Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Максим (Кроха): служение в Сибири и Туле К 95-летию со дня рождения 28.12.2023 132 Время на чтение 14 минут 25 декабря 2023 года исполнилось 95 лет со дня рождения приснопамятного Высокопреосвященнейшего Максима (Крохи), архиепископа Могилевского и Мстиславского ( † 27 февраля 2002 г.). Владыка Максим служил в Ленинградской и Ярославской епархиях, в далекой Аргентине, холодной Сибири и Туле. А в Белоруссии он прослужил двадцать семь лет, из них — четырнадцать лет в Минской епархии и тринадцать в Могилевской. Его уважали священнослужители и любила его паства. Богом избранный и прославленный, наделенный от Него дарами Святого Духа Святитель Максим и после своей блаженной кончины принимает деятельное участие в жизни могилевской епархии, Свято-Никольского монастыря и тех людей, которые с верой обращаются к нему в молитвах. По случаю дня рождения владыки Максима в Соборе Свято-Никольского монастыря состоялась Божественная литургия и панихида, которую совершили священнослужители епархии. Храм был полон молящихся, которые пришли почтить память дорогого архипастыря. П родолжаем знакомить читателей с биографией архиепископа Могилевского и Мстиславского Максима богатой скорбями и исповедническими трудами во славу Божию и Церкви Христовой, на благо Отечества и спасения душ православных христиан. В основу этой статьи, к ак и предыдущих, положены дневниковые записи и публикации игумении Евгении - основного биографа владыки и его верной помощницы около двадцати четырех лет, начиная с Сибири (ноябрь 1978 г.) и вплоть до его блаженной кончины в Могилеве (27.02.2002 г.). Биография владыки дополнена новыми материалами и новыми свидетельствами его благодатной помощи по молитвам к нему. Служение святителя-исповедника Максима в Сибири В статье, опубликованной в конце декабря прошлого года, к 94-летию со дня рождения владыки мы остановились на том, что епископ Максим 26 декабря 1974 года был назначен епископом Омским и Тюменским на место злодейски убитого два месяца перед тем 23 октября правящего архиерея архиепископа Мефодия (Мензака). Несколько архиереев, которым предлагали эту кафедру отказались. А епископ Максим смиренно согласился, во исполнение пророческого благословения его духовника архимандрита Петра: «Если будут назначать в Сибирь, в частности - в Тобольск, ты не отказывайся, будет помогать тебе Святитель Иоанн Тобольский».

http://ruskline.ru/opp/2023/12/28/svyati...

Иннокентий (Беляев) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич), архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сент. 1862 года в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остаётся совершенно одиноким. В марте 1895 года принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается в иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т. п. Все эти учреждения, под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный учёный труд, посвящённый вопросу «О пострижении в монашество», за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему учёную степень магистра богословия. 1 августа 1899 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПб., в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 дек. 1901 года назначен епископом Нарвским, вик. СПб. епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЫСШЕЕ ВРЕМЕННОЕ ЦЕРКОВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СИБИРИ (ВВЦУ Сибири), было сформировано на сибир. Соборном Церковном совещании 14 нояб.- 3 дек. 1918 г. Открытие первого в истории РПЦ провинциального Соборного совещания состоялось в томском кафедральном Троицком соборе, работа проходила в Покровском домовом храме (в актовом зале) нового Томского жен. епархиального уч-ща. На совещании присутствовали 39 делегатов, представлявших епархии Сибири, Урала и Поволжья, территории к-рых находились под властью правительства адмирала А. В. Колчака, провозглашенного Верховным Правителем России. Из архиереев в совещании участвовали: митр. Казанский и Свияжский Иаков (Пятницкий) , избранный почетным председателем совещания; архиепископы Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский) , Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский) , Иркутский и Верхоленский Иоанн (Смирнов) , Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов) , епископы Томский и Алтайский Анатолий (Каменский) , Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский) , Екатеринбургский и Ирбитский Григорий (Яцковский) , Енисейский и Красноярский Назарий (Андреев), Чебоксарский вик. Казанской и Свияжской епархии Борис (Шипулин) , Берёзовский вик. и управляющий Тобольской и Сибирской епархией Иринарх (Синеоков-Андреевский) , викарии Томской и Алтайской епархии Бийский Иннокентий (Соколов) и Барнаульский Гавриил (Воеводин) . Среди делегатов совещания были представители духовенства и мирян, участники Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. , в частности прот. Иаков Галахов , главноуправляющий правительства адмирала Колчака по делам вероисповеданий, проф. П. А. Прокошев, а также бывш. ректор Томского ун-та, министр народного просвещения Сибирского временного правительства В. В. Сапожников. Ввиду невозможности связаться с Патриархом Московским и всея России свт. Тихоном делегатами совещания было принято решение об образовании ВВЦУ Сибири, полномочия к-рого признавались до восстановления прерванной гражданской войной связи с патриархом. В управление вошли архиеп. Симбирский и Сызранский Вениамин (Муратовский), еп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), протоиереи И. Галахов и В. Садовский, профессора Прокошев и Л. И. Писарев, главой управления был избран архиеп. Омский и Павлодарский Сильвестр (Ольшевский).

http://pravenc.ru/text/161101.html

Новосибирск Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 55.030204; 82.92043 Россия, Новосибирск Новосибирск, Новосибирская область Россия Монастырь в честь Иоанна Предтечи Новосибирск — административный центр Сибирского федерального округа, Новосибирской области и входящего в её состав Новосибирского района; также город является центром Новосибирской агломерации — крупнейшей в Сибири. Торговый, деловой, культурный, промышленный, транспортный и научный центр федерального значения. Основан в 1893 году, статус города получил в 1903 году. Численность населения — 1 567 087 чел. (2015). Содержание Православие в Новосибирске [ править править код ] До 1834 года приходы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской Епархии, духовно окормлялись Тобольскими архиереями. В 1834 году была учреждена Томская Епархия. Храмы, находившиеся на территории нынешней Новосибирской области, вошли в состав этой Епархии. В начале 1917 года на территории нынешней Новосибирской области находилось более 300 храмов, молитвенных домов и часовен, в которых служило более 700 священно- и церковнослужителей. Почти в каждом приходе имелась церковно-приходская школа (а иногда и не одна), благотворительные учреждения, библиотеки. Революция и гражданская война нарушили мирное течение приходской жизни, многие священники были убиты, некоторые храмы закрыты и сожжены, или разрушены. В феврале 1922 г. было учреждено Новониколаевское викариатство Томской Епархии. Епископом Новониколаевским был назначен преосвященный Софроний (Арефьев +1937). В конце 1922 года епископ Софроний был арестован. Его арест позволил утвердиться в Новониколаевске обновленцам. Город становится центром Сибирской обновленческой митрополии. Практически все приходы Новониколаевской губернии переходят в юрисдикцию обновленческих архиереев-раскольников. В сентябре 1924 года архимандрит Никифор (Асташевский) рукоположен во епископа Новониколаевского. С его приездом в Новониколаевск началось массовое возвращение духовенства вместе с прихожанами из обновленческого раскола.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирск

Омская область Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Омской области [ править править код ] В 1584 году Ермак достиг пределов территории современной Омской области. При царях Федоре Иоанновиче и Борисе Годунове в Сибири было начато строительство городов для защиты от набегов кочевников и управления местным населением. С начала XVII века началось интенсивное заселение территории. В 1716 году подполковником Иваном Бухольцем была основана Омская крепость, положившая начало развитию Омска. Во второй половине XVIII века Омская крепость стала крупнейшим сооружением на востоке страны. Впервые область была образована в 1822 году во время реформ графа М. М. Сперанского. Первоначально делилась на внутренние (Омский, Петропавловский, Семипалатинский, Усть-Каменогорский) и внешние, населённые казахами-кочевниками, округа. Впоследствии названия и границы региона менялись неоднократно: область Сибирских киргизов (с 1854 года), Акмолинская область (с 1868 года), Омская область (с 1918 года), Омская губерния (с 1919, фактически — с 1920 года). Вопрос об открытии самостоятельной Омской епархии, путём выделения её из Тобольской, рассматривался на Соборе сибирских архипастырей в 1885 году. Создание новой епархии было направлено на улучшению народной нравственности, укреплению «религиозного состояния» сибирских приходов, искоренению раскола, распространению православия, а также улучшения архипастырьского управлению Церковью на территории Омского Прииртышья и выше по течению Иртыша. Территориальная площадь новообразованная Омско-Семипалатинская епархия составила более 1 млн. квадратных вёрст, но население её составляло всего 350 тысяч человек. В состав епархии вошли все 57 церковных приходов Акмолинской и Семипалатинской областей, храмы Тюкалинского, Тарского и Ишимского округов, которые лежали ближе к Омску, чем Тобольску (42 церкви Тюкалинского округа, 31 — Тарского, 19 — Ишимского с Ишимским духовным училищем, 11 церквей Каинского, Бийского и Барнаульского округов Томской губернии).

http://azbyka.ru/palomnik/Омская_область

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XV. Епархия Минская Минская епархия учреждена в 1793 г. Одиннадцатая из второклассных. Архиепископы Минские и Литовские 1. Виктор Садковский 13 апр. 1793 перев. из викариев Киевских; 12 апр. 1795 пожалован в архиепископа, а 13 мая 1796 перев. в Чернигов. Он именовался «Минский и Волынский». 2. Иов Потемкин 13 мая 1796 перев. из викариев Екатеринославских, а 7 февр. 1812 – в Екатеринославль архиепископом. 3. Серафим Глаголевский 7 февр. 1812 перев. из Смоленска, а 30 авг. 1814 – в Тверь. 4. Анатолий Максимович 7 февр. 1816 перев. из Полтавы, а 10 февр. 1832 – в Симбирск. 5. Евгений Бажанов (Баженов) 17 февр. 1832 перев. из Тамбова; с 30 апр. 1833 Минский и Гродненский, а 1 сент. 1834 пожалован в экзархи Грузии – архиепископа Карталинского. (См. Астраханскую епархию). 6. Никанор Клементьевский 5 сент. 1834 перев. из Калуги, а 28 янв. 1840 – на Волынскую епархию. 7. Антоний Зубко , епископ Минский и Бобруйский, из епископов Брестских (викариев Литовских), с 28 янв. 1840; 5 апр. 1841 пожалован архиепископом; 1 мар. 1848 уволен на покой. Пребывает в Пожайском мнтре, близ Ковно (1868). 8. Михаил Голубович 1 мар. 1848 перев. из епископов Брестских (викариев Литовский епархии); 19 апр. 1853 возведён в архиепископы; 23 янв. 1868 уволен на покой. Пребывает в Жировицком мнтре. 9. Александр Добрынин 14 авг. 1868 перев. из епископов Ковенских (викариев Литовской епархии). Монастыри 1 Виленский Свято-Духов, в городе Вильне, основан в исх. XVI века; в 1797 г. положен во второй класс. [III, 538.] С 13 мая 1833 первоклассный. Архимандриты Леонтий Карпович , в 1615–20; †… (См. Владимиро-Волынскую епархию.) Иосиф Бобрикович , с 1633 епископ Могилевский. Иосиф Тризна , с 1647 архим. Киево-Печерский. Феофан Леонтович в 169... перев. в Тобольский Знаменский мнтрь. Исаакий Васенкевич упом. 1690; в 1704 перев. в Черниговский Елецкий мнтрь. Клеопа , 1729. Амвросий Юшкевич , 1732–34, 4 авг. перев. в Московский Симонов мнтрь. Иероним Волчанский 2 окт. 1744 хирот. в еписк. Могилевской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

«Разукрупнение епархий приведет, в конечном итоге, к оживлению и православного образования, и воспитания, и к уменьшению злых нравов, господствующих среди православных». Внутреннее дело Русской Православной Церкви — разукрупнение епархий – теперь стало делом общим и светским. Когда в 2009 году православная церковь поделила на две части свою первую епархию – Читинскую – никто и не заметил. В 2011 РПЦ расколола сразу несколько епархий: Ставропольскую, Тобольско-Тюменскую, Екатеринбургскую, Красноярскую, Мордовскую – и все сразу стали переживать. Больше всего наблюдателей беспокоило, что новые границы проходят по линии сырьевых потоков и территориям национальных республик. Без окормления «крепкой» кафедры Ставрополя остались национальные кавказские окраины, а приходы двух северных сырьевых гигантов Красноярска и Тюмени поделились на богатые северные и небогатые южные. О том, что последует за новыми изменениями внутри РПЦ, и попал ли в опалу известный уральский епископ, Накануне.RU рассказал член Общественной палата России, журналист Максим Шевченко. Вопрос: В этом году сразу несколько епархий оказались поделенными на части, из Екатеринбургской и Верхотурской епархии выделились сразу три. Как вы считаете, во благо ли такое дробление и чем это грозит? Максим Шевченко: Дело в том, что проблема крупности российских епархий поднималась православными образованными людьми уже давно, она только называлась проблемой малочисленности епархий. Считалось, что на такую большую страну, как Российская империя, очень мало епархий православной церкви. Этим вопросом задавались лучшие умы России еще в 19 веке. Об этом писал Ключевский, об этом писал Федотов, об этом писал Карташев, и об этом, я помню его доклад, писал наш современник, церковный историк Владимир Мохнач. В чем заключалась эта проблема? Если мы посмотрим на карту российских епархий, мы увидим, что в центральной части России, там, где исторически возникали древние княжества, достаточно большое количество епархий, хотя, по мнению многих, это число даже очень большее. А чем дальше мы углубимся в Сибирь или на Урал, тем епархии территориально становятся больше. Тем больше становится дистанция между прихожанами и епископом, который, даже если бы и захотел, не смог бы побывать во всех концах своей епархии. Это потребовало бы от него столько усилий, что вряд ли какой-нибудь современный епископ выдержал такое напряжение, а в 19 веке епископам приходилось ехать по полгода, чтобы достичь какого-то отдаленного района. Поэтому мне кажется, что та деятельность, которую сейчас затеял патриарх по разукрупнению епархий, является абсолютно правильным делом. Этот шаг продуман, проанализирован и обоснован лучшими умами православной мысли.

http://pravmir.ru/maksim-shevchenko-razu...

Читинская епархия Дата создания: 1894 г. Описание: Входит в состав Забайкальской митрополии Важнейшим этапом распространения христианства на восток от Урала стало создание в 1620-1621 гг. в Тобольске первой Сибирской епархии, в состав которой входило Забайкалье. Православие в Забайкалье появилось вместе с отрядами казаков в начале XVII в. при присоединении Сибири к Российскому государству. Первым опорным пунктом при продвижении русских на восток стал Баргузинский острог, основанный русскими казаками и землепроходцами на севере Байкала в 1648 г. Задачей первой в истории Сибири духовной миссии (1681 г.) было распространение христианства среди местного населения. В это время были основаны Свято-Троицкий Селенгинский и Спасо-Преображенский Посольский монастыри. Последнему отводилась роль официального религиозного центра на недавно присоединенной к Российскому государству территории. В декабре 1706 г. была учреждена Иркутская епархия как викариатство Тобольской митрополии, а с января 1727 г. Иркутская епархия становится самостоятельной и включает в себя практически всю территорию Восточной Сибири. С XVIII в. Забайкалье стало входить в ведение Иркутской и Нерчинской епархии. Указом императора Николая I от 11 июля 1851 г. была учреждена Забайкальская область. Чита была возведена в степень областного города, а Троицкосавск, Кяхта и Усть-Кяхта составили особое градоначальство. В 1862 г. учреждаются Селенгинское викариатство Иркутско-Нерчинской епархии и Забайкальская духовная миссия с церковно-административным центром при Посольском Спасо-Преображенском монастыре. Первым епископом Селенгинским был назначен Вениамин (Благонравов) (1862-1868), вторым — Мартиниан (Муратовский) (1869-1877), третьим — епископ Мелетий (Якимов) (1878-1889). В 1880 г. кафедра епископа Селенгинского была перенесена в Читу. Четвертым епископом стал Макарий (Дарский) (1890-1892), пятым — Георгий (Орлов) (1892-1894). Забайкальская епархия появилась благодаря стараниям епископа Селенгинского Мелетия (Якимова).

http://patriarchia.ru/en/db/text/5196345...

Archive Пн Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям Состав Межсоборного присутствия на 2024-2028 годы по комиссиям утвержден решением Священного Синода от 12 марта 2024 года ( журнал 4 ). Комиссия по богословию и богословскому образованию 1. митрополит Будапештский и Венгерский Иларион — председатель 2. протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, — секретарь 3. митрополит Таллинский и всея Эстонии Евгений 4. митрополит Тверской и Кашинский Амвросий, председатель Синодальной богослужебной комиссии, председатель Церковно-общественного совета по развитию русского церковного пения 5. епископ Каскеленский Геннадий, викарий Астанайской епархии 6. епископ Уссурийский Иннокентий, викарий Владивостокской епархии 7. епископ Истринский Серафим, председатель Синодального отдела по делам молодежи 8. епископ Петергофский Силуан, председатель Синодальной комиссии по биоэтике, ректор Санкт-Петербургской духовной академии 9. епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, ректор Московской духовной академии, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры 10. архимандрит Филарет (Булеков), заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата 11. протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 12. протоиерей Димитрий Кирьянов, преподаватель Тобольской духовной семинарии 13. протоиерей Максим Козлов, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви 14. протоиерей Кирилл Копейкин, доцент Санкт-Петербургской духовной академии 15. протоиерей Олег Мумриков, преподаватель Московской духовной академии 16. протоиерей Андрей Новиков, член Синодальной библейско-богословской комиссии 17. протоиерей Константин Польсков, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета 18. протоиерей Владимир Хулап, проректор по учебной работе Санкт-Петербургской духовной академии 19. протоиерей Николай Чернокрак, преподаватель Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже

http://patriarchia.ru/en/db/intersobor/s...

Абаканская и Кызылская епархия 22 травня 2010 р. 14:02 Присоединение и освоение Сибири были начаты с 1581 г. при Московском царе Иоанне Грозном, который под влиянием просветительных идей свт. Макария, митрополита Московского, преследовал цель покорить восточные пределы не столько силой оружия, сколько благодатной силой христианского просвещения. Православные русские миссионеры продвигались на вновь осваиваемые Российским государством территории в Сибири вместе с продвижением на них русского военного и гражданского населения. Строились остроги-крепости и в них — часовни, а затем церкви. Образовывались деревни и на несколько деревень строилась церковь. Территория современной Хакасии осваивалась вместе с освоением Сибири Российским государством в продолжение всего XVII в. вплоть до 1707 г., когда император Петр I распорядился основать первый на Хакасско-Минусинской территории казачий Абаканский караульный острог в непосредственной близости с Хакасией на противоположном берегу р. Енисей (напротив с. Абакано-Перевоз Боградского района). В это время были определены внешние границы вошедшей в состав Российского государства Хакасии. Тува была принята в состав России в 1914 г. Распространение Православия на Хакасской земле связано, прежде всего, с миссионерской деятельностью Тобольской епархии , а также позже и других епархий, в составе которых находилась Хакасия. Первое крещение местного населения было совершено в 1707 г. митрополитом Тобольским и Сибирским Филофеем (на кафедре пребывал в 1701-1711 гг.; 1715-1721 гг.) в верховьях реки Июс во время совершения поездки по епархии. Первый приход, в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу Енисея. К имевшейся деревянной часовне был пристроен алтарь, и по благословению митрополита Тобольского и Сибирского Феодора, в этом же году была освящена церковь в честь св. Архистратига Божия Михаила.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1211230...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010