7 . Кроме того, в трапезной был храм в память Великого князя Александра Невского. Там служили большей частью зимой, поскольку храм Тихвинской иконы Божией Матери был тесен и душен. Ранее на этом месте стояло сельское кладбище. Кладбище перенесли за монастырские постройки поближе к Сарову. Монастырское же кладбище занимало юго-восточный угол канавки, располагалось вокруг храма Преображения. Еще было два Рождественских храма во имя Спасителя и Божией Матери. Пристроены к Казанской церкви еще при отце Серафиме. Стало быть, храмов насчитывалось девять, а престолов- пятнадцать. Под все престольные праздники за малой вечерней служился параклис Божией Матери и утром бывало водоосвящение. На престольные праздники образу Божией Матери «Умиление», 28 июля, и в день памяти преподобного Серафима, 19 июля и 2 января, а также на день основания обители, 9 декабря, день Зачатия праведной Анны, после поздней Литургии обязательно совершались крестные ходы по канавке с пением параклиса Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Накануне 9 декабря бывала торжественная всенощная празднику иконе Божией Матери «Умиление» и преподобному Серафиму. За всенощной читался акафист пополам: Царице Небесной – Благовещению с 1 по 6 кондак и икос и с 7 по 12 – преподобному Серафиму. Иконе Божией Матери «Умиление» существует особая служба, составленная митрополитом Серафимом Чичаговым . Кроме того, на праздник Живоносного Источника был крестный ход внутри обители за канавкой, а на преполовение – вокруг обители за оградой. Духовенство монастыря почти все было из рода отца Василия Садовского. При разгоне старшим был протоиерей о. Иоанн Смирнов , родной племянник о. Василия (скончался в глубокой старости в Дивееве). Кроме него были: о. Михаил Гусев, сын родной внучки, воспитывавшейся у о. Василия (скончался в тюрьме); о. Иоанн Полидорский, муж сестры о. Михаила (скончался на Соловках). Ежедневно Служба утром (кроме Великого поста) начиналась: ранняя обедня в 5 часов и поздняя в 6 часов (в разных храмах). По воскресным дням обязательно перед поздней бывал параклис на распев, по очереди оба канона. Вечером в половине шестого – вечерня и заутреня. Затем малое повечерие с каноном (дневным по уставу). Перед ранней обедней с 4 утра и перед поздней с 5 часов читались правило причастникам, утренние молитвы и сборный акафист. Полунощница читалась иногда с вечера или по келиям. Вечером в половине пятого всегда неопустительно, кроме только Пасхальной недели, читалось данное преподобным правило: 12 избранных псалмов, помянник и по 100 поклонов Спасителю, Божией Матери и преподобному, затем маленькое правильце и, конечно, поминали благодетелей.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Но не только в книгах и словарях сохранилось описание иконы. Из правительственной переписки. Председатель Совета по делам Русской Православной церкви Георгий Карпов — заместителю председателя Совмина Климу Ворошилову: «16 февраля 1949 года. В связи с сообщением и предложением товарища Соколовского из Берлина о так называемой “чудотворной иконе Тихвинской Божией Матери” докладываю, что по наведенным справкам самая ценная (золотая) риза с данной иконы с большим количеством драгоценных камней была снята еще в период войны 1914–1918 годов и перевезена в Петроград, а затем вместе с другими государственными ценностями — в город Ейск. Описание этой ценной ризы и приводит в своем сообщении товарищ Соколовский на основании посланной Советом 3 декабря 1948 года члену коллегии МИД СССР товарищу Смирнову А. А. справки (описание иконы Тихвинской Божией Матери) из книги “Тихвинские монастыри” издания 1854 года. В связи со снятием и эвакуацией золотой ризы на икону была одета риза меньшей ценности — серебряная, вызолоченная, с драгоценными укра­шениями, до этого находившаяся на копии иконы Тихвинской Божией Матери. В 1922 году якобы была сня­та и эта риза (в период изъятия цер­ковных ценностей). И на икону была одета тоже богатая (но все же мень­шей ценности), серебряная, вызоло­ченная риза XVI века русской рабо­ты, имевшая также драгоценные кам­ни и русские самоцветы. Последняя риза имела также исто­рическое значение, так как была по­жертвована в монастырь Борисом Годуновым» 1 . Так каков же путь иконы из Рос­сии? Как русская святыня оказалась на Западе? По документам, закрытым ранее, можно воссоздать события по­лувековой давности. Из письма Г. Г. Карпова К. Е. Ворошилову от 16 февраля 1949 года: “Известно также, что из Тихвина икона была привезена в г. Псков, где кто-то из высшего командования (по одним сведениям даже сам Розенберг) с боль­шой церемонией передал икону в местный собор, а начальник Псковской духовной миссии протоиерей К. Зайц 2 (умер в 1948 году) принимал эту икону, и он в на­чале 1944 года привез икону из Пскова в г. Ригу к митрополиту Сергию (убит немцами в апреле 1944 года). Икона была помещена в Рижском женском мона­стыре, и, как сообщают, в тот период читались акафесты, стекалось много ве­рующих, а немцы обращали свое внима­ние на драгоценность ризы” 3 .

http://pravmir.ru/spustya-polveka-nasha-...

Одна монахиня, жившая в то время в монастыре, слышала голос, говоривший: «Чем ближе Моя икона, тем быстрее будете услышаны». На праздник Вознесения Господня икона была привезена в монастырь и помещена в келейной церкви. По прибытии в монастырь образа Божией Матери явной стала Ее помощь строящейся обители. Весной того же года на месте, указанном Божией Матерью, обнаружили родничок. Воду стали регулярно освящать. Было замечено, что вода из родника обладает целебной силой. Для удобства набора воды в том месте был выкопан колодец. Над ним построена часовня в честь явления Божией Матери. В 1994 году было зафиксировано мироточение Касперово-Тервенической иконы и иконы «Явление Божией Матери в Тервеничах», на которой и изображено бывшее духовнику обители видение. В 1996 году митрополит Владимира благословил считать икону местночтимой и именовать ее по месту прославления «Тервенической». При этом празднование иконе было установлено совершать в день Покрова (14 октября) и в день основания обители (1 июня). Тервеническая икона - единственная святыня, уцелевшая при пожаре келейной церкви монастыря. Перед иконой ежедневно утром читается акафист Покрову Божией Матери, с четверга по воскресенье служатся молебны. В летописи монастыря записано много случаев помощи, полученной людьми от Тервенической иконы Божией Матери и святой воды из источника. В благодарность Божией Матери за исцеления и помощь люди дарят Ее иконе приносят дары. ВЛАДЫЧИЦЕ ПРЕМИЛОСТИВАЯ, ИСЦЕЛИ НАША НЕДУГИ И СТРАСТИ В 1997 году в 20-ти километрах от Тервеничей, в деревне Пирозеро, по благословению митрополита Владимира был основан скит монастыря. В этих местах тоже был полуразрушенный храм: в старые времена он был Тихвинским, а ныне освящен во имя иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша». С 2000 года на территории скита живут наркозависимые молодые люди. Живут они одной большой семьей и все делают своими руками: построили трапезную, на месте сгоревшего в 2003 году деревянного - новый каменный храм, даже мост возвели сами. Это не говоря уже о садово-огородных работах.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/4/46...

- Есть еще одно популярное доказательство, что Тихвинская икона - именно та, что исчезла из Константинополя. Это рассказ о встрече новгородских купцов с константинопольским патриархом. В беседе с гостями из Новгорода, как повествует старинный источник, патриарх спросил: " Нет ли на Руси слухов о чудотворной иконе Богоматери, которая пребывала в Царьграде и неизвестно куда скрылась? " Когда купцы рассказали о тихвинском чуде, патриарх из сопоставления времени происшедшего и описания заключил, что это именно та икона, и показал в храме место, где она стояла. Он рассказал, что икона несколько раз скрывалась и прежде, но являлась опять, " ныне же за гордость нашу и неправды она нас совсем оставила " . После этого Тихвинскую икону поставили в храме так, как она стояла в Царьграде - у первого столба, справа от входа... - Это известный текст, который странен тем, что в нем не указывается время описываемых событий, непонятно, о каком именно патриархе идет речь, и, наконец, не указываются имена купцов, что противоречит новгородским традициям. Но вот на что стоит обратить внимание. Интересно проследить связь идеи преемственности Тихвинской иконы по отношению к византийской с идеологией русского общества. В середине XVI века, когда и была литературно оформлена версия перемещения иконы из Константинополя, широко утверждалась теория " Москва - третий Рим " . Наша страна оказалась к этому времени единственным православным государством, оплотом православия в мире. Именно с этими умонастроениями связано и возникновение патриаршества в России. Мы все отчетливее осознавали себя наследниками Рима, а подтверждением тому среди прочего становилось перемещения святости с Востока на Русь либо чудесным, либо естественным путем. - На политическое значение константинопольских корней Тихвинской иконы обращал внимание и религиозный философ князь Евгений Трубецкой в работе " Россия в ее иконе " : " Но еще раньше Москвы под впечатлением упадка веры в обеих древних Римах стал называть себя " новым Римом " Великий Новгород. Там зародились благочестивые сказания о бегстве святых и святынь из опозоренных центров древнего благочестия и о переселении их в Новгород: об иконе Тихвинской Божией Матери, чудесно перенесенной из Византии в Новгород, и о столь же чудесном приплытии туда же на камне святого Антония римлянина с мощами " . Да ведь и вся дальнейшая история иконы в России была тесно связана с политикой. Она же не только исцеляла больных, но и помогала в военных и дипломатических проблемах?

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

Блаженная алтарница Мария Соминская (Мария Трофимовна Орехова (1923-2006) - русская подвижница благочестия, которая стяжала редкие дары прозорливости и рассуждения. По благославлению игумена Николая (Кузьмина) Мария Соменская 30 лет подвизалась алтарницей в храме свв. Апп. Петра и Павла. Преставилась 2 декабря 2006 г. и погребена у алтаря Соминского храма. Могилка её чтится паломниками. Колокольня со шпилем служила маяком для речных судов, идущих из Петербурга в Волгу. В Сомино находилась одна из 105 пристаней Тихвинской водной системы. Исторический шпиль на храме с ангелом, подобным шпилю Петропавловского собора в Петербурге, был восстановлен благодаря усердиям В.Е. Загарских (ОАО " Газпром " , Пикалевское отделение). Шпиль был водружен на храм 7 июня 2007 г. В 6 километрах от Сомино по Вологодской трассе (старинному Ярославскому тракту) находится древниий почитаемый чудотворный святой источник. Этот источник теперь посвящен Трём иконам: Леушинской Божией Матери, иконе " Отрада и утешение " и " Взыскание погибших. " Изначальное посвящение источника утрачено во времени. Отец Геннадий посвятил источник почитаемой иконе Леушинской Богоматери. Икона " Отрада и утешение " приснилась одной из прихожанок, о чем она сообщила отцу Геннадию и поставила икону у источника. Крест на источнике был установлен в 2012 г. Резал его раб Божий Лев. Он промыслом Божиим установил на кресте икону " Взыскание погибших " . http://tihv-206.cerkov.ru/; http://www.town812.ru/istochnik-somino.shtml Храм построен в 1939-1844 г.г. в центре Тихвинской водной системы в селе Сомино и был непосредственно с нею связан - в нём окормлялись её труженики. Чтимой святыней храма являлась икона Скорбящей Божией Матери, с которой совершался крестный ход по селению. В настоящее время в храме находится чтимый список Скорбящей иконы Божией Матери. Главный престол – св. Апп. Петра и Павла. Левый придел: сщмч. Власия Севастийского. Правый придел: до 1930-х г.г. – Воздвиженский, после 1947 г. – свт. Николая Чудотворца, после пожара 1998 г. – Скорбященский.

http://sobory.ru/article/?object=01305

Но в 1938 году церковь была закрыта. Вскоре рядом с ней был образован лагерь управления НКВД для репрессированных, а во время войны – военнопленных. Храм использовался для хозяйственных нужд лагеря, а после его закрытия в 1947 году, служил колхозным складом. В этот период произошло полное разрушение храма. Разобрали на кирпичи каменную звонницу, сняли с купола кровлю. Храм стал гибнуть. …Но вот, наконец, пришло долгожданное знамение милосердия Божиего; пришло всепрощение, которое звало к пробуждению и покаянию окаменевшие души. Летом 1988 года по грозным мстинским порогам приплыл образ Царицы Небесной — Тихвинской Богоматери и пристал к берегу недалеко от места, где некогда красовался храм Ее имени. Образ этот — старинного, чудного письма — был довольно больших размеров. Местный житель поселка Петр поднял икону из воды и схоронил на чердаке в одном из домов. Кто мог подумать, что Сама Царица Небесная берет под покров Свой и судьбу храма, и живущих там? О иконе скоро забыли, но жизнь в поселке с того момента изменилась… Прошло совсем немного времени и первая во всей округе, заговорившая о себе в полный голос, стала вновь организованная православная община в селе В самом начале 1990 года приход получает официальную регистрацию и разрушенное здание бывшей Тихвинской церкви. Для совершения богослужений община покупает дом в поселке и оборудует его под церковь. Но икона? О ней никто не помнит. Ее просто принесли в молитвенный дом вместе с другими иконами, принесли добрые старушки, которые искренне радовались открытию прихода. В апреле 1990 г: молитвенный дом был освящен, а через два месяца на новый приход был назначен священник Николай Сергиевский — первый настоятель возрожденного прихода. С 1996 г. по 2005 год настоятелем храма являлся священник Валерий Дьячков. В 1999 году храм был восстановлен, а 24 ноября 2001 года архиепископ Новгородский и Старорусский совершил чин освящения возрождённой святыни. Рядом с погостом находится мемориал скончавшимся в лагере репрессированным советским гражданам и военнопленным разных стран.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Тихвинско...

Составитель Н. Черкасова http://old.eltech.ru/tsr/text1.htm Еще в конце XVIII века здесь, на территории Императорского Стеклянного завода на Шлиссельбургском тракте (ныне — проспект Обуховской Обороны), находилась часовня, построенная в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Ее возведение связано с чудесным явлением. На этом месте был устроен перевоз от Стеклянного завода на другой берег Невы. Однажды лодочники-перевозчики увидели, что прямо на них плывет какая-то икона, которая, подплыв к плоту, без всякой видимой причины остановилась. С благоговением вынули лодочники икону из воды и увидели, что на ней изображена Пресвятая Богородица Тихвинская. Для нее была построена деревянная часовенка. Кроме Тихвинской иконы, в часовне находилась еще небольшая икона Богородицы «Всех скорбящих Радость». Сохранилось предание, что она принадлежала ладожскому купцу Матвееву, который в бурную погоду перевернулся в лодке с гребцами посреди Невы. Все гребцы погибли, а он, схватившись за доску и усердно молясь Божией Матери, благополучно достиг берега рядом с часовней. В благодарность за избавление от смерти, он подарил в часовню икону Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» — благословение своей матери. 5 августа (23 июля ст. ст.) 1888 года произошло чудесное событие, сделавшее известной небольшую Тихвинскую часовню во всем православном русском мире. Около двух часов пополудни над Петербургом разразилась страшная гроза. Молния ударила в кровлю Тихвинской часовни, рядом с куполом. Во время начавшегося после этого пожара часовня выгорела, но находившаяся в ней икона «Всех скорбящих Радость» чудесным образом уцелела и была дивно обновлена небесным огнем: потемневший от времени и копоти лик Богоматери просветлел. Шнур, на котором икона висела в углу часовни, сгорел, а сама икона упала на рассыпавшиеся из ящика для пожертвований монеты, причем 12 мелких медных монет (грошиков) прилипли к иконе (позднее 1 монета отпала). Монеты держались на поверхности иконы без всякой видимой причины — свидетельство Божественного знамения, чуда Божия. Весть о чуде быстро распространилась. К Тихвинской часовне потекли паломники, число их все увеличивалось, и вскоре стали передаваться известия о чудесных исцелениях от иконы. Весть о прославлении святой иконы распространилась за пределы столицы по всей православной России. К часовне ежедневно стали прибывать тысячи богомольцев помолиться перед чудотворным образом Божией Матери, который получил наименование «Всех скорбящих Радость» с грошиками. Неведомая дотоле Тихвинская часовня стала вскоре всем известной Скорбященской часовней на Стеклянном. К осени был устроен навес от ветра и снега, а затем построена новая часовня, наподобие шатра над прежней.

http://sobory.ru/article/?object=01534

Лит.: Бенескриптов Е. Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радость». СПб., 1859; Храм Богоматери «Всех скорбящих Радости», что на Ордынке в Москве. М., 1862, 19064; Георгиевский Н. , свящ. Ист.-стат. описание с.-петербургской Скорбященской церкви, что за литейным двором. СПб., 1866 [цв. воспроизв., публ. «Сказания» кон. XVII в.]; он же. Церковь «Всех скорбящих Радости» за Литейным двором//Ист.-стат. сведения о С.-Петерб. епархии. СПб., 1876. Вып. 5. С. 266-277; Сказание о св. чудотворной иконе Пресв. Богородицы «Всех скорбящих радости». СПб., 1888. М., 18922, 18943; Дебольский Г. С. Дни богослужения Правосл. кафолической церкви. СПб., 18949. Т. 1; Лавры, мон-ри и храмы на Св. Руси: С.-Петерб. епархия. СПб., 1908. С. 133-134; Скорбященская церковь в Петербурге и ее чудотворная икона//Рус. паломник. 1911. 48. С. 762-764; 49. С. 778-779. Икона из Тихвинской часовни у стеклянного завода в С.- Петербурге («с монетками», «с грошиками»). Существует неск. версий о том, как образ попал в часовню. Согласно 1-й, икона была вкладом купца С. И. Матвеева, имевшего торговые связи с заводом. Икона принадлежала его матери, урожденной Куракиной, в их семью «В. с. Р.» попала, после того как была выловлена из Невы. Согласно 2-й версии, икону прибило к берегу реки в том самом месте, где была построена часовня. По 3-й версии, ее пожертвовал в часовню некий купец из Ладоги, спасшийся от гибели во время бури на реке. Весьма вероятно, что эти предания относились первоначально к Тихвинской иконе Божией Матери , а после прославления иконы «В. с. Р.» были приписаны ей. Время построения часовни предание относит к эпохе царствования имп. Екатерины II и связывает с тем, что у этого места, где раньше был перевоз от стеклянного завода к дер. Клочки, некогда явилась по воде Тихвинская икона Божией Матери. В наводнение 1824 г. часовня была смыта и отнесена к дер. Клочки, затем восстановлена на прежнем месте Д. Туляковым. На прежнее место были возвращены и иконы. Впосл. часовня перестраивалась. До 1882 г. была приписана к Скорбященской ц. над вратами Александро-Невской лавры, затем к Борисоглебской ц. на Калашниковской пристани.

http://pravenc.ru/text/155562.html

Внутри монастырской ограды прямо против входа во святые ворота ограды расположен главный храм монастыря во имя Преображения Господня. Этот храм каменный, по форме четырехугольный с полукруглым выступом для алтаря; он имеет пять куполов с пятью главами и таким же количеством крестов. На западной части храма устроена колокольня вышиной от основания здания до креста 16 саженей. По сторонам колокольни на западной стене расположены 6 небольших цилиндрических возвышений, увенчанных крестами. С северной и южной стороны стен храма пристроены в линию стен крытые галереи с крыльцами. С западной стороны при входе в церковь устроено деревянное крыльцо с четырьмя деревянными колоннами, покрытое железом. Всех входов в церковь 5. В этом храме три придела. Главный придел в память Преображения Господня занимает восточную половину храма; этот придел холодный. В западной половине храма устроены два придела: один с правой стороны - во имя Святой Троицы и другой на левой стороне - во имя святого пророка Ильи. Это отделение храма теплое; печи в нем устроены в 1891 году. На колокольне при этом храме находятся 6 колоколов: большой весом 102 пуда и 8 фунтов, пожертвованный Калининым; два средних колокола: один весом 31 пуд 25 фунтов и другой, прежде разбитый, но теперь спаянный при помощи электричества в мастерских Рославльской железнодорожной станции, весом 22 пуда; три малых колокола: один весом 2 пуда, другой весом 1 пуд 30 фунтов и третий весом 32 фунта. В этом храме находятся глубоко почитаемые гражданами города Рославля и другими богомольцами иконы: Тихвинская икона Божией Матери и великомученицы Варвары. Тихвинская икона Божией Матери помещается под особой сенью, которая стоит за правым клиросом главного придела. На этой иконе сребро-позлащенная риза весом 9 фунтов, украшенная по местам стразами и цветными камнями. Другая чтимая икона великомученицы Варвары также помещается под особо устроенной сенью, которая стоит за левым клиросом главного удела. На этой иконе риза сребро-позлащенная, весом 5 фунтов 12,5 золотников.

http://sobory.ru/article/?object=07520

Какое-то время все стояли, замерев и затаив дыхание. Прислушивались, боялись поверить, что наваждение, кошмар этой ночи закончился, их молитва услышана и Господь сохранил родные Кашкаранцы заступничеством Тихвинской иконы Божией Матери. Небывалая радость охватила всех, люди обнимались и плакали. Кто-то бросился обнимать священника, кто-то ещё продолжал недоверчиво глядеть на застывшие, уходящие в небеса ледяные громады... Отец Михаил подошёл к иконе, земно поклонился Царице Небесной и отошёл в сторону, смахивая слёзы, а затем встал на колени. За ним с молитвой опускались на колени все жители села. И долго ещё стояли с иконой два помора, пока каждый из сельчан не подошёл к чудотворному образу, целуя его и благодаря Божию Матерь - Заступницу и Спасительницу этого древнего села, что на Терском берегу, на Кашкаранском наволоке. Масштаб небывалого природного катаклизма, случившегося в Кашкаранцах в ночь с 4 на 5 января 1888 года, стало возможным оценить, лишь когда окончательно рассвело. Ночное ледяное наступление шло на село с моря фронтом шириной около километра. От моря, от полосы границы максимального морского воздействия на берег волнами и приливами, ледяные горы сумели продвинуться в направлении села на 150 метров. Как сообщали в Архангельских губернских ведомостях очевидцы, " движения льда в таком громадном количестве и с такими ужасными последствиями не помнит никто из старожилов всего Терского берега, так что описанное бедствие в полном смысле - явление совершенно небывалое " . И в памяти жителей села " небывалость " этого явления навсегда осталась связанной с чувством благодарности к Тихвинской иконе Божией Матери и верой в Её неизменное заступничество за село Кашкаранцы». С 2008 года в весенне-летнее время икона «путешествует» по приходам Мурманской епархии. Как отмечает игумен Митрофан, «некоторые верующие со слезами на глазах провожают икону из своего прихода». О чём это говорит? Наверное, о том, что сокровенно икона продолжает являть чудеса, пусть не такие глобальные, как чудо в Кашкаранцах. Драгоценные пожертвования на оклад иконы принимаются по сей день.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/i...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010