На Руси изображения Л. и. встречаются редко. Самые ранние относятся к XVI в.: в росписях в 2 ярусах на сев. стене и сев.-зап. столбе Покровского (ныне Троицкого) собора в Александровской слободе (60-е гг. XVI в., переписаны в XIX в.); на 22 дробницах (60-е гг. XVI в.) на подвесной пелене (80-90-е гг. XVIII в.) из Благовещенского собора Московского Кремля (ГММК); во фресках на сев. и зап. стенах Смоленского собора Новодевичьего монастыря в Москве (кон. XVI в.). К тому же периоду относятся: икона «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» из Ростовского Борисоглебского монастыря на Устье (1587, ГМЗРК); «Смоленская икона Божией Матери, с клеймами» из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК; см. Цицинова (в печати)); росписи Благовещенского собора г. Сольвычегодска (1600, под записью). Во всех случаях изображение Л. и. (исключение составляет икона из ГМЗРК) помещено в сценах, иллюстрирующих отдельные сюжеты «Сказания...». Иконографический тип иконы тождественен типу Тихвинской иконы Божией Матери, отличительной чертой к-рой является положение правой ступни Младенца, развернутой на зрителя. Таким же образом Л. и. представлена: на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» работы иконописца Истомы Гордеева (после 1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)); на иконе «Богоматерь Тихвинская, с чудесами» работы иконописцев Федора Елизарьева и Гавриила Кондратьева (1668, ГММК); на московской иконе «Богоматерь Тихвинская, с историей образа в 112 клеймах» (история Л. и. помещена в клеймах с 78 по 87; кон. XIX в., ГТГ). Другой иконографический извод Л. и.- Богоматерь «Одигитрия», без отличительных деталей и надписей, встречается на русских иконах XVII, XIX вв.: на иконе работы иконописца Симеона Спиридонова Холмогорца «Богоматерь с Младенцем на престоле» из ярославской ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках (80-е гг. XVII в., ЯХМ), где изображение Л. и. помещено в 2 клеймах (10, 15), иллюстрирующих Сказание о Л. и. ( Чинякова. 2009. С. 22); на иконе работы мстёрского иконописца В. А. Кукина «Богоматерь Неопалимая Купина, с чудотворными иконами Богоматери» (1894, собрание В. А. Бондаренко); на палехской минейной иконе на янв., февр., март и апрель с избранными образами Богоматери на полях (1-я четв. XIX в., собрание И. В. Возякова); на иконе «Успение и свод чудотворных икон Богоматери» (XIX в., ГТГ). На 3 последних изображение иконы сопровождается наименованием «Римская».

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Девица Левестам, будучи протестантского исповедания, по собственному влечению, обратилась с молитвою к православным иконам, правильно изображала на себе знамение креста и делала поклоны поясные и земные; по переселении в лазарет соблюдала посты, в среду и пяток во весь год не употребляла скоромной пищи; несколько раз приглашала Гатчинского священника и служила молебны Божией Матери Тихвинской и Николаю чудотворцу. Но болезни усиливались и она перевезена была в С.-Петербург 17 сентября 1860 года в больницу св. Ольги, близ Смольного монастыря. Припадки и здесь усиливались, бывало, что тело больной изгибалось назад в виде колеса, так что затылок ее прикасался к пяткам, или же сгибание тела происходило вперед, и тогда голова помещалась между коленами; при больной находились две сиделки и опытный фельдшер и употреблялись все противосудорожные средства, но болезнь шла своим чередом. Около 9-го октября явились еще спазмы в горле, так что больная в течение 12 дней не могла принимать никакой пищи, находилась постоянно в пляске Витта, в судорогах и спазмах, 18-го октября явился ей во сне старец и сказал: " Встань и поезжай в Исаакиевский собор, там есть чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, отслужи ей молебен и поставь свечи Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех святых и при выходе из церкви удовлетвори всех нищих; скорей, скорей поспеши и ты исцелишься " . После внутреннего колебания она сообщила окружавшим ее о сновидении и тотчас почувствовала некоторое облегчение. Брат ее коллежский секретарь Левестам, протестант, обещал на другой день прислать карету, чтобы отвезти ее в Исаакиевский собор. Между тем, на 19-е число явился ей тот же старец и велел спешить исполнением сказанного ей. В тот же день начальство дозволило ей ехать в присланной от брата карете вместе с двумя сиделками и фельдшером. Брат послал карету только по великому настоянию больной и других лиц. На пути к собору были с нею 2 припадка столь сильные, что едва могли держать ее; почти на руках сопровождавших ее она была внесена в церковь.

http://pravicon.com/info-190

1731 — По указу Преосвященного Иоакима монахини переведены в прежний свой Рождественский монастырь. 1736 — Архиепископ Иоаким отменил крестный ход с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1742 — По прошению игумении Евдоксии митрополит Арсений (Мацеевич) возобновил крестный ход со святыней обители —Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1744 — На нижнем этаже Рождественского собора возобновлен и освящен храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. 1764 — В Рождественский монастырь переведены монахини упраздненного Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря. — Согласно реформе распределения монастырей по разрядам, Рождественский монастырь становится штатным монастырем третьего класса. 1772 — В Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завещанию возобновлен придел во имя Космы и Дамиана и переосвящен в честь Троицы. — Запрещено умерших монахинь погребать в стенах Рождественского монастыря, как находящегося внутри города, а хоронить их в Троице-Варницком, или Петровском, или в Богоявленском монастырях. 1794 — На нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца . 1810 — Построено крыльцо, объединяющее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. 1817 — На месте обветшалой колокольни построена новая над папертью Рождественского собора. 1818 — 10 мая обитель посетила императрица Мария Феодоровна. 1835 — В северо-западном углу монастыря построена монастырская гостиница. 1847 — 7 сентября в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) устроен храм тщанием игумений Павлы (Шатиловой) на средства монастыря и ростовского купца Максима Михайловича Плешанова. 1852 — К Тихвинскому храму пристроено двухэтажное здание с трапезной на втором этаже. 1854 — 3 декабря в трапезной освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары. 1856 — 15 января в трапезной освящен второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 1883 — Поновлены настенные росписи Рождественского собора.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростовский_жен...

В архитектурном облике церкви Тихвинской иконы Богоматери преобладали позднеклассические детали декора. Кубический объем храма завершался четырехскатной кровлей, глухим круглым деревянным барабаном с полуциркульными окнами, полусферическим покрытием и главкой-сферой на невысоком барабане с кованым ажурным крестом. С восточной стороны размещалась алтарная апсида, перекрытая полукупольной кровлей, с главкой на ней. Фасады теплой части храма были крайне скупо декорированы двойными полочками над средними окнами и элементами классического декора в соответствии с эстетикой позднего классицизма. Кроме того, в арочных нишах западного фасада в технике фресковой росписи были изображены попарно святители: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Николай Мирликийский. Протяженная пристройка теплого храма вносила определенную цезуру между силуэтами завершений храма и колокольни, создавая контрастное противопоставление распластанной горизонтали и динамичной вертикали. Входы в храм с запада, севера и юга были оформлены деревянными крыльцами с двухскатной кровлей и резными столбиками. В средней части холодного храма размещались большие полуциркульные окна, снаружи забранные коваными металлическими решетками. Подкарнизники украшались накладными деревянными частыми " сухарями " . Трехъярусная колокольня возвышалась прямо над входом в храм. Ярус звона, где висели колокола, был третьим по счету. В завершении его располагался круглый барабан с полусферическим завершением и высоким тонким шпилем с яблоком и " процветшим " крестом. Кладбище вокруг Тихвинской церкви обнесли в начале XX в. оградой из гранитных столбов с шарами и металлической решеткой, со Святыми вратами с западной стороны. За оградой, на юго-западном углу погоста, находилась церковная сторожка. Интерьер холодного храма украшал резной иконостас в один чин с вызолоченной резьбой, с привнесенными элементами в виде виноградной лозы - символом Новозаветной церкви и иконами в серебряных окладах. Из-под купола храма опускалось литое бронзовое трехъярусное паникадило. Ныне все это великолепие можно увидеть лишь на фотографии начала века.

http://sobory.ru/article/?object=19498

В монастырской библиотеке числилось более 700 книг, в том числе на латинском, французском и греческом языках, учебники по философии, логике, словесности, риторике, словарь церковно-славянского языка, философская энциклопедия, латино-российкий лексикон, еврейский словарь и т.д. В библиотеке хранились старинные карты Китая, Тибета, Маньчжурии, Монголии. Содержались, согласно описи, собрания сочинений: Естественная история, Быт русского народа в 7 томах, Описание Отечественной войны 1812 года М. Данилевского в 4 томах, Русская история Карамзина в 12 томах, Русская история Устрялова, Булгарина, Всеобщая история и др. ценные книги. В каменной Троицкой церкви содержатся: Иконостас резной работы «с колоннами и тумбами на голубом поле, с резными святыми изображениями, иконостас позолочен листовым золотом, царские врата той же работы позолочены – южные и северные врата с изображениями архангелов Михаила и Гавриила (Рафаила)». Далее идут описания икон: Успения Божией Матери, Иоанна Предтечи, Нерукотворного Образа в серебряной ризе, Владимирской иконы Божией Матери, за правым клиросом – икона Божией Матери. Две хоругви – при правом клиросе с изображением Святой Троицы и Успения Божией Матери, при левом – Нерукотворного Образа Христа Спасителя и Казанской иконы Божией Матери. На левой стороне – икона Тихвинской Божией Матери «в серебряном под золотом окладе и в таком же высоком венце, по краям изображены разные святые высотою 7 верхов и шириною 6 верхов». В сей церкви (Троицкой) - шесть больших пред иконами лампад. В Троицком храме «над иконостасом – большое резное изображение распятия Господа нашего Иисуса Христа в рост человека». В Никольском приделе, расположенном от входа с правой стороны, было следующее имущество и церковная утварь. Иконостас резной работы под листовым золотом на голубом поле с резными святыми изображениями. В иконостасе царские врата такой же работы. Местные иконы: «Вседержителя с серебряным венцом и с привескою серебряного креста на такой же цепочке»; «Божией Матери с Предвечным Младенцем в серебряном под золотом венце с привескою серебряного креста на такой же цепочке», «Святителя Николая с благословляющим его Спасителем и Божию Материю в серебряных венцах. На стене против правого клироса – «образ Святой Троицы с предстоящими Авраамом и Сарою, все пять лиц в серебряных под золотом венцах и гривнах». В этом же приделе имелись две большие лампады и несколько малых лампах в алтаре и пред иконами у клиросов. Близ правого клироса – деревянное настоятельское место и деревянный крашеный шкаф для книг.

http://sobory.ru/article/?object=14366

После кончины игумении Александры ее преемницей по желанию сестер стала бывшая казначея Ново-Тихвинской обители монахиня Магдалина (Неустроева). По мнению насельниц, именно она могла сохранить тот дух трудолюбия, покоя и согласия, который царил в монастыре при матушке Александре. Игумения Магдалина возглавляла монастырь в течение 35 лет с 1858 по 1893 год. За это время число сестер постоянно росло. Так, в 1866 году в обители проживала 381 насельница, в 1881 году – 510, в 1890 – уже 605. Исторические источники за 1866 год свидетельствуют о появлении новых насельниц в возрасте от 4 до 77 лет. Обитель благоукрашалась новыми храмами. В 1852–54 годах была закончена перестройка Александро-Невского собора. В 1865-66 годах были освящены еще два храма – надвратный Введенский и во имя святого Феодосия Тотемского. Через пятнадцать лет, в 1881 году на самой удаленной от города Малобулзинской заимке была заложена каменная церковь во имя святого праведного Симеона Верхотурского. В 1918 году сестры монастыря были последними, кто на этой земле оказал помощь семье Царственных Страстотерпцев. До самой гибели царственных узников инокини приносили для них в корзинках свежие продукты; об этом сохранились благодарные свидетельства в дневниках Государя и Императрицы. Сестры принесли передачу и в тот день, когда в живых больше не было никого из тех, кому она предназначалась. Монахини и послушницы Ново-Тихвинского монастыря продолжали свои молитвенные подвиги и труды вплоть до насильственного закрытия обители в 1922 году. Современное состояние [ править править код ] Милостью Божией в 1994 году Ново-Тихвинский монастырь был возрожден. 19 мая 2013 года, после освящения Александро-Невского собора Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил впредь именовать обитель Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь. Главный праздник обители — день Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля). Настоятельница монастыря — игумения Домника (Коробейникова). Храмы [ править править код ] Собор во имя святого благоверного князя Александра Невского [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Ново-Тихвински...

23 июня 2004 года после продолжительной тяжелой болезни скончался протоиерей Александр Комин. Его смерть стала невосполнимой утратой для родных, прихожан Тихвинской церкви, жителей Краснозаводска и многочисленных духовных чад. Он был верный послушник Бога, добрый пастырь, истинный воин Христов. Его заботой храм был воссоздан и налажена литургическая жизнь. Настоящие подвижники-христиане в жизни почти незаметны. Таким был протоиерей Александр Комин, таким он остался в сердцах всех, кто его знал. На место почившего настоятеля был назначен священник Ярослав Шелест, прослуживший в этой церкви до 2006 года. В настоящее время настоятелем, по совместительству, является священник Александр Колесников. Село Выпуково находится в 8 километрах от Краснозаводска, в котором сейчас проживает около 13 тысяч человек. Священнослужители прилагают усилия по пастырскому окормлению своей паствы. Их трудами налажено сотрудничество с учебными заведениями города, организована воскресная школа, не оставлены без попечения больные и престарелые. Богослужения в Тихвинской церкви совершаются регулярно по воскресным и праздничным дням. Из особо почитаемых святынь – иконы Божией Матери: «Тихвинская» в ризе, и «Неопалимая Купина». Источник: http://www.spblago.ru/?p=746 Кирпичная церковь Тихвинской иконы Божией Матери была построена в стиле раннего классицизма в 1796-1808 гг. на средства прихожан. Обширный северный придел трапезной во имя Рождества Иоанна Предтечи - второй половины XIX в. Храм закрыт в 1936 г., возвращен в 1990 г. и отреставрирован. Особо чтимые храмовые иконы - Тихвинской Божией Матери в ризе, " Неопалимая Купина " . Церковь Тихвинской иконы Божией Матери в с.Выпуково является объектом культурного наследия регионального значения (Постановление Правительства МО от 15.03.2002 г. 84/9). Кирилл Аминов 04 апреля 2015 г. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=00048

Епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав посвятил сообщение празднованию 640-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери и 250-летия со дня присвоения Тихвину статуса города. В рамках празднования этих событий состоялись фестивали " Тихвинский благовест " и " Под Покровом Божией Матери " Тихвинская " . Фестиваль духовной музыки " Тихвинский благовест " прошел 7 июля на берегу Дымского озера. Ему предшествовала Божественная литургия в Антониево-Дымском монастыре . 8-9 июля состоялись торжества по случаю 640-летия явления Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре . После Божественной литургии в обители прошел фестиваль " Под покровом Божией Матери " Тихвинская " . Выступил мужской хор петербургского Христорождественского подворья Александро-Свирского монастыря . Владыка Мстислав также познакомил с проектом молодежного отдела Тихвинской епархии " Святые тропы " , ставшим победителем грантового конкурса губернатора Ленобласти. В рамках проекта прошла смена молодежного палаточного лагеря " Колчановская святыня " , который также получил грант губернатора Ленобласти. 12 августа в лагере состоялась встреча " Развитие молодежного паломничества и туризма " на базе культурно-спортивного комплекса " Алексино " с епископом Мстиславом, представителями администрации Волховского района и Колчановского сельского поселения. По итогам работы лагеря появились два проекта: " Деревянное кольцо " , направленный на сохранение памяти о деревянном церковном зодчестве, и " От истоков к современности, от поисков к Истине " , который позволит малоцерковным людям узнать историю православия на Руси на примере святынь области. Сообщение епископа Гатчинского и Лужского Митрофана было посвящено XI миссионерской конференции движения " Ставрос " , прошедшей 25 июля в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре , а также совещанию руководителей молодежных отделов епархий и представителей региональных органов власти по молодежной политике и туризму СЗФО в рамках межрегионального форума " Ладога " , которое планируется провести 6 сентября в поселке Зеленый Бор.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

В интерьере сохранился старинный 5-ярусный иконостас, многие почитаемые иконы. Среди них: древний образ «Никола в житии», стоявший ещё в деревянном храме, до постройки каменного; ещё одна икона свт. Николая – в Тихвинском приделе; «Благовещение» (XVIII в.) – из разрушенного Благовещенского храма; иконы Божией Матери – Калужская, Казанская, Корсунская, «Утоли моя печали»; образы святых – Гурия, Самона и Авива, а также Зосимы и Савватия Соловецких. Текст из книги А. Рощектаева «Паломнический путеводитель по Калуге», На Козинке, на северной стороне, стоит церковь во имя св. Николая, невольно бросающаяся в глаза своей столпообразной колокольней. Эта церковь стояла первоначально на городской площади в крепости; в описи 1626 г. она описана — “церковь Никола Чудотворец” “в городе же”. В 1685 г. она была на старом месте, на северо-востоке от собора, и имела придел во имя митр. Филиппа. В Козью Слободку, на нынешнее место, перенесена в 1775—1779 гг. общественным городским коштом и построена каменной. В 1844 г. была распространена трапеза и построена новая колокольня. Храм кубической формы (без трапезы) и крыт на четыре ската полукруглым шатром. Трибун в виде толстого заостренного четырехугольника, такой же, как в Спас-Жировской церкви. В храме главный престол во имя св. Николая, а приделы — один во имя Божией МатериТихвинской, другой во имя свят. Петра, Алексея, Ионы и Филиппа. Колокольня трехъярусная, в виде массивного столба, увенчанного луковичнообразной большой главой. Храмовая икона св. Николая перешла из старинной церкви и не позже XVII в. Другая икона “Собор и акафист пр. Богородицы” писана в 7204 г. (1696 г.) иждивением нижегородского купца И.И. Пращина “в церковь св. Николая, что внутри города”. Ниже нынешней церкви, к Козинскому оврагу, было кладбище, которое с 1780 г. уничтожено, а с 1824 г. заселено обывательскими домами. Источник: http://emsu.ru/um/excurs/kaluga/malinin2/4.htm По данным описи 1626 года, церковь Николы Чудотворца находилась в крепости на городской площади, на северо-восток от Троицкого собора. В Козью Слободку, на нынешнее место, её перенесли в 1775-1779 гг. на общественные деньги и построили каменной. Первоначально храм был небольшим - однопрестольным. В 1844 г. к нему была пристроена трапезная часть с двумя приделами: в честь Тихвинской иконы Божией Матери и святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также колокольня. Ниже храма был Козинский овраг, а возле него - одно из самых старых известных калужских кладбищ, которое просуществовало до 1780 года. Постепенно место кладбища занималось и к 1824 году было застроено частными домами. Своим благоустройством храм во многом обязан калужскому мещанину Ф.А. Извекову, церковному старосте. В 1848 году при храме открылась церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=02531

В книге содержатся статьи о прп. Тихоне Калужском, основателе Успенской пустыни, прп. Тихоне Карачевском, основавшем Воскресенский мужской монастырь, прп. Тихоне Лухском, прп. Тихоне (Москвитянине), пустыннике Соловецкого острова, архиепископе Ростовском, Ярославском и Белозерском Тихоне (Малышке), священномученике Тихоне Архангельском, расстрелянном по распоряжению Особой тройки при УНКВД по Воронежской области в 1937 году, священномученике Тихоне (Никанорове), согласно преданию повешенному красноармейцами в 1920 году на Царских вратах, преподобномученике Тихоне (Бузове), расстрелянном в 1937 году на Бутовском полигоне, преподобномученике Тихоне (Кречкове), расстрелянном в 1930 году под Воронежом. Том содержит статью о митрополите Псковском и Порховском Тихоне , известном своей просветительской и культурной деятельностью, авторе книги «Несвятые святые». В книге опубликованы статьи о монастырях, в частности о Теплодарском Воскресенском женском монастыре Одесской епархии , Тервеническом Покровском женском монастыре Санкт- Петербургской епархии , Теребенской в честь святителя Николая Чудотворца мужской пустыни, Терноватском в честь апостола Иоанна Богослова женском монастыре Запорожской епархии , Терновском в честь Вознесения Господня женском монастыре Днепропетровской епархии , Тетеринской в честь Успения Богородицы женской пустыни Костромской епархии , Тираспольском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и преподобного Пахомия Великого женском монастыре, женском монастыре Тисмана Румынской Православной Церкви , Тихвинском Большом в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, Тихвинском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре, Тихвинской иконы Божией Матери женском монастыре Нефтекамской епархии , Тихвинской иконы Божией Матери Керенском мужском монастыре Сердобской епархии , Тихоновом Карачевском в честь Воскресения Христова мужском монастыре Брянской епархии , Тихоновом Лухском в честь Воздвижения Креста Господня мужском монастыре Кинешемской епархии , Тихоновой Калужской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской пустыни, Тобольском в честь иконы Божией Матери «Знамение» мужском монастыре, Толгском в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы женском монастыре.

http://patriarchia.ru/db/text/6008002.ht...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010