и. В. и. (размер 134,5 ´ 90 см) была написана на 4 досках (2 центральных кипарисовых и боковых липовых). Судя по фотографиям и графическим воспроизведениям иконы в издании 2-й пол. XIX в., она наиболее близка иконографическому изводу Иерусалимской иконы Божией Матери (в зеркальном варианте - с младенцем на левой руке Божией Матери) и изводам Грузинской и Тихвинской икон Божией Матери . Как и на Тихвинской иконе, на В. и. правая ножка Младенца развернута обнаженной пяткой наружу, левая рука Младенца со свитком лежит на Его коленях, но Его благословляющая правая рука поднята более высоко по сравнению с положением руки на Тихвинской иконе. На протяжении 400-летнего пребывания в Вильно В. и. украшалась многочисленными драгоценными приношениями. В 1677 г. из серебряных табличек-вотивов, поднесенных иконе, была сделана для нее чеканная риза. одежды Богоматери и Младенца были серебряные с вызолоченными цветами и орлами, фон выполнен в технике филиграни. Золотую филигранную корону на главе Божией Матери поддерживали 2 чеканных серебряных позолоченных ангела, на серебряной позолоченной короне младенца было 3 драгоценных камня. Фон иконы укрывали серебряные таблички (в т. ч. вотивные 1758 и 1759), на одной из к-рых было рельефное изображение коленопреклоненной женщины (предположительно вел. кнг. Елены Иоанновны). В архивных документах 1701 и 1781 гг. перечислялось множество драгоценных камней, серебряных и золотых украшений, находившихся на В. и., в т. ч. у шеи Богоматери 55 ниток жемчуга, Богомладенца - 33 нитки бисера. В 1866 г. оклад демонтировали, оставив только басменную серебряную раму на полях иконы. Из снятого с иконы серебра и пожертвованных драгоценностей петербургский ювелир А. Соколов выполнил новый оклад, накладные орнаментированные нимбы с бриллиантами и алмазами и корону на главу Божией Матери; на икону изготовили также новую, бронзовую раму. В том же году худож. В. Васильев провел реставрационную расчистку В. и. С началом первой мировой войны, рус. правительственные и церковные власти организовали эвакуацию наиболее древних и ценных правосл.

http://pravenc.ru/text/158626.html

В виду существовавшего предания, что под собором, кроме придела, находится еще склеп, в котором погребены ростовские князья и иерархи, были произведены и дальнейшие раскопки в разных частях собора; но при довольно тщательных розысках, на сколько это было позволено, усыпальницы ростовских князей не оказалось, и только обнаружилось, что ростовские владыки, погребенные на северной и южной сторонах собора, лежат в самом грунте под соборным полом, причем некоторые гроба заделаны небольшими сводиками. Впрочем, часть главного алтаря, находящаяся между престолом и царскими вратами, по святости места, осталась неисследованною 9 . Тем не менее, эти исследования показали, что весь соборный пол поднят не только после первоначального своего построения, но и после XVII в. На значительную высоту. Котппп къ Ростов (по въ 1884 году). Уничтожение Леонтьевского придела в нижней части собора и поднятие его на 3–31/2 аршина, вероятно, было сделано при и архиепископе Иоакиме, после пожара, бывшего в Ростове в 1730 году, когда, – как выше уже сказано, – внутренность собора сгорела. Это мнение отчасти подтверждает и надпись на иконе Тихвинской Божией Матери, находившейся в Леонтьевском приделе. Очевидно, сильный пожар вызвал капитальные переделки, и пол придела для удобства богослужения был сравнен с полом, главного алтаря и всего соборного храма. Восстановление придела св. Леонтия было произведено по проекту председателя московского архитектурного Общества Н.И. Никитина особою комиссией под председательством действительного члена императорского московского археологического Общества, ярославского губернатора В.Д. Левшина 10 . Первоначально открытый гроб и святителя предполагалось обложить белым итальянским мрамором, а верхнюю доску с изображением святителя сделать на петлях, дабы было возможно открывать и видеть дар Андрея Боголюбского со священными останками, но проект этот, по не- которым независящим от комиссии причинам, не исполнен в точности. Вместо мраморной облицовки гробницы поставлена прежде бывшая серебряная рака, сооруженная в 1800 году; самый же гроб обложен дубовым футляром и составляет как бы подножие серебряной раки; сбоку этого футляра выдвигается доска для желающих видеть древний каменный гроб святителя. Это изменение проекта значительно повредило художественной части исполнения, предполагавшегося в стиле того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/v...

Мероприятия в рамках выставки-форума, проходящие на других площадках: 17:00. Закрытие VIII Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный Ангел» Киноцентр на Красной Пресне В программе возможны изменения и дополнения ОРГКОМИТЕТ Комментарии читателей: 2011-11-08 15:14 Светлана : Посетила выставку 7 ноября. Встала в очередь у вечного огня в 15-15, зашла в Манеж в 17-45. Еще полчаса стояла в самом Манеже в очереди к Тихвинской иконе Божией матери. Выставка очень понравилась!!! Жалко, оставалось уже мало времени для осмотра самой выставки, не успела осмотреть всю выставку. В 20-30 уже большинство выставки свернулось. На нижний этаж уже не пускали. Если подобная выставка еще раз будет проводиться в Москве - обязательно посещу. Очень хочется увидеть видеоматериалы о новомученниках Российских на странцах сайта. И все остальные экспозиции. Огромная благодарность организаторам выставки-форума! 2011-11-07 20:38 Надежда : Как обидно, что не смогла посетить выставку! Конец очереди был у вечного огня!Это часов на 5!Конечно,за 3 дня мало кто смог посетить выставку!А желающих было очень много!Желательно такие выставки делать на месяц! 2011-11-07 07:10 Галина Ленская : Жаль, что седьмого числа выставка уже закроется. Где можно будет снова увидеть такую красоту. 2011-11-06 18:07 Анна Голикова : Как обидно, что не смогла посетить выставку! Зайдя на сайт, убедилась, что побывать на ней стоило!.. И сайт нужный! Считаю, его надо сделать постоянным, содержащим информацию о подготовке, проведении и результатах всех ежегодных выставок " Православная Русь " . Спаси Господи! 2011-11-04 22:11 Андрей : Прекрасно, когда есть возможность проводить такие выставки, где можно приложиться к святыням к которым не всегда можно добраться, купить иконы, что в провинции не всегда возможно, посмотреть фильмы и т.д. Если хотя бы раз в год можно было организовывать такие выставки и в провинции или делать поездки на такие выставки в Москву ведь у людей из села или небольшого города нет такой возможности добраться до столицы, это поезд или автобус да и на авто нужно время. где-то провести ночь, т.к. за 1 день все посмотреть невозможно. Ваш комментарий:

http://expo.pravoslavie.ru/events/

Мы уже упомянули, что основателем Борисовской пустыни был знаменитый сподвижник Петра Великого, первый Русский Фельдмаршал 3 из природных Русских, Граф Борис Петрович Шереметев. Он основал сию обитель в кивот знаменоносной иконе Тихвинской Божией Матери, в благодарное воспоминание о замечательнейшем событии той поры – битвы Полтавской, в которой, говоря словом церковной песни: «рог сильных изнеможе и немощствующии препоясашася силою». Победа эта, купленная дорогою ценою Русской крови, покрыла военною славою Петра, утвердила его в доверии к достоинствам и опытности своего полководца, вознаградила молодое Русское войско за поражение под Нарвою, и решила дальнейшую судьбу России и Швеции, находившихся в упорной кровопролитной войне между собою с 1700 года. Предание повествует, что когда, по предложению Фельдмаршала, Государь решился дать Шведам генеральное сражение под Полтавою, то назначил оное на 26 Июня, то есть, в день, посвящённый Церковию празднованию явления чудотворной иконы Тихвинской Божией Матери; а благочестивый Фельдмаршал, имея особенную веру и усердие к сей Богородичной иконе, сопровождавшей его во всех его походах 4 , упросил Государя отсрочить битву на один день, желая почтить оный приличным празднованием Божией Матери, дабы, накануне решительной борьбы, которой должна была решиться судьба двух Царств, испросить себе и вверенному ему воинству молитвенный покров и заступление Царицы Небесной. Упование не постыдило благочестивого военачальника: предводительствуя в достославный день Полтавской битвы центром Российской армии, находившейся под личным наблюдением самого Монарха, Борис Петрович отличился примерною храбростию, являлся в самых опасных местах, и испытал над собою очевидный знак небесного заступления; ибо, находясь в жесточайшем огне, остался невредим, даже и тогда, как пуля, пробив латы и платье, задела рубашку, выказавшуюся из-под расстёгнутого камзола 5 . У Государя также в сей достопамятный день была пробита пулею шляпа. Обрадованные богодарованною победою, и относя как её, так и чудесное сохранение своей жизни, заступлению Божией Матери, «осенившей над главою их в день брани», Монарх и его полководец молебно праздновали день сей, «восписуя благодарственная Единой, имущей державу непобедимую». По свидетельству того же местного предания, на обширном пути из-под Полтавы, Монарх посетил своего полководца в любимой им Борисовке 6 , которая в то время, как новоустроенная, была ещё невелика и небогата постройкою. Державному гостю имела честь послужить для отдыха небольшая горница сельского (с дубовым столом и лавками) домика, благоговейно сохраняемого и до ныне владельцами Борисовки, в память высокого посетителя (см. ниже вид его и описание в Приложениях к сей книге).

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Не раз бывши в Тихвине, она возымела особенное христианское усердие к чудотворной иконе Божией МатериТихвинской. Как свидетельство веры и усердия к иконе Божией материТихвинской, от времен Марфы, по смерти брата ее Ивана, осталась в обители маленькая икона Тихвинской Богородицы, медная, оправленная в золотой ободочек, усыпанный каменьями. Икона эта приобретена Иваном Апариным по желанию сестры Марфы. Последней было видение во сне об этой иконе, с повелением, выменять ее в Кирсанове же, на рынке, на другой же день после видения. И точно, брат ее приобрел икону, нашедши ее в предуказанном месте и во всю жизнь не разлучался с нею. Это записано в дневнике Ивана Апарина, под 1783 годом; то же сказание выбито на другой стороне иконы. Марфа благословила этою иконою общество своих питомцев, а сама продолжала странствовать. По преданию, в одно из путешествий к Киевским святыням, она приняла там тайно пострижение с именем Маргариты. Затем. В свободное от далеких странствий время, Марфа попеременно жила то в Кирсанове. Близ своих питомцев. то в Тамбове, в доме своего брата Сергея. Между тем, телесные силы подвижницы сильно истощились. Марфа чувствовала этот постепенный упадок сил и потому первее всего позаботилась о дорогом для ее сердца рассадник Кирсановской обители, – семействе питомиц-подвижниц, живших ее жизнью. Чтобы насажденное ею сожительство после ее смерти не рассеялось, она призвала одну из ближайших и любимых учениц своих Татиану Пахомову (впоследствии настоятельницу Кирсановской обители) и заклиная ее именем Божием принять общество сестер под свое руководительство. На родную сестру свою Пелагею она не имела крепкой надежды, так как последняя слаба была здоровьем. Долго Татиана отказывалась от труда попечительницы общества, доколе высокое уважение к последнему завещанию старицы не восторжествовало над нею. Вместе с тем, чтобы сохранить характер настоящей женской обители маленькому общежитию (о чем она не раз предсказывала сестрам, что «в Кирсанове будет монастырь»), она завещала питомцам в точности соблюдать правила устава общежительной Саровской пустыни, каковой устав свято выполняется в Кирсановской обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Иконостас в этом храме дубовый с резьбою позолоченною, построен в 1873 году при игуменье Максимилле. В иконостасе местные иконы следующие: 1 . Икона сошествия Иисуса Христа во ад – в ризе серебряной, с позолоченным венцом. 2 . Икона крещения Господня в ризе с серебряным венцом. 3 . Икона Введения Божией Матери – храмовый. На нём риза серебряная, венец на Божией Матери с короной и сиянием; в венце 2 камня зелёных и 1 белый, в сиянии стразы. 4 . Икона Смоленской Божией Матери в ризе (аплике) с серебряным венцом. 5 . Икона Фёдоровской Божией Матери в ризе серебряной, вызолоченной, стоит за левым клиросом. 6 . Икона Тихвинской Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе; писан в 1750 r., стоит на стене за левым клиросом. B иконостасе иконы местные, кроме иконы Смоленской Божией Матери (аплике), в серебряных ризах; но замечательных по древности и искусству в живописи – нет. Для украшения местного образа Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1702 нарочито послана была старица Анфиса, и она привезла образ украшенным так: риза на нём и венец серебряные, золочёны; по убрусу и венцу Божией Матери в 3 нитки обнизано средним жемчугом, а между жемчугом 8 зелёных и красных камешков и 2 алмазные искры; на краях венца искры красные и зелёные, 8 бурмицких зёрен и 4 изумруда, на зарукавье 4 жемчужины и 2 изумруда. Кроме этого образа есть ещё образ Введения Божей Матери, стоящий во храме святого Феодора Стратилата. На нём риза серебряная, вызолочена, венец с сиянием и короною; вокруг венца две нитки крупного жемчуга, а по ризе 4 нитки и на руках обведено средним и мелким жемчугом; в поясе алмазные и яхонтовые искры. В двух приделах этого храма местные иконы – вклад архимандрита Фотия. В Знаменском приделе храмовая иконаикона Знамения Божией Матери с историческими событиями войны Андрея Боголюбского с Новгородом. Риза на иконе серебряная, вызолочена и имеет другие драгоценные украшения. Венец с короною низан крупным жемчугом с разноцветными камнями; между запайками алмазные искры; зарукавье жемчужное с такими же искрами. Письмо на иконе XVII века. Другая икона Знамения Божией Матери вставляется в средину иконы, пожертвованной Фотием – и есть также вклад его. На ней венец Божией Матери и Младенца серебряные, позолочены; на полях 22 изображения ангелов, пророков и святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Низложение Львом Исавром патриарха Германа; 13. Видение образа Пресв. Богородицы во сне папе Римскому Григорию; 14. Встреча образа Пресв. Богородицы в Риме; 15. Возвращение папы Григория в Рим с обретенной иконой Богоматери; 16. Поклонение рим. послов обретенной в К-поле иконе Богородицы; 17. Поставление образа Пресв. Богородицы в соборе апостолов Петра и Павла; 18. Знамение в соборе апостолов Петра и Павла о скором отшествии из Рима чудотворного образа; 19. Исход чудотворного образа из Рима; 20. Встреча Римской иконы Богоматери в К-поле; 21. Моление имп. Феодоры перед обретенным образом Богоматери; 22. Поставление иконы в Халкопратийском храме К-поля. Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Сказание о Лиддской иконе Божией Матери. Роспись Покровского (Троицкого) собора Александровой слободы. 60-е гг. XVI в. (запись XIX в.) Следующим по времени лицевым иконописным «Сказанием...» являются клейма иконы «Богоматерь Лиддская (Римляныня), с лицевым сказанием об истории и чудесах» (1587, ГМЗРК). Средник иконы окружен 15 клеймами, сюжеты и иконографические схемы 11 совпадают с изображениями на дробницах XVI в. московской кремлевской пелены. Иллюстрации к 10 сюжетам «Сказания...» содержат 7 из 24 клейм Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК); иконография Л. и. на этом образе необычная: изображение Богоматери относится к типу «Умиление». Композиционные схемы 16 сцен на 4-рядных створках «Чудеса Римской иконы Богоматери» (1602, ГТГ (Музей П. Д. Корина)) во многом следуют за серебряными дробницами на пелене из Благовещенского собора Кремля. Возможно, что иконографическим прообразом для всех этих памятников стала несохранившаяся иллюминированная рукопись 2-й пол. XVI в. ( Самойлова. 2007. С. 13). С XVII в. Л. и. окончательно отождествляется с Тихвинской иконой Божией Матери ( Квливидзе. 2003. С. 228) и отдельные сюжеты «Сказания...» включаются в состав клейм Тихвинской иконы.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Отец Андрей с любовью принял совет мудрого старца и поспешил его же самого поставить судьей тех недоразумений, какия произошли в скиту между ним и отцом Иннокентием. «Отеческая Ваша и любвеобильная попечительность, – писал отец Андрей к отцу Иерониму, – благоволит оказать в нашей неопытности предосторожность, а тем более ограничить в обители мир и согласие с тем, чтобы поставить в первобытную должность отца Иннокентия. И тем нам сохранить единение духа в союзе мира, но мы с покорностью просим Вашего благоволения принять Ваши меры на рассмотрение [происшедшее в скиту] и оценить их верность» 471 . На этот призыв отца Андрея отец Иероним дал обстоятельный ответ, где вновь призвал к примирению на общее благо скита. Отец Андрей смиренно подчинился совету великого старца и протянул руку сотрудничества отцу Иннокентию, но окончательное примирение все-таки не состоялось. Отец Иннокентий добивался большего, чем простое примирение, поэтому выехал из скита и отправился в Россию, где скончался в Киеве в 1878 году. Отец Андрей же за свое смирение и готовность к примирению Господом был утешен видением чуда, которое было засвидетельствовано собственноручными подписями всех старцев скита: «1877 года февраля, 17 дня, в четверг второй седмицы Святой Четыредесятницы, после отправленных часов в соборной церкви во имя св. пророка Илии, в третьем часу дня, увидели мы, нижеподписавшиеся семь человек, на иконе Божией Матери Тихвинской, находящейся в кивоте за престолом в алтаре этой соборной церкви, ясный мокрый след слез, пролитых из правого глаза Божией Матери через всю икону вниз, которые все остановились на плече иконы. А на левом глазу стояла одна большая капля слезы, которая минут через 10 при нас скатилась на 1/2 вершка вниз. И мы в это время эти слезы вытерли ватою начисто и саму икону вынимали из кивота для осмотрения ее с обеих сторон, и она оказалась совершенно сухою, и после поставили ее на свое место, и, все вышедши, заперли церковь с тем, чтобы туда никто не входил. После этого через три часа, в половине седьмого, как только позвонили к вечерне, мы вошли в церковь и вновь увидели на этой иконе не совсем ясные засохшие от времени следы слез Божией Матери, из правого глаза через всю икону вниз, которые остановились в значительно заметной мокроте, на правой щечке, и груди, и внизу на плече, а из левого глаза по иконе вниз, которые все остановились на правой благословляющей ручке Предвечного Младенца Спасителя. А ниже ручки не пошло по иконе ни одной капли, тогда как вся ручка была замочена слезами, подобно как бы в ту минуту значительно облита водою, и на этой ручке слезы стояли, как мы смотрели более часа, что было достойно удивления, и в это же время мы увидели на левом глазу одну большую каплю слезы, которая через четверть часа при нас скатилась по иконе вниз вершка на три, и во все это время на обоих глазах была от слез очень заметная мокрота. По видении этом мы опять все эти слезы вытерли. И после того слезы от иконы не видели.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Погост окружен кованой оградой, выполненной мастером С. Покулевым в 1910-е гг. В начале ХХ в. церковная земля, занимаемая храмом и кладбищем, составляла 4 десятины. В распоряжении причта находилось около 35 десятин (в т.ч. 26 десятин пахотной) земли. Вдоль южной стороны ограды кладбища располагался большой сад с яблонями, вишнями, смородиной, малиной, принадлежавший священнику. На старом месте, к юго-западу от церкви, и ныне стоит дом для священника, принадлежащий храму. На кладбище при церкви находится сторожка. В 1914 г. Васильевскую церковь с целью отбора церковно-археологических древностей для созданного в Новгороде архиепископом Арсением Древлехранилища посетил протоиерей Анатолий Конкордин. Он отмечал находившиеся здесь в то время старые иконы, люстру (хорос) из стекляруса, 7 древних образов и Царские врата из иконостаса деревянной церкви, которые причт «охотно отдавал» музею. Из духовных лиц, посещавших храм, известен обзор его, равно как и прочих церквей Поозерья, архиепископом Новгородским и Старорусским Гурием 17 июля (ст. ст.) 1901 г. Прихожане тогда встречали владыку пением тропаря Ангелу храма. А архипастырь обращался к народу со словом о Василии Великом. Приход Васильевский к началу ХХ в. состоял из деревень: Хотяж, Малый и Большой Донцы, Корпово и правобережных Сельца и Клопской Слободы. Общая численность прихожан в 1914 г. составляла 1299 человек. По сравнению с другими этот приход считался малолюдным. По приходу исстари праздновали: зимнее Прихоженье (память преп. Михаила Клопского) 24 января (нов. ст.) в Хотяже и Клопской Слободе, летнее Прихоженье 6 июля и Покров Божией Матери в Сельце и Клопской Слободе. Тихвинской иконе Божией Матери 9 июля в Корпове и Малом Донце. Местное празднование Тихвинской иконе справляли в Клопской Слободе 12 июля. В Сельце – Казанской иконе Божией Матери 21 июля. В Большом Донце отмечали Рождество Иоанна Предтечи 7 июля и Собор архангела Михаила 21 ноября. В Хотяже Флору и Лавру 31 августа. Крестные ходы по деревням прихода, помимо определённых уставом, совершались во все эти праздники, кроме зимнего Прихоженья и Собора Михаила архангела.

http://sobory.ru/article/?object=04515

Общая идея иконографии «Н. К.» - прославление Пресв. Богородицы, послужившей великой тайне Боговоплощения. Одним из главных смысловых акцентов является также Божественное достоинство Младенца Христа. Младенец, сидящий на руках Матери, есть Сын Божий, Господь, владычествующий над ангелами, и Мессия, о Котором говорили пророки. Важное место в данной иконографии также занимают темы мироустройства и грядущего конца времен. Т. о., икона Божией Матери «Н. К.» является одним из типичных богословско-дидактических сюжетов, отличающихся широким охватом событий священной истории и подробным раскрытием темы Божественного домостроительства. Иконография «Н. К.» обладает большой вариативностью: ни одна из икон XVI в. не повторяет другую, они различаются как трактовкой ключевых элементов композиции, так и деталями. Основу изображения составляет образ Богоматери с Младенцем на фоне звезды, образованной 2 ромбами. Голова Пресв. Богородицы повернута к правому плечу, что связывает центральную часть композиции с окружающими изображениями. Типологически образ Божией Матери с Младенцем имеет в основе такие варианты «Одигитрии», как Тихвинская и Грузинская иконы Божией Матери. На большинстве икон мафорий Богоматери имеет традиц. вишневый цвет, но украшен облачным рисунком - так подчеркивается сравнение Богоматери с небом или облаком (напр., Ис 19. 1). На иконе из Ростова Великого мафорий синего цвета, по его краю идет текст: «Что Тя наречем, Обрадованная; небо, яко воссияла еси Солнце Правды» (эти слова из богородична 1-го часа часто можно встретить на иконах данного сюжета). Цвет мафория иногда близок к алому, при этом облачные мотивы получают более эффектное живописное решение, что расширяет круг возможных ассоциаций (напр., с такими прообразами, как огненный и облачный столп, указующий путь избранному народу (Исх 13. 21, Пс 77. 14, Пс 104. 39), или покрытая облаком и осененная славой Господней Синайская гора (Исх 24. 15-17) (см. иконы: 60-х гг. XVI в., КБМЗ; 1604-1605, ЕМИИ). На отдельных иконах в изображении мафория находит отражение сравнение Богоматери с горящей Купиной, так, напр., на иконе из Успенской ц. на Апухтинке 2-й пол. XVI в. (ГТГ) и на иконе XVII в. (АМИИ) мафорий имеет зеленый цвет, хотя и сохраняет волнистый облачный рисунок; кроме того, на 1-й иконе на мафории показаны язычки огня.

http://pravenc.ru/text/ Неопалимая ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010