442 По словам «Русского общежительного скита...», омология, врученная отцу Паисию, была затеряна. С. 38. 444 По 19-й статье омологии 1892 г., скит должен был платить вместо сравнительно незначительного харача ежегодную подать монастырю в 130 золотых турецких лир. Греческий подлинник приводится в полном собрании афонских монастырских актов под заголовком «Reglement inter-venu entre le monastere du Pantokrator et la skite du prophete Elie pour fixer leurs rapports reciproques» (Le Petit L. A. A. Actes du Pantokrator). 445 Однако в 1915 и 1918 гг. ильинцы утверждали, что им подарили не 200 десятин, а 300. Лесной участок, границы которого описаны в омологии 1798 г., окружает скит. 446 В это время казаки построили монидрион (скит) Черный Вир, который расположен в лесу между Хиландаром и Зографом. Императрица Анна подарила деньги на постройку центральной церкви обители. В 1821 г. Черный Вир опустел и до сих пор стоит в развалинах. 447 Этот кириакон был типичным по архитектурному стилю афонским храмом. Как и остальные скитские здания того времени, он был скромным. На его месте стоит нынешний центральный собор, и из первоначальных построек в скиту ничего не уцелело. 449 Они принуждены были жить на квартирах около Карей. Пантелеимоновские греки еще жалели об отъезде отца Аникиты и с радостью пригласили отца Павла с великорусской братией в монастырь. Русские вошли в свое афонское достояние 21 ноября 1839 г. С этого момента Русик стал действительно русским, ибо водворившиеся русские остались навсегда. 450 Об этих трудных пяти годах и также о «смутном времени» по смерти архимандрита Паисия II см.: Дмитриевский А. А. Русские на Афоне, гл. 4 и 10. 451 Они прекратились именно в 1879 г., когда стал дикеем иеросхимонах Товия, постриженник Ахтырского монастыря Харьковской губернии. Он ушел на покой из-за плохого здоровья через три года, мирно уступив настоятельское место своему ученику иеромонаху Гавриилу. Благодаря энергичному и просвещенному управлению отца Гавриила- " Строителя» скит увеличивался и процветал. Он умер на скитском Новониколаевском подворье в 1901 г., потом по афонскому обычаю выкопали его останки. Они оказались нетленными, и он почитается как местный святой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первым его вопросом, когда он открылся своим братьям, был вопрос: Жив ли еще отец мой? Получивши же утвердительный ответ, добрый сын переходит к заботам о любезном его сердцу старце. Он посылает ему в гостинец все, что только можно было собрать и оказалось под рукой из даров египетской земли. Когда сам отец прибыл к вельможному сыну, этот воздал почести ему пред лицом всего народа, отвел ему место для поселения в плодороднейшей стране земли, вблизи от своей собственной резиденции, чтобы можно было отцу под старость на сына порадоваться и самому сыну удобнее было заботиться об отце. И не только отцом Иосиф озаботился, а и всем семейством его. Руфь из любви к своей свекрови Неемини оставила отечество и содержала её на чужой стороне работой своих рук и колосьями, собиравшимися на поле Вооза. Когда Соломон однажды сидел на своем троне и давал аудиенцию, пришла его мать. Тотчас, по восточному обычаю, он встал, пошел ей на встречу, сделал глубокий поклон, приказал поставить по правую сторону своего другой трон и пригласил её занять это почетное место. Какую нежную любовь к родителям обнаружил юный Товия, так что сама мать выразила ему прекраснейшую похвалу в таких фразах: «Ты радость наших очей, опора нашей старости, утеха в нашей жизни». Нарушение детьми почтительности к родителям потому у всех народов преследуется строгими наказаниями и со стороны гражданских законов. У всех народов принято, что от развратного, неблагодарного сына родители могут отрекаться, а греки и римляне могли такого сына продавать в рабство или передавать для наказания ликтору; повиновение же сына отцу, любовь его к матери слыли у них благочестием; это было pietas erga parente. 12 Уже самое слово pater (отец) заключало в себе понятие величавого достоинства, потому что оно было синонимичным со словами rex (правитель), ναξ (владыка), βασιλες (царь). Евреи, магометане и китайцы хвастаются, что между ними редки случаи огорчения детьми старых родителей. А эти народы ведь ничего не знают о совершеннейшем примере детской любви к родителям, какую показал сам Христос, который был послушен им от первых лет своего детства и даже до тридцатилетнего своего возраста поддерживал своего воспитателя работой в мастерской, в последний же час своей жизни заботился о любезнейшем, что оставлял Он на земле, о своей Матери, поручая Её попечению своего верного ученика Иоанна.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Желая еще и еще раз проверить себя перед началом такого серьезного и большого дела, матушка приехала в Оптину Пустынь посоветоваться с преподобным Анатолием, который тоже настойчиво убеждал ее исполнять поручение, данное ей Самой Божией Матерью. Еще несколько раз матушка ездила за советом к о. Алексию Зосимовскому , который радостно поддерживал ее в создании нового скита. Возвращаясь из последней поездки к отцу Алексию, матушка заехала в Троице-Сергиеву Лавру , чтобы посоветоваться с наместником Лавры о. Товией. В глубине души матушка еще надеялась, что о. Товия, как человек опытный и деловой, отсоветует ей приниматься за такое трудное дело. Но и наместник Лавры, внимательно и с любовью выслушав матушку, решительно и властно благословил ее на создание нового скита. Таким образом, с советом и благословением старцев – о. Алексия Зосимовского , о. Анатолия Оптинского и о. Товии, наместника Троице-Сергиевой Лавры, – окончательно решено было создание нового Серафимо-Знаменского скита . С явной помощью Божией появились и средства для этого большого дела. 27 июля 1910 года состоялась закладка скита на уже измеренном и распланированном участке. Скит строился с июля 1910 по сентябрь 1912 года. Во всех планах внутреннего и внешнего устройства скита матушка советовалась с владыкой Арсением (Жадановским) , ставшим с 1916 года духовником матушки и всех сестер скита (таковым он и оставался до самой своей смерти в 1937 году). Освящение скита состоялось 29 сентября 1912 года. Освящал скит митрополит Владимир Московский, относившийся к матушке и ее новому скиту с большим и горячим чувством. Серафимо-Знаменский скит просуществовал всего двенадцать лет. Он был закрыт и уничтожен большевиками в 1924 году. Сестры разошлись в разные стороны. Матушке удалось найти небольшой дом в поселке Перхушково, и она поселилась в нем с десятью сестрами. В отдельном домике помещался священник (иеромонах Филарет [Постников]). Матушка, десять сестер и батюшка – двенадцать человек, «по числу апостолов Христовых», – говорила матушка.

http://azbyka.ru/way/pre-po-dob-no-is-po...

По возобновлении: Сергий , игум., с 15 янв. 1843; архим. 1856–62. Евстратий , игум., 1863–69. 6 Сумский Успенский, в 9 верстах от города Сум, основан около 1658 г.; закрыт в 1788. [VI, 335.] Игумены Варнава , 1671–77. Пахомий , 1682–87. Феодосий , 1689–93. Иаков Жданович , 1710–15. Мисаил Губицкий , 1717 и 18. Ефрем Траволинский , 1719–25. Корнилий Огурский , 1726–32. Иларион Яковлевич , 1733–41. Пётр Венсович , архим., перев. из Куряжа, 1742–47. Ипполит Лавровский , 1747–49. Иоасаф Новосельский , 1750–54. Архимандриты Кассиан , 1757. Иакинф Боярский , 1759–1771. Товия Кремповский , 1773–75. Иустин , 1776–84. Аминадав , игум., 1785 и 86. Иаков Шубский , игум., с 4 апр. 1787; † 1790. В 1788 мнтрь закрыт. 7 Михайловская Предтечева пустынь, от города Лебедина в 12 верстах; упразднена в 1788 г. [V, 78.] Игумены Нифонт .       (В конце XVII века). Иринарх . Мелетий Гнедич , 1701–10. Иона , в 1717 на покое. Иоаким в мае 1719 уволен. В 1732 г. пустынь подчинена Сумскому игумену. Варлаам (бывший игум. Краснокутский) 308 1759. Кирилл Григорович перев. отсюда в Белгород. Иоасаф Роменский , 1774. Тихон , строит., 1782. Варлаам , 1788. Мнтрь упразднён. 8 Озерянская Богородичная пустынь, в 26 верстах от Харькова, основана в 1710 г.; упразднена в 1788 г. [V, 361.] Строители Варсонофий … Герман , 1753. Тихон Святогорский , 1757. Ефрем Мокренский , 1758–63. ? Лаврентий Кордет , игум., в 1766 перев. в Белгородский Николаевский. Феофилакт , игум., † 1771. Варлаам , игум., 1773. Иоасаф , 1776. Самуил ... Иезекииль Туранский , 1787. 9 Змиевский Николаевский, от города Змиева в 8 верстах, основан в половине XVII века; упразднён в 1788 г. [IV, 195.] Игумены Иона , 1666. Манассия , 1673, взят в Куряж. Иона , 1692. Иоанникий , 1708. Иаков Волчанский , предшественник. Иларион Негребецкий , 1735–37, уволен. Гавриил Краснопольский , с 1737. Мартиниан Лобач , 1741. Патермуфий , 1745. Фаддей Руцкий , 1787. Мнтрь закрыт. 10 Сумский Предтечев, в 2 верстах от города Сум, основан в 1687 г.; упразднён в 1788 г. [VI, 334.] Игуменьи

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им может и желает помочь Турция, которая, по словам ильинцев, ищет только повода проявить свою ненависть к грекам, в недавнее время обвинившим русских монахов в тайном заговоре. В минувшую русско-турецкую войну греки опубликовали в константинопольских газетах, что русские иноки – заговорщики, что в их монастырях целые арсеналы и все они собираются для совещаний в Пантелеимоновском монастыре под председательством о. Иеронима, монастырского духовника. На Афон на военном пароходе прибыл паша, осмотрел, перетрусил, но положительно ничего не нашел, и настолько был очарован о. Макарием и престарелым духовником, что, поехавши в Константинополь, исхлопотал о. Макарию пред султаном высокий орден Меджидие. Но ильинцы не желают сюда вмешивать Турцию, как нехристианскую державу, а желали бы вмешательства России, высказывая при этом сожаление, зачем русские афонские монахи не воспользовались предложением бывшего посла Игнатьева принять подданство России. Говорят, сильно воспротивились предложению Игнатьева пантелеимоновцы. Суббота. 9-е июля пение – совершенно на солдатский манер; чудное в особенности было херувимское, где высокий, пискливый тенор заливался на невозможно-высоких нотах; а ему вторил какой-то бородатый, довольно пожилой монах дискантом (не ноты дискантовые пел, а дискантовым голосом). Я вспомнил, что этот скит малороссийский и о. игумен вчера говорил, что главный контингент монашествующих составляют бывшие запорожцы – малороссы. – После литургии прикладывались к частицам мощей, из которых значительнее – стопа св. ап. Андрея Первозванного. Затем прикладывались к двум чудотворным иконам: Божией Матери и св. пророка Илии. Из рассказов о. Товии оказывается, что эти иконы сделались недавно чудотворными. «Однажды, рассказывал о. Товия, мне что-то непоздоровилось и я не пошел на вечерню. Сижу себе, да думаю Бог знает о чем, а в церкви идет вечерня. Вдруг вбегает экклисиарх и говорит в испуге: батюшка! икона Божией Матери вид изменила. Я вскочил, со страхом и трепетом вошел в церковь и что же? Половина лика Божией Матери почернела и слезы текут.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Соломон От др.-евр. име­ни (Шеломо), про­исх. от (шалом) — “мир” Сын Давида от Вирса­вии, царь изра­иль­ский, про­сла­вив­ший­ся сво­ей муд­ро­стью. (2Цар, 3Цар) Сосипатр (1) От древ­не­греч. име­ни Σωσιπατρος (Сосипа­трос) — “спа­са­ю­щий отца” Апостол от семи­де­ся­ти , спо­движ­ник апо­сто­ла Павла. Возмож­но, то же лицо, что и Сосипатр (2). ( Деян 20:4 ) Сосипатр (2) От древ­не­греч. име­ни Σωσιπατρος (Сосипа­трос) — “спа­са­ю­щий отца” Софония От др.-евр. име­ни ‎ (Цефанья) — “Яхве укрывает” Имя несколь­ких вет­хо­за­вет­ных персонажей. Стефан От древ­не­греч. име­ни Στφανος (Стефа­нос) — “венок, венец” Христи­а­нин из Иеруса­ли­ма, “муж, испол­нен­ный веры и Духа Свята­го”, пер­вый хри­сти­ан­ский муче­ник. ( Деян 6:5-8; 7:55-59; 8:2; 11:19; 22:20 ) Сусан­на От др.-евр. име­ни (Шошан­на) — “водя­ная лилия” 1) Иудеян­ка из Вавило­на, кра­си­вая и цело­муд­рен­ная жен­щи­на, лож­но обви­нен­ная в пре­лю­бо­де­я­нии тре­мя похот­ли­вы­ми стар­ца­ми. Была спа­се­на про­ро­ком Дании­лом, ули­чив­шим стар­цев во лжи. ( Дан 13 ) 2) Одна из жен­щин, исце­лен­ных Иисусом Христом. Впослед­ствии сле­до­ва­ла за Иисусом и слу­жи­ла Ему. ( Лк 8:2-3 ) Тавифа/Серна От ара­мейск. име­ни (Табита) — “сер­на” Христи­ан­ка из Иоппии, вос­кре­шен­ная апо­сто­лом Петром. Также носи­ла про­зви­ще Серна (греч. Δορκας — Доркас) ( Деян 9:36-41 ). От древ­не­греч. име­ни Τμων (Тимон), про­исх. от τιμω (тимао) — “ценить, чтить, почитать” Тимофей От древ­не­греч. име­ни Τιμθεος (Тимотеос): τιμω (тимао), “ценить, чтить, почи­тать” + θες (теос), “Бог, божество” От рим­ско­го пре­но­ме­на (лич­но­го име­ни) Titus, воз­мож­но, име­ю­ще­го этрус­ское про­ис­хож­де­ние либо род­ствен­но­го лат. titulo — “име­но­вать, назы­вать” или tueor — “наблю­дать, защи­щать, заботиться” От древ­не­греч. име­ни Τυχικς (Тюхикос, Тихикос) — “слу­чай­ный, счастливый” От др.-евр. име­ни (Тобия­ху) — “Яхве добр” Имя несколь­ких вет­хо­за­вет­ных пер­со­на­жей. Наибо­лее изве­стен Товия, сын Товита, пер­со­наж вто­ро­ка­но­ни­че­ской кни­ги Товита, путе­ше­ство­вав­ший вме­сте с архан­ге­лом Рафаилом.

http://azbyka.ru/shemy/imena-biblejskie....

Пророческие книги изъясняют значение Завета и закона для угождения Богу и исполнения заповедей. Пророки были вестниками воли Божией, хранителями истинного боговедения. Они возвещали Пришествие грядущего Спасителя мира и установление вечного Царствия Божиего. Пророческие книги являются духовным мостом между Ветхим и Новым Заветами. В ветхозаветных книгах пророчествами, символами и прообразами предсказаны важнейшие новозаветные события. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий в Новом открывается», — говорит блаженный Августин. Установленный Православной Церковью состав Священного Писания Ветхого Завета насчитывает пятьдесят книг: тридцать девять канонических и одиннадцать неканонических. Неканонические книги написаны людьми благоговейными, но им не усвоено значение текстов, созданных непосредственно по наитию Духа Святого. Созданные духовно опытными людьми, они назидательны и назначены для нравоучительного чтения. По этой причине христианская Церковь с древности предназначала их для пользы своих чад. Об этом, например, говорит святитель Афанасий Великий (IV век) в 39-м праздничном послании. Перечислив канонические книги, он прибавляет: «Для большей точности присовокупляю, что кроме этих книг есть и другие, не внесенные в канон, которые, однако же, установлено отцами читать вновь приходящим и желающим наставляться словом благочестия, таковы: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, Товия» (Творения. М., 1994. Т. 3. С. 372). Все канонические ветхозаветные книги были написаны на древнееврейском языке. Лишь некоторые разделы книг пророка Даниила и Ездры, написанных во время и после вавилонского плена, составлены на арамейском языке. Все новозаветные священные книги (четыре Евангелия, Деяния святых апостолов, четырнадцать Посланий апостола Павла, семь соборных посланий) были написаны апостолами в течение I века по Р. Х. Последнее по времени — Откровение (Апокалипсис) апостола и евангелиста Иоанна Богослова (ок. 95–96). Наша уверенность в Божественном происхождении книг Нового Завета основана на словах Спасителя. В преддверии Своих крестных страданий Он сказал ученикам, что Отец Его пошлет Духа Святого, Который научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин 14, 26).

http://pravoslavie.ru/103563.html

Деревянный Никольский храм, построенный на средства заводовладельцев (стоимость постройки 28 369 р.), был расширен пристройкою в 1872–1873 г.г., а в 1889 г. был упразднён за ветхостью и ненадобностью после построения каменного храма. Последний был заложен 3 июля 1877 г., причём старая каменная колокольня вошла в новую постройку. 13 мая 1879 года законченный купол нового храма, уже покрытый железом и венчанный крестом, рухнул, повредив одну стену. Повреждённые части были разобраны, и здание было снова отстроено, и 10 ноября 1885 года главный престол церкви был освящён в честь Святой Троицы епископом Нафанаилом. Два другие придела были освящены: южный, во имя св. Николая, – 4-го мая 1886 г., и северный, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, – 27 сентября 1887 года. В 1894 году все три престола за ветхостью были заменены новыми. С тех пор церковь остаётся без изменения. В верхних ярусах иконостаса помещаются несколько икон, взятых из бывших раскольнических часовен. В библиотеке церковной есть старопечатные книги, перешедшие оттуда же, и, кроме того, рукопись (в 4 томах) протоиерея Иоанна Пырьева, излагающая документально всю историю возникновения и утверждения единоверия в Нижнем Тагиле. По этой рукописи была составлена интересная статья, напечатанная в Православном Собеседнике за 1886–87 г.г. под заглавием «О единоверии в Нижне-Тагильском округе». При храме в настоящее время есть каменная часовня во имя св. Николая, построенная на месте упразднённого Никольского храма. К ней совершается крестный ход 9-го мая. Прежде существовали в приходе ещё часовни: 1) в дер. Горбуновой, устроенная в 1805 роду на усадьбе Толешова; при ней был устроен скит, в котором настоятелем был лжемонах Товия, умерший в 1840 г.; потом скитники разошлись, и полиция хотела скит сжечь, но раскольники решили лучше передать строение единоверцам, и 26 ноября 1845 г. часовня была освящена; келья Товии была продана на слом, а в память о нём в часовне была устроена икона; 2) Покровская (Ортюгинская) в Н.-Тагильском заводе: была запечатана в 1840 г., а в 1848 году, 25 марта, передана единоверцам со всею утварью; в 1876 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Различные изображения, открытые в катакомбах, даже одного и того же века, в искусственном отношении имеют неодинаковые достоинства. Отчего это – очень понятно: христиане во времена гонений и опасностей не всегда могли иметь под рукою способных художников, – таких, каких бы желали. Но, после долгого, прилежного сравнительного исследования, ученые пришли к следующим результатам: во-первых, лучшие изображения принадлежат к древнейшему времени, сближаются с веком Августа и эпохою Адриана и Антонинов. Вовторых, большая часть этих изображений замечательна смелостью кисти, полнотою и простотою форм, выразительностью фигур, богатством и вкусом украшений. «Взгляд на наши рисунки, – говорит Перре, – может оправдать эти общие положения и очистить христианское искусство от упрека варварства, который делали ему частенько, неизвестно почему». Напрасно мы старались бы узнать имена художников, украсивших произведениями своей кисти своды и стены катакомб: они не думали о человеческой славе, хотели только почтить священные останки мучеников и память своих усопших братьев. Они работали, так сказать, для одного Бога, а потому Богу только и известны их имена. Многое уже из их трудов изгладилось от времени и влияния температуры, но и то, что уцелело, равно как многочисленные рисунки и снимки в изданиях Бозио, Аринги, Больдетти, Боттари, Марчи и Перре, дают удовлетворительное понятие о древней живописи. По предмету, это – заимствования из Священной истории Ветхого и Нового Заветов. Из Ветхого Завета встречаются всего чаще такие сюжеты: грехопадение Адама и Евы; Ной в ковчеге; жертвоприношение Авраамом Исаака; Моисей пред купиною, изводящий воду из скалы, принимающий скрижали Завета; Иов на гноище; Илия, возносящийся на Небо; Иона, повергаемый в море, выброшенный на берег, почивающий под сенью растения; три отрока в пещи огненной, Даниил во рву львов, Товия с Ангелом. Чтобы дать читателю некоторое понятие об изображениях катакомб, мы прилагаем два рисунка: оба найдены в катакомбе святой Агнессы и представляют один рисунок – историю пророка Ионы, другой – трех отроков в пещи огненной (см.: рис. 1 и 2).  

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Matveevs...

Сии суть источники спасения, да сущими в оных словесами жаждущий утолит жажду, в сих токмо благовествуется учение благочестия. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что либо. О сих Господь посрамляя саддукеев глаголал: прельщаетеся, не ведуще писаний, ни силы их ( Мф. 22:29 ). Иудеев же увещевал: испытайте писания, яко та суть свидетельствующая ο Мне ( Иоан. 5:39 ). Ради большия же точности, поелику пишу ради нужды, присовокупляю и сие: яко есть, кроме сих, и другия книги, не введенныя в канон, но назначенныя отцами для чтения нововступающим, и желающим огласитися словом благочестия: Премудрость Соломонова, Премудрость Сирахова, Есфирь, Иудифь, и Товия, и так именуемое Учение апостолов, и Пастырь. Впрочем, возлюбленные, сверх сих читаемых и оных канонических, нигде не упоминается об апокрифических: но сие есть умышление еретиков, которые пишут оныя, когда хотят, назначают и прибавляет им время, дабы представляя их, аки бы древния, имети способы к прельщению оными простодушных . ( Ап. 60 , 85 ; Лаод. 60 ; Карф. 24 ; Григория Богослова о книгах Св. Писания ; Амфилохия о книгах Св. Писания ) . Настоящее правило озаглавливается: εκ της λθ» ορταστικς επιστολς, – написано Афанасием в 367 г. Настоящее послание имеет большое значение, так как трактует об основании и первоисточнике православного христианского верования; на этом послании, равно и на том, что говорят об этом предмете Кирилл Иерусалимский 133 , Григорий Богослов , Амфилохий и 60-е правило Лаодикийского Собора, основывается нынешнее учение православной церкви ο Священном Писании и ο книгах, из коих оно состоит 134 . Как в этом послании, ο числе книг Священного Писания говорится так же и в Συνοψις επτομος της θεας γραφς, который сохранился под именем Афанасия, а также в κδοσις ακριβς της ορθοδξου πστεως Иоанна Дамаскина (кн. IV, гл. 17). В настоящем послании Афанасий говорит ο книгах Священного Писания сначала канонических, затем неканонических и наконец об апокрифических. Относительно канонических книг, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010