г) многие особенности словообразования, например: члчь (ныне кончина (= конецъ), мдрость (= премдрость), сълати (= посылати), раумваите (= размите), неврьвью (= црсь, (= царство), авраамль (= авраамовъ), пропьнъшеи (= и т. д. д) многие особенности синтаксические и, наконец, древние, вышедшие из употребления, формы. Древний кирилло-мефодиевский перевод Евангелия отличается вообще точностью, верностью подлиннику и ясностью, при большей или меньшей свободе переложения. При вообще дословной передаче подлинника соблюдаются, однако же, требования славянского синтаксиса, что выражается различными способами, например, через иной, против нынешнего, распорядок слов, более соответствующий славянскому синтаксису и т. д. (что подробно указано в нашем исследовании). Язык древнего кирилло-мефодиевского перевода Евангелия – при необыкновенной стройности и благозвучности, отличается величественными, изящными, правильными и разнообразными формами. Эту стройность, разнообразие и красоту речи составляюсь полные и усечённые формы, в известных случаях соблюдаемые в склонениях и спряжениях, строго повсюду соблюдаемые двойственные числа, краткие аористы 114 , два неокончательных наклонения, простое и достигательное, дательный самостоятельный, местный падеж без предлога и некоторые другие, вышедшие из употребления, обороты и формы. В послании к Римл. указано в нашем исследовании отличных от нынешнего 60 мест, в 1Кор. – 63 места, 2Кор. – 33, Гал. – 17 и Еф. – 19. Как и в Евангелии, γραφ, γραφα переводятся словом кънигы в посланиях к Римл., 1Кор. и Гал.; τς – теръ Римл., 1Кор. Затем в послании к Римл. εχαριστ переводится хвалю (так же в 1Кор., 2Кор. и Еф.); ϑλω – велю (и 1Кор.); λογζομαι – причитаюс, ππεισμαι – препираюс, ουγγενς – ужнка, φσις – родъ (так же Гал. и Еф.). В 2Кор. συνιστνειν перев. съставлти. Свободно переводятся: ερεστος – оугоженыи Римл., 2Кор. ( оугодьныи), ερεστον – год Еф., μακροϑυμα – тьрпльстви, тьрпни Римл. (1Кор. μακροϑομε – тьрпить), 2Кор., Гал. ( тьрпливьстви), Еф.; κσμος – вьсь миръ, Римл., 1 и 2Кор., Гал. и Еф.; λοϑρευτς – губитель 1Кор., μ εσημον λγον – нераумьна словеса 1Кор.; εοδται – поспшитьс, επρσδεκτος – притьныи 2Кор., εφημα – хвалени: 2Кор. Оставлены без перевода: κροβυβτα, νϑεμα Римл., πιοτολ Римл. и 2Кор.: εαγγλιον Римл., 1 и 2Кор., Гал. и Еф.; οκονμος Римл., οκονομα 1Кор.; ρ 1Кор.; απστολος 1 и 2Кор., Гал. и Еф.; βραβεον, σταδιον 1Кор.; πστασις 2Кор. (нын. часть).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/v-pamj...

Но чтобы кто не подумал, что сама заповедь была смертоносна, апостол тотчас прибавляет: «посему закон свят, и заповедь свята и праведна и добра. Итак, неужели доброе сделалось мне смертоносным? Никак; но грех, оказывающийся грехом потому, что посредством доброго причиняет мне смерть» (Римл. 7:12—13). Повсюду под грешником разумеется грех, т.е. дьявол. «Да будет, — говорит, — по премногу грешен» дьявол, заповедью причиняющий смерть (Римл. 7:13). «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху» (Римл. 7:14). Ты, Павел, «плотян», ты, вдохновляемый Духом Святым, ты, в ком говорит Христос? Если ты «плотян», зачем же обманывал учеников своих, говоря: «вы не по плоти живете, а по духу» (Римл. 8:9)? Ученики твои не «по плоти», а ты сам — «плотян»? «Я плотян». Я — кто? Тот, кто жил до закона и под законом, тот, кто «продан под грех». Не сказал: тот, кто был «продан» грехом, но проданный, продавшийся греху, потому что не другой кто-нибудь из людей продал, но сам себя продал. Ведь как среди людей бывает, что одни продаются в рабство силою, другие же, располагая собою свободно, сами себя отдают в рабство, через брак с рабынями или по какой-нибудь другой нужде, так точно и человек, будучи свободным по природе и располагая свободною природою, добровольно сам себя продал в рабство. Хочешь знать, как человек продает себя в рабство? Послушай, что говорит Илия Ахаву, когда Бог послал его обличить царя за отнятие виноградника Навуфея. Говорит Ахав пророку: «нашел ты меня, враг мой! Он сказал: нашел, ибо ты предался тому, чтобы делать неугодное пред очами Господа» (3 Цар. 21:20). продаем мы себя тем, что творим злые дела. «Я плотян, продан греху». Ведь человек, попавший во власть дурной привычки, даже и тогда, когда захочет, не легко может освободиться из рабства. Привычка — вторая природа, и притом природа с которой человеку приходится бороться. Поэтому апостол и продолжает: «потому что ненавижу, то делаю»; как однажды проданный, делаю не то, что хочу. Такие слова естественны в устах раба.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3972...

В рождении, которое есть плотское событие ( Еф. 5, 31 будут два в плоть едину ср. 1Кор. 6, 16 ) залагается зерно к развитию в плотп нового существа, оно есть как бы, естественные входные врата человечества в плоть Гал. 4, 23 : «который от рабы, тот рожден по плоти»; Римл. 1, 3 : «который родился от с имени Давидова по плоти». Родство, посредствуемое рождением, называется поэтому плотским Римл. 9. 3 : «родные мне» по плоти»; Римл. 4, 1 : «Аврааме отец наш по плоти». 1Кор. 10, 18 . Римл. 9, 5 . Ап.Павел прямо называет своих соплеменников «своими по плоти» Римл. 11, 14 . Через плоть состоит человек в связи с окружающим миром, через плоть он входит в отношение с законами и порядками, имеющими значение здесь, на земле. Так, он подчиняется законам пространства, которые имеют значение только для этого материального мира и со стороны которых ставятся препятствия стремлениям человека Кол. 2, 1 : «которые не видели лица моего во плоти», 2, 5: «хотя я отсутствую телом, но духом нахожусь с вами». Это имеет также значение относительно законов и порядков сожительства людей друг с другом: только «по плоти» раб подчинён своему земному господину, и должен находиться в послушании у того, кто по высшему порядку не есть его господин Кол. 3, 22 : «рабы во всем повинуйтесь господам вашим по плоти... боясь Бога». Ср. Еф. 6, 5 . Хвалиться «по плоти " означает искать славы на основании преимуществу, которые основываются на порядках и законах этого низменного мира 2Кор. 11, 18 : «как многие хвалятся по плоти, то и я буду хвалиться». Если принуждали язычников к обрезанию, то желали они этим показать своё преимущество, как израильтяне, преимущество, которое опирается на рождение по плоти, они, стало быть, искали славы на основании порядков, которые принадлежат к этой низменной сфере жизни Гал. 6, 12 : «желающие хвалиться по плоти принуждают вас обрезываться». Ап.Павел своё собственное естественное происхождение считает таким же плотским преимуществом гордого иудея, хвалясь и вам по плоти Филип, 3, 4: «я могу надеяться и на плоть. Если кто думает другой надеяться на плоть, то более я».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

   В 12Апостол переходит к частностям. Он дает конкретные наставления, не думая о системе. Но все они объединены проникающим их духом любви. Они и поставлены под знак любви с первого же слова. В 13:1—7 Павел особо останавливается на обязанностях к властям. Павел был римский гражданин. Он ценил это звание (ср. Деян. 16и слл., 22и слл.). Мы помним, что он сам апеллировал к кесарю (Деян. 25:11). И Дееписатель Лука, его верный ученик, постоянно подчеркивал его лояльность по отношению к государственной власти (ср. Деян. 17:6-9, 18:12-17 и др.). К такой же лояльности он призывает и своих римских читателей. Для ап. Павла носители власти — служители Божии. Время, когда ап. Павел писал Римл., несомненно, благоприятствовало такой оценке римской государственной власти. Это было в начале правления Нерона (Quinquennium Neronis), когда императорская власть стояла на достаточной высоте. К концу века положение переменилось. Для Тайнозрителя в Апокалипсисе, Рим есть Вавилон, великая блудница (гл. 17), и память о Нероне дает материал для образа Зверя (13:18, 17:8—11). Но и в эпоху начавшихся гонений, ап. Петр призывал христиан оказывать послушание носителям власти (1 Петр. 2и слл.). Христианство никогда не призывало к политической или социальной революции. В 13:8—14 Павел подводит итог тем наставлениям, которые составляют первый отдел практического учения Римл. Он говорит о стимуле нравственного поведения, и опять особое ударение полагает на любви (стт. 8—10). Ст. 10 почти буквально повторяет Гал. 5:14.    Второй отдел в практическом учении Римл. всецело посвящен вопросу о немощных в вере (14—15:13). Явление, которое ап. Павел имеет в виду, до известной степени параллельно тому, которому посвящен отрывок 1 Кор. 8-10. Но идоложертвенное не упоминается. Отдельные члены Римской Церкви — немощные в вере, как их называет ап. Павел, — налагали на себя разные ограничения, преимущественно пищевые. Мы этого вопроса уже касались и высказали соображения, что с элементами иудейскими могли войти в сложное соприкосновение элементы языческие. В таком случае, мы имели бы дело с первыми проявлениями иудаистического гносиса. Как бы то ни было, практическое решение, которое предлагает ап. Павел, совпадает с тем, на котором он настаивает в 1 Кор. Его исходная точка есть свобода, которую он возводит, в согласии с общим учением Римл., к ее высшему догматическому основанию: вере. Он выражает этот общий принцип в отрицательной форме: «все, что не по вере, — грех» (ст. 23б). При этом ударение, переносится вовнутрь. Как и в Гал. (ср. 5:6; 6:15), внешнее — несущественно. «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (14:17). Но по любви к немощным сильные призываются, как и в 1 Кор., ограничивать себя в своей свободе. Это — главная тема отрывка, и последнее обоснование призыва есть ссылка на пример Христов, явленный Им в Его спасительном смирении (15:1—13).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Какой образ молитвы мы должны иметь наедине, и какой - в присутствии других? 28: 23. В молитве мы должны приступать к Богу с сокрушенным сердцем, предавая себя в Его святую волю. 28: 24. Должно молиться о избавлении от страстей, и почему? 28: 27. От кого Бог скоро приемлет и исполняет прошения? И каких томит неисполнением прошений? 28: 28. Когда и не видим в себе плода молитвы - не должно оставлять пребывания в оной; и почему? 28: 29. С каким страхом должно предстоять на молитве, и как памятованием сего предстояния можем отражать всякое оскорбление. 28: 30. Какую получают пользу во время предстояния на молитве не нерадящие о памяти Божией послушники? 28: 31. Любовь к Богу монах доказывает во время молитвы. 28: 33. Молитва твоя покажет тебе твое устроение как в зеркале. 28: 34. Кто при наставшем часе молитвы продолжает заниматься делом, тот бывает поруган от бесов. 28: 35. Молиться за других не должно отказываться, И почему? И когда будет кто услышан - не возноситься. 28: 36. 37. Когда помолишься как должно, то вскоре будешь борим на гнев, и почему? 28: 38. Молитву должно совершать со многим чувством, и что сему способствует? 28: 39. Приобретенное многими молитвами и годами бывает прочно. 28: 40. Стяжавший в себе Господа в молитве своих слов не произносит, и почему? 28: 41. В молитве не принимай ничего чувственного, чтоб не пострадать от исступления ума. 28: 42. Услышано ли Богом наше прошение, извещаемся во время молитвы. 28: 43. Прилежащий о молитве должен быть милосерд, и почему? 28: 44. О действиях высокой молитвы в душе сошествием духовного огня. 28: 45. Какую имеют связь память смерти и молитва? 28: 46. Пример, как прискорбно молящемуся с умилением оставить молитву? .28: 48. Не должно оставлять молитвы, если во время ее имеем умиление, и почему? 28: 49. Вкусивший дара молитвы часто одним словом может повредить себе. 28: 50. О действиях молитвы очищающих и просвещающих душу огнем Божественного Духа. 28: 51. Пример, как мерзок пред Богом принимающий во время молитвы нечистые помыслы. 28: 54.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/9...

104 Как священник ветхозаветныи повелено было прилежно рассматривать между проказою и проказою: Левит. гл.13. Так новозаветные пресвитеры со всяким прилежанием долженствуют рассуждать между грехом и грехом: коль опасная есть сия душевная проказа. Глубоко ли прошла во внутренность души; широко ли по силам ее и чувствам разлилась; изменила ли образ Христов, которому в истинном христианине должно быть; Галат.4:19 ., лишила ли соков жизненных, сиречь, благодати Духа пресвятого, коею душа живет. Суть бо одни грехи большие, другие меньшие, одни простительные, которые благодати Духа не лишают, 1Ин.на.1:8, и проч.: Римл.8:1 , другие смертоносные, Римл. 8:13 . 1Кор.6:9 и Галат.5:19–21 . 96 До первых надлежит неведением и неволею содеянные, до других, волею и по разуму, и нарядным делом как бы возвышению против Бога рукою сделанные, Числ.15:30 ., которые если покаянием истинным не истребляются, и день со дня умножаются: то возрастают во ужасный оный противу Духа Святого грех непростительный ни в сей век, ни в будущий. Мф.12:31–32 . Евреем.6:4; и 10:26,29; 1Ин.н.5:16. К тому одни суть царствующие, и грешником действительно обладающие. Римл.6:12,16 . Между коими первейшее место держать грехи заобыклые: другие нецарствующие, с коими еще человек борется, и сии до простительных надлежат. Римл.7:14 и проч. 105 Сие рассмотрение пресвитеру потому необходимо нужно, дабы ведал, что с грешником делать, и как его врачевать: яко же ветхозаветный священники, по повелению Божию, болезнующих струпами, одних, коих струп не опасен был, и не все тело заразил, чистыми судили, и свободно отпущали: других, у коих вред сомнителен явился, заключали на особенном месте, и по седминам опять рассматривали: третьих, кои проказою настоящей повреждены были, нечистыми объявляли, и вне стана изгоняли. Так точно и пресвитеры, которых грешников грех небольшой, по неведению и неволею сделан, или и тяжкий и смертоносный, но истинным покаянием исцелятися начал, тех разрешать, и достойными причащения святых тайн объявлять: коих же и грех большой, да еще привычкою глубоко в душе вкорененный, и покаяние сомнительно, таковых до времени лучше не разрешать, к вящему их страху и прилежанию о покаянии: а буде разрешить, то конечно от пресвятых тайн удержать 97 , и после часто испытывать: ужель привычке своей злой помощью благодати Божия воспротивился, и от работы ее свободился. Наконец, коих грехи большие и покаяние без сумнительства лицемерное 98 , тех, яко неисцельно болезнующих, не разрешать 99 , но точию страшным судом Божиим устрашить, (о чем выше под числом 102 написано), и представить им то, что если они истинно и правильно не покаются, то из сообщения христианского. Как древле прокажении из стана Иилева отлучением извержении будут.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Koniss...

Сведения о том: на какие толки разделялась в рассматриваемый нами период времени беспоповщинская отрасль, которая известна под именем нетовщины, находим в сочинении «Обличение на раскольников», писанном в 1737 году некиим Василием Флоровым, бывшим диаконовцем 103 . Хотя Флоров говорит о тех раскольнических толках, которые ему стали известны ранее 1724 года, но возможно, что последователи этих толков существовали и в рассматриваемый нами период времени. Положим, что о всех упоминаемых Флоровым «беспоповцах» он говорит в прошедшем времени, выражаясь так: «сказывали, отвергали, отрицали, не принимали;» значит, по мысли Флорова, толки эти начали существовать когда-то ранее того времени, когда писано сочинение; а в одном месте автор прямо замечает, что «продолжалися сии еретицы лет 60 и более». Но это последнее выражение указывает не на то, что в то время, когда писано сочинение, эти «еретицы» уже не существовали, а лишь на то, что оно, как видно из дальнейших слов Флорова, имеет частнейшее значение: именно, благодаря деятельности Нижегородского епископа Питирима, произошел разгром раскола, т. е. всех поповщинских и беспоповщинских толков, существовавших на Керженце. «В Балахонском уезде, в селе Пафнутове, в лето Христово 1719, октоврия в 1 день, егда на соборе быша обличены и сташа безответны, означися их лжа, яшася бегу в разные страны и украйны, даже до Волох рассеяшася, яко жиды, и на запольные реки пустые, и там стрелы своя уготовляют до святые церкве» 104 . Таким образом Флоров не отрицает существование перечисляемых им толков в описываемое в сочинении время. В одном месте Флоров даже прямо говорит, что когда он жил в Крымских степях, у Азовского моря, на речке Миус, то нашел там «согласие, именуемое Спасовщина», учение которого состояло в «отвержении священства» 105 . А между тем известно, что о Спасовом согласии, иначе именуемом нетовщиной, у Флорова говорится именно в перечне «беспоповщинских» толков, причем об этой спасовщине Флоров выражается также в прошедшем времени, – «сказывали, отвергали, не молились». Таким образом оказывается, что нетовщина, зародившаяся еще в XVII веке 106 и существующая доселе, существовала и в рассматриваемый нами период времени. Известно, по какому вопросу нетовщина отделилась от общей беспоповщины, но видим, что и сама она тогда распадалась уже на несколько толков:

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Беседы со старообрядцами разных толков сопровождались бесплатной раздачей религиозной и специальной литературы. В епархии была введена должность книгоноши, который обязывался распространять (продавать и раздавать бесплатно) религиозную литературу. Миссионерские библиотеки играли важнейшую роль во внутренней деятельности православных миссионеров. Крупнейшей библиотекой являлась епархиальная миссионерская библиотека. Подобные учреждения, по данным 1912 г., действовали во всех приходах города Саратова и во всех уездах губернии 207 . Как правило, миссионерские библиотеки открывались в местах, где проживало большое количество старообрядцев разных толков. Совет Братства избирался на один год общим собранием. Его деятельность определялась главной целью – путём духовного просвещения противостоять старообрядцам разных толков и развивать дело христианской благотворительности. В рамках поставленной задачи осуществлялось следующее: 1 . Снабжение духовных приходов пособиями и книгами, разъясняющими истины православия и обличающими толки и согласия старообрядчества. 2 . Благотворительная деятельность. 3 . Открытие школ для обучения детей грамоте и Закону Божьему. 4 . Издательская деятельность и бесплатное распространение религиозной литературы среди населения. Создание при церквах библиотек. 5 . Материальное поощрение всех лиц без различия званий, отличившихся ревностью в обращении заблудших. Для желающих ознакомиться со спецификой старообрядческих толков и согласий открылась братская библиотека, где имелось достаточное количество трудов по данным вопросам. Она была доступна и для публичного пользования. В 1868 г. организовали книжный склад для продажи спецлитературы, раскрывающей суть старообрядческих толков и согласий 208 . Помимо библиотек, в 1875 г. на пятой неделе Великого поста в помещении Саратовской городской думы были открыты религиозно-нравственные народные чтения с показом картин посредством «волшебного фонаря». Число посетителей составило от 100 до 500 человек всех сословий, но преимущественно из простого народа. За год было проведено 34 чтения. В 1913 г. в помощь епархиальным и уездным миссионерам стали назначаться и книгоноши. Они получали от Совета религиозную литературу для продажи и частично для бесплатной раздачи. Книгоношами велись дневники наблюдений с учётом того, какая литература легче расходилась.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3:27). Называется и погребением: « мы погреблись с Ним », говорит, « крещением в смерть » (Римл. 6:4). Называется и обрезанием: « в Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым » (Кол. 2:11). Называется и крестом: « ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное » (Римл. 6:6). Можно указать много и других его наименований, но, чтобы нам не употребить всего времени на исчисление названий этого дара, обратимся теперь к первому названию и, объяснив его значение, прекратим беседу; речь же начнем немного издалека. Есть общее всем людям омовение посредством бань, которое обыкновенно омывает нечистоту телесную. Есть омовение иудейское, которое хотя важнее первого, но гораздо ниже благодатного, — так как и оно омывает нечистоту телесную, но не только телесную, а и зависящую от немощной совести. Есть много вещей, которые по свойству своему не нечисты, но становятся нечистыми от немощи совести. Как в отношении к детям маски и прочие пугалища, которые по свойству своему не страшны, кажутся детям страшными по слабости их естества, так и в отношении к тому, о чем я сказал, например, прикосновение к мертвым телам по свойству своему не нечисто, но когда оно случится с человеком немощной совести, то делает прикоснувшегося нечистым. Что это дело по свойству своему не нечисто, показал сам учредитель закона Моисей, который нес с собой мертвого Иосифа, и, однако, остался чистым. Посему и Павел, рассуждая о такой нечистоте, происходящей не от природы, а от немощи совести, говорит так: « нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что–либо нечистым, тому нечисто » (Римл. 14:14). Видишь ли, что нечистота происходит не от свойства вещей, а от немощи помышления? И еще: « все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн » (Римл. 14:20). Видишь ли, что не вкушение, но соблазнительное вкушение бывает причиной нечистоты? 3. Такую скверну очищало иудейское омовение; а омовение благодатное очищает не такую нечистоту, но действительную, которая производит великое осквернение вместе с телом и в душе: оно делает чистыми не тех, которые прикоснулись к мертвым телам, но которые коснулись мертвых дел.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Сумма деятельностей и способностей, которые мы обычно приписываем душе, по ученпо Ап.Павла, сосредоточена в сердце. Однако, сердце ( καρδα) понимается не как лежащее в основе душевно – духовных явлений субстанция, как душа – по нашему новейшему понятию, но только как место, может быть, как орган, в котором все эти деятельности происходят. Какова субстанщя и носительница этих явлений, имеющая своим местом или своим органом сердце и там действующая и страдающая, этот вопрос впереди ещё. Таким образом, переходим к рассмотрению внутренней жизни человека. I.Cepдцe ( καρδα), как центр (душевно – духовной жизни) Сердце есть место для внутренней жизни, которая, как внутренняя, скрыта от глаз человека, вследствие чего, в 1Кор. 14, 25 употреблено выражение τ κρυπτα τζ καρδαζ – «тайны сердца» и часто эта внутренняя жизнь еовсем иная, чем то, что обнаруживается вовне 2Кор. 5,12 : «хвалятся лицем, а не сердцем». Сердце есть место для всей внутренней жизни как душевной, так и духовной. В качестве замечательнейших примеров того, что душевные явления находят место в сердце, можно указать только некоторые, ясно говорящие о чисто душевной жизни сердца, когда оно чуждо духовной жизни, даже более – когда оно прямо противоположно духовной жизни 3 . Таковы места Римл. 1,21 : «омрачилось неразумное их сердце», – ст. 24: « предал их Бог в похоти сердец их». Римл. 2,5 : – «по упорству своему и нераскаянному сердцу, сам себе собираешь гнев на день гнева». Также и пневматическая жизнь имеет своё седалище в сердце. В доказательство этого мы опять укажем на такие места, в которых идёт речь о духовной жизни в высочайшем проявлении, какое только здесь на земле возможно, именно при обновлении её через св.Духа, при чём эта пневматическая жизнь исключительно переносится в сердце. Таковы места: Римл. 2,29 : «обрезание сердца в дух», – Римл. 5,5 : «любовь Божия излилась в сердца наши Духом святым, данным нам, – 2Кор. 1,22 : Он (Бог) дал залог Душ в сердца наши». Все душевно- духовные виды функций или, по выражению древней психологии, все душевные способности переносятся в сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010