мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 7. О русском старчестве Старчество на Руси не могло входить в жизнь без труда. Это происходило с преодолением тяжких искушений. Не будем здесь говорить о его древних истоках, лежащих в Египте, Палестине и на Святой горе Афон, скажем только, что отцы православной монашеской древности, великие аскеты и мудрецы, стяжавшие благодать Святаго Духа, оставили после себя писания, где, исходя из личного аскетического опыта, поучают читающего, указывают пути примирения с Богом, достижения вечного спасения. Русское старчество черпало из этих писаний живую воду истинно православного учения, которое помогало им достигать духовной высоты и возможности наставлять на истинный путь других. Кроме того, в монашестве нельзя достигнуть никаких положительных духовных результатов без послушания, действиями по своей воле, а не по благословению наставника, духовного отца, старца. Митрополит Трифон (Туркестанов ; 1861–1934) 72 в своей работе о старчестве, написанной в 1895 году, рассматривает это явление всесторонне и дает его ясную и сжатую картину. Старчество основано Самим Богом. Он был Сам наставником первых людей. Когда они были в полном послушании у Него, то благоденствовали. После же грехопадения человек утратил эту прямую связь и стал нуждаться в посреднике. «В Новом Завете, – пишет митрополит Трифон, – домостроительством Боговоплощения средостение между людьми и Богом разорено Великим Ходатаем и Посредником Господом нашим Иисусом Христом, и непосредственное научение Богом стало вновь для всех возможным. Ибо в крещении нам дарована совершенная Божия благодать к исполнению всех заповедей, но разбойник (грех) и после этого имеет возможность входить в душу и делать что хочет, ибо природа наша удобоприемлема и для добра и для зла. Человек стоит среди двух путей, то есть праведности и греха, и на какой хочет, вступает и идет по нему, ибо в крещении ветхий наш человек, влекущий нас от Бога на сторону диавола, плоти и мира, поражен смертельно, но не так, чтобы он – этот человек – не имел силы прожить еще несколько мгновений в предсмертных содроганиях, чтобы нельзя было подкрепить, восстановить и изменить его в себе сродными ему пособиями, лечением, пищею, то есть служением плоти, миру и диаволу, чтобы, ожив в нас, он не мог ослабить и даже убить в нас нового чистого человека, порожденного в нас крещением» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Апостольник преподобномученицы Елисаветы. Марфо-Мариинская обитель милосердия ЖМП 12 декабрь 2022 /  14 декабря 2022 г. 14:00 Зима в российских музеях КРЕСТ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИЦЫ, АВТОГРАФЫ ПЕТРОГРАДСКИХ СВЯТЫХ И ГОСУДАРЕВЫ ВКЛАДЫ В ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВУ ЛАВРУ  PDF-bepcuя. Апостольник и старый рояль Москва, ул. Б. Ордынка, 34, с. 5. Марфо-­Мариинская обитель милосердия. Постоянная экспозиция К 158-й годовщине со дня рождения преподобномученицы Елисаветы Дом-музей великой княгини в Марфо-Мариинской обители милосердия подготовил новую экспозицию. В нее входит постоянная мини-выставка «Белый ангел», в составе которой в свою очередь демонстрируются две только что восстановленные реликвии — апостольник из натурального хлопка и наперсный кипарисовый крест, принадлежащие первой настоятельнице обители. После мученической кончины великой княгини их подняли из алапаевской шахты вместе с честными останками святой. Затем несколько поколений они хранились у благочестивых верующих, потомки которых и передали их в музейный фонд. Апостольник (часть облачения крестовой сестры) основательница обители получила от совершившего обряд посвящения в сестры милосердия 9 апреля 1910 года епископа Дмитровского Трифона (Туркестанова). «Это покрывало скроет тебя от мира, и мир будет сокрыт от тебя, но станет свидетелем твоих добрых дел, которые просияют пред Богом и прославят Его», — обратился тогда Преосвященный Трифон к будущей настоятельнице. По словам гофмейстерины великой княгини графини Александры Олсуфьевой, так и произошло: сквозь покрывало сестринского апостольника труды Елизаветы Федоровны «сияли божественным светом и вели к подвигу мученичества». Над воссозданием реликвии почти год работали специалисты мастерской, занимающейся восстановлением тканей, Всероссийского художественного научно-­реставрационного центра имени академика И. Э. Грабаря. Высококвалифицированным мастерам пришлось укреплять фрагменты вышивки, а для соответствия оригиналу белую газовую нить сначала окрашивали отваром соплодий ольхи.

http://e-vestnik.ru/reports/zima_v_rossi...

Жизнь христианина управляется законами, противоположными тем, которые управляют жизнью мирского человека. «Они не от мира, как и Я не от мира» ( Ин.17:14 ). Если сопоставить христианский мир с нашим современным миром, который можно назвать безбожным, или, лучше, языческим (так как в нем всегда поклоняются чему-нибудь, только не истинному Богу: материальному благу, науке, искусству, прогрессу, какой-нибудь философской или социальной идее, гениальной или популярной личности), то можно уподобить его антимиру, или, наоборот, наш мир с его идолами и иллюзиями так же относится к высшему миру, как антимир к реальному миру. Наш мир с его законами (имеем в виду социальные законы, обычаи и отношения) не истинен, хотя большинству из нас он кажется единственно реальным, ощутимым, осязаемым и, следовательно, истинным миром. Вспомним его неписаный закон: человек стремится к счастью, к удовлетворению своих интересов, и если они не совпадают с интересами ближнего, то он часто жертвует последними в пользу первых; он считает, что он сам – кузнец своего счастья и ведет себя так, как будто он в состоянии предвидеть будущее. Это по отношению к внешнему миру, а как обстоит дело по отношению к внутреннему? Человек старается оправдать себя в собственных глазах и обвинить других. Он живет по своей воле, то есть стремится делать то, что он сам хочет, а не то, чего от него хотят другие. Теперь сравним с этим отношением к миру и к самому себе учение Христа. «Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» ( Мф.24:35 ). «Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» ( Мф.6:31–33 ). «Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:43–44 ). «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» ( Лк.12:15 ). «Всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» ( Лк.18:14 ). «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ). «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» ( Мф.5:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Раздел первый. Проповеди, расположенные в порядке их произнесения …1891… При погребении оптинского старца иеросхимонаха Амвросия 165 В Шамординской обители, 13 октября 1891 года Давно уже телесно изнемогал в Бозе почивший возлюбленный отец наш. Надо было удивляться, как выдерживал он столь тяжелые труды. И одна четверть их была бы невыносима для обыкновенного человека. Только сила Божия, поддерживавшая его, только благодатная помощь Бога совершала чудо, постоянно повторявшееся, и к которому мы как будто уже привыкли: видеть умирающего постоянно воскресающим для воскрешения омертвелого духа ближних своих. Мы это видели. Мы должны были понять, что будет же конец этой многострадальной жизни, что не всегда он будет с нами. Но вот, когда прииде час воли Божией, нас как громом поразило, и мы стоим теперь с недоумением: неужели его уже нет, неужели мы его никогда уже не увидим, не услышим его кроткого голоса, не узрим его озаренное любовию лицо, неужели навеки сокрылось солнце, согревавшее своим теплом, озарявшее своими лучами беспросветный, часто невыносимый мрак столь многих и многих жизней... Его уже нет с нами, и мы его уже никогда здесь не увидим... Воспоминания быстрою чредою проносятся предо мною. Мне вспоминается, как в первый раз я, еще юношей, со страхом стоял перед ним... Как сумел он утешить меня и успокоить, с каким восторгом я возвратился к себе. Вспоминается, как в своей маленькой скитской келье он благословил меня облечься в иноческую одежду, с каким благодушием смотрел он тогда на меня, какие наставления давал мне... Вспоминается, как ровно год тому назад прибыл я сюда, волнуемый различными сомнениями; с какою лаской, с какой любовью он разрешил все сомнения, не дававшие мне покоя. И вот ровно через год я еще увидел его; но уже сомкнулись очи, язык не глаголет, и он уже не обещает молитв, а сам просит наших молитв... Ты сам, возлюбленный наш, постоянно повторял и незадолго до кончины своей, утешая меня в потере отца, сказал еще раз, что смерть посылается милосердым Господом в самое лучшее время для человека, когда его душа наиболее к ней приуготовлена. И хотя твоя блаженная жизнь была постоянным и неуклонным служением Богу, тем не менее, проходя по законам духа различные степени совершенства, ты теперь «вошел во гроб» (Иона пророк), «как пшеница созрелая, во время пожатая, или якоже стог гумна во время свезенный»... И да послужит нам это утешением; ибо, получив дерзновение у Господа, он там явится нашим предстателем и заступником, где не в гадании, но лицом к лицу блаженные души созерцают Господа, где светозарные ангелы воспевают Ему непрестанно Трисвятую песнь...

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Раздел четвертый. Письма, стихи, молитвы, акафист. Письма К. Н. Леонтьеву 476 1. Его Высокоблагородию Константину Николаевичу Леонтьеву от иер[омонаха] Трифона. Спешу, спешу, смотрите, как спешу! Быстрей стрелы с татарского лука! (Шекспир) I. Т. Феодору Павловичу мой сердечный поклон и поздравление с Праздником. 2. Троице-Сергиева лавра. Духовная академия Христос воскресе! Возлюбленный и многоуважаемый Константин Николаевич! Искренно желаю Вам и молитвенно прошу у Господа встретить и провести Светлые Дни в добром здоровье, радостно и мирно. Прошу передать мое поздравление Елизавете Павловне, а также всем Вашим домочадцам. Я теперь засел в Академии и в Москве был только один раз, поэтому решительно ни с кем, кроме родных, не виделся. Очень боюсь за экзамены, многое позабыто, а многое и совсем незнакомо; а провалиться или быть принятым только из милосердия и из уважения к моей старости и монашеству стыдно! Да и здоровье плоховато; нервы не совсем в порядке, так что я даже советовался с доктором, который нашел во мне множество болезней с самыми мудреными названиями – и в заключение объявил, что я неврастеник. Слово подозрительное, в роде моветон 477 . «Хорошо еще если значит мошенник, а может, и хуже»... О. ректор 478 относится ко мне очень сердечно, истинно по-братски. По убеждениям он проповедник любви и большой поклонник Достоевского. Здесь в Академии учится много духовенства белого и черного. Из белого самое интересное лицо – священник Толстой. Очень богатый и высшего придворного круга дворянин, кончил курс в Пажеском корпусе и был несколько лет офицером. Очень еще юн, красив и чрезвычайно симпатичен. Глубоко верующий, но с некоторым пристрастием к католичеству 479 . Я его все убеждаю летом ехать в Оптину и побеседовать со старцем. Пока до свидания, прошу простить несколько легкомысленный тон письма. Не забывайте искренно почитающего и любящего Вас многогрешного богомольца Вашего, недостойного иер. Трифона. Простите, Бога ради, за кляксы и в знак прощения ответьте поскорее.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

1 Вероятно, сломанная в 20-е годы XX века годы домовая архиерейская церковь Спаса Нерукотворенного на Никольской улице в Московском Богоявленском монастыре, управляющим которого был епископ Трифон (Туркестанов). 2 Община сестер милосердия «Утоли моя печали», основанная в 1868 году княгиней Н.Б.Шаховской, находилась в Лефортове напротив храма святых апостолов Петра и Павла. 3 Иверская община была основана в 1894 году, находилась на Большой Полянке. 4 Боевская богадельня, построенная в 1894 году на пожертвования московского купца Н.И.Боева, находилась на Стромынке. 5 Разрушенная церковь Благовещения Пресвятой Богородицы на Житном дворе в Кремле, где находилась чудотворная икона Нечаянной Радости. 6 Успенский скит Санкт-Петербургского Иоанновского женского монастыря в селе Ваулове, учрежденный в 1903 году. 7 Здесь: прибывшая из Ярославля охрана от иоаннитов. 8 Вероятно, Михаил Петров, признаваемый иоаннитами за святого Архангела Михаила. 9 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.2—3. 10 Живой колос с духовной нивы о.Иоанна Кронштадтского. Пг., 1918. 2-е изд. С.9. 11 Мысли о богослужении Православной Церкви протоиерея Иоанна Сергиева (Кронштадтского). М., 1894. С.20. 12 Василиско-Златоустовский монастырь находился в двенадцати верстах от города Сухуми, на месте древнего города Команы, где в 407 году преставился святитель Иоанн Златоуст. 13 От смерти к жизни. СПб., 1904. С.36. 14 Созерцательное подвижничество. СПб., 1907. С.88. 15 Описание книг в очерке Владыки Арсения уточнено и дополнено. 16 Кроме перечисленного, в течение жизни отца Иоанна много печаталось о его деятельности в газетах и журналах. — Примеч. авт. 17 Подворье Воронцовского Благовещенского монастыря находилось в Петербурге на Очаковской улице. 18 Архимандрит Кирилл (Наумов), впоследствии епископ Мелитопольский (†1866). 19 Епископ Винницкий Макарий (Булгаков), впоследствии митрополит Московский (†1882) 20 Архимандрит Иоанн (Соколов), впоследствии епископ Смоленский (†18б9).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2743...

1-го июля 1901 года Преосвященный епископ Трифон! Что сказать тебе в назидание, коего требует от меня сейчас и правило Церкви и долг архипастыря? Зная безпримерное усердие и любовь твою к проповеданию слова Божия, я хочу напомнить тебе те дорогия для каждого из нас, пастырей, слова, которыя некогда сказал Господь смущенному и боявшемуся за успех своей проповеди апостолу Павлу в Коринфе: Не бойся, но глаголи и да не умолкаеши, зане Аз есмь с тобою, и никто же приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем ( Деян. 18, 9 ). Если и такой муж силы, и такой герой веры, каким был апостол Павел, не был свободен от страха, когда получил божественное призвание проповедывать слово крестное в многолюдном, полном роскоши и богатства, языческом городе Коринфе; если и он, как сам говорит ( 1Кор. 2, 3 ), был в этом городе и в немощи, и в страсе, и в трепете мнозе, то что удивительнаго, если и ты, как сам поведал нам при своем наречении, принимаешь свое призвание к епископскому служению не без смущения и душевной тревоги. Есть действительно в этом служении нечто такое, что может встревожить и самую неробкую душу. Правда, ты идешь на проповедь Евангелия не в языческий город, как апостол Павел, но в город христианский, издревле известный своим благочестием; но при настоящем брожении умов и религиозном разномыслии мало ли и в христианстве людей, мыслящих не по христиански, людей, которые премудрость Божию в тайне сокровенную почитают за глупость и безумие. И кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь ! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения – диавол не употреблял столько усилий к разрушению царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против ея опаснейшим из оружий, оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив нетронутою ни одной из ея истин. Теперь разом мы имеем пред собою все заблуждения, какия когда-либо существовали и несколько таких, которыя, по крайней мере, в настоящем своем развитии, никогда еще не существовали. И этот всеотрицающий, всеколеблющий, всеразрушающий дух неверия и вольномыслия как язва, как смерть, – скажем словами Пророка, – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет, во что бы ни стало, все у нас переделать по своему. Много труда, самоотвержения и умственного напряжения нужно поэтому тому, кто правит слово истины; ему, поистине, нужно иметь тот ум Христов ( 1Кор. 2, 16 ), которым обладали Апостолы, пред словом которых преклонялась мудрость философов и легкомыслие толпы. Все это, конечно, не может не устрашать человека мыслящаго, вместе с именем епископа принимающого на себя обязанность проповедывать Евангелие, обличать и отражать ложь, защищать и охранять истину, ратоборствовать против сильных врагов и многочисленных опасностей и затруднений.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

5 (18) февраля 1905 г. террористом Каляевым был убит ее муж, великий князь Сергей Александрович. Великая княгиня нашла в себе силы в тот же день посетить в госпитале смертельно раненного кучера и ободрить его. Через несколько дней она поехала в тюрьму, где находился задержанный террорист, и убеждала его покаяться, потом просила Николая II помиловать преступника. Со дня убийства Елисавета Федоровна не снимала траур, много молилась, стала держать строгий пост. Все свои силы и средства она решила употребить на постройку обители милосердия. В Москве на Большой Ордынке 10 февраля 1909 г. ею была основана Марфо-Мариинская обитель. В тот день она сняла траурное платье и облачилась в белое одеяние, специально сшитое для сестер этой обители. Жизнь в обители была основана на общежительном уставе и пронизана двумя равнозначными подвигами: церковной молитвой и деятельной любовью. Богослужения совершались в обители ежедневно, сестры окормлялись у общего духовника, а также несли послушания в расположенных в обители больнице и амбулатории для неимущих и приюте для девочек. 9 (22) апреля 1909 г. епископ Трифон (Туркестанов) посвятил 17 первых сестер и саму великую княгиню в крестовые сестры любви и милосердия. Но основание обители было только началом деятельности Елисаветы Федоровны. Она помогала нуждающимся, поддерживала бедные сельские приходы и священников-миссионеров, основывала приюты и воскресные школы для рабочих. Среди ее собеседников были схиархимандрит Гавриил (Зырянов) , старец Елиазаровой и Седмиезерной пустыней, схиигумен Герман (Гомзин) и иеросхимонах Алексий (Соловьев) , старцы Зосимовой пустыни. С началом первой мировой войны Елисавета Федоровна и сестры ее обители ухаживают за ранеными. Вместе с тем в ее адрес неоднократно звучит клевета. В 1916–1917 гг. обитель несколько раз подвергалась нападениям разъяренной толпы. В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, когда Церковь празднует память Иверской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Тихон служил в Марфо-Мариинской обители Литургию. После его отъезда настоятельница и две последовавшие за нею сестры были арестованы. Елисавета Федоровна была вывезена в Пермь, а затем в Алапаевск, где вместе с пятью членами императорского дома и сопровождавшими их лицами в ночь на 5 (18) июля была сброшена в старую шахту, в которую затем полетели ручные гранаты. По рассказам невольных свидетелей убийства, из шахты какое-то время слышалось пение Херувимской. Останки Преподобномученицы были обретены, когда Алапаевск был занят колчаковцами, и в 1921 г. перевезены в Иерусалим. В 1981 г. были обретены благоуханные мощи преподобномучениц Елисаветы и Варвары, ныне покоящиеся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании, на освящении которого некогда присутствовала великая княгиня Елисавета.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В.А. Юлин Епископ Сухумский Должность правящего архиерея в епархии святитель Серафим (Чичагов) принял в 1905 г. 28 апреля 1905 г. В Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского. Чин хиротонии совершали митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) , епископы Трифон (Туркестанов) и Серафим (Голубятников). Следует отметить, что начало назначений архиереев на Сухумскую кафедру из числа русских было положено в 1887 г. Русские архиереи не знали ни местных языков, ни местных нравов и обычаев. Они не умели ездить верхом, а иногда и ходить пешком в горной местности или болотистых местах Сухумского округа и поэтому обыкновенно сидели в Сухуме, а миссионерское дело вели с помощью полиции, которая силой загоняла абхазов в реки для принятия обряда крещения от православных священников. С приходом на Сухумскую кафедру епископа Серафима времена изменились. И дело не в том, что он как бывший кавалерист отлично владел конем. Кстати, во время служения на Сухумской кафедре епископу Серафиму пригодились навыки, полученные им на армейской службе. Так, например, знакомство с положением дел в церковной жизни в Абхазии он начал с «рекогносцировки местности», составив маршруты своих поездок «для обозрения церквей Сухумской епархии». В ходе этих поездок он получил возможность подробно ознакомиться с положением дел в епархии. Епископ Серафим стал первоначинателем православного окормления Абхазии и живым символом духовного единения Абхазии с Россией. Но это далось ему нелегко. Пребывание епископа Серафима на Сухумской кафедре совпало по времени с весьма трудным периодом как в жизни Абхазии, так и России в целом. Уже первая кафедра святителя Серафима– на древней православной Иверской земле – оказалась для него местом испытаний. Приехав в Сухум в мае 1905 г., Владыка Серафим столкнулся с грозной ситуацией: революция 1905 года всколыхнула грузинский национализм. В Закавказье действовали «революционные группы» (банды так называемых экспроприаторов), которые нападали на монастыри, грабили их ради «революционных» нужд.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Декабря 2 (15) Священномученик Иоанн (Державин) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 25 мая 1878 года в селе Ануфриево Никольской волости Рузского уезда Московской губернии в семье псаломщика Николая Державина. В 1894 году он окончил Коломенское Духовное училище, а в 1901 году – Московскую Духовную семинарию и был назначен учителем церковноприходской школы при Богородице-Рождественской церкви в селе Вихорево Серпуховского уезда, а с 1902 по 1904 год был учителем и законоучителем в Горшковской церковноприходской школе Гуслицкого округа Богородского уезда. Женился, впоследствии у них с супругой Пелагией Петровной родилось девять детей. 7 августа 1904 года епископ Дмитровский, викарий Московской епархии Трифон (Туркестанов) рукоположил Ивана Николаевича в сан священника к Никольской церкви в селе Милет Богородского уезда. С этого же времени он стал законоучителем в Милетском земском начальном училище. За благоговейное исполнение священнических обязанностей и за усердное пропове- дание слова Божия отец Иоанн в 1911 году был награжден набедренником. В рапорте благочинного отмечалось, что отец Иоанн Державин, «отличаясь кротким и добрым характером, пользуется уважением и любовью своих прихожан». Храм в селе Милет был выстроен в усадьбе, принадлежавшей князьям Голицыным и Ухтомским. Только в начале ХХ века здесь появилась приходская церковь . Приход был малочисленным, а с началом гонений на Русскую Православную Церковь и упадком веры и вовсе обезлюдел. Отец Иоанн и его семья бедствовали, продавая из имущества все, что только можно было продать, но священник не покинул приход. В 1929 году усилились гонения на Русскую Православную Церковь , власти стали искать лжесвидетелей и допрашивать их. В декабре 1929 года один из лжесвидетелей показал: -Священник Иван Николаевич Державин выступал с проповедями, в которых говорил, что советская власть – власть безбожная, религию насилует, надо с безбожниками вести борьбу, несмотря на все невзгоды. За это получите награду. Придет время, и не будет такого насилия над верой. Проповедей Державин не говорит около полугода, а число, когда он говорил, не помню, но он мне лично говорил, что теперь проповеди говорить нельзя, за это посадят, нам нужно потихоньку вести работу среди крестьян, это принесет больше пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010