Преподобный Никон (1888–1931) Поступить в Оптину братьев Николая (так звали в миру отца Никона) и Ивана Беляевых благословил епископ Трифон (Туркестанов) . Письмоводство стало основным занятием Николая в течение всей его жизни в скиту. Почти все свободное от молитвы время проводил он у старца Варсонофия, который, помимо официальной, деловой переписки, вел большую переписку со своими духовными детьми и почитателями. Старец сразу увидел, а вскоре и убедился в том, что в этом юноше он найдет не только примерного ученика и примерного монаха, но и достойного последователя своих заветов и наставлений. Весь свой опыт и все свои знания, накопленные за годы пребывания в скиту, решил он передать Николаю как достойному принять и сохранить этот дар. Старец делился с ним своими воспоминаниями, поверял ему свои скорби и радости, учил, наставлял, предостерегал. В отношениях Николая с преподобным Варсонофием был истинный образец древнего старчества и ученичества. Так и в древности вырастали духовные гиганты из истинных учеников. С изгнанием старца Варсонофия из скита в результате смуты для Николая наступила полоса скорбей. Тихое, безмятежное состояние души его, благодатная радостность и беспечалие уступили место страданиям, как и предрекал ему старец. Вскоре после отъезда отца Варсонофия Николая перевели в монастырь, разлучив не только со старцем, но и со скитом. Вскоре пришло известие о кончине отца Варсонофия. Страдания душевные усугублялись физическими: Николай заболел острым ревматическим воспалением суставов и сердца. И хотя старца Варсонофия хоронили не в Голутвине, а в Оптиной, Николай, прикованный тяжелым недугом к постели, не смог даже присутствовать на погребении, проститься со старцем, дать ему «последнее целование». Выйти из больницы и припасть к дорогой могиле он сможет только через месяц после погребения. Постриженный в мантию с именем Никон, 3 ноября 1917 года преподобный был посвящен в сан иеромонаха. Иерейская хиротония состоялась через 9 дней после революции... Когда отец Никон был еще мальчиком, он написал однажды на деревянном киоте: «Обязуюсь в течение десяти лет уничтожить язычество во всем мире. Н. Беляев ». И именно десять лет продолжалось его служение пред престолом Божиим – именно тогда, когда в Православной России начались невиданные дотоле гонения на христианство .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Раздел второй. Проповеди, точная дата произнесения которых не установлена Приобщение к вечности В день церковного Новолетия, 1 сентября Во имя Отца и Сына и Святаго Духа По милости Божией сегодня мы с вами вступаем в новый церковный год. Ежегодно, шествуя от праздника к празднику, Святая Церковь вместе со всей природой проходит от начала до конца годовой круг богослужения. Для людей, живущих в мире, наступление нового года обычно связывается с тягостным чувством сожаления о том, что они могли бы сделать то, что осталось несделанным. Оглядываясь назад, на пережитое время, человек неизбежно думает о том, что безвозвратно упущено в прошлом, чего уже нельзя изменить или вернуть в будущем... Людям, живущим духовной жизнью, чуждо это чувство безвозвратности минувшего, потому что они живут в мире, где нет временных ограничений, где преодолеваются границы прошлого, настоящего и будущего. Недавно мы с вами погребали Божию Матерь и не «вспоминали» Ее погребение, а действительно погребали Ее. А через несколько дней мы будем праздновать Ее Рождество. Это становится возможным благодаря тому, что, совершая богослужение, мы вступаем в мир, в котором уничтожаются грани времени, потому что в богослужении мы живем в вечности. Через это приобщение к вечности мы можем реально соприсутствовать событиям, от которых нас, людей XX века, исторически отделяет целый ряд протекших столетий. Преодолевая в богослужении границы времени и вступая в мир вечности, мы входим в него не одни, а вместе со всею природою. В богослужебных песнопениях постоянно говорится об участии всей твари в той радости, которую испытывает человек, приобщаясь к вечности, об участии ее в прославлении Творца. «Небеса убо достойно да веселятся, земля же да радуется, да празднует же мир, видимый же весь и невидимый», – говорится об этом в каноне Пасхи. И не только небо и земля, но и каждое из творений Божиих в отдельности участвует в этом всеобщем гимне Творцу. В «хвалитных» псалмах ( Пс.148–150 ), ежедневно читаемых на утрене, мы призываем солнце и луну, звезды и свет, горы и холмы, деревья, зверей и птиц вместе с горним ангельским миром принять участие в прославлении Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Раздел третий. Беседы, воспоминания Шамординская Казанская Амвросиевская пустынь и ее основатель старец иеросхимонах Амвросий 1 За алтарем соборного храма древней обители Оптинской находится небольшая часовня, в ней мраморное надгробие, и на нем начертаны слова Священного Писания: Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых ( 1Кор.9:22 ). И эти слова вполне выражают и характер, и направление деятельности того человека, который мирно покоится в недрах земли под этим надгробием. Батюшка старец о. Амвросий был действительно олицетворением здесь, на земле, самоотверженной христианской любви и всю свою жизнь до последнего вздоха отдал ближним, спасая их из пропасти неверия, уныния и отчаяния. Здесь в этом зале, несомненно, есть много людей, которые хорошо помнят батюшку, которые пользовались его советами и наставлениями и которые, может быть, спасены им от великих житейских тягостей. Они являются живыми свидетелями истинности моего рассказа, но еще лучшим, вечно живым свидетелем этого является основанная им Шамординская Казанская Амвросиевская женская пустынь. Но прежде чем говорить о ней, скажем несколько кратких слов об Оптиной пустыни, где подвизался о. Амвросий, и о старчестве, которого он явился выразителем. Древняя Оптина пустынь находится в Калужской губернии, недалеко от г. Козельска, и, по преданию, основана неким отшельником Оптой. В древности она процветала, но с течением времени стала хиреть и едва не была закрыта. Возобновителем ее явился в начале XIX столетия некто игумен Моисей, человек глубокого внутреннего опыта, он понял, что монастырь без духовного руководства не может процветать; для того чтобы научить братию молиться, бороться со страстями, совершенствоваться духовно, необходим опытный духовный руководитель. Вот почему он постарался отыскать такого руководителя и нашел его в лице некоего иеросхимонаха Леонида, ученика знаменитого Паисия Величковского . Учеником о. Леонида был иеросхимонах Макарий, а учеником о. Макария – батюшка о. Амвросий.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Разделы портала «Азбука веры» ( 41  голос:  4.3 из  5) На святом порожке Спирит В. П. Быков у старца Нектария в Иоанно-Предтеченском Скиту В 1913 году в Москве появилась на прилавках книжных магазинов книга Владимира Павловича Быкова «Тихие приюты для отдыха страдающей души. Лекции-беседы». Надо знать духовно-нравственную атмосферу того времени, кануна Первой мировой войны и революции, чтобы оценить необычность вышедшего издания, – оно резко выделилось из плотного теософски-спиритического строя тогдашней культуры и открыло ясный горизонт Православия. Быков публично говорил о русских монастырях, более – об обителях Калужской губернии, среди которых самым ярким было сияние Оптиной Пустыни с ее духоносными старцами. На лекциях автор проектировал на экран виды монастырей, которые ему для этого любезно предоставил собравший коллекцию замечательных снимков епископ Трифон (Туркестанов) . Лекции имели огромный успех. То, что говорил Быков, для многих было откровением, освобождением от обмана, радостью. Никого не смущало, что эти лекции-беседы ведет человек, совсем недавно имевший громкую славу великого спирита, издателя газет и журналов, распространявших дух противления Христу среди русской интеллигенции. Магия, оккультизм, теософия… В книге своей Быков очень откровенен, – с сильнейшим покаянным чувством рассказывает он подробности своей спиритической деятельности и постепенного пробуждения. «Я делал это по слепому неведению, – писал он, – по искреннему увлечению в глубокой уверенности, что это и есть тот истинный путь, которого так бесконечно-настойчиво, так жадно ищут многие в наш век; обманывал, быв обманут, но это меня не оправдывает, так как те, которые шли по моему указанию в тенеты лжи, в тенеты спиритизма, оккультизма, теософии, – тонули и гибли там так же, как и те, которые самостоятельно падали в эту мертвой хваткой поглощающую бездну… Но… я верю, неистощимое милосердие искупившего нас Своею кровью Господа – безгранично, и молитвы Церкви – чудодейственно плодотворны, и им, и только лишь им теперь я вверяю и себя, и тех, которые, благодаря моим заблуждениям, стали на скользкий путь пагубного увлечения. Господь выправит и их, и мои пути!»

http://azbyka.ru/fiction/optinskie-byli-...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Ноября 3 (16) Священномученик Сергий Кедров Священномученик Сергий родился 10 августа 1880 года в деревне Константиново Бронницкого уезда Московской губернии в семье священника Павла Кедрова. По окончании в 1901 году Московской Духовной семинарии Сергей Павлович был направлен учителем в Старниковскую церковноприходскую школу в Бронницком уезде, где проработал до 1908 года. 5 октября 1908 года в Троицком храме села Фаустово Сергей Павлович обвенчался с Людмилой Александровной, дочерью настоятеля этого храма Александра Григорьевича Зверева. Храм, в котором служил священник Александр Зверев, известен с XVII века и построен тщанием царя Алексея Михайловича. В этом храме служил священник Иван Афанасьев; его преемниками были священники Василий Иванов, Петр Васильев, Сергей Петров, Иван Сергеев, Филипп Иванов, Сергей Филиппов. После священника Сергея Филиппова с 1830 года в храме стал служить его зять, Григорий Афанасьевич Зверев, благодарная память о котором сохранялась среди жителей села как о священнике, много потрудившемся для благоустроения прихода. С 1870 года его место занял сын, священник Александр Григорьевич Зверев, чья дочь вышла замуж за Сергея Павловича Кедрова. 17 октября 1908 года Сергей Павлович был рукоположен во диакона, а через день, 19 октября, епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил его во священника к Троицкой церкви села Фаустово Бронницкого уезда Московской губернии. В селе было два храма: Живоначальной Троицы с верхней холодной частью и с нижней теплой – во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; другой храм, во имя соловецких чудотворцев преподобных Зосимы и Савватия, был холодным. Приход состоял из села Фаустово и расположенной в трех верстах от него деревни Юрасово и включал в себя двести сорок восемь домов, в которых проживало около тысячи шестисот прихожан. В селе была церковноприходская школа, которой заведовал отец Сергий, в ней училось около пятидесяти мальчиков и сорока девочек. В школе отец Сергий устроил особый певческий класс, где обучались дети, способные к пению и регентскому искусству; впоследствии из них составился прекрасный церковный хор, причем они оказались настолько верны своему храму, что и во время наступивших при советской власти гонений, преследований и угроз не оставили клироса.

http://fond.ru/kalendar/1146/sergiy/

Скачать epub pdf Преподобный Варсонофий (5 июля 1845 – 1/14 апреля 1913) Преподобный Варсонофий (в миру Павел Иванович Плиханков) родился в Самаре в купеческой семье. В юности он избрал военную стезю, учился в кадетском корпусе, дослужился до полковника, а в возрасте 46 лет, оставив все, стал послушником в скиту Оптиной пустыни. Его старцем был прп. Анатолий «Старший», у прп. Нектария он нес послушание келейника. В 1900 году послушник Павел был пострижен в мантию, в 1902 г. о. Варсонофий был посвящен в иеродиакона, в 1903 г. – в иеромонаха и назначен помощником старца Иосифа и духовником Шамординской женской обители. Во время войны с Японией прп. Варсонофий был фронтовым священником. После войны в 1907г. он возведен в сан игумена и назначен скитоначальником Оптиной пустыни. В 1912 г. прп. Варсонофия назначают настоятелем Старо-Голутвинского Богоявленского монастыря с возведением в сан архимандрита, но управление его продлилось менее года. В надгробном слове митрополит Трифон (Туркестанов) , духовный сын старца, говорил о нем: «Ты умел только любить, только творить добро...». Указание пути ко спасению Деточки, берегите святую веру, это неоцененное сокровище, с ним войдете в Царство: ведь не для малого мы трудимся, а для завоевания Царства, да еще какого – Небесного. Можно спастись и в богатстве, и в бедности. Сама по себе бедность не спасет. Можно обладать миллионами, но сердце иметь у Бога и спастись. Можно привязаться к деньгам и в бедности погибнуть. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были стеснительны. Да вовсе они и не так трудны! Чего требует Церковь ? Молись, когда надо, постись – это надо исполнять. Про Свои заповеди Господь говорит, что они не тяжки... Снести поношение, еще добром заплатить за него – это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога и которую мы и перешагнуть не стараемся, – перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве. Везде спастись можно, только не оставляйте Спасителя. Цепляйтесь за ризу Христову, и Он не оставит вас.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/optins...

Скачать epub pdf Содержание Земной ангел и небесный человек (предисловие) Часть первая (1861–1913) Часть вторая (1914–1934) I. Из поучений митрополита Трифона Слово в тюремном Сергиево-Посадском храме в день престольного праздника во имя иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали» Слово в день памяти святителя Николая Чудотворца Слово на день сошествия Святого Духа на Апостолов Слова на день обретения мощей преподобного Серафима, саровского чудотворца Слово на день великомученика и целителя Пантелеймона Слово на день явления иконы Пресвятой Богородицы в городе Казани Слово в день предпразднства Происхождения Древ Животворящего Креста Господня Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по случаю 200-летия военного госпиталя Слово в день попразднства Рождества Христова Слово в день памяти святителя Митрофания, епископа Воронежского Слова в день праздника Рождества Христова Слово на новый, 1909 год Слово в праздник Богоявления Господня Слово в день памяти Святого благоверного князя Даниила московского Слово о благоразумном разбойнике Слово после молебна в день памяти святителя Иоасафа Слово на день преставления преподобного Сергия Радонежского, всея России чудотворца Слово в честь дня перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (убруса) Господа нашего Иисуса Христа Слово на отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы Слова, произнесённые за богослужениями Страстной и Светлой седмиц (1918 год) Великопостные проповеди и поучения Слово на Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Девы Марии Слово на день празднования Казанской иконы Божией Матери Слово в день памяти преподобного Иоанна Лествичника Слово в день памяти преподобной Марии Египетской Слово в субботу перед Воздвижением Честного Животворящего Креста Господня Слово в день памяти святого великомученика Дмитрия Солунского Слово на погребении старца о. Амвросия Настоятель Оптиной пустыни священноархимандрит схимонах Исаакий Памяти иеромонаха о. Варнавы Слово в день памяти иеросхимонаха Амвросия Оптинского Слово на девятый день по преставлении о.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Содержание Из духовного наследия Перед вратами вечности Литература о митрополите Трифоне (Туркестанове) От издателей Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия …1894… Поучение в день престольного праздника в тюремном храме в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Сергиевом Посаде В 9-й день по кончине настоятеля Оптиной пустыни схиархимандрита Исаакия …1898… Об иноческих скорбях Об иноческом пути …1900-е… В Ксениинском приюте …1901… При наречении во епископа Дмитровского Ответ на приветствие братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Прощание с Московской духовной семинарией …1902… Перед присягой дворян по случаю дворянских выборов Освящение храма во имя преподобного Симеона Столпника при больнице-приюте для монашествующих в Даниловом монастыре …1903… О святом храме Речь при освящении здания для школы и библиотеки-читальни при Николаевской, в Толмачах, церкви Средство приобрести смирение О христианском воспитании детей Беседа, сказанная на пасхальном вечере При возведении в сан игумена наместника Богоявленского монастыря отца Ионы В Александре-Мариинском институте имени кавалерственной дамы Чертовой в день акта На торжествах в Иверской Выксунской обители 7–9 июля 1903 года Любите храм Божий (в праздник Казанской иконы Божией Матери) О памяти смертной (наставление новопостриженным сестрам обители) В день годовщины Братства святителя Петра, митрополита Московского, произнесенная на общем собрании Братства После молебна о даровании победы русскому воинству Приветствие почетного члена Военного Сергиево-Пантелеимоновского братства преосвященного Трифона, епископа Дмитровского, командующему Маньчжурской армией генерал-адъютанту А. Н. Куропаткину На освящении храма во имя святого Феодосия Черниговского в Богоявленском монастыре Утешение веры обуреваемым своеволием неверия Перед присягой московского дворянства по случаю сессии Дворянского губернского собрания На открытие Государственной думы Памяти иеромонаха Варнавы († 17 февраля 1906 года) …1907… Священной памяти великого князя Сергия Александровича Слово в приюте для слепых ремесленников имени А.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Древнехристианские и оптинские старцы «Древнехристианские и оптинские старцы» Трифона (Туркестанова), автора акафиста «Слава Богу за все» представляет собой диссертацию митр. Трифона (Туркестанова), написанную в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию. Митр. Трифон (Туркестанов) в «Древнехристианских и оптинских старцах» пытается дать богословское обоснование старчества, его историю в древности, подробно говорит о расцвете страрчества в Оптине. Исторический обзор традиции старчества и ее расцвет в Оптине написан на основе личных воспоминаний о старцах оптинских, послушником которых был Трифон (Туркестанов). От издательства Диссертация митр. Трифона (Туркестанова), написанная в 1895 г., когда он, будучи в сане иеромонаха, оканчивал Московскую Духовную академию, публикуется впервые. Рукопись находится в Отделе рукописей Российской Государственной библиотеки, в фонде Московской Духовной академии (ф. 172, к.415, д.2). При подготовки издания нами были внесены в текст рукописи некоторые изменения: во-первых, где это было возможно, поставлены абзацы, во-вторых, исправлена пунктуация, в-третьих, библиографические записи в предисловии и сносках расшифрованы и приведены в соответствие с современными нормами, в-четвертых, выверены цитаты. Точные цитаты из Священного Писания выделены курсивом, но отсылки даны ко всем цитатам. В раскавыченных цитатах из свв. отцов, в тех случаях, когда это проясняло смысл, мы вернулись к тексту оригинала. Так как полный перечень использованных изданий автор приводит в предисловии, то в сносках библиография дается в сокращенном виде. Редакторские вставки в текст выделены квадратными скобками. Мы внесли также некоторые примечания, главным образом касающиеся приводимых автором терминов и имен.   В нескольких случаях мы приводим замечания рецензента диссертации, ректора Московской Духовной академии, архимандрита (впоследствии митрополита) Антония (Храповицкого). Считаем также небезынтересным его отзыв на работу, который помещаем в конце книги.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=101...

Скачать epub pdf ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) Работа над этой, заключительной частью жизнеописания Владыки весьма затянулась. Если раньше мы имели в своем распоряжении большое количество печатных материалов, содержащих как проповеди и высказывания Владыки, так и описание некоторых моментов его жизненного пути, то теперь приходилось использовать в основном устные рассказы немногих оставшихся в живых его духовных детей; о пребывании Владыки на фронте во время первой мировой войны можно было судить лишь по его дневниковым записям. Большинство этих записей сделано карандашом и настолько неразборчиво, что во многих случаях удавалось расшифровать лишь отдельные фразы или куски фраз. Дневник, относящийся к румынскому фронту, не сохранился. Кроме дневниковых записей имеется несколько кратких газетных сообщений и стихи, посвященные Владыке его фронтовыми товарищами. На фронте Владыка был два раза: в 1914– 1915 годах (на польском и на румынском фронтах). Вот что мы узнали из газет о его служении: «Добрый пастырь Второй викарий Московской митрополии, бывший ректор Московской Духовной семинарии епископ Трифон Дмитровский (в миру – князь Туркестанов) самоотверженно работает на передовых позициях в качестве полкового священника. Государь Император по всеподданнейшему докладу обер-прокурора Св. Синода 26 февраля сего года Всемилостивейше соизволил на пожалование за отличие во время военных действий исполняющего должность полкового священника 163-го пехотного Миргородского полка, исполняющего обязанности благочинного 42-й пехотной дивизии, епископа Дмитровского Трифона, викария Московской епархии, панагией на Георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества». Иерей Виктор (Колумбский) посвятил Его Преосвященству Преосвященному епископу Трифону стихи: Я видел дивную картину: Смиренный русский архиерей Вел в бой родимую дружину, За Русь страдать готовый с ней. Пешком шел старец быстро-быстро В одежде странника с мольбой, В уме и сердце он свободно Скрывал высокий жребий свой. Я видел, в храмах он молился,

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010