебе: Не бойся, но говори и не умолкай; ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла... Итак, ободрись и успокойся, возлюбленный собрат, ибо ты не одинок и не беспомощен: Верховный Пастыреначальник наш Христос дал тебе для этой борьбы всемощное слово Свое во уста твои и вседетельный дух в твое сердце. Так говори же и не умолкай, как неумолкаемо говорил ты и на прежних местах своего служения. Подкрепленный сегодня силою новой архиерейской благодати, облеченный в это духовное вооружение, сильное, по выражению слова Божия, на разорение твердем (2Кор.10:4) , смело становись на стражу веры и Церкви Православной.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010