Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Свт. Антоний (Стаховский), митр. Тобольский (Стаховский Андрей Георгиевич; 60-е гг. XVII в., с. Репки близ Городни, территория Черниговского полка (мест. Олишевка близ Козельца?) - 27.03.1740, Тобольск), свт. (пам. 27 марта, 10 июня - в Соборе Сибирских святых), митр. Тобольский и всея Сибири. Род. в семье священника из шляхетского рода. В течение 11 лет учился в КДА, по окончании к-рой принял монашеский постриг. В 1699 г. служил казначеем Черниговской епархии, в 1700 г. назначен наместником черниговского Борисоглебского мон-ря, префектом Черниговской ДС, в 1701 г.- проповедником Черниговской епархии. Преподавал в Черниговском коллегиуме пиитику и риторику, исполнял должности секретаря, эконома, инспектора и ректора. Во многом благодаря стараниям А., энергичного помощника свт. Иоанна (Максимовича) , Черниговская коллегия заслужила наименование «Афин», «Олимпа» и «Академии». В 1705 г. А. издал «Зерцало от Божественного писания» - сборник, состоящий из 5 Слов свт. Иоанна Златоуста (в переводе А.) и 3 проповедей свт. Иоанна (Максимовича), снабженный стихотворным предисловием А. Предисловие посвящено прославлению гетмана И. Мазепы и представляет собой, по выражению С. А.Венгерова, «характерный образчик той риторической напыщенности, вычурности и льстивости, которая господствовала в сложившейся под польским влиянием малорусской образованности конца XVII - начала XVIII в.». В том же году А. выпустил «Сказание о Священном Писании». В 1709 г. возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем новгород-северского в честь Преображения Господня мон-ря . В марте 1712 г. «чрез элекцию духовенства по обычаю» А. был назначен архиепископом Черниговским и Новоград-Северским. Хиротония по именному указу Петра I состоялась 20 сент. 1713 г. в Успенском соборе Московского Кремля . Продолжал заботиться о делах Черниговского коллегиума и в сане архиерея. По распоряжению А. учителями Черниговского коллегиума была переведена с лат. языка «История Тита Ливия» (1716). Возможно, А. перевел соч. Фомы Кемпийского «О подражании Христу» (в кон. XIX в. рукопись-автограф, содержащая этот перевод, хранилась в б-ке тобольского кафедрального собора).

http://pravenc.ru/text/115864.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРГИЗСКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ основана в 1881 г. в ведении Томской и Асиновской епархии; первоначально подчинялась начальнику Алтайской духовной миссии и действовала на территории совр. Восточно-Казахстанской обл. В 1895 г. отделилась от Алтайской миссии и перешла в подчинение Омской епархии, распространив свою деятельность на Семипалатинскую и Акмолинскую области. С 1896-1897 гг. сотрудники К. д. м. служили в Оренбургской епархии, открытой в 1894 г. и действовавшей в Тургайской обл. Предыстория учреждения К. д. м. В XVII-XVIII вв. киргизы (так в Российской империи в XIX - нач. XX в. называли казахов) кочевали в степных областях от р. Урал до зап. предгорий Алтая. С 1730 г. начался процесс постепенного вхождения этого тюркского по происхождению народа в состав Российского гос-ва. Во 2-й пол. XVIII в. среди них распространился ислам суннитского толка. 24 дек. 1828 г. в указе Святейшего Синода архиеп. Тобольскому и Сибирскому Евгению (Казанцеву) предписывалось восстановить в Сибири должность инородческих миссионеров, упраздненную в 1799 г. Архиеп. Евгений предполагал организовать 2 миссии: на севере - для остяков (совр. ханты) и вогулов (совр. манси), на юге - для киргизов (совр. казахи), калмыков и алеутов Алтая, а также для черновых татар (старое название сев. групп народов Алтая). Насельник Глинской в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. пустыни иером. прп. Макарий (Глухарёв ; впосл. архимандрит) был готов занять эту должность и проповедовать в Киргизской степи, мотивируя свое согласие тем, что климат этой местности более подходил для его слабого здоровья. В 1829 г. в С.-Петербург прибыли представители киргизов и среди прочего подали прошение о том, чтобы «мечетей и школ у них не заводить, ахунов и указных мулл не определять и позволить им не отдавать детей учиться в школы» (Алтайская церк. миссия. 1865. С. 52). Возможно, киргизы т. о. пытались высказать свое нерасположение к исламу, и соответствующие решения российского правительства могли бы оградить их от ислам.

http://pravenc.ru/text/1840155.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Кузбасской митрополии , образована решением Синода от 26 июля 2012 г., отделена от Кемеровской и Новокузнецкой епархии (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия ) в адм. границах Калтанского, Междуреченского, Мысковского, Новокузнецкого и Осинниковского городских округов, а также Новокузнецкого и Таштагольского районов Кемеровской области . Кафедральные города - Новокузнецк (образован в 1932 объединением городов Кузнецк (основан в 1618) и Ново-Кузнецк (создан в 1931), с мая 1932 по нояб. 1961 Сталинск) и Таштагол. Кафедральные соборы - Спасо-Преображенский в Новокузнецке, во имя вмч. Георгия Победоносца в Таштаголе. Правящий архиерей - еп. Владимир (Агибалов; 25 июля 2014 прот. Владимир Агибалов избран на Новокузнецкую кафедру, 27 июля пострижен в монашество, 28 июля возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 1 сент. того же года). Епархия разделена на 11 благочиннических округов: Калтанский, 2 Междуреченских округа, Мысковский, 5 Новокузнецких округов, Осинниковский, Таштагольский. К февр. 2018 г. в епархии действовали 76 храмов, 45 часовен, 1 муж. мон-рь, в клире состояли 74 священника и 4 диакона. При ЕУ работают отделы: по связям с Вооруженными силами и правоохранительными органами, миссионерский, религ. образования и катехизации, социального служения и благотворительности, по делам молодежи, архитектурно-строительный, тюремного служения, по взаимодействию Церкви и общества, по противодействию наркомании и алкоголизму. Территория Н. и Т. е. в 1620-1834 гг. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (см. Тобольская и Тюменская епархия ), в 1834-1937 гг.- в Томскую епархию (см. Томская и Асиновская епархия ), в 1945-1990 гг.- в Новосибирскую епархию (см. Новосибирская и Бердская епархия ), затем в Красноярскую епархию (см. Красноярская и Ачинская епархия ), с 1993 г.- в Кемеровскую епархию. В 1990 г. образован Новокузнецкий благочиннический округ.

http://pravenc.ru/text/2577835.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 30 мая 2014 г. путем выделения из состава Енисейской и Норильской епархии в административных границах городского округа г. Норильск, Таймырского Долгано-Ненецкого и Туруханского районов Красноярского края, входит в образованную в 2011 г. Красноярскую митрополию . Кафедральный город - Норильск. Кафедральный собор - в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Норильске. Правящий архиерей - еп. Агафангел (Дайнеко; с 6 июля 2014). Епархия разделена на 3 благочиннических округа: Норильский, Таймырский и Туруханский. К июню 2018 г. в епархии действовали 20 приходов и мужской монастырь, в клире состояли 25 священников и 7 диаконов. При ЕУ работают следующие отделы: религиозного образования и катехизации, миссионерский, по социальному служению и церковной благотворительности, экологии и природоохранной деятельности, по работе с медицинскими учреждениями, по делам молодежи, по профилактике и реабилитации наркозависимых, по взаимодействию с казачеством, строительно-архитектурный, по тюремному служению, по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными органами. Действуют епархиальные комиссии: по вопросам семьи, защиты детства и материнства, по канонизации святых и церковной истории, по культуре, попечительская, пресс-служба. Э. П. Р. XVII в. - 2011 г. Православное духовенство появилось на Енисейском Севере вместе с первыми служилыми и промышленными русскими людьми, обосновавшимися там в нач. XVII в. Важным центром освоения Сибири был г. Мангазея, развивавшийся в связи с освоением северного морского пути. Первые православные храмы в Мангазее и отдельные монашеские поселения по Енисею и Н. Тунгуске были основаны в кон. XVI в. Продвижение русских в Приенисейский край сопровождалось постройкой зимовий: Туруханского (1607), Хантайского (1610), Хатангского (1626) и Дудинского (1667), при к-рых строились храмы. В 1620 г. была учреждена Тобольская епархия (см.

http://pravenc.ru/text/2577961.html

Очерки из истории Киевской епархии в XVIII столетии, на основании документов Синодального архива Источник I. Письмо бывшего Тобольского митрополита Филофея Лещинского (в схимонахах Феодора) к Феофану Прокоповичу с просьбою о позволении выехать из Сибири на обещание в Киево-Печерскую лавру Великому Государю Преосвященнейшему Феофану Архиепископу Великоновгородскому от смиреннаго архиерея схимонаха Феодора НИЖАЙШЕЕ ПОКЛОНЕНИЕ. Двадесять пятое зачинаю жити в Сибири лето и не нажил себе доброго ничего ни в душевном, ни в телесном. И власне до моего смирения пророческое служить слово: «сыне человеч!, посреди скорбей ты живеши». То в телесном. А что до душевного, то и близ не бывало, занеже место и нрав украшает, якоже человеков старцы. Лета минуют, смерть за плечами, а где грешник явится, когда праведный едва спасается. О бедной душе попечение имею и на обещание замышляю, но к кому припасти, дабы мя выдвигнул из Сибири, не знаю. Положив на Бога надежду, дерзаю до Преосвященства вашего припасти. Пожалуй, пощади и помилуй, даждь душе скорбящей утешение, прикажи выехать из Сибири в Москву и явитися лицу вашему. Что во мне, уже старцу, и на Сибири? Нездужаю ездить и до иноземцев крестити, а крещеных благодатью Божией премногое множество, былоб только кому пасти и охранять. И тое требует человека, которому надобно не скудну быти, а хотяб и свой им был епископ, чтоб сидячи не брал по тысячи, как преосв. епископ в Китайское царство посланный, чрез пять лет и единого ли окрестил не знаю1. А я бедняк многий с крещением прошел народ, а хлеба ошонка не получил за труды. А еще и то мя оскорбило до зела: ризницу мою власную келейную отнято напрасно. В убогого снято, да богатому отдано, преосвященному Антонию 2 . Прошу преосвященства вашего, аще возможно, повельте ризничку мою возвратити мне на памятку души моей. При семь паки кланяюсь и о двоем прошении моем: о ризнице моей и о выезде с Сибири на обещание в Киево-Печерскую обитель прошу, молю благоутробия вашего резолюции. На обороте: Великому Господину пр. Феофану архиепископу Великоновгородскому и Великолуцкому моему премилостивому отцу и благодетелю.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

П.В. Громов Часть вторая Открытие Иркутской Епархии (15 Января 1727 года) Донесение посланника Владиславича о нечаянии его, чтоб китайцы согласились впустить в Пекин православного Епископа, было принято российским правительством без поверки, – и тогда оставалось подумать, где дать место назначавшемуся, но не пропущенному в Китай. Епископу Иннокентию. Настоятельная нужда в Епископе для Иркутска и для всей Восточной Сибири чувствовалась не только Сибирским Митрополитом, да и была вполне сознаваема верховным правительством. Но, как прежде, так особенно после вынужденного отбытия Иркутского викарного епископа Варлаама из Иркутска в Москву, где послужил он верным свидетелем, до какой степени может простираться тягота в этом отдаленном крае для беззащитного лица, поставленного на обличение тогдашних разновидных неправд, никто не соглашался быть в Иркутске Епископом. Далее впавший в грозную опалу Петра Великого за противление Его Верховной власти и новоучрежденному Синоду, и за то повинный жестокому штрафованию, коломенский митрополит Игнатий, когда выслушал определение Государя, как величайшую милость Царскую – остаться в Епископском сане, да только в Иркутске, даже и он в присутствии Синода лежал у ног Петра, и слезно молил и вымолил себе и помилование от этой посылки, которой предпочел заключение в Ниловой пустыне 21 . А при таких условиях правительство не могло не воспользоваться неопределенностию положения Епископа Иннокентия Кульчицкого, уже пребывавшего в Иркутске, и тем избавлявшего казну от новых путевых издержек, – в течении пяти лет свыкшегося с краем, при том никуда ни на кого не приносившего жалоб, и следовательно по терпеливому праву, более, чем кто другой, способного на многотрудное служение равноапостола. В ограждение же от излишней тесноты от местных властей, положено дать ему права высшие, чем были у Архиерея викарного Варлаама, – определить его Иркутским Епископом настоящим, независимым от Тобольской Митрополии. Из всех сих соображений, которыми руководило особенное промышление Божие об Иркутской епархии, вытек вожделенный указ, полученный Преосвященным Иннокентием 26 Августа 1727 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Декабря 2 (15) Священномученик Константин Некрасов Священномученик Константин родился 15 октября 1872 года в городе Можайске Московской губернии в семье псаломщика Никиты Некрасова. В 1887 году Константин окончил духовное училище, а в 1893 году – Вифанскую Духовную семинарию. Женился, впоследствии у них с женой Александрой Петровной родилось четверо детей. Константин Никитич был рукоположен в сан священника к одному из храмов города Можайска и через некоторое время назначен настоятелем Никольского собора и одним из благочинных епархии. Отец Константин был одним из деятельнейших священников епархии, он организовал в Можайске Общество трезвости и постоянно вел работу среди крестьян, делая все, чтобы они исцелились от пагубной страсти винопития, и для этого неустанно открывал им духовные сокровища Церкви, питающие душу «живою водою». В 1923 году, во время гонений на Русскую Православную Церковь от безбожных властей, священник был арестован за активную церковную деятельность и приговорен к двум годам ссылки в город Березов Тобольской губернии. Вернувшись из ссылки, отец Константин стал служить в храме Покрова Божией Матери в селе Алексино Рузского района. 9 мая 1930 года сотруднику ОГПУ Малькову один из доносителей сообщил, что «в селе Алексино имеется в настоящее время сильная группа церковников, в результате антисоветской работы которой мероприятия советской власти проходят с трудом... Эта группа состоит из попа Константина Некрасова, лет пятидесяти, в селе Алексино живет 3-4 года, приехал в село прямо из ссылки, в каковую был сослан за антисоветскую деятельность; дьякона Знаменского Семена Ивановича, сорока лет; жены умершего попа Александры Ивановны Розановой, пятидесяти пяти лет, служит сейчас дьячком; монашки Бородинского монастыря Можайского района Прасковьи Романовны Жуковой, сорока лет, из крестьян села Алексино; монашки Анны Осиповой из Дубровского монастыря; церковного старосты Семена Дмитриевича Грязнова, семидесяти лет, имеет зажиточное сельское хозяйство».

http://fond.ru/kalendar/1425/konstantin/

Редкий памятник Сибирской духовной письменности первой половины XVII века: [сказание об Абалакской иконе Божией Матери] Источник Содержание Сказание изветно о чюдеси, и о явлении Пресвятыя Владычица нашея Богородица и Приснодевы Мариа всибирстем, вцарствующем граде Тобольске Первое явление Пресвятыя Богородица Благодарение Бога Второе явление Третье явление Четвертое явление Чудо 1-е. О разслабленем Чудо 2-е. О слепой девице Чудо 3-е. О некоем мужи Чудо 4-е. О слепой девице Чудо 5-е. О кузнеце Чудо 6-е. О некотором поселянине Чудо 7-е Чудо 8-е Чудо 9-е Чудо 10-е Чудо 11-е Чудо 12-е. О глухом Чудо 13-е. Об одержимом нечистым духом     Главной святыней нашей Тобольской епархии служит чудотворная икона Божией Матери, известная под именем Абалакской. Относительно этой иконы в целях как назидательных, так и чисто научных, в XIX веке были изданы разными лицами брошюры и печатались в некоторых периодических изданиях статьи. Более подробное и обстоятельное сочинение об этой святыне принадлежит перу известного историка нашей епархии прот. А.И. Сулоцкого, так что все остальные литературные произведения XIX века об Абалакской иконе имеют своим ближайшим источником именно труд прот. Сулоцкого. Сам же прот. Сулоцкий – по его словам – сведения об этой иконе заимствовал: 1) из Древней Вивлиофики, 2) из рукописной Сибирской летописи, принадлежащей Тоб. семинарии, а преимущественно 3) из рукописной же книги «О чудесах Абалакской Божией Матери», находящейся в Абалакском Знаменском монастыре. «Эта последняя, – говорит о. Сулоцкий, – почти вся писанная уставом, первоначально написана была в 1647 г., по благословению 4-го Тоб. архиепископа Герасима; но впоследствии, по мере событий, была продолжаема. Из неё-то сказание о построении на Абалаке церкви вследствие явлений Божией Матери и о написании самой чудотворной иконы взято было даже и в «Записки, до Сибирской истории относящиеся», напечатанные в 3-й части вышеупомянутой Древней Российской Вивлиофики, в рукописную, также упомянутую выше, «Сиб.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Сачковичи. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Покровская церковь Карта и ближайшие объекты Покровская церковь построена в 1846-64 гг. на месте сгоревшего деревянного храма 1-й четв. XVIII в. Кирпичная церковь с деревянным завершением в стиле эклектики. Отдельно стоящая кирпичная колокольня относится к кон. XIX в. Церковь не закрывалась, внутри сохранилась роспись и иконостас XX в. Сохранившиеся документы свидетельствуют о том, что по состоянию на 1780 год храм в селе был деревянный, на кирпичном фундаменте. В книге «Историко – статистическое описание Черниговской епархии» для нас имеется очень важное свидетельство, что «на оловянной дощечке, найденной на пожарище сгоревшего храма, написано: «Сооружись церковь сия во имя Царицы Богородицы Марии Девы пречестного покрова в правление архиепископа Иоанна и запорожских войск гетмана Иоанна Скоропадского, старанием пана Якова Дружины».» Судя по этой доске деревянный храм мог был построен между 1709-1711 годах, после Полтавской битвы, скорее всего после изгнания шведов со Стародубских земель. Полковник Иоанн Ильич Скоропадский был избран гетманом 7 ноября 1708 года. В начале 1711 года Святитель Иоанн, Архиепископ Черниговский и Нежинский, во граде Москве был возведен в сан митрополита Тобольского и всея Сибири. В город Тобольск, Высокопреосвященнейший Владыка прибыл 14 августа 1712 г. Сооружение же нынешнего довольно обширного и построенного из красного кирпича храма, было начато в 1846 году на месте сгоревшего. Однако, в середине ХХ века с северной стороны храма была прикреплена мраморная табличка с надписью: «Памятник архитектуры Покровская церковь, построена в 1820 году, охраняется государством». В «Трудах Черниговской Губернской архивной комиссии 1906-1908 годов» в «Алфавитном списке церквей Черниговской епархии», основанием для составления которого послужили официальные документы приходов, так называемые в то время «клировые ведомости» или «Ведомости о церкви», указывается, что в селе Сачковичи Покровская церковь, каменная постройка 1846 года. Один из составителей «списка» Е. Корноухов, в предисловии указывает, что: «Ручаться за полную точность предлагаемых сведений, к сожалению, нельзя, так как материал для них – клировыя ведомости состовляются очень кратко и неполно; особенно это относится к перестройке, расширению церквей и колоколен». Святитель Филарет (Гумилевский) Архиепископ Черниговский и Нежинский, указывает дату постройки храма 1864 год. Храм построен в центре села на возвышенном месте «усердием сачковцев» и освящен при настоятельстве священника Иоанна Александровича Доброгаева. Известны имена старост прихода, добросовестно и усердно трудившихся в доволюционные годы в храме: Максим Кучма (1860 г.) и Иоанн Моисеенко (1913 г.) при котором храм перед Первой мировой войной был отреставрирован и и частично расписан масляными красками.

http://sobory.ru/article/?object=01633

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010