Закрыть itemscope itemtype="" > Претерпевшие до конца 22.09.2015 581 Время на чтение 6 минут 13 сентября в пятый раз состоялось празднование Собора Саратовских святых. Оно стало возможным благодаря работе епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия, подготовившей необходимые для прославления материалы. Предлагаем вниманию читателей беседу с председателем комиссии, настоятелем Архиерейского подворья - храма святых равноапостольных Мефодия и Кирилла при СГУ протоиереем Кириллом Краснощековым. -Отец Кирилл, почему в Собор Саратовских святых вошли только 12 новомучеников, хотя с Саратовской землей их связано больше? Например, священноисповедник Виктор (Островидов), епископ Глазовский, который родился и учился в нашей губернии. -Синодальная комиссия по канонизации исходила из того, что если человек уже входит в Собор святых какой-то епархии, то не надо повторять его канонизацию в другом Соборе. Тех, кто служил в разных местах, решено было включать в тот или иной Собор по месту кончины. Хотя и здесь были исключения. Епископ Гермоген (Долганёв) скончался в Тобольске, граф Александр Медем - в Сызранской тюрьме. Но их жизнь была теснейшим образом связана с Саратовской землей, поэтому они вошли в наш Собор. -Какими критериями руководствуется комиссия, рассматривая вопрос о канонизации того или иного подвижника? Традиционно в народе считается, что необходимыми условиями являются народное почитание святого и явленные посмертно чудеса... -Вот относительно новомучеников такой критерий не актуален. И не только, кстати, новомучеников. Я обычно привожу в пример Иакова-мниха (XI век), который в «Памяти и похвале русскому князю Владимиру» пишет: «Не удивимся, возлюбленные, что чудес не творит по смерти - многие ведь святые праведники не сотворили чудес, но святыми являются». И, ссылаясь на слова Иоанна Златоуста «От дел узнаем, а не от чудес», Иаков-мних заключает: «Но по делам узнавайте святого». А почитали князя Владимира уже тогда явно как святого, потому-то похвальное слово и писалось.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Иркутск. Церковь Владимирской иконы Божией Матери. Владимирский храм Карта и ближайшие объекты Иркутская Богородице-Владимирская церковь ведет свое основание от одноименной деревянной церкви на берегу Ангары, построенной в 1718 г. Однако относительно даты ее возведения наши иркутские летописцы расходятся, называя еще и 1713 и 1720 гг. Однако все иркутские летописи единодушно называют имя первого ее «строителя», т.е. собирателя средств на ее возведение – это иркутский блаженный Данилушка. Долгое время после ее строительства называли храм в народе – во имя Богоматери Владимирской Данилушковою. Кроме основного престола во имя Владимирской Богоматери, в декабре 1724 г. была получена грамота Преосвященного Антония, Митрополита Тобольского на освящение еще одного придела в церкви – во имя Пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Называется и другая дата освящения придела во имя Иоанна Предтечи – 10 июля 1733 г. Простояла деревянная церковь в хорошем состоянии около десять лет. 15 мая 1729 г. священник Владимирской церкви Иван Андреев, староста Степан Дружинин и прихожане: братья Митрофан и Иван Гранины, Андрей Гранин, Михайло Третьяков, Семен Пахолков, Василий Зимин, Алексей Лапин, Михайло Щербаков и др. обращаются к иркутскому епископу Иннокентию с доношением о том, что «святые олтари, как настоящий, так и придельный оба развалилися, потому и служить весьма опасно, а починить оные олтари никак невозможно. Того ради просим благословения Святителя оба олтаря разобрать до земли и к той церкви прирубить новые.» Епископ Иннокентий дает согласие на исправление церкви указом от 18 мая 1729 г. 7 октября того же года священник Иван Андреев с прежними церковным старостою и прихожанами донесли, что «олтари переделаны, и совершены со всякою крепостию, обретаются в готовности» и просили об освящении церкви. Преосвященный 8 октября дал грамоту на освящение церкви игумену Посольскому, своему наместнику Паисию с соборным протопопом Петром Григорьевым при иеродиаконе Серафиме. Однако летописные данные говорят о том, что освящал Владимирскую церковь сам Епископ Иннокентий, что, по словам известного иркутского летописца церковной жизни епархии П. Громова, не противоречит древним обычаям, когда епископ давал грамоту на освящение кому-либо из старшего духовенства, а сам, тем не менее, возглавлял этот торжественный обряд. По этому случаю в Иркутской летописи Петра Пежемского записано:

http://sobory.ru/article/?object=30411

Ишим. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Карта и ближайшие объекты Богоявленский собор, воздвигнутый в 1793 году, является одной из главных архитектурных достопримечательностей Ишима и важнейшим историческим и духовным символом города. Собор стал первым каменным храмом в Ишиме. Решение о его строительстве было принято после того, как в 1782 году, согласно указу императрицы Екатерины II, Коркина слобода приобрела статус города. Архитектурный стиль собора чаще всего относят к так называемому " сибирскому барокко " с элементами классицизма. В соборе было установлено три Святых престола: во имя Богоявления Господния, Святителя и Чудотворца Николая и Успения Божьей Матери. Храм, стоящий на высоком берегу реки в районе исторически-сложившегося центра города, ранее был хорошо обозрим практически с любой его точки. Вскоре после установления в Ишиме советской власти из собора были изъяты церковные ценности, а в 1930 году он был закрыт. На протяжении многих десятков лет Богоявленский собор подвергался разрушениям. Лишь в конце 80-х годов ХХ века стараниями горожан было начато восстановление главного духовного символа Ишима. Использованы материалы сайта w-siberia.ru В марте 1775 года протопоп Афанасий Райков и церковный староста Ларион Желтышев обратились к преосвященному Варлааму с просьбой подать благословение на обложение новой каменной, «о двух апартаментах» (этажах) церкви, с приделами: в нижнем этаже – святителя Николая Мирликийского, в верхнем – Успения Богородицы, поскольку тогдашняя «деревянная Николаевская церьковь от давняго построения пришла в обветшалость». Сама идея постройки возникла раньше: уже в марте 1773 года консистория (духовное управление епархии) выдала приходу сборную книгу для записи пожертвований на новый храм. Получив благословение (в котором появилось имя третьего, главного престола – Богоявления) 7 июля 1775 года, местное духовенство «соборне» совершило закладку первого каменного храма Приишимья. Возведение величественного сооружения (высота 36 м) потребовало немалых ресурсов, как материальных, так и людских. План и фасад храма были «выданы» от тобольского архиерея (этим объясняется сходство Богоявленского собора с памятниками церковного зодчества в Тобольске, выстроенными в одном стиле «сибирского барокко»). «Мастер каменнаго здания» был подряжен в Таре, строители прибыли из губернского центра - Тобольска. Кирпич выделывали в окрестностях слободы, известь жгли из камня, добытого на горе под Ларихой, у деревни Рагозиной. А вот железо для укрепляющих стены и своды связей, а также для оконных решеток привозили издалека.

http://sobory.ru/article/?object=13261

К Агапиту епископу Томскому Преосвящ. Агапит (Вознесенский), кандидат 3 выпуска СПб. академии, 12 авг. 1834 г., был хиротонисан в епископы вновь открытой Томской епархии, в состав которой вошла Алтайская миссия. Первое из помещенных ниже писем к нему архим. Макария, было уже напечатано в Томских епарх. ведомостях, 1895 г., 20 (и перепечатано отсюда в Церковных ведомостях, 1896 г.., 2) с заглавием: «Первое донесение о состоянии Алтайской миссии первого ее начальника первому Томскому епископу». Второе из писем архим. Макария к еп. Агапиту, перепечатывается из книги г. Птохова: «Архимандрит Макарий», стр. 99−100, извлекшего его из Архива канцелярии обер-прокурора Св. Синода (Дело 1838 г. 20783). 68 Преосвященнейший Владыко милостивый Архипастырь, Вкупе со всей паствой, Великим Пастыреначальником вверенной Вашему попечению, служащая в Бийском округе при обращении иноверцев в христианскую веру церковная миссия, передает себя Вашему, святитель Христов, Архипастырскому покровительству. Сия миссия введена в действование, 1830 года августа 3 дня, Архиепископом, ныне Рязанским, Преосвященнейшим Евгением, и тогда же получила от Его Высокопреосвященства походную церковь во имя Всемилостивейшего Спаса. Первоначально сотрудниками моими были семинаристы Василий Попов и Алексей Волков. Первый, послужив со мной два месяца с немногим, в Бийске скончался, а последний, в 1832 году женился и вышел из церковного звания в гражданскую службу. Между тем, в 1831 г. вступил в сотрудничество со мной один семидесятилетний старец из поселенцев – Петр Лисицкий, который и ныне проходит служение с постоянным терпением и усердием, и по благословению Архиепископов Тобольских Преосвященнейших Евгения и Афанасия, в нынешнем году представил Епархиальному начальству прошение о введении его в духовное звание и в монашество. Кроме него с июля 1832 г. служит при миссии в должности толмача, один из крещенных мной татар – Федор Михайлов сын Иштанаков. Миссия служила доселе в соединении 217 иноверцев с Восточной христианской Церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К Вере Ильинишне Верховской С В. И. Верховской (о ней выше, стр. 235, прим.; стр. 267, прим.) архим. Макарий не был лично знаком, но знал о ней от ее друга Е. Ф. Непряхиной, познакомившейся с ней в 20-х годах, когда она под руководством своего дяди, старца Зосимы Верховского , подвизалась в пределах Тобольской епархии («Записки» Е. Ф. Непряхиной, стр. 4). По просьбе Непряхиной, о. Макарий и написал Верховской печатаное ниже письмо, по поводу смерти старца Зосимы. Последний скончался 24 окт. 1833 г. (о нем – в Тобольских епарх. вед. 1897 r., 382:456), к концу этого года или началу следующего должно быть отнесено и письмо. Сохранилось оно в библиотеке Казанской д. семинарии, в копии, снятой Е. Ф. Непряхиной. 134 Сестра наша о Господе Екатерина Федоровна, 446 постоянная и усерднейшая сотрудница недостоинства моему в служении при иноверцах сибирских, соединяющихся с Православною Церковью Христовой, изъявила желание, чтобы и я написал к Вам несколько слов в соответствие Вашему, раба Господня Вера, дружескому письму, в котором столь живыми чертами изображается скорбь Вашего сердца о разлучении с наставником. «Поминайте наставники ваша, – пишет Св. Ап. Павел, – иже глаголаше вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их» ( Евр.13:7 ). Сими воспоминаниями питается и услаждается священное чувство благодарности, свойственное душам смиренным и оживляемым благодатью Божиею. Сими воспоминаниями святой союз их с благодетелями о Господе укрепляется, и за пределы земного жития простирается в бесконечную вечность. Другой Апостол говорит, что Отец Светов, у которого нет изменения, восхотел предать нас Словом истины в новую Богообразную, блаженную и вечную жизнь ( Иак.1:17 −18). А как оное Слово истины по уставу Божественного домостроительства, преподавали нам Пастыри и наставники ваши о Христе Иисусе, то какая душа, имеющая вечную жизнь в себе, может забыть послужившего при возрождении ее живым органом Слова Божия живого и действенного? Слово Божие – есть драгоценнейшее сокровище и богатство в душе, которое после верного раба и служителя Слова, остается ее наследием.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

К числу последнего рода неканонизованных святых относится некий «преподобный Захария». О жизни и подвигах этого преподобного нет никаких сведений, даже самое имя его в настоящее время почти никому не известно. Но в XVIII веке этот преподобный, нужно полагать, пользовался немалою известностью. Сведения, и притом самые краткие, об этом преподобном сообщаются, – как свидетельствует преосвящ. Сергий, – только в одной рукописи XVIII века, хранящейся в библиотеке Киево-Софийского собора и имеющей такое заглавие, «Книга, глаголемая Описание о русских святых, где и в котором граде, или области, или монастыре, или пустыни поживе и чудеса сотвори, всякаго чина святых». Да и в этой рукописи имя преп. Захарии, – по словам того же преосвященного, приписано другою («позднею») рукою, а не тою, которою писана вся рукопись. Все сведения, сообщаемые этою рукописью о преп. Захарии, заключаются в следующих весьма не многих словах: «Преподобный Захария на реке Туре града Тюменя, явися в лето 1707» 2 . Но и эти не многие слова раскрывают пред нами целую страницу из истории города Тюмени. Из приведенной приписки, сделанной в «книге глаголемой, Описание о российских святых» видно, что слух о «преп. Захарии» распространился в XVIII веке не только в пределах Тобольской епархии, но даже в Европейской России: имя преп. Захарии было известно даже в Киеве. И эта известность Захарии была известностью его, именно как почитаемого народом святого, хотя и неканонизованного церковью. Если о жизни и подвигах Захарии и ничего не сообщается в упомянутой рукописи XVIII века, то во всяком случае можно за несомненное считать, что чтившийся народом Захария, называемый в рукописи «преподобным», был монах и проводил, если не всю жизнь, то по крайней мере остатки дней своих в Тюмени, где и был погребен. Знаменательно выражение: «Явися в лето 1707». Это выражение обыкновенно означает обретение мощей. Следовательно, и самое почитание народом Захарии было вызвано обретением в 1707 году его мощей, быть может, даже нетленных. При каких условиях и в каком именно месте в г. Тюмени были обретены мощи Захарии, неизвестно. Но, что в первой четверти XVIII века в Тюмени было «нетленное тело», это известно достоверно.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Караульнояр. Церковь Рождества Христова. Церковь. Не действует.   Год постройки:Между 1914 и 1921. Адрес: Россия, Тюменская область, Ярковский район, село Караульнояр Координаты: 57.651449, 67.235652 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село расположено у реки Тобола. Церковь в селе деревянная, построена прихожанами в 1871 г. В ней один престол во имя Рождества Христова. В приходе три часовни: в дер. Антипиной (7 в.) во имя св. Николая Чудотворца, в дер. Курской (2 в.) во имя св. Пророка Илии и в дер. Камлюге (3 в.) во имя Знамения Божией Матери. Кроме означенных деревень, в приходе находятся деревни: Трошкова (7 в.) и Межецкая (2 в.). Всего в приходе 251 двор, прихожан муж. пола 1011, жен. пола 1010. Церковной земли имеется: усадебной 3 дес., пахотной 60 дес., сенокосной 6 дес. Церковный капитал 100 руб., причтовый капитал 1000 руб. Штат: священник и псаломщик. Священник получает жалованья 300 руб., псаломщик 100 руб., просфорня 24 руб. Кружечных доходов получается в год до 730 руб. Для причта имеются три деревянных дома, построены прихожанами в 1872, 1900 и 1905 гг. В селе Караульноярском с 1878 г. существует земская школа, в дер. Камлюге церковно-приходская школа. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. Согласно приказу Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 31.01.2005 г. данный храм является памятником. Село Караульнояр Ярковского района находится от районного центра, села Ярково, на расстоянии 40 км, до областного центра, г. Тюмени, – 140 км, до г. Тобольска – 110 км, до федеральной трассы – 7 км. По данным Всероссийской переписи населения 2010 года в населенном пункте проживало 446 человек. Сегодня, со слов главы сельского поселения, в селе числится 435 жителей, 50 человек посещают школу, 23 – детский сад. Село расположено на высоком берегу Тобольской курьи (так называют озеро-старицу еще не полностью отделившуюся от реки). Тобол в этом месте узок, правый берег обрывист. Согласно преданию, в 1579 году здесь происходило одно из сражений дружины Ермака с войском Кучума. С этого времени идет отсчет с. Караульный Яр.

http://sobory.ru/article/?object=36996

Князевка. Церковь Екатерины. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Село Князевское (Князевка) Тобольской губернии Тарского уезда от епархиального города – в 350 верстах, от уездного - в 81 версте и от благочинного – в 180 верстах. Церковь построена в 1909 г. на средства фонда «Имени Государя Императора Александра III» и старанием прихожан. Зданием деревянная, на каменном фундаменте, с таковою же, в одной связи, колокольнею. Церковь эта, по причине недобросовестного исполнения работ, комиссией не принята. Престол один – во имя св. вмц. Екатерины. Утвари и книг не имеется. Населения в приходе числится: муж. пола 785 душ и жен. пола 755 душ. Приход состоит из села Князевского и 14 деревень. Дома для священника и псаломщика деревянные, построены одновременно с церковью, но по тем же причинам, по которым и церковь, дома эти комиссией не приняты. По штату при церкви положено быть священнику с жалованием 600 руб. и псаломщику с жалованием 200 руб. в год. Братских доходов не показано. Поселок Князевский назван так в память бывшего тобольского губернатора г. Князева, который в одну из своих последних поездок по губернии, в целях обозрения тарских урманов и заселения более удобных мест переселенцами, из г. Тары проехал в село Атирское и дальше. Поселок Князевский в то время состоял из нескольких лачуг, обитателями которых были зыряне, лет 35 тому назад пришедшие из Вологодской губернии и поселившиеся в этой местности. Зыряне были крайне удивлены приездом г. губернатора, приветствовали его с восторгом и просили назвать их селение, не имевшего постоянного имени, в память о нем по его имени, вернее – по его фамилии. Кроме первых посельников – зырян, здесь сели переселенцы из 18 – 20 губерний. Население больше занимается в этой местности звероловством, проведением дорог, сбором кедрового ореха и ягод. Справочная книга Омской епархии, составитель Иоанн Голошубин. Омск, типография «Иртыш», 1914 г. Деревня Князевка Тарского района основана в конце XIX века переселенцами из Вологодской губернии, которые пришли на Тарскую землю для занятий промыслами.

http://sobory.ru/article/?object=39047

Кому из православных богомольцев, путешествовавших на поклонение святым мощам праведного Симеона, Верхотурского чудотворца, не известны имена двух уральских старцев, почти одновременно отошедших ко Господу в 1900 году? Мы разумеем монаха Адриана, основателя Кыртомского монастыря, и схимонаха Илию, проведшего последние годы своей подвижнической жизни в Верхотурском монастыре. Если при жизни этих старцев богомольцы толпились около их келлий, желая принять от них благословение и духовное назидание, то по смерти их те же богомольцы считают своим долгом посетить их могилы, пропев здесь «вечную память». Многими благочестивыми людьми и нашей Тобольской епархии имена этих подвижников записаны в поминания «за упокой». Но многие ли знают: кто были эти старцы, как протекла их жизнь, как совершались ими духовные подвиги? Предлагаемые очерки и дают на эти вопросы посильный ответ. I. Монах Адриан происходил из крестьян деревни Горсткиной 1 , Махневской волости, Верхотурского уезда. В миру он назывался Андреем Гавриловичем Медведевым. Родился он в 1834 г. и до 25-летнего возраста, вместе с братьями и сестрами, жил в доме своих небогатых родителей, занимаясь крестьянской работой. Еще в раннем детстве он почти самоучкой, около грамотных крестьян, выучился читать и немного писать и с тех пор усердно принялся за чтение духовных книг, преимущественно житий святых. С детства воспитанный своими родителями в христианском благочестии, он неопустительно посещал свой приходской храм во все воскресные и праздничные дни, несмотря на то, что деревня Горсткина находилась на довольно значительном расстоянии от приходского храма. Кроме того, он очень часто ходил в ближайший Верхотурский монастырь на поклонение св. мощам прав. Симеона. Достигши 25-летнего возраста, он с согласия своих родителей, предпринял путешествие по святым местам Русской земли, направившись предварительно в Сибирь, где посетил Абалакский, Иркутский, Забайкальский и некоторые другие монастыри. Возвратившись на короткое время к себе на родину, он затем вновь отправляется в путешествие и на этот раз посещает Вятку, Устюг, Соловецкий монастырь, Киев, Почаев и многие другие русские обители. На это путешествие Медведев употребляет несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Краткие биографические сведения Авель (Матиешин), игумен. Находился в заключении в Дубравлаге вместе с епископом Афанасием и митрополитом Нестором. Агапит (Вознесенский Семен Саввич; 1793–1854), епископ. В 1834 г. хиротонисан во епископа Томского. В 1841 г. уволен на покой. В 1843 г. назначен управляющим Воскресенским Новоиерусалимским монастырем. В 1850 (1851?) г. переведен в Московский Новоспасский монастырь, в 1852 г. в Донской Богородичный монастырь. Александр I Карагеоргиевич (1888–1934), король Югославии. Во время первой мировой войны главнокомандующий сербской армией. В 1914–1921 гг. принц-регент, а с 17 августа 1921 г. король Королевства СХС (с 1929 г. Югославия). Убит сепаратистами. Александра Петровна (в тайном постриге Анастасия; 1838–1900), Великая княгиня, супруга Великого князя Николая Николаевича, брата Императора Александра II. Известная благотворительница. С 1881 г. имела постоянное пребывание в Киеве, где основала Покровский женский общежительный монастырь с хирургической больницей. Здесь, приняв иночество, провела последние годы жизни. Александра Феодоровна (1872–1918), страстотерпица, Императрица. Урожденная принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская (полное имя Алиса-Виктория-Елена-Луиза-Беатриса). Супруга Императора Николая П. 8 (21) марта 1917 г. арестована по приказу Временного правительства в г. Царское Село Петроградской губ. вместе с другими членами Царской семьи. С 6 (19) августа 1917 г. под арестом в Тобольске. В ночь на 17 июля 1918 г. расстреляна в Екатеринбурге вместе со всей семьей. Причислена к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Алексей) Николаевич (1904–1918), страстотерпец, Наследник Цесаревич и Великий князь. Сын страстотерпцев Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. Покровитель Православного Камчатского братства во Имя Всемилостивого Спаса. В ночь на 17 июля 1918г. расстрелян со всей семьей в г. Екатеринбурге. Причислен к лику святых на Архиерейском Юбилейном Соборе 2000 г. Алексий (Дородницын Анемподист Яковлевич; 1859–1919), архиепископ. С 1905 г. епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии. Ректор КазДА. С 1912 г. епископ Саратовский и Царицынский; с 1914 г. архиепископ Владимирский и Суздальский. Весной 1917 г. по постановлению епархиального съезда духовенства и мирян уволен от управления Владимирской епархией. В 1917 г. возглавил движение украинских автокефалистов. С 1918 г. под запретом. Перед смертью принес покаяние.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010