Тобольск. Церковь Семи отроков Эфесских. Карта и ближайшие объекты Построена церковь в 1776 году " тщанием и иждивением " сибирского губернатора Дениса Ивановича Чичерина (1720-1785) и геодезии сержантом Андреем Абариным. Церковь сооружена трёхчастной, причём единственный северный придел, построенный в 19 веке, связан с трапезной лишь дверным проёмом. В собственно храм попадаешь, лишь пройдя анфиладу трёх тесных помещений - притвора, первого яруса колокольни и трапезной. Все перекрытия плоские, лишь ярусы колокольни имеют цилиндрические своды. С.П. Заварихин " В древнем сердце Сибири " . М., 1987 Кладбищенская церковь каменная, одноэтажная, построена в 1776 г. тщанием бывшего губернатора Д.И. Чичерина. В храме два престола: св. семи отроков Эфесских и в приделе (построен в 1909—1910 гг.) - во имя св. Иннокентия Иркутского и св. Серафима Саровского. Прихода при храме нет. Церковного капитала 1150 руб. Причтовый капитал 11 005 руб. Штат: священник и два псаломщика. Жалованье причту не положено. Для причта имеется деревянный двухэтажный дом. Справочная книга Тобольской епархии к 1 сентября 1913 г./Издание Тобольского Епархиального Братства Св. Великом. Димитрия Солунского/Тобольск. Типография Епархиального братства, 1913 г. В 2016 году исполнилось 240 лет со дня освящения храма св. Семи отроков Эфесских. Храм св. Семи отроков находится на Завальном кладбище г. Тобольска. Храм небольшой, скромный, и, к сожалению, часто туристические группы и гости города проходят мимо. А ведь храм этот уникальный. Чтобы показать духовное значение храма Семи отроков в жизни города, окунемся немного в историю. В России вплоть до XVIII в. усопших хоронили рядом с приходскими храмами. Людей знатного происхождения, высшее духовенство хоронили под сводами соборов. (С этим, кстати, столкнулись реставраторы при восстановлении подгорных храмов). В 1723 году Петр I издал указ, запрещающий захоронение внутри города всех лиц, кроме «знатных персон». Но этот указ не сразу вступил в действие, поначалу он практически не исполнялся. В период правления Екатерины II повторно издается указ о создании городских кладбищ. В указе было определено, что место для кладбища «для погребения мертвых тел отводить за городом». Тогда и появилось завальное (за городским валом) кладбище в Тобольске. Вскоре на кладбище была заложена деревянная церковь во имя Семи отроков Ефесских, а в 1772 году было объявлено о строительстве каменной церкви на кладбище. Строительство храма поручили геодезии сержанту Андрею Абарину.

http://sobory.ru/article/?object=00969

0  p уб. Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Том LXVIII — Магазин 1 шт 1500.00  p уб. 2 шт 3000.00  p уб. 3 шт 4500.00  p уб. В томе продолжается публикация статей на букву «Т». Открывает настоящее издание статья о выдающемся католическом богослове и естествоиспытателе Тейяре де Шардене и завершает том статья о Томской области. Содержание тома отличается разнообразием. В нем представлена странноведческая тема, в частности том содержит статью о Того. 67-й том включил многочисленные материалы о православных епархиях и викариатствах, а также о регионах России, в частности о Темниковском викариатстве, Тернопольской и Кременецкой епархии УПЦ, Тимокской епархии Сербской Православной Церкви, Тираспольской и Дубоссарской епархии РПЦ, Тихвинской и Лодейнопольской епархии РПЦ, Тихорецкой и Кореновской епархии РПЦ, Тобольской и Тюменской епархии РПЦ, Тольяттинской и Жигулевской епархии РПЦ, Томской и Асиновской епархии. Том по праву может считаться Свято-Тихоновским, хотя статья о Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете была опубликована в одном из предшествующих томов. Обширная статья о Патриархе Тихоне (Беллавине) включает разделы о детских и юношеских годах Святителя, преподавательской деятельности и принятии монашества, пребывании во главе Ярославской и Виленской епархий, избрании на Московскую кафедру, начале деятельности Поместного Собора 1917 г., избрании Патриархом, первых годах Патриаршества, служении Патриарха в 1921 году и участии в борьбе с голодом, о советской кампании по изъятию церковных ценностей, пребывании Патриарха под следствием в Донском монастыре, подготовке процесса над Патриархом Тихоном и тюремном заключении, деятельности Патриарха Тихона в 1923 г. после освобождения, Патриаршем служении в 1924 г. В статье также рассказывается о значении деятельности Патриарха Тихона для РПЦ, обретении его мощей, почитании и канонизации, иконографии и фотографиях на которых присутствует Патриарх, его портретах и лицевом шитье.

http://pravenc.ru/shop/2721310/

Всеподданнейший отчет обер-прокурора святейшего Синода К. Победоносцева по ведомству Православного исповедания за 1896 и 1897 годы Источник Содержание Чрезвычайные события в Церкви и государстве Торжество священного коронования Открытие мощей св. Феодосия Углицкого Торжественные юбилейные празднества в память исторических событий и лиц I. Управление Синодальное Епархиальное Перемены в составе Российской иерархии Потери, понесенные Русской Церковью, в лице скончавшихся иерархов Перемены в центральном управлении ведомства православного исповедания Состояние епархиальных управлений Обозрение епархий преосвященными Обозрение протопресвитером Желобовским церквей военного ведомства II. Церкви и монастыри Церкви Об освящении нового Киево-Владимирского собора Об ассигновании из казны денег на церковныые сооружения Об отпуске из казны денег на устройство парового отопления в Смоленском кафедральном соборе О содержании в благоустроенном виде кладбищ Монастыри Восстановление Смоленско-Зосимовской пустыни Возведение женских общин в монастыри Вновь учрежденные женския общины Обращение в женскую общину существующего в Харьковской епархии приюта Число монастырей и монашествующих О расходе на содержание Алексеевского монастыря в г. Риге Об отпуске из казны по 2.000 р. в год на содержание Бодбийского монастыря III. Утверждение веры и благочестия Положение православия в Холмско-Варшавской епархии Положение православия в западных епархиях Положение православия в Грузинском экзархате Положение православия в Финляндии Миссии и их деятельность I. Сибирские миссии а) Алтайская миссия б) Киргизская миссия в) Миссионерская деятельность в Енисейской епархии г) Миссии в Тобольской епархии: Сургутская и Обдорская. д) Чукотская миссия Якутской епархии е) Камчатская духовная миссия ж) Забайкальская духовная миссия з) Иркутская духовная миссия II. Миссии европейской России а) Калмыцкая миссия в Астраханской епархии в) Киргизская миссия в Оренбургской епархии г) Противомусульманская миссия в Рязанской епархии III.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Pob...

Глава четвертая Пределы Сибирской епархии к началу XVIII в. Колонизации Сибири со второй половины XVII в. до половины XVIII в. Постройка городов, крепостей, слобод, заводов. Укрепленные линии Западной и Восточной Сибири. Колонизация Приморской области и Камчатки и укрепление их за Русью с постройкой городов. Административное деление Сибири в половине XVIII в. с разделением на провинции и дистрикты. Христианская миссия в Сибири в конце XVII и в XVIII в. Даурская-Забайкальская миссия. Миссионерские труды Тобольского митроп. Филофея-схимонаха Феодора и его сотрудников и продолжателей его дела – в лице иркутских архиереев к половине XVIII в. Камчатская миссия. Постройка храмов в Сибири. Состав и пределы Тобольской епархии в начале XVIII в. Иркутское викариатство. Прикрытие его и присоединение области Иркутского викария к Тобольской епархии. Трудность управления Сибирской епархией одному архиерею. Открытие самостоятельной Иркутской епархии (1727 г.); её состав. Присоединение к ней от Тобольской епархии Илимска и Якутска с их округами. Состав и пределы Тобольской и Иркутской епархий к половине XVIII в. Их постоянство. Неосуществившийся проект открытия Камчатской или Якутской епархий в половине XVIII в. XX Сибирская епархия (Тобольская митрополия) к началу XVIII века представляла собой громадное пространство. В течение XVII в. в своих крайних пределах она успела подойти к естественным границам на севере – к Ледовитому океану, на востоке приблизилась к Великому океану, на юге она сомкнулась с землями, подвластными Китайской Империи – в, так называемой, Даурии. Юго-западная граница Тобольской епархии шла по киргиз-кайсацким и калмыцким степям, примыкавшим к южному Уралу. Уральский хребет на всем своем протяжении составлял естественную западную границу Сибирской епархии почти за весь XVIII-й век. Сибирская епархиальная территория, заключенная в этих границах, раскидывалась во все стороны более, чем на 300 000 квадр. миль. Новые приобретения в XVIII в. увеличили ее еще почти на 50 000 квадр. миль. 378

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Братолюбов Сергей Васильевич; 16.06.1882, Казань - 27.02. 1968, Ульяновск), архиеп. Ульяновский и Мелекесский. Из семьи протоиерея. Окончил Казанские ДУ и ДС, затем в 1906 г.- КазДА со степенью канд. богословия. 21 дек. 1906 г. был назначен помощником инспектора Симбирской ДС. 15 апр. 1907 г. архиеп. Симбирским и Сызранским Иаковом (Пятницким ; впосл. митрополит) пострижен в монашество с именем Иоанн в честь почитаемого им прп. Иоанна Лествичника в Казанской иконы Божией Матери Жадовском мужском монастыре . 18 апр. 1907 г. архиеп. Иаковом рукоположен во диакона, 19 апр.- во иерея. 24 авг. того же года переведен помощником смотрителя Усть-Сысольского ДУ Вологодской епархии. В 1908-1912 гг. занимал должности в духовных учебных заведениях Пермской и Олонецкой епархий. 8 сент. 1912 г. возведен в сан архимандрита и назначен зав. Могилёвской пастырской школой. С 12 авг. 1914 г. смотритель Каргопольского ДУ. 28 окт. 1915 г. переведен на службу в ведомство протопресвитера военного и морского духовенства. С 28 дек. 1916 г. был помощником начальника Житомирского уч-ща пастырства. С 3 сент. 1917 г. исполнял должность настоятеля в тюменском во имя Святой Троицы мужском монастыре . С 1920 по май 1921 г. служил священником в церквах сел Пятницкое и Усть-Тунгуска, относившихся к Енисейской епархии. С июня 1921 г. был настоятелем тобольского Знаменского мон-ря. 22 янв. 1922 г. Патриархом св. Тихоном определен епископом Берёзовским, викарием Тобольской епархии. С 1 июня исполнял обязанности настоятеля церквей в Обдорске (ныне Салехард), а также управлял церквами Берёзовского вик-ства в сане архимандрита с правом служения на орлецах, с дикирием и трикирием. С 19 мая (по др. данным, в июне-июле) 1923 г. служил в Керженском единоверческом жен. мон-ре. 1(14?) авг. 1923 г. хиротонисан в Москве во епископа Берёзовского. Хиротонию возглавил Патриарх св. Тихон в сослужении Уральского архиеп. Тихона (Оболенского ; впосл. митрополит), вик. Тульской епархии, Каширского еп. сщмч. Николая (Могилёвского ; впоследствии митрополит). Назначен временно управляющим Тобольской епархией. С 23 июля по 4 авг. 1924 г. управлял Иркутской епархией. 4(26?) авг. назначен епископом Воткинским, викарием Сарапульской епархии. 12 апр. 1925 г. был в числе подписавших акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. Петру (Полянскому) . С апр. 1926 г. епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. С 13 июля 1927 г. епископ Шацкий, викарий Тамбовской епархии, но, согласно автобиографии, он только числился епископом Шацким, при этом проживал в Воткинске (ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 7. Д. 55. Л. 4). С 27 февр. 1929 г. епископ Уральский и Покровский. С авг. 1930 г. епископ Курганский, викарий Тобольской епархии.

http://pravenc.ru/text/469458.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВОЛОГОДСКАЯ И КИРИЛЛОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, преемственно связана с учрежденной в 1383 г. Пермской епархией, центром к-рой являлся Усть-Вым (совр. с. Усть-Вымь в Усть-Вымском р-не Республики Коми), выделенной из Ростовской и Новгородской епархий. С 1492 г. Великопермская и Вологодская, с 1589 г. Вологодская и Великопермская с центром в Вологде, с 1657 г. Вологодская и Белозерская, с 1788 г. Вологодская и Великоустюжская, с 1888 г. Вологодская и Тотемская, с 1945 г. Вологодская и Череповецкая, с 1965 г. Вологодская и Великоустюжская, с 23 окт. 2014 г. Вологодская и Кирилловская. 23 окт. 2014 г. решением Свящ. Синода из состава Вологодской епархии были выделены две самостоятельных епархии - Великоустюжская и Череповецкая, в результате чего в ведении В. е. остались Вологда, Вологодский, Важегодский, Верховажский, Грязовецкий, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Сянжемский, Усть-Кубинский, Харовский и Шекснинский районы Вологодской области. Одновременно епархия включена в состав новообразованной Вологодской митрополии . Кафедральный город - Вологда. Кафедральный собор - в честь Рождества Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - митр. Савва (Михеев ; с 25 авг. 2020). Епархия разделена на благочиннические округа: Центральный г. Вологды, Северо-Восточный (Зареченский) г. Вологды, Южный г. Вологды, Северо-Западный г. Вологды, Верховажский, Кирилловский, Междуреченский, Сокольский, Харовский, Шекснинский. К нач. 2016 г. в В. е. действовали 105 храмов, 5 мон-рей (3 муж., 2 жен.), в клире епархии состояли 100 священнослужителей (95 священников, 15 диаконов). Территория епархии в кон. XIV - нач. XV в. включала земли Вычегодской (Старой) Перми (по берегам рек Вычегда, Вымь и Сысола; совр. Республика Коми). Во 2-й пол. XV в. в результате деятельности Пермских епископов священномучеников Питирима и Ионы к епархии присоединились земли Вел. Перми (по берегам рек Кама, Колва, Вишера; совр. Коми-Пермяцкий автономный округ). После вхождения Новгорода в состав Московского гос-ва (1478) по повелению вел. кн. Иоанна III в февр. 1492 г. митр. Зосима и Новгородский архиеп. Геннадий (Гонзов) «придали из митрополии и из архиепископии из Новогородъскиа, церкви свои на Вологде в городе и на посаде епископу Пермскому Филофею в Пермскую епископию» (ПСРЛ. Т. 12. С. 232); центром Великопермской и Вологодской епархии оставалась Усть-Вымь. В 1571 г. Великопермской кафедре из Новгородской епархии были переданы земли по рекам Вага и Сев. Двина, а также Каргополь; в 1584 г. эти территории были включены в состав Митрополичьей (с 1589 Патриаршей) области; в 1613-1617 гг., во время оккупации шведами Вел. Новгорода, население двинских волостей, Ваги и Каргополя платило церковные дани и венечный сбор Вологодским архиереям. В кон. XVI - нач. XVII в. (до образования Тобольской епархии в 1620) Вологодские архиереи управляли также сибирскими храмами.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Хабаровский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Хабаровском крае [ править править код ] Территория нынешнего Хабаровского края начала осваиваться русскими с XVII века. Вместе с ними здесь появляется и Православие, земли эти входят в состав Тобольской епархии. По Нерчинскому договору 1689 года русские ушли с Приамурья, но Айгунский договор 1858 года вернул России левый берег Амура. Тем временем Дальний Восток России входил в Ируксткую (с 1721 года), а затем в Камчатскую (с 1840 года) епархии. В 1898 году Святейший Синод разделил последнюю на Владивостоксую и Благовещенскую, и территория современного Хабаровского края оказалась в составе обеих. Во время революционного лихолетья обе епархии были разгромлены и пресеклись – первая в 1934-1935 годах, вторая в 1936 году. В 1920-х годах назначаются первые архиереи с титулом Хабаровский как викарии Благовещенской епархии. К началу Великой Отечественной войны в Хабаровске не было действующих церквей, оставались только часовни на кладбище и у вокзала. В годы войны государство сделало шаг навстречу верующим и в Хабаровске открылось два храма: Рождественский и Александро-Невский в Краснофлотском поселке, которые вошли в ведение Новосибирского владыки. 25 января 1945 года было принято постановление Священного Синода об учреждении Хабаровской и Владивостокской епархии в пределах Приморского и Хабаровского краёв, Камчатки, Сахалина и Курильских островов. Под окормление епископа Хабаровского также передавались приходы Якутского и Читинского викариатств Иркутской епархии. Вначале кафедральным городом намечался Хабаровск, но вскоре после начала деятельности епархии кафедра была перемещена во Владивосток. Епархия сохраняла самостоятельное управление до 1949 года, после чего вдовствующей епархией управляли Иркутские иерархи. С 1943 по 1948 год в пределах епархии было открыто 10 приходов, после чего вплоть до 1980-х годов все многочисленные прошения верующих об открытии новых приходов откланялись властями.

http://azbyka.ru/palomnik/Хабаровский_кр...

Забайкальский край Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Православие в Забайкальском крае [ править править код ] После присоединения к России, Забайкалье входило в состав единственной тогда сибирской епархииТобольской. С 1727 года, когда учреждена была Иркутская епархия, оно вошло в её состав, а с 1861 года числилось в составе селенгинского викариатства. 12 марта 1894 году император утвердил решение Святейшего Синода об образовании самостоятельной Забайкальской епархии с кафедрой в городе Чите. Православного населения в епархии в 1900 году насчитывалось 401 758 человек, церквей — 338, молитвенных домов и часовен — 225, монастырей — 4 (два — женские); в 1902—1903 гг. за епархией числилось школ грамоты — 107, церковно-приходских — 197 (в том числе 8 — двухклассных). Церковно-приходские попечительства были при всех церквях, входящих в епархию. Раскольников, сектантов и протестантов в 1900 на территории епархии насчитывалось до 64 тыс. чел. В составе епархии были Читинское духовное училище, Епархиальное женское училище. После Октябрьской революции в Чите стали активны обновленцы, но однозначно определить принадлежность к ним Читинских архиереев 1920—1930 годов затруднительно. В 1930 году Забайкальская епархия в юрисдикции патриаршего местоблюстителя Сергия (Старогородского) была упразднена. Обновленческий синод 21 января 1931 года разделил Сибирскую митрополию на Западную и Восточную, в составе последней определено было быть Читинской епархии. В 1948 году решением Священного Синода была восстановлена Иркутская епархия, в состав которой вошла в том числе территория Забайкалья. Правящий архиерей получил титул Иркутский и Читинский. Решением Священного Синода от 21 апреля 1994 года Забайкальская епархия была восстановлена в прежних границах, правящему архиерею было определено именоваться Читинским и Забайкальским. 10 октября 2009 в связи с образованием Улан-Удэнской и Бурятской епархии, правящему архиерею определено именоваться Читинским и Краснокаменским. Населённые пункты [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Забайкальский_...

Гермоген (Долганов Георгий Ефремович), еп. Тобольский и Сибирский Родился 25 апреля 1858 года. Сын священника Херсонской епархии. Низшее и среднее образование получил в духовно-учебных заведениях Херсонской епархии. Затем он выдержал экзамен на аттестат зрелости при классической гимназии г. Ананьева, Херсонской губернии и поступил в Новороссийский университет, где и окончил полный курс юридического факультета. Здесь же, кроме того, он прошел курс математического факультета, слушал лекции на историко-филологическом факультете и оставил университет только в 1889 году. Глубоко религиозный с детских лет, он рано почувствовал влечение к подвижнической жизни, но решительный шаг сделал только под влиянием Херсонского архиепископа Никанора. Оставив университет, он поступает в С.-Петербургскую духовную академию и здесь в 1890 году принимает монашество, причем постригает его митрополит С.-Петербургский и Ладожский Антоний, бывший в то время ректором Академии в сане епископа. Посвященный в сан иеродиакона, затем 15 марта 1892 года – во иеромонаха, о. Гермоген, кроме научных занятий в Академии, много потрудился в деятельности пастырской, принимая горячее участие в кружке студентов-проповедников. В 1893 году окончил академию со степенью кандидата богословия и был назначен инспектором Тифлисской духовной семинарии. С тех пор, до последнего назначения, деятельность о. Гермогена была посвящена г. Тифлису и Грузинскому экзархату. В 1898 г. о. Гермоген был назначен ректором семинарии с возведением в сан архимандрита и затем почти одновременно определен членом Грузино-Имеретинской Синодальной Конторы и председателем Епархиального Училищного Совета. Кроме того, он был редактором «Духовного Вестника Грузинского Экзархата» и исполнял многие другие поручения, возлагавшиеся на него епархиальным начальством. 14 янв.1901 года в Казанском соборе на Калужской площади в Москве хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии. Чин хиротонии совершали: митр. С.-Петербургский и Ладожский Антоний, митр. Киевский и Галицкий Феогност, митр. Московский и Коломенский Владимир, архп. Холмский и Варшавский Иероним и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание РПЦ, образована решением Синода от 26 июля 2012 г. путем выделения из состава Кемеровской и Новокузнецкой епархии (см. Кемеровская и Прокопьевская епархия ) в адм. границах Анжеро-Судженского, Тайгинского и Юргинского городских округов, а также Ижморского, Мариинского, Промышленновского, Тисульского, Топкинского, Тяжинского, Чебулинского, Юргинского, Яйского и Яшкинского муниципальных районов Кемеровской области , входит в образованную тогда же Кузбасскую митрополию . Кафедральные города - Мариинск и Юрга. Кафедральные соборы - мариинский Никольский и юргинский Иоанно-Предтеченский, при к-ром располагается ЕУ. Правящий архиерей - еп. Иннокентий (Ветров; 26 июля 2012 игум. Иннокентий был избран Синодом на Мариинскую кафедру, 29 июля возведен в сан архимандрита, епископская хиротония состоялась 21 авг. того же года). М. и Ю. е. разделена на 4 благочиннических округа: Мариинский, Юргинский, Топкинский и Анжеро-Судженский. К июлю 2016 г. действовали 47 храмов и 22 часовни, в клире состояли 40 священников и 2 диакона. При ЕУ работают отделы: взаимодействия с Вооруженными Силами, правоохранительными учреждениями и казачеством, миссионерской работы, молодежной работы, религиозного образования и катехизации, социального служения и благотворительности, строительного, архитектурного и эстетического надзора, тюремного служения. В 1620-1834 гг. территория М. и Ю. е. входила в Сибирскую и Тобольскую епархию (с 1768 Тобольская и Сибирская; см. Тобольская и Тюменская епархия ), в 1834-1937 гг.- в Томскую епархию. В июле 1891 г. территорию епархии проездом посетил наследник престола цесаревич Николай Александрович (впосл. имп. мч. Николай II Александрович ), возвращавшийся в С.-Петербург из путешествия на Восток. С 1923 по 1924 г. в Мариинске находилась кафедра «епископа» Иоанна Ильина, викария Томской обновленческой епархии (до уклонения в раскол - вдовый протоиерей, настоятель мариинской Всехсвятской кладбищенской ц.). В кон. 20-х - 30-х гг. ХХ в. на территории М. и Ю. е. происходило массовое закрытие храмов, духовенство подвергалось гонениям. После ареста в 1937 г. еп. Серафима (Шамшева) Томская епархия прекратила существование. К нач. Великой Отечественной войны в Зап. Сибири действовала только Успенская ц. в Новосибирске.

http://pravenc.ru/text/2562020.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010