В материалах о ранних этапах строительства в монастыре представлены противоречивые сведения о трапезной в XVI веке. В.И. Троицкий и С.А. Торопов писали: «В XVI в. казначей Ивана Грозного - Петр Иванович Головин пожертвовал 300 рублей на постройку обширной новой трапезной палаты с церковью, так как прежняя палата 1485 г. при общем количестве к этому времени до 170 «старцев» оказалась тесною... В монастыре в это время перестраивался вновь центральный собор монастыря, Успенский, при чем, для подсобных работ к этой постройке созывались с лошадьми вотчинные симоновские крестьяне, освобожденные на срок с 1543 по 1549 гг. от всех пошлин на царя; строилась громадная трапезная палата с церковью и службами, теперь уже не существующая; построены были каменные хозяйственные здания - конюшня и солодовня». Судя по приведённой цитате, исследователи опирались на определённый документ, но современные авторы исторических справок датируют постройку трапезной то серединой, то первой четвертью XVI века: «... в сер. XVI в. на средства казначея Ивана Грозного Петра Ивановича Головина была построена обширная каменная трапезная, расположенная к югу от собора. Одновременно с ней сооружались конюшня и солодовня. Об архитектуре монастырских зданий, построенных в 1-й пол. XVI в., нет никаких определенных сведений». «В первой четверти (XVI) века на средства казначея Василия III - Петра Ивановича Головина - была построена обширная каменная трапезная, располагавшаяся (в отличие от первоначальной) к югу от собора». Неопределённость сведений ставит под сомнение достоверность факта постройки нового здания трапезной и даёт возможность предположить, что в XVI веке могли быть предприняты перестройка, расширение или ремонт трапезной, выстроенной в 1485 году. Что касается её местоположения, то позицию «у врат» - западных ворот - по генеральному плану монастыря можно определить и как «западнее» собора, и как «южнее» него. На иконе, хранящейся в Музее «Коломенское» и опубликованной О.А. Поляковой, небольшие объёмы «поварни» и «хлебного двора» изображены стоящими у западной степы монастыря среди иных невысоких построек. Поскольку икона, датируемая XVIII веком, по составу изображений монастырских построек, скорее всего, является списком или повторением более ранней, можно предположить, что старая трапезная, разобранная при строительстве повой, находилась где-то рядом с поварней и хлебным двором, что не противоречит и сообщениям текстов.

http://sobory.ru/article/?object=03318

В описи имущества церквей Ненокского прихода за 1842 г. впервые описано обустройство для паломников ручья Талец. «К оной церкви расстоянием в одной версте принадлежит Талец. Вода в нем ключевая из-под горы, где над исходом воды выстроен анбар. В средине над ключом в квадрат ковчежец с двумя окнами для окачивания приезжающих богомольцов сделан. В нем два чуланчика заборного. Ниже пола вода течет по потокам. Для входа в анбар с двух сторон имеются простые на крюках и петлях двери». В «Кратком историческом описании приходов и церквей Архангельской епархии» за 1894 г. это описание повторяется в целом, однако уточняются некоторые важные детали: «В одной версте от церкви находится «талец», или колодезь, вода которого… бежит из-под горы. Над ним построен амбар, а посредине его стоит ковчежец с двумя окнами, где приезжающие на поклонение иконе св. Алексия богомольцы окачиваются водою даже в зимнее время без вреда для здоровья». О впечатлениях от посещения Куртяева говорится в заметке корреспондента «Архангельских епархиальных ведомостей» за 1904 г.: «Вода в ручье ключевая, зимою теплая, а летом холодная, имеет ту особенность, что никогда не замерзает, от чего самый ручей называется «талец». В том месте, где вода бьет ключом из земли, устроен колодец, над которым находится амбар с 2-мя отделениями. Все богомольцы, посещающие Куртяево, считают непременным долгом сходить к «тальцу»: здесь они моются или обливаются водою из «Тальца», с верою в ее целебность». В этой же статье дается описание Куртяевской церкви и чудотворного образа св. Алексия: «В Куртяеве находится чудотворный образ св. Алексия, человека Божия, помолиться пред которым я имел давнишнее желание… Не доехав полуверсты до Куртяева, мы увидели средней высоты холм, окруженный почти со всех сторон хвойным густым лесом, с церковию и тремя домами-гостиницами, расположенными на ровной площади... Церковь здесь небольшая, деревянная, с колокольнею, обшита и покрашена желтою краскою. Церковь однопрестольная с приличным иконостасом и древнею иконою во имя св. Алексия, человека Божия. Помолиться сюда приходит издалека немало всякого люда, даже случаются богомольцы из других губерний. Здесь они молебствуют пред чудотворною иконою, многие говеют, освящая себя таинствами покаяния и причащения. Для этой цели временно приезжает сюда причт Ненокского прихода. Более всего скопляется богомольцев в марте месяце, около 17 числа, дня памяти св. Алексия человека Божия, и в июне — в день Тихвинской иконы Божией Матери. …В бытность нашу в Куртяеве богомольцев почти никого не было. Кроме церкви и трех гостиниц никаких других построек здесь нет. Постоянно проживает здесь только один сторож со своею семьею, охраняя и наблюдая за храмом и принадлежащими ему зданиями. В таком виде в настоящее время находится Куртяево, эта настоящая пустыня для спасительного безмолвия и молитвы… вдали от суеты и треволнений жизни».

http://sobory.ru/article/?object=16206

В Писцовых книгах 1628 и 1629 гг. упоминается деревянная церковь Рождества Пречистые Богородицы с приделами Усекновения честные главы Иоанна Предтечи и Петра и Павла. В 1672 году «по указу царя и в. кн. Алексея Михайловича… построена на том же месте церковь вновь градскими и уездными людьми» с прежним наименованием. В октябре 1764 г. оставной секунд-майор, Абрам Иванов Спешнев, просил епархиальное начальство о дозволении новопостроенную им каменную соборную церковь освятить строителю Донковского Покровского монастыря, что и было разрешено.  От пожара, случившагося 29 августа 1791 г. в г. Донкове, сильно пострадала и соборная Богородицерождественская церковь. В сентябре 1793 г. был исправлен и освящён один только придел Аврамиевский, в котором и была совершаема служба. В 1854 и 55 гг. Богородицерождественский собор был вторично возобновлён благодаря стараниям данковского купца Григория Фаддеевича Лебедева и протоиерея Федора Семеновича Семенова; но оставлен «без пения». Кстати, интересно ещё одно упоминание о купце Г.Ф. Лебедеве. В 1831 году в Данкове была сильная холера, так что редко оставалось семейство, которое не пожертвовало несколькими членами, а в другом умирали все до одного. Данковский 3-ей гильдии купец Григорий Фаддеевич Лебедев моля Бога просил о избавлении его семейства от эпидемии и, отслужа панихиду по схимонаху Роману, дал обет воздвигнуть над могилою его часовню. Многочисленное семейство Лебедева Бог избавил от этой болезни и он, относя это к молитвам раба Божия Романа, впоследствии времени выстроил часовню. Построение нового, каменного двухэтажного Тихвинского соборного храма с пятиярусной колокольней начато 26 августа 1861 г. Он имеет 6 престолов, в нижнем этаже – Петропавловский и Никольский, освящены в 1872 г., средний ещё не отстроен; Тихвинский, Трёх Святителей и всех святых, расположенные в верхнем этаже, освящены в 1878 г. Существует легенда, связанная с постройкой Тихвинского собора. В городе Данкове жил один польский солдат, католик. Руководимый своей религиозной и национальной враждой к русскому населению, этот несчастный фанатик решил поджечь весь город. Ему удалось сделать 17 поджогов; почти весь Данков выгорел. Несмотря на все принятые меры, полиции не удалось поймать поджигателя. Жители города, обездоленные пожарами, были встревожены и ожидали новых поджогов. Накануне праздника Тихвинской иконе Богоматери они собрались в городской собор ко всенощной и на коленях со слезами умоляли Царицу Небесную спасти их от злоумышления поджигателя. Скорая Помощница и Заступница услышала их молитву и даровала Свое заступление. Когда поляк сделал 18-й поджог, то был схвачен на месте преступления и во всем сознался.

http://sobory.ru/article/?object=10743

В цветах, которых с утра у могил было немало, Надежда Михайловна вдруг увидела небольшой портрет в белой рамке. На нем был узнаваемым ее сын еще детских лет с выразительными голубыми глазами и изображением поющего соловья в монастырском окне рядом. Надписи и посвящений на обратной стороне картины не было. Но на другой день автор сам объявился в Тихвинском храме. Это была молодая женщина, приехавшая из Оренбурга увидеть в эти дни многое из того, что связано с Максимом. Свою историю она записала в школьную тетрадь и перед отъездом передала ее Надежде Михайловне с разрешением другим обращаться к ее исповедальному тексту. Рассказ Юлии Игнатовой из Оренбурга: «Я прежде жила без Бога. Родители не были религиозными. Отец занимался компьютерными технологиями, мать – экономикой. Но крещена я была по настоянию прабабушки Анны в первые дни после своего рождения. Она жила в большом оренбургском селе. Была мастерицей по вязанию пуховых платков. Один из ее узоров отнесен к достижениям труда российских пуховниц. Еще с войны, когда село осталась без мужчин и священнослужителя, она, человек, близкий к Церкви, исполняла в приходе все дозволенные ей обряды и таинства, прекрасно пела в церковном хоре. Жила я, не обращаясь к Господу, и не видела в этом причины своих повседневных бед. Их было же немало – хронические заболевания, сильные спинные боли, панические атаки, депрессия, проблемы, сопутствующие распаду моей некогда счастливой семьи, работа не по вузовской специальности. В ночь со второго на третье ноября минувшего года я вижу сон. Будто я и мама заходим в белую церковь. Проходим к иконам, а у стены на лавочке парень сидит. Заметил нас, встал и также подошел к иконе Божией Матери. Я смотрю на него и узнаю Максима по тому образу, который у меня уже создался о нем. Впервые Максима Трошина я увидела на российском телеканале «Спас». Случайно переключилась на документальный фильм о нем. Умилил момент, когда он учил пению младшего брата. Потом был сериал «Громовы». Мама смотрела, а у меня на это не было времени. Услышала только наложенный на заключительные кадры пронзительный голос в песне о монахе, просившем соловья не петь над его могилой. Стала искать по интернету сведения об исполнителе. Была удивлена, что им оказался уже знакомый мне по «Спасу» юноша.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/07/02/s_...

Владелец: lelakut Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Подскажите что это за икона [Добавлено 2017-01-10 14:29:45]: спасибо большое Ответов: 1. Последний ответ: Преподобный Иоанн Печерский, Многострадальный. http://pravicon.com/icon-1962 Добавлено на опознание: 2017-01-03 20:16:27 Владелец: goldenlife Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Антон, найдите в компе Онуфрий Великий,прп. и прочитаете про него и найдёте много его образов в компе. (Онуфрий Великий в картинках). Другого ответа не будет. Добавлено на опознание: 2017-01-03 20:16:21 Владелец: goldenlife Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Дня доброго всем! Прошу помощи в опознании иконы. Досталась от бабули (ушла из жизни в 96лет), она её прятала в своём " ящике-сундуке с одежкой " , возможно имела ценность для неё или память, о которой она видимо хотела забыть. Спасибо большое! Ответов: 1. Последний ответ: Явление Ангела преподобному Онуфрию Великому. Добавлено на опознание: 2016-12-29 07:31:19 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Ответов: 1. Последний ответ: Казанская икона Божией Матери. 19 век. Добавлено на опознание: 2016-12-27 06:54:23 Владелец: Evgentru Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: На иконе изображены три святых мужа. Досталась от родителей. Ответов: 7. Последний ответ: Спасибо большое за полную информацию. Добавлено на опознание: 2016-12-23 22:22:13 Владелец: Sveta40 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: это обратная сторона иконы Ответов: 1. Последний ответ: Вероятно, здесь сокращенное обозначение " Смоленская " , " Тихвинская " , " Николай " . С чем связано, не могу сказать. Возможно, заказ таким образом был записан на одной доске. Добавлено на опознание: 2016-12-23 22:20:38 Владелец: Sveta40 Владелец доволен опознанием? Уже доволен! Описание владельца: Здравствуйте! Помогите опознать икону.По рассказам семьи ей около 200 лет. Последние много лет хранилась на чердаке, пока не была случайно найдена. На обороте что-то написано, фото докину позже. всем спасибо за участие.

http://pravicon.com/unknown/93

Все это происходило на глазах его младшего брата Александра, который двигался по служебной лестнице медленнее по причине слабого здоровья. В феврале 1795 г. Александр стал учителем поэзии и риторики Троицкой семинарии, а в 1797 г. также решился на принятие монашества. В день празднования Тихвинской иконе Божией Матери 26 июня 1797 г. наместником Троицкой Лавры иеромонахом Назарием он был пострижен с именем Амвросия в честь Медиоланского святителя, и вероятно, в память о своем восприемнике при крещении – архиепископе Амвросии Зертис-Каменском. 5 июля того же года, в день одного из главных праздников Лавры – Обретения мощей прп. Сергия, он был рукоположен в иеродиакона, а через полтора года, в день Рождества Христова – 25 декабря 1798 г. посвящен в иеромонаха. В декабре 1798 г. по указу Синода иеродиакон Амвросий был назначен в Славяно-греко-латинскую академию проповедником, и определен соборным иеромонахом Донского монастыря. В конце 1802 г. о. Амвросий был направлен во вновь созданную Саратовско-Пензенскую епархию ректором Пензенской семинарии и архимандритом Пензенского Спасо-Преображенского монастыря с обязанностью присутствовать в местной духовной консистории. В 1806 г. он был переведен в Можайский Лужецкий монастырь с присутствием в Московской консистории, а через год стал архимандритом Московского Данилова монастыря. Архимандрит Амвросий зарекомендовал себя талантливым проповедником и ревностным администратором, около года проходил послушание цензора, но в ноябре 1810 г. он скончался после тяжелой болезни. Архимандрит Августин, после перевода его младшего брата в Славяно-греко-латинскую академию, оставался ректором Троицкой семинарии, и среди других послушаний, возложенных на него митрополитом Платоном, в 1800 г. почти год исправлял хлопотную должность наместника Лавры. С наступлением царствования Александра I архимандрит Августин по назначению митрополита Платона участвовал в богослужении и торжествах при короновании монарха в Успенском соборе, а затем встречал Помазанника, как ректор в стенах Троицкой семинарии и приветствовал его благодарственной речью. Император выразил ему «благоволение за усердие и труды в образовании и воспитании юношества на службу Церкви и Отечества» и пожаловал орден Святой Анны 2-й степени, который в то время имели немногие из архимандритов.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin-Vinog...

Встреча с отцом Григорием и отцом Николаем показала мне, что Бог — это не далекий космос. Я увидел Его в отце Григории, в этом человеке была любовь, Божественная энергия, она меня коснулась. Когда я вернулся в Минск, коллеги спросили: «Где ты был? Какой-то чудной стал!» А меня тянуло в Бабичи, при любой возможности я старался туда вернуться. С отцом Григорием мы просто говорили о жизни, делились какими-то своими историями. Беседуем с батюшкой на лавочке, а внутри умиротворение. Могу сравнить эти моменты с евангельской историей о свете Фавора , когда ученики Христа говорили: «Хорошо нам здесь быть!» Меня наполняли тишина и радость. Хотелось переживать их снова и снова, я понимал, что это возможно только в Церкви. Видимо, по молитве отцов действовал Господь. «Бог каждого человека ведет своей дорогой» — Работали мы тогда вместе с другом Андреем. Он уже давно был воцерковленным человеком и звал меня в храм, а я всё отмахивался. И тут Андрей узнает, что я участвовал в таинствах, стал крестным отцом, и устанавливает надо мной контроль: «Ну что, ты был в храме?» — «Нет, не был, но пойду…» По молитвам отцов и благодаря настойчивости друга я начал посещать богослужения, исповедоваться и причащаться. Бабушку, которая жила в Украине, мы перевезли в Минск. В последние годы она находилась в больнице в Новинках. Навещая ее, мама заходила в храмы монастыря и всегда рассказывала, как там хорошо. Я начал ездить в обитель по праздникам: участвовал в таинствах, освящал куличи. Иногда мы с другом приезжали в кафе «Мельница». Однажды я купил в обители диски «Жития святых». Когда слушал их, со мной происходило что-то особенное. Сейчас такой благодати уже нет, а тогда мне было так радостно! Я любыми путями хотел привести всех в храм. Казалось, человеку достаточно переступить порог церкви, и у него будет состояние, которое Господь дал испытать мне. Сейчас понимаю, что мои усилия были лишними — Бог каждого человека ведет своей дорогой… Я неслучайно рассказал об иконе Божией Матери «Тихвинская», которую мне подарили незадолго до поездки в Бабичи. Этот образ относится к типу « Одигитрия », в переводе с греческого «Путеводительница» или «Указующая путь». Сегодня старинный образ Богородицы хранится в нашем доме. Когда старшая дочь будет выходить замуж, благословлю ее на супружество этой иконой. Младшая дочь в детстве любила святителя Иоанна Шанхайского . Есть в нашей семье образ и этого святого.

http://azbyka.ru/way/zvonar/

Граждане отслужили в соборе благодарственный молебен и совершили вокруг города крестный ход. Когда они возвращались в город, то увидели, что на каменном столбе, стоявшем посредине Хлебной площади, находится неизвестно кем поставленная Тихвинская икона Богоматери. С этого времени ежегодно 26 июня бывал крестный ход к этой иконе, почитаемой местными и окрестными жителями за явленную. В 1861 году на сем месте начали строить храм, но так как постройка его совершалась медленно, то жители города устроили в честь новоявленной иконы на площади гостиного двора часовню, которая и была открыта 10 ноября 1863 года. Двухэтажный, одноапсидный, крестовокупольный пятиглавый храм выстроен из кирпича на белокаменном цоколе. Стены оштукатурены и окрашены в голубой цвет, который выразительно оттеняет белые архитектурные детали. Фасады имеют трехчастное деление. На восточном фасаде средняя часть — массивная апсида, на северном, южном и западном — ризалит в три оси окон. Каждая часть фасада фланкируется широкими плоскими лопатками. По вертикали фасады храма расчленены горизонталями тонких межэтажных белокаменных карнизов и завершаются килевидными закомарами. Все оконные проемы арочные, на втором этаже — богато декорированы: широкие профилированные архивольты поддерживаются полуколонками. Центральный, цилиндрический световой барабан главенствует над композицией. Узкие полуколонки, которыми обработаны его межоконные простенки, и вытянутые полуциркульные окна придают крупному объему легкость. Построенный в псевдорусском стиле и являющийся характерным образцом культового зодчества второй пололовины XIX века, органично вписывается в ансамбль центральной площади и является главной доминантой в застройке города Данкова. Дальнейшая судьба Богородицерождественской церкви печальна – по некоторым данным, храм был разрушен в 1960 году. Вот что об этом говорит председатель правления районного общества краеведения С.Н. Дегтерев: «Церковь эта стояла между сегодняшней больницей и музеем. В связи со строительством поликлиники, собор было решено сломать».

http://sobory.ru/article/?object=10743

Из Рекони Андрей ходил нередко в Тихвин на поклонение чудотворной иконе Царицы Небесной. Во время этих поездок он сошелся с некоторыми старцами Большого Тихвинского монастыря. Один из них, иеромонах Мартиниан, сделавшись его искренним другом, посоветовал ему принять монашество. При его содействии, Андрей был пострижен 26 августа 1822 года. Имя Андрей было ему переменено на Адриан. Затем, через десять лет, в 1832 году инок Адриан облечен был в схиму с переименованием в Амфилохия. Как монашество, так и схима долго оставались никому не известными, кроме самых близких для него лиц. Дома, и выходя куда-нибудь, он по-прежнему надевал свое мирское рубище и являлся в монашеском одеянии только вследствие каких-либо особых уважительных причин. Пятьдесят лет прожил Андрей в Реконской пустыни, и все это долгое время провел он в бичевании своей плоти, в иноческих, тяжелых трудах, в непрерывном посте и молитве и в вечной борьбе с врагами, искавшими его погибели. В самых преклонных летах (он умер 125 лет) он часто бродил по топким болотам с больной ногой, покрытой страшными ранами и, чтобы сделать путь свой более утомительным, обременял себя разными тяжестями: на голову надевал тяжелый железный обруч в воспоминание тернового венца Спасителя. На шее он носил большой камень в наказание за свои грехи, а на плечах – вериги и опоясывался ими в память уз Христовых, а на обнаженное тело надевал проволочную рубашку, которая раздирала ему кожу. Целые дни и ночи он проводил в непрерывной молитве, почти никогда не предаваясь сну и не зная никакого отдыха и покоя. Питался он крайне скудно и долгое время мог быть совершенно без нищи. Часто видели, что он ел гнилые корки хлеба или овсяное толокно, смешанное с песком или золою. Древесная кора, мох, разные травы и коренья по временам также служили ему пищей. Во время молитвы, стоя по нескольку часов на молитве на коленях, он подкладывал себе под колени крупный песок, что вызывало острую боль во всех его членах. Не раз воры нападали на его убогое жилище и похищали у него небольшие суммы денег, пожертвованные благодетелями на какое-либо богоугодное дело. Один раз злодей даже сжег его мазанку со всем домашним скарбом, и только святая икона Знамения Божией Матери дивным образом сохранилась в огне невредимой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Марина Владимировна в рамках чтений планируются выездные семинары и даже паломнические поездки? В рамках Знаменских чтений у нас всегда предусматривается паломническая программа поскольку к нам все время приезжают православные люди из других городов и мы предлагаем им паломничество к нашим святыням. На этих Знаменских Чтениях предполагается паломничество по Царскому Селу. Царское Село - это место святое: Здесь принял смерть первый из Российских новомучеников протоиерей Иоанн Кочаров, и Царское село полно воспоминаниями о Царской семье, которая провела здесь последний год перед отъездом в Сибирь, в Тобольск, в подвал Ипатьевского дома. В Царском Селе восстановлен Федоровский собор, на примере которого мы видим те идеалы, которыми руководствовался наш последний государь и его семья, идеалы воссоздания соборных ценностей русской культуры. Замечательная экспозиция в Александровском дворце сделана с огромной любовью. 11 декабря у нас будет большое паломничество в Тихвин к тихвинской иконе Божией Матери, этой великой святыне, защищавшей рубежи нашей державы. В этом году она вернулась к нам и люди, которые приедут из других городов, да и наши Петербуржцы с великим благоговением поедут к этой святыне. Тема 7 образовательных чтений " Православная культура в контексте непрерывного образования " . В чем особенности чтений, проходящих в этом году? Прошлые годы мы концентрировались на предмете " Православная культура " в школе, но в этом году нам стало ясно, что те отклонения от магистральной темы, которые мы воспринимали в прошлом году как уход в сторону, являются совершенно законными. Православная культура востребована во всех звеньях образования: и в образовании взрослых, в том числе образовании учителей и в образовании вузовских преподавателей, и образовании родителей и в дошкольном образовании. Мы вынесли в название чтений " непрерывное образование " указывая на то, что вхождение " православной культуры " возможно в любое из звеньев образовательной системы России. Вы пригласили на пленарное заседание академика РАО. Я слышал о негативном отношении академии к предметам, которые можно было бы назвать предметами христианского цикла в рамках светского образования. Каково ваше мнение о сегодняшнем состоянии РАО и его отношении к данным вопросам?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/1...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010