Обрадованные богодарованной победой, и относя как ее, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день этот, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке, которая в то время, как новоустроенная, была еще невелика и небогата постройкой. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и доныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя. Здесь-то Борис Петрович объявил Монарху сердечный обет, данный им, перед битвой Полтавской, Матери Божией, если останется победителем, основать в Борисовке, в честь чудотворной Тихвинской иконы, иноческую девическую обитель. Государь, одобрив сию благочестивую мысль своего полководца, сам избрал место для построения обители. Он, как утверждает предание, обозревая, вместе с фельдмаршалом, живописные окрестности Борисовки, обратил особое свое внимание на ту гору, которую занимает ныне обитель, и, повелев сделать большой деревянный крест, собственноручно водрузил оный на вершине горы, назначая тем место то для церкви, во имя любимого им праздника – Преображения Господня, что по времени и было исполнено построением в ней теплого храма сего наименования; главная же церковь , согласно первоначальному намерению графа Бориса Петровича, была устроена во имя Тихвинской Богоматери; от чего и самая обитель получила наименование Борисовской Тихвинской. Всякий, кто посещал Борисовскую обитель, неоспоримо должен сознаться, что выбор для нее места делает честь вкусу Государя, указавшего оное. Гора эта, будучи выше других, стоит отвесно над рекою, возвышаясь над нею как неприступная скала, она почти отделена от цепи проходящих здесь холмов: с юго-востока обтекает ее река Ворскла, живая свидетельница славной битвы Полтавской; на противоположном берегу ее правильно раскинута Борисовская слобода; на юге, под горою, располагаются на дальнее пространство живописные луга, прорезанные ручьями. С запада горы и дебри, покрытые густым лесом, лишь с севера гора эта соединяется небольшим перешейком с грядою холмов, также покрытых лесом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Тихвинская икона Богородицы г. Болхова явилась чудесным образом на сосне у стен Болховского Оптина монастыря около 1620 года в день памяти священномученика Мокия. Именно так написано в древних монастырских летописях. Икона была обретена 24 мая по новому стилю, ныне на этот день приходится память учителей словенских святых Кирилла и Мефодия. Икона Богородицы была торжественно перенесена в монастырь, где для нее был построен величественный Тихвинский собор. Рядом, у монастырского пруда, находился Тихвинский колодец, который славился своей целебной водой. Одно время монастырь даже носил название Тихвинского. Государем в Болхове была учреждена 3-х-дневная Тихвинская ярмарка, привлекавшая большое количество молитвенников и паломников живущих окрест, а на месте обретения чудного образа Божией Матери была устроена каменная часовня. В этот день монахи монастыря (Болховский Оптин монастырь был изначально мужским) совершали крестный ход к месту обретения чудесного образа. Часовня на месте обретения иконы была разрушена, сегодня не ее месте находится крест, в дальнейших планах монастыря есть идея восстановить ее на старом фундаменте. После революции, когда монастырь был закрыт, Тихвинская икона хранилась в музее г. Орла, а в годы войны по просьбе жителей Болхова была перенесена в Христорождественский храм Болхова, тогда это был единственный действующий храм. С мая 2010 года Тихвинская икона Божией Матери постоянно пребывает в храме Троицы Живоначальной. Имеется также в храме уникальная икона священноисподведника Георгия Коссова с частицами его мощей. Эта современная икона была написана по эскизам послушниц монастыря. Отец Георгий был священником храма в селе Спас-Чекряк Болховского уезда, подвижником благочестия Болховского края, целителем душ и телес страждущих, предсказателем и чудотворцем. 13-16 августа 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе отец Георгий Коссов за свое святое житие был канонизирован в чине священноисповедника. Частично материалы взяты с сайта " Россия в красках " http://ricolor.org/rus/vr/platonov/bolhov/3/

http://sobory.ru/article/?object=05386

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Перед нами поясной образ Спасителя. Лаконизм линий и цвета выражают мощь Его Духа. Христос строг. Он – призывает молящегося на путь единственно спасительный на путь преображения через исполнение Христовых Заповедей. И опять же – сочетание глубоких синих и красных тонов создают особый подъем духовного горения. Эти сочетания синего и красного входят как бы в основной тон палитры иконописца. Икона Тихвинской Божей Матери. Этот список был сделан с иконы Тихвинской Божией Матери, по преданию написанной св. апостолом и евангелистом Лукой. Икона пребывала в древние времена в Антиохии, в Иерусалиме и в Константинополе. В 1383 г. она является в Россию по волнам Ладожского озера к берегам реки Тихвинки. В истории России икона чудотворно оказывала свою помощь и в «Смутное время» XVII века, и в Отечественную войну 1812 года, и в Крымскую войну 1855–56 гг. Икона Тихвинской Божией Матери характерна своим контрастом – сочетанием темно-вишневого цвета одеяния Божией Матери с ярко-красным его обрамлением, которое ритмично окружает лик Богоматери. Черты лика тонко очерчены, выражают спокойствие и отрешенность от сиюминутного мира, Ее взор уходит в глубь внутренней Ее жизни. Образ Младенца Христа отображен как образ зрелый и умудренный нездешней премудростью. Образ Младенца Христа, как и образ Божией Матери, отрешен от мира, Они ведают спасительные надмирные пути Господа. В образе иконы св. Димитрия Солунского – теплый красный цвет подчеркивает силу духа и молодость Святого воина. Надбровные дуги распахнуты и очерчены контрастно-темными бровями. Тонкий очерк лика прост и выявляет спокойствие и непоколебимость в выбранном пути. В иконе отображен образ воина-мученика, его духовное горение, дающие молящемуся помощь и пример духовного стояния за Господа. Святитель Григорий Нисский в похвальном слове святому великомученику Феодору говорит, что живописец изобразил на иконе. доблестные подвиги мученика, начертание человеческого образа подвигоположника Христа, все это искусно начертав нам красками, как бы в какой объяснительной книге, ясно рассказал подвиги мученика, ибо и живопись молча умеет говорить на стенах и доставлять величайшую пользу (Творение, Москва 1871 г., часть 8, страница 202, pg. 46, 737).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/monreals...

Каждому очень любы и дороги изображения или портреты его родителей, родных и даже добрых знакомых. Особенно мы дорожим этими портретами, когда изображенные на них близкие вам люди уже умерли, когда мы не можем больше их видеть, говорить с ними. И вот мы бережно, на почетных, видных местах храним эти портреты, изображения, с любовью смотрим на них, иногда даже целуем, вспоминая дорогих покойников. Конечно, наша любовь, поцелуи относятся не к бумаге, полотну или доске, на которых имеются изображения, портреты, а к тем, кто на них изображен: к родителям, братьям, сестрам, друзьям. Господь Бог, Отец наш Небесный, Пресвятая Матерь Божия для верующего человека много дороже самых близких и дорогих людей, даже отца и матери; а потому мы еще больше должны любить изображения или, как еще говорят, образа, иконы Самого Бога и Пресвятой Богородицы. На иконах изображают (пишут) разные события из жизни Спасителя и Божией Матери, изображают также Ангелов и святых угодников Божиих. Смотря на иконы, мы лучше вспоминаем Тех, Кто на них изображен. Это помогает нам молиться со вниманием и усердием. Вот почему мы молимся перед иконами: стоя перед ними, мы как будто стоим перед Самим Богом, Материю Божией, Ангелами и святыми угодниками. На иконах изображаются или все Лица Святой Троицы вместе, или каждое Лицо отдельно: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Бог Отец изображается в виде седого старца, как Он являлся некоторым пророкам. Бог Сын, Господь наш Иисус Христос изображается человеком средних лет, с длинными темными волосами на голове и раздвоенной небольшой бородой. Таким, как передают, Он жил на земле. Дух Святой изображается в виде голубя, как Он сходил с неба на Иисуса Христа при Его крещении, или в виде огненных языков, как Он сошел на апостолов. Матерь Божия изображается молодою или средних лет Девою, с Младенцем-Сыном, Иисусом Христом на руках, а иногда (реже) и без Него. Есть много икон Божией Матери и, смотря по тому, как Она на них написана, имеет ли на руках Младенца и на которой руке, как написан Сам Младенец, – эти иконы носят различные названия, нередко по имени тех городов, где эти старинные иконы находятся, или откуда они принесены. Так, например, есть Смоленская икона (в Смоленске), ТихвинскаяТихвине), Курская (в Курске), Казанская (из Казани) и многие другие. Все это разные изображения или образа, иконы одной Божией Матери, а не разных лиц. Поэтому нельзя говорить, как часто говорят: Смоленская Божия Матерь, Казанская Божия Матерь, Тихвинская, а нужно говорить: Смоленская икона Божией Матери, Казанская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Bogoyav...

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с душевным теплом относится к храму в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Начиная с 1962 года он совершает здесь божественные литургии во время храмовых престольных праздников - в день памяти преподобного Алексия, человека Божия, и праздника Тихвинской иконы Божией Матери. Началась реставрация нижнего храма (освященного в 1922г. в честь Воскресения Словущего), где раньше находились мастерские церковного предприятия " Софрино " . В начале века были построены церковная ограда и дом притча. В 1922 году в подклете храма была устроена церковь Воскресения Словущего (в память о Воскресенской церкви в Ростокине, существовавшей в XVI – XVIII веках). В советское время храм не закрывался. В 1922 году из церкви были изъяты ценности и отобрали нижний храм. В нем была устроена овощную база, а затем, до 1998 года, находились мастерские Художественно-производственного предприятия " Софрино " . Колокола на колокольне были оставлены, однако долгое время не звонили. В 1945 году храм был отремонтирован. В 1970-1980 годы проводились реставрационные работы, во время которых под многочисленными слоями записей были открыты старинные настенные росписи. Большой пятиглавый храм в стиле «русское узорочье» на высоком подклете был выстроен в 1676–1682 гг. в селе Алексеевском, рядом с царским путевым дворцом (разобран в начале XIX в.) на пути паломничества в Троице-Сергиев монастырь. Двухэтажный храм был выстроен очень большим для того времени, он вмещает три тысячи молящихся. На основном четырехугольном объеме высятся пять глав, обрамленных кокошниками. К нижнему ярусу храма примыкает обходная галерея. С западной стороны пристроена трапезная и двухъярусная колокольня. В храме были созданы особые молельные комнаты царя и царицы (зимняя и летняя). Иконостас пятиярусный, середины XVIII в. Примечательны висячие подсвечники перед иконостасом с лампадами розового стекла и подвесками в форме мечей и крестов. Колокольня возведена в 1824 г. Настенная живопись в интерьере выполнена в 1836 г. При устройстве в 1848 г. приделов преподобного Сергия Радонежского и святителя Николая для них были сооружены иконостасы по проекту архитектора М.Д. Быковского. В 1884 г. появился придел преподобного Алексия, человека Божия, и в 1917 г. – мученика Трифона.

http://sobory.ru/article/?object=03623

В плане размеры церкви небольшие: в длину около 23 метров, а в ширину — 17 метров. Архитектурное значение имеет также и ограда с воротами в виде арки с главкой на глухом барабане, расположенном над средней частью арки, представляющие собой элементы примечательных малых архитектурных форм. Историко-мемориальное значение Тихвинской церкви связано с формированием высотного силуэта города Симбирска во времена Карамзиных, Языковых, Гончаровых и т.д. Расположенная на одной из верхних террас волжского косогора, эта церковь в градостроительном отношении создавала вместе со Смоленской церковью, также расположенной на косогоре с северной стороны относительно Соборной площади, пирамидальную композицию высотного силуэта города. Восстановление Тихвинской церкви в настоящее время вполне возможно рядом с сооруженной гостиницей «Октябрьской». Фотографии старого вида церкви сохранились, как в областном архиве сохраняются метрические книги, клировые ведомости и часть чертежей. http://simbir-ul.narod.ru/Html/4_12.htm Первоначальное построение Тихвинского храма надо относить к концу XVII в.; колокольня к нему пристроена позднее, может быть в 1749 г., который считается в имеющихся теперь церковных документах годом построения самого храма. Храм каменный, двухпрестольный: главный престол в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и придельный в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радости». В храме находится местно чтимая Тихвинская икона Божьей Матери. Капитал церкви 50 руб. Причт состоит из священника и псаломщика. Квартиры для них в церковном доме. Жалованья от казны священнику 300 руб., псаломщику 100 руб., капитал причта 3350 руб. Прихожан в г. Симбирске в 36 дворах 91 душа муж. пола и 103 жен. пола. Н. Баженов «Статистическое описание соборов, монастырей, приходских и домовых церквей Симбирской епархии по данным 1900 года». Симбирск, 1903 г. По имеющимся церковным документам, Тихвинская церковь считается построенною в 1749 г. Когда образовался приход, достоверно неизвестно, но в «крепостных книгах» 1717 г. Симбирской Гражданской Палаты записано: «Успенского монастыря Архимандрит Изосима продал двор свой камисара Александра Савина сына Сергеева сыну ево Якову в приходе церкви Тихвинской Богородицы… а по мере оного двора длиннику 67 сажен, поперешнику 64 сажени, да подле забору до церковного алтаря 42 сажени в верхнем конце к церкви Тихвинской Богородицы 35 сажен с аршином в трех аршинною саженью, а взял денег 100 рублей кто купчей оной». По смыслу этой записи и самостоятельный Тихвинский приход, и самая Тихвинская церковь существовали уже в 1717 г.

http://sobory.ru/article/?object=35400

В 1741 году епископом Иларионом для Астраханского архиерейского дома был куплен виноградный сад «на Чёрном бугру», по протоке Луковке, на левой стороне против пахотной земли преосвящённого митрополита и «Покровского сада». Этот сад принадлежал до покупки барону Черкасову и был очень ухожен: в нем насчитывалось 4 583 куста винограда, кроме плодовых деревьев. Кроме того, в нём был устроен кирпичный заводик и винодельня. Обстроен он был кирпичными зданиями, которые были приписаны к загородному архиерейскому дому. Сюда же была перенесена и деревянная Тихвинская церковь, уже долгое время стоявшая «в пусте» на архиерейской пристани. Но здесь церковь простояла недолго. В 1755 году по настоятельной просьбе казённой садовой конторы этот сад был продан архиерейским домом в пользу Двора Ея Императорского Величества. Садовую контору, которую в то время возглавлял гусарский поручик Иван Паробич, прельстило удачное расположение сада на Чёрном бугре. Здесь Паробич намеревался заняться посадкой «всяких заморских деревьев, привозимых из Персии». Вместе с садом в ведение садовой конторы перешла и бесприходная Тихвинская церковь. Так как на Чёрном бугре в ней не было необходимости, то Паробич в 1757 году переносит её на Кулаковский бугор, где в то время устраивалась слобода для служащих садовой конторы. На новом месте Тихвинская церковь была освящёна 26 июня 1757 года Спасским архимандритом Мефодием. К 1773 году церковь сильно обветшала, почему она и была разобрана, перестроена и за казённый счёт перенесена в самый центр находившегося при садах селения. К храму тогда же был пристроен придел в честь Великомученицы Екатерины, освящённый 14 декабря 1773 года кафедральным протоиереем Василием Памфиловым. Сам Тихвинский храм был освящён в 1777 году. В начале XIX века известный астраханский благотворитель надворный советник Иван Андреевич Варваций решил построить на Паробичевом бугре новый каменный Тихвинский храм. Церковь была заложена 26 июня 1802 года, а в 1805 году уже закончена. Храм освятил сам Астраханский архиепископ Платон (Любарский) 25 июня 1805 года. В трапезе храма были устроены два боковых придела: южный – в честь Святителя Иоанна Златоуста, а северный – в честь Великомученицы Екатерины. Освящёны оба придела протоиереем Василием Памфиловым: первый 29 июня, а второй 30 июня того же года. Старая же деревянная Тихвинская церковь была перенесена в селение Новопавловское Астраханского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=50854

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

Строительство велось с 1867 по 1873 гг. Был создан великолепный архитектурно-парковый ансамбль, в состав которого вошли до 20 каменных зданий и два парка. Были построены: двухэтажный усадебный дворец, дом для детей, прачечная, здания для фермы крупного рогатого скота улучшенной породы, амбары, дом молочниц, птичник, дома для управляющего и для церковного причта, оранжерея, начато строительство большого здания для конного завода и т.д. Жемчужиной усадьбы стала золотокупольная церковь. Окна храма " имели расписные стекла по мотивам русских фресок, изготовленные по рисункам Бенуа на заводе русского живописца Сверчкова в Мюнхене, башенные часы на колокольне играли молитву, специально избранную графом Д.Н. Шереметевым, причем мелодия молитвы была переложена на ноты для колоколов М.А. Балакиревым " . Дубовые с резьбою иконостасы для 1-го и 2-го этажей были выполнены художником Г. Хоравским, надпрестольная сень – художником Г. Серебряковым. Церковь была двухпрестольной, – в верхней престол в честь чудотворной иконы Божией Матери, именуемой Тихвинской, а в нижней – в честь 3-х вселенских учителей " . Икона Тихвинской Божией Матери особенно почитаема была в роду Шереметевых. Эту икону фельдмаршал Б.П. Шереметев возил с собой в особой повозке во время военных походов, была она с ним и в Полтавском сражении, где Шереметев командовал русскими войсками, одержавшими победу над шведами. По свидетельству смоленского историка И.И. Орловского (см.), эта икона хранилась в церкви усадьбы В. Строительство усадебного комплекса было завершено в 1873 г., после смерти ее первых владельцев. У парадных въездных ворот были установлены мраморные львы, держащие фамильный герб Шереметевых, на котором по латыни начертан их девиз: " Бог хранит всё " . Последним владельцем усадьбы был граф А.Д. Шереметев (1859-1931), известный музыкально-общественный деятель, меценат, дирижер, композитор, основатель Музыкально-исторического общества, автор музыки романса на стихи Ф.И. Тютчева " Еще томлюсь тоской желаний... " , а также ряда оркестровых и хоровых сочинений (известен его " Реквием " в память композитора Римского-Корсакова). Став владельцем усадьбы, он продолжил ее благоустройство. По завещанию матери, умершей в 1871 г., обширное строение конного завода было приспособлено для больницы на 10 кроватей и богадельни для призрения престарелых бедных на 20 человек. На содержание благотворительного заведения, а также церкви и причта положен был капитал на " вечное время " 200000 руб. При больнице работали врач, фельдшер и акушерка, лечение для всех бесплатное.

http://sobory.ru/article/?object=00854

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010