Более того, помогает эту рыбу ему извлечь на сушу, приказывает ему сохранить желчь и печень этой рыбы. Когда Товия приходит к месту назначения, ему предлагают в жены девушку, которой, как выясняется, обладает нечистый дух. Этот спутник, о котором мы уже догадались, что это Архангел Рафаил, повелевает ему внутренности этой рыбы положить в курильницу и с этим войти в комнату, где стоит брачное ложе. Почуяв аромат этого каждения, злые духи покидают эту девушку, и она становится женой Товии. Через некоторое время они возвращаются назад, и оставшейся печенью этой рыбы Товия по приказу Архангела Рафаила мажет глаза своего отца, и тот прозревает. Поэтому Архангел Рафаил и считается целителем. Традиционно он изображается либо с ларцом с лекарствами, либо держащим за руку Товию. Архангел Уриил. Переводится его имя, как «Свет Божий» или «Огонь Божий». Чаще всего он изображается с огненным мечом. О нем мы знаем из третьей книги Ездры. В иудаизме Уриил считается повелителем звезд и начальником небесного воинства. Согласно другому апокрифу, так называемым Сивиллиным книгам, именно Уриил открывает врата ада, сопровождает души умерших к трону Господню и охраняет врата Рая. Именно Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил, четыре Архангела, которые были изначально признаны церковью, чаще всего изображаются в древних церквях в куполах, рядом со Спасителем. Архангел Селафиил, чье имя переводится как «молитва, моление к Богу», изображается в молитвенной позе, здесь он изображен с кадилом, но чаще всего это руки, сложенные на груди. Архангел Иегудиил, чье имя в переводе означает «Хвала Божия», «славитель Божий», следящий за соблюдением Божией справедливости, изображается с венцом для праведников и с бичом из трех верёвок для грешников, для того, чтобы соответственно награждать и наказывать. Архангел Варахиил, «благословение Божие приносящий», изображается чаще всего с платом, на котором изображены белые цветы, как символ особого благословения, которое он приносит верующим. Вопросы. Значит, Ангелы не могут творить?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

8 сент. 1879 г. И. п. с. возглавил иером. Товия, «личность добрая и симпатичная» ( Арсений (Стадницкий), митр. Дневник, 1880-1901. М., 2006. С. 153). На тот момент в скиту проживало ок. 150 насельников. При о. Товии был заложен новый, более вместительный собор; скит посещали представители царствующего дома и высокопоставленные лица. С 18 по 24 июня 1881 г. у берегов Афона находилась вел. кнг. Александра Петровна со свитой, ее пароход «Эриклик» остановился близ пристани Пантелеимонова мон-ря. 19 июня иером. Товия с 2 иеромонахами прибыл с визитом на пароход, был представлен вел. княгине пантелеимоновским игум. Макарием (Сушкиным) и преподнес ей икону прор. Илии. 22 июня 1881 г. в И. п. с. представитель кнг. Александры Петровны контр-адмирал Д. З. Головачёв положил от ее имени закладной камень в основание нового собора. При посредстве отцов Иеронима (Соломенцова) и Макария (Сушкина) в кон. дек. 1881 г. проект нового собора был одобрен вел. кнг. Александрой Петровной и утвержден К-польским патриархом Иоакимом III. 14 авг. 1881 г. на Афон прибыл вел. кн. Константин Константинович. 16 авг. 1881 г. вечером он посетил скит, переночевал в нем и молился за утреней; 18 авг. покинул Афон. С 1881 г., в период настоятельства о. Товии, отношения между мон-рем Пантократор и скитом вновь обострились. Причину этого разъяснял Протат в письме каймакаму (уездному начальнику) Св. Горы от 7 февр. 1884 г.: «Скит… пожелал обновить свою церковь, как ветхую, и просил дозволения на это от кириархической обители Пантократора, а просил дозволения потому, что он есть подчиненный. Все же скиты и келлии, как непосредственно зависимые от монастырей, когда желают возобновить или поправить свои церкви или другую какую-либо постройку, берут на это дозволение того монастыря, которому они подчинены… Монастырь Пантократор дал свое дозволение на возобновление ветхой церкви, но на старом основании и таких же размеров. Скит прор. Илии не принял этого условия, вот отсюда и началось между ним и обителью разногласие. При всем том скит против условий упомянутого документа (омологии) и решения Протата стал извлекать камни вне окружности скитской».

http://pravenc.ru/text/389269.html

Они являются, по словам свт. Афанасия, «источниками истины. Никто к сим да не прилагает, ниже да отъемлет от них что». В этих священных книгах нет ни одного чужого слова, это тот текст, который приняла Церковь (а Она приняла перевод LXX-mu), богодухновенный и непогрешимый. Кроме этого, свт. Афанасий признает каноническими следующие книги: 1 . Плач Иеремии. 2 . Книгу прор. Варуха. 3 . Послание Иеремии. Следующие тексты он считает предназначенными для чтения оглашенным: 1 . Премудрость Соломона. 2 . Премудрость Сирахова. 3 . Есфирь. 4 . Иудифь. 5 . Товия. Свт. Амфилохий Иконийский считает канонической книгой Есфирь. Карфагенский Собор относит к числу канонических: Премудрость Соломона, Товия, Есфирь, Иудифь (а Иппонский Собор (393 г.), чьи постановления легли в основу этого правила, относит к каноническим еще Премудрость Сираха и Маккавейские книги). Лаодикийский Собор считает каноническими: Есфирь, Варух, Плач Иеремии, Послание Иеремии. А 85-ое правило св. Апостолов называет чтимыми и святыми наравне с каноническими: книгой Есфирь, Тремя книгами Маккавеев, – а юным велит читать Премудрость Сираха. Римский Собор 382 года, возглавляемый св. папой Дамасом, в котором участвовал и свт. Амвросий Медиоланский , считает, кроме общепринятых, книгами Священного Писания: Плач Иеремии, Премудрость Соломона, Премудрость Сираха, Товит, Есфирь, Иудифь, Две книги Маккавейские. Прп. Иоанн Дамаскин также считает книгу Есфирь канонической. А относительно Премудрости Соломона и Премудрости Сираха он говорит, что «хотя они отменны и прекрасны, но не находятся в числе (канонических) и не лежали в Ковчеге». Свт. Кирилл Иерусалимский включает в канон Есфирь, Варуха, Плач и Послание Иеремии. Он также подчеркивает, что перевод LXX является богодухновенным. Св. Филарет митр. Московский в своем Катехизисе относит к каноническим книгу Есфири. Ясский Собор 1640 года признал одинаково богодухновенными и канонические, и «неканонические» книги Ветхого Завета. Таким образом, мы имеем пред глазами следующую картину.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Я сохраню воспоминанье Об этом светлом летнем дне – И отдых дал, и назиданье, И радость чистую он мне. г.] В Главном Церковном доме Москвы 43 Среди церковных учреждений старой Москвы особое место занимает Епархиальный дом в Лиховом переулке [д. 6], служивший в начале XX века центром общественно-церковной жизни Московской епархии. Здесь размещались практически все редакции церковных изданий, православные общества и братства, научные подразделения Общества любителей духовного просвещения (музей, библиотека), регулярно устраивались заседания, на которых обсуждались доклады и рефераты по истории православных святынь Москвы и России. В Епархиальном доме проводились ежегодные епархиальные собрания, здесь же в Большой Соборной палате в 1917–1918 годах происходили заседания исторического Поместного собора. [...] К концу XIX века в Москве было несколько очагов общественно-церковной жизни. В Кремлевском Чудовом монастыре находилась резиденция Московского Митрополита, а рядом с обителью в Патриарших палатах размещалась Московская контора Святейшего Синода. В Высокопетровском монастыре с 1863 года помещалась епархиальная библиотека и регулярно устраивались заседания Московского общества любителей духовного просвещения. В августе 1897 года на Мясницкой у Лубянской площади было освящено новое трехэтажное здание Московской духовной консистории. В обширном здании, построенном в русском стиле по проекту архитектора Сретенского, разместились экспедиции, зал заседаний, консисторский церковный архив. [...] В 1898 году Московскую кафедру возглавил энергичный и просвещенный Митрополит [священномученик] Владимир (Богоявленский) . [...] В первые же месяцы своего пребывания в Москве Святитель высказал мысль о необходимости объединения в одном месте всех благотворительных и просветительных учреждений епархии, устройства там храма и народной аудитории. [...] Осенью 1900 года Владыкою был образован строительный комитет, в состав которого вошли наместник Чудова монастыря архимандрит Товия 44 , прокурор Московской Синодальной конторы кн. А. А. Ширинский-Шихматов 45 и другие. Земляные работы на месте строительства Дома начались в марте 1901 года, а через месяц архимандрит Товия совершил молебствие с водоосвящением перед началом каменных работ. Дело двигалось споро. 14 июня 1901 года состоялось торжество закладки храма святого Владимира. [...] Главное торжество освящения Дома состоялось 5 ноября 1902 года. С этого времени в залах и помещениях безпрерывно проводились церковно-общественные мероприятия: встречи, заседания, лекции, собеседования. Владимирский храм освящали 30 декабря 1902 года. В торжестве участвовал и Владыка Владимир, ректор Духовной семинарии Анастасий, Преосвященные викарии, многочисленное духовенство. Во время Литургии в храм прибыли Великий Князь, Московский генерал- губернатор Сергий Александрович и Великая Княгиня [преподобномученица] Елизавета Феодоровна. [...]

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Рагуил встретил юношу радушно, но, когда Азария сказал, что просит руки Сарры для Товии, отец опечалился. Азария настоял на своем, и вскоре была устроена свадьба. Оставшись наедине с молодой женой, Товия положил внутренности рыбы на курильницу, и от этого дыма Асмодей исчез. Супруги же вознесли благодарственную молитву Богу. «Между тем Рагуил, встав, пошел и выкопал могилу, говоря, не умер ли и этот?» И велика была его радость, когда он нашел обоих невредимыми. Получив деньги, Товия с женой вернулся к отцу. Едва переступив порог, он приложил желчь рыбы к глазам Товита, и тот прозрел. Весь дом ликовал. Старец хотел щедро наградить Азарию за помощь, но тот открылся Товиту и всему его дому, объявив, что он ангел, посланный от Бога спасти их. Все пали на землю, а Рафаил сказал: «Не бойтесь, мир будет вам. Благословляйте Бога вовек». После чего ангел стал невидим. Книга заканчивается благодарственным славословием Товита и описанием его кончины. 4. Учение Кн. Товита. Молитва праведника как бы суммирует все богословие книги. Она говорит о блаженстве тех, кто страдал, но остался верен, о радости людей, прошедших испытание и обретших милость Божию. Славословие выходит за мирные рамки семейных добродетелей, личной веры и нравственности. В нем звучит пророчество о наказании Иерусалима и его восстановлении. Возродившись, он станет золотым городом, на сверкающих улицах которого не будет смолкать «аллилуйя». Однако не только ветхозаветную Церковь Бог «наказует и милует, низводит до ада и возводит» (13,2), но и язычников. Иудеи должны осуществлять вселенскую миссию: нести единого Бога в мир. Сыны Израилевы! Прославляйте Его пред язычниками, ибо Он рассеял вас между ними. (13,3) Служение Его провозвестников в грядущем принесет великий плод: Многие народы издалека придут к Имени Господа Бога с дарами в руках, с дарами Царю Небесному. (13,11) Таким образом, в Кн. Товита идеал праведной жизни по Закону Божию сочетается с пророческим предвидением и верой в обращение других народов. 5. Кн. Есфири (евр. Эстер) сохранилась в еврейском и греческом текстах, причем первый весьма отличается от второго. К тому же в древних списках греческие дополнения расположены по-разному.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Перед Святыми воротами чиновник какого-то ведомства внимательно осмотрел подпись моего имени (на пропуске – С.Г.) и отдал честь. В Лавре уже стояли семинаристы по одной стороне, по другой – народ... На ступенях Успенского собора поместились богаделки из Дома Призрения. Мужская и женская гимназии заняли места перед воротами, подальше – училища. Около половины второго Наместник о. Товия и... Саблер (Оберпрокурор)... поехали на вокзал. В северном притворе (Троицкого) собора (куда пропустили А. Д.Беляева – С.Г.) были: Цветков с женой, священник из Дома Призрения, Шостьин с женой и двумя девчурками, Кохтев, Муретов с женой, Введенский Д. И. с женой, жена и дочь полицмейстера, трое военных неизвестных и несколько дам. Прочие профессоры имели пропуск только в Лавру. (Я видел только Тареева, Спасского, Глаголева, о. Димитрия, Туницкого, Воронцова) (...) В «Царя» ударили в 1 3/4 часа, и пошел крестный ход к воротам; (митрополит) Владимир и епископ Федор (ректор Академии), как и монахи – все в золотых облачениях, предшествуемые хором певчих, а перед певчими – хоругви. Долго благовестили, потом долго звонили (...) Вдруг поднялась тревога, вбегает о. Товия, как молодой; послушник быстро взял табуретку и скамью от северной двери, потом откуда-то явились ключи, быстро открыли дверь к колокольне, разослали ковер – (едва) успели. Из подъехавшего экипажа вошли Императрица Александра Федоровна (мать совсем не приехала), Елизавета Федоровна и дядька, (который) внес наследника в матросской рубашке на руках (...) Несколько минут спустя за крестным ходом вошли царь с 4 дочерьми (...) Дочери тоненькие, худенькие в летних широкополых соломенных шляпах с розами на тульях. В соборе был краткий молебен. Прикладывались. Вышли в южные двери. Тут (между собором и покоями) поднесли хлеб­соль и сказали речи от хоругвеносцев, от пожарного общества и еще от кого-то. Было вынесено много ящиков монахами с подношениями – иконами, огромная просфора... все ящики были положены на подъехавшую подводу. Пробывши с четверть часа в покоях, где, вероятно, был чай, все вышли. Царь сел рядом с царицей, а против них – наследник и старшая дочь. Кучер – со множеством медалей на груди... Во втором экипаже – 3 дочери и Елизавета Федоровна. Царь севши, когда кучер тронул лошадей, перекрестился, сняв фуражку. Поехали мимо Троицкого собора и колокольни. Когда я вышел из Лавры, то площадь и улицы были полны пестрой толпой, светило солнце, все было ярко, празднично, весело, людно, шумливо... С вокзала... возвратилась и Елизавета Федоровна 149 . Всего гости пробыли часа полтора».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В радости Товит написал хвалебную песнь Богу, с пророчеством о небесном Иерусалиме ( Тов.13 ). В заключение книги рассказывается, что Товит достиг преклонных лет и незадолго до смерти завещал сыну оставить Ниневию, разрушения которой нужно было ожидать по пророчеству Ионы. Похоронив родителей, Товия отправился с женою и детьми в Екбатаны к тестю и тёще и поселился у них, оставаясь и здесь верным сыном. Он дожил до старости и перед смертью услышал о падении Ниневии, радуясь, что Бог избавил его от несчастия ( Тов.14 ). В книге обсуждается несколько богословских тем. Во-первых, это учение о Боге. Он одновременно Бог Израиля ( Тов.13:18 ), Бог-творец ( Тов.8:6 ) и судья всего мира ( Тов.3:2 ; ср.13:2). Он праведен ( Тов.3:2, 13:6 ), славен ( Тов.13:6 ) и милосерден ( Тов.6:18, 8:16, 11:17, 13:2, 5 ). Как Бог , помогающий «заключать браки на небесах» ( Тов.6:18, 7:11, 8:21 ), он заботится о существовании Своего народа. Во-вторых, Бог действует через архангела Рафаила, который возносит молитву перед Святым Богом ( Тов.12:12, 15 ). Как Посланник Божий, он исполняет его волю. Он с праведниками в их добрых делах ( Тов.12:12–13 ) и защищает их. В целом, книга Товита говорит о том, что люди охраняются ангелами-защитниками ( Тов.12:22 ). Злые ангелы, как и добрые – это тоже Божьи инструменты. Они являются средством, которое Создатель использует, чтобы позволить человеку проявить свою свободу. В-третьих, на протяжении всей книги регулярно напоминается о «законе Моисеевом». Как правило, не подразумевается конкретный текст, скорее говорится о нормах благочестивой жизни, таких, как пищевые ограничения ( Тов.1:11 ) или помощь бедным ( Тов.4:7– 11,16 ). Вершиной этических наставлений книги Товита, безусловно, является отрицательно сформулированное «золотое правило»: «Что ненавистно тебе самому, того не делай никому» ( Тов.4:15 ) 27 . Особенно важным в книге считается погребение погибших ( Тов.1:17–20, 2:38 ), которое является, одновременно, и актом милосердия, и исповеданием веры, потому что связано как с уважением к умершим, так и с заповедью почитания родителей. Это подтверждает описание того, что Товия похоронил не только своего отца, но и свою мать, и своих родственников ( Тов.14:11–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Разочарованный и приниженный, возвратился он в Москву, думая покинуть мачеху-Россию и возвратиться на благодатный Афон. Кстати, нашелся и благодетель, давший ему деньги на проезд. Характерны его при этом слова: «Хороши постановления 1816 и 1834 годов, коль иеромонаху-старику мирянином значиться и хоть ожениться приказывают или же вступить в монастырь нести искус послушника, а затем уже вторично у русских принять пострижение, как будто афонского не было». Действительно, в настоящее время совершенно неприемлемы эти узаконения, так как они изданы после войны 1812 и 1825 годов 317 , когда беглые солдаты выдавали себя за афонских монахов. Но в настоящее время это неприемлемо, в особенности при всех документах о личности. Да, наконец, святой Антоний, Нил Сорский , Кирилл Белозерский, Паисий Величковский – ведь все это были афонские монахи! После обильного ужина мы все вышли на балкон насладиться прекрасным тихим вечером. Луна только что вынырнула из вод Архипелага, осветивши все сначала каким-то красным цветом, а потом мало-помалу своим настоящим бледно-зеленым. Вечер чудесный! Отец Товия, видя наше восхищение красотами природы, завел речь о прекрасной и спасительной жизни афонских иноков, покровительствуемых Пресвятою Богородицею. При этом он слишком уж вдавался в мистицизм, приписывая всякое естественное явление влиянию чудодейственной силы. Желая вызвать его на некоторые рассуждения, мы несколько скептически отнеслись к его словам. Но уж и не рады были! Он, как оказалось, не получивший никакого образования, но, как большинство, если не все русские монахи, умудрен опытом и чтением Четьих-Миней и Афонского патерика 318 . Досталось же тут всем ученым – косвенным образом нам, из которых выходят атеисты, социалисты. Это – любимый конек афонцев. Потом мы оставили скептицизм, и дело пошло на лад. (Молдавский скит, 10-го июля.) Суббота. 9-е июля. Звон колокольчика не будил меня, так как предусмотрительный о. Товия распорядился, чтобы в наше отделение не ходил живой будильник. Несмотря на это я все-таки нехорошо спал, хотя, по-видимому, все условия способствовали этому: прекрасный, уютный номерок, чисто и даже роскошно постланная постель, отсутствие этих мучительных афонских скнипов 319 , однообразный, убаюкивающий шум моря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Еще раньше, в декабре 1902 года, Владыка освящал храм во имя преподобного Симеона Столпника при больнице-приюте для монашествующих в Даниловом монастыре. Митрополит Владимир вскоре по прибытии на Московскую кафедру решил устроить для монашествующих больницу-приют. В Даниловом монастыре был свободен братский корпус, лет 20 никем и ничем не занятый. Этот корпус был отделан заново и приспособлен для помещения больницы-приюта, а на содержание его испрошено разрешение Святейшего Синода отпускать из доходов московских монастырей известный процент. Приготовлено помещение, выработан и утвержден устав больницы, собрана нужная сумма, и 30 августа 1902 года в день празднования 250-летия открытия мощей святого благоверного князя Даниила митрополит Владимир торжественно освятил здание больницы-приюта, а 30 января 1903 года был освящен надвратный храм Симеона Столпника, предварительно соединенный с монастырской больницей. Храм был холодный и бедно обставленный; необходимо было сделать его теплым и весь обновить, на что требовалась значительная сумма. Денег не было, и при всем желании и возможности соединить больницу с храмом больница оставалась бы без храма, если бы не пришла на помощь больным и престарелым известная благотворительница Елисавета Семеновна Лямина. Все расходы по устройству и отделке храма она приняла на себя. Было испрошено на это дело благословение Владыки митрополита, и храм стал неузнаваем. Устроены в нем новые колоды, рамы, двери, паркетный дубовый пол, духовая печь, лестница из тарусского мрамора, иконостас перезолочен, утварь поновлена и пополнена, одним словом, все сделано заново. Митрополит Владимир поручил освящение храма Преосвященному Трифону, епископу Дмитровскому... Преосвященный Трифон день освящения назначил на 30 января, к этому дню и было приготовлено все необходимое для освящения. Накануне настоятелем с братией была совершена малая вечерня и молебен преподобному Симеону Столпнику. 30-го – чин освящения храма и литургию совершал Преосвященный Трифон в сослужении благочинного монастыря архимандрита Товия и других иерархов. В Слове, произнесенном в конце литургии, Владыка сказал, между прочим, следующее: «Ваш храм имеет особенное значение – он предназначается для иноков больных, старых, немощных, покончивших уже все расчеты с земною жизнью и ищущих лишь христианской кончины живота своего и доброго ответа на Страшном судилище Христовом.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

— Слыша о Тебе всё это, — писал Авгарь, — я думаю о Тебе одно из двух: или Ты Сам Бог, сошедший с неба, или Ты Сын Божий, так как Ты творишь весьма удивительные и преславные чудеса. Посему я пишу тебе сие послание мое смиренное, дабы Ты потрудился придти ко мне и исцелил бы меня от моей неизлечимой болезни, которой я страдаю уже много лет [ 2 ]… Господь наш Иисус Христос, видя веру и упование князя Авгаря, послал к нему нерукотворное изображение Пречистого Лица Своего, а также написал и послание, в котором говорил так: — Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня, но уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не явят веры; не видящие же уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и по совершении возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к Тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную. Князь Авгарь, получив сие послание и увидя нерукотворный образ Господа нашего Иисуса Христа, преисполнился великой радости. Облобызав с любовью послание и поклонившись образу Христову, Авгарь вскоре же получил значительное облегчение от своей болезни, потому что лишь только незначительная часть проказы осталась на лице его. Для окончательного уврачевания Авгаря от болезни и был послан Господом, согласно Его обещанию, святой Апостол Фаддей, который исцелил Авгаря уже вполне, не только телом, но и душою, как об этом и будет сказано ниже. Когда святой Апостол Фаддей пришел в город Эдессу, то не открылся сразу князю Авгарю, а вошел сначала в дом одного знакомого ему еврея, по имени Товия. Пребывая у сего еврея, святой Фаддей чудесно творил многоразличные исцеления силою Христовою, исцеляя всевозможные болезни возложением рук и призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа. Весть о святом Фаддее вскоре же распространилась по всему городу, и жители города того начали приносить к святому Апостолу многих больных; видя быстрое исцеление их, все весьма дивились.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010