Отец Товия по традиции активно сотрудничал со старцами Руссика, имел к отцу Иерониму большое уважение и сыновнюю любовь, по многим затруднительным вопросам он то письменно 473 , то лично обращался к нему за советами. Несмотря на свою активность по благоустройству скита, по свидетельству архиепископа Арсения (Стадницкого) , «отец Товия действительно тяготился своим положением и с особенной любовью вспоминал о своей уединенной, чисто созерцательной жизни, и все помыслы его туда устремлены» 474 . По всей видимости, именно по этой причине в 1885 году отец Товия оставил игуменство и вернулся в Россию, в Ахтырский монастырь. Преподобный схиархимандрит Гавриил Схиархимандрит Гавриил 475 родился в 1849 году в Киевской губернии. При крещении он получил имя Георгий. В 12-летнем возрасте он остался круглым сиротой, а потому не получил почти никакого образования и был вынужден поступить в услужение к богатым людям. Будучи от природы любознательным, он много читал, в особенности жития святых. Это было тогда одним из самых любимых чтений для простого русского народа. Тяжелая болезнь побудила его дать обет в случае выздоровления сходить в Киев и поклониться его святыням. Поправившись по милости Божией, он отправился в Киев и, посещая обители, монашествующих, сам задумал стать монахом. Вскоре он поступил в Феофанофскую пустынь, к знаменитому тогда старцу Вонифатию. Однако душа его здесь не находила покоя, и он, побывав в святом городе Иерусалиме, пожелал посмотреть на монахов, подвизавшихся на Святой Горе Афон. Здесь ему понравилось, и он поступил в Ильинский скит, когда настоятелем в нем был архимандрит Паисий. В скором времени, а именно в 1869 году, когда ему только что минуло 20 лет, он был пострижен в монашество с именем Гавриил, в 1874 году его рукоположили в иеродиакона, в 1876 году – в иеромонаха, а в 1885 году после отказавшегося от настоятельства иеросхимонаха Товии (1879–1885) он был избран и утвержден настоятелем скита. Вселенский Константинопольский Патриарх Неофит VIII удостоил его в 1891 году возведения в сан архимандрита, а державный турецкий султан Абдул-Гамид пожаловал ему орден Меджидие степени со звездой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

289 (Отец Товия, чудовский наместник – Товия (Цымбал Трофим Тихонович, 1835–07.03.1916) – архимандрит. Из вольноотпущенных крестьян графа Д.М. Шереметьева. Родился в слободе Шелякиной Бирючевского уезда Воронежской губернии. Образование домашнее. В 1852 г. поступил в число неуказанных послушников Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии; 02.06.1860 г. пострижен в монашество, 14.08.1860 г. рукоположен во иеродиакона. 19.12.1862 г. по прошению переведен в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. 05.07.1871 г. возведен в сан архидиакона. 12.06.1888 г. рукоположен во иеромонаха. С 04.05.1889 г. помощник казначея Лавры; с 27.09.1889 г. эконом; с 26.04.1892 г. ее казначей. 23.05.1892 г. возведен в сан архимандрита. С 02.06.1893 г. наместник кафедрального Чудова монастыря. С 07.10.1896 г. временно управляющий Московским Покровским миссионерским монастырем. С 11.05.1901 г. благочинный епархиальных мужских и женских монастырей г. Москвы. С 31.01.1903 г. настоятель Московского Знаменского монастыря. С 06.03.1904 г. наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, с 23.03.1904 г. также настоятель Спасо-Вифанского монастыря, благочинный Покровского Хотькова женского монастыря и председатель Совета иконописного училища при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Неоднократно состоял членом различных комиссий по сбору пожертвований: на строительство храмов в Москве, в Сибирском крае; на ремонт храмов в московских монастырях, на восстановление храмов, разоренных в греко-турецкую войну в Фессалии и Эпире, по сбору пожертвований в пользу голодающих в Индии. Подробнее онем: РГАДА. Ф. 1204. Оп. 1. Ед. хр. 25235. Л. 127 об. – 135. Подлинник. Рукопись. Послужной список архимандрита Товия.) 290 (12-е декабря... празднование столетия Юрьевского университета. – Первоначально шведский университет (Universitas Gustaviana, 1632–1665,1690–1710) в Дерпте на территории Ливонии (совр. – Тарту в Эстонии), затем вновь открыт как Дерптский (de Universitat Dorpat, 1802–1893), Юрьевский(1893–1918) и, наконец, Тартуский (et Tartu Ulikool, с 1918 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Так, будущие Апостолы, Андрей и Иоанн, просто пошли, по слову Иоанна Крестителя, вслед за Иисусом Христом. Он, «обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?» – А что им, действительно, надо от Него? Да ничего, просто быть с Ним. Поэтому они и «сказали Ему: Равви, – что значит: учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот» ( Ин. 1:38–39 ). Подобное можно сказать и о браке, потому что Апостол Павел как раз сравнивает союз мужа и жены с союзом Христа и Его Церкви. Бесспорно, вследствие брака и домашнее хозяйство налаживается, и физиология приходит в норму, и дети рождаются. Но все это лишь побочные следствия брака. Главная же его цель, с точки зрения, например, мужчины: навсегда связать жизнь вот с этой конкретной женщиной, потому что она сотворена Богом из моего же ребра, и предназначена специально для меня. Она приводит меня в восхищение, и удивляет, и влечет. Я всецело ей доверяю, хочу сделать ее своей второй половиной, и без нее не мыслю дальнейшей жизни. В библейской книге «Товит» рассказывается, как некий юноша, Товия, был послан отцом в далекую страну, чтобы забрать денежный долг. Бог послал Архангела Рафаила в человеческом облике, чтобы он сопровождал Товию. И Архангел не только помог юноше в этом деле, но и привел в дом, где жила девица, предназначенная Богом только для Товии. Семь мужей брали ее в жены, и все погибали в брачной комнате, не коснувшись ее. Рафаил наставил Товию, как связать злого духа, вредившего ей. И вот, когда молодые «остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное вовеки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Один из скитской братии, будучи обуреваем блудной страстью, пришел к преподобному просить помощи с намерением исполнить все, что повелит старец. Преподобный, научив его воздержанию, прикоснулся своим жезлом к телу брата и – тотчас же плотская страсть исчезла, и инок никогда более ею не страдал (1, с. 128). Блаженный монах Макарий-летописец Этот выдающийся духовный питомец святых Соловков, блаженный монах Макарий (1660 – † вскоре после 1714), по прозвищу Летописец, был учеником преподобного Иова, основателя знаменитого Голгофо–Распятского скита. Благодаря его неутомимым трудам, поколения христиан XXI века имеют благодатную возможность прикоснуться к бесценной соловецкой духовной сокровищнице. Он родился в Москве в 1660 году. Это были годы царствования благочестивого российского царя Алексея Михайловича Романова. Его мирское имя осталось неизвестно. Но сохранились достоверные сведения о том, что личность эта во многих отношениях была далеко незаурядная, он происходил из дворян, получил хорошее образование, обладал даром слова и способностями к живописи. Когда будущему соловецкому пострижен– нику исполнилось 33 года, он начал всерьез искать пути ко спасению своей души и в 1694 году, оставив мирскую жизнь, ушел на Соловки. Однако и в монастыре на Большом Соловецком острове он не нашел желаемого пустынного безмолвия и зимой, в Рождественский пост, перебрался на более пустынный остров Анзер. Там встретил его иеромонах Товия, начальник Свято-Троицкого скита, именовавшийся по обычаям тех времен скитским строителем. После беседы, убедившись в искреннем стремлении прибывшего боголюбца ко Господу, отец Товия постриг его в монашеский чин. Новопостриженный инок заметно преуспевал в смирении, послушании и молитве, отличался большой ученостью. Превосходное знание церковного устава и богослужебных книг сделало молодого монаха Макария незаменимым в храме. Строитель Товия, видя такие успехи нового пустынника, решил обрести в его лице верного помощника, ибо в Троицком скиту для отправления служб не хватало священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Я, во избежание смущения братии, распорядился никому об этом тогда не говорить, а по окончании вечерни торжественно прочитан был пред нею акафист, слезы мало-помалу перестали течь и лик принял прежний вид. С этих пор мы установили ежегодно праздновать 17 февраля в память этого чуда. Что за причина слез Божией Матери, Царицы Небесной, печально заключил о. Товия, Богу ведомо; думается, что плакала она о наших грехах». Относительно другой иконы о. Товия рассказал следующее: «икона эта висела в архондарике. Недавно я был в Царьграде. Вдруг получаю письмо, что эта икона часа два качалась на стене из стороны в сторону,– что видели многие. Я приехал, взял ее с этого места и поставил над жертвенником. Такое качание иконы св. Илии, по справедливому замечанию одного старца, указывает на предстоящее бедственное положение скита вследствие притеснения греков, которые несколько времени будут качать нашею обителью». Меня удивил как самый факт, так и удачное пояснение его. Право, не знаю, как смотреть на подобные явления. Вообще, на Афоне очень много чудесного: «по вере вашей – будет вам...» в котором находятся: два параклиса во имя Архангела Михаила и во имя Святителя и Чудотворца Николая, а также больница для братии и приходящих. Здесь же устроены еще три других корпуса, в которых, кроме помещений для братии, находятся и разные хозяйственные службы, неподалеку от которых устроена ветряная мельница, единственная на всем Афоне. – Показывая нам прекрасно обстроенный скит, о. Товия задумывался о его будущем и высказывал нам опасения. Ведь пантократорцы завели уже судебный процесс, который велся в Константинополе и, к сожалению ильинцы проиграли. Еще будет два судебных процесса, неблагоприятный результат которых будет решительным для существования скита в настоящем его виде. Трудно бороться там, где царствуют сила и деньги, а не правда. Надежда на благоприятный исход все более и более удручает ильинцев, так как, по словам о. Товии, в 30 годах при слабохарактерном и малоопытном игумене Павле, во время происходивших несогласий между братиями, пантократорцы, воспользовавшись этим, отняли у скита некоторые важные документы, напр.: султанский фирман об освобождении братии скита от платежа харача (подушной подати), равно и от прочих денежных взысканий, а с ним вместе и данный, в 1766 году, из Протата документ, за подписью и печатью всех двадцати монастырей Афона, в том, что они предоставляют братии Ильинского скита полную во всем свободу и независимость.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Здесь есть, конечно, и некое сверхъестественное действие благодати Божией, но я хочу отметить другое: для Товии важно было не то, что обычно превалирует при теперешнем нашем выборе мужей и жен. У нас происходит так: увидели нечто, глазу понравилось, мы говорим – «хочу вот это». При этом нас как-то не очень интересует, какая семья у избранника, какой сам человек по своим нравственным качествам 9 , – легло на сердце, и подавай. Отсюда происходит поговорка: «Любовь зла, полюбишь и козла». Такая любовь действительно зла. Она имеет аналогию с тем, как Ева полюбила запретный плод. Она на него взглянула, и он ей понравился: «Хочу вот это. Есть много других плодов, которые Господь мне разрешает есть, а этот как раз не разрешил, но я именно его хочу. Он приятен для глаз и вожделенен. Желаю – и подавай» 10 . Вот на это похож тот выбор, который совершается в современном бездуховном мире. В Книге же Товита описана такая любовь, которая не может быть зла, потому что Товия представляет в мыслях не какую-то девицу, а чистую и благочестивую жизнь в любви и единомыслии, желание которой зарождается в нем по рассказу архангела. Он полюбил именно такую жизнь, поэтому и исполняется желанием вступить в этот брак. На пути к браку у Сарры и Товии было препятствие: около Сарры был демон, который умерщвлял всех ее женихов, и к тому времени умертвил уже семерых. Поэтому Товия боялся, что и его постигнет та же участь. Но архангел сказал, что ему нужно совершить некое каждение, чтобы отогнать демона, и помолиться вместе с Саррой Господу, чтобы не случилось никакого вреда. И вот Товия совершил каждение и вознес молитву, в которой произнес такие слова: «Беру ее не для удовлетворения похоти, но как жену и помощницу» 11 . Священнодейственное каждение и настрой на молитву отогнали демона, он бежал, был связан ангелом и не мог уже больше принести вреда. Итак, идеал брака сохранялся и в падшем человечестве Ветхого Завета. Пришествие Иисуса Христа, исправляя человеческую природу, давая ей возможность вернуться к первозданной чистоте и красоте, не только не упразднило идеал брака, но еще более возвысило его.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Игумен его, о. Товия, приславший это письмо и подарок, предвидя опасность от греков, грозивших ему тюрьмою в случае выигрыша ими судебного процесса, вместе с нами приехал в Константинополь, отдавшись под покровительство русского посланника до решения второго суда; в случае несчастного для них исхода этого дела о. Товия уже не вернется на Афон, а думает уехать в Россию в Харьковскую губернию в Ахтырский монастырь, где он до переселения своего на Афонскую гору был иеромонахом. О дозволении возвратиться ему в Россию в случае несчастного исхода он и просит преосвященного Платона, чтобы он, будучи в Синоде 587 , исхлопотал для него это право. После этого Преосвященный, по своему обыкновению, сказал нам несколько поучительных слов, которые, надо сказать, мы уже слышали несколько раз при посещениях им Академии, – он уже заметно повторился: «Учитесь, господа! Вы слыхали, что случилось со студентами нашего университета. Все это оттого, что своим делом не занимаются. А я вам скажу, что ты будь студент хоть расстудент, а своим делом занимайся и не суйся туда, куда не следует. А я вам еще повторю мою любимую пословицу, которую вы, быть может, уже и слышали от меня: от худого никогда не выйдет хороших последствий». Затем сказал нам передать ректору, чтобы он в три часа приехал к нему в его Софийский дом 588 по делу уволенного товарища Селецкого. Дело в том, что Селецкий заподозрен почему-то нашим начальством в неблагонадежности. Ему в конце года предложили уволиться, а сочинение, прекрасно написанное, «провалили» за неуважение к авторитетам, так как он в нем беспощадно, но основательно раскритиковал нашего профессора И.И. Малышевского 589 . Селецкий и пожаловался митрополиту и просил его ходатайства о принятии его хотя в другую академию. Митрополит сказал ему изложить весь ход дела на бумаге, что Селецкий и сделал. Митрополит отдал это объяснение ректору, а ректор сейчас созвал Совет 590 , не зная, должно быть, что делать, – вообще предал дело гласности, чего митрополит вовсе не имел в виду, как это видно из его слов, сказанных нам по этому поводу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Синода Павел Протопопов. 4 декабря 1744 г., по указу Синода, архимандрит Пахомий был сделан первенствующим членом Канцелярии, а на место келаря Пахомия был назначен ассессором игумен Данилова монастыря Товия. 11 января 1755 г. Пахомий и Товия возвращены в свои монастыри, а вместо них назначены: архимандрит Саввина-Сторожевского монастыря Иоанникий Павлуцкий и Николо-Перервинского монастыря игумен Варлаам. 10 августа 1758 г. Иоанникия заменил Успенского Зилантова монастыря архимандрит Патрикей, вступивший в должность 18 марта 1759 г., и в тот же день замененный бывшим Угрешского монастыря архимандритом Варлаамом, между тем, как место Варлаама, игумена Николо-Перервинского монастыря, 1 февраля 1759 г. заступил архимандрит Иосифова-Волоколамского монастыря Геннадий 416 . Затем 4 декабря 1760 г. вместо игумена Варлаама был назначен бывший администратор Симонова монастыря Никон Красовский 417 . При всех этих перемещениях Протопопов оставался несменяемым и был уволен от должности лишь после уничтожения Канцелярии, с пенсией в 200 руб. в год из доходов Канцелярии за 52 года службы (с 1710 по 1762 г.) 418 . Из сказанного видно, что присутствие Канцелярии все время состояло из двух духовных лиц, да Протопопова, и мысль князя Шаховского, повторенная затем Львовым 421 , о том, чтобы для пользы дела дополнить состав Канцелярии двумя сведущими светскими лицами, не была принята Синодом 422 . В начале возникла было мысль назначить в Канцелярию особого казначея из духовных (кроме так называемого расходчика, ведавшего обычно весь приходо-расход того или иного учреждения), но это предложение найдено было Протопоповым незаконным, потому что по указам велено было деньги иметь под замками членов Коллегий, а надзор за ними одному из членов, и в свою очередь опротестовано обер-прокурором Синода князем Шаховским 423 . В феврале 1759 г. Сенат назначил от себя без всякого сношения с Синодом «не по силе именного указа Петра Великого» в Канцелярию С. Э. Правления прокурора Феодора Сазонова после того, как А.И.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

никогда не стареют; изображаются с крыльями для означения того, что они как бы на крыльях, подобно птицам, быстро переносятся из одного места на другое, несмотря ни на какое расстояние, и всегда готовы с необыкновенною скоростию исполнять повеления Божия. Как Ангелы Хранители хранят нас, это видно из следующей истории. Так повествуется в священной книге «Товит». Жил благочестивый человек Товит. Посылая молодого своего сына Товию в чужую сторону за долгом, он молился, да даст ему Господь в спутники ангела Своего святого. Спутник явился, и это был ангел в виде человека. Дорогою, когда Товия купался, вдруг бросилась на него большая рыба с разверстою пастью, ангел спас его от рыбы. Еще спас его от злого духа, когда Товия, по настоянию ангела, женился на Сарре. Эта была несчастная невеста, которая семь раз выходила замуж, и всех женихов ее убивал злой дух. Ангел повелел Товии с Саррою после брака помолиться, и злой дух не посмел приблизиться к ним. Урок 30 и 31. Изучение молитвы Прочитайте молитву Ангелу Хранителю. Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего, вся ми 56 прости, елика 57 согреших во днешний день 58 : и от всякого лукавствия 59 противного ми врага избави мя 60 , да 61 ни в коем же гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешного и не достойного раба, яко да 62 достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех Святых. Аминь. Переведите эту молитву. Ангеле Христов, хранителю мой святый и покровителю души и тела моего,вся ми прости, елика согреших во днешний день.И от всякого лукавствия противного ми врага избави мя,да ни в коем же гресе прогневаю Бога моего: но моли за мя грешного и не достойного раба,яко да достойна мя покажеши благости и милости Всесвятыя Троицы, и Матере Господа моего Иисуса Христа, и всех Святых. Аминь. Ангел Христов, святый мой хранитель и покровитель души и тела моего!Прости мне все, чем я согрешил в нынешний день;И избавь меня ото всякого коварства злого моего врага,Чтобы я ни одним грехом не прогневал моего Бога:Но молись за меня грешного и недостойного раба,Чтобы я оказался достойным благости и милости Всесвятой Троицы, и Матери Господа моего Иисуса Христа, и всех святых. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

В один из дней Пятидесятницы, садясь с семейством за праздничную трапезу, Товит посылает сына найти и пригласить кого-нибудь из бедных евреев, чтобы разделить трапезу. Товия возвращается с известием, что видел повешенного израильтянина, брошенного на площади. Товит немедленно оставил трапезу и похоронил убитого. Считая себя нечистым по закону, он не вошёл в дом и лёг спать за стеною двора. Когда он спал, птицы испражнились на его глаза, и на его глазах появились бельма. Сначала его содержал Ахиахар, а потом, когда Ахиахар покинул Ниневию, слепой Товит получал пропитание от трудов жены своей. Она пряла шерсть богатым людям, а они, покупая пряжу, однажды подарили ей козлёнка. Когда Анна пришла к своему мужу и козлёнок стал блеять, Товит стал просить жену, чтобы она отдала козлёнка тому, кому он принадлежит. Анна огорчилась и стала сильно упрекать и обличать мужа, сомневаясь в его добродетели. Глубоко оскорблённый, Товит обратился с молитвою к Богу и просил себе смерти ( Тов.2:1–3:6 ). В тот же день горячо молилась Богу, прося себе смерти, Сарра – единственная дочь Рагуила, Товитова родственника в Екбатанах. Она была отдаваема замуж семь раз, и каждого мужа убивал злой демон Асмодей. Служанки Сарры, недовольные своей госпожой, с упрёками стали говорить ей в лицо о смерти мужей. Чтобы спасти Товита и Сарру, Всевышний посылает архангела Рафаила ( Тов.3:7–17 ). Ожидая своей смерти, Товит зовёт сына, даёт ему наставления и говорит о серебре, которое отдано Гаваилу в Рагах и должно принадлежать Товии. Он вручает сыну расписку Гаваила и хочет, чтобы Товия ещё при его жизни сходил за серебром, а также советует найти себе компаньона. Товии встречается Рафаил, который называет себя «Азарией, сыном великого Анания» ( Тов.5:18 ), и соглашается сопровождать Товию в Раги. В этих именах Архангела сокрыт секрет, кем он является. Имя «Азария» значит «Помощник Божий», так как он послан в помощь к Товии. Имя «Анания» – «Милость Божия» – означало, что Рафаил послан по милости Божией. Товит, к великому огорчению матери, отпускает Товию в путь (Тов.глл. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010