Существующий в приходе каменный холодный храм во имя Тихвинской иконы Божией Матери с теплым приделом на северной стороне – во имя Архистратига Божия Михаила заложен был в 1816 г., а освящен придельный – в 1823 г., главный – в 1839 г. В 1900 г. пристроен каменный придел и с южной стороны – в честь Иоанна Златоуста. Постройка храма с двумя приделами производилась иждивением и старанием прихожан. Тихвинский и Михаило-Архангельский храмы существуют в своем первоначальном виде. В 1847 г. ветхий иконостас заменен был новым; в 1864 г. храм обнесен каменною с железными решетками оградою; в 1866 г. был ремонтирован снаружи, а в 1893 г. – снаружи и внутри. Церковный причт в составе священника и псаломщика пользуется двумя церковными домами. В приходе существуют две земские школы: в селе и в дер. Богатенковой. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. Село Рыбниковское Каменского района вытянулось по южному берегу озера Большой Сунгуль. Датой основания поселения считается 1680 год. Название села, вероятно, произошло от первопоселенца крестьянина Рыбникова. Тогда это была небольшая деревушка Рыбникова, относящаяся к Челябинской области Камышловского уезда. Деревня принадлежала к разным приходам до 1816 года, когда здесь заложили свой каменный храм. Строительство церкви велось 7 лет силами прихожан. Северный придел в честь Архангела Михаила был освящён в 1823 году. С этого года деревня стала селом. В 1839 году освятили главный придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Третий — южный придел, освящённый в честь Иоана Златоуста, построили только в 1900 году. Церковь действовала до 1940 года. Какое-то время спустя помещения храма использовались в качестве хранилища зерна, а позднее здесь хранились химические удобрения. Сейчас Тихвинская церковь находится в полуразрушенном состоянии. Были попытки восстановить храм: местные жители принесли иконы, установили металлическую дверь, решётки на окна, но на этом пока всё и остановилось. Церковь иконы Божией Матери «Тихвинская» является памятником архитектуры регионального значения.

http://sobory.ru/article/?object=11119

Иконостас столярной работы, старого устройства, из трех „тяблов " (поясов, ярусов), сохранился в первобытном виде. Антиминс храма освящен архиепископом Гавриилом. В углах его лики 4 евангелистов, в середине - четвероконечный крест, а под ним картина Тайной Вечери. Антиминс освящен в 1775 лето, декабря 13 дня. В храме достопримечательны: два небольших, четырехконечных креста, лежащих на престоле ; икона Спасителя, по правую сторону Царских врат, в позолоченной раме, за стеклом, в серебряной ризе весом в 12 фунтов. Риза сделана маркизою де Траверсе; образ Тихвинской Божией Матери, по левую сторону Царских врат, в такой же раме, в серебряной вызолоченной, с драгоценными камнями ризе; икона Знамения Божией Матери, в алтаре, на северной стене, без ризы, с старинными серебряными венцами... Под церковью погребены: адмирал Михаил Кондратьевич Макаров, скончавшийся 1813 г. августа 6-го дня; строитель храма Ефим Назарьевич Елагин, умерший в 1799 г. на 64 году от рождения, и жена его. Метрические книги хранятся с 1799 г. До 1843 г. причт составляли: священник, дьячок, пономарь и просвирня; с 1843 г. - священник и дьячок. До штатов причт содержался на общих основаниях. Со времени штатов получал по 6 разряду- 220 руб. сер. в год. Доходов получается до 100 руб. в год. Земли при церкви пахотной 31 дес. 383 квадр. саж., сенокосной 2 саж. и здворочной 1 дес. Священник живет в собственном доме, дьячок - в доме, построенном госпожею де Траверсе. При церкви есть сторожка. Всех прихожан по клировым ведомостям 1883 г. муж. 478 и 535 женск. пола. Грамотных в приходе немного. До 1863 г. была школа в деревне Бор, но она закрыта за неимением дома для помещения такового училища. В 1879 г. в Роптях помещик Александр Александрович Половцев открыл школу, в которой учатся до 20 мальчиков. В небольших школах и у крестьян учится до 80 человек. Кроме общих праздников, прихожане празднуют: Покрову, Флору и Лавру, Варлааму Хутынскому, Николаю Чудотворцу и Тихвинской Божией Матери. На кладбище при церкви погребен морской министр, адмирал Иван Иванович маркиз де Траверсе, умерший в 1831 г. мая 19-го дня. Часовни находятся в Роптях, в Бору и в Штрешеве. Попечительство открыто в 1873 г., председатель его - поручик Владимир Александрович Паткул. Собираемые попечительством деньги тратятся на ремонтировку церковного дома и церкви.

http://sobory.ru/article/?object=01183

Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Иоанн родился на пол года раньше Христа, поэтому его зовут Предтечей. Он жил в пустыне, проповедовал Слово Божие и предсказал пришествие Мессии. Позже он крестил в реке Иордан народ Израиля и Самого Иисуса Христа - отсюда получи имя Крестителя. Был убит по приказу царя Ирода путем отсекновения головы. 7 июля Рождество Иоанна Предтечи Рождество Иоанна Крестителя — интересные факты и традиции Иоанн Креститель и его праздники Почему Иоанна Крестителя изображают с крыльями? Пророк, Предтеча и Креститель: История в картинках Иоанн Креститель (Предтеча) Православные праздники 8 июля Блгвв. кн. Петра, в иночестве Давида, и кн. Февронии, в иночестве Евфросинии, Муромских, чудотворцев (1228) Петр и Феврония - православные святые, любящие друг друга всю жизнь и умершие в один день. Их мощи после смерти чудесным образом оказались лежащими в одном гробу. В этот же день в России празднуется день семьи, любви и верности. Петр и Феврония Православные праздники 9 июля Тихвинской иконы Божией Матери (1383) Чудотворная икона Божией Матери «Тихвинская», по преданию Церкви, написана евангелистом Лукой еще во времена земной жизни Пресвятой Богородицы. В 1383 году, чудесно перенесясь по воздуху из самого Константинополя, икона явилась на Руси и остановилась на холме у реки Тихвинка, где возвели Успенский храм в ее честь. Тихвинская икона Божией Матери Нечаянная гостья: Тихвинская икона Божией Матери Перенесение мощей прп. Нила Столобенского (1995). 5 удивительных фактов о Ниловой пустыни Православные праздники 10 июля Прп. Сампсона странноприимца (ок. 530)   Обретение мощей прп. Амвросия Оптинского (1998) Амвросий Оптинский - великий и мудрый старец дореволюционного времени. Его постигла нелегкая судьба: большую часть жизни Амвросий был прикован к постели. Сегодня мощи святого старца пребывают во Введенском соборе Оптиной пустыни. Преподобный Амвросий Оптинский: Афоризмы Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем

http://foma.ru/pravoslavnyie-prazdniki-v...

В 1690 г. А. Д. м. был приписан к новгородскому Софийскому собору. До 1764 г. мон-рь владел 120 дес. земли, к нему было приписано 111 крестьян. В 1764 г. упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. 1 сент. 1794 г. по ходатайству архим. Тихвинского Большого муж. мон-ря Игнатия указом митр. Новгородского и С.-Петербургского Гавриила (Петрова) А. Д. м. был восстановлен как общежительный, в него были переведены насельники Тихвинского мон-ря (ок. 30 чел.). Мон-рь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митр. Гавриил (Петров), прислав его спустя год - 11 окт. 1795 г. Восстановленный мон-рь был 3-классным, получал ежегодное содержание в размере 85 р. 71 к., в общей сложности его доходы не превышали 110 р. в год. А. Д. м. также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. К кон. XIX в. в А. Д. м. было 2 храма. Собор в честь Казанской иконы Божией Матери с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Антония Великого, устроенным над гробом прп. Антония Дымского, был воздвигнут в 1655/56 г. трудами строителя мон. Филарета. В результате реконструкции (февр. 1806) и ремонта (1840) был надстроен 2-й этаж собора с главным престолом, освященным во имя Св. Троицы, и с приделом прп. Антония Дымского. 1-й ярус собора состоял теперь из 2 приделов: Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 авг. 1849) и прп. Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В кон. XVIII в. был построен деревянный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 г. архим. Тихвинского Большого мон-ря Евфимием. В 1839 г. при игум. Амфилохии мон-рь был обнесен каменной оградой с 4 башнями, Св. вратами и часовней. В 1840 г., при игум. Иларии, построен 1-этажный братский корпус, в 1846 г.- 2-этажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 г.- 2-этажный паломнический корпус, в 1850 г.- хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Особо почиталась в обители Казанская икона Божией Матери (местонахождение после 1917 неизвестно); рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе хранилась железная шляпа святого (весом более 3 кг). Ежегодно 24 июня, в день преставления преподобного, совершался крестный ход из мон-ря на Дымское оз. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пуст . к сер. XIX в. в А. Д. м. собралась небольшая б-ка (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 60-х гг. XIX в., сохранился лишь с 1794 г.

http://pravenc.ru/text/115846.html

С 2012 года ведутся работы по восстановлению храма: установлены строительные леса, на куполе появился крест — символ спасения, знак грядущего возрождения святыни. По материалам книги А.М. Дюжакова «Святыни земли Воротынской» Ныне существующая каменная церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери в селе Кекино Воротынского района Нижегородской области (до Октябрьской революции – Васильсурского (Васильского) уезда Нижегородской губернии) заменила сгоревшие деревянные храмы, построенные в XVIII в. Из архивных документов известно, что разрешение на строительство «теплого» (отапливаемого) деревянного храма с посвящением «во имя Тихвинской Божией Матери» было дано 8 апреля 1769 г. епископом Феофаном (тогда село Кекино входило в состав Курмышской пятины Курмышского уезда). К марту 1771 г. церковь была построена и снабжена всем необходимым для совершения богослужений, после чего последовал указ о ее освящении. Вторая деревянная церковь (вероятно, неотапливаемая – «холодная») с посвящением главного престола Николаю Чудотворцу, а придела – святителю Димитрию Ростовскому, «по свидетельству надписи на кресте, во святом алтаре стоящем», датировалась 1768 годом. Обе деревянные церкви сгорели. Пожар произошел между 1810 и 1814 г.г.: на первую дату деревянные храмы еще существовали, а последней в «Адрес-календаре Нижегородской епархии» датируется существующая каменная церковь. Впрочем, последняя дата отмечает или начало строительства, или получение разрешения на возведение нового храма. Это явствует из ведомости о церкви в селе Кекино 1820 г. К тому времени здание церкви, правда, было уже построено, но освященным являлся только «левый» (северный) придел во имя святителя Димитрия Ростовского в трапезной. В «настоящей» церкви не имелось тогда ни иконостаса, ни образов, а в «правом» (южном) приделе во имя Николая Чудотворца иконостас еще не был окрашен, и образа к нему не были написаны. С запада над «папертью» велось строительство колокольни. Специально отведенного кладбища в селе не существовало. Захоронения производились на не огороженном кладбище около церкви.

http://sobory.ru/article/?object=28358

В Тихвинском Большом монастыре чудотворная икона Старорусской Божией Матери находилась в соборной церкви Успения Пресвятой Богородицы, по левую сторону входных дверей, на первом столпе. По какому поводу была перенесена чудотворная икона Матери Божией из г. Старой Руссы в Тихвин, существует несколько сказаний. Они в частностях разногласят, но сходны в главном и существенном. Мы укажем на два из них более распространенные в последнее время. По одному сказанию, в царствование Государя и Великого князя Иоанна Васильевича Грозного, в 1570 году, моровое поветрие стало опустошать пределы Новгородской области и между прочими Тихвин и Старую Руссу. Устрашенные жители обратились с горячими молитвами к Небесной Заступнице, умоляя о помощи, и молитва их была услышана: Матерь Божия явилась во сне одному из благочестивых жителей Тихвина и открыла ему, что язва прекратиться, если в Старую Руссу будет принесен образ Тихвинской Богородицы, а в Тихвин Старорусская Ее икона. Повеление Небесной Владычицы было исполнено, и мор действительно прекратился в том и другом городе 2 . По другому сказанию, чудотворная икона Старорусской Божией Матери, во время того же морового поветрия, была взята из Старой руссы и носима из одного селения в другое, для избавления от губительной язвы, и таким образом достигла Тихвина. По милости и заступлению Царицы Небесной моровое поветрие прекратилось, и Старорусская икона Богоматери на время была поставлена в Тихвинском Большом монастыре. По дальности расстояния Тихвина от Старой Руссы и неудобству в тогдашнее время путей сообщения, возвращение Старорусской чудотворной иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу было откладываемо с году на год, а последовавшее затем в 1611–1617 гг. нашествие на Новгородскую область Шведов, разграбивших и разоривших Старую Руссу и разогнавших ее коренных жителей, послужило новым препятствием к возвращению чудотворного образа скорой в бедах Заступницы на место прежнего своего пребывания 3 . Слишком три века святая икона пребывала под сенью Тихвинской обители, слишком три века граждане Старой Руссы не переставили скорбеть, не видя в своем городе своей святыни. При увеличении народонаселения и развития благосостояния гор. Старой Руссы, у граждан ее пробудилось благочестивое желание возвратить свою заветную святыню, чудотворный образ Старорусской Богоматери. Начиная с 1805 года граждане г. Старой Руссы неоднократно ходатайствовали пред высшими духовными и светскими властями о возвращении св. иконы, но ходатайство их оставалось безуспешным.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/torzhest...

Над Царскими вратами изображен «Распятый Бог-Сын» (в окружении Ангелов) по композиции В. М. Васнецова. В центральной части сводов – изображение Святого Духа в виде голубя, под сводами – двенадцать агнцев, обращенных к Агнцу, находящемуся в центре композиции [на слова Христа: «Я посылаю вас, как агнцев среди волков» ( Лк. 10, 3 )]. Иконы в храме собраны усердием клира и прихожан более чем за три с половиной столетия. Справа от центральных Царских врат по традиции помещен храмовый образ Святой Троицы, Которой посвящен центральный престол 1 . Наиболее древним является Казанский образ Божией Матери, исполненный в стиле, характерном для московской школы иконописи XVI–XVII веков 2 . Тихвинская икона Божией Матери интересна своим происхождением: она написана царским изографом Федотом Феофановым в 1695 году и пожертвована в храм Тихвинской иконы Божией Матери в Сущёве, о чем говорит полустертая подпись под иконой: «По обещанию Сретенского Собора, что у великих государей на сенях протопресвитера великих государей и духовника Феофана Феофанова». В иконостасе левого, северного придела интересны Тихвинская икона Богоматери (XVIII в.) 3 и «Спас Великий Архиерей» (начало XVIII в.). Последняя икона отличается особой декоративностью: вытканные розовато-сиреневыми цветами ризы Спасителя, «резной», черненый по золоту престол. Не часто встретишь даже и в искусстве барокко такое богатство орнаментовки. Храмовый, особо чтимый Владимирский образ Божией Матери (начало XVIII в.), в честь которого освящен левый, северный придел (празднование Владимирскому образу совершается трижды в году: 21 мая (3 июня), 23 июня (6 июля) и 26 августа (8 сентября)) 4 , исполнен в лучших традициях русского иконописного искусства XVI–XVII веков. Особо чтимые иконы в этом приделе – «Пименовский» образ Божией Матери 5 (начало XX в.) и образ Святителя Николая (XVIII в.), перед которым часто совершаются молебны. В иконостасе Пименовского придела интересен в художественном отношении образ Спасителя в рост на фоне написанного в западноевропейском духе лесистого пейзажа. По манере гладкого письма, общей композиции, характеру лика эта икона напоминает работы известного царского изографа Тихона Филатьева и является прекрасным образцом московской школы иконописи второй половины XVII – начала XVIII века.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

То место, где был монастырь и где были найдены иконыБожией Матери и Св. Николая, и теперь слывет под названием „Монастырь“. Здесь есть родник, который почитается жителями целебным; особенно больные лихорадкой получают здесь облегчение. К этому роднику несколько лет тому назад устраивались торжественные крестные ходы 13 августа в память открытия мощей Св. Тихона. Но теперь этот святой обычай почему то оставлен; крестный ход в настоящее время совершается лишь в день преполовения на источник, пониже крепости, называемый Тихвинским. (Воронежские Епархиальные Ведомости 5 1916 г.) По волости Усерд значится под названием „Стрелецкой слободы“, что указывает на то, что в Усерде жили стрельцы. Вспоминается рассказ одной старенькой бабушки, с которой мы совершенно случайно (а может быть и нет) познакомились на источнике села Стрелецкое. Мы (автор статьи с семьёй, прихожане храма Святого благоверного князя Александра Невского г. Алексеевки) очень любим это место. Здесь так хорошо и спокойно. Наше внимание давно привлекала надпись над калиткой у входа на территорию источника: «Монастырь». Но что это могло значить – вот вопрос. Ответ, как всегда, пришёл неожиданно – случайно встретились со старушкой, жительницей села. Она с большой охотой рассказала всё, что знала об этом необычном месте. «Здесь раньше был монастырь, но он ушёл под воду. На этом месте забили девять ключей, образовалось озеро. Вода здесь была необыкновенно вкусной и целебной. И вот однажды посередине озера увидели две иконы. Подплывали к ним, пытались взять, но ничего не получалось. Тогда обратились к старцу одного из монастырей, известного своей благочестивой жизнью. Ему удалось взять эти иконы. Одной – оказался образ Божией Матери Тихвинская, а другой – Святителя Николая Чудотворца. Случилось это на праздник Преполовения. В память об этом событии ежегодно совершается крестный ход на источник с иконой Божией Матери». Краевед В. Бахмут в своей статье «Белый храм на Стрелецком холме» («Знамя труда» за январь 1995 г.) передаёт впечатление известного воронежского краеведа Евгения Маркова, посетившего в 1904 г. с. Стрелецкое. «В Усёрде (так называлось раньше село) одна церковь, отделанная в изящном русском стиле. Вокруг церкви кольцо старых валов и рвов. Это – «городок»… В церкви сохраняется старинная икона «Тихвинской Божией Матери, почитаемая чудотворной, ежегодно крестным ходом носят её в Бирюч»…

http://pravicon.com/image-34457

В 1874 г. при церкви была возведена церковно-приходская школа -деревянная на каменном фундаменте, в 1883 она была переведена в земское ведомство. Приход просуществовал до 1935 года, после чего усилиями местного председателя колхоза храм был закрыт и использовался как место хранения зерна. Возрождение церковной жизни началось в 1992 году, а регулярные богослужения начались с 1993 года. В настоящее время церковь практически восстановлена. http://www.stupinoblag.ru/blagochinie/church/33/ С. Авдотьино на р. Северке - родовое имение Новиковых. В 1627 г., незадолго до смерти (умер на службе в Свияжске), его получил за многолетнюю службу прямой предок русского просветителя Николая Ивановича Новикова, Андрей Фёдорович. В 1749 г. отставному статскому советнику Ивану Васильевичу Новикову была выдана храмозданная грамота на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви. В 1753 г. был освящён северный придел во имя преподобного Василия, епископа и исповедника Парийского. В 1776 г. главный престол освящён во имя празднования Тихвинской иконе Божией Матери. В 1789 г. во имя святителя Алексия Митрополита Московского был освящён южный придел, возведена колокольня. Композиция храма - " восьмерик на четверике " - традиционна для елизаветинского барокко и храмов более ранних лет. В советское время храм был закрыт, внутреннее убранство уничтожено, не сохранилась стенная роспись. Из всех икон промыслом Божим была сохранена лишь храмовая икона Тихвинской Божией Матери. Здание использовалось как зернохранилище. В 1963 г. студенческий отряд МГУ произвёл его консервацию. В 1993 г. храм передан общине верующих. В настоящее время в храме совершаются регулярные богослужения. При храме имеется Воскресная школа для детей села и близлежащих деревень. http://stupino.stinline.ru/raion/hrami.html Белокаменный храм построен по прошению отставного статского советника Ивана Васильевича Новикова, отца известного просветителя Николая Ивановича Новикова (1744-1818, здесь он родился, провел последние 22 года жизни и был похоронен).

http://sobory.ru/article/?object=01031

Из материала книги-альбома Альтанова Л.М., Булатников О.Н. " Ливны " , изд-во: Орлик, г. Орел. 2007 год. г. Ливны, церкви Успения Пресвятой Богородицы и Тихвинской Божией Матери, XVII-XVIII вв. Расположены в центре города на высоком и скалистом берегу реки Сосны, где в XVI—XVIII вв. находился мужской монастырь Св. Сергия Радонежского. Первое упоминание о Сергиевом монастыре содержится в жалованной грамоте 1592 г. Согласно приправочной книге г. Ливен 1615 г., в нем были две деревянные «клетцкие» церкви — Сергия Радонежского и Благовещенья Пресвятой Богородицы (теплая). Из прочих построек в обители находились Святые ворота, украшенные деисусами «на оба лица»; колокольня с шестью колоколами и кельи. При монастыре жили игумен Харлампий, белый поп и 11 человек братии. Убранство храмов состояло из 7 икон и царских врат. В Сергиевской церкви, кроме того, был небольшой иконостас, состоявший из деисусного ряда. Для служб имелось 10 рукописных и печатных книг и немногочисленная медная и оловянная церковная утварь. Вотчины монастыря в 1615 г. состояли из крестьянской слободки в 17 дворов, рек Тим, Кшень и Косоржа со всеми угодьями и с «бобровыми гоны», Никитского починка и мельницы в г. Ливнах. В 1618 г. город Ливны был взят штурмом и сожжен гетманом Конашевичем-Сагайдачным, судьбу города разделил и монастырь. Но уже в следующем году обитель была восстановлена и в нее из Москвы прислали образа, богослужебные книги и прочие церковные принадлежности. В 1647 г. в монастырской церкви Николы Чудотворца начался пожар, дотла уничтоживший монастырь и большую часть города. Из монастырских построек в огне сгорели три деревянных храма — Св. Николая Чудотворца, Благовещения Пресвятой Богородицы, Св. Сергия Радонежского, «9 келий братских, да за монастырем двор попов, двор дьяконов, да монастырских бобылей 10 дворов, черниц безмесных 10 келий». В 1661 г. монастырь во время набега крымских татар сгорел и был «без остатку разорен», но вскоре вновь восстановлен. В 1692—1693 гг. вместо обветшавшего деревянного игумен Иосиф начал строить каменный храм Успения Пресвятой Богородицы с приделом Св. Сергия Радонежского, оконченный, по-видимому, в начале XVIII в. В 1681 г. монастырь приписан к Архиерейскому дому, учрежденному в Ливнах. В 1725 г. в монастыре кроме Успенского собора и деревянных келий была «круглая, дубового лесу» колокольня с 5 колоколами. Его окружала деревянная же ограда, из «29 звен состоявшая». В том же году монастырь был закрыт, но вскоре по прошению ливенских жителей открыт вновь. В 1731 г. начинается строительство каменных стен вокруг монастыря и надвратной церкви-колокольни Тихвинской Божией Матери, законченное в 1734 г., на которой позднее были установлены часы с боем. Строительство же каменных монастырских стен с двумя воротами и четырьмя башнями затянулось до 40-х гг. XVIII в. Их общая длина составляла 146 сажен (315 м). В 1746 г. придел Св. Сергия Радонежского расширили «собразно с прежним фасадом».

http://sobory.ru/article/?object=09860

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010