В конце XVIII - начале XIX в. фасады келейных корпусов Успенского монастыря были переделаны " под один вид " : были сбиты нарядные наличники окон, уничтожены порталы дверей; на смену криволинейному пластическому декору пришло строгое и подчас сухое оформление в манере классицизма. В ходе реставрации отдельных корпусов ансамбля в наши дни им возвращается первоначальное убранство. По материалам книги Ю.М. Гоголицына и Т.М. Гоголицыной " Памятники архитектуры Ленинградской области " , Стройиздат, Ленинградское отделение, 1987 г. Интересный факт: Перед Октябрьской революцией 1917 года в городе Тихвине проживало около 8 000 человек, количество же паломников к Тихвинской иконе Божией Матери превышало 75 000 человек. В первые годы советской власти Тихвинский Большой Богородицкий монастырь разделил печальную участь многих обителей. В 1919 году на территории монастыря размещается пересыльная тюрьма, в 1936-1938 годах в Успенском соборе располагается воинский продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - палата военного госпиталя, в 1946-1947 годах - цеха Всесоюзного общества слепых. Сам монастырь был закрыт ещё в 1924 году. Тихвинская Святыня по совершенно непонятным соображениям была оставлена верующим, правда, с неё содрали драгоценную ризу при экспроприации церковных ценностей ещё в 1922 году. Эта риза, на которой были многочисленные, редкие по своей красоте драгоценные камни - дары царской семьи, исчезла таинственным образом, где-то - под Ейском, когда большевики в первый раз струхнув, решили вывезти всё ценное подальше от столицы. Из книги-путеводителя: Райков Г. П., Черемская Ю. Ю. " Санкт-Петербург-Тихвин " . Издательство " Любавич " . Тихвин, 2006 г. Шёл третий год с тех пор, как отгремела славная для русского оружия Куликовская битва, когда рать великого князя Дмитрия Донского наголову разгромила Мамаевы полчища. Русь вставала с колен, осознавала себя как национальное целое, собиралась с силами, всерьёз задумывалась о своём будущем. Именно в этот момент в тогдашних новгородских землях произошло событие, эхо которого звучит в нашей стране по сей день. Основание спустя без малого двести лет Тихвинского Богородичного Успенского монастыря стало прямым его следствием.

http://sobory.ru/article/?object=00115

Вот лишь немногие примеры. Из Глинской пустыни были переведены: в 1900 г. иеромонах Македоний (Жиров) в Чуркинскую Николаевскую пустынь Астраханской епархии настоятелем; в 1902 г. иеромонах Иосия (Конев) в Белогорскую пустынь братским духовником 691 ; в 1905 г. иеромонах Симон (в миру Стефан Юнг) назначен настоятелем Пустынского Успенского монастыря 692 , а игумен Порфирий – настоятелем в Иссык-Кульский Троицкий миссионерский монастырь Туркестанской епархии 693 ; в 1906 г. иеромонах Николай (в миру Никита Калиный) в Николо-Тихвинский скит г. Саратова скитоначальником 694 ; в 1909 г. иеромонах Тимофей (в миру Тихон Перфильев) сначала казначеем в Обоянский Знаменский монастырь, а затем благочинным в Курский Знаменский монастырь 695 ; в 1911 г. иеромонах Товия (в миру Тимофей Ракитин) назначен наместником Тригорского Преображенского монастыря 696 . Слава о строгости и духовной высоте жизни Глинских иноков, о ее богомудром настоятеле привлекала множество желающих поступить в святую обитель. Только за первые 5 лет управления игуменом Исаией обителью численность братии возросла вдвое 697 , а к концу его настоятельства – почти втрое 698 (в 1909 г. в обители было 598 человек), хотя принимал в обитель о. Исаия с большой осмотрительностью, предупреждая вновь поступавших: «Живем мы бедно и послушания у нас тяжелые» 699 . Стремились в Глинскую пустынь не только новоначальные, но и опытные в духовной жизни подвижники. В архивных документах периода настоятельства о. Исаии хранится множество прошений о переводе из других монастырей в эту святую обитель. Приведем лишь некоторые. В конце XIX – начале XX веков по прошению в Глинскую пустынь были переведены: – в 1894 г. бывший настоятель Рыльского Николаевского монастыря игумен Симон (в миру Симеон Титов) 700 ; в 1895 г. казначей Обоянского Знаменского монастыря Астерий (Василевский); в 1904 г. казначей Тихоновой пустыни иеромонах Досифей (в миру Терентий Кузьмин) 701 ; в 1907 г. такие знаменитые впоследствии Глинские подвижники, как иеросхимонах Никодим (в миру Иоанн Калиуш) из Чуркинской Николаевской пустыни; иеромонах Иулиан (в миру Иосиф Гагарин) из Курского Знаменского монастыря 702 ; в 1908 г. – духовник Рыльского Николаевского монастыря, иеромонах Серафим (Сочин); в 1911 г. – наместник Рыльского Николаевского монастыря Иринарх (Степанов) и духовник Тульского Богородично-Щеглова монастыря иеромонах Исаия (в миру Иоанн Миронов) 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

И вот из Риги через Лиепаи, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (ум. 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. В апреле 1995 года жители города Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы. Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. Балаклавский Свято-Георгиевский мужской монастырь Украина, Крым, г. Севастополь, н/п Балаклава. В море у Севастополя, увенчанная крестом, возвышается темная Георгиевская скала, с которой связано распространенное предание о греках и об их чудесном спасении во время бури в 890 году. Бушующее море утихло после молитвы, обращенной к великомученику Георгию. Благодарные греки на следующий год устроили здесь небольшую пещерную церковь и тем самым положили основание обители. Некоторые исследователи датируют пещерную церковь VIII веком, другие считают, что она возникла гораздо позже. В XV веке турки разместили гарнизон по соседству с пещерными храмами. Поэтому монахи были вынуждены уйти из обжитого веками монастыря и нашли уединенное и довольно безопасное место в районе мыса Фиолент.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Силами добровольных помощников восстанавливается храм святой великомученицы Екатерины с нарядным белым иконостасом, стоявший когда-то здесь. Действует мастерская художественной вышивки - монахини Введенского девичьего монастыря славились как искусные рукодельницы. Есть уже в бывшей колокольне и маленький музей старинных и современных рукоделий и предметов быта. Все, кто бывает в бывшей обители, с удовольствием покупают в церковной лавке маленькие мешочки, украшенные вышивкой, в них душистые травы для чая и освященные в Яблочный спас сушеные яблоки. В храме святой великомученицы Екатерины каждый четверг в 18 часов молебен. Служат ли его отец Сергий (Ремизов) из Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, отец Геннадий (Беловолов) - настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге, отец Александр из Александро-Невской Лавры - все они говорят о том, что во Введенском девичьем монастыре, как во всех начинающих возрождаться обителях, особая благодать, особое возвышенное молитвенное состояние. Историю, православную культуру, подвиги иноческой жизни во имя Пресвятой Богородицы - все хранят здания и полуразрушенные стены этой святой обители. Надо только захотеть это узнать, увидеть и услышать... Ист. Л. Виноградова. Тихвинский Введенский девичий монастырь. СПб, 2005 г. Введенский, 2 класса, в городе Тихвине. Основан в 1560 году, в 1616 году возобновлен жившею здесь в заточении супругою царя Иоанна Васильевича Дарьею Алексеевной, которая в монастыре скончалась схимонахинею и погребена в паперти соборного Введенского храма. В алтаре этого храма близ горняго места находится шитая золотом и жемчугом древняя Тихвинская икона Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье Алексеевне; она помещена в древнем створчатом киоте. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Введенский монастырь На берегу Введенского ручья, у въезда в Тихвин со стороны Ленинграда, находится еще один монастырский ансамбль — Введенский. Основанный в 1560 г., он сохранился лишь частично, так как стены его не выдержали яростных атак шведских войск в XVII в.

http://sobory.ru/article/?object=00547

Успенский собор расписывается заново, часть росписей которого дошли до нашего времени. С 1669 г. начинаются работы по сооружению каменных укреплений, продолжавшиеся тридцать лет. В этот период формируется каменный ансамбль монастыря, ставший основой современного архитектурного комплекса. В жизни Тихвина монастырь играл огромную роль, являясь центром просветительства и благотворительности, получив в народе наименование «Богородичной лавры». В начале XVIII в. здесь открывается богадельня для бедных и увечных людей, а также первая в городе школа, преобразованная в 1803 г. в Духовное училище. До революции город всегда был полон паломников, поток которых не иссякал к Тихвинской Божией Матери, прославленной многими чудотворениями. Многие царственные особы также приезжали сюда припасть к благодатному образу. В их числе был Петр I, Елизавета Петровна, Павел I, Александр I и Александр II, а также великие князья. Неисчислимое количество даров и пожертвований поступает в монастырь, а драгоценный образ украшается золотой ризой и драгоценностями. В числе коих было 4809 бриллиантов, 598 бриллиантовых роз, 141 алмаз, 4 изумруда, 5 яхонтов, 1 рубин, восточный жемчуг. В 1920х гг. монастырь закрывается, здесь размещается воинский гарнизон, а чудотворная икона передается в местный краеведческий музей. Все ценности, конечно, реквизируются. Полностью уничтожается монастырское кладбище с захоронениями известных исторических деятелей (князя Симеона Прозоровского, главного защитника обители от шведов, князя Ивана Шуйского, Ин. 6 Антоновича, свергнутого Елизаветой Петровной). Во время Великой Отечественной войны г. Тихвин оккупируется немецкими войсками, при отступлении они вывозят Тихвинский образ во Псков. В 1944 г. он был передан Православной церкви. Затем икону перевезли в Ригу, где ее торжественно встречает архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), который вместе с отступающими немецкими войсками вывозит святыню в Германию, а оттуда в Чикаго, где становится епископом. Умирая, о. Иоанн завещал возвратить святыню в Россию – при условии полного возрождения Тихвинской обители.

http://azbyka.ru/fiction/sto-velikix-svy...

2. Настоятельницей обители утвердить монахиню Наталию (Ефремову) с правом ношения наперсного креста по должности. – 1998, 7, 7. -------- 3125. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 октября 1990 года: Благословить открытие Ташкентского женского монастыря в честь Святителя Николая. – 1990, 12, 9. 3126. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 февраля 1999 года: 1. Благословить преобразование Ташкентского Свято- Троицкого Никольского монастыря в г. Кара-Балта, Республика Киргизия, в женский монастырь Казанской иконы Божией Матери. 2. Утвердить инокиню Ираиду (Гусарову) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности. – 1999, 3, 6. -------- 3127. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 17 апреля 1997 года: 1. Благословить открытие в Ленинградской области Покрово-Тервенического женского монастыря. 2. Утвердить монахиню Лукиану (Рысеву) настоятельницей обители с возложением наперсного креста по должности. – 1997, 6, 8. 3128. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 июля 1999 года: Возвести монахиню Лукиану (Рысеву), настоятельницу обители, в сан игумении. – 1999, 8, 10. -------- 3128. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 25 марта 1993 года: Благословить открытие в с.Тетеринском Костромской области женской обители. – 1994, 2, 37; 7–8, 2. -------- 3129. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 19 июля 2000 года: 1. Благословить преобразование прихода Всех святых в г. Бузулуке Оренбургской области в Тихвинский женский монастырь. 2. Назначить настоятельницей обители монахиню Феофилакту (Левенкову) с возложением наперсного креста по должности. – 2000, 8, 12; 9, 4. -------- 3130. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Благословить открытие Свято-Тихвинского женского монастыря в с. Курилове Саранской епархии. 2. Назначить настоятельницей обители монахиню Веронику (Романову) с возложением наперсного креста по должности. – 1996, 1, 10. -------- 3131. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 16 июля 1995 года: 1. Благословить открытие в Санкт-Петербургской епархии Тихвинского Богородично-Успенского мужского монастыря, основанного в 1560 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1884-1887 годах архитектор А. П. Белоярцев выстроил рядом с колокольней Успенскую церковь с больничным корпусом; причём изнутри здание было обустроено так, что тяжелобольные могли слышать службу, не вставая с коек. Судьба Иверской обители в советские годы сложилась трагично. Уже в 1919 году монастырь закрыли. Летом 1927 года был взорван главный храм - рухнули главы, барабаны и своды с подпружными арками, хотя основные несущие стены выдержали подрыв и стали основой для последующего восстановления, заживо похоронив под руинами сестёр-схимниц, отказавшись покинуть обитель. В том же 1927-м была обрушена колокольня до нижних ярусов. Старожилы говорят, человек, которому поручили подрыв колокольни Иверского монастыря не хотел этого делать и заложил слабый заряд взрывчатки, причём заложил особым образом, лишь в верхнюю часть. Взрыв произошёл. Но колокольня выстояла, лишь обрушился купол и верхний ярус колокольни. В домике старца Варнавы, расположенном вне монастырских стен, по воспоминаниям выксунцев, жил Нарком тяжёлой промышленности Л. М. Каганович, когда приезжал с инспекцией местных заводов. Возрождение обители началось в конце ХХ века. В 1991 году была зарегистрирована религиозная община, в 1993-м в церковной лавке был оборудован новый Иверский храм. В 1994-м специалисты-архитекторы паспортизировали монастырский ансамбль, его взяли на госохрану как памятник регионального значения. В приход вернулась и святыня - список Иверской иконы Божией Матери, отреставрированный в Серафимо-Дивеевском монастыре. А при расчистке остатков Троицкого собора от завалов кирпича была обретена ещё одна Богородичная икона - Тихвинская. В 1997 году община вновь стала монастырём. Началось восстановление главного храма - в 2003-м был освящён притвор. До полного возрождения былого величия, конечно, ещё далеко, но дело движется. В домике старца Варнавы оборудован небольшой детский дом - под присмотром настоятельницы там живут девочки-сироты. Открыты странноприимный дом и трапезная для паломников.

http://sobory.ru/article/?object=08837

Когда я стал разбираться: кто есть кто в монастырской братии, то оказалось, что простецов там меньше всего, а трудники, послушники и монахи почти все сплошь люди ученые, выходцы из интеллигенции как технической, так и гуманитарной, некоторые даже с учеными степенями. Часть живущих в посаде трудников приехали целыми семьями, с женами и детьми, убежали очиститься сюда от проклятой городской блевотной жизни мегаполисов и, припав к животворящему источнику монастырской жизни, очистившись, возродившись, освятившись, возвращались назад уже качественно другими, внося в затхлую атмосферу погибающего в грехах города свежую струю чистого истинного Святого Православия. Вот так, исподволь, не показушно, волею Божией, происходит ныне очищение, оздоровление и возрождение нации в потаенных уголках страны. Я рассказал только об Ивановской области, но думаю, что в большей или меньшей степени это исцеление происходит повсеместно, по всей России, и его уже остановить невозможно. Тихвинские зарисовки Поезд, на ходу слегка покачиваясь и набирая скорость, постукивал на стыках, направляясь из Санкт-Петербурга на восток, в сторону Тихвина - города старинного, исконно русского, благочестивого, который и начался-то вокруг небольшой деревянной церквушки посередь расстилающихся неоглядных болот и лесов. Церквушку построили в честь обретения здесь чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии - сиречь Путеводительницы. В 1383 году ее видели многие, как она шествовала в ослепительном свете по водам Ладожского озера. Вокруг церквушки образовалось селение с исконно русским северным названием - Предтеченский Погост. С него и начался славный город Тихвин. Великий князь Всея Руси Василий III построил для сбережения чудотворной иконы каменную церковь, а царь Иван Васильевич (Грозный) приказал при ней основать мужеский монастырь: Тихвинский Богородично-Успенский. Икона Тихвинской Божией Матери славилась своими чудесами и исцелениями не только по Северо-Западу, но и по всей Руси. Позже вызнали, что чудесный образ пришел из византийского Царь-града, после того как Константинопольский Патриарх заключил с Римом унию, отдав власть над Православной Церковью Римскому Папе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2081...

Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия, во многих своих городах и весях, хранит честные иконы Приснодевы, составляющие неисчерпаемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к покрову Её с верой и усердием. Ещё в 1654 году архидиакон Антиохийской Церкви Павел Алеппский, путешествующий по России со своим патриархом Макарием, писал в путевых записках: «В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери; мы видели своими собственными глазами как святые иконы, так и чудеса, совершавшиеся от них» 74 Указывая Богородичные обители, мы на сей раз полагаем только начало списка. На Афоне посвящены Богоматери соборные храмы: в монастыре Хиландаре в честь Введения; в лавре святого Афанасия, в Ватопеде, в Филофее и в скиту Ксенофонском в честь Благовещения; в Карее, в Ивере и в скиту Ксилургу в честь Успения; в Русике в честь Покрова; в скиту Андреевском в честь чудотворной иконы Её «Утешение в скорбях и печалях». Известнейшие обители в России в честь Богоматери: лавры – Киево-Печерская; Почаевская (обе Успенские). Монастыри: Благовещенский в Новгороде; Боголюбский во Владимире; Богородичный Назарет в Нежине; Боровский в Калужской епархии; Введенский-Толгский близ Ярославля, в Нежине, Серпухове и Сольвычегорске; Богородицкий-Зачатийский или Высоцкий в Серпухове; Донской в Москве; Елецкий в Чернигове; Задонский в Воронежской епархии; Зачатиевский в Москве; Знаменский в Курской епархии; Иверский близ Валдая; Игрицкий (Песоченский), в Костромском уезде, 1624; Казанский в Казани; Казанский Нижнеломовский, Пензенской епархии; Лужецкий близ Можайска; Новодевичий в Москве; Покровский во Владимире; Покровский в Москве 1655г., в Хотькове 1309; Ризположенский в Суздале; Рождественский в Москве; Рождественский-Сямский, в Вологодской епархии, Рождественско-Думницкий и Гамальевский, в Черниговской епархии; Рождественский-Сторожевский-Звенигородский; Симонов в Москве; Страстные иконы Богоматери, в Москве; Сырков, близ Новгорода; Успенский-Тихвинский, в Новгородской епархии; Успенский-Волоколамский в Московской епархии; Успенский в г. Александрове, Владимирской епархии; Успенский Желтиков, близ Твери; Успенский Каменский, в Черниговской епархии, Новозыбковского уезда; Успенский Кирилло-Белозерский при г. Кириллове, Новгородской епархии; Успенский Свияжский, в Свияжске, Казанской епархии; Успенский Свенский, в Брянском уезде, Орловской епархии; Успенский Святогорский, в Харьковской епархии; Училищный монастырь, в Смоленске, XII в.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Создание храма и его дальнейшая история связаны с темой новомучеников Российских. Поводом для сооружения церкви стал чудесный случай спасения царской семьи и будущего царя-страстотерпца Николая при крушении поезда 17 октября 1888 года у станции Борки (в 60км южнее Харькова). Из-за технических неисправностей железнодорожных путей поезд, шедший со скоростью 70 км в час, сошел с рельсов и потерпел крушение, свалившись с насыпи. Число всех погибших в царском поезде составило 21 человек. Вся царская семья (императорская чета Александр Александрович, Мария Федоровна и их дети: Наследник Николай, Георгий, Ксения, Михаил и Ольга) чудом не пострадали, получив только ушибы и царапины. Подворье Александро-Свирского монастыря [ править править код ] Подворье Александро-Свирского монастыря на сегодняшний день располагается в Весёлом поселке Невского района города Санкт-Петербурга. Подворье Покрово-Тервенического монастыря [ править править код ] У Покрово-Тервенического женского монастыря есть свое подворье в Санкт-Петербурге – храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Подворье так же молодо, как и сам монастырь. Храм этот в полном смысле слова можно назвать " народным " , т. к. все в нем сделано руками прихожан и монашествующих сестер. Ощущение храма как места собрания всей Церкви, любого дела в нем – как участия в Общем Деле - всегда было и сейчас остается характерной чертой жизни прихода. Кроме того, что наиболее важно, именно через храм-подворье осуществляется связь монастыря и большого города, как и практически-бытовая, так и духовная. Подворье Тихвинского Богородичного Успенского монастыря [ править править код ] Подворьем монастыря является храм свт. Димитрия митрополита Ростовского. Первая литургия в храме была совершена 14 августа 2003г. С этого времени регулярно (но не ежедневно) проводятся богослужения, в один из дней недели (обычно по средам) служится молебен с Акафистом перед Тихвинской иконой Божией Матери. При храме на подворье сложилась довольно крепкая община, насчитывающая порядка 50 человек, организуются интересные лекции и встречи, поездки в паломничества и походы, функционирует скромная приходская воскресная школа для детей, два раза в год проводятся детские праздники. Подворье Введено-Оятского женского монастыря [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Санкт-Петербур...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010