Высочайшими указами 1714-го и 1716-го годов повелено было учредить при архиерейских домах цифирные школы и «обучать в них цифири и геометрии протопоповских, поповских, диаконских и причетнических детей». Постановлениями Регламента цифирные школы были отменены, а вместо их «повелено всякому епископу иметь в доме, или при доме своем школу для детей священнических и прочих, в надежду священства определенных» 1 . Это были первые зачатки нынешних семинарий. Круг преподавания в этих школах на первых порах ограничивался чтением, письмом, Кратким Катехизисом и Грамматикой. Впоследствии к этим предметам присоединено было изучение древних языков Греческого и Латинского, Пиитики, Риторики, Философии, а в некоторых епархиальных семинариях – Географии, Истории, Математики, Физики и Богословия. Впрочем определенной и для всех семинарий одинаковой программы обучения не было; в различных же семинариях, смотря по местным средствам и обстоятельствам, порядок и предметы обучения были различны. Такие семинарии, сообразно вышеуказанному постановлению Регламента, существовали во всех тех городах, где были открыты епархии. Поскольку же до 1800 года Пермская губерния не имела своего архиерея, то и дети пермского духовенства обучались в семинариях тех епархий, от которых зависели в церковном отношении, т.е. Вятской и Тобольской. Духовенство по сю сторону Урала посылало своих детей для обучения в Вятскую семинарию, а жившие по ту сторону Урала в Тобольскую. И в той и другой семинарии программа обучения была довольно обширна. Кроме первоначальных предметов обучения преподавались: Богословие, Философия, Риторика, Поэзия, История, География, Математика, Латинский и Греческий языки. К этому в Тобольской семинарии присоединена была Церковная История и Татарский язык, а в Вятской Физика. Судя, впрочем, по довольно ограниченному 2 числу обучавшихся в той и другой семинарии детей из Пермской епархии, можно справедливо предполагать, что немалое число духовных, может быть, по причине отдаленности семинарий от места их жительства, а может быть, и по другим причинам, не пользовалось этим единственным средством для образования своих детей. Не без причины по сему указом Св. Синода в 1800 году предписано было, дабы в новоучрежденных епархиях, в том числе и Пермской тамошние преосвященные к устроению и открытию учрежденных в их епархиях семинарий приложили тщательнейшее свое попечение и чтобы такое исправление, ежели нельзя будет успеть ранее, то ни под каким видом не продолжалось бы далее 1801 года 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Прежде других доношений о самосжигателях раскольниках в 1723 г., поступило в Святейший Синод доношение от Тобольского митрополита Антония (26 марта), но при деле этого доношения нет, а выписано оно только в справку по поводу другого доношения о том же предмете, поступившего 20 августа от Устюгского епископа Боголепа. Сколько именно сгорело раскольников в Тобольской епархии, в том доношении не было означено, а сказано вообще: «тайные раскольники разных пустынь и деревень, не хотящие под платежом двойного окладу быть и к св. церкви приклониться, самоохотно сгорели». В доношении же преосвященного Боголепа означено и место, где сожглись раскольники, и число их, и как это случилось. «Сего 723 году, писал преосвященный, посланы с Устюга в епархию мою Синодальной команды, из обретающейся на раскольников, о которых уведомились, что они пребывание имеют в Устюжском уезде в Черевковской волости, и того ради оные посланные в ту волость прибыв и взяв с собою в понятые той волости священника и сотского и пятидесятнетских и крестьян, и приехав в деревню Нестровскую, в которой те раскольники пребывание имели и в одном дворе они раскольники заперлись; и, вышеупомянутые посланные служители и священник с товарищами оным раскольникам говорили, чтобы они из того двора к слышанию Его Императорского Величества указу вышли, такоже и о повиновении церкви святей приличными речами их увещевали, и из оных раскольников один человек вышед на кровлю оного запертого двора, им, посланным, говорил, что они помянутого указу слушать и церкви святей повиноватися и к священникам на исповедь ходить не будут и за сложение, как они слагают ко изображению креста, перстное они умрут; и как помянутые посланные для увещевательного с ними раскольниками разглагольствия к тому двору стали приходить, и те раскольники выпалили из ружья и потом в том дворе зажглись и сгорели; а по показанию той же волости взятых раскольников, а иные обращающихся крестьян, в вышеобъявленном дворе сгорело раскольников мужеска и женска пола 25 человек».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/delo-o-s...

Забайкальская епархия Забайкальская епархия . I. Исторический очерк . – Со времени присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной епархии сибирской – Тобольской. С 1727 г., когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в состав этой последней, и с 1861 г. числилось в составе учрежденного в этом году Селенгинского викариатства. Самостоятельная «Забайкальская» епархия учреждена 28 января 1894 г., с кафедрою в г. Чите. При учреждении, в епархии было менее 200 церквей («З. Е. В.» 1900 г. 19). Инициатива учреждения самостоятельной Забайкальской епархии принадлежит бывшему в 1885 г. в г. Иркутске Собору сибирских преосвященных. Первым епископом «Забайкальским и Нерчинским» был преосвященный Георгий (Георгий Поликарпович Орлов), сын диакона Пензенской епархии, который – по окончании Томской семинарии в 1860 г. был с 1861 г. священником; овдовев, поступил в 1870 году в Московскую дух. академию, по окончании которой был учителем Томской семинарии, в 1881 г. назначен инспектором Благовещенской семинарии, с 1883 г. был в сане протоиерея; в 1885 г. назначен ректором Благовещенской семинарии; 6 апреля 1889 г. принял монашество, с возведением в архимандрита, 24 января 1893 г. хиротонисан во епископа Селенгинского; 27 сентября 1898 г. переведен в Тамбов, с 1902 г. святительствует в Астрахани. Ныне святительствует в Чите преосвященный Мефодий (Маврикий Герасимов), уроженец Томской епархии; по окончании семинарского курса в Томске в 1878 г. он поступил в Казанскую дух. академию; из академии вышел по болезни с званием действительного студента; в конце 1882 г. был принят в Алтайскую миссию, здесь в 1885 г. принял монашество и 22 декабря рукоположен в иеромонаха, с назначением заведующим Алтайским катехизаторским училищем; в 1892 г. удостоен степени кандидата богословия, в 1893 г. возведен в сан архимандрита и назначен начальником Алтайской миссии; 2 июня 1894 г. хиротонисан во епископа Бийского и 24 декабря 1898 г. назначен епископом Забайкальским. Огромные расстояния между жилыми местами, необеспеченность духовенства и отсутствие среди него лиц с высшим богословским образованием, наличность язычников-дикарей, и рядом с этим, нахлынувшая в самое последнее время волна культуры, имеющей своим богом мамону, – все это придает Забайкальской епархии совершенно необычный среди других, исконно-русских епархий, облик.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Н.А. Абрамов Материалы для истории христианского просвещения Сибири, со времени покорения ее в 1581 году, до начала XIX столетия Источник При общем стремлении во всех краях обширного Отечества нашего к собиранию исторических сведений о родной земле, желательно и мне из Сибирского края внести в общую сокровищницу церковно-исторических сведений хотя бы малую лепту – историческое обозрение Тобольской и Сибирской Епархий, со времени покорения Сибири до начала XIX столетия. Представляемая статья содержит: состояние Церкви в Сибири до учреждения Епархии, основание Епархии и ряд Архиереев, с краткими жизнеописаниями их: в этот отдел, в хронологическом порядке, преимущественно входят сведения о распространении Христианства в Сибири о числе церквей, основании монастырей и исторические данные о Тобольской Семинарии. Признаюсь, что составленный мною очерк далеко не объемлет всех важных церковных событий в Сибири, случившихся в продолжение 220 лет, и сообщает только необходимые сведения о важнейших случаях жизни и деятельности изображаемых лиц; а потому и не может вполне удовлетворить любопытству, ищущему открытия церковно-исторических подробностей. Трудность одному лицу собрать много материалов, краткость свободного времени от служебных занятий, требовали сокращенности в изложении. При таком сознании, прошу просвещенных читателей о благосклонном воззрении на посильный труд мой, в уважение того, что в нем большею частию помещены сведения, доселе неизвестные, и собраны в одно целое отрывки, разбросанные в разных изданиях. Историческое обозрение Сибирской Епархии следовало бы начать с учреждения Архиерейской кафедры в Тобольске: ибо без Архиерея нет Епархии. Но водворение Христианства в Сибири началось при самом завоевании ее. Покоритель Сибири, Василий Тимофеевич Ермак, в 1580 и 1581 годах, во время похода в сию страну идолопоклонства и исламизма, имел подвижную часовню с иконами 1 и священнослужителей, которые отправляли службу Божию. Вскоре за Ермаком отважные Казаки и Стрельцы шли для дальнейшего покорения Сибири, и, подражая примеру доблестного завоевателя, имели впереди икону и священнослужителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А.А. Половцов Дерябин, Андрей Федорович Дерябин , Андрей Федорович, обер-берггауптман, директор Департамента Горных и Соляных Дел. Сын бедного священника в Гороблагодатском округе Пермской губ., Д. родился в 1770 г., первоначальное воспитание получил в доме отца, затем был отдан в Тобольскую семинарию, где выдающимися способностями успел обратить на себя внимание епархиального начальства. Однако духовное образование и предстоявшая ему скромная карьера приходского священника где-нибудь в глуши его родной губернии мало привлекали молодого Д., а пытливый ум и обнаружившееся еще в детстве влечение к изучению природы заставляли его стремиться в столицу, в какое-нибудь высшее светское учебное заведение, где бы можно было найти удовлетворение своим склонностям. Ни слезы отца, ни настойчивые убеждения епархиального архиерея не могли заставить его отказаться от принятого решения, и, по окончании семинарии, молодой Д. с трудом пробирается в Петербург и пытается поступить в Медико-хирургическую академию. Получив отказ за неимением вакансий, он в 1778 г. поступает в Высшее горное училище (впоследствии Горный кадетский корпус, ныне Горный институт), которое блестяще оканчивает, и немедленно получает место на Нерчинских горных заводах. Как способный и подающий надежды горный инженер, Д. после непродолжительной службы на заводах, в числе немногих других был послан по рекомендации начальника Нерчинских заводов за границу для обозрения английских, французских и немецких горных заводов и фабрик и для изучения там горного дела. Не ограничиваясь исполнением возложенной на него задачи, он основательно ознакомился с геологией Западной Европы и во время пребывания за границей собрал богатую коллекцию минералов и полезных ископаемых, которую позднее, в 1801 г. пожертвовал в минералогический кабинет Горного корпуса. В 1798 году он возвратился на родину и был назначен членом Берг-Коллегии, а в 1800 г. в чине берг-гауптмана – управляющим экспедицией и конторой разделения золота от серебра. Пользуясь громкой известностью образованного техника и администратора, Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

1. Алексей С. Павлов сын причетника томской епархии (родился в 1832 году). По окончании воспитания в Тобольской Семинарии, как даровитый питомец ее, он поступил в 1854 г. для довершения образования в Казанскую духовную Академию. С умом острым, при темпераменте живом и увлекающемся, талантливый А. С. Павлов хотя и выдвинулся из среды своих сотоварищей по академии 1 и занял в списке 7 курса первое место, но не был оставлен при Академии бакалавром. Причины этого обстоятельства кроются, во-первых, в нерасположении нового ректора Академии арх. Агафангела 2 , вообще, и лично к А. С. Павлову , в частности, за его студенческие увлечения и живой темперамент 3 и, во-вторых, в желании ректора видеть в академической корпорации молодых людей с наклонностями к монашеству, на что Алексей Степанович не подавал никаких надежд. Назначенный, по окончании курса в Академии, преподавателем общей и русской церковной истории в Казанскую духовную Семинарию, Алексей Степанович, однако же, не оставался в Семинарии и одного года и был перемещен в Академию 11 марта 1859 года бакалавром по кафедре канонического права и литургике, так как желательных кандидатов не было на лицо. Но «литургика, по замечанию П. В. Знаменского , бывшего одним из первых слушателей А. С. Павлова , не смотря на множество совершенных им работ по этому предмету 4 , была у него менее любимой наукой, и разрабатывалась им менее самостоятельно, чем каноника» 5 . Главным толчком к самостоятельным изысканиям в области канонического права вообще и русско-византийского права в частности послужило богатое собрание канонических сборников в рукописях Соловецкой библиотеки, переданной в ведение Казанской Академии 6 . С увлечением отдавшись их всестороннему изучению на первых порах своей службы в Академии, Алексей Степанович заложил здесь прочные основания тому научному и богатому запасу сведений по излюбленной специальности, которым он мастерски пользовался всю свою не кратковременную жизнь, и который он не успел исчерпать и до самого конца, несмотря на свою необыкновенно плодовитую деятельность. Доказательством для сего может послужить ряд статей, напечатанных в «Византийском Временнике» за 1895 и 1896 годы, и множество материалов для предположенной, но не осуществившейся 2 части «Памятников древнерусского канонического права». Что же касается прямых и очевидных результатов его увлечения и серьезного занятия каноническими памятниками на первых порах его службы, то они сказались в целом ряде изданий новых и неизвестных памятников, как, напр. «Церковно-судебные определения Киприана, митрополита новгородского» (Прав. Соб. 1861, т. 3), «Послание старца Елеазарова монастыря к великому князю Василию Иоанновичу» (там же, 1863, т. 1), «Послание Геннадия Новгородского к Московскому собору 1490 г.» (там же), «Три, доселе неизданных, послания князя Андрея Курбского» (там же, т. 3), «Полемические сочинение инока-князя Вассиана Патрикеева» (там же) и «Апокрифическое слово о судиях и властителях» (там же, 1864 г., т.1)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2005 г. Журнал СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о предстоящем в 2006 году праздновании Дня славянской письменности и культуры в г. Ханты-Мансийске. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Благословить участие в Организационном комитете по подготовке и проведению Дня славянской письменности и культуры митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию в качестве Сопредседателя, архиепископу Тобольскому и Тюменскому Димитрию и архиепископу Верейскому Евгению, Ректору Московских Духовных Академии и Семинарии — в качестве членов. 2. Считать важным развитие в епархиях Русской Православной Церкви празднования Дня славянской письменности и культуры в сотрудничестве с органами народного образования и культуры, что должно служить духовному и культурному возрождению народов нашего Отечества. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, о планах проведения Всемирного саммита религиозных лидеров (Москва, 4-5 июля 2006 года) и расширенного заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ (3 июля 2006 года). ПОСТАНОВИЛИ: 1. Приветствовать инициативу проведения в Москве Всемирного саммита религиозных лидеров — межрелигиозной конференции высокого уровня, которая позволит значительно укрепить сотрудничество между традиционными религиями и будет способствовать выражению их позиции по насущным вопросам современного мира. 2. Одобрить инициативу проведения в Москве расширенного заседания Президиума Межрелигиозного совета СНГ. ЖУРНАЛ СЛУШАЛИ: сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси о состоявшемся архипастырском визите Его Святейшества в республику Молдова. Справка: 12-13 ноября 2005 года состоялся архипастырский визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Молдову.

http://sedmitza.ru/text/449481.html

А.А. Половцов Абрамов, Николай Алексеевич Абрамов , Николай Алексеевич, один из трудолюбивейших исследователей сибирского прошлого по географии, археологии, статистике и бытовой истории, равно и биограф лиц, игравших роль в недавнем прошлом Сибири. Потомок одного из десяти великорусских священников, присланных в Сибирь в первое время распространения там христианства, а именно из фамилии Поповых, переменивших ее на Абрамовых – от Абрама, дьякона Тобольской епархии, правнук последнего, сын священника в г. Кургане, – Николай Алексеевич Абрамов там же и родился 17 апреля 1812 г., умер 3 мая 1870 г. в Семипалатинске. Получив начальное образование в родительском доме, а потом в уездном училище, он прошел курс Тобольской семинарии и особенно успел в латыни, так что, сопутствуя академику Кастрену, мог объяснять ему по-латыни все, что интересовало этого известного финского исследователя. Курсы духовного училища и семинарии (в 1832 г.) Абрамов окончил блистательно; кроме общих предметов он настолько хорошо знал татарский язык, что назначен учителем его в семинарии. Знание татарского языка представляло для Абрамова возможность объяснять географические названия рек и урочищ сибирских, заняться даже монгольской нумизматикой и собрать несколько десятков ханских монет. Кроме татарского Абрамов хорошо знал и еврейский язык, так что раньше окончания семинарии был уже лектором его (1831–32 г.). Страсть к исследованиям проявлялась у Абрамова еще в семинарии. Находясь в ней, он уже записывал и старался обстоятельно разузнать каждое явление местной общественной жизни. Как лучшего ученика ректор хотел послать Абрамова по окончании семинарского курса в Спб. духовную академию, но, не желая оставить мать-вдову без помощи, Абрамов отказался и был определен учителем во 2-й класс Тобольского духовного училища (1832 г.). Через два года он назначен преподавателем латинского языка, арифметики, русского и татарского языков в 3-м классе с увеличенным окладом жалованья при должности помощника эконома в семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Впервые территория полуострова стала духовно управляться своим архиереем в 1840 году. До этого Камчатка в соответствии с административно-территориальными преобразованиями Государства Российского входила в Сибирскую губернию со столицей в Тобольске (с 1708 г.) как часть Якутского уезда; с 1731 г. Камчатка вместе с Анадырским краем включалась в самостоятельное Охотское правление, с 1783 г. — в Иркутскую губернию (в ее составе Охотская область с Камчатским полуостровом, поименованным по названию главного административного центра территории Нижнекамчатским уездом); вновь в Иркутскую губернию как самостоятельная область (с 1803 г.); в Восточно-Сибирское генерал-губернаторство как Приморское Камчатское управление (в его составе Чукотский и Анадырский края); с 1849 г. Приморское Камчатское управление упраздняется, к его территории присоединяется Гижигинский уезд и создается особая Камчатская область во главе с генерал-губернатором; с 1856 г. Камчатская область с названием «Петропавловский округ» включается в созданную Приморскую область; с 1902 г. Петропавловский округ дробится на самостоятельные Петропавловский, Гижигинский, Анадырский и Командорский уезды с подчинением их столице Приморья Николаевску; наконец, в 1909 г. вышеперечисленные уезды образовали Камчатскую область во главе с губернатором, которая включена в Приамурское генерал-губернаторство. С 1917 по 1922 г. власть на полуострове осуществлялась Комитетом общественной безопасности, Советом солдатских, рабочих и крестьянских депутатов, колчаковским комиссаром, Военно-революционным комитетом, белогвардейским правительством и вновь Советской властью.(Камчатка, XVII-XX в. в. Историко-географический атлас, стр. 97). Синхронно светской власти видоизменялись (переподчинялись, укрупнялись и дробились) территории церковного управления. Менялись центры духовного окормления. Миссии организовывались, направлялись на Камчатку и управлялись вначале Тобольской, а затем Иркутской епархиями. Что нам известно об историческом периоде в полтора столетия, последовавшем за временем, зафиксированным священником и историком Прокопием Громовым?

http://sedmitza.ru/text/401985.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 КУРГАНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Курганское духовное училище С февраля 1895 года, когда Ишимское духовное училище отошло к новообразованной Омской епархии , в обширной по территории Тобольской епархии действовало только одно духовное училище - в Тобольске . Тобольская духовная семинария , куда поступали выпускники училищ для продолжения образования, стала малолюдной, так что была не в состоянии удовлетворять нужду епархиального ведомства в лицах с достаточным для замещения священно-церковно-служительских мест образованием. Необходимость заставляла рукополагать священников из лиц, не получивших даже училищного образования. В декабре 1895 года на общеепархиальном съезде депутатов духовенства епископ Тобольский Агафангел (Преображенский) предлагал открыть второе училище в городе Тюмени , однако разрешение этого вопроса было отложено до следующего общеепархиального съезда, намеченного на декабрь 1898 года. В 1897 году епископом Тобольским стал преосвященный Антоний (Каржавин) , который энергично повел дело устройства второго духовного училища в епархии. Приняв во внимание удобство путей сообщения с Тобольском , расстояние приходов от кафедрального города, плотность населения и количество приходов в уездах епархии и проч., он избрал местом для второго духовного училища город Курган . При посещении города летом 1898 года владыка Антоний наметил место для постройки училищного здания. 11 ноября этого же года Курганская городская Дума приняла решение уступить бесплатно просимый земельный участок. 17 декабря вопрос об открытии духовного училища в Кургане был решен положительно на заседании общеепархиального съезда депутатов духовенства. Училище было учреждено Указом Св. Синода от 27 марта 1901 года в составе двух классов (I и II). III и IV классы училища планировалось открывать постепенно через каждый учебный год. Первоначально классы и канцелярия училища размещались в верхнем этаже каменного дома купца Рылова на Дворянской улице, а общежитие было устроено в двух рядом стоящих домах Лыткина и Андреева, находящихся недалеко от училища. Приемные испытания начались 18 августа 1901 года, по их итогам в I класс поступило 28 человек, во II класс - 14 человек. 9 сентября состоялось торжественное открытие училища.

http://drevo-info.ru/articles/25976.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010