Последний вопрос: «Спасутся ли католики?» В качестве «католиков» – вряд ли. В качестве просто христиан — возможно. Их спасет не то, что есть в латинстве «специфического», их спасет не вера в папскую непогрешимость, в чистилище или Filioque. Их может спасти то, что осталось в западной церкви от древнего ее православного наследия. То есть – западный христианин может быть спасен именно вопреки тому, что он «римо-католик». Искушения традиции Наше пребывание в православном Предании не есть гарантия нашей защищенности от ошибок и затмений. Страсть везде найдет для себя пищу – в том числе и в церковной жизни. Иногда в нашем восприятии Предание из слова, обращающегося к Богу, сводится к свидетельству о себе самом. Иногда оно становится непрозрачным, и сквозь него не видно ни Евангелия, ни Христа… Как поражает нас эта болезнь слепоты? Первое искушение – это поверхностное восприятие Церкви . Характерный пример такого восприятия описал Юрий Самарин: «Вообще, можно сказать, что мы относимся к Церкви по обязанности, по чувству долга, как к тем почтенным, престарелым родственникам, к которым мы забегаем раза два в год, или как к людям, с которыми мы не имеем ничего общего, но у которых, в случае нужды занимаем деньги. По нашим обиходным представлениям, Церковь есть учреждение – божественное, но все-таки учреждение. Это понятие грешит тем самым, чем грешат почти все наши ходячие представления о предметах веры: не заключая в себе прямого противоречия истине, оно недостаточно. Есть книга, называемая Уголовным кодексом, а есть книга, называемая Священным Писанием». Некоторые соприкасаются с внешней оболочкой церковной Традиции в поисках национальной идентичности или культурного наследия. Последнее выражение замечательно выдает структуру восприятия Церкви «культуро-поклонниками»: ведь наследие – это то, что остается после умершего. И разговоры о «культурном наследии русского православия» по большей части ведутся людьми, которые так никогда и не причастились Живому Богу. Ищут «энергий», здоровья, гарантий, успехов, ищут подтверждения своим представлениям — скажем, по книжкам Рерихов составляют представление о «русской духовности».

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Предание не есть ни пересказ апостольских слов (ибо тогда оно есть лишь повторение Писания), ни четкая традиция их толкования, ни добавочные сведения к новозаветному кодексу. Предание – это усвоение каждому человеку того всечеловеческого дара Спасения и об о жения, который был дан человечеству в евангельскую «полноту времен». Предание – это Христос, в Таинствах возвращающийся к людям. Так и говорит об этом последний византийский богослов Николай Кавасила : «Таинства — вот путь, вот дверь, которую Он открыл. Проходя этим путем, и этой дверью, Он возвращается к людям » 68 . Апостольское наследие состоит не только из посланий и учений. Данный Тимофею залог апостол Павел увещает Тимофея « хранить духом Святым, живущим в нас» ( 2Тим. 1:14 ). Какой же залог, нуждающийся в постоянной синергии, оставил Павел Тимофею? — Рукоположение : « Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. :1:7). Священство, в которой человек входит через апостольское рукоположение — это литургическое служение. Возможность нести это служение здесь, на земле – величайший дар. Итак, « Держись вечной жизни» ( 1Тим. 6:12 ) – той жизни, которая дана нам. « Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» ( 2Тим. 1:7 ). Бог, любящий мир, отдал Сына Своего Единородного нам. Напомню, что и поныне при рукоположении священника епископ, вручая ставленнику дискос с частицей литургического Агнца, частицей Тела Христова, говорит ему: «Приими залог сей…» Отец Софроний (Сахаров) писал: «Предание как вечное и неизменное пребывание Духа Святого в Церкви есть наиболее глубокая основа ее бытия, и потому Предание объемлет собою всю жизнь Церкви настолько, что и самое Священное Писание является лишь одною из форм ее… Писание не глубже и не важнее Предания, но одна из его форм… Если предположить, что по тем или иным причинам Церковь лишается всех своих книг, то есть, Ветхого и Нового Заветов, Творений святых отцов и богослужебных книг, то Предание восстановит Писание, пусть не дословно, пусть иным языком, но по существу своему, и это новое Писание будет выражением той же веры, единожды преданной святым ( Иуд.1:3 ), выявлением все того же Единого Духа, неизменно действующего в Церкви, являющегося ее основой, ее сущностью. Но если бы Церковь лишилась своего Предания, то она перестала бы быть тем, что есть, ибо служение Нового Завета есть служение Духа, написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца ( 2Кор.3:3 ) 69 . Дух Святой Действует в Церкви и по сей день

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

Только с укреплением, оздоровлением, исправлением этого чутья возможен возврат к истинно христианским ценностям в иконописи. Хотелось бы верить, однако, что и богословие внесёт свою лепту в этот процесс. Плоды ереси давно уже налицо - не пора ли назвать ересь её именем, не пора ли, искореняя её, выработать здравое учение об иконе, не допускающее кривотолков, не оставляющее лазеек отцу лжи?  Кто знает, возможно, этим будет положено начало разработке церковного учения об искусстве вообще. Высшая функция человека – созерцание божественных гармоний, соучастие в них – естественно должна совершаться в Церкви, и в Церкви же должно кристаллизоваться знание об этой высшей функции человека. Это и будет истинное богословие художественного образа – богословие иконы.       Ирина Горбунова-Ломакс П. Флоренский. Иконостас. Избранные  труды  по  искусству. СПб., 1993.  сс. 130-131. Иоанн  Дамаскин. Три  слова  в  защиту  иконопочитания.  СПб., 2001.  сс. 64-65. Павел Флоренский. Иконостас. Избранные труды по искусству. С-Пб, 1993. с. 90 - 91 Киевопечерский  патерик  по древним  рукописям.   Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1991. с. 144. Дионисий Фурноаграфиот. Ерминия  или  наставление  в  живописном  искусстве. В кн.  Икона. Секреты ремесла. М., 1993. сс. 27, 51 и др. L. Ouspensky.  Théologie  de  l’icône  dans l’Eglise orthodoxe. Cerf, 1993. сс. 155-158,  472-474. Диакон Андрей Кураев. Традиция догмат обряд.  Москва - Клин, 1995. с. 318. Там же,  с.318. Князь  Евгений  Трубецкой. Три  очерка  о  русской  иконе. Новосибирск, 1991. с. 48. Там  же. Князь  Евгений  Трубецкой. Ук. соч. с. 4. (Предисловие  издателя). Князь  Евгений  Трубецкой. Ук. соч. с. 49. Князь  Евгений  Трубецкой. Ук. соч. с. 16. L. Ouspensky.  Théologie  de  l’icône  dans l’Eglise orthodoxe. Cerf, 1993.  с. 148 – 153. Там же, с. 151. цит. по Иоанн  Дамаскин. Три  слова  в  защиту  иконопочитания. СПб., 2001. с. 141 Там  же, с. 152. Иоанн  Дамаскин. Три  слова  в  защиту  иконопочитания. СПб., 2001. с. 89. L.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=5&iid=16...

Традиция ежедневного прочтения Евангелия и исторически древнее и духовно плодотворнее, чем попытки реконструкции, предпринимаемые американскими миссионерами на стадионных «Фестивалях Иисуса» и телеэкранах. Это – именно их видение Евангелия. Решил однажды Джимми Свагерт в телепроповеди пересказать евангельскую притчу о безумном богаче ( Лк.12:13-20 ). Кульминационный момент в его интерпретации выглядел так: «Тогда Господь похлопал его по плечу и сказал: «Глупец, сегодня ночью ты умрешь!» 89 Услышав такое – невольно задумаешься: американские ли протестанты живут и учат «строго по Евангелию» или Евангелие они читают «строго по-американски». Америка, всюду ищущая развлечений, сделала из религии Распятия повод для «чувства глубокого удовлетворения»: «ты только признай, что долг уже за тебя заплачен, и продолжай твой бизнес, ибо местечко на Небесах тебе уже обеспечено!» Может ли быть более чудовищная подмена смысла Христианства? Ведь это уже выдача не частной, как некогда у католиков, а тотальная индульгенция за счет «заслуг Христа»! Такого рода проповедники возвещают не подлинное Евангелие, а предлагают собственные удешевленные средства спасения! Им нужно такое христианство, которое избавляло бы от надобности борьбы со страстями, несения своего креста и необходимости духовного роста. Даже употребление одних и тех же евангельских слов передает очень разные смыслы в протестантизме и в православии. «Грех», «спасение» – два фундаментальных термина библейского богословия. Но западное христианство склонно описывать драму грехопадения и искупления в терминах юридических, а восточное христианство – в терминах органических. Для православия грех — не столько вина, сколько болезнь. «Грех делает нас более несчастными, нежели преступными» – говорил преподобный Иоанн Кассиан 90 , а преподобный Исаак Сирин сравнивал грешника со псом, который лижет пилу и не замечает причиняемого себе вреда, пьянея от вкуса собственной крови… 91 И в чине исповеди священническая молитва увещевает: «приш е л ес и во врач е бницу, да не неисцел е н от ы деши…» Первородный грех это, во-первых, первородное бедствие.

http://azbyka.ru/tradiciya-dogmat-obryad

113 Ср. с рассуждениями представителя т. н. «просвещенного» Православия: «Но в Церкви не видно желания противостать «негодным и бабьим басням» ( 1Тим. 4:7 ). «Журнал Московской Патриархии» как-то робко заметил (в воспоминаниях проф. Козаржевского), что в Москве 20-х годов было немыслимо распространение священниками брошюрок типа «Какому святому от какой болезни молиться». Но в нынешних храмах стараниями «некоторых из числа чрез меру у нас православных» (св. Григорий Богослов ), эти языческие списки стали обязательным атрибутом. Я понимаю, что «немощным в вере» можно предлагать посильную для них духовную пищу: молоко – тем, кто не способен вкушать твердый хлеб, национально-монархическую литературу – тем, кто еще не способен самостоятельно искать Христа и потому мечтает о земных поводырях в Царство Небесное. Но зачем же это молочко, разведенное на далеко не всегда преображенных человеческих страстях, выдавать за норму богословия и церковной жизни?» (Диакон Андрей. Кураев. Традиция, догмат, обряд. Апологетические очерки. Издательство Братства Святителя Тихона. М.-Клин. 1995. С. 221). 114 Священномученик Харалампий († 10.2.202), епископ Магнезийский – претерпел мученическую смерть, будучи 113 лет от роду, за обращение ко Христу многих язычников и проповедь Евангелия. Память 10 февраля. 115 К сожалению, с революцией многое изменилось. Вот что писал, например, известный духоносный пастырь протоиерей Иоанн Журавский (1867 †1964?): " " Обломками» от Апостольского Корабля для нас служат Писания Отцов и их спасительный плач на этих «обломках» и будем спасаться и входить в Новое Бытие, духовное, разумное. Ибо старое бытие – вещественное, плотское – гибнет, разрушается. [...] Писания Отцов и покаянный плач перед Богом есть та единственная спасительная основа, на которой может устоять дом души от разрушения. Живого, благодатного руководства для нас не стало, оно исчезло. Да и книги спасительные исчезают по намеченному плану, по системе. [...] Духоносных наставников и благодатных старцев, которые непогрешительно указали бы нам путь спасения, нынче не стало. Потому нам и нужно ухватиться за Писания Отцов, как за спасительный «обломок» от Апостольского Корабля и спасаться этим «обломком» и покаянным молитвенным плачем. [...] О внутренней молитвенной жизни, о внутреннем внимании к помыслам Св. Отцы создали опытную науку, стройную и совершенную, которая хранится в их Богомудрых Писаниях. Эти Писания Отцами созданы по внушению Духа Божия для последних времен, созданы для нас» (Прот. Иоанн Журавский. О внутреннем Христианстве. Тайна Царствия Божия, или Забытый Путь опытного Богопознания. СПб. «Сатис». 1994. С. 34–35, 43–44).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

1250 Н. Рерих, похоже, был слишком пленен мифом Блаватской. Для последней вся история христианства сводится к истории инквизиции. По ее просвещенному мнению, например, православие было «насильно введено Иринеем, Тертуллианом и другими» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, сс. 151-152). Св. Ириней Лионский был казнен в 202 г. Насильно навязать свою веру другим он даже если бы и хотел – не мог. Перед Блаватской же он провинился тем, что активно выступал в защиту апостольского христианства против гностиков. Еще более поразительно заявление Блаватской о том, что «Афанасий – убийца Ария» (там же, с. 363). Еретик Арий скончался в Константинополе в 336 г. В это время св. Афанасий (который действительно был его главным оппонентом) был в очередной ссылке (в Трире, Галлия с 335 по 337 г.). При императорском дворе в это время сильно было влияние сторонников Ария (почему Афанасий и был сослан). Более того, смерть Ария приходится на день его торжества. Арию удалось добиться благосклонности императора Константина, и он уже шел в церковь на службу – однако по дороге в храм у него начинаются боли в животе, он удаляется в общественный туалет и там умирает (см. Св. Афанасий Великий. Послание к Серапиону. 4; Феодорит Кирский. Церковная история. 1, 14). Наконец, в этой связи стоит вспомнить о о мифе, который хоть и не был создан теософами, но активно ими утилизовался – «Галилей долгие годы томился в тюрьме за учение, что Солнце находится в центре Солнечной системы» (Блаватская Е. П. Разоблаченная Изида. Т. 2, с. 624). В реальности же Галилей вообще не сидел в тюрьме и не подвергался пыткам; жестокий суд инквизиторов вынес Галилею такое наказание: два месяца прожить в загородном доме архиепископа Флоренции, с которым ученый был в дружественных отношениях, при этом ежедневно читая 7 покаянных псалмов (См. Шрейдер Ю. А. Галилео Галилей и Римо-Католическая Церковь.//Вестник истории естествознания и техники. 1993, а также статью «Галилей» в Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (т. XII. СПб., 1899, с. 447)). О том, как церковный суд на деле защитил Галилея от доноса, поступившего на ученого, см. в моей книге «Традиция. Догмат. Обряд», сс. 351-352.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

165 Фудель С. И . У стен Церкви.//Надежда. Христианское чтение. Вып. 2. — Франкфурт, 1979, с. 219. 166 Об этом см. главу «Икона и иноки» в моей книге «Традиция, Догмат, Обряд. Апологетические очерки». — М., 1995. 167 См. Козаржевский А. Ч . Источниковедческие проблемы раннехристианской литературы. — М., 1985, глава «Новый Завет в свете археологических открытий». 168 См. Успенский Л. А . Богословие иконы Православной Церкви. — Париж, 1989. 169 Grabar A . L’iconoclasme byzantin. — Paris, 1984, p. 20. 170 Рогозин П. И. Указ. соч., с. 21. 171 Преп. Феодор Студит. Послание 247. Виссариону//Послания. Т.2. М., 2003, с. 376. 172 Преп. Феодор Студит. Послание 71. Императорам Михаилу и Феофилу//Послания. Т.2. М., 2003, с. 161. 173 Преп. Феодор Студит. Послание 201. Фаддею//Послания. Т.2. М., 2003, с. 328. 174 Преп. Феодор Студит. Послание 84. Иоанну Грамматику//Послания. Т.2. М., 2003, сс. 185–186. 175 Св. Григорий Палама. Омилия 11. О честном и животворящем Кресте.//Беседы М., 1994, т.1. с. 119. 176 преп. Феодор Студит. Послание Платону о почитании икон//Символ. N.18. дек.1987. Париж. с. 251–252. 177 Там же, с. 22. 178 Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. Т. 7. — Казань, 1891, с. 293. 179 Замечу, что нынешним иконоборцам очень далеко до богословской глубины и точности аргументации иконоборцев древней Византии. 180 Потебня А. А . Мысль и язык// Потебня А. А. Эстетика и поэтика. — М., 1976, с. 147. 181 преп. Иоанн Дамаскин . Третье защитительное слово об иконах, с. 230. 182 Рерих Е . Письма. Т. 1. Минск, 1992, с. 225. 183 отец Алексий Мечев. Воспоминания. Проповеди. Письма. — Париж, 1989, с. 57. 184 Фудель С. И. У стен Церкви, с. 375. 185 Житие старца Серафима Саровской пустыни иеромонаха, пустынножителя и затворника, с. 189. 186 Кстати замечу, что обращение к священнику «святой отец» не принято в Православии. Его употребление расценивается православными как знак нецерковности. 187 Лосский Б. Н. Наша семья в пору лихолетья 1914–1922.//Минувшее. Исторический альманах. XI. — М. — СПб., 1992, с. 194.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2290...

19. Деяния Вселенских Соборов. Т. V. Казань, 1913. 20. Ересь//Православная энциклопедия. 21. Иваненко С.И. Кришнаиты в России: Правда и вымысел, М., 1998. - 296 с. 22. Иваненко, С.И. О людях, никогда не расстающихся с Библией. - М. : Респ., 1999 23. Иванцов-Платонов А. М., прот., проф. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. Ч. 1. 24. Иларион (Троицкий), архиеп. Верейский, свщмч. Христианство или Церковь/Без Церкви нет спасения. Сретенский монастырь. Изд-во «Знамение», М.-СПБ, 2001. 25. Иоанн Златоуст, свт. Творения. СПб., 1898. Т.1. 26. Ириней Лионский, свт. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания. 27. Кантеров И. Я. Новые религиозные движения в России (религиоведческий анализ). М., 2006. 28. Конь Р.М. Введение в сектоведение. Нижний Новгород, 2008. 29. Кураев А. дьякон. Протестантам о Православии (любое издание). 30. Кураев А. дьякон. Уроки сектоведения. Т.1. 31. Кураев А., дьякон. Традиция. Догмат. Обряд. М., Клин, 1995. 32. Касавина Н. А. Экзистенциальный опыт: переживание пути и становление структуры//Вопросы философии. — 2013. — 7. — С. 63—72. 33. Лифтон Р. Технология «промывки мозгов». Психология тотализма. М., 2005. 34. Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция : Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. — Минск : Минская духовная академия, 2015. 35. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин, 2001. 36. Мельников П. Записка о русском расколе для В. К. Константина Николаевича по поручению Ланского. 1857//Кельсиев В. Сборник правительственных постановлений о раскольниках. Вып. 1. Лондон, 1860. С. 195. 37. Мельников П. Письма о расколе. СПб, 1862. 38. Михаил (Грибановский), еп./Письма Преосвященного Михаила (Грибановского), почившего епископа Таврического. Симферополь, 1910. 39. Московский церковный вестник. 1992. С. 15. 40. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера. Миссионерский Отдел Московского Патриархата Русской Православной Церкви. Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород, 1997.

http://bogoslov.ru/article/5177513

1. Архиерейский собор Русской Православной Церкви (29 ноября – 2 декабря 1994 г.). Деяния. – М., 1995. 2. Афанасьев Н. , протопресв. Церковь Духа Святаго. – Париж, 1971. 3. Бош Д. Преобразования миссионерства. – СПб., 1997. 4. Василий (Кривошеин) , архиеп. Кафоличность и структуры Церкви//Вестник Русского Западно-Европейского Экзархата. – Париж, 1972. – 80. 5. Венедикт (Кантерс), иером. Учение Нового Завета об институте апостолов. – Л. – Афины, 1994. – Машинопись. 6. Гинкель А. В. Миссионерское значение книги «Деяния святых апостолов»//Курсовая работа. – Белгород, БПДС (с м/н), 2004. 7. Деяния Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 гг. – М., 2000. 8. Дионисий, иером. Идеалы православно-русского инородческого миссионерства. – Казань, 1901. 9. Заключительный документ Консультации Всемирного Совета Церквей по проблемам прозелитизма. Православное понимание миссии и прозелитизма//Миссионерское обозрение, 1996. – 2. 10. Зеньковский В. В., прот. Апологетика. Ч. II. – Рига, 1992. 11. Зеньковский В. В., прот. Идея Православной культуры: Православие и культура. – Берлин, 1923. 12. Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. – М., 1997. 13. Зернов Н. М. Русское религиозное возрождение XX века/Пер. с англ. – 2-е изд., испр. – Париж, 1991. 14. Иларион (Алфеев) , еп. Таинство веры: введение в православное догматическое богословие. – С-Пб., 2006. 15. Илларион (Троицкий), архиеп. Очерки из истории догмата о Церкви. – М., 1997. 16. Иннокентий (Вениаминов) , митр. Указание пути в Царствие Небесное. – Сергиев Посад, 1990. 17. Иоанн Кронштадтский (Сергиев И.И.), прот. Моя жизнь во Христе. – М., 1894. 18. Иоанн (Попов), еп. Миссия Церкви в православном понимании: экклезиологические и канонические обоснования. – Курск-Киев, 1995, июль. 19. Каноны или Книга Правил. – Монреаль, 1974. 20. Кураев А., диак. Традиция. Догмат. Обряд. – М., 1995. 21. Лосский В. О третьем свойстве Церкви//ЖМП – М., 1868. – 8. 22. Лосский В. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. – М., 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

20 Серафим (Роуз), иеромонах. Православный взгляд на эволюцию. В кн.: Приношение православного американца. Сборник трудов отца Серафима Платинского. Братство Прп. Германа Аляскинского. Платина, Калифорния. Российское отделение Валаамского Общества Америки. М., 1998 С. 457–516. 27 «Современная теория эволюции… была изобретена неверами, желавшими отрицать Божие действие в творении и объяснять творение одними «естественными» причинами. Разве Вы не видите, что за философия стоит за эволюционной теорией?» Там же. С. 471. 30 Визгин В.П. Герметизм, эксперимент, чудо: три аспекта генезиса науки нового времени.//Философско-религиозные истоки науки – М.: Мартис, 1997. С. 103. 33 Подробнее в моей статье: «Наука: враг, или друг веры?» Альфа и омега. 2008, сс. 206–229. 34 Подробнее в моих статьях в Православной Энциклопедии: Аллегорическое толкование; Аллегория. Церковно-научный центр «Православная энциклопедия». Т. II, М. 2001. С. 28–29. 39 См.: сб.: Философско-религиозные истоки науки – М.: Мартис, 1997; Койре А. Очерки истории философской мысли. М., 1985; Kojève A. L " origine chrétienne de la science moderne//Mélanges Alexander Коугé. 1. L’aventure de la science. 1964; Кураев Андрей, диакон. Церковь и рождение научной традиции. В кн.: Традиция. Догмат. Обряд. Апологетические очерки. М.-Клин, 1995. 40 «Проблема индукции через простое перечисление, – пишет Бертран Рассел, – остается неразрешимой по сей день». Все правила индукции, то есть переход от частных деталей к обобщающей гипотезе, справедливы только при условии существования закона причинности. Но сам закон причинности должен допускаться только на основе индукции через простое перечисление. Логический круг замыкается. «Это положение глубоко неудовлетворительно, но ни Бэкон, ни кто другой из его последователей не нашел выхода». Рассел, Б. История западной философии. Кн.3 Философия Нового времени. Новосибирск, Изд. Новосибирского Университета, 1994, С. 56. Читать далее Источник: Дронов Михаил, прот. Два «эволюционизма» и один «креационизм»//Взаимодействие Церкви и медицины : Сборник. (Липецк). 2008. С. 91-121.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Dronov/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010