В прежние годы моей «боевой юности» я бы просто посмеялся над самой мыслью об этом. Но Господь призвал, и, как я понимаю сейчас, слава Богу, я эту работу выполняю довольно успешно. Вы упомянули мой последний труд «Кольский Север в Средние века». Цель этой моей работы – критическое переосмысление средневековой истории нашего края. Поэтому одним из принципов, положенных в основание этой работы, стал отход от механического переписывания ранее исследованного исторического материала, перечисления общеизвестных фактов и повторения устоявшихся мнений. У нас уже проведены исследования по всем Кольским святым. Преподобные Трифон Печенгский, Феодорит Кольский, Варлаам Керетский имеют обоснованные жития, достойные исследования их жизни и подвигов. Каждая история жизни этих трех удивительных подвижников, соработников, единомышленников – это шедевр Божиего Промысла о человеке. Случаются такие коллизии, испытания, через которые должен пройти человек, чтобы достичь Царствия Небесного! Например, человек впадает в тяжелейший грех, и, казалось бы, он погубил себя, но, переплавляя этот грех через покаяние и веру, он восходит на вершину святости, становится великим святым. – Но уныние, бывает, просто убивает человека. Как не впасть в этот смертный грех? – Унынием мы страдаем все. В определенном смысле это признак успешности нашего пути к Богу. Святые отцы отмечают, что этот искус Господь посылает как особое избранничество тем, кто может понести. (Как тут не впасть в грех гордыни!) Само проявление этого весьма тяжелого искушения может подчас свидетельствовать о том, что мы идем в правильном направлении. И главная наша задача в этой ситуации – употреблять максимальную настойчивость, полное напряжение сил и продолжать идти. Победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван Так что отчаиваться не надо. Бог предлагает нам новую линию борьбы, новый рубеж, новую высоту, которую мы должны взять в этом сражении. Да, тяжелый период, да, скорбный, но воевать-то надо: победить уныние – это значит заставить себя заняться богоугодной работой, тем, к чему ты призван. Заняться тем, к чему у тебя есть данный Богом талант, тот, за который ты дашь ответ перед Господом. Важен сам факт борьбы. Только не отступать, а продолжать бороться до победы, которую Бог обязательно даст, и все непременно просветлеет.

http://pravoslavie.ru/103238.html

— Существует ли православная служба на норвежском языке? — Уже не одно десятилетие существуют норвежские переводы основных богослужебных текстов, которые осуществлялись в столичных православных приходах в Осло. Есть переводы жития преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Трифона Печенгского. Число православных норвежцев и просто интересующихся истинной верой растет. Для человека важно молиться на родном языке. Имеются и переводы некоторых акафистов, часть их сделана в Ирининском приходе Ставангера. Во всех случаях, насколько мне известно, переводы выполнялись этническими норвежцами. Чужая душа — потемки — Что вас удивляет в норвежцах? Чем для вас привлекательна эта страна? — Когда 17 лет назад я приехал в эту для меня прежде малоизвестную — и то лишь по школьным урокам географии и выпускам новостей — холодную северную страну, то был согрет тем, как много тут оказалось родного: березы и ели, ромашки и одуванчики, сороки и воробьи. Восхищает любовь норвежцев к спорту, особенно — лыжам и конькам. Это характерно для всех поколений. Массово распространены прогулки и походы в лес и горы. С самого начала Норвегия, помимо своей масштабной и уникальной природы, поразила меня миролюбивым отношением к иностранцам. Их искренняя доброжелательность во многом облегчила мою интеграцию в общество. С детского сада и школы воспитывается доброе и заботливое отношение к слабым и людям с физическими недостатками. Здесь в обществе индивидуалистов как-то парадоксально ценится общность в жизни людей, хотя в межличностных отношениях все же больше дистанция и формализованность, когда редкость — простосердечная откровенность и внутренний мир нараспашку, так что быстро убеждаешься, что «чужая душа — потемки». Это законопослушный народ. Импонирует способность норвежцев выслушивать иное мнение и уважать его, что упрощает попытку рассказать о Православии. В этом же ряду принято держать свое слово, исполнять обещанное. Политика государства, направленная на бережное отношение к окружающей среде, это и внутреннее убеждение, и повседневная норма жизни большинства жителей страны.

http://patriarchia.ru/db/text/5396399.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 В Мурманске завершились IV Трифоновские образовательные чтения 31.12.2008 В Мурманске завершили работу IV Трифоновские образовательные чтения «Образование и культура в Заполярье: духовно-нравственные основы и пути развития. Путями преподобного Трифона Печенгского». Организатором научного форума выступила Мурманская и Мончегорская епархия. В ходе работы секции «Православное воспитание и образование» были подняты такие вопросы как: существует ли необходимость в религиозном христианском воспитании и образовании, какие существуют формы работы с учащимися как современные, так и дореволюционные, как преподавать православные дисциплины, чтобы заинтересовать, не оттолкнуть и, в то же время, преподать необходимые знания, навыки и воспитать христианина? В итоге работы и обсуждений была подчеркнута необходимость ренессанса православного воспитания и образования, в связи с общемировым упадком культуры и межличностного общения. Вся история европейской цивилизации построена на христианском мировоззрении. Знание литературы, архитектуры, истории полноценно невозможно без знания основ христианской веры, а применительно к нашей стране, без знания основ Православия. Были заслушаны доклады по теме секции. Руководитель отдела религиозного образования Мурманской епархии Антон Тучков показал ретроспективу от античных времен к современности, отметил, что те или иные процессы, происходящие в мире, связаны с религией. Войны, государственные кризисы, общественная напряженность являлись и являются результатом отношения человека и государства к религиозному воспитанию. По его мнению, без малого, сто лет коммунистической идеологии наложили отпечаток на сознание людей в нашей стране, как на простых верующих, так и на священнослужителей. В подтверждение этого А. Тучков привел пример становления воскресных школ Мурманской и Мончегорской епархии. Во многих воскресных школах поначалу велось преподавание предметов, вообще не относящихся ни к Православию, ни к религии; преподаватели были, а иногда и остаются людьми малосведущими в христианском знании, малоцерковными, иначе говоря, остаются неофитами. Внося светские традиции, такие преподаватели иногда искажают вероучение и церковные традиции, накопленные многими веками. В связи с этим была подчеркнута необходимость минимального религиозного образования для тех, кто имеет дело с духовным просвещением и воспитанием в православной традиции. Для этого существуют Свято-Феодоритовские катехизаторские епархиальные курсы, а в перспективе намечено и открытие Духовного училища в Мурманской епархии.

http://drevo-info.ru/news/6020.html

В своем содержании и настрое этот текст не изолирован, а вполне типичен для исихастской литературы. В старинных патериках, рассказах из опыта отцов-пустынников, найдем те же экологические мотивы, найдем истории об аввах, что оплакивали смерть птиц, жили в мире и дружбе с дикими зверями. Изобилуют такие истории и в русской монашеской, житийной литературе. И можно с уверенностью сказать, что они доносят не столько некие стилизованные легенды древности, сколько живую реальность исихазма, присущую ему искони и всегда. Известия о русском подвижничестве XV в. включают и не просто некую «историю», но цельный «Уклад Досифея», свод правил жизни для талавов, жителей Талабского острова на Псковском озере. В этом укладе, составленном, по преданию, преп. Досифеем Верхнеостровским (+ 8.10.1482) и не один век соблюдавшемся талавами, есть строгие, подробные правила сохранения природной среды, и преп. Досифей по праву был назван в недавней публикации о нем «экологом XV в.». А совсем к недавнему времени и к светской, а не церковной литературе относится рассказ об удивительном обычае, что сложился у русских подвижников Печенгской обители Св. Трифона на Крайнем Севере, в Мурманском Заполярье. После долгой полярной ночи, в день первого появления солнца, во дворе обители для встречи светила собирались не только монахи монастыря, но и... полное сообщество из восьми медведей, обитавших в округе. Так описывает это событие настоятель о. Ионафан: «Медмеди... лесные звери, вольные... ух и здоровые, как горы! А только они заходят и сюда к нам... Эта скамейка большая, видите там, под стеною... Сидим мы на скамейке все в сборе... ждет братия, как после зимы и ночи солнышко впервые заиграет благодатное... А они, медмеди, тоже рядом тут сидят и на небо глядят... Как только солнце выглянет из-за горы, мы молитву поем... А медмеди тоже бурлыкать зачнут: и мы, мол, солнцу рады. Хотя и звери, а понимают» . В итоге, исихастский принцип чистоты пути, чистоты сердца в одном из важных своих аспектов оказывается экологическим принципом.

http://radonezh.ru/analytics/ekologiches...

2294 Напр., по словам Е Lombard’a, первую стадию глоссолалии, её рудиментарную форму, представляют звуки еще очень далекие от артикулированного и организованного слова, неопределенные, хотя иногда шумные, – крики, вздохи, бормотанье, глухой шум (Classification d. glossolalies, Archiv. d. Psych. 1907, 25, p. 6). Ренан, по поводу древне-христианской глоссолалии, говорит: «В моменты экстаза верующий, охваченный Духом, произносил нечленораздельные и бессвязные звуки, которые принимались за слова на иностранном языке» (Les apôtres, ch. IV). Возражения против такого понимания древне-христианской глоссолалии см. в статье: «Das urchristliche Zungenreden» von Theologus (Preussische Jahrbücher, 1897, 88 Bd., S. 230). 2299 Рукопись Нижегород. д. семинарии о скопцах и хлыстах, л. 47. Другие примеры см. Б. В. 1907, март, с. 611–612. 2300 Rossteuscher, Der Aufbau d. Kirche Christi, S. 256. Ср. Самар. Е. В. 1870, 16, с. 451 (Сведения о монтанской секте в с. Дубовом Умете, Самар. у.): «Иногда пророчествующий просто или плачет, или смеется, или запоет «Святый Боже»». 2301 Архим. Досифей Немчиков, Открытие тайностей ереси скопцов (Чтения общ. ист. и древн. росс. 1872, ч. 1, с. 154). Ср. объяснение Кудимова (там же, с. 75–76): «Дух пророчества, действительно отвне приходящий, делает у пророчествующего (скопца) изменение странного и ужасного лица». 2302 Д. Скворцов, Очерки Тверского раскола и сектантства, Москва, 1895, с. 115. См. у Шестакова, Просветители лопарей Феодорит и св. Трифон Печенгский (Журнал мин. народ. просвещ. 1868, 7, июль, с. 253), описание шаманского прорицания в экстазе: «Колдун ведет себя, как бешеный; речь его становится громкою и полною силы, у рта пена, зубы стучат, волосы подымаются дыбом, глаза выворачиваются, брови сходятся, он часто плюет, кривляет всячески тело, бьет ногами об пол, прыгает вверх и делает необыкновенные движения». Ср. Тэйлор, Первобытная культура, 2 изд. под ред. Коропчевского, т. 2, Спб. 1897, с. 190–191: Фиджийский жрец-прорицатель, когда в него входит божество, – «с вращающимися выпученными глазами, бледным лицом и посинелыми губами, обливаясь потом, с видом совершенно бешеного человека, высказывает неестественным голосом волю божества».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Самый главный, принципиальный вывод, который можно сделать в результате прочтения Канона Варлааму Керетскому, состоит в том, что Кольский край в XVI в. представлял собой единое, цельное духовное пространство. Пространство, пребывающее под сплочённым окормлением и молитвенным попечением великих единомышленников, коими ясно предстают пред нами в сочинении Сергия Шелонина выдающиеся подвижники Крайнего Севера – преподобные Трифон Печенгский и Варлаам Керетский. Приложение 3 Тропарь и Канон преподобному Варлааму Керетскому 678 л. 413 Тропарь. Глас 8: Пустынный житель и во плоти аггел, чюдотворецъ показася, богоносе 679 отче нашь Варламе. Пощения ради и бдния, и молитвъ (б)небесныя дары прием(б) 680 , исцелявши недужных и душа приходящих ти с врою. Слава давшему ти крпость, слава венчавшему тя, слава дющему тобою всмъ исцление. (в)Слава и нын. Богородичен: Стена непобдимая нам Христианом еси, Богородице Дво(в) 681 . Канон преподобному Варламу Керетьцкому, новому чюдотворцу, емуже краегранесие: Похвалу пою Варламу, новому чюдотворцу Керетцкому. До 9-й псни сложено мрою и амьфикою по акростихиде, а в девятой псни имя списавшего Глас 8. Пснь 1 Ирмос: Море огустевая, погрузив со оружием гордаго фараона и люди спасе от работы и введ я в гору святыня, вопиюща: «Поем Теб, Богу нашему, (г)песнь побдную(г) 682 , яко прославися». Прептая соестественная Троице, иже паче ума дары рабомъ си дая, и моему мрачному уму свтлую посла благодать, л. 413 об. всх страстй очищающую, пснь нын начинающи ми. Освящен убо быв Божественною благодатию служити святому жертвенику, всесожжение словесное принеслъ еси приятно Богови, якоже Аарон по закону агньца во всесожжение, преображая волное страдание и смерть Христову за весь мир. Слава: Христову плоть роздробляя рукама, и (д)сего служитель(д) 683 истинный явлься, возношения в премирная вознося и отгулу и мир людемъ своимъ снося, Варламе пречюдне. И нын. Богородичен: 684 Великий во пророцех Моисей Тя написал иногда Скрижаль богообразн, свщникъ свта, и снь, и жезлъ 685 процвтъший, Всенепорочная, и ручку, манну носящую, еюже возведохомъся от земли к высот.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

распространения Евангелия и труд устроения обители. Чтобы продолжать дело евангельской проповеди надлежало путешествовать. А что это значило в той стране? Жилища Лопарей разбросаны по местам болотистым, пересеченным горами и скалами; ни сел, ни деревень нет, а только уединенные шалаши. Каково же было не встретив готовности сердец в одном жилье идти по тундрам и горам, чтобы встретить, может быть, подобный же прием в другом отдаленном месте? Но подвижник Божий трудился терпеливо. Когда между обращенными им нашлись готовые по- святить жизнь свою служению Господу, это облегчило труды проповедника веры. Лопари, наученные Трифоном живому благочестию, с живым одушевлением передавали другим семена благочестия и целый дикий край получил совсем новый вид. Крещенные Лопари до того полюбили св. веру, что одни приносили в пользу обители плоды торговли своей деньги, другие отдавали земли, озера и приморские угодья. Звание игумена в новой обители преп. Трифон предоставил другому иноку, а сам озаботился тем, чтоб оградить рассадник благочестия, насажденный в дикой стране, защитою гражданской власти. Он отправился в Москву и испросил у государя охранную грамоту. 240 С 1557 года во всем северном краю был сильный, продолжительный голод. Несколько лет сряду мороз убивал посев хлеба. Это вызвало блаж. Трифона на новые тяжкие труды для обители. Взяв с собою нескольких братий, он ходил по Новгородскому краю из одного поселения в другое, испрашивая у боголюбивых подаяния. Все, что получал, отсылал он на содержание братии. Так кормил он духовных детей своих целых 8 лет. С юных лет возлюбив Господа, перенесши столько трудов и скорбей для Него в летах зрелости, дивный старец продолжал подвизаться до гроба. Раз купил он в Коле ручные жернова и положил их себе на плечи, чтобы нести в свою обитель. Ученики просили его не мучить себя такою ношею. «Братия! сказал старец, тяжелое бремя лежит на потомках Адама, с рождения до самой смерти; лучше повесить камень на шею, нежели соблазнять братию праздностью.» И 158 верст от Колы до Печенгской обители, дорогою то болотною, то гористою, нес он жернова на себе и при таком труде мало вкушал пищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Возникает вопрос о наличии подсудимого на заседании и о двукратном отложении дела из-за неявки. Сведения об этом не опубликованы в рассматриваемых материалах, но контекст говорит в пользу отсутствия этого. По нормам Положения (п. 4, ст. 40) при наличии перспективы лишения сана дело в любом случае откладывается до двух раз. Конечно, эти нормы неприменимы к рассматриваемому делу из-за его рассмотрения Синодом, а не судом, однако по справедливости они могли были быть применены по аналогии. Такая норма, вероятно, взята из упомянутого выше 5-го правила Антиохийского Собора, которое, в свою очередь, возможно, является перифразом евангельского отрывка о порядке обличения согрешающего — сначала наедине, потом с двумя или тремя свидетелями, а потом — Церковью (Мф. 18:15–17). Рассмотрение дел в отношении обоих епископов Игнатиев состоялось приблизительно в то же время, что и в отношении еп. Флавиана. В мае 2020 г. указами патриарха они были отстранены от управления епархиями в связи с поступившими аргументированными сообщениями об их действиях, несовместимых со священством, их дела были переданы в Высший общецерковный суд, а сами они были определены на временное пребывание под наблюдением местных митрополитов — в Краснодаре (еп. Игнатий (Бузин) и в Петрозаводске (еп. Игнатий (Тарасов) [Решение Святейшего Патриарха, 2020]. Синодальным решением от августа 2020 г. (Определения Священного Синода от 25.08.2020, журналы и устанавливались аналогичные решения, но с пребыванием этих лиц в других местах — соответственно, в Свято-Троицком Антониево-Дымском монастыре Тихвинской епархии и Свято-Троицком Трифоновом Печенгском монастыре Североморской епархии. Судебные заседания состоялись 02.03.2021 г. и 03.03.2021 г. соответственно (Решение от 02.03.2021, Решение от 03.03.2021). Решения вступили в силу со дня утверждения патриархом (со ссылкой на п. 2 ст. 49 Положения) [Утверждение судебного решения, 2021]. В заметке не указана дата утверждения решений, поэтому следует сделать вывод, что это произошло не позднее даты опубликования — 08.04.2021 г. Рассматриваемые дела примечательны тем, что это были первые за время существования Высшего общецерковного суда (с 2008 г.) случаи его работы по первой инстанции, в отношении архиереев. Все ранее рассмотренные им дела были по апелляционным заявлениям клириков.

http://bogoslov.ru/article/6172796

Бабинский погост, урочище. Часовня Трифона Печенгского. Часовня Трифона Печенгского /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Трифона Печенгского Год постройки:1903. Год утраты:приблизительно 1933 (перестроена под сельсовет) Адрес: Мурманская область, Ковдорский муниципальный округ, урочище Бабинский погост Координаты: 67.548832, 31.849817 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Изменить описание Добавить фотографии Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Добавить статью В клировой ведомости за 1905 г. приводится информация о строительстве новой часовни, которая была построена в 1903 г. в честь Трифона Печенгского «на средства и пожертвования Веркольского монастыря и частных лиц, с разрешения Преосвященного Иоанникия епископа Архангельского и Холмогорского от 10 января 1902 года за 707». Деревянная часовня имела в длину 4 сажени и в ширину и в высоту по 2 " Л сажени. Стены часовни как внутри, так и снаружи были оструганы. «В Трифоновской часовне икон мало, а утвари и ризницы нет» и расположена от приходской церкви «в 75 верстах». Надзор за часовней был доверен крестьянину Бабинского погоста Симеону Сергину [МОМ НВ 2029/25 ПИД]. Особый интерес представляют графы «Дни в которые правятся службы церковныя и какия именно», где сообщается, что отправление церковных служб состоялось 2 января и 20 марта. Каждая служба включала в себя «Часы, Вечерня, Утреня и Обедница с молебнами». То есть видно, что службы стали совершаться как минимум два раза в год [МОМ НВ 2029/25 ПИД]. О дальнейшей судьбе этой часовни сообщает Т. П. Толстова. Она приводит рассказ местных жителей об односельчанине - мальчике саами Николае Сергине, который «срубил в 1933 году крест с часовни, построенной в 1903 г.», и сообщает, что жители «оправдывают его, мол, ему приказал кто-то из взрослых. Никто не помнит кто именно. Вспоминают только, что плакали старушки, а здание часовни использовали для сельского совета» [Толстова, 1997: 7-8]. Из того, что «плакали старушки», можно сделать вывод о том, что для старшего поколения бабинских саами православие было небезразлично, а значит, имело определенную ценность для народа. А. А. Зайцев " Религиозные процессы в среде саами Бабинского погоста: отражение в архивных источниках и литературе " Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=61112

Кола. Часовня Трифона Печенгского. Трифоновская часовня /// Объект утрачен Добавить фотографии Добавить статью По преданию, построена в середине XVIII века монахами Кольско-Печенгского монастыря. Деревянная, без главы, состоявшая из двух частей - часовни и паперти. В иконостасе имелась храмовая икона с образами прп. Трифона Печенгского и прп. Варлаама Керетского (на одной доске). В часовни находились лавки и печь, что позволило приютится под ее крышей общине богомолок, живших подаянием Колян. 11 августа 1954 года здание храма погибло в пожаре Колы. К 1906 году на прежнем месте на пожертвования шкипера А.А. Хохлова была построена новая деревянная часовня. В советское время, в период гонений на Церковь, часовню оберегала проживавшая по близости семья Ф.С. Суслова. Часовня закрыта в 1931 году. Здание решено было переоборудовать под аптеку. Постройка не сохранилась. Источник - По преданию, её построили в середине XVIII века монахи Кольско-Печенгского монастыря в память о святом Трифоне. Это была прямоугольная, без главы, постройка из двух частей — часовни и паперти, обитая снаружи тёсом, с восемью окнами. В письме Иоанну Кронштадтскому кольский священник Александр Попов в 1907 году сообщал: " Иконостас в ней состоял из нескольких икон, между которыми храмовая икона преподобного Трифона и Варлаама Керетского, на одной доске, была вынесена... и помещена в местном Благовещенском соборе, где она и ныне находится... Часовня сия сожжена была неприятелем 11 августа 1854 года. Внутри бывшей часовни, в северном углу, стояла русская печь, от которой вдоль северной стены до окна была лавка и такая же у дверей... С давнего времени в часовне проживали старушки-богомолки... до полудесятка и более. Содержались они подаянием местных жителей хлебов в разных видах, рыбными и другими продуктами, в праздники и будни, во дни поминочные... Эта часовня была не что иное, как богадельня " . В 1905-1906 годах коляне восстановили часовню преподобного Трифона на прежнем месте на пожертвования шкипера Аполлона Антоновича Хохлова. В описании 1911 года она названа по виду " благолепной " . Храмы Кольского Севера. http://www.dobrohot.org/progress/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=47455

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010