Белые одежды В это время в самом Видяево служили поминальные службы братия Трифонов-Печенгского монастыря. Среди них был и нынешний наместник монастыря иеромонах Даниил (Топоев), позже вспоминавший: «Было очень тяжело, поскольку, служили постоянно о здравии, хотя уже ясно ощущалось, что эти прошения «не по адресу». Но, на то было Патриаршее благословение, и никто не брал на себя смелости начать молиться об упокоении душ усопших моряков, хотя все внутри этого требовало. Наконец, наместник монастыря игумен Аристарх принял такое решение и сразу как камень с души упал. Все были здорово измучены за эти дни, и после обеда решили отдохнуть в гостинице, где нас разместили. Я задремал, и вдруг вижу, в комнату вошел моряк с «Курска». Мне это, как-то сразу стало понятно. Он был в белой одежде и весь мокрый, как только что из купели. Лица его я не видел, поскольку стоял он ко мне спиной. Подойдя к иконкам, которые у меня были в комнате, он перекрестился на них, поклонился и вышел. Все было удивительно реально и спокойно. У меня это был первый такой опыт общения с горним миром в, так называемом, «тонком сне». И я тогда понял, что Господь дал мне эту возможность увидеть, дабы укрепиться в правоте слов нашего Владыки: «Они покрестились в морской воде своего мученического подвига». К этому вопросу будут еще не раз возвращаться любители строгих канонов, с безжалостным ригоризмом апеллировать к закону, порядку, справедливости. В этой связи вспоминаются мудрые слова преподобного Исаака Сирина: «Не называй Бога справедливым, ибо если Бог справедлив, то я погиб. Христианство — это путь любви, которая выше закона». Ребята с «Курска» являлись многим в те дни. «Я увидела стоящего посреди комнаты моряка, офицера. Помню, в руках он держал фуражку. Мне сразу было ясно, что он с «Курска». На мой недоуменный вопрос (не помню, какой точно), он ответил, что для этой жизни он уже умер. Позже, когда по телевизору показывали кадры видеосъемки экипажа «Курска», я сразу узнала его — это был мичман». (Свидетельство жительницы Подмосковья).

http://pravmir.ru/neugasimaya-lampada-ku...

Слово игумена Митрофана на освящении храма Да и вообще, кто сказал, что здесь, на Севере, простая жизнь? Северный менталитет складывался среди народа пришлого, в среде людей оказавшихся на этих бесприютных берегах в поисках иной доли, людей «с прошлым», сильных и способных на поступок. Люди — личности, лишь они могут помочь тем, кто по той или иной причине потерял что-то важное, где-то надломился, ослаб. И, конечно, первостепенное значение в этом процессе имеет мощная молитвенная поддержка, предстояние пред Господом за всех нас величественного Собора Кольских святых, в котором, поистине, что не святой, то потрясающая личность, подлинный «адамант веры» и титан духа.  Читайте также: Авраамово гостеприимство северного игумена Русский север в фотографиях (45 фото) Терский берег — последняя Россия   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 28 августа, 2023 21 мая, 2023 3 сентября, 2022 19 июня, 2022 6 мая, 2022 10 апреля, 2022 4 апреля, 2022 12 марта, 2022 10 марта, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.)

http://pravmir.ru/trifonov-pechengskij-m...

Смешиваются они и ныне. На Забайкалье жалуются, что там, за недостатком в миссионерах, миссионерствовать вынуждены приходские священники, – а на Алтае, что там, за недостатком священников у быстро нарастающих за последнее время русских колонистов, пастырские обязанности принуждены отправлять миссионеры. Сибирь, как страна сравнительно молодая и еще мало упорядоченная, полна противоречий. Сгладятся они только в будущем, да и то только до известной степени. 5) В недостаточном количестве школ. Это пункт, быть может, важнейший и притом – по следующей причине. Вся история русского миссионерства, в действительности, есть ничто иное, как история христианского просвещения инородцев в России. Таков взгляд великого русского государственного человека и наилучшего знатока России, ее истории, церкви, просвещения и миссионерства, К. П. Победоносцева . Вот почему, занимая в течение двадцати лет пост обер-прокурора Святейшего Синода, он все усилия употреблял на поддержание и развитие Казанского движения. История христианского просвещения инородцев России пока еще не написана. Но, когда она будет написана, то, по словам К. П. Победоносцева , «покажет, как просто и с какою любовью к инородцам и с каким разумом совершали эти великие мужи (разумеются здесь Стефан Пермский, Трифон Печенгский, Гурий и Варсонофий Казанские, а также Иннокентий Алеутский, Макарий Алтайский , Дионисий Якутский и Н. И. Ильминский ) дело просвещения, начиная с приобретения азбуки, посредством коей стремились они провесть свет веры и слова Божия, на народном языке инородцев, в сердца их и в разум». Многое, очень многое уже сделано в России для просвещения инородцев: но еще более остается сделать. В Енисейском крае на 300.000 народонаселения имеется всего 12 миссионерских школ, – в Киргийском крае с населением в 831.000 душ – всего 9 школ, – а в Тобольском – всего лишь 1. Такое положение, конечно, не может быть признано нормальным. Но не следует забывать, что школьное дело в восточной полосе Европейской России и в большей части Сибири часто наталкивается на почти неразрешимую проблему.  Детей, ради обучения грамоте, нужно брать от родителей-кочевников и помещать в школы, снабженные пансионами, в коих они могли бы жить и иметь все необходимое для жизни. Это и делается, но только там, где позволяют материальные средства и где возможно получить согласие родителей. Но родители-кочевники в большинстве случаев школ не любят и полюбить не могут, так как дети отвыкают в них от бродячей жизни своих отцов и дедов. Для кочевников Сибири, быть может, в будущем изыщется свой особый тип школы; пока же его нет. Иными словами, – современная школа возможна лишь для инородцев, перешедших уже к оседлости, хотя, с другой стороны, она сама есть наилучшее средство для проведения в их жизнь начал оседлости.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Smirno...

Занесет буйный хвиюс чудь разбойную — пастухи и руки опускают. Знать, кебуны (колдуны и жрецы) не умолили «северного духа» предотвратить нашествие, или чудь сильнее, что ли, этого духа? Но коли нашла она, расплачивайся с нею, разбойною. И пастухи отдают оленей, шкуры животных и всякое наличное добро, сколько чудь потребует. А новгородские добрые мОлодцы или бездомная вольница явятся — тоже на страх пустыне… — «Стало» пришли! Ой, «стало» пришли! — с ужасом повторяют маленькие обитатели пустыни и уже прямо забиваются в свои ямы, оставив на произвол судьбы стада. И сидят в этих ямах ни живы ни мертвы, пока «стало» хозяйничают около стад, занимаясь грабежом. — Ой, страшны «стало»! Почему страшны? Потому что «стало» — это ведь дюжие мОлодцы, закованные в сталь. Сами закованные в непроницаемые доспехи, они приносят с собою смертоносное оружие. Где же карликам бороться с богатырями? Но кто они, карлики? Кого обижают все пришельцы с мятежной душой и буйным нравом? Это — «дикая лопь», по-нынешнему, лопари. И над этими дикарями-язычниками, и над этой-то дальней и суровой страной пролился свет веры Христовой. Новгородская сторона озарила этим светом дальний Север: из города Торжка пришел апостол в народ лопарский. То был Митрофан, в иноческом постриге Трифон, просветитель лопарей, Печенгский чудотворец. Дикая лопь Среди русских того времени, к которому относится наше повествование, то есть конца пятнадцатого и первой половины шестнадцатого века, ходили про дальний Север удивительные рассказы. Историк Н.М. Карамзин прямо говорит: «Уверяли, что там, на берегах океана, в горах, пылает неугасимый огнь чистилища; что в Лукоморье есть люди, которые ежегодно 27 ноября умирают, а 24 апреля оживают снова; что перед смертью они сносят свои товары в одно место, где соседи в течение зимы могут брать оные, за всякую вещь оставляя должную плату и не смея обманывать, ибо мертвецы, воскресая весною, рассчитываются с ними и всегда наказывают бессовестных; что там есть и другие странные люди, покрытые звериною шерстью, с собачьими головами, с лицом на груди, с длинными руками, но безногие; есть рыбы человекообразные, но только немые и прочее».

http://azbyka.ru/fiction/na-severe-dikom...

Какие там службы, молитвенные правила. Сколько сил потребовалось отцам Геронтию и Вячеславу, чтобы держать в узде такое общество… Но ничего, слава Богу, справились. Когда владыка Митрофан назначил меня настоятелем Архиерейского подворья, мы решили так: для того, чтобы не закрывать приют и дать возможность искренне ищущим Бога продолжать свои поиски, этот несплоченный коллектив нужно разделить. Кому-то предложили обратиться в центр реабилитации для наркозависимых (некоторые согласились), другим сообщили, что приют меняет свой статус, и здесь будут не рабочие, а монастырские трудники. Кто хочет – милости просим, но правила здесь именно монастырские, и нарушение их приводит к выселению из обители. Мы не требуем от вас становиться монахами, но требования к достойному поведению в монастыре естественны: труд и молитва, дисциплина, трезвость. Если вы согласны, оставайтесь, если нет – уходите. Часть ушла, часть осталась, и я стал приходить к ним в бараки каждый вечер, год-полтора ходил – мы читали утреннее и вечернее правила, вели беседы. Через какое-то время трудники уже сами стали исполнять молитвенное правило, поддерживать необходимую дисциплину, опять же, с помощью людей, имеющих дар разумного руководства, педагогический дар, из своей среды. Рыбий жир как помощь в дороге к Христу – Каково жить монастырю в городской суете? Мурманск – порт, большой город со всеми искушениями. Как чувствует себя обитель Преподобного Феодорита Кольского в таких условиях? – Напомню слова преподобного Феодора Студита, жителя другого портового города – Константинополя: «Невелика похвала безмолвствовать в пустыне и в уединении блюсти безмятежие. Но другое дело – в городе жить, как в уединении, и среди шумной толпы быть, как в пустыне». Это не значит, что мы «напрашиваемся» на похвалу, претендуем на нее, нет, конечно. Просто у монастырей разные служения – Трифонов Печенгский, например, находится в труднодосягаемом месте, и там свои условия, свои особенности служения Богу, а здесь – свои. Разумеется, у нас много трудностей: город со своими «благами цивилизации» в этом случае – большое искушение для кого-то.

http://ruskline.ru/opp/2023/05/13/igumen...

Тихое и доброе пристанище яви нам Господь, в земли Олонецтей Божественный Свой виноград насадив, из коего вино чудное источи, спасительным и духовным питием нас напояя. Явил еси, Христе Боже, угодники Твоя, Авраамия и Корнилия Палеостровских, ихже терпеливно на добрых пажитех веры возрастил еси. Преподобнии отцы наши, Ионо Яшезерский и Ионо Клименецкий, вы слезными потоки души напоили есте и непорочнаго жития духовное благомощие явили есте, богомудрии. Радуйся, преподобне отче Макарие Высокоезерский, ты, яко мудрая пчела, мед духовный собирая, сосуд избранный явился еси. Темже достойно тя ублажаем. Богородичен: Б огородице Дево, Ты еси нам святое ограждение, источник исцелений и совершенное спасение душ наших. Песнь 6 Ирмос: В бездне греховней валяяся,/неизследую милосердия Твоего призываю бездну:/от тли, Боже, мя возведи. Воспеваем вас, вси святии земли Олонецкия, яко противу начал и властей злобы поднебесныя дерзновенно ополчистеся и тех коварства любовию и смирением победисте. Звезды пресветлыя явистеся, вернии раби Господни: Пахомие Кенский, Александре Ошевенский, Кириаче Каргопольский. Вы бо, узким путем шествовавше, яко постницы, в алчбе и жажде временное житие проводисте; яко послушницы, Христово смирение стяжасте; и яко молитвенницы, блаженство плача о гресех познасте. Трудницы Господни бысте, преподобнии отцы наши, Афанасие Сяндемский, Елеазаре Анзерский, образ злострадания и терпения показавшии, страстей прилоги и козни вражия попалившии и поругания яко врачество чистительное испившии. Врага рода человеческаго именем Христовым отгнав, преподобне Трифоне Печенгский, языческая жертвы упразднил еси и жертву хвалы на месте сем Богу принесл еси. Богородичен: И сцелений неоскудное Сокровище еси нам, Богородице Дево, молим Тя, Владычице, даруй нам душ очищение и от бед свобождение. Кондак, глас 3: Днесь лик святых, в земли Карельстей Богу угодивших,/предстоит в церкви и невидимо за ны молится Богу./Ангели с ним славословят/и вси святии Церкве Русския ему спразднуют,/о нас моляще купно Превечнаго Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Он говорил новокрещённым пермякам: «люди и братья Пермяне! Почто оставляете своих отеческих богов и веру? Зачем перестаёте приносить богам жертвы, как приносили отцы ваши? Кого слушаете: человека ли из Москвы пришедшаго? Может ли нам из Москвы быть какое добро, и женам нашим, и детям нашим? Не оттуда ли нам были тяготы многие и насильство безмерное, тиуны частые, доводчики и приставы? Тяжко, братья, житье наше будет». В прении со Стефаном пермский кудесник, между прочим, говорил: «вера наша многим лучше вашей – христианской веры, потому что у вас христиан один Бог , а у нас много богов и много помощников: они дают нам ловлю, всё, что в водах – рыбы, в воздухе – птиц, и всё, что в болотах, борах, лугах, в порослях, в чащах, в березняках, в ельниках, в сосняге и в раменьи и в прочих лесах – белок, соболей, куниц, рысей, и прочая ловля наша от них, от богов наших и до вас доходит: ныне нашею ловлею и ваши князья и бояре обогащаются и одеваются, ходят и гордятся опушками на подолах своих шуб» и проч. 19 Известно также, какие страдания претерпел Трифон Печенгский, просветитель кольских лопарей, в борьбе с их кебунами-кудесниками: «народ, омрачённый неведением, – говорит жизнеописатель Трифона, – а паче кебуны их спорили с ним, и ярились как звери, за волосы его терзали, о землю метали, били и пихали, называя его незнаемым странником и юродом, кричали на него: «если он не выйдет из их страны, то горькою мукою и самою смертию угрожали ему, и говорили между собой: пойдём, убьём его, ибо поносит нас падением в беззаконие» 20 . И после такой открытой оппозиции против христианских учителей, – кудесники и волхвы постоянно старались отвлекать массу народную от усвоения христианской веры и снова обращали их к языческому идолослужению. Великий пермский волхв и чародей Пам, по словам жизнеописателя Стефана Пермского, «ненавидя веры христианские и не любя христиан, некрещённым пермякам не веляше креститися, хотящим же веровати возбраняше, запрещаше; уверовавших же и крестившихся снова развращаше своим ветхим учением» 21 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В 1979 году я окончила Московский государственный историко-архивный институт (ныне Российский государственный гуманитарный университет) и продолжила работу в Отделе рукописей Ленинской библиотеки. В те годы Отдел рукописей был поистине крупнейшим научным центром, в котором занимались выдающиеся историки, филологи, литературоведы, писатели. Особо выделялись среди исследователей представители духовенства. Их было очень мало (как впрочем, и теперь) и их появление в читальном зале в облачении обращало внимание абсолютно всех присутствующих. Справа митрополит Питирим (Нечаев) и Галина Гуличкина      До сих пор сотрудники рукописного отдела с особой теплотой вспоминают архимандрита Иннокентия (Просвирнина; 1940–1994), замечательного церковного историка, богослова, преподавателя Московской духовной академии, которого они всегда с радостью консультировали. Отец Иннокентий в свою очередь знакомил сотрудников с жизнью Троице-Сергиевой лавры и вообще с церковной жизнью, организуя для них поездки в Загорск (теперь Сергиев Посад). В рукописном отделе я и познакомилась с отцом Иннокентием, который пригласил меня на работу в Издательский отдел Московского Патриархата. Вскоре отец Иннокентий, который в то время был заместителем владыки Питирима и его ближайшим помощником, представил меня владыке, и в сентябре 1981 года я была принята в штат. Владыка Питирим был первым архиереем, которого я видела в своей жизни. Впечатление на окружающих владыка производил неизгладимое. Атмосфера работы в церковном учреждении резко отличалась от работы в учреждении светском. Это, по сути, был другой, неведомый для меня мир. В 1980-е годы по благословению владыки Питирима осуществлялся огромный проект по изданию корпуса богослужебных Миней. Впервые проводилась большая научно-исследовательская работа в крупнейших архивохранилищах страны с целью поиска ранее неизвестных и неопубликованных текстов служб и включение их в это новое издание. Руководил этой работой непосредственно отец Иннокентий (Просвирнин). Самой первой моей работой было как раз участие в этом проекте, в частности, написание житийной справки о преподобном Трифоне Печенгском, Кольском, просветителе лопарей (память 15/28 декабря) для Минеи. Затем были многочисленные командировки в библиотеки и архивы Ленинграда, Киева для сбора уникального материала.

http://pravoslavie.ru/69011.html

Варлаам Керетский жил в XVI в. Родиной его было село Кереть на берегу Кандалакшской губы (залива) Белого моря, а имя до монашеского пострига — Василий. В 1535 г. его назначили приходским священником в Колу — маленькое рыбачье поселение на Ледовитом океане (ныне Кола — пригород Мурманска). Мурманский край тогда только начинал познавать христианство трудами просветителей — Феодорита Кольского и Трифона Печенгского. Северной нечисти, державшей в плену идолослужения местное население — саамов-лопарей, был нанесен лишь первый удар. У окрестных народов Лапландия пользовалась дурной славой как страна сильных колдунов — приемами колдовского общения с бесами владел чуть ли не каждый лопарь. Одно из многочисленных идольских капищ находилось на скале у Кольской губы, но ко времени служения в Коле иерея Василия оно, видимо, запустело. Предание гласит, что там поселился бес, который препятствовал рыбакам выходить в море, топил корабли. И крещеные поморы начали оставлять на скале продукты в качестве жертвы — только тогда бес пропускал их. Узнав об этом, кольский священник пришел на скалу и молитвами прогнал нечистого. А через несколько лет демон отомстил ему. К тому времени отец Василий был переведен на приход в родную Кереть. Там все и случилось. Нечистый вселился в жену священника, и тот решился на проведение чина изгнания беса. Во время обряда он, вовсе того не желая, нанес ей смертельную рану литургическим копием. Священник стал невольным убийцей собственной жены. Потрясенный своим преступлением,  он отправился в Колу к духовному отцу — Феодориту Кольскому. На исповеди тот наложил на кающегося небывалую епитимью: взять из могилы гроб жены и идти с ним в море; оплакивать грех, плавая вокруг Кольского полуострова до тех пор, пока не истлеет мертвое тело. Покаянное плавание в Белом и Баренцевом морях длилось три года — летом и зимой. Карбас (поморская лодка) стал для него плавучим «гробом», который, как надеялся отчаявшийся женоубийца, вскоре найдет свою могилу в море. Сильные шторма, подводные скалы, частые туманы… Белое море считается тяжелым для мореходства — в летний период. Зимой, когда ко всему этому добавляются полярная ночь и ледяные торосы, навигация практически невозможна. А если среди льдов плывет даже не большая промысловая ладья поморов, а маленькая лодка на веслах?

http://radonezh.ru/analytics/pritcha-o-g...

Конечно, верность таким предразсудкам ничего общаго не имеет с духом русским и никогда не нашла бы себе места среди потомков русскаго народа, если бы иностранцы не овладели посредством лести и обмана воспитанием его детей и юношей. Правда, кроме влияния Запада все подобные предразсудки имели почву и в общей греховности человечества, которое отпало от Бога, поддавшись горделивому непослушанию, но культура Востока Дальнаго и Ближняго не одобряет этого греховнаго настроения воли потомков падшаго Адама и, подобно Евангелию, ставит во главу угла добродетель смиренномудрия перед Богом, согласно первому блаженству перваго Евангелия. Согласно первому правилу добродетели, т. е. смирению, к душе христианина, усвоившей эту добродетель, постепенно присоединяется и милосердие, и всепрощение, и доброжелательство. Вот замечательныя слова, которыми один русский богатырь наставлял другого, выходившаго в поход: " Н е убей в чистом поле крестьянина, Н е помысли злом на татарина». Это повеление давалось не изнеженному барченку, а воину, выходившему в поход против врагов своего народа. Они неизбежно должны были убивать и воевать, но не имели права помыслить злом, т. е. ненавидеть и злорадствовать. Конечно, на практике такое правило часто нарушалось, но соблюдалось то, что люди никогда не считали своего греха справедливым и принимали покаяние за все грехи подобнаго нарушения. А когда в 1900 г. состоялось избиение 20 тысяч неповинных китайцев, то искренние мыслители говорили, что Бог также с Дальняго Востока покарает русскую землю за такое, хотя и не общенародное, но безчеловечное преступление, что начало сбываться с 1904 года и не окончилось еще доныне. III. Отношение русских к восточноазиатским инородцам не должно прежде всего исчерпываться борьбой или конкуренцией, хотя бы на почве материальных интересов, но выражаться в доброжелательстве не только отдельных лиц к отдельным лицам, но и к целой народности, к целой стране. Святители Стефан Пермский, Препод. Трифон Печенгский, Кирилл и Мефодий справедливо почитались не только, как ревностные проповедники Христа и Христовой веры, но как друзья того народа, к которому они принесли проповедь Евангелия, в этом и заключалась сила их влияния на людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rklickij...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010