Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " . http://rutlib.com/book/21735/p/17 Церковь Тихвинской Божией Матери в Симоновом монастыре построена около 1677 г. царем Федором Алексеевичем как трапезная для монастырской братии. В Москве она была первой по времени сооружения в стиле барокко. Церковь была освящена во имя преп. Сергия. Пристройка с запада заключает в себе паперть и бывшую палату царя Федора Алексеевича, а над папертью воздвигнута четырехугольная башня, с которой открывается вид на Москву. В 1799 г. устроены приделы: Афанасия Александрийского и Мученицы Гликерии, Ксенофонта и Марии. В 1840 – 43 гг. главный престол переименован в честь Тихвинской Божией Матери, а к восточным углам пристроены приделы: преп. Сергия и Валентина, Параскевы и Василия Блаженного. Главный иконостас был особенно богато украшен царем Федором Алексеевичем, но все драгоценности похищены французами в 1812 г. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Новая трапезная - крупнейшая крупнейшая сохранившаяся постройка монастыря. Предыстория постройки существующей так называемой Новой трапезной Симонова монастыря прослеживается с 1484/1485 года (6993): «Того же году трапеза каменная на Симонове свершена, иже у врат». Этот факт был введен в научный оборот уже в XIX веке одним из первых исследователей истории монастыря - Н.Д. Иванниным-Писаревым: «... Также много было даяния от Василия Дими-триевича и Иоанна III, который, кроме соборного верха, построил там, в 1485-м, каменную трапезу (она была перестроена при Царе Алексее Михайловиче...)». Имеет смысл принять во внимание также сведения о единовременных с ней постройках: «...в 1485 году была построена трапезная палата, около того же времени были построены на вкладные деньги казначея Ивана III Владимира Ховрина: церковь Преображения, «колокольница» (звонница) и ограда из кирпича». Архитектурный облик и точное местоположение первой каменной трапезной неизвестны, однако некоторые исследователи придерживаются мнения, что она была одностолпной, возведена к западу от собора, то есть у западных ворот с церковью Преображения: «Начиная с 1485 г. и до конца столетия в монастыре были возведены каменная одностолпная трапезная, возможно, соборная звонница и первая каменная ограда. Каких-либо определенных сведений об облике первоначальной трапезной, стоявшей к западу от собора... не обнаружено».

http://sobory.ru/article/?object=03318

Первой игуменьей монастыря стала помощница Татьяны Анисия Васильевна Страхова (в монашестве Антонина). Под ее руководством в 1858 году соорудили каменную трапезную. В 1866–1867 гг. к трапезной пристроили два престола в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Еще во времена Татьяны, в подвале Тихвинской церкви был устроен храм преподобных Онуфрия и Петра Афонских. Известно, что в 1853 г. три рясофорные послушницы ходили по городам и селам России, собирая деньги на достройку Тихвинской церкви. За два года до своей смерти игуменья Антонина ослепла. Монастырь временно перешел под управление казначеи Ангелины. В Кирсанов в 1879 году прислали новую настоятельницу - монахиню Серафиму, бывшую казначею Кадомского женского монастыря. Игумения Серафима прежде всего обратила особое внимание на хозяйственную жизнь обители и дела благотворительности. Возросло количество рукоделий: сестры освоили шитье шелком, организовали ковровую, башмачную, шерстяную мастерские. Игуменья Серафима открыла церковно-приходскую школу (1885 г.), отстроила больничный корпус (в 1888–1889 гг.) и богадельню для престарелых сестер. С этого же времени нищие ежедневно получали в монастыре бесплатный обед. В 1873 году монастырь основал сиротский приют. Так, в 1904 г. в нем на воспитании находилось девять девочек от 9 до 13 лет. Все они состояли на полном обеспечении монастыря и учились в монастырской школе. В 1914 году в этой школе обучалось уже 100 человек. Усердие настоятельницы Кирсановского монастыря было отмечено многими наградами епархиального начальства. Игумению Серафиму отличало ласковое отношение к сестрам обители. Предчувствуя свою кончину, матушка просила всех помолиться об упокоении ее души. Умерла она 5 февраля (ст. ст.) 1904 года. Новая игуменья Антония происходила из купеческой семьи г. Козельска. В Кирсановском монастыре жила с 15 лет. Она завершила дела, начатые ее предшественницей. Особое внимание Антония уделяла наведению порядка в подсобном хозяйстве монастыря в с. Кипец.

http://sobory.ru/article/?object=24413

Кто из вас не слышал от своих отцов и дедов про нашествие французов в 1812 году, когда «двадесять язык с языком», разоривши и опустошивши почти половину России, дошли уже до самой столицы России – Москвы и опустошили её? И, однако же, Россия вышла победительницей над всеми этими и другими многочисленными своими врагами, дерзая единственно о имени Избранной Воеводы – Царицы Небесной, Которая нередко даже видимым для врагов образом поборала за православную Россию вместе с православным христолюбивым русским воинством. Далее, кому не известны многочисленные чудотворные иконы Божией Матери, сияющие, подобно звёздам на небе, по лицу земли русской, многочисленными своими чудесами: окинем и измерим мысленным взором обширную православную Россию от севера до юга, от востока до запада, и мы везде найдём чудотворные Её иконы. Кто не знает Казанской иконы Божией Матери, кому не известна Смоленская икона Богоматери или Одигитрия, кто не слышал про Тихвинскую икону и многие другие? Да, наконец, самая эта обитель и эта местность, в которой вы живёте, разве не под покровительством Божией Матери находится? Далеко ли от вас сияют своими многочисленными чудесами св. и чудотворные иконы Якобштадской Божией Матери, Виленской, Почаевской, Киево-Печерской и другие?.. А ваши дома, ваши семейства, вы сами и всё ваше благосостояние – разве не находится под покровом Божией Матери? Найдётся ли у вас хоть один христианский дом, в котором бы не было иконы Пресвятой Богородицы? Если же мы имеем столько видимых доказательств того, что не только всё наше обширное православное отечество, но и каждая отдельная часть России, каждая местность, каждый дом и семья православная – находятся под покровом Матери Божией; то поэтому и каждый православный христианин, в частности, достойно чтущий Царицу Небесную, может с дерзновением и верой приникать под покров Божией Матери, прося Её помощи и заступления, и иметь несомненное основание приникать под Её покров. В частности, к ней могут обращаться с просьбой православные цари и архиереи, и Она несомненно поможет им: ибо Она сама есть Царица Небесная и пречистая Матерь Владыки земли и неба, Царя царствующих и Господа господствующих и Великого Архиерея во век по чину Мельхиседекову, и потому кто лучше Её может знать нужды царей и владык земных и более довлеет силами и средствами помочь им в их трудном бремени правления вверенным им народом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Ее хранили как величайшую святыню. В Царьграде в ее честь был построен храм, получивший название Влахернского. Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью. Событие это оказалось не случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере. Читайте также — Иконоборчество и иконопочитание Укрепляющая стены и подающая телесную крепость До XVII века Тихвинская икона получила известность как исцеляющая от многих болезней. Однако было замечено, что чаще всего от нее получают помощь люди, страдающие расслаблением, т.е. парализованные, не способные самостоятельно передвигаться. А в смутное для России время Тихвинская прославилась тем, что ее покровительство обращало в прах все усилия внешних врагов. В 1613 году шведам удалось на короткое время занять Новгород и его окрестности вместе с Тихвинским монастырем. Но вскоре они были вытеснены оттуда. Шведский генерал Делагарди в ярости приказал сравнять обитель с землей. Началась героическая оборона монастыря. Пока монахи и ополченцы отбивали приступы неприятеля, старцы и женщины с детьми молились возле чудотворной иконы. И вот, одной благочестивой женщине – Марии, получившей за два года до того прозрение от иконы, явилась Богородица, повелев обнести образ с крестным ходом по стенам обители и обещав скорую победу. В промежутках между приступами шведов повеление это было исполнено, и тогда на неприятеля напал смертельный ужас. Побросав оружие, шведы бежали без оглядки. Делагарди вне себя приказал возобновить осаду, взять монастырь, а икону разрубить на части. Но ни один из последующих приступов не увенчался успехом. Богородица являлась осажденным снова и снова.

http://pravmir.ru/severnaya-carica/

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители. Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери. В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение. В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня). Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары. ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

Грамота, данная в 1802 году на построение каменного храма, упоминает только о пришедшей в ветхость деревянной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери. О других церквах на тот период ничего неизвестно. В 1802-10 гг. устроен в Новоселках каменный храм на средства главным образом зажиточного крестьянина Якова Вавилова. В новом храме устроено два престола: главный - в честь Казанской иконы Божией Матери, а в трапезе - во имя Архангела Михаила. В 1849-53 гг. трапеза была значительно расширена, и построена новая каменная колокольня и добавлен еще престол в честь Святой великомученицы Екатерины. Утварью, ризницей, св. иконами церковь снабжена была достаточно. В иконостасе холодной церкви сохранились без изменений иконы, написанные при постройке каменного храма в 1809 году. Из них особенно чтимы прихожанами иконы Спасителя и Казанской Божией Матери. В теплой церкви древностью отличались иконы Спасителя Иисуса Христа, Казанской и Тихвинской Божией Матери и Алексия – человека Божия. Храм построен на краю откоса, на месте бывшей деревянной церкви, пришедшей в негодность. Любопытно то, что для написания икон во вновь строившемся храме храмоздателем Вавиловым был куплен у помещика д. Ишутина крепостной живописец Самарин, который в течение двух лет занимался работой, ведя все время строгую благочестивую жизнь. По окончании работ он был отпущен Вавиловым на волю. Причта при церкви по штату было положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получалось из разных источников около 900 руб. в год. Дома у членов причта были собственные на церковной земле. План и межевые книги на эту землю имелись. Приход состоял из села Новоселок и деревень: Лобково и Лесниково. В коих по клировым ведомостям числилось 303 двора, 907 душ мужского пола и 1140 женского. Из них раскольников было 21 душа. В Новоселках имелась начальное народное училище, открытое 20.02.1868 года, где учительствовал местный священник Гаврила Алексеевич Валединский с вознаграждением от земства 65 рублей в год. Обучение проводилось в доме учителя Валединского. И только в 1898 году было построено земством новое кирпичное здание. Преемником учителя стал его сын Сергей Гаврилович, который учительской работе посвятил всю свою сознательную жизнь с 1880 по 1923 год. Умер в декабре 1924 года.

http://sobory.ru/article/?object=22340

Корсунская икона в городе Усмани «простой греческой работы» была написана на доске. По свидетельству сторожа Богоявленского собора Степана Аверьяновича, икона принадлежала жителю Усмани майору Алексею Феодоровичу Вишневскому, который получил ее в благословение от митрополита Платона Левшина; после кончины майора в 1826 г. она оказалась в храме. (Никольский. 1863. С. 8–11; он же. 2007. 8–14). Примечательной чертой иконы является утрата на лике Богоматери в области правого глаза, образовавшаяся по недосмотру еще в доме Вишневского из-за ожога от свечи. Как и в случае, например, с Иверской иконой, рана на лике стала иконографически воспроизводимой чертой в списках Корсунской иконы. Высота иконы равнялась 38,9 см (7 и 1/4 вершка). Тип извода близок к Касперовской иконе. В 1862 г. о Корсунской иконе стало известно духовному начальству, и свт. Феофан (Говоров), епископ Тамбовский, благословил ее прославление. В 1863 г. во время работ по обновлению Трапезной церкви, правый, Тихвинский, придел, освятили в честь Корсунской иконы Божией Матери (5 окт.). Было установлено акафистное пение по четвергам после вечерни. C чудотворной иконы было сделано несколько списков. Первый – написали в Воронеже в 1855 г. перед ее возвращением в Усмань. В 1869 г. для Богоявленского собора на кипарисовой доске была сделана еще одна копия, которую поместили в первый киот чудотворного образа. Этот список в 1878 г. духовенство Богоявленского собора и горожане поднесли в дар 11-му Фанагорийкому Грендерскому полку генералиссимуса князя Суворова, в честь победы в русско-турецкой кампании (на обороте была сделана соответствующая дарственная надпись). В 1874 г. в Богоявленский собор жительницей Москвы А. В. Ворониной была пожертвована копия Корсунской иконы в серебряной с позолотой ризе в благодарность за рождение ребенка после многократных неблагополучных родов (икона отпускалась на молебны к жителям). В 1884 г. вместе с новой ризой в Москве заказали еще один список Корсунской иконы. На него перешло убранство, изготовленное для иконы в 1869 г.: серебряный оклад (был заново вызолочен и украшен камнями) и киот " розового дерева " , список поместили на огражденном решеткой аналое Трапезного храма. Эта икона стала заместительницей чудотворного образа, отпускавшейся в дома на молебны. В 1885 г. жители Демшинска Усманского уезда, заказали в Москве копию иконы на кипарисовой доске, украшенную серебряной, позолоченной ризой, изготовленной на фирме Хлебникова; на ризе была отчеканена благодарственная надпись, упоминающая об избавлении Демшинска от холеры в 1871 г.

http://pravicon.com/info-3854

Что обсудить с детьми после просмотра? Тему безразличия мира, необходимости в помощи ближним  (а это не только родные и друзья), доброты и сострадания. Как мы можем помочь тем, кто нуждается в нас? Как снять эго-очки и осмотреться вокруг? Возможно, где-то рядом такая же девочка со спичками, но мы ее просто не видели раньше или не хотели замечать. Награды: Премия Оскар за лучший короткометражный анимационный фильм 2007 года. О надежде и покаянии Мультфильм «Путеводительница» — православная глубокометражка, если можно так выразиться,  о чудотворной иконе Божьей Матери Тихвинской. Очень трогательный, детский мультфильм для взрослых. Ведь в нем главная тема – покаяния. Двое добрых с чистой душой деревенских детей — Маша и Гриша сталкиваются с испытаниями, которые посланы им для спасения души их дедушки. Птица, случайно попавшая в дом, разбивает дедушкины краски. Без них он не может дописать икону Тихвинской Божией матери. Внучка его просит у нее прощения и помощи. Как часто в жизни мы приходим к покаянию только через скорби. Ведь когда все хорошо, то и молитва не та… «Прости меня путеводительница. Слепой был, совсем слепой», — говорит дедушка-иконописец, который всю жизнь писал иконы, а поговорить с ними так и не смог. Эти слова он произнес после того, как с внучкой случилась трагедия. Но покаяние – великая благость для немощных людей и единственная наша надежда на спасение. Искреннее со слезами на глазах «прости» вернуло Маше способность ходить. А битая птица – неслучайно залетевшая в дом – символ раскаявшейся души, которая после падения может взлететь вновь. Наград у этого мультфильма нет, но он поистине является душеспасительным. Что обсудить с детьми после просмотра? Рассказать о Тихвинской иконе Божьей матери и ее подвигах. О заботе и дружбе, о покаянии и прощении, о том, что можно всю жизнь заниматься каким-то делом, а главного не видеть. О храбрости и защите веры «Егорий Храбрый» из серии «Гора самоцветов» — сказ о подвигах святого Георгия Победоносца, покровителя Москвы. Пожалуй, это один из самых красочных из перечисленных мультфильмов. Но яркая сочная и полная разных оттенков анимация не говорит о веселости в данном случае. Егорий, как его называют в народе, представлен мужественным, сильным, непоколебимым в вере воином. Его странствия и страдания показаны очень лаконично,  чтобы детям было интересно смотреть, поэтому ребенок практически сливается с сюжетом, не отрываясь от него все 9 минут. А музыкальное сопровождение настолько точно подобрано, что местами музыка цепляет струны души, и на глаза накатываются слезы.

http://azbyka.ru/deti/dushespasitelnye-m...

На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

Перед отбытием из России члены делегации выступили с заявлением, в котором, в частности, говорится: «Нас ободрило то, что в епархиях, которые мы посетили, вместо прений и отвлеченных рассуждений идет целеустремленная работа по просвещению верующих, работа с детьми и молодежью, помощь нуждающимся и издательская деятельность... На фоне всего этого особенно болезненно воспринималась рана разделения на Теле Русской Церкви... Равнодушие к оздоровлению церковной жизни в России невозможно... Мы ощутили рост взаимного доверия и ко всему приступали с молитвой. Члены нашей делегации единодушны в своих наблюдениях, оценках, радостях и переживаниях». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его милость, явленную в существенном улучшении отношений Русской Православной Церкви с Русской Зарубежной Церковью. 2. Выразить удовлетворение по поводу состоявшегося официального посещения Русской Православной Церкви Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви Митрополитом Лавром и надежду, что этот визит послужит осуществлению богоугодной цели восстановления канонического церковного единства. ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Сообщение СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА о состоявшемся возвращении в Россию из США чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, в 1383 г. принесенная на русскую землю и находившаяся в Тихвинском Успенском монастыре, в 1944 году была вывезена в США и пребывала в Чикаго. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию (См. Журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 1 от 25 марта 2004 года). 21 июня 2004 года в сопровождении делегации Русской Православной Церкви, которую возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Тихвинская икона Божией Матери специальным авиарейсом была доставлена из Чикаго в Ригу, где чудотворный образ находился в Христорождественском соборе до 23 июня. Накануне дня отправления иконы в Москву собор посетила Президент Латвии госпожа Вайра Вике-Фрейберг и поклонилась православной святыне.

http://sedmitza.ru/lib/text/429529/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010