Синоду. Все изложенные мероприятия Шаховской предлагал Синоду «в виду того, что в новоучрежденной Канцелярии С. Э. Правления ведется такой же как и прежде порядок сборов, тогда как известно, что в синодальных и прочих вотчинах доходы непорядочно и неуравнительно с давних пор положены, что (однако) ныне для лучшаго на богоугодныя дела в капитал приращения лучшим (следует) исправить в сборах порядком и дать в Канцелярию С. Э. Правления с наставлением инструкцию». Кроме этого, из ожидавшейся прибыли Шаховской предполагал ремонтировать церкви и монастыри, а также обеспечить неимущие епархии и монастыри 618 . На предложения своего обер-прокурора Св. Синод обратил должное внимание и в своем определении от 5 октября 1744 года повторил почти все пункты буквально, соединив при этом второй и седьмой, как однородные. Впрочем, оказалось и не малое различие, именно, вместо двух светских знающих вотчинное хозяйство лиц Синод назначил в Канцелярию С. Э. Правления игумена Данилова монастыря Товию (вместо первоначально назначенного келаря Троице-Сергиевой лавры Пахомия), так что состав Канцелярии не изменился к лучшему. Зато мысль об экономах была осуществлена сразу же. Экономами были назначены: 1) Тверской епархии Селижарова монастыря игумен Никон Волоский. 2) Софрониевой пустыни строитель иеромонах Феофил и 3) Киево-Межигорского монастыря эконом – монах Иоаким Жученок 619 . К сказанному выше интересно добавить, что мысль Шаховского о пополнении состава присутствия Канцелярии С. Э. Правления была в 1754 году повторена Львовым при следующих обстоятельствах. Будучи лично в Москве по своим делам, Львов обнаружил, что ни Пахомий Высокопетровский, ни Товия, оба отговариваясь старостью и болезнью, в Канцелярии многие годы не бывают почти совсем и даже, как оказывается, просили Синод (Товия в 1747 и 1754 гг.) уволить их от службы, но без результата. Доводя об этом до сведения Синода в особом предложении, от 6 сентября 1754 г., Львов привел на справку, что еще Шаховской просил дополнить состав присутствия двумя светскими лицами, а также что сам Синод еще не выработал присутствующим никакой инструкции, как предполагал. В виду этого Львов предлагал Синоду, чтобы: 1) Пахомия и Товию уволить и вместо них назначить двух духовных новых и по сношении с Сенатом двух светских лиц, а также прокурора, согласно указу Петра Великого; 2) дать им инструкцию и 3) взыскать с Пахомия и Товии жалованье, которое они даром получили, а Канцелярии С. Э. Правления поручить дать отчет, не было ли допущено ими от неприсутствия упущений 620 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

В Ильинском скиту был посвящен в иеромонаха, после чего удалился на Капсокалибу (пустынное место), где и прожил в уединенной келлье более десяти лет. По убедительному приглашению и просьбам братии возвратился в Ильинский скит и 8-го сентября 1879 года избран братиею в настоятели скита, хотя и против желания. Отец Товия действительно тяготится своим положением и с особенною любовью вспоминает о своей уединенной, чисто созерцательной жизни, и все помыслы его туда устремлены. Положение становится еще тягостнее при той непрерывной борьбе за существование, которая исстари ведется ими с Пантократором, стремящимся прекратить существование скита. Одним словом, между ильинцами и пантократорцами – русскими и греками существует сильнейшая вражда. Вот уже несколько лет идет судебный процесс в Константинополе; неизвестно, чем кончится» (Дневник студента. С. 89–90). Настоятель Ильинского скита иеросхимонах Товия скончался в 1887 г. 307 Речь идет о притеснениях, которые терпел Ильинский скит от греческого монастыря Пантократора. Судебная тяжба продолжалась в течение 12 лет. Только в 1892 г. монастырь Пантократор признал законным дикея скита о. Гавриила, вручив ему с большим торжеством посох и мантию. В июне 1892 г. дикей Свято-Ильинского скита приезжал в Константинополь с целью представиться Патриарху, получить благословение и сигиллий. Ильинский скит приобрел право на спорный участок земли, т.е. на расширение своих пределов и на постройку нового собора, больницы, нового здания, а также право рубить камни из желаемой каменоломни для новых строений и собора. Ильинцы обязались оплатить Пантократорскому монастырю все расходы, которые те понесли за время спора: 2000 лир турецких, что составило 17500 руб. кредитными билетами (см.: Россия и Православный Восток. Константинопольский патриархат в конце XIX в. Письма Г.П. Бергли к проф. И.Е. Троицкому 1878–1898 гг./Подгот. изд. Л.А. Герд. СПб.,2003. С. 223–224, 231–232). В начале XX в. Пантократор продолжал притеснять Ильинский скит. В 1902 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Игумения Павла с сестрами Иверского монастыря и епископ Нижегородский Назарий начали ходатайствовать о перенесении тела усопшего иеромонаха Варнавы в Иверский Выксунский монастырь. Об этом митрополиту Московскому сообщал наместник Лавры архимандрит Товия: «Приехала выксунская игумения Павла с сестрами, хлопочет здесь и в Нижнем о разрешении перевезти тело усопшего Варнавы в их монастырь. Игумен Иларий с братией скита просит оставить прах в скиту, ибо Варнава всю жизнь здесь прожил и подвизался. С мнением скитского игумена и я согласен». 20 февраля от митрополита Владимира пришла телеграмма: «Благословляю похоронить тело отца Варнавы за алтарем пещерного храма». Накануне погребения, 20 февраля, гроб с телом почившего был перенесен в верхний пещерный храм, где преосвященный Евдоким, викарий Московский, в сослужении многочисленной братии скита и «Пещер» совершил заупокойную всенощную. 21 февраля, во вторник, в 9 часов утра нача¬лось торжественное архиерейское служение Божественной литургии, а затем был совершен чин погребения. Проститься со старцем-тружеником прибыли преосвященные Трифон, Евдоким и Никон 45 , наместник Лавры архимандрит Товия, инспектор академии архимандрит Иосиф, старшая братия Лавры, скита и подведомственных Лавре монастырей. В их числе были: казначей Лавры архимандрит Досифей, игумен скита отец Иларий, казначей отец Мефодий, благочинный «Пещер» отец Досифей, строитель Махрищского монастыря отец Олимпий, казначей Спасо-Вифанского монастыря отец Серафим, благочинный Лавры отец Аверкий, настоятель Антиохийского подворья в Москве отец Игнатий и другие. Гроб окружили почитатели старца – люди всех сословий и званий, богатые и бедные, знатные и незнатные. Неподдельное чувство скорбящей любви отражалось на всех лицах. При этом многие из присутствовавших были так переполнены чувством наступившего одиночества, что не могли сдерживать скорби. «Батюшка, дорогой, ты все давал в жизни мне», «... ведь ты, ты исцелил меня», «... отрада жизни моей» – возгласы, которые время от времени прерывали печальный трогательный обряд погребения.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Gefsim...

Мф. 9:29 . В печатном издании Дневника после этих слов следует: «Из церкви мы пошли в сопровождении о. Товия для осмотра скита. В настоящее время скит, хотя и не может равняться по своему богатству и роскоши с известными и древними обителями Афона, тем не менее обстроен довольно удовлетворительно. Посредине скита находится соборный храм во имя святого пророка Илии. С правой стороны соборного храма находятся две маленькие церкви или параклиса: Благовещенский и во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца. Вне монастыря к западу, саженях в десяти от колокольни, которая устроена над главными вратами, простроен двухэтажный корпус (как видно из надписи, в 1846 г), в котором находятся два параклиса: во имя архангела Михаила и во имя святителя и чудотворца Николая, а также больница для братии и приходящих. Здесь же устроены еще три других корпуса, в которых, кроме помещений для братии, находятся и разные хозяйственные службы, неподалеку от которых устроена ветряная мельница, единственная на всем Афоне. Показывая нам прекрасно обстроенный скит, о. Товия задумывался о его будущем и высказывал нам опасения. Ведь пантократорцы завели уже судебный процесс, который велся в Константинополе, и, к сожалению, ильинцы проиграли. Еще будет два судебных процесса, неблагоприятный результат которых будет решительным для существования скита в настоящем его виде. Трудно бороться там, где царствуют сила и деньги, а не правда. Надежда на благоприятный исход все более и более удручает ильинцсв, так как, по словам о. Товии, в 1830-х годах, при слабохарактерном и малоопытном игумене Павле, во время происходивших несогласий между братиями, пантократорцы, воспользовавшись этим, отняли у скита некоторые важные документы, например султанский фирман об освобождении братии скита от платежа харача (подушной подати), равно и от прочих денежных взысканий, а с ним вместе и данный в 1766 году из Протата документ, за подписью и печатью всех двадцати монастырей Афона, в том, что они представляют братии Ильинского скита полную во всем свободу и независимость. Также отнято условие, заключенное монастырем Пантократором со старцем Афанасием (1798 г.) о выделении скиту из монастырской земли отдельного участка. Вместе с этими документами отнято и много других, так что пантократорцы юридически всегда будут правы. Признаюсь, слишком неприятное впечатление произвели на меня эти тяжбы о такой борьбе за существование, и где же это? На Святой Горе, где, кажется, должны быть устроены всякие мирские, житейские дела. Не возлагая в данном случае вины исключительно на греков, я позволю себе спросить: не виновны ли в данном случае и сами ильинцы? Не обнаруживается ли в них подчас их вольный, казацкий дух? Тем более что история говорит о возникавших иногда несогласиях между самими же ильницами» (Дневник студента. С. 93–94).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

а) Просьба Товия к Рафаилу сходить в Раги Мидийские за долгом Гамаиловым (ст. 1–4). б) Рафаил исполняет поручение и приводит самого Гаваила в Екбатаны на брачное торжество (ст. 5–6). Глава 10. Возвратный путь Товии в Ниневию а) Скорбь Товита и жены его о сыне, долго не возвращающемся (ст. 1–7). б) Рагуил и Една, по настоянию Товии, отпускают его к отцу и матери, и напутствуют дочь свою Сарру наставлениями и благожеланиями (ст. 8–13). Глава 11. Прибытие Товии а) По наставлению Рафаила, Товия, приближаясь к родительскому крову, оставляет жену позади (ст. 1–3). б) Радостная встреча матери и отца с сыном (ст. 4–9). в) Прозрение старца Товита (ст. 10–14). г) Встреча им Сарры, невестки своей, и семидневное брачное торжество в Ниневии (ст. 15–18). Глава 12. Наставления Ангела Товиту и Товии а) Товит предлагает Рафаилу половину всего принесенного за свое исцеление и провожание сына (ст. 1–5). б) Рафаил Ангел наставляет их признавать и исповедовать величие Божие и восхваляет молитву и милостыню (ст. 6–10). в) Затем открывает себя, объясняет свое служение возносить молитвы людей к Богу и свое посольство уврачевать Товита и Сарру (ст. 11–15). г) Ангел успокаивает устрашенных Товита и Товию, повелевает все случившееся с ними записать в книгу и делается невидимым (ст. 16–22). Ст. 6. ... Ангел сказал Товиту и сыну его: благословляйте Бога,... и исповедуйте пред всеми живущими, что Он сделал для вас. Доброе дело – благословлять Бога, превозносить имя Его, и благоговейно проповедовать о делах Божиих... Можно догадываться, что это наставление Ангела вызвано было глубокой скромностью Товита, которая могла воспрепятствовать ему говорить о явленных на нем дивных делах Божиих; ибо это значило, в данном случае, говорить о себе. Ангел внушает ему, что слава имени Божия должна быть верховной целью всех деяний и помышлений человека; и, если он одушевлен, единственно, ревностью о сей славе, то не только не предосудительно разглашать и исповедовать дивные случаи промышления Божия, хотя бы и из собственной жизни, – напротив, достодолжно и весьма похвально.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

В 1822-м году новый митрополит Серафим представлял его во архимандрита Иверского Монастыря, с оставлением наместником, но Святейиий Синод признал неудобным такое совмещение и назначил в Иверский Монастырь другое лицо, а архимандриту Товии, во уважение усердной и ревностной службы его, присвоил прежнюю степень 3959 . В 1824-м году он получил орден святого Владимира 2-й степени 3960 . В 1825-м году митрополит Серафим донес Святейшему Синоду, что граф Алексей Андреевич Аракчеев 13-го марта сообщил ему, что Государь Император, снисходя ко всеподданнейшему прошению архимандрита Товии, высочайше соизволяет на определение его настоятелем в один из первокласных Монастырей Московской епархии, когда откроется вакансия, с увольнением в то время от должности наместника. Святейший Синод, выслушав донесение, записал в протоколе: о сем высочайшем повелении доложить Святейшему Синоду при открытии в котором-либо из первоклассных Московских Монастырей настоятельской вакансии. Однако, вакансии подходящей не открывалось 3961 . В начале апреля 1827-го года он уехал на Кавказские минеральныя воды, в августе собрался в обратный путь, но доехал только до Ростова и, не будучи в состоянии следовать далее, по болезненному состоянию и по совету врачей, «оставил продолжение пути», намереваясь прожить зиму в Таганроге, где был Греческий Монастырь, а весной снова отправиться на Кавказ. Он прислал прошение об увольнении его вовсе от должности наместника, с дозволением только считаться ему при Лавре дотоле, пока, согласно повелению Императора Александра I-ro, не откроется для него настоятельская вакансия в одном из Московских первоклассных Монастырей. По представлению митрополита Серафима, архимандрита Товия был уволен от должности наместника с 5-го декабря 1828-го года с дозволением считаться при Лавре и с назначением пенсии в 880 рублой 3962 . В 1829-м году архимандрит Товия вошел с новым прошением, в котором объяснял, что, по свидетельству врачей, минеральные Кавказские воды «нимало ему не пользуют, а еще больше здоровье его расслабляют»; врачи советуют ему избрать «для жительства своего Южный и к месту рождения его ближайший климат»; он остановился на Лубенском Преображенском Монастыре, Полтавской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

г)  в праздники двунадесятые и в праздник обители (28 июля), когда они придутся на вторник, среду и четверг, выходить накануне к малому повечерию (в три с половиной часа дня); самые дни праздников (с понедельника по четверг) проводятся по-воскресному; если праздник приходится на субботу, то накануне выхода не бывает, а в самый день выход бывает обычный – к причащению, и, наконец, если праздник придется на пятницу, то выход накануне бывает в три с половиной часа дня, а на следующий день, по окончании литургии, иеромонах Алексий удаляется к себе и более не выходит, готовясь к субботнему причащению. Утверждается. Наместник Лавры архимандрит Товия. 21 июля 1908 года Дополнение 1909 года, ноября 29-го дня, находясь в Зосимовой пустыни для служения, мы с настоятелем оной пустыни игуменом Германом и старцем иеромонахом Алексием рассуждали о том, что старцу Алексию недостаточно двух дней в неделю для выхода из своего безмолвия для принятия братии и мирян на исповедь и духовную беседу. А посему постановили: выходить ему дозволяется в пятницу к началу литургии и тут же причащаться святых Таин. По литургии же он может посвящать на исповедь и беседу с мирянами только один час и только в такие дни, в которые литургия кончается не позднее одиннадцати часов. Затем идти ему в келию для отдыха. С двух же часов дня он должен принимать у себя в келии исключительно только одних братий своего монастыря, принятых им от мантии, и других, которые пожелают исповедаться или быть на откровении помыслов. В субботу же он выходит в ранние часы утра, судя по потребе и по количеству богомольцев, причем он принимает преимущественно одних мирян в оба дня – в субботу и воскресенье, не стесняя временем церковного богослужения. Такое изменение вышеизложенных правил утверждаю к исполнению. Свято-Троицкия Сергиевы Лавры наместник архимандрит Товия Слово на погребение старца Алексия 70 Три свойства отличают старца от духовника: мудрость, смирение и любовь. Одного или даже двух из этих свойств недостаточно, чтобы быть старцем. Мудрый может свысока смотреть на приходящих к нему грешников и тем отталкивать их от себя; мудрый и смиренный может быть замкнутым, холодным, и душа человеческая не сможет раскрыться перед ним; любовь и смирение без мудрости тоже недостаточны. Почивший старец обладал во всей полноте этими тремя свойствами.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Zosimo...

Со времени основания в обители было введено игуменское управление. С 1720 г. по указу Петра I настоятелем Ахтырского Благовещенского монастыря назначается протоиерей московского Благовещенского собора - Тимофей Надаржинский. Им в 1724 г. был выстроен каменный Троицкий собор с пределами в честь Благовещения Богородицы и иконы " Всех скорбящих Радость " и ограда вокруг монастыря в «269 саженей». В том же году, ло благословению Преосвященного Епифания (Тихорского), епископа Белгородского, монастырь стал называться Троицким. Тимофей Васильевич Надаржинский был духовным отцом Петра I и всей царской фамилии. Происходил он из дворянского рода, некогда переселившегося из-за Днепра. Отец Тимофей-«неотлучный спутник» царя в военных походах и во всех его путешествиях. Надаржинский сохранил свое звание и в короткое царствование Екатерины I. После ее смерти в 1727 г. он окончательно удалился от двора в Тростянец. А в 1729 г. Надаржинский принял схиму под именем Товия и до своей кончины жил в монастыре. Преосвященный Епифаний сам погребал добродетельного старца. Его положили под правым приделом Троицкого собора, в древних пещерах монастыря, впоследствии замурованных. По смерти иеросхимонаха Товия, его сын - Иосиф Тимофеевич Надаржинский - на собственные средства построил каменную церковь в честь Преображения Господня с братской трапезной и колокольней, а в 1741 г. - больницу и в ней храм во имя Петра и Павла. По документам Ахтырского Духовного управления в 1785 г. за Ахтырским монастырем числилось свыше 1500 дес. земли, куда входили села и хутора с мельницами, пахотными землями, лугами, лесами, реками и на которых работали в основном вольные черкесы. Главной святыней Ахтырского монастыря была находившаяся в южном приделе Троицкого собора месточтимая Ахтырская икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», ознаменованная многими исцелениями и чудесами. Точных данных о том, когда икона появилась в монастыре - нет, но известно, что она была принесена в обитель еще до 1787 г. одним священником, которому «... во сне явились два монаха и повелели доставить икону из Киева в монастырь».

http://sobory.ru/article/?object=37596

При Василии Шуйском угодья монастыря еще увеличиваются и права его расширяются грамотою от 9 декабря 1607 г., «он велел милостыни давать (Печенгскому монастырю) за хлеб, за рожь, и за овес, и за горох, и за воск, и за фимиам, и за мед, и за масло, и за крупы, и за конопляное семя, всего с году на год по 50 рублей». При этом подтвердил неподсудность Печенгского монастыря и принадлежащих к нему крестьян суду гражданскому, его зависимость в духовных делах от митрополита новгородского, беспошлинный проезд всюду властей монастыря, от доставки лошадей царским гонцам. При этих условиях положение монастыря в материальном отношении было прекрасным. Он вел обширную торговлю рыбою и солью, отпуская их сначала по морю, а потом по реке Двине к Вологде и Ярославлю. В 1610 году в смутное время монастырь имел возможность послать на содержание ратников 398 руб. 150 ефимков и серебряную ложку. В 1619 году монастырь сгорел и был вновь выстроен на другом месте, за рекой Колой. Царь Михаил Феодорович, вскоре после пожара, дал новую подтвердительную грамоту и монастырь опять благоустроился; но это материальное обеспечение монастыря, в конце XVIII века, но разным неблагоприятным обстоятельствам, стало мало по малу разрушаться и в начале XVII века монастырь был приписан Холмогорскому архиерейскому дому и продолжал существовать до 1764 года, в котором и был упразднен. По сохранившимся сведениям монастырь был в таком виде: в обители была скудная Троицкая церковь , при ней две кельи, два магазина, погреб и кругом деревянная ограда (45×10 кв. саж ). Кольско-Печенгский монастырь существовал 174 года. За этот период времени им управляли 33 настоятеля, из которых 31 были со званием игумена и 2 – со званием строителя. Сведений о жизни и деятельности их дошло до нашего времени очень мало; о некоторых из них даже неизвестно, долго ли они состояли в должности настоятелей. Вот их имена: I) Вассиан (1591), 2) Антоний (1598), 3) Ефрем, 4) Иерофей, 5) Товия, 6) Сергий (1612–1619), 7) Гурий (1631), 8) Дмитрий (1635–1637), 9) Симеон (1637 –1639), 10) Гурий (1643–1647), 11) Иона (1647), 12) Сильвестр (1650), 13) Иоасаф (1650–1652), 14) Иоанн (1654–1658), 15) Симеон (1663), 16) Кирилл (1664), 17) Савин келарь (1667), 18) Аркадий келарь (1669), 19) Вассиан (1671), 20) Варфоломей строитель (1674), 21) Сергий (1674–1782), 22) Роман (1685), 23) Тихон, 24) Иосиф, 25) Иосиф 2-й (1687 –1695), 26) Товия строитель (1691), 27) Павел, 28) Иеремия, 29) Измаил, 30) Павел (1724), 31) Илларий (1727), 32) Петр (1756–1757) и 33) Геннадий (1764). IV. Возобновление Трифоно-Печенгского монастыря

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 Эвдемонизм – мировоззрение, согласно которому счастье, блаженство являются высшей целью человека. 5 Слово, сказанное в святой митрополии Этолоакарнании в мае 2009 года. (Этолоакарнания – регион в Западной Греции.). 6 См.: Старец Пассий. Слова. Т. 4. О семейной жизни. Суроти, Салоники, 2008. С. 84 (на греч. яз.). 25 В русском переводе: сжалился. Церковнославянский перевод лучше передает следующую далее мысль владыки Афанасия: и мил ему бысть. 31 «Егда кто от монахов ко Господу отъидет, понеже не подобает омыватися телу его, ниже видетися отнюд нагу, на сие учиненный монах губою отирает мощи его теплою водою, творя прежде губою крест на челе скончавшагося, на персех, на руках, и на ногах, и на коленах, вящше же ничтоже. Потом же приносит чистую ризу, и облачит его, отъемшейся первее ветсей, никакоже наготу его видев; и по внегда облещи его, возлагает на него кукуль. Аще великаго образа есть, обложив шлемом свыше главы, и свесив и даже до брады, якоже не видетися лицу мощей его» (Последование исходное монахов). 40 См.: Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Пимене, 8. М., 1999. С.365–366. 42 Икономия (oikonomia греч. – искусство управления домом, домоуправление, домостроительство; oikos – дом, nomos – закон) – принцип решения церковных вопросов с позиции снисхождения, практической пользы, удобства (икономия имеет определенные границы). 43 «Синаксарь» – жития святых; в Греческой Церкви так называется сборник поучений, читаемых на утрени после 6-й песни канона. Следующий далее рассказ можно прочитать в «Житиях святых» в переложении свт. Димитрия Ростовского , месяц октябрь, 29-й день. 46 Древний патерик. Гл. 13(17). М., 1899. С. 251 –252; Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Об авве Иоанне Колове, 37. М., 1999. С. 216–217. 50 Дословно: Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь ( Тов.8:4–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010