Дональд Карсон (баптист) Второе и Третье Послания Иоанна Введение Эти короткие послания (самые короткие книги в Новом Завете) не часто цитировались, и на них не ссылались в ранние времена, что очень затрудняет выяснение датировки, авторства и других подобных вопросов. В этих двух посланиях утверждается, что они написаны «старцем», но дальнейших разъяснений нет. Иногда возникает спор, что «старец Иоанн», упомянутый здесь, не был апостолом и что именно он и написал эти два послания. Но достоверных доказательств, что когда–либо существовал некий «старец Иоанн», нет. Более того, в античности, насколько нам известно, споров относительно авторства апостола Иоанна не возникало. Язык этих посланий напоминает Первое послание и четвертое Евангелие. В настоящее время будет верным принять традиционное мнение и автором считать апостола Иоанна. 2 Ин. обращено «избранной госпоже и детям ее». До сих пор спорят, имеется ли здесь в виду какая–то конкретная женщина или это некий символ, относящийся к церкви. Если верно последнее, то «дети» относилось бы к членам общины. Основные аргументы в пользу первого – в том, что это наиболее естественный способ понимания слов и по содержанию этот вариант гораздо проще, чем если рассматривать его как обращение к общине, и «дом» (10) скорее относится к жилищу определенной семьи. В поддержку же того мнения, что послание предназначалось церкви, выдвигаются следующие аргументы: основная мысль его более приемлема для церкви, чем для отдельного человека, и в послании нет личностных характеристик (в отличие от 3 Ин.). Большинство современных ученых рассматривают данное послание как обращение к церкви. Проблема остается неразрешенной из–за недостатка информации по этому поводу, хотя, возможно, более вероятным кажется, что это личное послание, но это объяснение проще, нежели послание для общины. В этом послании в основе размышлений лежит то же лжеучение, которое упоминалось в 1 Ин. Оно было написано, чтобы предостеречь читателей. Очевидно, существовала опасность, что это лжеучение будет одобрено и, таким образом, эта доктрина распространится.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Содержание Введение Издания, цитируемые сокращенно Глава I. Иерусалимская церковь Источники Иерусалимская первообщина. Общий характер её управления Апостолы Избрание „семи“ Пресвитеры Иаков, брат Господень Послание св. Иакова История иерусалимской церкви по смерти Иакова Глава II. Внепалестинские церкви до 63 года Источники Церковная самодеятельность верующих Апостолы Пророки, учители и евангелисты Местные служения управления Глава III. Состояние церковной организации в период от 63 года до конца I века Первое послание ап. Петра Послание к Евреям Послание Климента Римского Пастырские Послания Третье послание ап. Иоанна и Апокалипсис Глава IV. Состояние церковной организации в первой половине II века Учение 12 апостолов Послания Игнатия Антиохийского Послание Поликарпа Смирноского Пастырь Ерма Глава V. Состояние церковной организации во второй половине II века Иустин и так называемое второе послание Климента к Коринфянам Клементины Ириней, епископ Лионский Церковные Каноны Глава VI. Общие заключения о происхождении епископата Пресвитеры и епископы Монархический епископат Глава VII. Отношение церковного устройства к строю общественному и государственному в первые два века Самобытность христианских учреждений Параллели в церковном и общественно-государственном строе     Введение Две проблемы стоят на пути у того, кто исследует строй христианской церкви в первые века. Одна из них имеет своим предметом – происхождение епископата, другая – отношение древних церковных учреждений к учреждениям иудейским и языческим. Хотя обе проблемы тесно связаны между собой, однако каждая из них имеет свое определенное содержание и свои самостоятельные исходные пункты. Проблема происхождения епископата возникает сама собой при внимательном чтении и сопоставлении некоторых мест из новозаветных писаний. Вот главнейшие из них. В Деяниях Апостолов (20:17, 28) пресвитеры ефесской церкви названы ап. Павлом епископами. В послании к Титу по-видимому одни и те же лица называются пресвитерами и епископами: апостол предписывает Титу ставить по городам пресвитеров с известными качествами, мотивируя это тем, что епископ должен быть именно подобных качеств ( Тит.1:5–7 ). Ап. Павел в послании к христианам города Филипп приветствует всех находящихся там святых с епископами и диаконами ( Флп.1:1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 3: апостол Иоанн Образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное” (1), написанное для общего назидания Церкви как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю (2) и к некой “благочестивой госпоже” (3). Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: “Святой Дух”, “Дух истины” и “Утешитель”. Только термин “Святой Дух” используется в Ветхом Завете . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в писаниях ап. Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33) 2. Тварная духовная сущность (Откр 1:4) 3. Духовная природа Божества (Ин 4:24) 4. Дух=жизнь (Откр 13:15) Епископ Кассиан (Безобразов) утверждает, что во всем иоанновском корпусе существует четкое различение смысла, который автор сообщает термину тХ pneuma и термину рпеата. Это различение непосредственно определяет отличие в именовании Ипостаси Святого Духа (с артиклем) от обозначения Его присутствия или Его даров (без артикля); и на этом различии вл. Кассиан строит все понимание пневматологии апостола Иоанна. В этом ему следует и Георгий Завершинский. Однако столь решительное терминологическое разделение, на наш взгляд, не имеет для себя достаточных обоснований. Во-первых, сам же епископ Кассиан вынужден признать, что имеется ряд мест, в которых очевидно говорится о Лице Святого Духа и при этом слово употреблено без артикля, и наоборот; во-вторых, согласно правилам древнегреческого языка, существительное, единожды в предложении употребленное с артиклем, второй раз в том же предложении может свободно употребляться без артикля; наконец, в-третьих, не понятно, почему pneuma без артикля должно обозначать именно пристуствие Духа Святого или Его дары, а не что-либо еще, например, Его действия?

http://pravoslavie.ru/1515.html

Соборные послания Значение наименования некоторых посланий «Соборными» Под именем «соборных» разумеются семь посланий, написанных св. апостолами: одно – Иаковом, два – Петром, три – Иоанном Богословом и одно – Иудой. В составе священных книг Нового Завета они обыкновенно помещаются в наших православных изданиях непосредственно после книги Деяний. Название «соборные» дано этим посланиям не самими их писателями. Так они названы Церковью впоследствии, но, несомненно, очень рано. По свидетельству церковного историка Евсевия (V, 18), ещё писатель второго века Аполлоний , обличая какого-то монтаниста, выразился, что он, в подражание апостолу Иоанну, написал соборное послание. В каком смысле название «соборный» («кафоликос») присвоено выше перечисленным апостольским посланиям? Один из древнейших христианских писателей Климент Александрийский называет «соборным» послание апостольского собора в Иерусалиме, обращённое к христианам Антиохии, Сирии и Киликии, о чём повествует 15 глава книги Деяний. Так как это послание обращено не к каким-либо частным лицам или отдельным церквам, а ко всем христианским общинам вообще, то ясно, что «соборный» здесь употреблено в смысле «окружной». Из этого можно заключить, что и послания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды потому называются «соборными», что они обращены не к отдельным церквам, как, например, послания апостола Павла, а ко всем христианам. «Соборными» в смысле «окружных» называются первое Петрово и первое Иоанново послания у Оригена и Дионисия Александрийского . Весь же состав посланий, известных теперь под именем «соборных», назван этим именем в первый раз у историка Евсевия. Хотя второе и третье послания Иоанна имеют частное назначение и потому не подпадают под такое понимание наименования «соборных», они присоединены к первому соборному посланию Иоаннову как его дополнения. Как в приложении к Церкви со словом «соборный» стали соединять значение истинной, подлинной Православной Церкви («Экклисиа кафолики» – Церковь соборная), так в приложении к этим посланиям с именем «соборный» стали соединять понятие послания истинного, подлинного, канонического, заключающего в себе неизменное правило для истинно христианской жизни. В этом значении называет «соборным» послание Иуды Ориген ; такой же смысл влагает в это название по отношению ко всем этим посланиям Евсевий.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Послание к Титу Сведения о Тите Исторические сведения о лице Тита очень скудны; они рассеяны отрывочно в Посланиях апостола Павла. Книга Деяний о нем не упоминает. В первый раз его имя мы встречаем в Послании к галатам ( Гал.2:1 ), откуда узнаем, что он – эллин, язычник, и по всей вероятности, антиохиец, а по мнению святого Иоанна Златоустог о – коринфянин. В свою бытность на Соборе апостольском апостол привел его в Иерусалим ( Гал.2:1 ) и, вероятно, воротился с ним в Антиохию; но в свое апостольское путешествие с Тимофеем и Силой не брал его, так как он не упоминается ни в книге Деяний, ни в Посланиях к солунянам. И только, кажется, в третье свое путешествие ( Деян.18:23 ), в бытность свою в Антиохии, Павел взял его и был с ним во Фригии и Галатии, потому что в Послании к галатам упоминает о нем, как о лице, известном им ( Гал.2:1–3 ). Оставался ли Тит при апостоле во время трехлетнего пребывания его в Ефесе, неизвестно; но, отправив туда свое первое Послание в Коринф, апостол вслед за ним отправил туда же и Тита для собирания от коринфян милостыни ( 2Кор.8:16 ), и для разузнания о том, какое впечатление произведет на коринфян первое Послание. Тит принес апостолу утешительные известия о коринфянах ( 2Кор.7:13 ) и, как можно догадываться из подписей под Посланием, снова отправился в Коринф со вторым Посланием апостола. Дальше мы не встречаем его ни в путешествиях апостола, ни в заключении и только из Послания к самому Титу видим, что апостол, проходя по Криту, по освобождении своем из первых уз, оставил его епископом Крита для довершения того, чего не мог окончить сам Павел, и для рукоположения пресвитеров ( Тит.1:5 ). Продолжая это же малоизвестное путешествие, святой Павел из какого-либо города Малой Азии написал ему свое Послание и приглашал его в Никополь киликийский ( Тит.3:12 ), откуда, по всей вероятности, Тит сопровождал его и через Македонию, Далматию, до самого Рима. Последнее известие о Тите мы находим во втором Послании к Тимофею ( 2Тим.4:10 ), где апостол говорит об отправлении его в Далматию по делам проповеди. Из предания (Euseb. 3:4. Constit. ap. 7:36) только известно, что он был епископом Крита и умер в глубокой старости на 94-м году, будучи девственником подобно своему учителю (Память его 25 августа). Время и место написания

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава VII. Последние годы земной жизни Апостола Встреча Апостола Ефесянами. – Благовестническое служение его на закате жизни. – Писания Иоанна. – Евангелие. – Обстоятельства его написания. – Цель. – Мнение о нем христианских и языческих писателей, – Первое послание. – Второе. – Третье.Последние годы жизни Иоанна. – Рассказ Климента Александрийского о юноше-разбойнике. – Рассказ св. Поликарпа о встрече Апостола с Коринфом. – Рассказ Касиана. – Рассказ Иеронима. – Ученики Иоанна. – Какою смертью умер Иоанн? – Сколько ему было тогда лет. – Свидетельство апокрифов о последних днях его жизни. – Последнее преломление хлеба – Прощание. – Молитва у могилы – Смерть. – Христиане у могилы Апостола. С великою радостью христиане ефесские 1943 встретили своего великого и любвеобильного наставника и постоянного „соучастника в их скорби“. Весь народ вышел навстречу ему. Видя св. Апостола, многие плакали от радости, другие приветствовали его, третьи падали на землю, иные целовали одежды его 1944 . Домн, известный богатый, христианин города Ефеса, воскрешенный некогда Апостолом, ввел св. благовестников в дом свой. Отца его Диоскорида в это время уже не было в живых. Здесь была приготовлена для них трапеза. Многие дни в доме Домна оставались св. Апостол и его ученик. Сюда ежедневно 1945 приходили христиане 1946 , слушая благовествование Иоанна. Много прошло времени со дня удаления его на Патмос, но христиане ефесские не утратили своей веры: и теперь не было ни одного из них, кто бы не веровал словам св. учителя 1947 . Не менее девяноста лет было Иоанну по возвращении из ссылки 1948 . Но и в эти старческие годы благовестническая ревность не оставляла его. Не смотря на свою глубокую старость, он не переставал еще благовествовать о Распятом. Зорко следил великий старец за жизнью христиан, предостерегал их от лжеучителей и лжеучений, разрешал сомнения христиан, возникавшие среди них под влиянием языческой проповеди. Он находил время, для попечения не только о целых христианских общинах, но и об отдельных душах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Содержание Предисловие Отдел исагогический Глава I. Подлинность первого послания св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова Глава II. Обстоятельства происхождения первого послания св. Апостола Иоанна Глава III. Анализ послания Глава IV. Текст послания Приложение I-e: О чтении IV, 3 Приложение II-e: Вопрос о чтении I Ин. V, 7. 8 Отдел экзегетический Введение (I, 1–4) Первая часть (I, 5–II, 11) Вторая часть (II, 12–28) Третья часть (II, 29–III, 24а). Четвертая часть (III, 24б–IV, 21). Пятая часть (V, 1–17) Заключение (V, 18–21).     Исагогико-экзегетическое исследование Предисловие Основание стены великого города – небесного Иерусалима, показанного Ангелом Тайновидцу, украшено разного рода драгоценными камнями: основание первое – яспис, второе – сапфир, третье – халкидон, четвертое – смарагд, пятое – сардоникс, шестое – сардолик, седьмое – хризолиф, восьмое – вирилл, девятое – топаз, десятое – хрисопрас, одиннадцатое – гиацинт, двенадцатое – аметист» ( Откр.21:19–20 ). Великий город – это невеста Агнца, святая Церковь ( Откр.21:9 ); двенадцать камней представляют собою символы двенадцати Апостолов, которых Господь положил в «основание» Своей Церкви. В этих драгоценных камнях каждый из двенадцати Апостолов имеет свою собственную эмблему: «стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Откр.21:14 ). Все камни равно прекрасны и одинаково необходимы в общей системе здания города, но каждый из них сияет своею особенною красотой. Так и все Апостолы дивны в своих благовестнических трудах: каждый из них составляет существенную и необходимую часть великого здания Церкви, которая ость столп и утверждение истины ( 1Тим.3:15 ), и ни один из них не может быть предпочтен другому. Но каждый из них прекрасен по-своему, поскольку имеет свои особенные духовные задатки и дарования, а они сообщают его сиянию определенный оттенок и своеобразную красоту. И если кто хочет не только созерцать это сияние, но и понимать его, тот необходимо должен постараться проникнуть в основные причины наблюдаемого различия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagard...

В.Л. Задворный (католик) Пелагий II (Pelagius II) 61 26.XI.579 г. – 7.II.590 г. Если после смерти Uoahha III Римский Престол оставался вакантным целые десять месяцев, потому что римляне не решались никого признать своим епископом без императорского согласия, то теперь, во время осады Рима лангобардами, когда умер преемник Иоанна Бенедикт, римляне более не медлили с выбором, и, не дожидаясь согласия Константинополя, провозгласили своим епископом Пелагия II. Положение в византийской Италии становилось все более и более напряженным. Продолжавшееся с 572 г. успешное наступление лангобардов продвигало их границы все дальше на юг. Покорение лангобардами Италии несло с собой дехристианизацию страны: в своем большинстве лангобардский народ оставался языческим, аристократия же приняла арианство. Во время войны разрушались и разграблялись церкви и монастыри. Ок. 580 г. было разорено знаменитое аббатство Монте-Кассино, основанное св. Бенедиктом, монахи которого бежали в Рим. Константинополь теперь мог оказывать лишь слабое сопротивление. В 584 г. император Маврикий реорганизовал остатки византийских владений в Италии в экзархат – военную провинцию, во главе которой был поставлен экзарх, объединивший в одних руках военную и гражданскую власть, столицей экзархата стала Равенна. В это же самое время происходит и образование Лангобардского королевства, которое в 584 г. возглавил король Автари, а после его смерти, в 590 г., Агилульф (590 – 616 гг.), по праву считающийся настоящим основателем лангобарского государства в Италии (54, с. 117 – 119). В 585 – 589 гг. на границах с лангобардами установилось некоторое спокойствие, так как экзарху Смарагду удалось заключить с ними какой-никакой мир, и благодаря этому Папа, наконец, смог восстановить отношения с северной Италией, которые из-за войны были полностью прерваны. Пелагий II использовал эту возможность, чтобы попытаться устранить продолжавшуюся уже тридцать лет схизму между Римом и Аквилеей: ведь если Милан, как уже отмечалось, в 571 г. вернулся в общение с Римом, то епископ Аквилейский, присвоивший себе титул патриарха, по-прежнему считая себя после II Константинопольского Собора единственным хранителем правой веры, оставался непреклонным. 3 ноября 579 г. по случаю освящения кафедрального собора в Градо, куда из-за войны была перенесена резиденция Аквилейского патриарха, построенного в честь халкидонской святой Евфимии, (в одноименном храме проходили заседания IV Вселенского Собора), патриарх Илия созвал собор из двадцати своих епископов суфраганов, на котором вновь была подтверждена приверженность прежнему курсу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Второе послание написано к некоей избранной госпоже и её детям. Это надписание понимается толкователями различно. Одни в нём видят название одного лица, именно некоторой женщины с её детьми, причём выражение „избранной госпоже» принимают за общее название женщины почтенного возраста и положения в обществе 655 , или даже в одном из этих слов видят собственное имя женщины, к которой писал апостол, и переводят надписание так: Эклекте (избранной) госпоже, или: избранной (или избраннице ср. 3Ин. 1:1 ; Флм. 1:1 ). Кирие (госпоже). Полагают, что эта женщина была знатная и состоятельная вдова христианка, и её дом был странноприимным для странствующих христианских благовестников: учителей, пророков и апостолов. Таким образом, будет ясно наставление ей в послании: помнить заповедь Господа, которую христиане имеют от начала, и ходить в истине и любви, а отвергающих Христа во плоти пришедшего, преступающих Его учение и таким образом отвергающих и Бога, обольстителей и антихристов – лжеучителей в дом не принимать и не приветствовать (10 ст.). Апостол писал этой госпоже, может быть, в одно из своих путешествий из другой церкви, где он жил у её сестры, от которой теперь посылает ей извещение о своём прибытии (12 ст.). Другие толкователи под избранной госпожой разумеют не известную апостолу женщину, а церковь , к которой он писал. Апостол называет её, полагают, госпожой (κυρα от κριος) господа Иисуса Христа, как он в Апокалипсисе называет её невестой (νμφη от νμφιος) жениха Иисуса Христа (22:17); а избранной – в том же смысле, в каком апостол Пётр в первом своём послании называет церковь „соизбранной» ( 1Пет. 5:13 ). При таком понимании надписания легче всего разрешаются затруднения, возникающие при объяснении других подробностей надписания и приветствия (1–3) и содержания послания: его цели, увещаний и образа выражений, как апостол обращается к тем, кому он пишет, и как он о них выражается (1, 2, 4, 5, 10 стихи), и, наконец, упоминания в заключении послания о детях сестры избранной госпожи тоже избранной (13) 656 . Но, по-видимому, апостол Иоанн по особенному, свойственному ему, способу выражать свои наставления (частное возводить к общему, идеальному, говорить принципиально) и этому первоначально столь частному письму придал общий характер, так что оно одновременно могло быть обращением и к одному лицу, и к целой церкви, в которой находилось это лицо. Таким образом, является вполне возможным и вероятным соединение первого понимания назначения и содержания послания со вторым.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/soborn...

Ефес и основание церкви в Ефесе Место и время написания послания Назначение послания и повод к его написанию О подлинности послания Содержание послания Литература Глава 1 2 3 4 5 6     Ефес и основание церкви в Ефесе Ефес, лежавший на реке Каистро, при впадении ее в Икарийское море (часть моря Эгейского), был главным городом Асийской провинции (называвшейся иногда просто Асия). Городская крепость возвышалась на скале. Гавань находилась при устье Каистро. В силу своего счастливого положения, Ефес сделался важнейшим торговым городом провинции Асии, но в нравственном отношении население его стояло на очень невысокой ступени. Между великолепными зданиями города всего известнее был храм Дианы или Артемиды. В Ефесе жило немало и Иудеев. После основания в Ефесе церкви, этот город долгое время служил средоточным пунктом христианства в Малой Азии. После Ап. Павла здесь жил Ап. Иоанн Богослов, а потом здесь несколько раз собирались соборы. Разрушен Ефес был, вероятно, Тамерланом в 1402-м году. В настоящее время на месте этого славного города лежат одни развалины и изредка только останавливаются здесь номады-пастухи. Первые семена христианства были заброшены в Ефес учениками Иоанна Крестителя, которые хотя имели далеко недостаточные познания в христианской вере, однако все же веровали в Иисуса как в Мессию. Потом на короткое время, во время своего второго апостольского путешествия, заходил в Ефес Ап. Павел и беседовал здесь с Иудеями о вере, оставив после себя дальнейшее распространение Евангелия в Ефесе на обязанности своих друзей Акилы и Прискиллы, к которым потом на помощь пришел александрийский иудей Аполлос, который сам в полной мере был наставлен в истинах веры только здесь Акилою и Прискиллою. Прочное устройство Ефесской церкви дано было только в третье путешествие Ап. Павла. В это путешествие Ап. пробыл в Ефесе около трех лет и собрал в одну общину церковную немало Иудеев и язычников, совершил много чудес над душевно и телесно больными, положил конец закравшемуся было и в среду Иудеев волшебству и счастливо избежал от опасности, угрожавшей ему во время народного восстания, которое поднял против него мастер золотых изделий Димитрий. Отсюда Ап. простирал свое благотворное влияние на всю Малую Азию. При своем удалении из Ефеса Ап. поставил епископом Ефесской церкви своего ученика Тимофея. Место и время написания послания

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010