Свидетельства современников о митрополите Трифоне: речи, воспоминания, стихи, письма Послужной список Слова и речи, обращенные к преосвященному Трифону Речь ректора Тифлисской семинарии архимандрита Николая (Зиорова) при пострижении в монашество князя Бориса Туркестанова Речь Высокопреосвященнейшего Владимира, митрополита Московского и Коломенского, при вручении жезла преосвященному Трифону Приветствие иеромонаха Иоасафа от имени братии Афонской Пантелеимоновой часовни в Москве по случаю недавнего возведения преосвященного Трифона в епископский сан Ответное слово преосв. Трифона братии Афонской Пантелеймоновой часовни в Москве Речь от имени причта храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы в селе Говорово (имении В. А. Туркестановой), после освящения храма и литургии, совершенной епископом Трифоном Из слова инспектора Московской духовной семинарии С. 3. Ястребцова после прощального богослужения епископа Трифона в храме семинарии Воспоминания о митрополите Трифоне Поездка к старцу Нектарию Оптинскому Митрополит Трифон Из воспоминаний Воспоминания о митрополите Трифоне Стихотворения, посвященные митрополиту Трифону С. Соловьев. [Епископу Трифону] Из стихотворения «Святой Москве» 14 сентября 1913 года Епископу Трифону, путешествующему за границей Арсений Денисов, епископ Ефремовский Архиепископу Трифону Письма Поздравление архиепископу Трифону от духовных детей в день Ангела Из письма архиепископу Трифону от духовных детей Письмо архиепископа Серафима (Остроумова) в годовщину кончины преосвященного Трифона Труды митрополита Трифона (Туркестанова) Письма, хранящиеся в архивах     Из духовного наследия В книге впервые представлено в достаточной полноте духовное наследие митрополита Трифона (Туркестанова) (1861–1934), выдающегося иерарха Русской Православной Церкви. Основное содержание книги составляют слова и поучения, произнесенные им в разные годы своего архипастырского служения, стихи и молитвы. Аристократ по происхождению, выпускник лучшей в Москве гимназии Поливанова, ученик Оптинского старца Амвросия, близкий знакомый святого праведного Иоанна Кронштадтского , владыка Трифон прославился как Московский Златоуст и «кухаркин архиерей», утешитель неприкаянного церковного народа в пору лютых богоборческих гонений.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Искренно любящий и почитающий Вас брат и грешный богомолец епископ Трифон. 27 ноября 1904 года. Москва, Богоявленский монастырь Марии Николаевне Сумбатовой-Южиной 484 1. В ранней моей молодости, так приблизительно до 20-летнего возраста, я очень увлекался театром и в домашних спектаклях несколько раз пробовал свои силы. Пробы эти были по большей части неудачны и потому, что амплуа я выбрал крайне неподходящее, ничего общего не могло быть между мною, маленьким, худеньким, сутуловатым юношей с очень неловкими манерами и всегда крайне плохо одетым [...] и ролями блестящих красавцев. Восторгаясь Михаилом Аркадьевичем 485 на сцене, я по своей застенчивости, даже дикости, никогда не мечтал познакомиться с ним лично, но совершенно неожиданно для меня... получил эту великую тогда для меня радость. То было в Крыму, в Ялте, где он, уже безнадежно больной, лечился от чахотки; там же находился и мой больной астмой отец, а с ним, в качестве спутника, я. Мой отец представил меня Михаилу Аркадьевичу, а я дрожащим от робости голосом просил позволения посетить его, на что тот очень любезно дал свое согласие... Я, как очень многие застенчивые люди, робею малознакомого лица до тех пор, пока не уверюсь, что оно ко мне хорошо относится. Когда же я приду к этому убеждению, я делаюсь вполне откровенным и открываю все, что у меня на душе. Так и в моих отношениях с покойным – когда я увидел его сердечное расположение ко мне, я не без страха и трепета все-таки на его вопрос, какую я думаю избрать карьеру в жизни, открыл ему... что я избрал... иноческий путь и предполагаю в скором времени поступить послушником в Оптину пустынь, где в то время подвизался иеросхимонах Амвросий... Мне хотелось, говорил я, приняв пострижение и пробыв под руководством этого великого христианского психолога несколько лет, потом выйти, если Господу будет угодно, на служение братиям людям, особенно всем скорбным, страдающим, нуждающимся в духовной поддержке. Я не без основания заметил, что открыл ему это не без страха и трепета, потому что до этого времени, кому я ни открывал свое заветное желание, – все, за исключением моей матери, отнеслись к этому крайне неодобрительно; много всякого рода возражений, а иногда и укоризны, насмешек услыхал я от своих товарищей, и от родных, и от того интеллигентного слоя общества, среди которого я находился. Не так отнесся ко мне мой дорогой Михаил Аркадьевич. Своей чуткой артистической душой он понял искренность моего призвания служить Господу, и, когда его супруга Вера Дмитриевна заметила, что она не понимает, как можно в такие молодые годы обрекать себя на такую безотрадную жизнь, он ей на это возразил: «Как ты не понимаешь, Вера Дмитриевна, что у князя горячее желание принять глубокое пострижение (надо было сказать «великое» пострижение, но в терминологии церковной он был весьма слаб), он хочет служить Богу и ближним, это высокое дело». Это было мое последнее свидание с ним, через несколько дней я уехал в Москву, а затем скоро поступил в монастырь. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Позднее в скиту, в одной из бесед с духовными чадами, отец Варсонофий рассказал: «Ежедневно привозили множество раненых, и я, как Господь помогал, утешал, а умирающих соединял со Христом причащением Святых Таин. Часто случалось: подойдешь к какому-нибудь больному – у кого живот пробит, и вырваны куски кишок, у кого рука или нога раздроблены, – подойдешь к нему, а он страдает не столько от боли, сколько от воспоминаний о родной семье. У него и жена, и маленькие ребятки, которые ждут возвращения своего тяти, а тятя лежит в госпитале с неисцельной раной. Надо иметь каменное сердце, чтобы пройти мимо такого страдальца» 415 . В августе 1905 года война кончилась. «Государь сделал все от него зависящее для доведения войны до непостыдного конца, – писал историк С.С. Ольденбург. – Внутренние смуты в сильной степени парализовали русскую мощь. Отказаться вообще от ведения переговоров было невозможно и по международным, и по внутренним условиям. Начав переговоры, нельзя было отказать в уступке Порт-Артура или Кореи, которую Россия соглашалась уступить и до войны. Президент Рузвельт, император Вильгельм, русский уполномоченный Витте – все требовали дальнейших уступок, и только Государь своей твердостью предотвратил худшие условия мира. Россия войну не выиграла, но не все было потеряно: Япония ощутила мощь России в тот самый момент, когда она уже готовилась пожать плоды своих успехов. Россия осталась великой азиатской державой, чего бы не было, если бы она, для избежания войны, малодушно отступила в 1903 году перед японскими домогательствами. Принесенные жертвы не были напрасными. Еще долгие годы Япония – обессиленная борьбой в гораздо большей степени, нежели Россия, – не могла возобновить свое поступательное движение в Азии: для этого понадобились революция в Китае, мировая война и русская революция» 416 . На обратном пути в Россию отец Варсонофий несколько раз подвергался смертельной опасности, но Бог спас. В день памяти старца Амвросия (10 октября) он уже был в Саровской пустыни, которой не мог миновать. Потом через Арзамас и Нижний Новгород приехал в Москву. Остановился в Богоявленском монастыре у владыки-настоятеля епископа Трифона. Сдал в Синодальную контору свою походную церковь . Из Москвы уехал не сразу: хотелось побывать у святынь, помолиться... Владыка Трифон без сомнения рассказал отцу Варсонофию о том, что творилось в Москве в этом весьма беспокойном для России 1905 году. Вот что позднее говорил владыка: «Вспоминаются мне ужасы 1905 года и этот молебен на Красной площади в день святителя Николая... Вспоминается мне, как в эти страшные дни Москва казалась как бы осиротелою, когда гремели всюду выстрелы и когда на каждом шагу грозила смерть» 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

24 апр. совершил последнее богослужение в Одессе, 26 апр. покинул город. И. был избран почетным членом Кременецкого Богоявленского братства Волынской губ. (1881), Российского об-ва покровительства животным (1881), Имп. Православного Палестинского об-ва (1883; имел знак об-ва 1-й степени), Иоанно-Предтеченского братства в Каменце-Подольске (1884), братства свт. Димитрия Ростовского (1884), Ростовского музея церковных древностей (1885), Курского губ. статистического комитета (1887), Каменец-Подольского благотворительного об-ва (1887), Курского об-ва вспомоществования учащимся (1888), братства Св. Софии в Новгороде (1888), Суджанского благотворительного об-ва в Курской губ. (1888), Подольского епархиального историко-статистического комитета (1891), братства равноап. вел. кн. Владимира в Берлине (1892), Одесского Имп. об-ва истории и древностей (1894), СПбДА (1896), КДА (1901), КазДА (1903), действительным членом Холмского правосл. Богородичного братства (1884; имел знак 1-й степени) и др. Награжден орденом св. Анны 1-й (1879) и 2-й (1861) степени и знаками этого ордена с имп. короной (1865), орденами св. Владимира 1-й (1904) и 2-й (1883) степени, св. Александра Невского (1891) и бриллиантовыми знаками этого ордена (1896), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (23 июня 1901), а также болг. орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. Скончался во время богослужения в алтаре Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря, погребен в этой обители. Заупокойную литургию 27 мая 1907 г. совершили митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и еп. Омский Григорий (Полетаев) (друг И. по Нижегородской ДС, проживавший на покое в Новоспасском московском мон-ре) в сослужении новоиерусалимской братии. В отпевании принял участие и Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) . Слова, речи и поучения И. печатались в «Ярославских ЕВ», «Подольских ЕВ», «Волынских епархиальных ведомостях» , «Курских епархиальных ведомостях» , «Херсонских епархиальных ведомостях» . И. не любил длинных поучений, считая, что «надо говорить столько, сколько может внимательно, без напряжения прослушать человек, пребывающий в труде, в работе или в службе; не доводя его до притупления, при котором он стоит в храме, не слушая» ( Андреевский.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

25 января 1894 года Невдалеке отсюда, в Гефсиманской обители, стоит богатый златоглавый храм. Множество богомольцев стекаются к нему ежедневно. Но не роскошью своего убранства привлекает он людей самых разнообразных сословий, а тем великим сокровищем, которое хранится в недрах его, в пещерах, когда-то выкопанных руками подвижников. Там, с кроткою улыбкой на устах, со всепрощающею любовию в очах, возвышается чудотворный образ нашей общей Матери, печальницы всех христиан – Пресвятой Девы. И каких только скорбей, каких горьких тайн не приходилось Ей слышать, какие только трепетные от отчаяния уста не прикасались к Ней? Если бы собрать все слезы, проливаемые пред Нею, они затопили бы весь громадный храм, до верхушки золотого креста достигли бы они! И много таких чудотворных икон на Святой Руси, и много припадает к ним, хотя и слабого духом, но еще сохранившего веру люда. И благо вам, возлюбленные братие христиане, что вы знаете, где утолять болезни многовоздыхающих душ ваших. Благо и вам, возлюбленные, что вы стеклись сюда, оставив ваши домашние дела и работы, дабы вместе едиными устами и единым сердцем прославить в день престольного праздника этого храма Пресвятую Деву. Но горе тем, кто не хочет во святых храмах искать облегчения скорбей своих в молитвах и горделиво удаляется от сего правила христианского, составляющего одно из лучших свойств русского народа. Действительно, если всякий другой народ силен своими учреждениями, своим образованием, то русский народ силен своею верою: слабеет вера в нем, слабеют в нем и все духовные силы. Подобно тому как во время солнечного затмения прекрасное летнее утро превращается в мрачную ночь, так и в душе человека омрачается все доброе, когда облаками страстей заволакивается от него лучезарное Солнце – Христос, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, грядущего в мир 168 . И в этой наступившей тьме, как лживые призраки ночью, блуждают призрачные, лживые цели и стремления. Слабеет вера, затемняется и цель жизни христианской: усвоение себе божественных качеств Спасителя путем тяжелой борьбы с самим собою. Забывается, что жизнь есть подвиг, где в терпении стяжеваются души, и в ней видят лишь наслаждение и телесный покой. Терпя потерпех Господа, и внят ми, и услыша молитву мою ( Пс.39:1 ), – говорит христианин. А неверие говорит иначе: «Если жизнь не дает тебе тех радостей, которых ты желаешь, ищи забвения в вине и разврате или прекращай ее». И, к горю нашему, все более и более распространяется последнее убеждение и с трепетом сердечным читаешь чуть ли не ежедневно о совершающихся убийствах и самоубийствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

29 сентября 1908 года будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) освятил новый храм, а последний готовый придел «Утоли моя печали» в 1910 году освящал епископ Трифон (Туркестанов). Так в бедном Дорогомилове сопротивлялись безбожию и революции. О том свидетельствуют и традиции. Еще в старом храме в 1890 году был учрежден крестный ход в память спасения царской семьи при крушении поезда под станцией Борки. О том просили прихожане, чтобы память об этом чуде не иссякала. Продолжил дорогомиловские традиции и новый храм. Дорогомилово, в отличие от левобережной Пресни, не приняло революцию 1905 года и не участвовало в ней, прислушавшись к призыву митрополита Владимира, осудившего насилие и кровопролитие. Более того, 16 октября 1905 года в Богоявленском соборе совершили молебствие о прекращении смуты и междоусобиц: это случилось ровно за день до опубликования знаменитого Манифеста 17 октября. Иначе как чудом это назвать нельзя. В грозном 1914 году Богоявленский храм посетила Боголюбская икона из часовни, ранее побывавшая в стенах старого храма, когда перед ней молились об избавлении от грозившей холерной эпидемии. Теперь ее встречали с крестным ходом и отнесли к Дорогомиловской заставе, где при огромном стечении народа был отслужен молебен о даровании победы над врагами. Молились в Дорогомилове и накануне открытия Всероссийского Поместного Собора в 1917 году, возобновившем патриаршество. Были в храме и собственно церковные традиции. На Великий пост в нем всегда было много причастников, а на престольный праздник прихожанам раздавали крещенскую воду, разлитую в маленькие металлические сосуды. Духовенство храма участвовало в просвещении народа, действительно оттягивая людей от революции. По воскресеньям здесь проводили беседы о ветхозаветных и евангельских событиях, о русской истории, объясняли закон Божий, рассказывали о праздниках и житиях святых, о священных древностях Москвы… Как важно это было для неграмотных! Еще здесь было разрешено общее народное пение известных молитв. До 800 человек приходили в храм вместе петь молитвы. А хор Богоявленского собора ставили в один ряд со знаменитым хором Чудовского монастыря.

http://pravoslavie.ru/701.html

Šamordinskaja Kazanskaja Amvrosievskaja pustyn‘ i eeosnovamel‘ starec ieroschimonach Amvrosij. 1912, Nr. 5 (Sonderdr. Sergiev Posad 1912). Slovo na otpevanii starca Optinskoj pustynii schimonacha Varsonovija 6.4.1912 goda, in: Moskovskie vedomosti 9.4.1912, Nr. 82. Pešnoe dejstvo, Sergiev Posad 1913. Svjatitel’ Ioann Zlatoust, stradalec i drug stradušich. Sergiev Posad 1913. Christos voskrese! Slovo (26.3.1914 goda) Moskau 1914. Frontovoj dnevnik. 14.9.1914 – 16.2.1915. Hs. Slova, proiznesennye za bogosluenjami Strastnoj nedeli i Svetloj sedmici 1918 god. Hs. Slovo pered odpevanem V.N. Šturma 14.7.1920 goda v Spaso- Peskovskom chrame. Hs. Velikopostnye propovedi i pouenia. Mart – aprel 1921 g. Hs. Cvetok ot bednogo serdca sv. mueniku Trifonu: Stichotvorenie 12.1.1925 g. Hs. Iz zapisnoj kniki. Moskau 1928. Hs. Pis’ma к duchovnym detjam. Moskau 1930–1931 gg. Hs. Werke: Slovo na otpevanii D.P. Ponsova v Voznesenskom chrame 26.2.193цgoda. Hs. Slava Bogu za vsëî Akafist blagodarstvennyj (ohne Datum) Hs. Predsmertnaja molitva о duchovnych adach, prodiktovannaja 5.6.1934 goda. Hs. Ljubite chram Boij, in: MP 1974,12,29. Nadgrobnaja re‘(für Starec Varsonovij, gest. 1.4.1913), in: Nadeda. Christianskoe tenie 6(1980)231–232. O tainstve Pokajanija, in: MP 1984 ,9,41f. Posle priašenija, in: MP1984,12,47f. Literatur: D.S. Dmitriev, Istorieskij oerk Moskovskogo Bogojavlenskogo monastyrja. Moskau 1902. Vospominanija oprazdninych torestvach v Iverskoj Vyksunskoj enskoj obiteli Niegorodskoj gubernii: Vpeatlenija stranika-bogomol‘ca. Moskau 1903. D.S. Dmitriev, Palomiestvo v obitel» prepodobnogo Serafima. Moskau 1905. Torestvo ikony Prep. Sergija i prebyvanie episkopa Trifona v Jabloinskom monastyre. Moskau 1907, D.S. Dmitriev, Preosv. Trifon, episkop Dmitrovskij, vikarij Moskovskij: Nareenie ego vo episkopa, chirotonija, kratkaja biografija i rei. Moskau 1912. Pamjati V.A. Turkestanovoj. Šamordino 1913. Episkop na fronte, in: “Iskry» 1916, Nr. 37. Materialy dlja biografii mitropolita Trifona, sobrannye ego duchovnym det " mi. .1: 1861–1914; .II: 1914–1934. Moskau 1974–1977. Hs.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Были попытки близких к отцу Варсонофию людей отклонить этот перевод. Благожелательно относившиеся к отцу Варсонофию епископы – митрополит Антоний (Вадковский) в Петербурге, епископ Трифон (Туркестанов) в Москве и владыка Никон (Рождественский) в Троицкой Лавре ничего не могли сделать и советовали покориться решению Синода, обещая в дальнейшем всякую помощь. Старо-Голутвин монастырь находился в ведении владыки Трифона, который и стал начальником отца Варсонофия. В архиве Оптиной пустыни сохранился весьма любопытный документ – письмо старшей братии монастыря и скита в Святейший Синод в защиту отца Варсонофия. Там было написано: «1912 года, февраля 29 дня, настоятель Козельской Введенской пустыни со старшей братией пустыни и Предтечева скита при ней слушали указ Святейшего Правительствующего Синода от 6 сего февраля за 1801 о назначении скитоначальника игумена Варсонофия настоятелем Старо-Голутвина монастыря Московской епархии, с возведением в сан архимандрита, и сообщение о том, что отец игумен Варсонофий, по получении вышесказанного указа за 1801 о назначении его, подал прошение преосвященному епископу Александру, прося ходатайства об освобождении его, игумена Варсонофия, по болезни и преклонности лет от настоятельства Старо-Голутвина монастыря. Обсуждая это дело, старшая братия пустыни и скита приняла во внимание, что отец игумен Варсонофий в настоящее время самый нужный инок для скита и пустыни. С кончиной приснопамятного отца протоиерея Иоанна Кронштадтского и старца отца Варнавы (Гефсиманского) в последние годы заметно стал увеличиваться прилив в Оптину богомольцев, и преимущественно лиц интеллигентных, образованных, с разных концов России: дам высшего общества, студентов высших учебных заведений, учительниц, образованных молодых людей обоего пола, жаждущих духовных разъяснений на волнующие их чувства и сомнения и врачевания их. И отец игумен Варсонофий удовлетворял эту потребность. Задолго до его поступления в обитель Господь как бы готовил его к подвигу старческому, о чем есть письменное свидетельство бывшего Калужского епископа Вениамина в резолюции 1902 года, положенной на рапорте о его рукоположении: “Я еще в миру знал отца Варсонофия как человека аскетической жизни”. В 1891 году, по благословению старца иеросхимонаха Амвросия, он поступил в скит Оптиной пустыни; три года каждый вечер ходил для долгих бесед к старцу иеросхимонаху Анатолию, а затем к старцу Иосифу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1903 году церковь посетил епископ Трифон (Туркестанов). В 1899 году при храме на средства прихода и Коломенского училищного совета была возведена церковно-приходская школа с квартирой для учителя. В 1911 году в ней обучалось 19 мальчиков и 11 девочек. Приход жил спокойной жизнью до событий 1917 года. В 1918 году в церкви сменились четыре настоятеля. Последним настоятелем церкви стал протоиерей Иоанн Соколов. Бежавший от коллективизации в 1930 году из Смоленской области, он перебрался в село Татариново, и был назначен настоятелем Покровской церкви. В 1936 году церковь была закрыта, и он перешел в Москву. После закрытия храма, власти первым делом кощунственно вскрыли склеп Ильиных. После вскрытия склепа, в буквальном смысле прямо над костями Ильиной был устроен сельский магазин, просуществовавший вплоть до 1996 года. В советское время церковь занимали разные организации. Там были цех по пошиву валенок, склад для зерна и птицефабрика. Одно время при церкви располагался пионерский лагерь. Детей поселили в здании церкви, там были устроены спальни. В 1994 г. храм был передан церковной общине. Регулярные богослужения начались с 1998 г. Был возведен центральный купол храма. Нижний этаж был обустроен для совершения богослужений, там были возведены два иконостаса для приделов в честь святителя Николая и благоверного князя Александра Невского. В 2008 г. был отреставрирован главный придел храма – Покрова Богородицы, расположенный на втором этаже, стены отштукатурены и отшпаклеваны, установлены новые окна и двери. Над входом на второй этаж была установлена мозаика Покрова Богородицы, изготовленная мастером В. Грабовским. В настоящее время богослужения совершаются на обоих этажах: в теплое, летнее время, - на втором этаже в приделе Покрова Богородицы, в холодное, - в нижнем, приделе святителя Николая. Работы по восстановлению храма продолжаются. http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/church/23/ Двухэтажная церковь построена в 1905 г. Нижний тёплый храм освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы, верхний холодный - во имя Смоленской иконы Божией Матери. Храм возводился на средства Екатерины Ильиной. Она похоронена в нижнем храме. В 1934 г. церковь была закрыта, священник арестован. В 1997 г. здание, лишённое купола и главок четырёх звонниц, передано общине верующих.

http://sobory.ru/article/?object=09246

В 1917 г. состоялся последний набор в В. с., 11 нояб. «ввиду тяжелых экономических условий» занятия были прекращены и воспитанники отпущены домой (согласно распоряжению, «по 5 февраля 1918 г.»), занятия в семинарии не возобновились. За все время своего существования В. с. подготовила и выпустила свыше 3500 чел. Среди ее выпускников - новомученики протоиереи Григорий Воинов и Сергий Константинов , свящ. Константин Некрасов , диак. Николай Цветков , а также профессора МДА Алексей И. Введенский , В. П. Виноградов , Д. Ф. Голубинский , П. И. Горский-Платонов , П. С. Казанский , Н. Ф. Каптерев , проф. КазДА А. И. Гренков , археолог К. И. Невоструев и др. Среди ректоров семинарии были буд. архиереи, деятели духовного просвещения, ученые, люди высокой монашеской жизни: Парфений (Чертков , 1814-1817; впосл. архиеп. Владимирский), Никанор (Клементьевский , 1818-1826; впосл. митр. Новгородский и С.-Петербургский), Венедикт (Григорович , 1829-1831; впосл. архиеп. Олонецкий), Евлампий (Пятницкий , 1831-1834; впосл. архиеп. Тобольский), Агапит (Введенский ; 1834-1842), свт. Филофей (Успенский , 1842-1847; впосл. митр. Киевский), Евгений (Сахаров-Платонов , 1847-1849; впосл. еп. Симбирский), Леонид (Краснопевков , 1849-1853; впосл. архиеп. Ярославский), Игнатий (Рождественский , 1857-1861; впосл. еп. Костромской), Никодим (Белокуров , 1862-1866; впосл. еп. Дмитровский), Сергий (Спасский , 1866-1872; впосл. архиеп. Владимирский), прот. Филарет Сергиевский (1874-1883), Александр (Светлаков , 1883-1885; впосл. еп. Калужский), Иаков (Пятницкий , 1886-1891; впосл. митр. Казанский), Антоний (Каржавин, 1891-1895; впосл. архиеп. Тверской), Трифон (Туркестанов , 1897-1899; впосл. митр.), прот. Андрей Беляев (1899-1912) и др. Последним ректором В. с. был сщмч. Герман (Ряшенцев , 1912-1918, впосл. еп. Вязниковский). Семинария владела хорошей б-кой, сформированной благодаря пожертвованиям митр. Платона, свт. Филарета (Дроздова), С.-Петербургского митр. Никанора (Клементьевского), профессоров семинарии и др. лиц. В 1858-1877 гг. Московская консистория передала в В. с. часть рукописей и книг, конфискованных у старообрядцев (наиболее древние относятся к XVI в.). В 20-х гг. XX в. большая часть б-ки В. с. хранилась в помещении б-ки МДА и в 1930-1945 гг. в составе собрания МДА поступила в ГБЛ (в 1966 выделена в отдельный фонд - 556). Значительную часть собрания составляют материалы, связанные с деятельностью митр. Платона, Псковского архиеп. Мефодия (Смирнова) , преподавателей семинарии (Рукописные собрания ОР ГБЛ. Т. 1. Вып. 2. М., 1986. С. 171-177).

http://pravenc.ru/text/158878.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010