Правда, также освящен был и Иеремия, однако Иеремия не прорек в ней. Один Иоанн, будучи в утробе матерней, взыграл радостно ( Лк.1:44 ) и, не видя телесными очами, познал Владыку духом. Поскольку благодать крещения была делом великим, то надлежало быть великим и первому ее провозвестнику. 4 . Он крестил в Иордане; выходил к нему весь Иерусалим, принимая начатки крещения, ибо все наилучшие блага в Иерусалиме. Но знайте, иерусалимляне, каким образом выходящие принимали от него крещение: они исповедовали грехи свои. Сначала они открывали раны, потом он прилагал врачевства и тем, которые веровали, дарствовал искупление от вечного огня. И если ты сам хочешь увериться в том, что крещение Иоанново есть искупление от угрожающего огня, то слушай, что говорит он: порождения ехиднины! 2 , кто внушил вам бежать от будущего гнева? ( Мф.3:7 ). Итак, не будь более змеем, но как некогда был ты порождением его, теперь оставь, говорит он, образ прежней греховной жизни. Всякий змей, вползая в узкое место, оставляет старую чешую и через сжатие себя, скинув старость, молодеет телом. Так и ты, говорит он, взойди узкими и тесными вратами; изнурив себя постом, изгони то, что губит тебя. Совлекись ветхого человека с делами его (см. Кол.3:9 ) и скажи слова, находящиеся в песнях: Я скинула хитон мой; как же мне опять надевать его? ( Песн.5:3 ). Но нет ли кого-нибудь в вас лицемера, человекоугодника, только представляющего вид благочестия, а не от сердца верующего, лицемерящего с Симоном-волхвом, пришедшего не для того, чтобы получить благодать, но чтобы испытать то, что даруется? Да слышит и такие слова Иоанна: Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь ( Мф.3:10 ). Неумолим Судья – оставь лицемерие. 5 . Что же нужно делать, и каковы плоды покаяния? У кого две одежды, тот дай неимущему ( Лк.3:11 ). Тот, кто учил этому, стоит того, чтобы ему верить. Поскольку сам он первый и исполнял то, чему учил. Он говорил без зазрения, ибо совесть не упрекала его и не связывала языка.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Рассмотрим те доводы, которые для Владислава, по его же словам, стали главными. Вопрос о тексте 1 Ин. 5: 7 “Одной из часто приводимых цитат в доказательство “троицы” было место из Первого послания Иоанна: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино” (1 Ин. 5: 7). Но сейчас, наверно, не найдешь современного серьезного богослова, который бы признавал достоверность этой цитаты. Вот что пишет по этому поводу известный библеист Брюс Мецгер в своем труде “Текстология Нового Завета”: “В числе критических замечаний в адрес издания Эразма (Роттердамского. – Примеч. В. С.) наиболее серьезными можно считать замечания Стуники… Он указывает на отсутствие в издании Эразма того места, где апостол рассуждает о Святой Троице: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух; и Сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле…”. Эразм возразил, что ни в одной греческой рукописи он не обнаружил этих слов, и пообещал, что в том случае, если такая рукопись будет найдена, в последующих изданиях он вставит так называемую Comma Johanneum. В конце концов, такая рукопись нашлась (или, собственно, была подделана). По сведениям, которыми мы располагаем теперь, можно определить, что она была написана в Оксфорде около 1520 г. членом францисканского ордена по имени Фрой, взявшим этот отрывок из латинской Вульгаты. Эразм выполнил свое обещание и вставил отрывок в третье издание (1522), однако в примечании к нему выразил сомнение в подлинности данной рукописи”. Это лишь один из примеров, которых на самом деле в тексте Нового Завета множество”. Не знаю, долго ли г-н Сохин искал и опрашивал “современных серьезных богословов”, полагаю, что не очень долго. Более того, думаю, совсем не искал, ограничился чтением книги Мецгера, да и ее, видимо, читал невнимательно. Потому как утверждать, что в христианской Библии этот стих появился лишь с XVI века – это, мягко говоря, свидетельство либо невежества, либо лжи. Но если мы вспомним, что обучаться Владиславу приходилось самоучкой, то не будем уж слишком строги к нему. И просто перечислим несколько тезисов по данной теме.

http://pravoslavie.ru/2500.html

Следующие показания евангелиста для хронологии евангельской не имеют особенного значения, но зато они важны в другом отношении. Они дают видеть, в каком положении находилась в это время св. земля – и в политическом и в церковном? а) В политическом отношении Палестина не имела теперь и той тени самостоятельности, какой пользовалась при Ироде Великом: она была раздроблена на четыре части, согласно обычаю римлян делить покоренные земли на так называемые тетрархии. 6 Начало, впрочем, этому дроблению положил сам Ирод. Он в своем завещании разделил все свое царство между тремя сыновьями 7 – Архелаем, Иродом Антиппой и Филиппом. Архелаю он завещал Иудею, Идумею и Самарию, с титулом царя. 8 Это завещание было послано императору Августу на утверждение. Август хотя и согласился на завещание, но не утвердил Архелая в царском достоинстве, а назначил его этнархом. 9 Архелай, однако, недолго властвовал в своей области. Чрез десять лет (в 760 г.) он был низложен и сослан в Вьену, в Галлии. И с тех пор в Иудею постоянно назначались правители из Рима; они назывались прокураторами или эпитропами. Местопребывание имели обыкновенно в Кесарии при Средиземном море ( Дeяh. XXIII–XXV гл., срав. Иос. Древн. 3. 1), а в Иерусалим они только приезжали на праздники для наблюдения за порядком и тишиной и помещались в бывшем дворце Ирода или в претории ( Мф.27:27 ; Мк.15:16 ; Ин.18:28 ). Пилат, которого упоминает св. Лука, был по счету шестым. 10 Евангелист приписывает ему титул игемона, принадлежавший собственно императорскому наместнику в Сирии, который имел высший надзор и высшую власть над всеми другими областями. Но так как в лице прокуратора Иудеи сосредоточивалась власть военная и гражданская, то титул игемона мог быть приложим и к Пилату. Замечательно, что назначение его прокуратором Иудеи (в 779 г.) совпало со временем вступления Иоанна на служение. Более же всего памятно то, что Пилат осудил Христа на распятие. Управление его было самое жестокое и ненавистное иудеям. 11 За свою жестокость он, наконец (в 789 г.) так же, как и Архелай, был сослан в Вьену, где и кончил жизнь самоубийством. 12

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Согласно Ветхому Завету, ад как будто бы не бессмертен. В какой-то момент по пророчеству Иезекииля восстанут мертвые тела, облекутся кости в плоть свою, человек обретет новую жизнь, новое бытие в неком восстановлении, в преображенном мире. Пророк Исаия писал: «Поглощена будет смерть навеки, отрет Господь Бог слезы со всех лиц, снимет поношение с народа Своего по всей земле» (Ис. 25:8). И он же восклицал: «Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела, воспряните, торжествуйте, поверженные во прахе, ибо роса Твоя роса растения и земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) Апостол Петр в своем послании говорит, что Иисус Христос после Крестной смерти Сам сошел во ад. В новозаветном богословии ад побеждается Христом. «Ад огорчился, встретив Тебя долу: огорчился, потому что упразднился, огорчился, потому что был осмеян», - говорится в Огласительном слове на Пасху святителя Иоанна Златоуста. Святой Григорий Нисский писал, что князь тьмы обманулся, приняв в свое царство душу Бессмертного; душу Того, Кто не согрешил, ад не смог удержать, вечные оковы преисподней были сокрушены. « Для того истинная Премудрость и посещает велеречивое сие сердце земли, чтобы уничтожить в ней великий во зле ум и просветить тьму; чтобы смертное было поглощено жизнию, а зло обратилось в ничтожество, по истреблении последнего врага, который есть смерть» (Слово третье на Святую Пасху, и о тридневном сроке Воскресения Христова). Мы видим, что новозаветное богословие продолжает образы, начатые в Ветхом, но описывает как некую реальность разрушение ада. По слову апостола Петра, Христос проповедовал Евангелие «находящимся в темнице духам... некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя...» (1Петр. 3.19-20). Господь после проповеди освободил из ада души умерших праведников, ожидавших пришествия Мессии. Вышли из ада и те, которые о Христе не знали, созревали для принятия Благовестия, но впервые услышали от Христа, уже будучи в аду. Христос даровал людям жизнь вечную, воскресение, обетование жизни с Богом. И жизнь вечная начинается на земле через бытие с Творцом через Христа. В то же время Христос в Евангелии говорил, что не соделавшие добрых дел, не накормившие голодного, не напоившие жаждущего, не посетившие тех, кто в темнице, не одевшие нагого, пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную. В другом месте идет речь про огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/hva...

Текст, впервые опубликованный Эразмом Роттердамским, был воспринят по-разному. С одной стороны, это издание нашло множество покупателей по всей Европе. Три года спустя потребовалось второе издание книги, а тираж ее между 1516 и 1519 г. насчитывал 3300 экземпляров. Второе издание легло в основу немецкого перевода, осуществленного Лютером 128 . С другой стороны, издание, подготовленное Эразмом, в определенных кругах было встречено с подозрением и даже враждебно. Его изящный перевод с греческого, во многом отличающийся от Вульгаты, был воспринят как грубая инновация. Особенную враждебность вызвала краткая аннотация, в которой Эразм сделал попытку оправдать свой перевод. Наряду с филологическими замечаниями, он позволил себе недвусмысленные высказывания в адрес многих священнослужителей, чей образ жизни мало соответствовал христианской морали. По словам Дж. Э. Фруда, “кожа духовенства стала слишком нежной от долгой неприкосновенности. Священнослужители по всей Европе кричали с амвона о своем негодовании”. В конце концов, “университеты, в том числе Кембридж и Оксфорд, запретили студентам читать изданные Эразмом тексты, а книготорговцам продавать их”. В числе критических замечаний в адрес издания Эразма наиболее серьезными можно считать замечания Стуники, одного из издателей Комплютенской многоязычной Библии Хименеса. Он указывает на отсутствие в издании Эразма заключительной главы Первого послания Иоанна, то есть того места, где апостол рассуждает о Святой Троице: “Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино. И три свидетельствуют на земле...” ( 1Ин.5:7–8 ). Эразм возразил, что ни в одной греческой рукописи он не обнаружил этих слов, хотя кроме двух основных рукописей в процессе подготовки текста изучил еще несколько документов. Эразм пообещал, что в том случае, если такая рукопись будет найдена, то в последующих изданиях он вставит так называемую Comma Johanneum. В конце концов такая рукопись нашлась (или, собственно, была подделана). По сведениям, которыми мы располагаем теперь, можно определить, что она была написана в Оксфорде около 1520 г. членом францисканского ордена по имени Фрой (или Рой), взявшим этот отрывок из латинской Вульгаты 129 . Эразм выполнил свое обещание и вставил отрывок в третье издание (1522), однако в примечании к нему выразил сомнение в подлинности данной рукописи 130 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/tekstol...

Трактат О Святой и Животворящей Троице написан вскоре после «Сокровища» и является переработкой последнего. Трактат посвящен «брату» Немесию и состоит из семи диалогов автора с другом Ермием: в шести диалогах речь идет о Сыне, в седьмом - о Святом Духе. Первый антинесторианский трактат - Пять книг против Нестория - написан около 430 г. Он представляет собой критический разбор сборника проповедей, опубликованных Несторием в предыдущем году. Имя Нестория не упоминается в тексте, однако приводятся цитаты из его работ. В первой книге св. Кирилл разбирает места, в которых Несторий высказывается против того, чтобы называть Марию Богородицей; четыре другие книги посвящены двум природам Христа. Трактат О правой вере, написанный в 430 г., состоит из трех посланий, отправленных св. Кириллом в императорский дворец по поводу несторианской ереси. Первое адресовано царю Феодосию, два других - царицам (без указания имен). По утверждению Иоанна Кесарийского (VI в. ), второе послание адресовано младшим сестрам императора - Аркадии и Марине, а третье - старшей сестре Пульхерии и жене императора Евдокии. Двенадцать анафематизмов против Нестория написаны в том же 430 г. от лица Собора в Александрии. Св. Кирилл был вынужден защищать свои анафематизмы в трех апологиях. Первая называется Защищение двенадцати глав против восточных епископов и направлена против Андрея Самосатского, обвинившего св. Кирилла в аполлинарианстве и монофизитстве. От обвинений Феодорита Кирского св. Кирилл защищается в Письме к Евоптию, епископу Птолемаиды Ливийской, от которого он получил текст сочинения Феодорита против анафематизмов. Оба трактата написаны до III Вселенского Собора. Третий трактат в защиту анафематизмов под названием Объяснение двенадцати глав написан в ефесской тюрьме, где св. Кирилл находился в августе - сентябре 431 г. после III Вселенского Собора. Защитительное слово к царю Феодосию был написан св. Кириллом немедленно после его возвращения из Ефеса в Александрию. В Слове он защищает свои действия до Ефесского Собора и во время его проведения.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

«...Выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба...» — а на этих словах мы вспоминаем тех людей, чьи грехи стучатся в небо и просят наказания. Есть в Писании три вещи, которые описываются как грехи, стучащиеся в небо и взывающие к небу об отомщении. Первый грех — это кровопролитие — когда проливается кровь человеческая. Вот когда пролил кровь брата Каин, то Господь сказал, что кровь Авеля вопиет от земли — вопль крови поднимается к небу. Второй раз такие же слова употреблены, когда Господь пошёл казнить Содом, и Авраам повстречал Господа, разговаривал с Ним и спрашивал: «Будет ли беда Содому, если там будут пятьдесят праведников, сорок, тридцать, пятнадцать?..» Тогда Господь говорил, что вопль Содомский и Гоморский поднимается к небу. Т.е. противоестественный блуд, жестокость, несправедливость, злая похоть и всякое нечестие, творимое с удовольствием — это вопль Содомский и Гоморский, он тоже поднимается к небу от земли. И третье — в Послании апостола Иакова перечисляются такие интересные вещи, что люди сделали свою работу, — жнецы сжали поля, собрали урожай, — а им не заплатили: работа сделана, а плата не уплачена. И вот вопль жнецов вошёл в уши Господа Саваофа: люди, сделавшие свою работу, не получившие своих денег, жалуются, робщут, вопят, и вопли их поднимаются к небу. И вот три вопля, поднимающихся к небу: вопль об убийстве невинного человека, вопль о Содомской злой несправедливости, насилии и блудных извращениях, и вопль об удержании законной платы у наёмника, у рабочего — обман простого человека. Если собрать всё это вместе, то вот мы и читаем в 18-й главе, что грехи дошли до неба, и Бог, наконец, воспомянул неправды её — этой Вавилонской блудницы. Очевидно, и первое, и второе, и третье было в ней: и разврат, и кровопролитие, и удержание платы. Нужно сказать, слова сии сказавши, на себя обернувшись, что наше общество не свободно ни от чего из названного: кровопролитие есть у нас, извращенцы и блудники есть у нас, есть у нас и удержание законных денег у рабочего человека. Вопрос только в пропорциях. Так или иначе, мы поражены этими вещами как неким вирусом, и нужно бороться с этим, потому что, иначе, Господь будет наказывать: вопль Содомский и Гоморский взойдёт, и Господь начнёт карать.

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

Хотя доказательная база в данном случае довольно слаба, допустимо, во всяком случае, предположить, что именно «Деяния Фаддея» послужили источником патриарху Никифору. Вряд ли можно считать простой случайностью тот факт, что во всех четырех случаях, когда Никифор говорит об эдесском образе, он употребляет слово ÑqÒnh, которое больше ни у кого применительно к Убрусу не встречается. Дело в том, что в «Деяниях» Убрус назван «плащаницей» ( sindèn), а этот термин в Евангелии параллелен ÑqÒnh (последнее, правда, у евангелистов имеет уменьшительный суффикс и стоит во множественном числе – ÑqÒnia ). Матфей (Мф. 27:59) и Марк (Мк. 15:46), как известно, называют погребальную пелену Христа sindèn, тогда как у Луки фигурирует и sindèn (Лк. 23:53), и ÑqÒnia (Лк. 24:12), обозначающие, по всей видимости, одну и ту же вещь, а у Иоанна (Ин. 19,40 и 20:5) – только ÑqÒnia. Замена sindèn на ÑqÒnh могла быть вызвана стилистическими соображениями. Рассказ о происхождении нерукотворного образа в III Антирретике вводится словом ƒstÒrhtai, что указывает скорее на письменный источник, чем на устное предание. Но даже если свои сведения о нерукотворной иконе патриарх почерпнул в этом апокрифическом тексте, необходимо объяснить, почему до того ни один полемист-иконопочитатель не воспользовался им. Возможно, свидетельство Евфимия Сардского сыграло и здесь решающую роль. Не исключено также, что греческий перевод «Учения Аддая» до поры до времени имел хождение лишь среди грекоязычных христиан Сирии, а в Византию попал лишь на рубеже VIII-IX веков. Это тоже могло быть связано с миссией Евфимия. Третье упоминание Убруса у Георгия Амартола также весьма интересно, на сей раз с точки зрения истории текста. Оно представляет полную параллель Посланию трех восточных патриархов, что и зафиксировано в аппарате издания Де Боора . Поэтому когда Ч. Уолтер в своем иконографическом введении к тому же изданию Послания утверждает, что «помимо Послания, лишь Георгий Амартол употребляет термин soud£rion» , он напрасно не учитывает мнение Де Боора, который полагал, что соответствующий фрагмент хроники «составлен из Жития Стефана [Нового – Д.А.]… и Послания к Феофилу» , которое, как известно, является одной из переработок Послания трех патриархов.

http://pravoslavie.ru/sretmon/turin/edes...

Но, опять же, это не самое главное. Самое главное, это то, что говорит апостол Павел в Послании к Римлянам: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых Славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» (Рим 6:4). То есть Крещение — это наша сопричастность смерти и Воскресению Христа. Мы вместе со Христом умираем для того, чтобы вместе с Ним воскреснуть. Сама эта смерть будет воскресением, то есть начнется новая жизнь. Здесь возникает ассоциация с темой Любви: когда Данте описывает историю встречи с Беатриче, то употребляет выражение апостола Павла — для него началась новая жизнь, потому что было что-то «до» и что-то будет «после». С небес или от человеков? Крестить — это означает погрузить в воду, окунуть с головой или утопить. Вот такой образ смерти и погружения в воды, как некое умирание. Но в Крещении Христа совсем другая динамика: там есть одновременно нисхождение и восхождение, и одно без другого не существует. Крещение Христа — это погружение в Святой Дух, погружение в несмываемую печать Помазания. Означает ли это какое-то особенное Крещение? В Евангелии от Марка Иоанн Креститель говорит: «… идет за мною Сильнейший меня. … Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк 1:8). Фарисеи спрашивают у Христа: «…какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал такую власть?» (Мф 21:23). Иисус же говорит им в ответ: «…крещение Иоанново откуда было: с небес или от человеков?» (Мф 21:24). Иисус Христос иронизирует над фарисеями. Все мы тоже привыкли думать: или-или — или Божественное, или земное. На самом деле крещение Иоанна было и небесным, и человеческим. Крещается «во Имя» При Крещении произносятся тайносовершительные слова: Крещается раб Божий (имярек) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святого Духа (третье погружение), аминь». Крещение совершается «во Имя»: это безумно интересное выражение, оно означает, что человек входит в новое пространство, в новый мир, и уже будет принадлежать кому-то.

http://blog.predanie.ru/article/kreshhen...

Специально для местной церковной истории 18–18 вв. среди рукописей о. прот. И.В. Ливанского есть немало интересного. Так, здесь сохранился том указов, касающихся одной из церквей г. Орла – Смоленской Одигитриевской церкви – с 1777–1828 г. Среди указов циркулярного характера есть указы о перестройке церкви, опись ее имущества и вообще много материалов для истории церкви, причта и прихода. Наконец, в сборниках проповедей собрания о. Ливанского сохранились слова и поучения местных проповедников с 1783 г. До 50-х годов 19 ст. Проповедники эти следующие: 1) Гавриил Руфинов (1783 г.), 2) свящ. Василий Тимонов, 3) священник Говоров, 4) священник с. Острова Николай Острогорский, 5) священник Николай Федоров (говорил в 1814 г. В Богоявленской и Михаило-Архангельской церкви г. Орла). Будущий историк церковной проповеди в Орле и орловской епархии должен будет сказать большое спасибо нашему почтенному собирателю за его труды для потомства по сохранению среди других документов – образцов орловской проповеди с 18 в. до доступного нашему наблюдению времени! Как бы для полноты картины проповеднического облика нач. 19 в. в одном сборнике дается курс богословских лекций в орловской семинарии 1833 г. на латинском и русском языках. Собрание о. протоирея И. В. Ливанского – третье коллективное поступление в наш Музей 1 . В нем нет каких-либо исключительных редкостей, как и в первых двух собраниях, но для местного провинциального собрания оно представляет несомненный вклад. Мозаика прошлой орловской жизни еще не заполнена, и наше третье рукописное собрание даст для нее немало ценных крупиц разной величины и обликов. 1. Апостол. Рукопись 16 в., 4, 429 л., в кожаном переплете. Пред всеми книгами помещены вводные статьи-сказания; отмечены начала. Книги следующие: 1) Книга Деяний святых Апостол, 2)Соборное собрание Яковле, 3) Святого Апостола Петра Соборное послание. 4) Того же святого Апостола Петра послание второе, 5) Святого Апостола Иоанна Богослова Соборное послание первое, 7) Святого Иоанна Богослова послание Соборное третье, 8) Соборное послание Иудино; Послания св. Апостола Павла – 9) к Римлянам, 10) к Коринфянам 1-ое, 11) к Коринфянам 2-ое, 12) к Галатам, 13) к Ефесам, 14) к Филистимлянам, 15) к Каласеям, 16) к Селунянам, 17) к Селунянам второе, 20) к Титу, 21) к Филимону, 22) к Евреям. – В конце помещено указание начал апостольских, антифонов, прокимонов, аллиуариев; полностью помещены непорочны. (пс.118).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010