Сургут. Собор Троицы Живоначальной. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Каменная трёхпрестольная церковь. Приделы: Никольский и Введенский. Представляла собой одноглавый двухсветный четверик под высоким куполом, с трапезной и ярусной колокольней. Тобольская епархия. Часть вторая. Описание церквей и монастырей тобольской епархии. Вып. 4. Омск, 1892, с. 55 Закрыта в 1930 г., здание использовалось как склад, позднее разобрана на кирпич.   Город Сургут расположен на правом берегу р. Оби. Церковь в городе каменная, построена прихожанами в 1781 г., имеет три престола: во имя Святой Троицы, во имя Введения Пресвятой Богородицы и во имя свят. Николая Чудотворца. Имеются одна приписная церковь на городском кладбище во имя Рождества Богородицы и две часовни: в городе во имя свят. Николая Чудотворца и в дер. Пилюгиной (в 37 вер.) во имя Успения Божией Матери. В городе особо почитаются иконы: Знамения Божией Матери и Преподобного Серафима Саровского чудотворца. В приходе одна деревня Пилюгина (7 вер.). Церковной земли нет. Церковный капитал 3295 руб. 82 коп. Капитал причта 200 руб. Жалованье священникам по 600 руб., псаломщикам по 200 руб., просфорне 35 руб. Церковных домов нет. Штат: два священника, два псаломщика и просфорня. В приходе школы: церковно-приходская двухклассная женская с 1886 г., министерская двухклассная мужская с 1878 г. и в дер. Пилюгиной министерская одноклассная с 1910 г. Церковная школа в собственном доме. Ближайшее село Югонское (60 верст). Расстояние от Консистории 862 вер., от пароходной пристани 7 верст. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. На месте храма находился Сургутский острог, основанный казаками в 1594 году. С большой уверенностью можно сказать, что первый храм на этом месте был построен в конце XVI века. В последней четверти XVII века развалившиеся городские укрепления были заменены двойным острогом с 4-я башнями и встроенной в стену Троицкой церковью. По мере продвижения Российского государства всё дальше на восток и юг Сибири, Сургут утрачивает свое военно-политическое значение. Постепенно острог стал приходить в упадок и во второй половине XVIII века его окончательно разбирают. В 1781-1801 гг. взамен Троицкой острожной деревянной церкви была построена кирпичная одноименная церковь с приделами Введения Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. Храм был закрыт в 1930 году, здание использовалось как склад, позднее разобрана на кирпич.

http://sobory.ru/article/?object=16558

Там, где были горе и нужда, появлялся владыка, туда его тянуло всей душой. 23 июня. ПРАВМИР. Исполнилось 300 лет со дня кончины святителя Иоанна, митрополита Тобольского и всея Сибири, одного из особо почитаемых сибирских святых. Он родился он в декабре 1651 года в Нежине в семье, принадлежащей к известному дворянскому малороссийскому роду Максимовичей. Его родители были людьми небедными и щедро жертвовали свои средства на возведение и благоукрашение храмов. После окончания Киевской коллегии (позднее ставшей академией) был оставлен в ней в должности преподавателя. В 1676 году в Киево-Печерской Лавре он был пострижен с именем Иоанн. В 1677 году, во время русско-турецкой войны ( 1677-1681) молодой монах был включен в состав посольства, направленного гетманом Малороссии к царю Феодору Алексеевичу. Помимо просьб о помощи военной лаврские монахи просили, в случае нападения турок на Киев, дать им возможность укрыться в другом монастыре. Царь и войско послал, и Брянский Свенский Успенский монастырь предоставил, повелев отцу Иоанну быть в нем архимандритом. Документальных свидетельств о жизни архимандрита Иоанна до 1635 года не сохранилось. Появляются они лишь в связи возложением на него настоятельства Елецким монастырем. Хиротония Иоанна во епископа Черниговского была совершена в Москве 10 января 1697 года. Сам ученый-богослов и плодовитый писатель (им написано около двенадцати книг), он был покровителем просвещения в своей епархии. Им была основана в Чернигове славяно-латинская школа, дававшая образование детям не только духовенства, но и дворян, мещан и казаков. Его же властью во всех церквах Черниговской епархии были заведены синодики для занесения в них имен благотворителей. Существует предание, что назначение его митрополитом Тобольским и всея Сибири произошло не без участия светлейшего князя Меншикова, задетого независимым поведением святителя. Меншиков собирался сам назначить день освящения церкви в одном из своих черниговских имений, о чем и сообщил владыке через посланного с этой целью управляющего. Архиепископ на это заметил, что назначить дело его, а не князя, и сам установил время освящения церкви. Кроме того, по всегдашнему своему обычаю он отказался от угощения, предложенного после церковного торжества. Все это оскорбило князя.

http://pravmir.ru/tserkov-chtit-pamyat-s...

ЦВ 17 (390) сентябрь 2008 /  20 сентября 2008 г. Священноисповедник Агафангел —благовестник христианской свободы 16 октября 2008 года исполняется 80 лет со дня кончины священноисповедника митрополита Ярославского Агафангела (Преображенского). Он вошел в русскую церковную историю ХХ века как ревнитель подлинного церковного обновления, самоотверженно обличавший псевдоцерковное обновленчество, старейший по хиротонии архиерей синодального поставления, последовательно возражавший митрополиту Сергию (Страгородскому) в его деятельности по воссозданию синодальной системы церковного администрирования под «обер-прокурорским» надзором ГПУ, Первосвятитель гонимой Русской Православной Церкви, веривший в ее способность строить свою внутреннюю жизнь на принципах свободы и любви в самом несвободном и исполненном ненависти государстве мира. Общий взгляд на долгий жизненный путь митрополита Агафангела первоначально обнаруживает узнаваемую картину служения одного из многих архиереев Русской Православной Церкви синодальной эпохи. Родившийся 27 сентября 1854 г. в семье сельского священника Тульской епархии, святитель Агафангел (в миру Александр Лаврентьевич Преображенский), подобно большинству «поповских» сыновей, прошел обычный путь бурсацко-семинарской учебы в русской провинции, впрочем, получивший свое продолжение в Московской духовной академии. Посвятив несколько лет жизни преподавательской деятельности в провинциальных духовных училищах и пережив после года семейной жизни смерть супруги и новорожденного младенца, Александр Преображенский 7 марта 1885 г. был пострижен в монашество с именем Агафангел и вскоре посвящен в сан иеромонаха. В 1886 г. Свят. Синод назначил отца Агафангела инспектором Томской духовной семинарии, с возведением в сан игумена, а в 1888 г. — ректором Иркутской духовной семинарии, с возведением в сан архимандрита. 10 сентября 1889 г. архимандрит Агафангел был рукоположен в сан епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и с этого времени его епископское служение было связано с жизнью нескольких епархий (Иркутской, Тобольской, Рижской, Виленской и Ярославской). Совмещая служение во вверявшихся ему епархиях с периодическим участием в заседаниях Свят. Синода, святитель Агафангел был отмечен подобающими его положению наградами: в 1904 г. — саном архиепископа, в 1912 г. — правом ношения бриллиантового креста на клобуке, в 1917 г. — саном митрополита.

http://e-vestnik.ru/history/svyashcennoi...

Чита Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 52.033635; 113.501049 Россия, Забайкальский край, Чита Чита, Забайкальский край Россия Казанский кафедральный собор (Чита) Чита — город в Восточной Сибири, Российская Федерация. Административный центр Забайкальского края и Читинского района, образует муниципальное образование Городской округ «Город Чита». Население — 339 453 чел. (2015). Расположена в котловине у подножия сопок, на берегах реки Читы при её впадении в реку Ингоду. Климат резко континентальный. Содержание История православия [ править править код ] Первые русские пришли в Забайкалье в середине XVII века, и с этого времени Забайкалье вошло в состав Тобольской епархии. В 1664 году, согласно Сибирской «Киприановской» летописи, был основан Нерчинский Успенский мужской монастырь — первый русский монастырь за Байкалом. В 1681 году по указу царя Феодора Алексеевича и благословению патриарха Иоакима в Забайкалье, в Даурию, была отправлена первая организованная православная Духовная Миссия. Она состояла из 12 монахов из разных монастырей во главе с игуменом Темникова Сретенского монастыря (Тамбовской епархии) Феодосием; в тот же год ими был основан Селенгинский Свято-Троицкий мужской монастырь. В грамоте царя Фёдора Алексеевича и патриарха Иоакима (Савелова) от 1681 года Даурской Духовной миссии разрешалось «где приищут место, монастырь построить, и под монастырь земли отвесть из порозжих земель». Согласно этой грамоте, в 1682 году к монастырю отошла территория устья Селенги от хребта Хамар-Дабан до Селенги и до острова Нижнее Изголовье в дельте реки и вдоль побережья Байкала до Каменного мыса (ныне — Мысовая). В том же 1861-м году, когда был основан Троице-Селенгинский монастырь, в память о вероломно убитых русских послах и для совершения заупокойной о них молитвы вблизи их могил была основана Пустынь - подворье Троицкого Селенгинского монастыря. Первыми насельниками Пустыни были иеромонах Макарий, иеродиакон Триффилий и монах-старец Филарет. Трудами монашествующих была воздвигнута часовня во имя св.

http://azbyka.ru/palomnik/Чита

22. О духовных христианах по второму пришествию (По поводу письма о. Б-го в редакцию «Брат. Слова») Один из противораскольнических миссионеров Тобольской епархии, о. Н. Б-ий, писал к редактору «Братского Слова», что в одном селении вверенного ему округа он встретил «немоляков особого сорта», называющих себя «духовными христианами по второму пришествию», и просил каких-либо сведений об этих необыкновенных раскольниках-сектантах. На беседе с о. Б-м они говорили о себе: «Мы живем после второго пришествия Христа Спасителя на землю, каковое пришествие было в 50-й день после воскресения Христа из мертвых; воскресение из мертвых было уже; страшный суд Христов уже состоялся; след., мы живем в царстве славы. Блаженство испытывают в душе своей люди праведные, а вечное наказание в удалении от Бога – удел грешников». В подтверждение своего лжеучения они приводили из Библии те места, где говорится, о втором пришествии Христовом, воскресении мертвых и проч., все эти места истолковывая по-своему, произвольно, в духовном смысле. О своем пребывании без священства, без таинств и богослужения, они говорили: «Так как мы духовные христиане, то духовно и молимся, духовные таинства принимаем, духовное священство имеем». Между тем они допускают царствование антихриста, тоже духовное, различая в нем три предела: 1-й – до отпадения Рима, 2-й – до отпадения русских в унию, 3-й и последний – до 1666-го года. «А теперь, говорят, мы живем как бы на небе». По поводу этого письма, сообщенного мне редактором «Братского Слова», неизлишним считаю сказать несколько слов. Сектантов, о которых говорится в нем, мне случалось видеть. Ко мне такого толка начетчик приехал раз из Волгского уезда Саратовской губернии в город Сызрань, когда я был еще беспоповцем. Также и владимирский миссионер Николаев сказывал мне, что в одном селе Владимирской губернии есть такие сектанты, не принадлежащие к сектам, известных мнимо духовных христиан, каковы молоканы, баптисты, штундисты и прочие подобные им, которые не приемлют Писания и церковных учителей, а происходящее, очевидно, от именуемых старообрядцев, ибо читают старопечатные книги и ревнуют против книжного исправления, бывшего при патриархе Никоне , каковы и упоминаемые в письме о. Б-го, ибо и эти допускают царствование антихриста духовное, окончательно открывшееся с 1666 года, то есть при патриархе Никоне , чем явственно доказывается, что они происходить именно от старообрядческая корня..

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

57. Учреждение миссий Миссионерская деятельность Русской Церкви в синодальный период с успехом продолжалась главным образом в казанском крае и сопредельных с ним местностях. Из Казанских святителей ревностью к распространению и утверждению веры в особенности отличались митрополиты Тихон, открывший на свои средства школу для инородческих детей, и Лука Конашевич. В настоящее время делом миссионерской проповеди в казанском крае руководит Казанское братство святителя Гурия, открытое в 1867 году. Обширные пространства Сибири, населенные многочисленными племенами, в особенности представляли широкое поле для миссионерской деятельности Церкви в последние века. Вот наиболее замечательные проповедники веры в этом крае. Тобольский митрополит Филофей Лещинский. Он вызвал к себе из Киева ученых иноков и посылал их проповедовать к пограничным с Сибирью монголам. Сам он из конца в конец разъезжал по своей обширной, пребывавшей большей частью еще во мраке язычества епархии. В 1711 году, по тяжкой болезни, он отказался от кафедры и принял схиму с именем Феодор. Почувствовав облегчение, он опять обратился к миссионерским трудам и, не стесняемый делами по управлению епархией, всецело посвятил себя делу христианской проповеди: целыми сотнями крестил татар, остяков, вогулов, назначал им священников, строил церкви. Всего им обращено было к вере до 40 000 инородцев и построено 37 церквей. Почил светитель в 1721 году. Святой Иннокентий, епископ Иркутский, постриженник Киевской Лавры и воспитанник тамошней академии. Император Петр в 1721 году предназначал его в начальники Пекинской миссии в сане епископа, но китайский богдыхан не согласился допустить миссию в свою столицу. Во время тянувшихся переговоров с Китаем Иннокентий жил в Иркутске и впоследствии с 1727 по 1731 год был здесь епископом. Во все это время он много потрудился для проповеди между сибирскими инородцами. При иркутском Вознесенском монастыре на свои средства он устроил школу, где будущие миссионеры обучались монгольскому и китайскому языкам. Апостольские подвиги и святая жизнь его прославлены нетлением мощей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

I Кончились мрачные, мучительные дни «лихолетья»... Заря новой жизни заблестела над русским горизонтом. Взошло, наконец, над измученной землей яркое солнце, – отпрыск старинного боярского рода Романовых, Михаил Феодорович. Своими теплыми живительными лучами это солнце осветило и согрело необъятную русскую землю. Не осталось ни одного уголка в нашей стране, куда не проникли бы отеческие заботы народом избранного и Богом венчанного царя. Расходясь всюду «из сердца русской земли», из «стольного града Москвы», эти лучи царской любви и забот скоро достигли и далекой Сибири. Едва минуло семь лет со дня вступления на престол первого царя из благословенного дома Романовых, как с высоты этого престола раздаются звучные, торжественные слова: «Бог наш, в Троице славимый, строя и промышляя о всем православном христианстве и своею праведною десницею сохраняя безмятежно в православии, паче же тех, которые его не познали, хотя в Свое сознание и славословие привести, вспоминая о тех, которые лишены Его святаго крещения, и просвещения святыми заповедями и совершая Свою пресвятую заповедь, которую Бог Слово изрек Своими святыми устами – да проповедуют во всех концах вселенной Его святые заповеди и да просветят все концы земли крещением, – так и ныне Своим человеколюбивым смотрением изволил, а Святый Дух действуя и совершая, вложит в сердца нам и отцу нашему великому государю святейшему патриарху Филарету Никитичу московскому и всея Руси: да будет избран в нашу отчину, в Сибирское царство, пастырь и учитель, дабы Божие слово и апостольское учение проповедовалось по всем городам. Изволением Божиим и содействием Св. Духа избрали и святейший патриарх благословил в нашу отчину, в Сибирское царство, в первоименитый град Тобольск архиепископа Киприана». Так заботами первого царя новой династии в 1620 году вызвана была к бытию наша Тобольская епархия, – почти ровесница Царствующего Дома, трехсотлетие которого празднует ныне вся православная Русь. Тобольская епархия была в полном смысле детище царя Михаила Феодоровича, и притом детищем несомненно любимым.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

XIV. ЧУДОТВОРНЫЕ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ От святые иконы Твоея, о Владычице Богородице, исцеления и цельбы подаются обильно с верой и любовию приходящим к ней. (Тропарь, глас 4) Исчислить все чудотворные иконы невозможно: их ведает разве одна Царица Небесная. Мы приведём названия преимущественно тех, о коих существуют сколько-нибудь определённые сведения; упомянём и о тех, которые известны нам по одному лишь имени. Для удобства же справок предлагаем список их в азбучном порядке. В списке этом указываем годы явления, или принесения в Россию, или прославления икон Божьей Матери, дни празднования им и место нахождения их. При этом заботимся почти исключительно о полноте находящихся в России чудотворных икон и едва касаемся сущих на Западе. «Божья Матерь повсюду едина Божья Матерь, но что даровано нам, тем должно пользоваться преимущественно пред тем, что не нам» – учит нас святитель Московский Филарет. Абалацкая-Знаменская, 1636–1637г. икона Знамения Б.М.: справа святитель Николай, слева преподобная Мария Египетская; в руках Богоматери свиток: радуйся, Царице, матеродевственная славо. Празднование 7 и 20 Июля и 27 Ноября, в Тобольской епархии, в Абалацком монастыре (Изображена в Русском Паломнике. 1892, стр. 49). Абульская, явилась в 692г. в Сербии; с 1570г в г. Абуле, в Испании. Празднование 11 Июня. Азовская... Азуровская, явилась 1 Сентября 856г, близ г. Азуры, в Македонии, в Амасийском монастыре. Акафистная-Зографская, 1276г., на Афоне в Зографском болгарском монастыре. Глас от неё предварил иноков о вторжении в обитель папистов. Называется «акафистной» оттого, что монахи на литургии, вместо причастна, поют пред нею акафист. Празднование 10 Октября. Акафистная-Хиландарская, на Афоне, в Хиландарском монастыре. В 1837г. осталась невредимой при пожаре иконостаса и получила название от читанного тогда пред нею акафиста. Тамошние монахи называют её и «Скоропослушницей». Празднование 12 Января Аксайская,– в Старочеркасской станице. Албазинская, см. «Слово плоть бысть» Александрийская,– 1 Сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

А.А. Кострюков Глава 6. Первое заместительство митрополита Сергия (Страгородского) § 1. Начало григорианского раскола Для митрополита Петра начались скитания по тюрьмам и ссылкам. Первоначально архипастырь находился во внутренней тюрьме ОГПУ на Лубянке и в суздальском изоляторе, а в ноябре 1926 г. приговорен к трем годам ссылки и отправлен в Тобольск. В соответствии с завещанием митрополита Петра (Полянского) Заместителем Патриаршего Местоблюстителя стал митрополит Нижегородский Сергий (Страгородский) . 14 декабря 1925 г. он заявил о вступлении в должность. Митрополит Сергий (в миру Иван Николаевич Страгородский) родился в Арзамасе в семье священника, окончил Нижегородскую семинарию и Санкт-Петербургскую академию, где принял постриг и был рукоположен во иеромонаха. По окончании академии иеромонах Сергий нес послушание в Японской православной миссии под руководством равноапостольного Николая (Касаткина) . С 1893 г. отец Сергий снова служил в России, защитил магистерскую диссертацию «Православное учение о спасении». В 1901 г. архимандрит Сергий стал ректором Санкт-Петербургской академии, в том же году был рукоположен во епископа Ямбургского, викария Санкт-Петербургской епархии, в 1905 г. стал архиепископом Финляндским и Выборгским, а в 1911 г. вошел в состав Святейшего Синода. В 1917 г. митрополит Сергий был избран на Владимирскую кафедру, а с 1924 г. находился на Нижегородской кафедре. Заместитель местоблюстителя прекрасно понимал, что в новой должности ему придется наблюдать разгром Церкви, терять близких, рисковать собственной жизнью. Протоиерей Стефан Ляшевский вспоминал свое посещение митрополита Сергия в Нижнем Новгороде вскоре после его вступления в должность. Тогда митрополит Сергий сказал: «Моя задача тормозить разгром Церкви, спускаться на тормозах, чтобы она не разбилась». Положение митрополита Сергия было более тяжелым, чем положение митрополита Петра. Последний стал местоблюстителем в соответствии с распоряжением патриарха Тихона, который в свою очередь получил право передать власть по завещанию от Поместного Собора. Кроме того, поставление митрополита Петра местоблюстителем в 1925 г. было подтверждено почти 60 архиереями, фактически Собором. Власть же митрополита Сергия базировалась только на завещании митрополита Петра. Не имея возможности выехать в Москву, митрополит Сергий поручил церковное управление в столице совету викариев во главе со священномучеником епископом Серафимом (Звездинским) , однако, поскольку этот архипастырь покинул столицу, временное управление Московской епархией заместитель местоблюстителя поручил священномученику епископу Петру (Звереву) .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агафангел (Преображенский Александр Лаврентьевич), митр. Ярославский и Ростовский Родился 27·IX·1854– в Тульской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Тульской Духовной Семинарии. В 1881 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и 15.VIII назначен учителем Раненбургского Духовного училища, а с 7.XII помощником смотрителя Скопинского Духовного училища. Потеряв после II-мecячhoй супружеской жизни разом жену и сына, он 7.III.1895 года пострижен в монашество и I0.III рукоположен в иеромонаха. 4.ΧII.1886 назначен инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена. 28.II.1888 возведен в сан архимандрита и назначен ректором Иркутской Семинарии. 10.IX.1889 хиротонисан во епископа Киренского, II-ro вик. Иркутской епархии. Хиротония совершена в Иркутске в Вознесенском соборе архиепископом Вениамином Иркутским и Нерчинским и епископом Макарием Селевгинским. С 17.VII.1893 – епископ Тобольский и Сибирский. С 4.Х.1897 – епископ Рижский и Митавский. 6.V.1904 возведен в сан архиепископа. С 13.VIII.1910 – архп. Литовский и Виленский и священно-архимандрит Виленского Свято-Духова монастыря. 6.V.1912 награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 21.ΧII.1913 архиепископ Ярославский. В апреле 1917 года возведен в сан митрополита Ярославского и Ростовского. Как один из видных и стойких иерархов, он был избран в постоянные члены Священного Синода при Патриархе. 3 мая 1922 года Свят. Патриарх Тихон, ввиду невозможности самому управлять Русской Церковью , передал ему патриаршее пра­во и патриаршие обязанности. В том же году в конце мая митр. Агафангел лишается физической возможности управлять и Русской Церковью и своей епархией. В завещании от 25 декабря ст.ст. 1924 г. Патриарх Тихон поставил его вторым кандидатом в Патриаршие Местоблюстители. 5/18 апреля 1926 года митр. Агафангел, возвращаясь в епархию, обратился к духовенству и мирянам с особым посланием, в котором извещал их о своем вступлении в управление Русской Церковью . О том же самом он уведомил 13/26 апреля и митр. Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010