И потому говорит: «несть на лица зрение у Бога», то есть, Бог не смотрит ни на род, ни на чести, ни на другое что-либо мирское, но на одну свободную волю и на дела человеческие: потому что Един и Той же есть Творец, Создатель и Бог равно всех человеков. «Или Иудеев», говорит тот же Апостол, «Бог токмо, а не языков? ей и языков. Понеже един Бог, иже оправдит обрезание от веры, и необрезание верою» ( Рим.3:29–30 ). Почему же он, сказав сие, отдаст преимущество Иудею? «Иудееви же прежде и Еллину», говорит он, и выше сего: «скорбь и теснота на всяку душу человека творящаго злое, Иудеа же прежде и Еллина» ( Рим.2:9 ). Иудея Апостол поставил к наказанию прежде, нежели Еллина потому, что Иудей порочный преступает два закона, естественный и письменный, а Еллин один только естественный. По сей же причине и славы, чести и мира достоин прежде Иудей, а потом уже Еллин: ибо добродетельный Иудей выполняет не одни внушения природы, но и правила закона, веря, что слова, в законе писанные, суть слова самого Бога. «Что убо лишшее Иудею», говорит святой Павел, «или кая польза обрезания? Много, по всякому образу: первее бо, яко вверена быша им словеса Божия» ( Рим.3:1–2 ). Сие подтверждают следующие слова: Рим.2:12 .  Елицы бо беззаконно согрешиша, беззаконно и погибнут: и елицы в законе согрешиша, законом суд приимут. Кто такие грешат без закона? Язычники, которые, не прияв от Бога закона, чрез Моисея данного, преступают однако ж его заповеди. Кто же согрешает в законе? Иудеи, которые хотя и прияли закон оный Божий, но не исполняют его. Осуждаются же как Иудеи, так и Еллины, закон преступающие, но Иудеи с большею строгостию, потому что закон обличает и осуждает их преступления: (Злат. на посл. ко Евр.) есть, иже «на вы глаголет», рек Господь, «Моисей, наньже вы уповаете» ( Ин.5:45 ): а язычники с меньшею строгостию, потому что не имеют закона, который бы обличал и осуждал их. Здесь должно заметить, что хотя сказанное о язычниках слово, погибнут, и кажется важнейшим наказанием, нежели сказанное об Иудеях: «суд приимут», однако ж первое не больше последнего: потому что и слово: «суд приимут» значит не иное что, как осудятся.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

У Павла были три, редко соединяющиеся в человеке качества, уже в то время обратившие на себя внимание его начальников: сила ума, твердость воли и живость чувства. Но по внешности своей Павел производил не особенно благоприятное впечатление. Варнава в Ликаонии объявлен был Юпитером, а Павел – только Меркурием, откуда видно, что первый был гораздо импозантнее, чем второй ( Деян 14:12 ). Однако едва ли можно придавать значение показанию апокрифического сочинения 2-го века – Acta Pauli et Theclae, где Павел изображается человеком маленького роста, плешивым и с крупным носом… Был ли Павел человеком болезненного телосложения, об этом сказать что-либо определенное трудно. Изредка у него, действительно, болезненность проявлялась ( Гал 4:13 ), но это не мешало ему обойти почти весь тогдашний европейский юг. Что же касается «Ангела сатаны», данного ему ( 2Кор 12:7 ), то это выражение не указывает непременно на телесную болезнь, а может быть истолковано и в смысле особых преследований, каким подвергался Павел в несении своей миссионерской деятельности. У иудеев обыкновенно рано вступали в брак. Был ли женат Павел? Климент Александрийский и Евсевий Кесарийский , а за ними Лютер и реформаторы давали утвердительный ответ на этот вопрос. Но тон, каким Павел говорит в 1 посл. к Коринфянам о данном ему даре ( 1Кор.7:7 ), может скорее служить основанием для того предположения, что Павел не был женат. Видел ли во время своего пребывания в Иерусалиме Павел Иисуса Христа? Это очень вероятно, ввиду того, что Павел на больших праздниках бывал в Иерусалиме, а Господь Иисус Христос также приходил сюда в это время. Но в посланиях Апостола Павла нет на это ни одного указания (слова 2Кор 5:16 , указывают только на плотской характер распространенных среди иудеев мессианских ожиданий). Достигши тридцатилетнего возраста, Павел, как наиболее ревностный фарисей и ненавистник нового, христианского, учения, которое казалось ему обманом, получил поручение от начальства иудейского преследовать приверженцев новой секты – христиан, тогда еще называвшихся у иудеев просто «еретиками-назореями» ( Деян 24:5 ). Он присутствовал при убиении св. Стефана и участвовал в преследованиях христиан в Иерусалиме, а потом отправился в Дамаск, главный город Сирии, с письмами от Синедриона, которые уполномочивали его продолжать свою инквизиторскую деятельность и в Сирии. II. Обращение

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

чего-то не достает в подлиннике, — именно речи о том, чем отличается скромность от смирения. два страха: один первоначальный, а другой совершенный, и один свойствен начинающим, так сказать, быть благочестивыми, другой же есть (страх) святых совершенных, достигших в меру совершенной любви». Авв. Дороф. душепол. поуч. и посл. стр 55. 56. Спб. 1862. св. Григор. богосл слов. 45: твор. ч. 4, стр. 179. М. 1844. Иустин. Oper. pag. 1592-1593. Paris. 1857. Феофилакт опустил здесь следующий (седьмой) стих: трие суть свидетельствующии на небеси: Отец, Слово и Святый Дух: и сии три едино суть. Причиною этого, конечно, то, что у него был под руками такой текст нового завета, в котором нет настоящего стиха. Между тем стих этот есть во многих других списках нового завета, употреблялся св. отцами и писателями церковными, необходимо требуется составом речи апостольской, короче сказать: есть стих, несомненно подлинный. Макар. Прав. догм. богосл. т. 1, с. 235-241. Спб. 1850. планетами. БЛАЖЕННОГО ФЕОФИЛАКТА, АРХИЕПИСКОПА БОЛГАРСКОГО, ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛАНИЙ СВ. АПОСТОЛА ПАВЛА. Толкование на послание к римлянам Святого Апостола Павла Предисловие Постоянное чтение Божественных Писаний ведет к познанию их, ибо нелжив Тот, Кто сказал: ищите и найдете; стучите, и отворят вам (Мф. 7:7). Поэтому мы узнаем и тайны посланий святого апостола Павла, если будем читать эти послания постоянно и тщательно. Апостол сей всех превзошел словом учения. И справедливо, ибо он больше всех потрудился и приобрел обильнейшую благодать Духа: что видно не только из посланий его, но и из Деяний апостольских, где говорится, что за совершенство в слове неверующие почитали его Гермесом (Деян. 14:12). Первым предлагается нам Послание к Римлянам, однако не потому, будто оно написано прежде прочих посланий. Так, прежде Послания к Римлянам написаны оба Послания к Коринфянам, а прежде Посланий к Коринфянам написано Послание к Фессалоникийцам, в котором апостол Павел с похвалой намекает им о милостыне, посланной в Иерусалим (1 Фес. 4:9-10; ср. 2 Кор. 9:2). Кроме того, прежде Послания к Римлянам написано еще Послание к Галатам. Несмотря на это, говорю, что Послание к Римлянам есть первое из прочих посланий. Почему же оно получило первое место? Потому, что в Священном Писании хронологический порядок не необходим. Так и двенадцать пророков, если брать их в том порядке, в каком они в ряду священных книг, не следуют один за другим по времени, но разделены большим промежутком. А пишет Павел к римлянам, с одной стороны, потому, что на нем лежал долг проходить священное служение Христово, а с другой — потому, что римляне были как бы предстоятелями вселенной, ибо кто приносит пользу голове, тот приносит пользу и остальному телу. ГЛАВА ПЕРВАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

   Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 342. С. 279.    Преп. Нил Синайский. Творения. М., 1859. Ч. III, кн. 2. Письмо 176. С. 102.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. Алфавит духовный. Гл. 12, § 9.    Там же. Гл. 6, § 3.    Свт. Климент Александрийский. Строматы. Ярославль, 1892. Кн. VII, гл. 7.    Преп. авва Дорофей. Поучение 11; преп. Исаак Сирин. Творения. Изд. 3-е. Слово 85. С. 411.    Авва Матой//Древний Патерик. Гл. 5, § 6. С. 70.    Л. Соколов. Психология греха и добродетели. С. 20.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 588.    Он же. Творения. T. I. Алфавит духовный. Гл. 7, § 1.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 781.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. Т. XII. С. 845—848.    Ср. Преп. Исидор Пелусиот. Творения. М., 1860. Ч. 2. Письмо 356. С. 292.    Еп. Феофан. Толкование Посл. к Галатам.    Он же. Толков. 1Кор.6:18.    Свящ. П. Флоренский. Столп и утверждение истины. М., 1914. Письмо VII. Грех. С. 180—183.    Преп. Нил Синайский. Слово о блуде//Добротолюбие. T. II, § 33. С. 237—238.    «Душа, — говорит блж. Диадох, — покрытая проказой сластолюбия, не может чувствовать страха Божия, даже если бы кто-нибудь непрестанно ей возвещал о страшном и могущественном судилище Божием» (Подвижническое слово, гл. 17).    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. Т. I. С. 711—712.    Свт. Димитрий Ростовский. Творения. T. I. С. 712.    Еп. Феофан. Толкование на Посл. к Римлянам (Рим.13:13).    Ср. С. Зарин. Аскетизм. T. I. Кн. 2. С. 266.    Преп. Феодор Студит. Огласительные поучения. М., 1853. Поучение 66. С. 238.    Свящ. П. Флоренский. Указ. соч. С. 354.    Притч.5и далее; 7и далее; 1Кор.6:15, 18—20.    Свт. Иоанн Златоуст. Творения. T. XI. С. 341, 516.    Еп. Феофан. Толкование Первого посл. к Коринф. (6, 18). С. 243.    См. Добротолюбие. T. I, § 209. С. 112.    Свт. Димитрий Ростовский. Сочинение. T. IV. Отд. II. С. 106.    Прот. П. Солярский. Нравственное правосл. богословие. Изд. 2-е. СПб., 1875. С. 245. Архм. Платон. Правосл. нравственное богословие. С. 177—179.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3048...

Преп. Симеон Новый Богослов. Слово 63. Ст. 5//Творения. Т. 2. ТСЛ, 1993. С. 120. 1077 Октоих. Глас 8. В Неделю на утрени, степенна, 3–й антифон: «В матери своей земли отходяй всяк паки разрешается прияти муки или почести поживших». 1078 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Ефес, беседа. Ч. 4//PG. 62, 35. 1079 Свт. Иоанн Златоуст. На 2–е Посл. к Кор. беседа 9, 3–4//PG. 61, 463–464; Там же, беседа 10, 3//PG. 61, 471. 1080 Он же. На 1–е Посл. к Фес. беседа. 8, 2//PG. 62, 442. 1081 Свт. Иоанн Златоуст. Слово на Второе Пришествие Господа, 2//PG. 59, 621–622. 1082 Μακαρου, ιεροδ. του Πατμιου. Ευαγγελικ Σλπιγξ. Αθναι, 1973. Σ. 39–40. 1083 Архим. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. Пер. с серб. М., 1993. С. 57. 1084 Ориген. Толкование на Еванг. от Матфея. Т. 15, 24//ΒΕΠΕΣ. 13, 384 (31–39)–385 (1–13). 1085 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 64. Ст. 2. М., 1993. С. 652. 1086 Там же. Беседа 79. Ст. 2. С. 794. 1087 Преп. Симеон Новый Богослов. Творения. Т. 2. Слово 66. Ст. 5. ТСЛ, 1993. С. 159–160. 1088 Архим. Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм. М., 1993. С. 58. 1089 Учение 12 Апостолов. Гл. 10//Писания мужей апостольских. Рига, 1994. С. 31. 1090 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие Господа… Беседа 1//PG. 59, 619–620. 1091 Свт. Иоанн. Златоуст. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 14. Ст. 10. М.. 1994. С. 675. 1092 Он же. На Вознесение Господа нашего Иисуса Христа беседа 1//PG. 52, 792. 1093 Свт. Григорий Богослов. Послание 101, ко Клидонию, 1//PG. 37, 181 AB. Святитель Григорий использует термин «η παρεδεχθη» потому, что во время святого Преображения Господь явил не весь свет, но лишь столько, сколько могли вынести Его святые Апостолы, как сказал божественный Златоуст. 1094 Свт. Григорий Богослов. Слово 40, на Святое Крещение//Собр. творений: В 2–х т. ТСЛ, 1994. Т. 1. С. 574. 1095 Преп. Симеон Новый Богослов. Сл. 57, 1 и Сл. 45, 10//Творения. Ч. 1. 1096 Свт. Иоанн Златоуст. На Второе Пришествие…//PG. 61, 775. 1097

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

1: а) на 210–11 зач. посл. ап. Павла, аа) на 87 зач. тех же посланий. V, 337–75. Хотя оба толкования изданы в виде одной беседы, но это положение остается еще под сомнением. В толковании на послание к римлянам период своих «плаваний» под флагом борьбы за «старые книги» Аввакум определяет в «22 лета» (– 367); 59 начало этих «плаваний», как известно, падает на 1653 год; 60 поэтому время написания данного толкования необходимо отнести к 1675 году. Между тем в толковании на послание к галатам Аввакум делает обращение к рязанскому архиепископу Илариону (– 342), а он умер 6 июня 1673 года. Трудно предположить, чтобы в Пустозерске около двух лет не знали о смерти Илариона: оттуда, наоборот, сообщали, потом, даже подробности последних дней и смерти этого деятеля против раскола (VI, 251 ср. 203). 61 Кроме того и форма обоих толкований не препятствует думать, что они написаны в два приема. «Премудрость. К галатам послание святого апостола Павла» (V, 337): так начинается первое толкование. Но также начинается в некоторых рукописях и второе толкование: «Премудрость. К римлянам послание святого апостола Павла». 62 Вместе с тем каждое из двух толкований имеет и особое окончание (– 363; ср. 375). 2: б) на 55 гл. пр. Исаии, бб) на 12 гл. того же пр. Исаии. 63 Толкования написаны были одно за другим, именно около 1675 года, как это видно из слов Аввакума в первом толковании: «пение в Соловках церковное и келейное по старому православию... того ради в осаде сидят седмь годов милые... Того ради, утешая их, Бог изведе из земля стараго игумна Иринарха». 64 3: в) на 44 псалом, вв) на 9 главу Притчей. VIII, 22–52 + 52–63. Кроме боровского сборника, с которого сделано издание, есть в сборнике Публ. библ. О. I, 339. 65 Указания на время написания данных толкований могут быть извлечены из следующих данных В толковании на псалом, обращаясь к царю Алексею Михайловичу 66 с просьбою «угасить пещь палящую рабов Христовых в Боровске», Аввакум пояснял, что там, в Боровске, «в земле сидя, яко кокушки кокуют» боярыня Морозова, княгиня Урусова и третья «сподвижница» их Мария Данилова (– 40). Однако же, вместе с тем, здесь же читаем: «а в нашей России в 20 – в 3 лета, отнеле же враг развратил церковь и внесены быша еретические уставы, много пагубы бывало». 67 Отсюда ясно, что толкование было написано еще до получения известия о смерти боровских соузниц, хотя и не ранее 1675 года. Вероятно тогда же, т. е. не позднее 1675 года, было написано и толкование на паремию. По крайней мере следует думать, что во время его написания в Пустозерске еще не было известно о смерти крутицкого митрополита Павла (– 59; ср. 38), последовавшей 9 сентября 1675 года (ср. VI, 254; сн. 233, 195). 68

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Все эти недостатки свидетельствуют, что А. Сергий, исходя из ошибочной главной своей мысли, совершенно неправильно решает вопрос о спасении. Конечно, важнейшею погрешностью среди всех других является отрицание им правового жизнепонимания, вопреки Божественному Откровению и святоотеческому учению. Эта ошибка, как мы отметили, ведет к ниспровержению всего Божественного домостроительства, ибо отвергает одну из основ нашего искупления и спасения – Божественное правосудие. Поэтому мы не можем назвать «Православное учение о спасении» А. Сергия – православным, и считаем, что это учение, как противное Свящ. Писанию и святоотеческому учению, должно быть Православной Церковью отвергнуто. 394 Архимандрит Сергий (Старогородский), ныне Митрополит Московский, «Православное учение о спасении». Казань. 1898. 396 Термины: «правовое жизнепонимание», «правовое доброделание», «правовое отношение к Богу» не встречаются ни в Свящ. Писании, ни в святоотеческой литературе. Эти термины вводит А. Сергий в своем труде для обозначения доброделания из-за страха наказаний и ради наград. 399 Этому вопросу А. Сергий уделяет много внимания в введении к своей книге: «Православное учение о спасении», стр. 12–55. 403 Рим.3:25 ; сравн.: Евр.2:17 . Здесь – в 25 ст. 3-й гл. послания к Римлянам, как и в двух предшествующих цитатах Свящ. Писания ( 1Ин.2:2, 4:10 ), слово «умилостивление» обозначено в славянском тексте словом «очищение». Эти слова различаются между собою только по форме. По существенному же своему значению они, в данном случае, тождественны. В своем толковании указанного стиха и, в частности, слова «очищение», каковое толкование мы уже приводили в своем разборе статьи М. Антония, Еп. Феофан Затворник говорит: «В день очищения или всеобщего покаяния сынов Израиля... первосвященник входил с жертвенною кровию во святая святых, и кропил кровию седмижды на очистилище ( Исх.25 ; Лев.16 ). Что прообразовательное очистилище давало однократно и на один год, то в Господе кровию Его, на Нем сущею, дается непрерывно и во все века веков! Сию истину и внушает Апостол, когда говорит, что Бог от века положил быть Господу Иисусу Христу для нас очистилищем или умилостивилищем... Так толкуют все нашн толковники. Полнее всех изобразил это бл. Феодорит. (Еп. Феофан Затворник . Толкование I-VIII гл. посл. св. Ап. Павла к Римл., стр. 230).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Свт. Иоанн Златоуст. Κ Феодору падшему, 1, 12//PG. 47, 294–295; Толкование на св. Марка евангелиста. Беседа 69. Ст. 2. М., 1993. С. 704 1142 Свт. Василий Великий. На Пс. 33, 4//Творения. Репринт. Т. 1. С. 290. 1143 Свт. Иоанн Златоуст. На Посл. к Евр. беседа 1, 4//PG. 63, 18. 1144 Геенна — от евр. «Гееном» — долина сына Еннома. Она находилась юго–восточнее Иерусалима. Во времена идолопоклонства там была статуя бога Молоха в виде быка, и когда в его честь возжигали огонь, то бросали туда младенцев и взрослых в качестве человеческих жертвоприношений. Поэтому долина эта и называлась «долиной плача». Царь Иосия (7 в. до P. X.) объявил это место оскверненным и определил, чтобы туда сваливали все нечистое: мусор, трупы животных, людей, осужденных на смерть, непогребенных мертвецов. Уничтожение всего этого производилось путем сожжения, которое имело целью одновременно и очистить местность. Днем столбы дыма, поднимавшегося оттуда, заволакивали окрестности, а ночью на большом расстоянии были видны гигантские языки пламени. Отсюда это место получило название «геенны огненной» и стало символом ада, ибо люди говорили: «Чем–то подобным должно быть и наказание грешников в аду!» Вот почему Господь использовал этот образ, понятный Его современникам, чтобы описать тяжесть наказания и жестокость вечных мучений. 1145 Свт. Григорий Нисский. Большое огласительное слово, 40//PG. 45, 104 D–105 А. 1146 Свт. Иоанн Златоуст. К Феодору падшему, 1, 10//PG. 47, 289. 1147 Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 4. Гл. 27. М., 1992. С. 272. 1148 Π. Ν. Τρεμπελα. Δογματικ της ρθοδξου Καθολικς " Εκκλησας. Αθναι, 1961. Τ. 3. Σ. 493. 1149 Свт. Иоанн Златоуст. Толкование на св. Матфея евангелиста. Беседа 23. Ст. 7. М., 1993. С. 271. 1150 Он же. Беседы на Послание к Римлянам. Беседа 31. Ст. 4–5. М., 1994. С. 850. 1151 См.: Η. Бердяев. Истина и Откровение (Афины, 1950). Η. Бердяев, во многом не соглашаясь с отцом Сергием Булгаковым, тем не менее полностью согласен с этой идеей. Кроме того, философ Η. Бердяев в своей книге «О предназначении человека», особенно в 3–й ч. гл. 2 (Геенна) отрицает вечность ада и присоединяется к еретическим учениям Оригена и его единомышленников. Ориген, пытаясь примирить Божественную благость с Божественной справедливостью, сформулировал воззрения, которые наша святая Церковь осудила как нечестивые на V Вселенском Соборе, следуя словам Господа: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный», и еще: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 41, 46). 1152

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

33 Еще во времена Св. Иоанна Златоуста существовало троякое понимание νμος в седьмой главе послания к Римлянам. Одни, как сам Златоуст, разумели закон Моисеев; другие – нравственный естественный; и третьи, наконец, заповедь Божию, данную в раю Адаму (см. Толкование св. Иоанна Златоуста на Рим. 7:12 ). И в новое время имеют представителей все эти три понимания, не исключая и третьего (см. Usteri, Entwick. Paul. Lehrbegr. s. 39). Ho не трудно сделать выбор между ними. 1) Как видно из ст. 7, содержанием заповеди ( ντολ), о которой говорится с 7 по 12 ст., служит запрещение пожелания – « οκ πιθυμσεις» (не пожелай), что, как известно, не приложимо к первозаповеди, данной Адаму, но буквально взято из закона Моисеева ( Исх. 20:15–17 ). Также не приложимо оно и к естественному закону. Апостол, очевидно, намеренно воспользовался заповедью, которая служила специфическою особенностью закона Моисеева. 2) Из того, что говорит апостол о заповеди лишь в доказательство мысли об освобождении христиан от закона и в предупреждение возможного заблуждения об этом законе и из того, что действие заповеди он объясняет из отношения закона к человеку, очевидно, что апостол смотрит на заповедь лишь как на часть закона, что опять не приложимо к первозаповеди. А мысль о свободе закона, которая служит главной темой седьмой главы, неприменима к закону естественному. «Цель Павлова состояла единственно в том, говорит Златоуст (в толк, на посл. Рим. 7:12 ), чтобы отменить закон Моисеев, до тех же законов ему не было и дела. И причина тому очевидна. Иудеи противились благодати, потому что боялись и трепетали закона Моисеева….. Если сказано сие об естественном законе, будет следовать, что мы не имеем оного; а если то справедливо, мы неразумнее бессловесных животных….. И ежели сие говорится о законе естественном, то как связать с тем следующие слова? «Аз же живях кроме закона иногда, говорит Павел. Ни Адам, ни другой кто никогда кажется не жил без закона естественного». 3) Служение под законом Апостол называете служением по ветхой букве ( ν παλαιτητι γρμματος – ст. 6), что всего естественнее относить к писанному закону Моисееву, как его видно из 2Кор. 3:6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

УКАЗАТЕЛЬ СВЯТООТЕЧЕСКИХ И ДРЕВНЕХРИСТИАНСКИХ ИСТОЧНИКОВ (Относительно существующих переводов указанных источников на русском языке и их библиографических указаний см. CYPRIEN KERN, «Les Traductions Russes des Textes Patristiques. Guide Bibliographique» Chevetogne, 1957). АВГУСТИН ИППОНСКИЙ Enarrationes in Psalmos 26 : 26, 285; 55 : 285. De Civimame Dei 19 , 15 : 297. АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ De Mysteriis 4 : 57; 34 : 29. АПОСТОЛЬСКИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ II 26 : 299; 44 : 179; III, 15, 19 : 179; VIII, 2 : 58; 5 : 255; 12 : 30, 31; 33 : 57. ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ Литургия: 50. Послание XCIII : 56. ДИДАСКАЛИЯ АДАИ: 251. ДИОНИСИЙ АРЕОПАГИТ ’ О Церковной Иерархии, II : 4, 19, 29, 34; V : 98; VI 19. ЕВСЕВИЙ КЕСАРИЙСКИИ Церковная История, II, 1 : 210, 265; 23 : 210, 251; III, 23 : 173; 37 : 123; IV, 15 : 250; 22 : 252, 275; V, 10 : 123; 16 : 127, 129, 220; 17 : 125, 127, 266; 24 : 250, 251, 252; VI, 19 : 73; 43 : 65; VII, 5 : 221; 9 : 49. ЕРМА Пастырь, Вид. II : 151, 249, 250; III : 133, 249, 151, 171. Зап. XI : 133. Под. VIIÏ 137 ; IX : 178, 249; XI : 173. ЕПИФАНИЙ КИПРСКИЙ Против Ересей, XXIX : 251; LXXVIII : 210. ИГНАТИЙ АНТИОХТИЙСКИЙ Послание к Ефесянам, III : 246, 247; IV : 66; VI : 246. Послание к Магнезиянам, III : 246; VI : 257; VI : 178, 197, 246, 255, 262; IX : 256. Послание к Римлянам, 248. Послание к Смирнянам, VII : 256; VIII : 39, 196, 197, 232, 245, 246, 254, 256; IX 245; XII : 233. Послание к Траллийцам, II : 178, 262; III : 178, 197, 274. Послание к Филадельфийцам, IV 233, 245, 262; V : 255; VII : 245; VIII : 255; IX : 243, 244. ИЕРОНИМ СТРИДОНСКИИ Adversus Jovanianum, II 57. De Viris Illustr., III 251. Epistola CXLVI 272. Толкование на Послание к Титу I : 161. ИОАНН ЗЛАТОУСТ Толкование на Книгу Деяний, 14 : 196. Толкование на Посл. к Еф., III 57. Толкование на I Посл. к Кор. XXXIII : 210. Толкование на II Посл. к Кор. XVIII : 48. ИППОЛИТ РИМСКИЙ Апостольское Предание, II 64, 92, 99, 103; III : 64, 99, 100, 253; IV : 33, 36, 101; VII : 52; VIII : 51, 62, 262; IX : 178; XII : 228; XIV : 288; XV 103; XIX : 23; XXI : 33, 36; XXII : 25; XXIII : 34; ХХХ : 179.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010