4) Как могли вы решиться принять на себя епископскую хиротонию от одного митрополита другой области, по избранию мирских людей? за таковое избрание и поставление правилами определяется извержение и отлучение: свят. апост. прав. 30. «Аще кий епископ мирских князь, или людей помощию приимет церковь , да извержется и отлучится». Толков.: «подобает бо хотящему поставитися епископом от всех епископ, сущих во области поставлену быти». Лаодик. соб. прав. 13: «не избран епископ, иже мирскими человеки избран будет». Толк. «судом и избрание митрополита и сущих во области епископ поставляем бывает епископ». Седьм. всел. соб. прав. 3. «Всяко избрание и поставление, бывающее от мирских властелей, не твердо есть». Толков.: «во многих правилех речено есть, еже от всех епископ сущих во области, аще есть мощно, подобает суду и избранию быти хотящему поставлену быти епископу; аще ли невозможно всем совокупитися, поне от триех епископ да поставится, сочетавшимся посланием грамот и не пришедшим епископом. Аще же кто мирскими властели избран будет и теми церковь некую приимет: рекше по изволению их и повелению поставлен будет епископом, не твердо есть таковое поставление, но извержение и отлучение наводит на получившего тем образом святительство». Антиохийского соб. прав. 19 в толков. «Речено есть множицею, еже ни митрополиту, ни епископу не избирати, не поставляти епископа; аще же вси сущии во области епископи на поставление снитися не могут некия ради нужды, обаче множайшии да снидутся». Подобно сему сказано у Матфея Правильника состава 5, глава 11. – Иоанн же Постник, архиепископ Константина града, в своей правильной книге так пишет (лист. 142). «Митрополит да не творит епископа, аще не соберет вся епископы своя и попы и прочие люди церковные, и свидетельством и истязанием мнозем да освятит епископа какова либо, которому либо граду. Аще ли своим хотением, точию с младыми некиими освятить его, а не с собором: таковый епископ да не прият будет во епископство, аще и свят есть: ниже повеление митрополита да услышится, кто же сицевого не послушает, да извержется».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorich...

11. К упрекавшим за обширность вступлений, и о том, что терпеть упреки полезно; также, для чего Павел переименован не тотчас, как только уверовал, – что эта перемена произошла с ним не по принуждению, но по свободной воле его; и на слова «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян.9:4 ). 12. Содержащая порицание не бывших в церкви и увещание к бывшим о том, чтобы заботились о братиях; также на начало послания к Коринфянам: «Павел зван» ( 1Кор.1:1 ) и о смиренномудрии. 13. На слова Апостола «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение» и пр. ( Рим.5:3 ). 14. На слова Апостола «Знаем, что любящим Бога все содействует ко благу» ( Римл. 8:28 ), о терпении и о том, сколько пользы от скорбей. 15. Против непришедших в собрание и на слова апостола «Если враг твой голоден, накорми его» ( Римл.12:20 ), и о злопамятстве. 17. Об Акиле и Прискилле и о том, что не должно худо говорить о священниках Божиих. 19. На слова «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так» ( 1Кор.7:39–40 ). 20. Максиму, и о том, каких должно брать жен. 21. На слова апостола «Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море» ( 1Кор.10:1 ). 22. На слова апостола «Ибо надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» ( 1Кор.11:19 ). 23. О милостыни, произнесенная после того, как он (св. Златоуст) в зимнее время прошел и увидел на площади бедных и нищих, лежащих без призрения. 26. Еще на те же слова «имея тот же дух веры, как написано» ( 2Кор.4:13 ), и почему все вообще пользуются благами, и о милостыне. 28. Против тех, которые злоупотребляют апостольским изречением «как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно» ( Флп.1:18 ), и о смирении. 29. На слова «Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя» ( 1Тим.5:9 ), и о воспитании детей, и о милостыне. 30. Об Илии и вдовице, а также и о милостыне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Б8 Апостол, рукоп. библ. С.-Петербургской дух. академии 36 (их Соф.), пис. на бумаге, в лист, двумя столбцами, на 141 л. полууставом, переходящим в скоропись, XVI в. По фабричному знаку в бумаге (рука с короной) относится к половине XVI в. Писец – Василий, как видно из послесловия на л. 140. Правописание русское. И после пятидесятницы чтения следуют на все дни недели. Рукопись ветхая. Недостает 1-го листа; начинается с середины апостольского чтения в неделю пасхи, Деян. 1, 4 . В месяцеслове славянские названия месяцев; памяти русских святых почти все те же, что в Синод. Апостоле XVI в. 47 (Б5), именно: сент. 5: стг гл кнз. брата борисова. Сент. 20: блговрнаго кнз михаила. и федора борина его. Мая 2: принесение мощи, стю мк. бориса и глба Мая 3: спение прпбнг у нше феск пеерска. Мая 23: мощн стг. ленти епкпа ростовьска. Июля 15: пам блгврнаго кнз волдимера наренаго во стъ крщньи василь крестившаго рсвю землю. Июля 24: стю славню мк, бориса и глба. – Ещё в 1875 г., на возвратном пути из заграницы, просматривая рукописи библиотеки С.-Петербургской дух. академии, я заметил, что апостольский текст в этой рукописи – особой, древнерусской (по моему делению рукописей – второй) редакции. В ноябре 1891 г. Рукопись эта, вместе с пергаменным Апостолом 32, выписана была из С.-Петербурга для моих занятий Советом московской дух. академии. Рукопись – драгоценная по тексту. Списков Апостола с таким (второй редакции) текстом не много. Текст первых пяти посланий ап. Павла имееется весь (кроме Римл. 1, 1–7 и 1Кор. 12,7–11 ) последовательно выдержан, – тот же, что в Толстовском Апостоле XIV в. Уклоняются несколько к первой редакции лишь чтения, помещенные в конце рукописи, в месяцеслове. Б9 Апостол толковый, по церковным чтениям, Моск. Публ. и Рум. Муз. собр. В. М. Ундольского 21, пис. на лощеной бумаге в 4-ку, в один ряд, на 448 л., четким полууставом XV–XVI в. Правописание русско-болгарское, с юсами. – Из посл. к Римл. недостает: 1, 1–7; 6, 3–11; 8, 28–39; 13, 11–14; 14, 1–4, 19–26. В этом списке содержатся (лл. 1–428) апостольские чтения с понедельника 8-й недели (пятидесятницы) до понедельника 23-й недели. В конце рукописи помещены: а) лл. 428 об. –435 Слово о детстве, б) лл. 436 – 444 Житие св. ап. Филиппа и в) лл. 445–448 толкование на апост. чтения в нед. 5-ю. Этот список далеко не представляет однообразного апостольского текста – второй редакции, а часто сбивается то на первую, то на четвертую редакцию. Обыкновенно, хотя и не всегда, в чтениях субботних и недельных выдерживается редакция 2-я и частью 1-я, а в будничных – -я. Так, по спискам 2-й и частью 1-й ред. чит. . По спискам 4-й ред. . – Славяно-рус. рукописи В.М. Ундольского, М. 1870, стр. 24–27.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

пер. ср. Евр.5:4–6; 9:11,12 и 14); через Него же установлен и новый, лучший завет Бога с людьми (31:31–34 ср. Евр.8:6–13 ), осуществившийся в христианской Церкви. Наконец, некоторые из обетований Божиих, открытых пророку Иеремии еще не исполнились на Евреях, как то: а) обетование о том, что Евреи по возвращении из плена не будут служить чужеземцам, а будут иметь собственного независимого царя Давида, поставленного Богом (30:8 и 9); б) обетование о построении нового святого города Иерусалима, который «не разрушится и не распадется во веки» (31:38–40), и в) отчасти обетование о заключении нового завета со всем народом Еврейским, «с домом Израиля и с домом Иуды», как это было у Синая; и о том, что племя Израилево не перестанет быть народом Божиим навсегда и не будет окончательно отвергнуто Богом за все грехи свои (ст.31–37). Конечно, указанные три обетования отчасти исполнились в лице Иисуса Христа, как царя духовного царства, царства «не от мира сего» (Ио.18:36), и на Церкви Христовой, как духовном Иерусалиме ( Гал.4:26 ), и на членах этой Церкви из всех народов, с которыми заключил Господь завет через Христа, как с новым Израилем ( Римл.2:29 ); исполнились, но только отчасти и не так, как обетовал Бог через пророка Иеремию, относятся эти обетования именно к народу Еврейскому, а не к верующим из всех народов, и именно ко всем коленам Израилевым, а не к некоторым только верующим из Израильтян, и не к духовному царству Мессии, а к феократическому Его царству на земле, когда «царство мира сего сделается царством Христа» (Ап.11:15), Мессии-Давида, устраняющего чужеземных владык от Израиля ( Иер.30:8 и 9). По пророческому указанию апостола Павла, исполнения этих обетований Божиих может ожидать тогда, когда в Церковь Христову войдет полное число язычников, и потом «весь Израиль спасется» и начнется «жизнь из мертвых» ( Римл.11:25–27 и 15). 2. Как понимать пророчество о царе Давиде, которого Бог поставит над Израилем по возвращении из плена (30:8 и 9)? Это обетование Божие о царе Давиде сказывается у пророка с другим обетованием об освобождении от уз рабства, в котором находятся Евреи, служа владыкам «чужим», т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

6:8). «И нарек.. имя месту тому — дом Божий» (Быт. 28:19). Это именно и выражается в названии «Вефиль». Веф — значит — дом, а ил — Божий. Пришел он в Месопотамию и прежде всего встретился ему колодец; приблизился он к колодцу, — колодец был закрыт, — и нашел там пастухов. Опять — по всему образ Христа. Первое явление Христа было то, когда Он пришел принять крещение, т.е. к колодцу, к источнику воды, «текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:14). Находит колодец закрытым: так и благодать до Христова явления была скрыта. Говорит Иаков пастухам: что вы стоите? Времени еще много: напоите стада и ступайте пасти их. А те отвечают: не можем отвалить камня, пока не соберутся все пастухи. Что же Иаков? Он один делает то, что должны были сделать многие и даже все пастухи: он берет камень и отваливает его от колодца. Как же один он мог сделать то, что едва могли сделать многие? Очевидно, и это совершено им потому, что он был образом Христа, и Писание показывает на нем силу Владыки: действительно то, достигнуть чего оказались не в силах многие, совершила евангельская благодать. У колодца встретился Иаков с Рахилью, пришедшею туда. Чуть ли не все ветхозаветные праведники находят своих невест у колодцев. Моисей у колодца встретил свою жену, дочь Иофора, Иаков — у колодца, раб Авраама у колодца встретился с Ревеккой. Повсюду браки ветхозаветных людей завязываются у колодца, так как и Христос не иначе уневещивает Себе Церковь, как от воды. Говоря кратко, пришел Иаков, хотел взять Рахиль, но вместо Рахили привзошла Лия. Этим самым мы возвращаемся к тому, что сказано было выше и что необходимо теперь воспроизвести здесь. Итак, закон не просто вошел, но привзошел; точно так же и Лия не просто пришла, но привзошла. Придти — это значит явиться прямо и открыто, а привзойти — это значит пробраться, проникнуть вместе с другим при помощи обмана. Таким именно образом привзошел и грех, привзошел дьявол, воспользовавшись законом. «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (Римл. 7:11).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

А после и сам Маврикий был убит. Так в несчастии он явился великим. СТАВРОФИЛА. О, если бы так мудрствовали люди и понимали, что Бог попускает или насылает на них бедствия для того, чтобы они перестали творить зло. Но «омрачилось несмысленное их сердце» (Римл.1:21), и они не видят какие блага происходят от того, что у них называется и почитается злом. Господь же благим промыслом Своим устрояет это к их спасению. АНГЕЛ. «Любящим Бога …все содействует ко благу» (Римл.8:28). Потому Бог и добрым попускает испытывать скорби, чтобы они не оставляли Верховного Блага, а напротив в искушениях прибегали к Нему. Так многие матери, видя, что дети перестают ласкаться к ним, приказывают слугам своим пугать их, дабы страхом принудить их бежать к материнским объятиям. Так бывает и со всеми людьми. Когда злохитрый диавол устрашает их, когда постигают их крест и скорби, тогда они приносят благие плоды тогда познают самих себя, и со всем усердием прибегают к Богу (Св. Иоанн Златоуст, бесед. 10 на Еванг. от Матф.). Глава 4. Крест якорь надежды, знамение спасения ( «Подай нам помощь в тесноте» (Пс.107:13)) Некогда Ставрофила ходила по морскому берегу. Внезапно восстала сильная буря, и нечаянно увлекла ее в море. Погружаемая в волнах, она была уже близка к погибели и с плачем воззвала к Богу: «Спаси меня, Боже, ибо воды дошли до души моей. Вошел во глубину вод, и быстрое течение их увлекает меня» . Боже, «да не увлечет меня стремление вод, да не поглотит меня пучина» (Пс.68:2—3, 16). Когда это и подобное сему она с сильным воплем возглашала, Ангел сказал ей: «от чего же ты, находясь в беде, не прибегаешь к помощи креста? Разве не знаешь, что крест есть самый надежнейший якорь, и что он может укрепить тебя, и среди волн сохранить от погибели?» — Сказав это, Ангел подал ей крест, которым извлек ее из волн морских. Когда она чрез несколько времени пришла в себя, он продолжал: «понимаешь ли, Ставрофила, что это и другие, случающиеся на пути твоем, искушения научают тебя рассудительно проходить путь креста, и дают тебе разуметь великую его силу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3305...

При сем заметим: 1. Необходимость святого крещения. Апостол преподает крещение водою и после того, как сошел на собрание верующих Св. Дух, то есть совершилось крещение Духом (См. 11, 16). Почему так? Потому, без сомнения, что заповедь Иисуса Христа о крещении не терпит исключения: аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие (Иоан. 3, 5). И чудесное действие Божие не исключает в таинствах узаконенного действия священнослужителей Церкви. 2. Неизменность богоучрежденного порядка таинств. Чрезвычайный случай в доме Корнилия не изменил того порядка в Церкви, по которому крещение всегда есть таинство первое и дверь, вводящая всякого верующего в царство Христово. Во всей церковной истории мы не видим, чтоб сказанный случай повторялся когда-либо еще. Здесь дарование Св. Духа прежде крещения было единственным исключением из правила и не могло быть обращено в правило для Церкви. Что касается выражения — креститься во имя Иисус Христово, то само собою разумеется, что оно не исключает, а только предполагает, как весьма известную форму крещения — во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Матф. 28, 19), — о сей форме, как единственной, говорят древнейшие отцы (наприм., Св. Иустин муч. в апологии 2-й). Выражения: креститься во имя Иисуса Христа (См. еще Деян. 2, 38), также во имя Господа Иисуса (Деян. 8, 16), или короче: во Христа (Римл. 6, 3) — 1) отличают крещение Христово от крещения Иоаннова (См. Деян. 19, 3-5) — 2) и показывают то, что вся сила крещения зависит от искупительной смерти Господа Иисуса Христа (см. Римл. 6, 3 и Деян. 22, 16). Тогда молиша его пребыти у них дни некия. Сии дни были златым временем для новой Церкви из язычников. В это время апостол, без сомнения, сделал все для утверждения новых христиан, — напр., поставил для них священнослужителей, напитал их таинством Тела и Крови Господней, молился с ними, не переставал их учить словом и примером своим. Быть может, и все семь таинств совершены тогда в доме Корнилия. Здесь же, кроме дара языков, могли открыться и другие чрезвычайные дарования Св. Духа (1 Кор. 12, 7 и д. ), могли быть избраны из среды самих новообращенных великие орудия для распространения Царства Господня. Не тогда ли и Корнилий, который, по преданию, был епископом и спутником ап. Петра, сподобился первого сана священнослужительского?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

От приобщающегося телу и крови Христовой требуется проникновение в смысл таинства. Он должен ясно сознавать, что он приобщается и к смерти Христа и к воскресению Его: ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет (I Коринф., XI, 26). И, отдавая себе отчет в совершаемом, человек должен сам себя подвергать мысленному испытанию (I Коринф., XI, 28), сопоставляя собственную свою немощь и недостоинство с тем образом Христа, который олицетворяет собою смысл всей религиозной жизни. Что же означает этот суд испытующей мысли для самой мысли: является ли он для нее залогом смерти или бессмертия? Не очевидно ли, что мысль, призванная к рассуждению о смерти Христовой, призвана участвовать и в воскресении Его! Быть может, кто-нибудь попытается уверить нас, что мысль, рассуждающая о теле и крови Христовой, не есть мысль логическая? Это — одна из тех иллюзий, с которыми необходимо раз навсегда расстаться. То, о чем рассуждает мысль человека, приступающего к таинству Евхаристии, есть именно логическая и вместе жизненная связь между смертью Христа и Его воскресеньем, откуда вытекает и для нас, верующих, обязанность соучаствовать в смерти Христовой, если мы хотим быть участниками Его воскресенья. Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресенья (Римл., VI, 5). То, о чем должна здесь помнить человеческая мысль, облечено апостолом Павлом в форму правильного логического умозаключения. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает; смерть уже не имеет над Ним власти (Римл., V, 8—9). Всеобщее воскресение тут логически выводится из воскресения Христова: ибо, если Христос воскрес, то должны в Нем ожить и члены церкви — тела Христова. Хотя здесь во времени эта логическая связь облекается для нас, людей, в форму дискурсивной мысли, переходящей от термина к термину, — сама по себе она выражает сверхвременную истину вечного Логоса.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=784...

Притом изречение Господа 11 – 12 ст. у Луки помещено в другой связи и в другое время (13, 28). Это сравнение дает видеть, что чудо исцеления отрока Капернаумского сотника у евангелиста Матфея занимает второе место и излагается между исцелениями прокаженного и тещи Симона не по хронологической связи событий (каковая дана у Луки), а по идейно-богословскому их соотношению между собой. чуде полнее выражается состояние спасительной веры. человека, как по ее внутреннему содержанию, так и по отношению к национальности верующего. Всенародность и всемирност мессианского царства были ясно предъуказаны в Ветхом Завете (Иса. 45, 6, – 60, 1 сл. 66, 21 – 22, – Зах. 2, 11 ; Малах. 1, 11 , – Дан. 7, 13 – 14. 27 др.). Но фарисействующие националисты склонны были понимать эти пророчества в смысле или иудаизации всех народов земли, или же политического подчинения их Израилю. С истинно (фарисейской расчетливостью взвешивая сверхдолжные заслуги своих праведников и рассчитывая на благоволение Бога, политиканствовавшие ревнители иудаизма мало проникались той нравственно-непреложной истиной, что у нелицеприятного Бога слава и честь и мир принадлежат всякому человеку, делающему добро, как Иудею, так и Эллину, – что истинный Иудей не тот, кто таков по своим внешненациональным признакам и по наружному обрезанию, но тот, кто – внутренно Иудей и имеет обрезание в сердце, по духу, не по букве (ср. Римл. 2гл.), – и что во всяком народе боящийся Бога и совершающий правду приятен Ему ( Деян. 10, 35 ). И чем более надежд возлагали эти националисты на свое происхождение от Авраама, Исаака и Иакова, тем важнее было указать им на ту бесспорную и непреложную истину, что не все, кои от Израиля, суть Израильтяне, и не все дети Авраама суть семя его, но «В Исааке наречется тебе семя», то есть не дети плоти суть дети Божии, но дети обетования (и веры в него) вменяются в семя, – что истинные дети Авраама должны творить дела Аврамовы, – и что и из камней Бог может воздвигнуть детей Авраам Римл. 9, 6 – 9 . – Иоанн.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

Δολος, – от δω связываю, раб подневольный. Слово это противоположно слову: λεϑερος, свободный: так было в древности языческой, так и во времена новозаветные. Апостол Павел 1Кор. 12:13 говорит: аще раби, или свободни (ετε δολοι, ετε λεϑεροι), вси единем духом напоихомся. Положение раба в древнем мире такое, что он как бы родился для рабства, что, по слову самого Господа, он не имеет никакого права на благодарность своего господина за исполнение своих обязанностей. Лук. 17:9 : еда благодарит рабу (δολ) тому, иже сотвори повеленная? По подобию этого беспрекословного подчинения раба своему господину, требует и от своих последователей Господь исполнять Его волю без ожидания какого-либо возмездия, бескорыстно, и только по сознанию долга: егда сотворите вся повеленная вам, глаголите, яко раби неключими есмы (δολοι χρεοι), яко еже должни бехом сотворити, сотворихом (там же ст. 10). В этом же смысле, но в смысле возвышенном духом христианства, последователи Христовы, и прежде всего Апостолы, называют себя и называются δολοι το Θεο или Χριςο ( Римл. 1:1 . – 1Кор. 7:22 . Ефес. 6:6 . 2Тим. 2:24 ). Это название не означает однако рабского, невольнического, основанного на постоянном страхе, подчинения воле Божией, – этого и не требует слово Божие, в котором изречено: тем же уже неси раб, но сын ( Гал. 4:7 ), – но оно означает неограниченную, беспрекословную преданность христианина своему Владыке и Господу, и притом преданность добровольную, чем и отличается понятие δολος в мире христианском от понятия, соединенного с этим словом в мире языческом. Самое звание раба является в христианстве не в том унизительном виде, как это было у Греков и Римлян: раб по участию в учении и таинствах церкви имеет одинаковые права со свободным гражданином: о Христе Иисусе, говорит Апостол, нест Еллин, ни иудей, нест раб ни свобод – вси бо вы едино есте о Христе Иисусе ( Гал. 3:28 ). В другом месте Апостол утешает раба следующими словами: раб ли призван был еси, да не печалишися: призванный бо о Господе раб, свободник Господень есть (πελεϑερος– отпущенный на волю), такожде и призванный свободник, раб есть Христов ( 1Кор. 7:22 ). – Кроме употребления в собственном смысле, δολος употребляется в Новом Завете в смысле метафорическом; Иоан. 8:34 : всяк творяй грех , раб есть греха – δολος τς αμαρτíας (снес. Римл. 6:17. 20 ). У Апостола Петра встречается выражение: δολος τς φϑορς раб тления ( 2Петр. 2:19 ). Так и у писателей языческих встречаем выражения: δολος τν χρημτων, раб денег (Euripid. Hecub. v. 852. Pint. Pelop. с. 3), δολος τν δονν, раб удовольствий (Athen. 12, p. 531), δολος το πíνειν, раб пьянства (Aelian. ν. н 2,41)

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010