В 1791 году вновь возник спор с духовным начальством из-за склонности богатого жителя Запрудной слободы Ильи Акимовича Ложечникова к старообрядчеству. На этот раз спор напрямую касался приходской православной церкви Бориса и Глеба. Из донесения благочинного церквей Коломны к уже упоминавшемуся епископу Афанасию видно, что после ремонта Борисоглебского храма, который совершался на деньги Ильи Акимовича, некоторые иконы оказались написаны по старообрядческим канонам. Духовные власти в итоге велели исправить иконы: зарисовать благословляющие десницы святых, где они были сложены по старому канону – двуперстием. Возможно, дед Лажечникова Илья Акимович относился к скрытым раскольникам: официально числился среди прихожан Борисоглебской церкви, но при этом не исповедовался и не причащался в ней. О подобной двойственной религиозной практике упоминал и сам писатель Лажечников: «Большой начетчик священного писания и между тем большой любитель металла, который поэты называют презренным… Странный человек! Священное писание твердо знает, богомолен, строго исполняет посты, в церковь ходит, а у священника на исповеди и у святого причастия не бывает». Последним настоятелем Борисоглебской церкви перед закрытием в советские годы был отец Илья Остроумов, награжденный в 1905 году орденом св. Анны 3-й степени за 25-летние труды по народному образованию. Его сын Александр впоследствии стал епископом Пермским и Соликамским, получив в иночестве новое имя Товия. В начале XX века Борисоглебский храм посещал Фёдор Шаляпин, которому нравилась акустика храма. Во время Великой Отечественной войны в церкви в Запрудной слободе оборудовали в цех по ремонту танков. В полу была вырыта глубокая яма, а в стене пробит проем для проезда бронетехники. К началу 1990-х годов Борисоглебская церковь оказалась полностью заброшена, колокольня и четыре боковые главы были разрушены, а настенные росписи – замазаны. Лишь в 1995 году, местные власти храм вернули верующим, и началось его возрождение. 13 мая 2007 года на купола Борисоглебского храма были водружены позолоченные кресты. Позже в приделе Захарии и Елисаветы был установлен двухъярусный резной иконостас. Осенью этого же года в церкви Бориса и Глеба стали проводить службы. В 2011—2016 годах московские художники-иконописцы Лазарев Дмитрий Юрьевич, Охотин Константин Витальевич и архитектор-реставратор Орловский Станислав Петрович провели реставрационные работы Борисоглебской церкви и расписали интерьеры верхнего и нижнего храмов. Более 10 лет шло восстановление самого храма, и в 2007 году внешние работы на старинной церкви бывшей Запрудной слободы Коломны были окончены. Затем начались внутренние работы по росписям интерьера храма. В 2016 году в церковь Бориса и Глеба вернулось прежнее благолепие.

http://sobory.ru/article/?object=08654

В книге пророка Неемии упоминается, что аравитяне вместе с другими народами сговорились идти войной на Иерусалим, чтобы воспрепятствовать восстановлению стен его. «Услышав это, Санаваллат, Хиронит и Товия (Аммонитский раб) и Гешем аравитянин смеялись над евреями и сгово­рились вместе все пойти войной на Иерусалим и разрушить его (гл. 2, ст. 19; гл. 4, ст. 7, 8). Это было в царствование Артаксеркса I, в 445 г. до Р Хр. Во время Маккавеев, аравитяне упоминаются в Библии нисколько раз. Так, об Иуде Маккавее, говорится, что он поразил 5500 арабов сирийских и по их просьбе заключил с ними мир ( 1Мак. 12:10–12 ); брат Иуды, Ионафан разбил также сирийских арабов и взял с них добычу (2 Мак. гл. 12, ст. 31). Эти два случая относятся к 165 и след. годам до Р. Хр. В конце жизни сирийского царя Антиоха Епифана, современ­ника Маккавеев, упоминается в Библии аравийский князь Арефа (по-араб. произн. Харис), у которого Антиох был в заключении 2 Мак гл. 5, ст. 8). Иосиф Флавий передает, что Антиох погиб в сражении с аравитянами и что после смерти его в Дамаске, укрепился Арефа, который ходил вой­ной на Иудею и победил Александра Гиркана у крепости Аддиды Александр, оправившись от этого поражения, снова воевал с Арефой и отнял у него 12 городов. Но сын Александра, Гиркан 2-й, споривший с братом своим Аристовулом 2-м из-за власти, должен был обратиться за помощью к тому же Арефе, и возвратить ему города, отнятые отцом его Александром. Аристовул разбил войско Арефы и Гиркана, что было уже во времена Помпея 56 . Ирод, сын Антипатра (37 г. до Р. Хр.), имел друга в лице аравийского князя Малха, которому делал много одолжений и между прочим давал денег взаймы. Но Малх был другом во время нужды, а когда пришло время отблагодарить Ирода сво­ей помощью, он отказал в помощи и не пустил даже Ирода в свои пределы, чтобы не возвращать ему и долга своего 57 . Ирод Антиппа (1–43 г. по Р. Хр.), также был в близких отношениях с сирийскими арабами: он был женат на дочери аравийского князя Арефы 58 , который владел Дамаском во дни апостола Павла (2 Коринф. 11:32). Когда же Ирод вступил в незаконную связь с Иродиадой, женой брата своего, тогда тесть его Арефа выступил против него с войском, нанес ему жестокое поражение и тем отомстил развратному зятю за оскорбление своей дочери, отвергнутой Иродом после вступления в связь с Иродиадой 59 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

СМАРАГД Еп.Скопинский, вик.Рязанской еп.... 225 СОФРОНИЙ (Арефьев) Архп. Краснодарский..................... 226 СОФРОНИЙ (Иванцов) Еп.Красноярский, вик.Новосибирской еп 228 СОФРОНИЙ (Старков) Еп. Арзамасский 230 СОФРОНИЙ еп.Лос-Анжелосский 231 СТЕФАН (Андриашенко) Архп. Арзамасский....................... 232 СТЕФАН (Архангельский) Архп.Курский и Обоянский 233 СТЕФАН (Бех) Еп.Ижевский, вик.Сарапульской еп........ 237 СТЕФАН (Виноградов) Еп. Пугачевский......................... 239 СТЕПАН (Гнедовский) Еп.Волоколамский, вик.Московской еп......241 СТЕФАН (Знамировский) Архп.Вологодский........................ 242 СТЕФАН (Зюбай или Еп.Питтсбургский, вик.Алеутской еп...... 244 Дзюбай) СТЕФАН (Никитин) Еп.б.Можайский, вр.упр.Калужской еп......246 СТЕФАН (Проценко) Митр.Харьковский и Богодуховский.........248 СТЕФАН (Севбо) Еп.Смоленский 250 Т ТАРАСИЙ (Ливанов) Еп.Барнаульский......................... 252 ТИМОН (Русаков) Еп.Кустанайский, вик.Оренбургской еп 253 ТИМОФЕИ (Шретер) Митр.Варшавский и всея Польши............254 ТИХОН (Белавин) Патриарх Московский и всея Руси... 257 ТИХОН (Василевский ) Архп. Курский и Обоянский 292 ТИХОН (Клитин) Еп. Оренбургский и Уральский 294 ТИХОН (Лященко) Еп.Берлинский 298 ТИХОН (Морошкин) Еп.Елизаветградский, вик.Херсонской еп 301 ТИХОН (Никаноров) Архп.Воронежский 302 ТИХОН (Оболенский) Митр.Уральский 304 ТИХОН Еп.Череповецкий 307 (Рождественский) ТИХОН (Русинов) Еп.Одесский 308 ТИХОН (Троицкий) ТИХОН (Троицкий- Донебин) ТИХОН (Шарапов) ТОВИЯ (Остроумов) ТРИФОН (Туркестанов) ТРОФИМ (Якобчук) УАР (Шмарин) еп 309 Архп. Сан-Франциский.................. 311 Архп.Иркутский и Верхоленский..........313 Еп.Алма-Атинский 315 Архп.Молотовский и Соликамский........ 317 Митр.б.Дмитровский, вик.Московской еп. 318 Еп.Сызранский 323 У Еп.Липецкий 324 Ф ФАДДЕИ (Успенский) Архп .Костромской....................... 325 ФЕОГНОСТ II (Лебедев) Митр.Киевский и Галицкий................ 328 ФЕОДОР (Власов) Еп.Новозыбковский....................... 331 ФЕОДОР (Лебедев) Еп.Прилукский........................... 333

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

25 дек. 1945 г. В. определено быть епископом Хабаровским и Владивостокским с правом окормления приходов Якутского и Читинского вик-ств Иркутской епархии. 30 янв. 1946 г. в новосибирском Вознесенском соборе епископскую хиротонию В. совершили архиеп. Варфоломей и еп. Свердловский и Челябинский Товия (Остроумов) . В. был ревностным молитвенником, сторонником строго уставного богослужения. Его дисциплинарные требования многим казались чрезмерными, на архиерея поступали жалобы в Патриархию, вслед. чего 10 июля 1947 г. он был уволен на покой. 3 июня 1948 г. В. был назначен на Петрозаводскую и Олонецкую кафедру, 4 марта следующего года по прошению уволен на покой с проживанием в Омске. С 1 сент. 1955 по 22 нояб. 1956 г. и с 13 мая по 16 июля 1958 г. В. управлял Омско-Тюменской епархией, после чего был почислен на покой. 3 апр. 1961 г. В. вновь было поручено окормлять эту епархию. 31 янв. следующего года уполномоченный Совета по делам РПЦ по Омской обл. послал в Синод РПЦ жалобу на В., в к-рой обвинил епископа во вмешательстве в приходские дела, поездках по епархии без согласования с уполномоченным и т. п. 13 июня за нарушения законодательства о культах В. был освобожден от управления епархией. Выйдя на покой, В. жил в Омске у сестры, вел активную переписку с многочисленными духовными чадами, на неск. лет уходил в затвор. По описаниям современников, он был строг к себе, иночески скромен, прост и доступен в общении, нестяжателен. Отпевание В. 4 мая 1976 г., в день Радоницы, совершил Омский и Тюменский еп. Максим (Кроха) вместе с духовенством епархии. В. погребен на Восточном кладбище Омска рядом с могилами родителей. Арх.: ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 23; ГА Омской обл. Ф. 2603. 0п. 1. Д. 14, 17, 24, 32. Соч.: Слово к причастникам//ЖМП. 1976. 8. С. 23. Лит.: Назначения на архиерейские кафедры//ЖМП. 1946. 3. С. 6; Мельник И. , прот. Преосвящ. еп. Венедикт (Пляскин): (Некролог)//ЖМП. 1976. 9. С. 24-25; Киреев А. , протодиак. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 364-365.

http://pravenc.ru/text/150217.html

03(16).05.1934–29.05(11.06). 1934: Макарий Звездов 29 .05(11.06).1934–23.07(05.08).1937: Киприан Комаровский 1937–1942: 14(27).12.1942–07(20).03.1957: Вениамин Тихоницкий 1945–1945: Товия Остроумов, в. у. Кировская (григ.) 09(22). 12.1925–1926: Симеон Михайлов, в. у. 1926–1926: Митрофан Поликарпов Кировская (обн.) 31 .03(13.04).1923–09.1924: Евдоким Мещерский 1925–1925: Александр Анисимов 01(14).05.1925–12(25).01.1927: Иоасаф Рогозин 1926–1926: Сергий Киреев, в. у. 1927 –1927: Николай Орлов 20 .01(02.02).1927–09.1927: Константин Спасский 1927–1928: Василий Некрасов 16(29).11.1929–17(30).04.1930: Иннокентий Копейкин 1931–1932: Сергий Андреев 21 .05(03.06).1931–1934: Николай Чудновцев 12 .1934–13(26).07.1942: Иоанн Миртов Кирсановская 1923–1926: Стефан Гнедовский Китайская см. Пекинская Кишинёвская 10(23).12.1915–1919: Анастасий Грибановский 1919–1940: 1940–1941: Алексий Сергеев, в. у. 1941–1942: Алексий Сергеев 1942–1944: 18(31).12.1944–31.12(13.01).1946: Иероним Захаров Кишинёвская (обн.) см. Молдавская (обн.) Клинская 07(20).09.1921–1922: Иннокентий Летяев 03(16).09.1923–: Гавриил Красновский Клинская (обн.) 02(15).11.1923–28–04(11.05).1926: Николай Поликарпов 28 .04(11.05).1926–16(29).09.1926: Нил Ушаков 16(29).09.1926–16(29).10.1927: Нил Ушаков, в. у. 1927–: Георгий Жук 28 .06(11.07).1928–26.07(08–08).1928: Сергий Озерецковский 08 .1928–1929: Александр Введенский 2 1929–1931: 1931–: Александр Введенский 2, паки – 1935: 06(19).01.1935–1935: Лазарь Любимов Клинцовская (обн.) 1931–: Гавриил Свидерский Кобелякская (обн.) 03(16).01.1923–1927: Николай Пирский Ковельская (укр.) 20 .11(03.12).1942–1942: Иоанн Лавриненко Ковенская 21 .08(03.09).1911–15(28).06.1921: Елевферий Богоявленский 1921–18(31).12.1940: Елевферий Богоявленский, в. у. 1940–1942: 1942–1945: Даниил Юзьвюк. окк. Ковровская 09(22).07.1920–1921: Леонид Скобеев 27 .06(10.07).1921–1923: Афанасий Сахаров 17(30).09.1923–1924: Григорий Козырев, в. у. 1925–1925: Трофим Якобчук, в. у. Ковровская (обн.) 20 .02(05.03).1923–22.05(04.06).1924: Александр Лавров

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

1937–1942: 1942–17(30).08.1944: Варлаам Пикалов 14(27).11.1944–01(14).03.1957: Товия Остроумов Свердловская (григ.) 09(22).12.1925–25.02(10.03).1932: Григорий Яцковский 1932–1936: Пётр Холмогорцев 1936–1936: Геннадий Марченков Свердловская (обн.) 1922–19.01(01.02).1924: Никанор Пономарев 29 .06(12.07).1924–12.1924: Аристарх Николаевский 18(31).12.1924–25.07(07.08).1925: Серапион Сперанцев 19 .08(01.09).1925–09(22).09.1926: Корнилий Попов 22 .09(05.10).1926–23.07(05.08).1936: Сергий Карнеев 23 .07(05.08).1936–05(18).06.1937: Михаил Трубин 1936–04(17).02.1938: Софония Яскевич 1938–1942: 11 .1942–1945: Филарет Яценко Свободненская (обн.) 02(15).06.1923–1925: Павел Гроздов 1925–1929: 1929–1930: Константин Знаменский Свято-Крестовская (обн.) 05(18).05.1923–27.06(10.07).1923: Александр Шубин Севастопольская 30 .04(13.05).1915–09(22).10.1917: Сильвестр Братановский 09(22).10.1917–11(24).12.1917: Модест Никитин 1917–1919: 10(23).02.1919–1920: Вениамин Федченков 1920–1922: 29 .07(11.08).1922–1923: Сергий Зверев 13(26).01.1923–1923: Александр Раевский Севастопольская (обн.) 01(14).02.1923–08(21).11.1923: Сергий Добромыслов 1923–1924: Александр Раевский, в. у. 10(23).06.1925–1925: Павел Масленников, в. у. 1925–1926: Василий Знаменский 1926–1927: Модест Никитин –1928: 1928–1928: Николай Розанов , в. у. 1929–1933: Вениамин Молчанов, в. у. Северо-Двинская (обн.) 1929–1930: Димитрий Крылов 12 .1931–1933: Иоанн Тюрин Северо-Кавказский Митрополичий Округ (обн.) 11 .1924–10.1925: Серафим Руженцев, в. у. 10 .1925– 1934: 1934–1935: Василий Кожин, в. у. Севская см. Орловская Селеигинская 20 .11(03.12).1916–23.08(05.09).1918: Ефрем Кузнецов 1918–1922: 10(23).04.1922–1923: Софроний Старков Марк Бакалдин Селенгинская (обн.) 17(30).09.1924–: Георгий Георгиевский –1930: 04(17).10.1930–: Константин Соболев –1932: 03 .1932–04.1932: Константин Знаменский 07 .1932–11.1932: Константин Знаменский, паки Семипалатинская 04(17).12.1911–1922: Киприан Комаровский 1922–1925; 1925–12.1926: Алексий Буй 30 .11(13.12).1925–22.08(04.09).1928; Иннокентий Никифоров, в. у.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

5 Савинский Сергей Васильевич († ок. 1957 [?]) — проректор Богословского института, инспектор Духовных школ, с начала 1950-х годов — протоиерей. — Ред. 6 Ведерников Анатолий Васильевич (1901–1990) — преподаватель, инспектор Богословского института, с 1950-х гг. — ответственный секретарь редакции Издательского отдела Московской Патриархии, в том числе Журнала Московской Патриархии (далее — ЖМП). — Ред. 7 Протоиерей Александр Смирнов — настоятель церкви святителя Николая в Кузнецах, ответственный секретарь редакции Издательского отдела Московской Патриархии с 1943 г. (до А. В. Ведерникова), ближайший помощник Патриарха Сергия. — Ред. 8 Архиепископ Товия (Остроумов; †1957) — епископ Свердловский с 1944 г. В конце жизни занимал Молотовскую (Пермскую) кафедру. — Ред. 9 Митрополит Иоанн (Соколов; 1877–1968) — митрополит Киевский и Галицкий, экзарх Украины в 1944–1964 гг., во епископа рукоположен в 1928 г., один из ближайших сподвижников Патриархов Сергия и Алексия I. — Ред. 10 Парийский Лев Николаевич (1892–1972). С 1951 г. — проф. ЛДА; с 1950 по 1967 г. — инспектор ЛДА. Некролог: ЖМП. 1973. 2. С. 26. — Ред. 11 Миролюбов Георгий Павлович (1884–1964). С 1949 г. — доцент ЛДА; с 1964 — проф. ЛДА (под конец жизни). Некролог: ЖМП. 1964. 8. С. 24. — Ред. 12 Митрополит Ленинградский и Ладожский Григорий (Чуков; 1870–1955). См. о нем: ЖМП. 1981. 4. С. 8; некролог: ЖМП. 1955. 3. С. 21–28. — Ред. 13 Уварова Екатерина Даниловна (1898–1975). В 1947–1971 гг. — зав. канцелярией ЛДА; в 1971–1975 гг. — архивариус ЛДА. Некролог: ЖМП. 1976. 6. С. 23. — Ред. 14 Архиепископ Ермоген (Алексей Степанович Голубев; В 1953–1960 гг. — епископ Ташкентский и Среднеазиатский. В 1962–1963 гг. — Омский и Тюменский, в 1963–1965 гг. — Калужский и Боровский. С 1965 г., после составления “заявления десяти епископов”, в котором критиковалась навязанная властями “церковная реформа”, — на покое в Жировицком монастыре. Фактически, это была форма домашнего ареста. См. также о нем: Протоиерей Владимир Тимаков. Высокопреосвященный Кирилл, архиепископ Пензенский и Саранский//Альфа и Омега. 2000. 4(26). С. 251–252; Он же. Церковь и атеистическое засилье в 40–80-х гг.//Альфа и Омега. 2005. 1(42). С. 233–237. — Ред.

http://pravmir.ru/nezametnaya-zhizn/

629 Не «профессор Тареев устроил» так, а Советь Академии; что и зафиксировано в протоколах советских заседаний. (М. Т.) 630 Быстрое распространение Основ христианства особенно тревожило М. А. Остроумова, который, почему-то, усматривал в этом обстоятельстве личную обиду для себя. (М. Т.) 632 С фактической стороны это правда. В то время в монастыре испортился водопровод и среди монахов распространилась легенда: Бог наказует монастырь за то, что в его типографии были напечатаны и в его лавке продаются Основы христианства. Монастырская администрация приняла меры к отвращению гнева Божия... Наместник лавры, архимандрит Товия, за свое гонение на Основы христианства позднее, стараниями ректора Академии преосв. Феодора, был избран – как мне выяснил связь событий один из видных монахов лавры – в почетные члены Академии (М. Т.). 633 «Выписывал»: это придаст неправильное освещение всей ученой физиономии проф. Андреева. И. Д. Андреев выписал в библиотеку освободительную литературу 1905–1906 года в возможной полноте, и тем оказал для будущего историка этих годов неоценимую услугу (М. Т.). 634 Как проф. Тареев мог бы написать свое исследование о социализме без этого «политического, анархического и социалистического хлама»? (М. Т.). 636 Итак, по мнению ревизоров в программу чтений по Нравственному богословию не должны входить ни отдел о евангельском учении, не критический отдел о позитивной этике, ни отдел о монашестве! До чего же не могут договориться ревизоры, если они пишут в уверенности, что их донесение будет на веки храниться под семью замками?.. 640 К сожалению, А. А. так и не привел в исполнение этого, как и многих других обещаний относительно весьма интересных вопросов исагогики и экзегетики. 641 Lange. Theologisch-homiletische Bibelwerk. AT. 6 Th. (Die Bücher Samuelis v. Erdmann. Bielefeld u. Leipzig, 1878). S. 1–2. 642 Migne. Patrologiae cursus completus. S. Graeca, t. 80, col. 529 AΒ; Art. «Samuelis Bücher» (Nägelsbach‘a) в Real-Encyklopädie Herzog‘a. B. 13. SS. 410–411: Carpzovius. Introductio ad libros canonicos bibliorum veteris Testamenti (Lipsiae MDCCXXXI). p. 214. Эти выдержки и справки заимствуются автором, гл. обр., из Biblewrk‘a Lange. Th. 6; только соображениям,рассуждениям и выводам дана,по обыкновению, иная постановка.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зимой 1941/42 г. возобновилось богослужение в принадлежавшей григорианам Иоанно-Предтеченской кладбищенской ц. Свердловска. Тогда же настоятель церкви прот. Николай Адриановский принес покаяние митр. Сергию (Страгородскому) и был назначен управляющим каноническими приходами на территории Свердловской обл. В 1943 г. возобновилось богослужение еще в 3 храмах и молитвенном доме, общины состояли в юрисдикции Московской Патриархии. 7 сент. 1943 г. была восстановлена Свердловская епархия, в состав к-рой вошли приходы Свердловской, Челябинской и Курганской областей. Управляющим был назначен архиеп. Варлаам (Пикалов) с титулом «Свердловский и Челябинский». Единственная действующая церковь Свердловска - Иоанно-Предтеченская - получила статус кафедрального собора. Вскоре архиерей был арестован, в дек. 1944 г. епархию возглавил еп. Товия (Остроумов) , главной заслугой к-рого надо считать восстановление стабильной церковной жизни. В авг.- сент. 1947 г. при архиерее был образован епархиальный совет. С нач. 1944 г. в гос. органы поступали многочисленные заявления об открытии церквей (ранее заявлений было немного и они носили случайный характер). В 1944 г. от верующих Свердловской обл. поступило 93 ходатайства, из них было удовлетворено 4, в 1945 г. поступило 79 ходатайств, была открыта церковь. В 1942-1947 гг. в Свердловской обл. богослужение возобновилось в 13 храмах. Церковь во имя св. Александра Невского (Красная) в Красноуфимске. 1903-1917 гг. Фотография. 2007 г. Церковь во имя св. Александра Невского (Красная) в Красноуфимске. 1903-1917 гг. Фотография. 2007 г. В военные годы свердловское духовенство и миряне (как православные, так и обновленцы) внесли немалый вклад в дело защиты Родины. Первыми перечислили средства на «сооружение самолетов» управляющий сергиевскими приходами прот. Николай Адриановский и управляющий обновленческими приходами «протопресвитер» Димитрий Фесвитянинов, за что получили личную благодарность от И. В. Сталина. В 1941-1944 гг. церковные общины Свердловской обл.

http://pravenc.ru/text/189617.html

Иудейскому царю Иосафату (921 г. до Р. Х.) аравитяне привозили в дар мелкий скот: овнов семь тысяч семьсот и козлов семь тысяч семьсот ( 2Пар.17:11 ). В царствова-ние сына его Иорана (900 г. до Р. Х.) аравитяне напали на Иудею и захватили все имущество царя, жен его и сыновей его, кроме младшего Охозии ( 2Пар.21:16, 17; 22:1 ). Иудейсшй царь Озия (за 809 л. до Р. Х.) имел столкновение с аравитянами, жившими на Гур-Ваал и одержал над ними верх ( 2Пар.26:7 ). В книге пророка Неемии аравитяне вместе с другими народами сговорились идти войной на Иерусалим, чтобы воспрепятствовать восстановлению стен его: «Услышав это, Санаваллат, Хиронит и Товия (Аммонитский раб) и Гешем аравитянин смеялись над евреями и сговорились вместе все пойти войной на Иерусалим и разрушить его (гл. II, ст. 19; гл. IV, ст. 7, 8). Это было в царствование Артаксеркса I, в 445 г. до P. Х. Во время Маккавеев аравитяне упоминаются в Библии несколько раз. Так, об Иуде Маккавее говорится, что он поразил 5500 арабов сирийских и по их просьбе заключил с ними мир (1Макк.12:10–12); брат Иуды Ионафан разбил также сирийских арабов и взял с них добычу (1Макк.12:31). Эти два случая относятся к 165 и следующим годам до Р. Х. В конце жизни сирийского царя Антиоха Епифана, современника Маккавеев, упоминается в Библии аравийский князь Арефа (Арета) (по-арабски произносится Харес), у которого Антиох был в заключении (2Макк. 5:8). Иосиф Флавий передает, что Антиох погиб в сражении с аравитянами и что после смерти его в Дамаске укрепился Арета, который ходил войной на Иудею и победил Александра Гиркана у крепости Аддиды. Александр, оправившись от этого поражения, снова воевал с Аретой и отнял у него 12 городов. Но сын Александра Гиркан 2-й, споривший с братом своим Аристовулом 2-м из-за власти, должен был обратиться за помощью к тому же Арете и возвратил ему города, отнятые отцом его Александром. Аристовул разбил войско Ареты и Гиркана, что было уже во времена Помпея 46 . Ирод, сын Антипатра (37 г. до Р. Х.), имел друга в лице аравийского князя Малха, которому делал много одолжений и, между прочим, давал денег взаймы. Но Малх был другом во время нужды, а когда пришло время отблагодарить Ирода своей помощью, он отказал в помощи и не пустил даже Ирода в свои пределы, чтобы не возвращать ему и долга своего 47 . Ирод Антиппа (1–43 г. по Р. Х.) также был в близких отношениях с сирийскими арабами: он был женат на дочери аравийского князя Ареты, который владел Дамаском во дни святого апостола Павла ( 2Кор.11:32 ). Когда же Ирод вступил в незаконную связь с Иродиадой, женой брата своего, тогда тесть его Арета выступил против него с войском, нанес ему жестокое поражение и тем отомстил развратному зятю за оскорбление свой дочери, отвергнутой Иродом после вступления в связь с Иродиадой 48 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010