Алфавитный указатель личных имен, упоминаемых в книге Абрамович Иоанн – протоиерей, благочинный Владимирский. Абрамович – бывший католический ксендз. Авраамий (Летницкий) – епископ Брестский после епископ Тобольский, Саратовский. Акиндинов – раскольнический наставник. Александр II – Император Всероссийский. Александр III – Император Всероссийский. Александр (Добрынин) – епископ Ковенский, Минский, архиепископ Донский, Литовский. Алексий (Лавров-Платонов) – архиепископ Литовский. Альбединский Петр Павлович генерал-адъютант, генерал-лейтенант, Виленский генерал-губернатор. Анастасий (Опоцкий) – епископ Брестский, Сарапульский, Чебоксарский, Туркестантский, ныне – Балахненский. Андрей (Савич) – настоятель Борунского монастыря. Антонин (Державин) – епископ Ковенский, Полоцкий, ныне – Псковский. Антоний (Амфитеатров) – архимандрит, после архиепископ Казанский, автор книги «Догматическое богословие». Антоний (Зубко) – епископ Брестский архиепископ Минский. Антоний – архимандрит благочинный монастырей. Антония-казначея ныне – игуменья Виленского Мариинского монастыря. Ахматов Алексей Петрович – обер-прокурор св. Синода. Бантыш-Каменский – автор книги «История об унии». Баранов Эдуард Трофимович – генерал-адъютант, генерал-лейтенант, граф, Виленский генерал-губернатор. Барановский Иоанн – священник, благочинный Свенцянский. Барановский Петр – священник, благочинный Дрогичинский. Бергман – составитель русских прописей. Бедрицкий Стефан – священник Княгининской церкви. Бернацкий – римско-католический ксендз, после становой пристав. Бибиков Дмитрий Гаврилович – Киевский военный губернатор, Подольский и Волынский генерал-губернатор. Бибиков Илья Гаврилович – Виленский военный губернатор управляющий и гражданской частью, Гродненский, Минский в Ковенский генерал-губернатор. Бирюкович – священник, благочинный Друйский. Бобровский Михаил – протоиерей, благочинный Пружанский. Босяцкий Виктор – настоятель Виленского Троицкого монастыря. Бояржинский – римско-католический ксендз. Брен Самсон – протоиерей, благочинный Лидский.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

Берёзово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:Между 1765 и 1778. Адрес: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Берёзовский район, пос. Берёзово, ул. Сенькина, 12 Координаты: 63.936266, 65.061209 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первоначально церковь была деревянной. В 1704-1723 гг. при ней существовал мужской монастырь. В 1723 г. при пожаре церковь сгорела, на её месте построили новую - частично на средства А.Д. Меньшикова. Та церковь простояла до пожара 1764 г. Сгорели тогда и богадельня и памятник на могиле Меньшикова. Вместо деревянной церкви в 1765 г. заложили каменную, которую освятили в 1778 г.. Закрыта с 1928 г. В 1997 г. церковь и погост объявили памятником истории и культуры федерального значения. Из книги А.В. Юдина " Вокруг света. Сибирь " . 2006 Первый храм во имя Рождества Богородицы с приделом святого Ильи Пророка, по преданию, построил Светлейший князь Александр Данилович Меньшиков в 1729 году. Он отбывал вместе с семьей ссылку в Березове. Рассказывают, что он лично участвовал в строительных работах, а потом каждодневно вместе с детьми молился в храме. Считается, что и похоронен Александр Данилович близ алтаря построенной им церкви. Этот деревянный храм сгорел в 1764 году. Тобольский митрополит Павел Консюкевич дал грамоту на строительство новой церкви, и через год каменный храм был заложен на том же месте. Но только лишь в 1786 году церковь во имя Рождества Богородицы с приделом святых Антония и Феодосия Печерских был освящен и открыт. Построен храм на средства отставного унтер-офицера Даниила Афанасьевича Кинкорова (в некоторых источниках Канкарева) и на пожертвования березян. С конца XVIII и до начала XX веков этот храм стал поистине духовным центром Березовского края. «По духовному ведомству, — писал Н.А. Абрамов, — Березовский край зависит от правления в Березове и разделяется на два «благочиния» под ведением благочинных. А в 1870 году было утверждено Березовское викариатство Тобольской епархии. Это значит, что в Березове появился епископ. Однако, викариатство просуществовало недолго, на рубеже веков снова ввели благочиния. Одним из благочинных был Иван Степанович Голошубин, с февраля 1891 года священник Березовской Богородице-Рождественской церкви и благочинный городских и окружных церквей.

http://sobory.ru/article/?object=11031

Город Шадринск и его церкви Город Шадринск находится от епархиального города в 225 вер., от ближайших железнодорожных станций З.-Сибирской ж. дороги «Мишкино» – в 80, и Пермской ж.д. «Камышлов» – в 110 в. Город расположен на совершенно ровной местности, на левом берегу Исети, которая вследствие мягкости почвы разветвляется в этом месте на несколько рукавов. На правом берегу реки расположены деревни, входящие в состав прихода, относящегося к собору. С северной стороны город окаймляется раскинувшимся на несколько тысяч десятин сосновым бором, принадлежащим городскому управлению. К юго-западу, на противоположном берегу реки, местность возвышенная настолько, что по Челябинскому тракту, направляющемуся с запада, Шадринские церкви отчётливо видны не менее, как на десятивёрстном расстоянии. Далеко также видно город и по направлению с южной стороны по Курганскому тракту. Обрамлённый с севера бором, расположенный на берегу довольно широкого рукава реки, украшенный 7-ю храмами и множеством богатых и обширных каменных зданий, Шадринск производит на путешественника, приближающегося к нему по двум сказанным направлениям, приятное впечатление довольно большого, богатого и очень красивого города. Зато с севера и востока, вследствие ровности места, а отчасти и из-за бора, города совсем не видно до тех пор, пока путешественник не окажется в городских улицах. Основан Шадринск в 1662 году в виде слободы, названной Покурье-Шадрино, от находящегося вблизи залива Курья-Шадриха, или Шадринская. Возникновением своим Шадринск обязан некоему русскому выходцу из Тобольска Юрию Соловьёву. Снабжённый особой «памятью», дозволявшей ему поселиться, где он только пожелает, где найдёт для себя более выгодным и удобным, Ю. Соловьёв облюбовал себе местность, где расположен в настоящее время город, как наиболее удобную по обилию воды и леса. Вскоре после основания, слобода Ю. Соловьёва была окружена особым «острогом» для защиты от нападения соседних башкир и татар. В ней устроена была церковь во имя Архистратига Божия Михаила.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двадцать первый день. Св. Димитрий ростовский. (О помощи нуждающимся в пропитании). I. С в. Димитрий митрополит ростовский, память коего совершается ныне, родился в 1651 году в Киевской губернии от благочестивых родителей – сотника Саввы и Марии и при крещении был наречен Даниилом. После домашняго обучения он воспитывался в Киевском братском училище. На восемнадцатом году своей жизни он, по влечению своего сердца, постригся в монашество, а чрез шесть лет черниговский архиепископ Лазарь Баранович посвятил его в иеромонаха и назначил в проповедники при кафедральном соборе. Строгая подвижническая жизнь, которую проводил св. Димитрий, отличала его пред другими, так что он еще в мододые годы сделан был настоятелем одного монастыря в Черниговской губернии. Но тяготясь заботами, соединенными с этим званием, он скоро отказался от настоятельства и удалился в Киево-Печерскую лавру, где предался молитвенным подвигам и ученым занятиям. Здесь он начал составлять «Жития святых», под названием «Четьи-Миней» т. е. помесячные чтения, которые впоследствии сделались любимым и драгоценным чтением благочестивого русского народа. В 1701 году св. Димитрий за свои добродетели и труды был посвящен в сан митрополита тобольского и сибирского для распространения веры Христовой между многочисленными язычниками, обитавшими в этой отдаленной стране. Однако, по слабости своего здоровья, он не мог отправиться туда, вследствие чего в следующем году назначен был митрополитом ростовским. С в. Димитрий, как ревностный пастырь, неусыпно заботился о спасении своей паствы, неутомимо назидал ее словом и примером святой своей жизни. Он всячески старался обратить на путь правый и спасительный проживавших в его епархии раскольников. Словом и писанием он доказывал этим заблудшим овцам стада Христова, что вера их не права, учение душевредно, дела предосудительны. К елейная жизнь святителя Димитрия была преисполнена высоких подвигов воздержания, любви к ближним, милосердия и христианской благотворительности. Пищу принимал он простую и притом в самом малом количестве, а в первую и страстную неделю великого поста вкушал по однажды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

«Домик этот, - вспоминает владыка Димитрий, - и впрямь был непригоден для жилья: окна выбиты, дует изо всех щелей. Отремонтировать-то мы его отремонтировали быстро, но спать все равно приходилось в валенках и в шапке». Суровые сибирские зимы три года испытывали на выносливость епископа. Первый год домой, то есть, на кладбище, владыка ходил пешком с архиерейским посохом в руке и в клобуке. Ватага изумленных мальчишек обгоняла его и кричала: «Дяденька, дяденька, ты кто? Дед Мороз?» В 1992 году в Тобольск приехали иностранцы. Захотелось им познакомиться с владыкой. Власти пытались заморочить их и скрыть, что владыка живет на кладбище, но не получилось. «Как, - изумлялись после встречи иностранные гости, - ваш кардинал живет на кладбище?!» Властям ничего не оставалось, как выполнить давнюю просьбу владыки и вернуть два церковных здания в Кремле. На первых порах трудно складывались взаимоотношения владыки с администрацией. «Пришел я как-то на прием к «высокому» начальству, - вспоминает владыка, - вошел в кабинет с архиерейским посохом, в клобуке, как-никак первый визит. Начальник сидел в кресле, победно откинувшись, и закурил. Я представился, а в ответ услышал: «Говорят, вы владыка, а чем вы владеете?» Я робко отвечаю: «Тобольская епархия просит вернуть ей храмы, церковные здания и, конечно, архиерейский дом, считайте, что вернулся его хозяин». «Ну это у вас какие-то фантазии, этому не бывать!» - жестко отрубил чиновник. Но время все-таки работало на Церковь. Новое областное и городское начальство вроде как стало поворачиваться лицом к Церкви. А тут еще в 1994 году состоялся визит Святейшего Патриарха Алексия II. Он объехал Сибирскую голгофу, так он сам назвал Тобольский край, где в заключении несли тяготы многие новомученики российские. И свершилось чудо: слово Святейшего Патриарха услышали властные структуры, предприниматели, и всем начинаниям епископа был дан зеленый свет. Реставрация полуразрушенных храмов, строительство новых. Итог: сегодня в Тобольской епархии 184 прихода против всего лишь 16 в советские времена. Церкви вернули почти все принадлежавшие ей здания. Они, конечно, были в разоренном состоянии - без окон, дверей и даже крыш. Владыка разложил передо мной в один ряд фотографии десятилетней давности, а под ними и сегодняшние. Поверить в такое преображение за считанные годы, да не в Москве, а в далекой сибирской провинции не легко, если бы я сама не видела эту красоту.

http://radonezh.ru/analytics/pastyr-zeml...

Енисейск. Иверский монастырь. Церковь Иверской иконы Божией Матери. Церковь. Действует.   Престолы: Иверской иконы Божией Матери Год постройки:Между 1871 и 1872. В 1923-1924 гг. перестроена. Архитектор:Г.Я. Судовский (предположительно) Адрес: Россия, Красноярский край, Енисейский район, г.Енисейск, ул.Ленина, 100 Координаты: 58.453685, 92.188335 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 19 веке прихожане Енисейска и монастырь стали спорить, кому принадлежит Христорождественская церковь. Спор дошел до царя и Синода, церковь передали приходу, а монастырь остался без церкви. Но места для строительства новой на территории монастыря не было. В итоге выкупили частный дом, примыкающий к монастырю, и перестроили его в церковь - уникальный случай! В советское время в Иверской церкви был театр, сейчас идет реставрация. В настоящее время в Енисейске на территории Иверского женского монастыря сохраняется ряд построек, представляющих собой часть его прежнего архитектурного комплекса, на протяжении длительного времени игравшего исключительно важную роль в формировании городской застройки и её силуэта. К числу этих построек принадлежит здание церкви в честь Иконы Иверской Божией Матери, расположенное в юго-восточном углу монастырской территории, на пересечении улиц Ленина (бывшей Большой) и Лыткина (бывшей Никольской). Любопытна история появления этой церкви в структуре комплекса монастырских строений. Она была связана с давним спором между женской обителью и енисейскими прихожанами за обладание правами на располагавшийся в монастыре каменный Христорождественский храм, сооруженный в 50-х годах XVIII века. Свое право на владение церковью монастырь основывал на том, что этот храм был выстроен на монастырской земле. Прихожане же добивались у духовных властей закрепления за ними здания церкви, ссылаясь на то, что она была выстроена «их иждивением». Еще в конце XVIII века жители Христорождественского прихода безуспешно испрашивали у тобольского епархиального начальства наименования «оной церкви приходской, а не монастырской». В 1837 году распря о праве на Христорождественскую церковь рассматривалась в Томской консистории и даже в Святейшем Синоде. С новой силой споры о принадлежности Христорождественской церкви разгорелись после учреждения в 1861 году Енисейской епархии. Несмотря на ходатайства первого енисейского епископа Никодима (Казанцева), дело, длившееся, почти пять лет, в 1868 году было завершено поручением Священного Синода «озаботится устройством в Христорождественском женском монастыре особой домовой церкви…».

http://sobory.ru/article/?object=15134

Енисейский в честь Нерукотворного образа Спасителя (Спасо-Преображенский) мон-рь. Фотография. Нач. XX в. (Красноярской и Енисейской епархии), в г. Енисейске. Основан в 1640/41 г. по благословению архиеп. Тобольского Герасима (Кремлёва) . Первоначально был освящен в честь Нерукотворного образа Спасителя, с 15 апр. 2008 г.- в честь Преображения Господня. История Е. м. мало исследована, т. к. архив неск. раз горел во время городских пожаров. По преданию, впервые зафиксированному в 1819 г. (см.: Ист. описание. 1819. С. 88), с 1592/93 г. на месте буд. монастыря в келье подвизался инок Тимофей (Иванов); вскоре здесь сложилась монашеская община, а затем заботившийся о распространении Православия в Сибири архиеп. Тобольский Герасим офиц. учредил муж. мон-рь к юго-западу от Енисейского острога (ныне г. Енисейск). В челобитной 1680 г. архим. Матфея и енисейских жителей царю Феодору Алексеевичу сказано, что «Спасский пустынной монастырь» построен «для прибежища и душевного спасения нам, престарелым и увечным холопам твоим и сиротам» (см.: Оглоблин. 1900. С. 298). Архим. Амвросий (Орнатский) без ссылки на источники называет «строителей» монастыря Сергия (1639) и Феодосия (1644). В одном из земельных актов 1679 г. указывалось, что братия считает строителем Е. м. «черного попа» Феодосия, «а в котором году и по какому великого государя указу, про то они сказали не ведают» (ДАИ. Т. 8. 48. С. 201). В несохранившейся летописи мон-ря, составленной между 1804 и 1827 гг., 1-м игуменом назван Варлаам (см.: Афанасий. 1863. С. 339-340). С 1679 г., после учреждения Тобольской и Сибирской митрополии, Е. м. возглавляли архимандриты. Первый архим. Матфей был пожалован митрой, второй по счету в Сибири. В 1679 г. в Е. м. проживало 37 братских и 16 больничных старцев. К 1680 г. также числились 40 «вкладчиков и закладчиков», 2 мельника, 4 коровника, солевар, трудник. Насельник Е. м. инок Тихон Строитель в устье р. Н. Тунгуски основал небольшую пустынь, впосл. туруханский Мангазейский во имя Святой Троицы мужской монастырь . Настоятельствовавший в 1750-1775 (?) гг. архим. Иоанникий (Павлуцкий) в 1761 г. был хиротонисан во епископа Воронежского и Елецкого.

http://pravenc.ru/text/189971.html

ЖМП 1 январь 2021 /  6 января 2021 г. 18:00 Отрок восстал против богоборцев К ВЕКОВОМУ ЮБИЛЕЮ МУЧЕНИЧЕСКОЙ КОНЧИНЫ СЕРГЕЯ ДОЛГАНЕВА Сто лет назад, в ночь с 18 на 19 февраля 1921 года, в тобольском арестном доме чекисты расстреляли 15-летнего Сергея Долганева — сына священномученика Ефрема Долганева и племянника священномученика Гермогена, епископа Тобольского. По благословению митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия (Капалина) была проведена значительная работа по сбору материалов и составлению жизнеописания Сергея Долганева. Подвиг подростка и сегодня вдохновляет его нынешних сверстников.   PDF-bepcuя.   Племянник епископа, внук архимандрита, сын протоиерея Семья Сергея Долганева родом из села Малаешты Вторые Тираспольского уезда Херсонской губернии (ныне территория Республики Молдовы). Его дед, священник Ефрем Павлович Долганев (1828–1906), отдал 60 лет служению на православных и единоверческих приходах Херсонской епархии. В 78 лет он принял монашеский постриг с именем Иннокентий и окончил свои дни почетным архимандритом Саратовского Спасо-Преображенского монастыря. В 1905 году по просьбе родителей новорожденного Сергия 1 архимандрит Иннокентий стал крестным отцом своего внука 2 . Сыновья Ефрема Павловича — Георгий (будущий священномученик Гермоген) и Ефрем — посвятили жизнь служению Богу. Преосвященный Гермоген стал одним из самых видных иерархов Русской Православной Церкви. Его младший брат Ефрем Ефремович Долганев, отец Сергея, окончил Одесскую духовную семинарию и Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. Его пастырский путь начался в 1902 году в Санкт-Петербургском Петропавловском придворном соборе 3 . Мама Сергея — Варвара Сергеевна Долганева (1886–1961) — родилась в семье священника Петропавловского придворного собора Сергия Преображенского (1851–1901) 4 . Он начиная с 1890 года и до кончины состоял в Комитете по заведованию Домом призрения вдов и сирот придворного духовенства. Петербург — Петроград — Тобольск Семейство Долганевых проживало на Петроградской стороне в доме причта Петропавловского придворного собора. Через дорогу находился Домик Петра I с часовней Христа Спасителя, где, возможно, крестили детей Долганевых. 15 февраля 1905 года (по старому стилю) на свет появился Сергей 5 , а затем остальные дети: Ксения, Григорий, Варвара и Ефрем.

http://e-vestnik.ru/history/otrok_vossta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Некоторые мысли ко дню празднования Порт-Артурской иконы Божией Матери Память 16/29 августа 28.08.2012 745 Время на чтение 4 минуты Друзья, не один я давно наблюдаю, что очень похожа наша ситуация на 1904/05 гг. Тогда ничтожная часть либеральной публики, правда с поддержкой из-за рубежа, устроила смуту (не удавшуюся тогда, но доведенная до конца в 1917 г.). Была в то время и небольшая часть образованных хранителей Престола и, следовательно, Православия. Но, в основном, «народ безмолвствовал», а это процентов 90 населения. Тогда было первое явление сакральной, как выясняется сейчас, таинственной Порт-Артурской иконы Божией Матери, но «власть имущие» отнеслись к этому событию, мягко говоря, прохладно. Потом страна получила паралич центральной власти (плох ли или хорош был Император, но это была власть!), далее по списку: 1917 год, красный террор, Вторая мировая война и прочие скорбные события. Уместно здесь заметить, что наверное единственный из высшего духовенства - св. праведный Иоанн Кронштадтский провидчески поддержал Порт-Артурскую икону. Он благословил ротмистра Н.Н.Федорова доставить образ в осажденный Порт-Артур. Впрочем, это не удалось, и Россия потерпела поражение, вызвавшее «оранжевую» революцию 1905-07 г. и цепь последующих разрушительных событий. В наше время второе явление Порт-Артурской иконы уже было в начале XXI века (1998-2004 г.) в разных местах России: Владивосток, Курган, Ростов-на Дону, Киржач, Тобольск и другие епархии. Зная историю Порт-Артурского образа, некоторые из нас предчувствовали эти надвигающиеся события. И стали действовать, по мере своих сил и возможностей, делать, то, что не было выполнено по прославлению Порт-Артурского образа в 1904 г. Перечислять я не буду, но много сделано : во Владивостоке и Кургане открыты храмы, отреставрировано мемориальное кладбище в Порт-Артуре, где в часовне навечно возложили Порт-Артурскую икону и многое другое. Добавлю, что с интересом наблюдал я силу Порт-Артурской иконы, ведь был парадокс - некоторые ярчайшие представители либералов, сами того не ведая (но по Промыслу Божию), поспособствовали прославлению образа. А следовательно, укреплению государства и центральной власти, вполне возможно, в ущерб их же интересам. К слову сказать, что Порт-Артурскую икону пожертвовал в Сирию Патриарх Кирилл в ноябре 2011г. И это не зря. Пока Сирия держится.

http://ruskline.ru/analitika/2012/08/29/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ответы архипастырей на вопросы уральцев в студии радиостанции " Воскресение " 20.08.2004 524 Время на чтение 16 минут Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия и архиепископа Тюменского и Тобольского Димитрия на вопросы уральцев в студии радиостанции Екатеринбургской епархии " Воскресение " 13 августа 2004 года. - Доброе утро, Владыки. Рады видеть вас здесь. ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ: - Доброе утро. ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ: - Доброе утро. - Буквально накануне вы вернулись из Верхотурья, с торжеств, посвященных 400-летию Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летию перенесения из Меркушино в Верхотурье мощей святого праведного Симеона. Значимость этих событий переоценить сложно. Около десяти тысяч паломников приехало в эти дни в Верхотурские святые места. На ваш взгляд, как это все происходило? Какая атмосфера царила на этих праздниках? ВЛАДЫКА ВИКЕНТИЙ: - Атмосфера была очень торжественная. Люди, особенно те, кто участвовал в Крестном ходе из Меркушино в Верхотурье, шли с особой духовной радостью. Несмотря на дождь, все шли с радостью, шли и молились, просили у праведного Симеона помощи в том, чтобы дойти до Креста у реки Туры, ведь эту часть пути все шли пешком. Люди не устали, были рады, в их речах, словах и разговорах чувствовался духовный подъем. Я расспрашивал некоторых паломников, как они себя чувствуют. " Очень хорошо! Не передать словами, что мы ощущаем! " - отвечали люди. Лично я тоже испытывал большую радость и утешение, что Господь сподобил пройти этот путь. Надеюсь, что Он услышал наши молитвы, ведь мы и акафист читали по дороге, и молились на каждой остановке. Надеюсь, что и он нас услышал. ВЛАДЫКА ДИМИТРИЙ: - Это было очень впечатляющим и знаменательным событием. И лично для меня было особенно приятно участвовать в празднике. 400 лет назад Свято-Никольский мужской монастырь получил благословение. И этот момент связан с нашей историей, историей духовного освоения Сибири. Некогда первый архипастырь, который был направлен в Тобольск, архиепископ Киприан, здесь останавливался, молился, здесь дал благословение на строительство монастыря. И многие поколения архипастырей проходили через этот монастырь. Здесь, у святого Симеона Верхотурского, у этого великого подвижника и праведника, они духовно укреплялись для дальнейшего духовного служения. В те времена только что утвержденная Тобольская епархия простиралась от Урала до Тихого океана. И, конечно, человеческим разумом понять невозможно, как архипастыри ею управляли. Их вразумлял Господь. Такие подвижники как Симеон Верхотурский были первыми предстателями за тех, кто здесь жил, кто сюда шел, кто был первопроходцами в Сибирском крае.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010