Что говорит Слово Божие о настоящей любви? Святоотеческое толкование на соборные послания апостолов Источник Предисловие от составителя Идея этого издания принадлежит священнику Даниилу Сысоеву . Несколько лет назад он обратил внимание на то, что не хватает православного комментария к Библии, который был бы компактным, но при этом в концентрированном виде включал в себя интеллектуальное богатство понимания Писания, накопленное Церковью на протяжении двух тысячелетий. Отец Даниил попросил своих друзей выбрать различные книги Нового Завета для составления к ним комментария на основе святоотеческих толкований. Мне он доверил Соборные послания апостолов, а сам начал работать над составлением комментария на книгу Деяний Апостольских, который, однако, не успел закончить. Толкование на второе и третье послания апостола Иоанна, а также на послание апостола Иуды были составлены мной еще при жизни отца Даниила и в их обсуждении с ним сформировались общие принципы работы. Фактически это издание продолжает древнюю традицию катен, – комментариев к Писанию, составленных из цитат святых отцов. Нет нужды подробно объяснять важность такого замысла. Ведь согласно 19 правилу VI Вселенского Собора православные христиане должны понимать Священное Писание «не иначе, чем разъяснили святые отцы». Святитель Игнатий (Брянчанинов) предупреждает: «Не дерзай сам истолковывать Евангелие и прочие книги Священного Писания . Писание произнесено святыми пророками и апостолами, произнесено не произвольно, но по внушению Святого Духа. Как же не безумно истолковывать его произвольно? Святой Дух, произнесший чрез пророков и апостолов Слово Божие, истолковал его чрез святых отцов. И Слово Божие и толкование его, – дар Святого Духа. Только это одно истолкование принимает святая Православная Церковь и ее истинные чада!» Читать и изучать Писание православному христианину необходимо, но при этом важно избежать ошибочного понимания, поскольку неправильное понимание Слова Божия может привести к ошибкам в вере и духовной жизни и даже к гибели, о чем говорит апостол Петр (см. 2Пет.3:16 ). Не всякое понимание Писания правильное, а неправильное понимание опасно настолько, что Сам Господь отчитал за него апостолов (см. Мф.16:6–12 ), а апостол Иоанн предостерегал ранних христиан (см. Ин.21:22–23 ). Следование святым отцам не только избавляет от этой опасности, но и позволяет понять Писание намного глубже и точнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

И в этом послании, как и во втором, св. апостол не упоминает своего имени, а называет себя " старцем " . Обращаясь к Гаию, он называет его " возлюбленным " — обращение, которое мы часто находим в первом соборном послании. Апостол выражает ему пожелание " здравствовать, что является обычным приветствием, и преуспевать во всем " , " как преуспевает душа твоя " , то есть: и в житейских делах своих домашних, и в общественных иметь такой же успех, как в жизни по Евангелию. Это — высочайшая похвала апостола. Объясняет это апостол получением сведений через неких братии о том, что Гаий хранит верность евангельскому учению и " ходит в истине " . " Для меня нет большей радости, — говорит св. апостол, — как слышать, что дети мои ходят в истине " . Это весьма важная и .характерная мысль, свидетельствующая, что в христианстве дороже всего истина, то есть подлинное, неискаженное, чистое учение Христово (ст. 1-4). Далее св. апостол хвалит Гаия за его странноприимство, которое он оказывает " братиям " , то есть христианам вообще, и " странникам " , то есть приходящим из далеких мест. Здесь, как видно из дальнейшей речи, под " странниками " разумеются странствующие проповедники Евангелия. " Они засвидетельствовали перед Церковью о твоей любви " — очевидно, побывав у Гаия и придя в Ефес, где жил апостол, рассказали перед всем собранием верующих ( " Церковью " ) о гостеприимстве Гаия. " Ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога " — то есть продолжишь это дело гостеприимства, снабдив их всем необходимым на дорогу и проводив их с миром (ср. 1 Кор. 16:10-11; Тит. 3:13). Выражение об этих странниках, что они " ради Имени Его пошли " , свидетельствует, что здесь речь идет о странствующих проповедниках Евангелия, которые назывались тогда " евангелистами " . Эти евангелисты не брали ничего от язычников, чтобы люди неблагонамеренные не сочли евангельскую проповедь средством к пропитанию, а потому долг христиан — материально поддерживать их (ст. 5-8). " Я писал Церкви " , — говорит далее апостол. Неизвестно, какой и о чем, но, по-видимому, той, к которой принадлежал Гаий и упоминаемый далее апостолом Диотреф. Едва ли, однако, это писание апостола не сохранилось. Правильнее читать: " я писал бы Церкви " о странствующих проповедниках, но " любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас " . Кто этот Диотреф, неизвестно, но, как видно, человек гордый, честолюбивый и своевольный. Этого Диотрефа апостол обвиняет в отсутствии братской любви к странствующим проповедникам Евангелия и угрожает строгим и властным словом прекратить его бесчиние (ст. 9-10). Св. апостол увещевает Гаия не брать примера с подобных злых людей, но делать добро, затем похваляет некоего Димитрия, который, по преданию, был епископом Филадельфийским, обещает сам прийти и передает привет от друзей и друзьям.

http://sedmitza.ru/lib/text/430610/

Третье Послание апостола Иоанна Подлинность Послания Третье Послание апостола Иоанна, подобно второму, было признано подлинным только в позднейшее время. Кроме краткости Послания и назначения к частному лицу, главным поводом к сомнению в его подлинности служило то, что апостол упоминает о некоем Диотрефе , который по честолюбию не принял Иоанна, чего – говорят – с апостолом не могло случиться, как с апостолом. Но если принять во внимание то, что Диотреф был учеником другого кого-нибудь, а не Иоанна, то понятно, почему он мог явиться противником не только учеников Иоанна, о которых собственно говорит апостол, но и самого его ( 3Ин.9 = 1Кор.1:11–12 ). Дионисий александрийский (у Евсевия, Ц. Ист., 7:25), Ориген , Евсевий (там же, 6:25) и Иероним (ad Paulin, ep. 7; ad Evagr. 80), хотя и говорят о сомнении древних в этом Послании, но сами считают его каноническим. Климент александрийский , по свидетельству Евсевия и Фотия, писал толкования на все 7 Соборных Посланий. Лицо, к которому написано Послание Послание написано к Гаию; но из трёх Гаиев, о которых упоминает Священное Писание ( Рим.16:23 = 1Кор.1:14 ; Деян.19:29; 20:4 ), ни один не может быть принят за одно лицо с этим Гаием, так как все они были учениками апостола Павла, хотя некоторые и утверждают, что это был Гаий коринфянин, отличавшиеся странноприимством ( Рим.16:23 ). Гаий 3-го Послания Иоанна был членом одной малоазийской Церкви, потому что апостол надеялся скоро лично видеться с ним (стихи 10 и 14). [Примечание. Третье Послание очень сходно со вторым по слогу, и по мыслям, и можно думать, что они написаны одновременно. Поводом к написанию могло быть возвращение некоторых посланных апостолом Иоанном учеников, не принятых Диотрефом, и сообщение ими известия о странноприимстве Гаия. Желая возблагодарить Гаия за это и известить о своём скором приходе, апостол написал ему это краткое Послание]. Главный предмет содержания Послания Апостол молит Бога и радуется о странноприимстве Гаия, просит и впредь поступать так же со странниками ради Бога ( 3Ин.1:1–8 ); поминает о недобром поведении Диотрефа и обещает прийти и обличить его в этом ( 3Ин.1:9–10 ), просит Гаия не подражать злу, хвалит добродетель некоего Димитрия и, обещая больше поговорить об этом при личном свидании, посылает приветствия ему и друзьям, от себя и от друзей ( 3Ин.1:11–15 ). Примечания для последовательного чтения

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

протоиерей Николай Зефиров Третье соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Третье послание Святого апостола Иоанна написано к некоему Гаию, но кто он, неизвестно. 1 ст. Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 2 ст.      Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. Этому Гаию, которого апостол называет возлюбленным, искренне любимым, апостол в своем приветствии желает здравствовать и преуспевать во всем как преуспевает душа твоя, т. е. желает ему успеха во всех делах сообразно тому, как во всем добром и хорошем, иначе в подвигах христианской жизни, преуспевает душа Гаия. 3 ст. Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. Что в этом христианском доброделании преуспевает Гаий, об этом апостол уверился из свидетельств братий-христиан, которые в частности свидетельствовали о верности Гаия, т. е. о том, что он в чистоте и неповрежденности содержит Евангельское учение, о том, что он, Гаий, ходить во истине, т. е. осуществляет это учени в своей жизни. 4 ст. Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Для меня, заканчивает апостол свой привет Гаию, нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Выражение дети мои означает христиан обращенных ко Христу апостолом, с которыми он находился в ближайшем и теснейшем общении. 5 ст. Возлюбленный! ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников. Так мне, например, весьма приятно, что ты, Гаий, делаешь все возможное для братьев-христиан и в частности для странников. Эти странники или ходили с особыми поручениями от одной церкви к другой или проповедовали Евангельское учение. 6 ст. Они засвидетельствовали пред Церковью о твоей любви: ты хорошо поступишь, если отпустишь их, как должно ради Бога. Они-то и засвидетельствовали пред Церковно, т. е. обществом верующих среди которых жил ап. Иоанн, о твоей любви, т. е. к ним странникам. Ты хорошо поступишь, т. е. если будешь продолжать оказывать гостеприимство странникам и дальше, особенно если отпустишь их, как должно ради Бога, т. е. особенно если не только будешь принимать их, но и, провожая их, будешь снабжать их всем необходимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

Комментарии Женевской Библии на 3-е послание Иоанна Введение Автор Данное послание написано тем же автором, что и Второе послание Иоанна; об этом свидетельствуют значительные совпадения и в стиле, и в структуре обоих посланий. Традиционное приписывание этого послания апостолу Иоанну не может вызывать сколько-нибудь серьезных возражений. Все иные предположения представляются малоосновательными. Время и обстоятельства написания В то время как Первое и Второе послания Иоанна свидетельствуют о радости их автора за всех христиан, которых объединяет Истина, Третье послание выражает скорбь по поводу тех пустых раздоров, которые настраивают христиан друг против друга. В частности, послание было вызвано каким-то острым конфликтом между Диотрефом (по-видимому, пресвитером в общине, находившейся на попечении Иоанна) и другими членами этой церкви из-за гостеприимства, оказываемого странствующим благовестникам. По всей вероятности, рекомендуемый в этом послании Гаию Димитрий был как раз таким странствующим проповедником, который нуждался во временном пристанище. В Третьем послании Иоанна нет никаких следов тех христологических споров, которым посвящена большая часть Первого и Второго посланий Иоанна, поэтому возможно, что Третье послание было написано раньше тех, которые известны как Первое и Второе, вероятно, в восьмидесятых годах I в. Характерные особенности и темы Обращение автора к конкретному лицу, а также приветствия в начале и в конце послания говорят о том, что это письмо, в котором Димитрий рекомендуется адресату послания, Гаию. Содержание I. Приветствия и благопожелания (1,1.2) II. Верность истине (1,3.4) III. Значение добродетели странноприимства (1,5–10) А. Одобрение и благодарность за уже сделанное (1,5–8) Б. Отрицательный пример (1,9.10) В. Заключение: противопоставление добра и зла (1,11) IV. Рекомендация Димитрия (1,12) V. Заключение и завершающие приветствия (1,13–15) Глава 1 1:1 Автор именует себя «старцем», как и во Втором послании. Он обращается к своему возлюбленному другу Гаию, хваля его за странноприимство, и обсуждает с ним положение, сложившееся в общине, членом которой был Гаий.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Второе соборное послание святого апостола Иоанна Богослова Второе соборное послание Иоанново, как и третье, в древней Церкви находилось в числе " пререкаемых " , то есть таких, которые не всеми признавались подлинными, принадлежащими апостолу. Об этом говорят Ориген, Евсевий и Иероним. В древнем сирском переводе Пешито этого послания, как и третьего, нет, хотя из этого еще нельзя заключать, что сирская Церковь не признавала его подлинности. С другой стороны, такой именитый представитель Церкви, как Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, ученика самого апостола Иоанна, приводит подлинные слова из второго послания Иоаннова; Климент Александрийский говорит о подлинности второго послания, равным образом и Дионисий Александрийский. Клименту Александрийскому принадлежит объяснение на все семь соборных посланий, значит, и на второе Иоанново. В Мураториевом каталоге упоминается о многих посланиях Иоанновых. Ориген, Евсевий и Иероним, говорящие о сомнениях в подлинности сего послания, сами, по всем данным, не сомневаются в его подлинности. О подлинности этого послания свидетельствуют и внутренние признаки: дух, тон, слог и язык поедания, которые напоминают нам первое послание и Евангелие. Неудивительно, что это послание, как и третье, не сразу сделалось известным всей Церкви, ибо оно слишком кратко и послано было частному лицу, и притом женщине. Со временем оно заслужило общее признание и было включено в канон новозаветных священных книг. О первоначальном назначении второго послания достоверных сведений, кроме тех, которые содержатся в самом послании, никаких нет. Кто была по имени " избранная госпожа " и дети ее, неизвестно. Ясно только, что они были христиане. Что касается времени и места написания этого послания, можно думать, что оно написано около времени написания первого послания в том же Ефесе.

http://sedmitza.ru/lib/text/430607/

«Богословца от словес» Из изборника великого князя Святослава Ярославича (1073 г.) Изборник великого князя Святослава Ярославича (1073 г.), имеет в своем составе статью «Богословца от словес». Она считается первым отечественным библиографическим памятником вообще, а также первым ставшим известным на Руси списком канонических книг Библии , неканонических книг и апокрифов. Дабы не прельститься ложными книгами, ибо много встречается безумных искажений, прими этот мой отобранный список: Исторических 1 книг первой еврейской мудрости двенадцать. Первое – Бытие 2 , далее Исход и Левит, далее Числа, потом Второзаконие, далее Иисус [Навин] и [Книга] Судей. Восьмая – Руфь, девятая и десятая – Книги Царств 3 , [потом] Паралипоменон, в конце же имеем Ездру. Стихотворных [книг] пять, из которых первая Иов, потом Давид 4 , и далее три [книги] Соломона: Экклезиаст 5 , Песни [Песней] и Притчи. И потом [книги] духа пророческого, [первая объединяет] двенадцать пророков: Осия, Амос, третья же – Михей, потом Иоиль, затем Иона и Авдий, Наум и Аввакум, Софония и Аггей, затем Захария и Малахия. [Вторая – ] Исайя, [далее] названный 6 измлада Иеремия, Иезекииль и Даниил, который благодать. Итак, вначале я указал двадцать две книги, которые соответствуют 7 еврейским буквам. Теперь же считай [книги] Новых таинств. Матфей описал чудеса Христа, Марк же [писал для] Италии, Лука же ахейцам, а для всех [писал] Иоанн, великий проповедник и житель неба. Потом Деяния мудрых апостолов, 14 посланий Павла, 7 общих [посланий], из которых одно Иакова, два Петра, три Иоанна, седьмое же [послание] Иуды. Вот, уже имеешь все, поэтому все кроме них не в числе [истинных книг].   Исидора [Пелусиота список] из 60 [истинных] книг, и сколько вне их [числа]. 1 . Бытие 8 , Исход, Левит, Числа, 5. Второзаконие, 6. Иисус [Навин], 7. Судьи и Руфь, 8. Царств Первая, 9. Царств 2, Царств 3, Царств 4, 12. Паралипоменон, 13. Иов, 14. Псалтирь, 15. Притч, 16. Экклезиаст 9 , 17. Песнь песней, 18. Ездра, 19. Осия, 20. Амос, 21. Михей, 22. Иоиль, 23. Иона, 24. Авдий, 25. Наум, 26. Аввакум, 27. Софония, 28. Аггей, 29. Захария, 30. Малахия, 31. Исайя, 32. Иеремия, 33. Иезекииль, 34. Даниил, 35. Евангелие от Матфея, 36. Евангелие от Марка, 37. Евангелие от Луки, 38. Евангелие от Иоанна, 39. Деяния апостольские, 40. Послание Иакова, 41. Послание Петра первое, 42. Петра второе, 43. Послание Иоанна, 44. Иоанна второе, 45. Его же третье, 46. Послание Иуды, 47. Послание Павла, 48. К Римлянам, его же к Коринфянам первое, 49. Его же послание второе, 50. Его же послание к Галатам 51. Его же к Ефесянам, 52. Его же к Филиппийцам, 53. Его же к Колоссянам, 54. Его же к Солунянам первое, 55 Его же такое же второе, 56. Его же к Тимофею первое, 57. Его же к тому же второе, 56. Его же к Титу, 59. Его же к Филимону, 60. Его же к Евреям.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/bogosl...

Глава первая     О ТРЕТЬЕМ СОБОРНОМ ПОСЛАНИИ СВЯТОГО АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА Вопрос о подлинности и каноничности третьего послания Апостола и евангелиста Иоанна вполне аналогичен и неразрывно связан с подобным вопросом о подлинности второго послания того же Апостола. И по внешней, исторической засвидетельствованности 3-го послания Иоанна церковным преданием, и по внутреннему сходству мыслей и выражений этого послания с 1-м посланием Иоанновым и Евангелием Иоанна подлинность его не может подлежать сомнению. Кто был Гаий, к которому было написано это послание, с точностью неизвестно В апостольских писаниях известно несколько лиц с этим именем ( Деян. 19:29, 20:4 ; Рим. 16:23 ; 1Кор 1:14 ), и один из них, именно коринфянин Гаий ( Рим 16:23 ), отличался странноприимством, как и тот Гаий, которому адресовано 3-е послание Иоанна. Все же тожество этих двух лиц сомнительно: первоначальные читатели как первых двух посланий св Иоанна, так и 3-го, по всей видимости, принадлежали к христианам малоазийских церквей. О каком-либо иерархическом положении Гаия в 3 Иоанна не говорится; вероятно, это был просто благочестивый истинный христианин мирского звания. Третье послание написано, вероятно, одновременно со вторым и, конечно, также из Ефеса. Глава I Приветствие Гаию и похвала ему (1–4). О добродетели странноприимства (5–8). Обличение Диотрефа и похвала Димитрию (9–12). Известия и приветствия (13–15). 3Ин.1:1 .  Старец – возлюбленному Гаию, которого я люблю по истине. 3Ин.1:2 .  Возлюбленный! молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем, как преуспевает душа твоя. 3Ин.1:3 .  Ибо я весьма обрадовался, когда пришли братия и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине. 3Ин.1:4 .  Для меня нет большей радости, как слышать, что дети мои ходят в истине. Как ни обычны приветствия любви и обращения любви в писаниях великого Апостола любви, но, по-видимому, Гаия был особенно любимым учеником его, на что может указывать усиленное выражение (ст. 1): «которого я люблю по истине» и неоднократное повторение обращения «возлюбленный» (ст. 1, 2, 5, 11) к Гаию, которому Апостол прежде всего посылает молитвенные благожелания (2), указывая затем (ст. 3–4) основание или причину своего апостольского благожелания Гаию и расположения своего к нему – в том, что он ходит в истине (ст. 3), а это для пастырской любви Апостола к духовным чадам своим – высшая радость (ст. 4; см. 2Ин.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В.Л. Задворный (католик) История Римских Пап. Том II. От св. Феликса II до Пелагия II. (История Апостольского Престола в VI веке) Источник Том I • Том II • Том III Содержание Вступительное слово Введение Св. Феликс II (s. Felix II) Сочинения Послание Папы Феликса II к Акакию Константинопольскому Св. Гелазий I (S. Gelasius I) Сочинения Послание к императору Анастасию Об узах отлучения Анастасий II (Anastasius II) Сочинения Св. Симмах (s. Symmachus) Сочинения Св. Гормизд (s. Hormisdas) Сочинения «Формула гормизда» Св. Иоанн I (s. Ioannes I) Сочинения Св. Феликс III (s. Felix III) Сочинения Бонифаций II (Bonifacius II) Сочинения Иоанн II (Ioannes II) Сочинения Св. Агапит I (s. Agapitus I) Сочинения Почитание св. Агапита I в России Иже во Святых Отца нашего Агапита, Папы Римского Святого Отца нашего Агапита, Папы Римского Св. Сильверий (s. Silverius) Вигилий (Vigilius) Сочинения Послание Папы Вигилия Евтихию Послание Папы Вигилия к Аврелиану Арелатскому, написанное в Константинополе. Послание папы Вигилия Валентиниану Епископу Томийскому Декретальное послание Папы Вигилия об утверждении пятого Вселенского Собора Пелагий I (Pelagius I) Эпитафия Папы Пелагия I Сочинения Исповедание веры Папы Пелагия. Иоанн III (Ioannes III) Сочинения Бенедикт I (Benedictus I) Сочинения Пелагий II (Pelagius II) Сочинения Третье послание к Илии и другим епископам Истрии Заключение     Вступительное слово Очень рад представить читателям вторую книгу В Л.Задворного из серии «История Римских Пап». Наш Колледж является культурным и научным центром и эта книга, надеюсь, может быть свидетельством того, что мы пытаемся надлежащим образом наладить как процесс высшего гуманитарного образования, так и процесс теологических, философских и исторических исследований. Колледж – это центр католической науки, и поэтому настоящая книга, «История Римских Пап», есть дань уважения Святому Престолу. Общеизвестно, что в России на протяжении долгого времени не издавалось литературы, объективно освещающей историю Католической Церкви, и поэтому я очень благодарен проф. ВЛ.Задворному за работу, которая предоставит возможность русскому читателю ближе познакомится с подлинной историей Католической Церкви, а также будет способствовать экуменическому диалогу. Надеюсь, что это исследование будет продолжено, и мы увидим на русском языке историю Святого Престола, включающую и понтификат нынешнего Папы Иоанна-Павла II, а также выражаю уверенность, что исследование это будет образцом культа объективности и истины в истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Значение наименования некоторых посланий " соборными " Под именем " соборных " разумеются семь посланий, написанных св. апостолами: одно — Иаковом, два — Петром, три — Иоанном Богословом и одно — Иудою. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название " соборные " дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), еще писатель второго века Аполлоний, обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание. В каком смысле название " соборный " ( " кафоликос " ) присвоено вышеперечисленным апостольским посланиям? Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет " соборным " послание апостольского собора в Иерусалиме, обращенное к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чем повествует 15 глава книги Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам иди отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что " соборный " здесь употреблено в смысле " окружной " . Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются " соборными " , что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. " Соборными " в смысле " окружных " называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского. Весь же состав посланий, известных теперь под именем " соборных " , назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования " соборных " , они присоединены к первому соборному посланию Иоаннову как его дополнения.

http://sedmitza.ru/lib/text/430592/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010