На Ново-Николаевском погосте по переписным книгам 1678 г. на церковной земле значатся 4 двора бобыльских. Из этих церковных бобылей в 1764 г., по отобрании церковных вотчин, и образовалось село Ново-Николаевское с 7 крестьянскими дворами. В 1709 г., как видно из отметки в патриарших окладных книгах, на погосте была построена новая церковь во имя Николая чудотворца. В 1733 г. эта церковь сгорела и к 1736 г. вместо нее уже была вновь выстроена церковь того же имени. Из храмозданной грамоты 1781 г., сохранившейся в церковном архиве, видно, что в то время на погосте было две деревянных церкви, ветхих уже, во имя св. Николая чудотворца и Казанской иконы Божией Матери. Вместо этих двух церквей в 1781 г. построен был в Ново-Николаевском каменный храм, который существует и в настоящее время. Наружный вид храма остается без изменений, а внутренние украшения его поновлены и исправлены. Престолов в храме три: главный – во имя Сретения Господня, в приделах – в честь Казанской иконы Божией Матери и св. Николая чудотворца. Над главным престолом устроена сень. Из св. икон обращает на себя внимание Тихвинская икона Божией Матери, приложенная в 1832 г. помещиком Кайсаровым. Эта икона – точная копия с подлинной Тихвинской иконы Божией Матери, о чем свидетельствует надпись: «образ Пресв. Богородицы мерою и подобием с самого чудотворного образа Тихвинская, написан в 1738 г. Обложен Симоном Кайсаровым в 1755 г.». Риза на иконе медная вызолоченная, венцы украшены драгоценными камнями. Вне церкви на стене здания школы помещается особо чтимая прихожанами икона Николая чудотворца; в народе она почитается «явленною». В церковном архиве сохранилась грамота, данная на построение каменного храма в 1781 г. Причта при церкви по штату положено: священник, диакон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 750 руб. в год. Дома у членов причта собственные, на церковной земле. Приход состоит из села Ново-Николаевского, сельца Муромцева и 10 деревень: в коих по клировым ведомостям числится 387 дворов, 1386 душ муж. пола и 1494 жен. В селе с 1868 г. существует земская народная школа.

http://sobory.ru/article/?object=06164

В чешском городке Пльзени в 5 утра поезд остановился — проверка. Услышав русскую речь, мы затаились. «Этот вагон мы уже осматривали», — раздалось снаружи. Снова сохранила нас Матерь Божия — это был последний советский патруль. Новый день мы встретили уже в американской зоне, в баварском Амберге... На целый год задержались здесь латвийские священники, после чего их определили в лагерь беженцев в пригороде Нюрнберга. — С иконой мы объехали все ближайшие лагеря, в каждом жило по несколько тысяч человек. Как-то после богослужения в одном из лагерей к Тихвинской иконе подошла немолодая русская женщина, угнанная немцами в Германию. Она слезно молила Богородицу вернуть ей сына, с которым ее разлучила война. И Богородица явила чудо — среди людей, стремящихся приложиться к иконе, женщина вдруг увидала своего сына... В 1949 году владыка Иоанн по приглашению Американской Православной Церкви стал собираться в Америку. Завещание владыки «Когда пароход, шедший три недели, причалил у американского берега, — вспоминает о. Сергий, — каждый пассажир, в том числе и я, получил по доллару. И всё — ступайте, начинайте новую жизнь...» В 1956 году владыка Иоанн уже в сане архиепископа возглавил Чикагско-Миннеапольскую епархию Православной Автокефальной Церкви в Америке. Службы он поначалу вел на церковнославянском языке, а позже изучил английский. Служил с Тихвинской иконой по всей Америке, побывал и в Канаде. Отец Сергий был рукоположен в священника в 1983 году и стал настоятелем Свято-Троицкого собора, в котором прослужил 18 лет. «Мне посчастливилось жить в благословенной Господом семье, — тепло улыбается о. Сергий. — Владыка Иоанн, мой приемный отец, усыновил меня еще в Германии. Со своей супругой, матушкой Александрой, я познакомился в Мюнхене. У нее тоже судьба исключительная. Ей было 16 лет, когда ее угнали из России немцы. Она оказалась в Берлине. Всю жизнь, — а она была очень радостной, успешной, — я чувствовал покровительство Божией Матери. Господь благословил нас пятью детьми и одиннадцатью внуками, вокруг всегда были милые, сердечные люди, и наше православие было благожелательным и приветливым».

http://e-vestnik.ru/society/hranitel_vel...

Отец Сергий рассказывает: " Добрывичская волость насчитывает около 400 человек, но большие деревни превратились в маленькие, а маленькие исчезли, так что людей сейчас в округе меньше, может быть, человек триста. Здесь жизнь идет летом, когда приезжают дачники. Зимой на Литургии человека три молятся, а летом больше за счет опять же дачников. Служим Акафист Тихвинской Божией Матери, иконе " Неупиваемая чаша " по просьбам наших прихожан. Село Добрывичи было местом встреч русской аристократической интеллигенции, рядом имение Философовых, родовое имение Голенищевых-Кутузовых. Сами Чихачевы строили не только храмы, но курировали местные школы, построили школу в Добрывичах, поощряли лучших учеников, были рачительными хозяевами. О них осталась добрая память, все Чихачевы были замечательными людьми. Последний из известных Чихачевых Николай Матвеевич - адмирал русского флота, директор Морского департамента, а его отец, генерал строил дорогу от Чихачева на Великие Луки. Но когда пришли большевики, они вывернули родовой склеп, как и в Бежаницах, склеп Философовых. Просто удивляешься этому большевистскому стремлению все растоптать, все уничтожить до корней. Жизнь на деревенском приходе - это утешать всех болящих бабушек, постом я из всех навещал, исповедовал, причащал. Конечно, поддерживать храм, чтобы он не разрушился до основания. Летом, правда, жизнь на приходе более активна, и без помощи дачников мы бы не смогли существовать. Доходы у нас минимальные, с прихода не приживешь, но мы сдаем свою квартиру в городе, и это для нас подспорье. Живем чудом, милостью Божией, вопреки логике здравого смысла. Вся проблема в деревне - нет работы. Кажется, уже все, а народ пребывает, становится его все больше и больше. На Пасху в этом году было много народу, со всей округи стекались, хотя больше из любопытства, но храм был полный. И когда мы шли Крестным ходом, медленно шли, то потом еще ждали, когда все выйдут из храма. Причащались человек 18. Помогал на Пасху сын Миша в алтаре. На клиросе - матушка, но сейчас Бог послал псаломщика, приехала семья из города. Самое большое богатство наше - люди, но их очень мало.

http://sobory.ru/article/?object=14742

29 апреля 1758 года случился страшный пожар. От сильного ветра огонь быстро распространился и истребил почти все деревянные постройки города. Утварь и иконы из храмов и монастыря успели вынести, но обе деревянные церкви села Коврова сгорели. Новую каменную церковь Рождества Христова освятили только 12 июля 1784 года, куда и поместили Тихвинскую икону, а на месте Тихвинского храма поставили каменную часовню. До возобновления Тихвинской церкви дело дошло после того, как город Макарьев стали отстраивать по новому плану, утверждённому в 1802 году императором Александром I. Храм на центральной площади города решили поставить в конце XIX века. Заложен он был в середине 1890-х гг. и строился «всем миром», тщанием прихожан – жителей города всех слоёв и сословий и на средства «сторонних доброхотных да?телей». Участие принимали все жители, кто финансами, кто своим ремеслом, кто своим трудом – кто чем может и на что способен. Кирпич применялся местного производства, очень высокого качества. В 1906 г. строительство закончили и храм освятили. Главный престол собора посвящен Тихвинской иконе Божией Матери, правый – святому благоверному Князю Александру Невскому, левый – Святителю Николаю. Придел в честь святого благоверного князя Александра Невского был посвящён 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 года. Новый храм получил статус собора города Макарьева, а храм в честь Рождества Христова был обращен в приходскую церковь. С того времени храм на площади стали называть «новым собором», а храм Рождества Христова – «старым». Первым настоятелем Тихвинского собора стал протоиерей Иоанн Стафилевский. Монументальный храм из красного кирпича в формах русского стиля был завершён пятью шатрами, один из которых служил колокольней. Шатры венчали позолоченные луковичные главки. Куполам вторила высокая крыша над западной папертью. Особую нарядность зданию придавали детали из белого камня, включённые в декоративное убранство стен. Покатые скаты кровли шатров и входной паперти были расписаны «в шашку». И внешний вид и внутреннее убранство, даже после закрытия храма до его переделки, восхищали понимающих людей. Постановка собора в центре торговой площади имела большое градостроительное значение. Величественное сооружение открывалось в перспективе всех лучевых улиц города. Столь значительное по убранству, размеру и расположению здание диктовало применение подобного стиля и формы для других городских сооружений, формируя единый архитектурный ансамбль центральной площади.

http://sobory.ru/article/?object=03652

Вплоть до революции 1917 года Троицкая гора считалась священным местом. Массовые паломничества наблюдались в XVII-XIX веках. Икона Тихвинской Божией Матери считалась чудотворной. Так, известен случай воскрешения утонувшего в Пьяне монаха обители: «Один из монахов Свято-Троицкой обители купался в Пьяне и утонул. Тогда игумен стал молить Заступницу и велел утопшего брата принести в храм и приложить к чудотворной иконе. Тут же, к удивлению братии, утопший ожил». Сохранилось описание образа: «Живописный, с удержанием частию греческого стиля, в серебряной ризе с двумя серебряными вызолоченными венцами и с тремя бирюзовыми звездами». В начале XVIII века указом Петра Первого Троицкая обитель была приписана к Арзамасскому Спасскому монастырю. После екатерининской монастырской реформы 1764 года монастырь был упразднён, а монахи, скорее всего, переселились в Арзамас. Монастырь был обращен в погост, а его церкви стали приходскими. В 1827 году земли Троицкого погоста и его святыню - чудотворный образ Божией Матери, - захотел присвоить себе один из богатейших местных помещиков, обер-егермейстер императорского двора, член Государственного Совета, владелец соседнего села Ветошкина – Василий Александрович Пашков. Как говорится в церковной летописи села Барские Поляны, Пашков договорился со священником погоста Фёдором Кондорским о переводе причта вторым штатом к ветошкинской церкви, предоставив им даровое жилье в селе и дополнительный 1000 рублей жалованья сверх церковного дохода отцу Фёдору. Священник, по-видимому, не отличавшийся бескорыстностью, на это с радостью согласился. Пашкову удалось добиться закрытия погоста, в качестве причины было указано на провалившийся верх каменного храма. Однако о стоявшем в целости деревянном храме умолчали. В результате чудотворная Тихвинская икона была выставлена в ветошкинском храме. Тысячи богомольцев вместо Троицкой горы теперь шли в Ветошкино, туда же переместилась и богатая Тихвинская ярмарка, благодаря чему доходы жителей села и помещика значительно выросли. Однако ни помещик Пашков, ни священник Кондорский не получили желаемых результатов от упразднения обители: священник вскоре умер, не получив дополнительного жалованья, а судебная тяжба помещика с причетниками погоста на право владения землёй затянулась на много лет и окончилась ничем.

http://sobory.ru/article/?object=12434

И снова удивились паломники: второй действующий придел современной Благовещенской церкви посвящен именно пророку Илии. И вслед за отцом Андреем, не боясь показаться язычниками, прикоснулись ладонями к камню. На звонницу поднимались по узкому ходу в каменной стене. Справа от входа висели две скромные, " домашние " иконы с необычными для этого места сюжетами. На первой иконе - Собор новомучеников и исповедников Российских, на второй - Собор Бутовских новомучеников. Но, когда паломники поднялись наверх, оказалось, что эти иконы задавали тему выставки, расположенной на звоннице. Послушник Тихвинского монастыря Аркадий Норинский собирает документы и фотографии, связанные с житием новомучеников, художественно оформляет их и выставляет на звоннице.  Вот старинная фотография: в высоком кресле сидит священник в шляпе, чем-то напоминающий святого Иоанна Кронштадтского. А чуть ниже - подпись: " Священномученик Василий Канделябров . 1889-1937. Убит на допросе (Тихвинский район) " .   Память святого Василия Сенновского, Тихвинского совершается 3 декабря - в день его мученической кончины. А вот две женские фотографии: странницы-нищие Надежда Ажгеревич и Мария Волнухина. Обе были расстреляны 21 октября 1937 года, обе причислены к лику святых как мученицы.  Есть здесь документы и фотографии, связанные с судьбами тех, кто был расстрелян в Левашовской пустоши, на Бутовском полигоне, погиб в Соловецком лагере… Чтобы изучить выставку на звоннице Тихвинского монастыря, стоит приехать сюда именно за этим и провести под колоколами не один час.     После трапезы паломники вновь оказались в храме " Крылечко " , возле фресок Божией Матери и святителя Тихона Задонского. И тут настоятель Благовещенской церкви отец Андрей рассказал о том, как связан с этой церковью его личный жизненный путь.  " Меня Бог сподобил молиться в этом храме в 1982 году. Была Божественная литургия в праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Я был тогда студентом, иподиаконом архиепископа Тихвинского Мелитона. Владыка Мелитон был из женатых священников, у него было человек восемь детей. Он был очень опытным священником и, когда овдовел, митрополит Ленинградский Никодим посвятил его во епископа. У владыки был огромный опыт и, пока мы с ним ехали на машине от Ленинграда до Тихвина, он нам рассказывал разные случаи из своей жизни, для нас, студентов, очень поучительные. Ведь тогда не было никакой информации о духовной жизни, и мы, пришедшие в Церковь из советского общества, жадно впитывали всё, что рассказывал владыка. Когда мы приехали в этот храм, люди стояли не только в церкви, но и вокруг, на улице. На стенах была испарина, текла вода - настолько был переполнен храм. Ведь с 1944 года и до открытия монастыря это была единственная действующая церковь в Тихвине и его окрестностях " .

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

– На самом деле, – отвечает она, – эти «рамки канона» заключают в себе такое огромное пространство для творчества, что для его постижения может не хватить и всей жизни. Никуда не денешься от того, что художник изображает сам себя, и в иконе очень ярко отражается внутреннее состояние, даже настроение написавшего ее человека, отражается личность иконописца в целом. Мне тут же вспоминается образ Тихвинской иконы Божией Матери, который моя собеседница писала в очень сложный для себя жизненный период, полный переживаний. У Богородицы на этой иконе очень грустные глаза. По словам Марии, иконописец в какой-то степени инструмент в руках Божиих, но не бездушный инструмент. – Когда пишешь тот или иной образ, – говорит Маша, – то пропускаешь его через свое сердце, ты, конкретный человек, сегодня и сейчас. И результат всегда будет разный, ведь даже списки с одной и той же иконы все разные. И как же можно говорить о том, что тут нет творчества, а есть лишь рамки канона и ничего больше? Ты же не станок печатный!.. И действительно, в наш век высоких технологий, когда можно размножить любое изображение, до сих пор ценятся именно рукописные иконы, потому что они являются произведением живой души, плодом ее труда. Говоря об этом, мы прикасаемся к самому сокровенному и важному в иконописи – молитве. Мария говорит, что никогда не садится за работу без молитвы. Нужно отключиться от мирских дел. В этом очень помогает и пост. Необходимо также подробно познакомиться с тем библейским событием, которое будешь изображать, с жизнью и особенностями христианского подвига того святого, которого пишешь. Ведь именно ему иконописец молится во время работы и должен знать, каким был этот человек. Мария рассказывает, что иконописец ставит себе ту или иную цель в изображении святого для выявления разных сторон его личности. Свою идею он может выразить посредством изображения света на иконе: например, свет, устремленный к Евангелию в руке святителя, будет подчеркивать его особые миссионерские труды. Можно выразить идею через намеренное искажение пропорций – к примеру, несколько увеличив благословляющую десницу (руку. – Авт.), чтобы сделать акцент на особом отеческом расположении этого святого к людям. Как художник на картине по сути дела управляет твоим глазом, определяя, куда ты посмотришь в первую очередь, куда затем пойдет движение твоих глаз, так и иконописец делает то же самое.

http://pravoslavie.ru/38060.html

В сборнике «Солнце Пресветлое», принадлежавшем сторожу московского Благовещенского собора С. Ф. Моховикову (10-20-е гг. XVIII в.; МГУ НБ. 293), на л. 76 помещены изображение и краткая история Л. и. (под 12 марта), иконография которой аналогична римскому образу «Спасительница Римского народа» с характерным для него положением правой руки Богоматери, сложенной в благословляющем жесте и опущенной вниз. Так же представлена икона на гравюре Г. П. Терпчегорского кон. XVII - нач. XVIII в. (ГМИИ) с сопровождающей подписью: «Изображение образа Пресвятыя Богородицы Римской, яже писал евангелист Лука, обретается в приделе Павлинове». В сб. «Солнце Пресветлое», переписанном в 1730 г. Федором Мурыгиным (ГИМ. Муз. 42), история образа помещена на листах 86-88 об. Однако судить об иконографии образа нет возможности (гравюра на л. 85 об. отсутствует). Помимо этого на л. 72 об. и л. 142 в сборнике из ГИМ оставлены места под гравюры с изображением 2 икон «Богоматери Римской» (празднование в февр. и марте соответственно, но сами гравюры отсутствуют). Исключением в наст. время представляется изображение Л. и. в иконографическом варианте «Умиление» в 7 клеймах Смоленской иконы Божией Матери из Благовещенского собора Московского Кремля (посл. четв. XVI в., ГММК) - 7 клейм из 24 содержат иллюстрации к Сказанию о Л. и. С. П. Заиграйкина Иллюстрации к «Сказанию...» о Л. и. «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) «Римская» икона Божией Матери. 1668 г. Фрагмент. Иконописцы Иван Карпов, Федор Карпов Попов, Симон Ушаков, Григорий Зиновьев (ГТГ) известны по немногочисленным и разнообразным по технике исполнения и масштабу памятникам рус. искусства с сер. XVI в. (фрески, клейма иконописных образов, серебряные дробницы). Как самостоятельный сюжет иллюстрации к «Сказанию...» появляются в московском искусстве с 60-х гг. XVI в., в XVII в. встречаются преимущественно в составе иллюстрированных циклов сказаний о Тихвинской иконе Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/Лиддская ...

Во 2-й пол. XVII в. рус. книжники включали сведения о К. в свои произведения: составитель одной из редакций Сказания о Тихвинской иконе Божией Матери посвятил отдельную главу рассказу о молитве К. на паперти Тихвинской ц.; упоминание пророчества святого содержится в «Слове благочестивому воинству» митр. Игнатия (Римского-Корсакова) ; создатель Латухинской редакции «Книги степенной царского родословия» включил в свое сочинение Проложную редакцию Жития К. Житие послужило образцом при создании житий преподобных Александра Куштского и Евфимия Сянжемского. До сер. XVIII в. велась запись чудес святого. Впосл. Житие продолжало интенсивно переписываться, но уже не редактировалось, новые чудеса не записывались (в 2000-х гг. в альманахе «Крылья голубиные» была опубликована запись рассказа о чуде, связанном с молитвой к К. в 1933 г.- posad.1gb.ru/default.aspx?ti=1&hti=46). В кон. XX в. в ж. «Литературная учеба» увидела свет новая лит. редакция Жития К., созданная В. В. Афанасьевым (позднее переиздавалась под монашеским именем автора - Лазарь). Новое Житие К. написано на рус. языке, значительно сокращено количество цитат из Свящ. Писания, введены многочисленные географические, хронологические и фактические подробности, отсутствовавшие в исходном тексте. Биография Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Крест на предполагаемом месте дома прп. Кирилла Новоезерского в Галиче. Фотография. 2012 г. Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Прп. Кирилл Новоезерский. Фрагмент иконы «Собор Белозерских чудотворцев». Посл. четв. XVIII в. (ц. Богоявления в Белозерске) Святой происходил из рода патриарших детей боярских Белых. В 15 лет, тайно уйдя из дома, он принял постриг в Корнилиевом Комельском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы мон-ре . В монашеском постриге святой получил имя, возможно, в честь свт. Кирилла Александрийского: образ этого святителя находился среди икон в часовне во имя К.

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Перед ней не умолкают молитвы верующих людей, перед ней и я молился с усердием, будучи и юным прихожанином, и настоятелем храма. Так случилось, что уроженец Лимбажи второй раз призывается к епископскому служению. Первым был Преосвященный Иоанн (Гарклавс), епископ Рижский, а затем архиепископ Чикагский и Миннеапольский, хранитель чудотворной Тихвинской иконы, вся жизнь которого была связана с этим прославленным образом, дважды посетившим Латвию в 1944 и 2004 годах. В акафисте Тихвинской иконе есть прекрасные слова: «Припадаем к пречистому образу Твоему, Владычице, и лобызающе, со страхом и любовию молим Тя: настави нас на путь спасения, да достойни будем выну Твоего милостиваго заступления». Поручая себя Покрову Пречистой Владычицы Богородицы, молю, да не лишит Она меня, грешного, Своей милости; верую, что епископы православные находятся под особым Ее покровительством, ибо постоянно носят на груди Ее образ. Имею желание во славу Божию отдать все свои силы душевные и телесные на служение нашей Святой Матери-Церкви под Первосвятительским омофором Вашего Святейшества, укрепляя ее единство и помогая нести тяжелый архипастырский крест Высокопреосвященнейшему митрополиту Александру. Мне предстоит быть викарием митрополита Рижского и всея Латвии, помогать в окормлении Православной Церкви в непростых условиях многоконфессиональной европейской страны, где каждый поступок епископа, каждое его слово, каждый его жест и взгляд судятся не только своими, но и внешними, судится придирчиво и строго. Я должен буду многому научиться у нашего владыки митрополита: его рассудительности, его выдержке, его терпению, а главное — его безграничной любви к каждому человеку, с которым ему приходится встречаться. Великая честь и великая ответственность быть митрополичьим викарием, и я смиренно прошу своего глубокочтимого владыку быть и впредь для меня добрым учителем, а сам постараюсь быть прилежным учеником. Сегодня лишь в малой мере я представляю трудность архиерейского служения, величие архиерейского сана, скорби архиерейского сердца. Но понимаю всем сердцем, что несение этого служения невозможно без помощи Божией. Земно кланяясь Вашему Святейшеству и всему святительскому сонму, прошу вас помолиться, да будет Господь мне в помощь в предстоящих трудах. Верю искренне — молитвы Церкви восполняют человеческое несовершенство, укрепляют тех, кто слаб, дают силы тем, кто искренне желает исполнить достойно возложенное на него послушание. Испрашиваю у Вашего Святейшества и Преосвященных иерархов прощения и благословения на предстоящий мне подвиг служения епископского.  Патриархия.ru Календарь ← 31 березня 2024 р. 16 2023 р.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4412620...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010