76 Ср. ККВЦ, канн. 216–314: о Патриархах; канн. 324–339: о старших Архиепископах; канн. 362–391: о прочих лицах, облечённых достоинством; в частности, кан. 238, § 3; 216; 240; 251; 255: о Епископах, которых должен назначать Патриарх. 77 Ср. Трид. Собор, Декр. De reform., Сесс. V, канн. 2, 9, и Сесс. XXIV, кан. 4:Сопс Oec. Decr., pp. 645 и 739. 78 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. Dei Filius, 3: Denz. 1712 (3011). Ср. прим. к Проекту I De Eccl. (извлечено из Св. Роберто Беллармино): Mansi51, 579С; а также пересмотренный Проект Конст. II De Ecclesia Christi, с комментарием Клойтгена (Kleutgen): Mansi 53, 313 АВ. Пий IX, Посл. Tuas libenter: Denz. 1683 (2879). 86 Молитва при посвящении во Епископы в византийском обряде: Euchologion to mega, Romae, 1873, р. 139. 95 Ср. текст опроса в начале епископского посвящения и Молитву при окончании Мессы, на которой происходило это посвящение, после «Тебя, Боже» (Те Deum). 96 Бенедикт XIV, Бреве Romana Ecclesia, 5 окт. 1752, § 1:Bullarium Benedicti XIV, т. IV, Romae, 1758, 21: «Епископ носит на себе образ Христа и исполняет Его служение». Пий XII, Энцикл. письмо Mystici Corporis, указ. место, р. 211: «Каждый из них пасёт порученное ему стадо и правит им от имени Христа». 97 Ср. Лeb XIII , Энцикл. посл. Satis cognitum, 29 июня 1896: ASS 28 (1895–1896), p. 732. Он же, Посл. Officio sanctissimo, 22 дек. 1887: ASS 20 (1887), p. 264. Пий IX, Апост. посл, к немецким Епископам, 12 марта 1875, и Речь в Консист., 15 марта 1875: Denz. 3112–3117; только в новом изд. 98 Ср. I Ват. Собор, Догм. Конст. Pastor aeternus, 3: Denz. 1828 (3061). Ср. Отчёт Дзинелли: Mansi 52, 1114 D. 101 Ср. Трид. Собор, О таинстве Рукоположения, гл. 2: Denz.. 958 (1765), и кан. 6: Denz. 966 (1776). 102 Ср. Иннокентий I, Посл, к Деценцию: PL 20, 554 A; Mansi 3, 1029; Denz. 98 (215): «Хотя пресвитеры и являются вторыми по порядку священниками, они всё же не обладают высшим достоинством первосвященства». Св. Киприан, Посл. 61. 3: изд. Hartel, p. 696. 103 Ср. Трид. Собор, указ. место, Denz. 956а-968 (1763–1778) и, в частности, кан. 7: Denz. 967 (1777). Пий XII, Апост. Конст. Sacramentum Ordinis: Denz. 2301 (3857–61).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

4, 25). " Егоже предположи Бог очищение верою в Крови Его, в явление правды Своея, за отпущение прежде бывших грехов " (Римл. 3, 25). " Христос же пришел... ни кровию козлею, ниже тельчею, но Своею Кровию, вниде единою во святая, вечное искупление обретый " (Евр. 9,12-14). Все эти тексты из Слова Божия ясно свидетельствуют, что искупление наше Христос-Спаситель совершил Кровию Своею, пролитой за наши грехи, и смертью на Кресте. Как учили Мужи Апостольские? Св. Варнава говорит: " Будем веровать, что Сын Божий не мог пострадать, как только за нас... за наши грехи восхотел Он принесть в жертву сосуд духа " (Посл. VII), " как Авраамом принесен был Исаак " (Посл V). Св. Климент Римский говорит: " Будем взирать на Господа Иисуса Христа, Которого Кровь дана за нас; будем взирать внимательно на Кровь Христа, и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, когда, быв пролита для нашего спасения, всему Миру приобрела благодать покаяния " (Посл. к Коринф. 1,21). Св. Игнатий Богоносец говорит: " Христос умер за вас, чтобы, веруя в смерть Его, вы спаслись от смерти " (Посл. к Трал. 2). Св. Поликарп Смирнский говорит: " Он претерпел за грехи наши самую смерть... все претерпел за нас, чтобы нам жить в Нем " (Посл. к Филип. 1,8). Как учили учители христианские второго и третьего века? Муж апостольский, написавший послание к Диогнету, пишет ему: " Бог собственного Сына предал в выкуп за нас, Святого за беззаконных, Праведного за неправедных, Невинного за виновных, Нетленного за тленных, Бессмертного за смертных " (Посл. к Диогн. IX). Св. мученик Иустин пишет: " Христос, по воле Отца, соделался человеком ради спасения верующих в Него, и подвергся уничижению и страданиям, чтобы смертью и воскресением победить смерть " (Аполог. I,63). Св. Ириней Лионский пишет: " Христос искупил нас Кровию Своею, и предал душу Свою за наши души, и плоть Свою за нашу плоть " (Против ересей V, 1). Тертуллиан пишет: " Христос благоволил от плоти родиться во плоти, чтобы рождением Своим преобразовать наше рождение, и Своею смертью разрушить нашу смерть " (Против Марк.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2448...

к Смирн., гл. 8). Кто обманывает епископа, обманывает Самого Бога. Отсюда, «прекрасное дело – знать Бога и епископа. Почитающий епископа почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа служит диаволу» (Посл. к Смирн., гл. 9). Где епископ, там и Церковь . «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви... Непозволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви, напротив, что одобрит он, то и Богу приятно» (Посл. к Смирн., гл. 8). Каковы функции епископа? Это: 1) пастырское душепопечение – ничего не должно быть без воли епископа (Посл. к Трал., гл. 2), он должен наставлять верующих, заботиться о вдовах, рабах, устраивать собрания и наблюдать за тем, чтобы на них являлись все; 2)учительство – епископ должен охранять верующих от ложных учений; 3) совершение таинств – лишь епископу принадлежит право совершать Крещение и Евхаристию, и тому, кому он предоставит это. Рядом с епископами святой Игнатий часто ставит пресвитеров, но говорит об их правах неопределённо. Им наравне с епископами должно повиноваться и без них ничего не делать (Посл. к Трал., гл. 2), но сами они должны быть в согласии с епископом и уважать его (Посл.к Еф., гл.4). Пресвитеры составляют коллегию, окружающую епископа, как Апостолы Господа, и его совет, решающий церковные дела. На богослужебных собраниях они занимают почётные места вокруг епископа. Им принадлежат судебные и дисциплинарные функции, они вместе с епископами принимают и кающихся. Несомненно, что они ниже епископа и Евхаристию могут совершать с его разрешения, но каковы их права, в точности сказать нельзя. Ещё менее определённо святой Игнатий говорит о правах диаконов. Он относится к ним с особенной теплотой; называет постоянно «сослужителями своими», «сладчайшими», однако ставит ниже пресвитеров; если в отношении к епископу и пресвитерам святой Игнатий требует повиновения, то в отношении к диаконам – только почтения; диаконы должны удовлетворять всем и повиноваться пресвитерам. Диаконы являются «служителями таинств Иисуса Христа», а не только агап – «яств и питий», словом, они являются ближайшими помощниками епископа при совершении таинств и в делах управления, почему святой Игнатий и выражается о них с такой теплотой (Посл.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Святого, по слову Христа: если кто не родится свыше, не может увидеть царствие Божия, и ещё: должно вам родиться свыше ( Ин.3:3:7 ). Поэтому возрождение должно быть вполне сознательным актом для каждого христианина. Только сознательно обратившийся и возрождённый человек может иметь в себе самом свидетельство Духа Святого, свидетельствующее духу его, что он – чадо Божие (Посл. к Римл. гл. 8 ст. 145). Между тем, православная Церковь учит, что возрождение совершается при крещении, стало быть, бессознательно, а обращение от мёртвых дел (Посл. к Евр. гл. 6 ст. 1) к Богу живому и истинному (1 Посл. к Фессалон. гл. 1 ст. 9) вовсе не проповедует. Затем, брак, по слову Божию, мы признаём за Божие установление. Но из примера первого человека, которому Господь сотворил жену, как помощницу для него, мы видим, что вручение ему жены Господь не сопроводил никакими внешними обрядами. Праотцы наши Авраам, Исаак и Иаков, как видно из слова Божия, брали себе жён тоже без всяких богослужебных обрядов. Апост. Павел, в Посл. к Коринф., в гл. 7 в ст. 10, говоря о браке, как о Божием установлении, не установил, однако, никакого обряда для совершение брака. Так как мне не приходилось самому присутствовать при совершении бракосочетания „верующих“, то я не могу сказать, как он совершается; но от других известно, что желающие сочетаться браком по взаимному согласию объявляют о том церкви „верующих“, и она в собрании читает слово Божие и молится за вступающих в брак, в присутствии их, о даровании им супружеского мира и согласие и о том, чтобы они, как чада Божии, служили Господу своей жизнью. Затем, освящение, а по наименованию православной Церкви, елеосвящение, мы признаём духовное, как о том сказано в Посл. к Евреям (гл. 2 ст. 11, гл. 10 ст. 8–10:14–24). В Евангелии Марка (гл. 6 ст. 13) хотя говорится, что ученики Господни мазали недужных маслом, – и больные исцелялись; но Апост. Иаков, г своём Послании (гл. 5 ст. 14–15), разъясняет, что этот елей был елей веры и молитвы, следовательно духовный елей. Это подтверждает и Апост. Иоанн, в 1 Посл. (гл. 2

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Житие св. Цезария I,59 (Monumenta Germaniae Historica, SS Rer. Merov. III, 481). Св. Григорий Богослов , Посл. 193 (PG 37, 316). Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374). Св. Иоанн Златоуст, Толк. на 1Тим. 9,2 (PG 62,546). Для него любое ношение венков, в т. ч. и свадебных, являлось идолослужением. Поэтому мы не можем использовать слово «венчание» для обозначения богослужения заключения брака на Западе. Сирициус, Посл. к Гимерию 4( PL 13,1136); Посл. к Медиоланской Церкви 4 (PL 13,1168). Св. Амвросий Медиоланский , Посл. 19 к Вигилию (PL 16, 984). Паулин Ноланский, Carmen XXV, 227 (PL 61, 638). Паулин Ноланский, Carmen XXV, 201 (PL 61,636). Св. Григорий Богослов, Посл. 231 (PG 37, 374). Св. Тимофей Александрийский, Кан. ответ 11. Евхологии — богослужебные книги в Византии, включающие в себя чинопоследования Таинств и священнодействий, аналог наших Служебника и Требника. Мы даем общепринятое обозначение каждого рукописного евхология и время его составления. История введения вопросов новобрачным подробно разобран в Raes, A., Le consentement matrimonial dans les rites orientaux. EL 47 (1933) 34–47, 126–140, 249–259, 431–445; 48 (1934) 80–94, 310–318. Впервые она упоминается в т. н. « Praedestinatus », который был составлен в Риме при папе Сиксте III (432–440): «… sacerdotes nuptiarum initia benedicentes, consecrantes et in Dei mysteriis sociantes » (Praedestinatus III, 31; PL 53,670). Позже связь заключения брака с Литургией стала отличительной особенностью римских сакраментариев, и эта практика продолжается до настоящего времени. Напр., 11 кан. ответ патр. Тимофея Александрийского (381–385), в котором он говорит о священнике, «творящем приношение» при заключении брака; имп. Маврикий получает Причастие от патриарха столицы при заключении брака (Oekum. Hist. I,10,4; Boor, C., de, Hg., Theophylacti Simocattae Historiae. Lipsiae 1887, 57) и т. д. PG 99, 1096. PG 155, 514. Источник: интернет-портал «Азбука веры» Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел.

http://azbyka.ru/semya/kratkaja-istorija...

„Покажи мне, какая может быть польза от жемчужин или, лучше, какого не может быть от них вреда? Чтобы тебе носить одно такое зерно, тысячи бедных томятся голодом». (Златоуст). „Некоторые не считают за грех одеваться в одежды тонкие и драгоценные. Но если бы это не было грехом, то слово Божие отнюдь не стало бы с такою тщательностию выражать, что мучимый в аде богач одевался виссоном и пурпуром». (Св. Григорий Двоеслов) . „Чужой бедой сыт не будешь». (Посл.). „Бойся не богатого грозы, бойся убогого слезы». (Посл.). „Денежка чужая твой рубль сожжет». (Посл.). „Строящий дом свой на чужия (т. е. нечестно приобретенныя) деньги – тоже, что собирающий камни для своей могилы». (Св. Тихон Зад.). „Торгуй правдой: больше барыша будет». (Посл.). „Не действительно раскаяние, когда не возвращено, что можно возвратить». (Бл. Августин). „К числу похитителей чужой собственности принадлежат и все картежники, которые играют на деньги, потому что ради того играют, чтобы друг у друга выиграть. Они грешат и против десятой заповеди: не пожелай». (Св. Тихон Зад.). „Займом богат не будешь». (Посл.). „Долг платежом красен». (Посл.). „Не уделять из своего имущества есть также похищение. Когда мы не подаем милостыни, то будем наказаны наравне с похитителями». (Златоуст). Примеры Бдительность. Шел однажды авва Агафон с своими учениками. Один из них, нашедши на дороге зеленый стручек, говорит старцу: „отче, велишь ли мне взять его?» Старец посмотрел на ученика с удивлением и спросил: „разве ты положил его тут?» Брат отвечал: „нет». Старец сказал: „как же ты хочешь взять то, чего не клал? Авва Исаак говорил: „я знаю брата, который жал в поле, и, захотев съесть пшеничный колос, спросил хозяина поля: позволишь ли мне съесть пшеничный колос!» Страх Божий. „Се раба Господня... буди мне по глаголу Твоему»... Что может быть возвышеннее и святее такого ответа. Здесь глубокое смирение сочеталось с благоговейным страхом. Божиим: вот истинное содержание каждой великой, христианской, героической души! То было давно. В римском дворце случилась пропажа. Императрица потеряла свои драгоценности. Было объявлено, что кто найдет и возвратит потерю в течение тридцати дней, получит большую награду; если же кто возвратит находку после, будет предан казни...

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pravos...

Она пишет, что после кончины обоих отцов – одного, давшего ей рождение по плоти, и другого, возродившего ее посредством пострижения в монашество, жизнь ее стала мучительной ( δυνηπω ς ζω), поскольку она лишилась духовного и просвещенного (буквально «словесного») общения ( μιλι αν πνευματικν μα κα λογικν). Именно такое одиночество и заставило ее искать бесед с избранным ею монахом (посл. 7). Тот же, отказываясь от подобных личных бесед, которые, по его мнению, могут быть заменены письмами, указывает на боголюбезное устроение души царственной настоятельницы, любящей больше «исихию», чем общение (посл. 8: οχ ττον ε ναι φιλη συχον φιλο μιλον τ φιλο θεον γνω μην). Действительно, из собственных слов Евлогии мы узнаем, что она не покидает стен своего монастыря. Указываются и причины: при отсутствии строгого затворничества тесная связь с царствующим домом заставила бы ее присутствовать на царских свадьбах, похоронах и прочих торжествах. А это потребовало бы наличие многочисленной челяди, роскошных выездов и прочих ненужных затрат. Подобные издержки Евлогия считает ненужными, поскольку материальные средства будут служить не для спасения сестер, вверенных ей Богом (посл. 15). А судя по всему, эти средства были еще значительными (посл. 7) и в личном распоряжении игуменьи находились большие суммы. И весьма показательно, что она не желала тратить их на суетные и мирские вещи – школа свт. Феолипта дала ей серьезную аскетическую выучку. Но избранному ею в духовники монаху она готова была оказать всяческую помощь (посл. 7). Помимо чисто материальных услуг (какие-то деньги, необходимые вещи и пр.), в эту помощь входили и книги, дорогие и ценные в Византии. Корреспондент Евлогии пишет о великом множестве («куче» – σωρν) книг, собранных Никифором Хумном и ею лично, как божественных, так и светского содержания ( λληνικω ν τε και θει ων), прямо говоря о своей потребности в них, и просит их прислать (посл. 10). Вообще, из переписки создается впечатление, что между монахом и Евлогией установилась определенная душевная связь, в которой значительную роль играла общность интеллектуальных интересов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Движение к обращению Римлян в Православие всюду обнаруживается – со всех сторон поступают подписки от присоединённых, хотя известный указ Святейшего Синода недавно ещё опубликован. Ваше Сиятельство знаете, что я предпочитаю общие меры в отношении Римлян частным их обращениям – а между тем, едва ли меня что-нибудь более радует, как получение донесений о присоединении Римлян к Православию. Впрочем, Бог знает, захотят ли заняться усердно и обдуманно общими мерами – пока, мы должны радоваться и медленному приумножению в сих странах Православного стада. Однакож прошу Ваше Сиятельство быть готовым на мелочные столкновения, часто, может быть, неудачные – это война партизанская, где каждый действует по обстоятельствам и своему усмотрению, а потому полководец, не будучи в состоянии руководствовать частными действиями, и не может за оные отвечать. Графу Протасову, 23 июня 1840 г. 741 (конфиденциально). Быв задержан в Вильне генерал-губернатором в середу на обед, я не мог прибыть в Жировицы к служению 13 июня. Оно отправилось здесь хорошо – было довольно местного народа, даже из Римлян – они радовались восстановлению, как они думали, праздника Тела Господня. Впрочем, бытность Римлян могла быть отчасти последствием ненастья, бывшего в сей день с утра до трёх часов после полудня, так что даже крестный ход был внутри церкви. Ненастье это было повсеместное и как бы нарочно для помешательства Римскому и нашему народу отправляться в сей день в костёлы. В проезд мой в сие время из Вильна я не замечал собрания народа при встречавшихся мне на пути костёлах; и по всей вероятности, праздник сей не так-то был весел и в Вильне, где к крестному ходу по всему городу делались пред моим выездом большие приготовления Римлянами. Между тем, я час от часу получаю более сведений, что по воссоединённым церквам Литовской епархии, в праздник Божьего Тела, богослужения уже не бывает – и я не могу решить, более ли пользы или вреда произошло бы от восстановления сего праздника. Разумеется, некоторая часть Православных, а может быть и Римлян, отвлечена была бы в сей день от Латинских костёлов; но это было бы только там, где нет сих костёлов, и откуда, по всей вероятности, наш народ, из крестьян только состоящий, не пожелал бы и так, или не мог бы отлучаться для Римского богослужения: что ж касается мест, где есть и костёлы и церкви, то почти повсюду останется преимущество на стороне первых.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

См.: Св. Иустин Философ. О воскресении. Гл. 5, 6//Творения. М., 1995. С. 473–475. 1033 Свт. Иоанн Златоуст. О воскресении мертвых. Гл. 6//PG. 50, 249; На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2//PG. 62, 436. 1034 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 160. 1035 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 12. М., 1991. С. 300. 1036 Св. Иустин Философ. О Воскресении. Гл. 9//Творения. М., 1995. С. 482. 1037 Свт. Анастасий Синаит. Указ. соч. С. 158–159. 1038 Татиан. Речь против эллинов. Гл. 6//Ранние отцы Церкви. Брюссель, 1988. С. 375. 1039 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения огласительные… Поучение 18. Ст. 2–3. М., 1991. С. 294–295; См. и Правила святых Апостолов, 5 : 7, 2//ΒΕΠΕΣ. 2, 79 (12–15). 1040 Свт. Афанасии Великий. К Антиоху правителю. Вопросоотв. 114//ΒΕΠΕΣ. 35, 134–135. 1041 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Фес. беседа 7, 2–3//PG. 62, 436–440. 1042 Свт. Мефодий Олимпский. О воскресении. Ст. 40//ΒΕΠΕΣ. 18, 137 (32–37). 1043 Преп. Макарий Египетский. Духовные беседы. Беседа 1. Сергиев Посад, 1994. С. 4–12. 1044 Свт. Иоанн Златоуст. Отрывок беседы на блаж. Иова//PG. 64, 620D. 1045 П. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 467. 1046 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 2//PG. 61, 356–357. 1047 Там же, беседа 42, 2//PG. 61, 364–365. 1048 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 10, 3//PG. 61, 470. 1049 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της " Ορθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. θηναι, 1961. Τ. 3. Σ. 473. 1050 Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучение огласительное… Поучение 18. Ст. 18. М., 1991. С. 305. 1051 Преп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. Слово 85. 1052 Свт. Григорий Нисский. Слово к Пульхерии//PG. 46, 877 А. 1053 Свт. Иоанн Златоуст. На 1–е Посл. к Кор. беседа 41, 3//PG. 61, 359. 1054 Свт. Григорий Нисский. О тех, кого оплакивают…//PG. 46, 532. 1055 Г. Μαντζαριδου. Παλαμικ. Θεσσαλ., 1973. Σ. 260. 1056 Свт. Иоанн Златоуст. О наслаждении будущими (благами). Гл. 6//PG. 51, 352–353. 1057 Π. H. Трембелас, комментируя слова Деяний: «И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима» (Деян. 1, 4), — приводит мнение Феофилакта Болгарского, который замечает: «После Воскресения (Господь) уже не по необходимости ел и пил, но только чтобы уверить всех в истинной природе тела, которое и добровольно пострадало, и воскресло, как подобает Богу… А то, каким образом (все это произошло), — не нам сказать. Но все это произошло некоторым необычным образом: не потому, что природа нуждалась в пище, но по снисхождению (Его) к доказательству Воскресения» (Π. Ν. Τρεμπελα. " Υπμνημα ες τας Πρξεις των Αποστλων. " Αθναι, 1955. Σ. 51–52). 1058

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

В этот период мы находим большей частью довольно ясные указания на книги, вошедшие в новозаветный канон; но писатели этого периода все-таки очень редко прямо обозначают, из какой священной книги они берут то или другое место, так что у них мы находим так называемые «глухие цитаты». Притом, как говорит Барт в своем «Введении в Новый Завет» (изд. 1908 г., стр. 324), в те времена еще в полном расцвете были духовные дарования и было много богодухновенных пророков и учителей, так что искать основы для своих учений писатели 2-го века могли не в книгах, а в устном учении этих пророков и вообще в устном церковном предании. Во второй период, продолжавшийся до конца третьего века, появляются уже более определенные указания на существование принятого Церковью состава новозаветных священных книг. Так, фрагмент, найденный ученым Мураторием в Миланской библиотеке и относящийся приблизительно к 200–210 г.г. по Р. Х., дает историческое обозрение почти всех новозаветных книг: не упомянуто в нем только о послании к Евреям, о послании Иакова и о 2-м посл. ап. Петра. Этот фрагмент свидетельствует, конечно, главным образом о том, в каком составе устанавливался канон к концу 2-го века в западной Церкви. О состоянии канона в восточной Церкви свидетельствует сирский перевод Нового Завета, известный под именем Пешито. В этом переводе упомянуты почти все наши новозаветные книги, за исключением 2-го посл. ап. Петра, 2 и 3 посл. Иоанна, послания Иуды и Апокалипсиса. О состоянии канона в церкви Карфагенской свидетельствует Тертуллиан. Он удостоверяет подлинность послания Иуды и Апокалипсиса, но за то не упоминает о посланиях Иакова и 2-м ап. Петра, а послание к Евреям приписывает Варнаве. Св. Ириней Лионский является свидетелем о веровании церкви Галльской. По нему, в этой церкви признавались каноническими почти все наши книги, исключая 2-го посл. ап. Петра и посл. Иуды. Не цитируется также послание к Филимону. О веровании александрийской церкви свидетельствуют св. Климент Александрийский и Ориген.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010