Исследователи называют Успенский собор Тихвинского монастыря одним из самых значительных памятников русского зодчества начала XVI века. Впрочем, в последующие века он претерпел существенные переустройства. Например, позакомарное покрытие было заменено четырёхскатной кровлей, а шлемовидные главы - луковичными. Успенский собор сооружался " под икону " - и это определило особенности его устроения. Перед западными столпами оставили довольно много свободного пространства - чтобы люди, пришедшие помолиться перед чудотворным образом Богородицы, могли не толпясь осуществить своё благочестивое намерение. Интересно был решён вопрос и с освящением - западные барабаны сделали " световыми " , таким образом, в пространстве храма выделилось то место, где находилась Тихвинская икона Богородицы. В советскую эпоху Успенский собор оставался действующим до 1931 года. В 1936-38 годах в нём находился продовольственный склад, в январе-феврале 1941 года - военный госпиталь, а в 1946-47 годах - цеха Всесоюзного общества слепых. После возвращения Тихвинского монастыря Православной Церкви (в 1995 году) в соборе была проведена масштабная реставрация. В частности, отреставрировали уникальный иконостас начала XVII века - один из старейших на территории России. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 Находящаяся в Успенском соборе Успенского Богородичного Тихвинского мужского монастыря Тихвинская икона Божией Матери прославилась многими чудесами, о чём свидетельствовали записи в монастырской книге. Поток паломников к ней был нескончаемым. На поклонение святыне шли люди всех сословий, в том числе и царственные особы. Во второй половине XVIII века во время капитальной перестройки Успенского собора почитаемая чудотворная икона находилась в монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы (переименованном в 1876 году в собор во имя Покрова Богоматери после того, как он был кардинально перестроен в 1871-1876 годах). Император Павел I повелел торжественно и с почётом перенести святыню во вновь отстроенный храм. 9 июня 1798 года состоялось перенесение Тихвинской иконы Божией Матери государем императором Павлом Петровичем с наследником цесаревичем Александром Павловичем в сопровождении государыни императрицы Марии Фёдоровны и великого князя Константина Павловича, а также свиты и духовенства, из церкви Рождества Богородицы в Успенский собор. И снова икона заняла своё место на правом столпе храма. Это событие было запечатлено в 1801 году художником Василием Истоминым. Его картина впоследствии помещалась в золоченой раме на паперти Успенского собора в левом углу от входных дверей.

http://sobory.ru/article/?object=05268

Каждый из наших храмов и монастырей имеет свою уникальную историю, свои святыни. Счастье, что ежегодно мы можем собираться в Богородичном Успенском монастыре на престольный праздник. В этот день Тихвинская икона Божией Матери временно бывает установлена в палатке перед собором, так как он не может вместить тысячи паломников. Иерархи и братия монастыря вместе с духовенством Санкт-Петербургской митрополии служат Божественную Литургию на помосте с сенью у входа в собор. Хор Александро-Свирского монастыря под управлением Дмитрия Жуйкова замечательно исполняет богослужебные песнопения. - Через год монастырь отметит 20-летие возвращения из Америки его главной святыни. - Тихвинская икона вернулась из Чикаго на Родину, когда мы стали достойны этого, когда мы вернулись к Богу, стали восстанавливать храмы, стали понимать, что самое главное для нашей жизни – это православные ценности. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II епископ Назарий вместе с отцом Сергием Гарвкласом прилетели с иконой и передали ее сначала Патриарху, потом в Александро-Невскую Лавру, а потом уж в Тихвинский Успенский монастырь. 9 июля на празднике в обители была и Ольга Гарвклас. С детства она вместе с родителями молилась перед этой иконой. По словам владыки Назария, Господь попустил нам жить в эти тяжкие времена, когда дьявол в очередной раз посылает на Святую Русь разделение, вражду, убийства. Но не зря мы поем в акафисте Богородице «Взбранной Воеводе Победительная». Взбранная воевода – то есть избранная, которая приведет нас к Победе в эти непростые времена. Сейчас наша страна отстаивает право на нашу веру и культуру, на наш язык, на любовь к ближним и уважение к старшим, право жить в православной семье, которая создается мужчиной и женщиной. Только эта семья имеет право называться семьей, ибо от любви мужчины и женщины появляются дети, а общество, страна и мир развиваются. В этой семье Бог должен быть на первом месте, тогда все остальное будет на своем. Мы понимаем, что для любого общества, для любой нормальной страны Бог и православные ценности – это их основа. Сохранение традиционных ценностей очень важно для нас. Не всем они нравятся, и нам пытаются навязать псевдоценности, о которых даже не хочется упоминать. Но мы не должны допустить этого.

http://ruskline.ru/analitika/2023/09/18/...

Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь, где хранилось христианское сокровище - чудотворная икона Божией Матери, ставшая покровом Русского государства, всегда пользовалась особым вниманием и почитанием. Обитель посещали многие царствующие особы и представители императорского дома. Каждое посещение высоких особ было отмечено их дарами обители. Записи монастырской книги свидетельствуют, что к чудотворной иконе Божией Матери помолиться, испросить благословение у Заступницы земли Русской приходили в следующие годы: 1526 - великий князь Василий Иоаннович; 1547 - царь Иоанн Грозный; 1717 - царь Пётр I; 1747 (3 февраля) - императрица Елизавета Петровна с наследником Петром Фёдоровичем и его супругой Екатериной Алексеевной; 1798 (8 июня) - император Павел I с супругой Марией Фёдоровной, наследником цесаревичем Александром Павловичем и великим князем Константином Павловичем; 1809 (август) - великая княгиня Екатерина Павловна, государь цесаревич Константин Павлович и принц Гольштейн-Ольденбургский; 1817 (13 августа) - великий князь Михаил Павлович; 1823 (17 августа) - император Александр Павлович (Александр I); 1858 (3 августа) - император Александр Николаевич (Александр II); 1887 (26 июня) - великий князь Владимир Александрович. Из этого перечня наглядно видно, как великая Россия в лице своих царственных правителей припадала к Тихвинской иконе Царицы Небесной. Тихвинская чудотворная явленная икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке, размером в длину 1 аршин (71,12 см) 2 вершка (вершок - 4,45 см) и в ширину 14 вершков, помещалась на правом столпе холодного монастырского собора в честь Успения Божией Матери. Образ был укреплён в серебряной вызолоченной раме весом 14 фунтов (фунт - 409,5 г), украшенной разными изображениями из событий священной истории; рама составляет принадлежность большого серебряного киота весом 1 пуд (пуд - 16,38 кг) 16 фунтов 85 золотников (золотник - 4,266 г), сооружённого тихвинским гражданином Максимом Калашниковым. Киот имел вид складня, по обоим сторонам которого сделаны рельефные изображения Архангелов Михаила и Гавриила. Виднеющиеся на иконе надписи свидетельствуют о посещении обители в 1747 году императрицей Елизаветой Петровной, а в 1797 году императором Павлом I.

http://sobory.ru/article/?object=05268

13 апреля в Белгородскую епархию были доставлены из Москвы 300 наборов гуманитарной помощи, собранные Центром культурного сотрудничества имени святителя Спиридона. 12 апреля священники Белевской епархии передали 1,5 тонны гуманитарной помощи в муниципальный штаб помощи беженцам. Духовная помощь Священник Белевской епархии 13 апреля совершил молебен в ПВР Алексинского района Тульской области. Беженцы из Донбасса приняли участие в паломнической поездке от храма Тихвинской иконы Божией Матери в Жукове (Калужская епархия ) по монастырям Москвы. Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь организовал благотворительную трапезу для беженцев. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь совместно с Тихвинскими музеями ( Санкт-Петербургская митрополия ) 12 апреля провел экскурсию для первой группы беженцев из Мариуполя. Настоятель храма Святого Духа села Петренково в Россошанской епархии ( Воронежская митрополия ) посетил ПВР, совершил молебен о здравии и мире, принял от желающих записки о здравии и упокоении. От храма беженцам передали продуктовые наборы и фрукты. 13 апреля Козельская епархия организовала для беженцев, проживающих в ПВР в Людиново, паломническую поездку в Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптину Пустынь . 13 апреля священник и сотрудники социального отдела Тверской епархии посетили ПВР. Священник провел духовную беседу и принял записки о здравии и упокоении. Также беженцам передали подарки и гуманитарную помощь: средства гигиены, одежду, обувь по предварительным запросам. Адресная помощь В Астраханской епархии с 7 апреля организовали ежедневное дежурство сестер милосердия в ПВР. Они помогают людям пожилого возраста, лежачим больным, людям с инвалидностью и членам их семей. К 14 апреля Астраханская епархия оказала помощь девяти семьям беженцев. В Волгодонской епархии беженцу из Мариуполя выдали рубашки, средства гигиены, лекарства для пожилых людей. За последние дни в епархии оказали адресную помощь 25 семьям беженцев, прибывшим в регион самостоятельно. Волонтерский штаб православных приходов в селах Кучава и Кузьмино Закарпатья передал беженцам необходимые вещи и продукты, которые ранее прибыли в штаб из Словакии. В Лысковской епархии обеспечили семью беженцев из Мариуполя одеждой. Сотрудники социального отдела Тверской епархии передали адресную помощь беженцам в ПВР: лекарства, необходимую одежду, обувь, зонты, ножницы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5917827...

13 апреля в Белгородскую епархию были доставлены из Москвы 300 наборов гуманитарной помощи, собранные Центром культурного сотрудничества им. Святителя Спиридона. 12 апреля священники Белевской епархии передали 1,5 тонны гуманитарной помощи в муниципальный штаб помощи беженцам. Духовная помощь Священник Белевской епархии 13 апреля совершил молебен в ПВР Алексинского района Тульской области. Беженцы из Донбасса приняли участие в паломнической поездке от храма Тихвинской иконы Божией Матери в Жукове (Калужская епархия) по монастырям Москвы. Новоспасский монастырь организовал благотворительную трапезу для беженцев. Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь совместно с Тихвинскими музеями (Санкт-Петербургская митрополия) 12 апреля провел экскурсию для первой группы беженцев из Мариуполя. Настоятель храма Святого Духа села Петренково в Россошанской епархии Воронежской митрополии посетил ПВР, совершил молебен о здравии и мире, принял от желающих записки о здравии и упокоении. От храма беженцам передали продуктовые наборы и фрукты. 13 апреля Козельская епархия организовала для беженцев, проживающих в ПВР в Людинове, паломническую поездку в Оптину Пустынь. 13 апреля священник и сотрудники социального отдела Тверской епархии посетили ПВР. Священник провел духовную беседу и принял записки о здравии и упокоении. Также беженцам передали подарки и гуманитарную помощь: средства гигиены, одежду, обувь по предварительным запросам. Адресная помощь В Астраханской епархии с 7 апреля организовали ежедневное дежурство сестер милосердия в ПВР. Они помогают людям пожилого возраста, лежачим больным, людям с инвалидностью и членам их семей. К 14 апреля Астраханская епархия оказала помощь 9 семьям беженцев. В Волгодонской епархии беженцу из Мариуполя выдали рубашки, средства гигиены, лекарства для пожилых людей. За последние дни в епархии оказали адресную помощь 25 семьям беженцев, прибывшим в регион самостоятельно. Волонтерский штаб православных приходов в селах Кучава и Кузьмино Закарпатья передал беженцам необходимые вещи и продукты, которые ранее прибыли в штаб из Словакии. В Лысковской епархии обеспечили семью беженцев из Мариуполя одеждой. Сотрудники социального отдела Тверской епархии передали адресную помощь беженцам в ПВР: лекарства, необходимую одежду, обувь, зонты, ножницы.

http://pravoslavie.ru/145721.html

Но вот молебен закончен. Чудотворный образ торжественно выносят из Храма Христа Спасителя. Начинается Крестный ход. Его возглавляют Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман. Святыню в бронированной капсуле несут представители духовенства в голубых облачениях, традиционных для богородичных праздников. Благолепие празднику придают несколько мужских и женских хоров. Сначала Крестный ход направляется вокруг Храма Христа Спасителя. Затем идет по Кремлевской набережной к Красной площади. Параллельно с Москвой-рекой возникает и движется еще один живой, стремительный поток. Кажется, здесь трудно отыскать кого-либо. Но вот вижу знакомое лицо и здороваюсь. Это - выдающийся русский писатель Владимир Крупин. - Ничего подобного в жизни не видел, - признается Владимир Николаевич. - Сегодня настоящий праздник... Толпа разлучает нас у самой Красной площади. И вот окончание нашего пути. У Казанского собора. Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Герман совершают ещё один молебен. Предстоятель Русской Православной Церкви осенил Чудотворным Образом Первопрестольный град Москву, молясь, чтобы «Царица Небесная сохранила Отечество наше от бед, скорбей и испытаний». У Иверской часовни икону поместили в специальный автомобиль, и святыня отбыла из Москвы в Санкт-Петербург. С 28 июня по 8 июля 2004 года Тихвинская икона находилась там в Казанском соборе. 8 июля Чудотворный Образ вернулся в возрождённый Тихвинский монастырь. 9 июля, в праздник Тихвинской иконы Божией Матери, торжества в обители возглавил приснопоминаемый Святейший Патриарх Алексий II. По словам настоятеля Тихвинского Богородичного Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина), «в этом прекрасном образе Богоматерь просто и ясно указует (показывает рукой) на Путь, Истину и Жизнь, Богомладенца Христа. И нет в мире более важного и спасительного пути, чем этот Путь». Николай ГОЛОВКИН, член Союза писателей России   Ссылки по теме Последние публикации раздела Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла

http://sedmitza.ru/text/730629.html

Под покровительством Богородицы Тихвинская икона была возвращена в Успенский монастырь в Тихвине 9 июля 2004 года. Встреча чудотворной иконы на Соборной площади Тихвина и чествование протоиерея Сергия Гарклавса В 2010 году власти Ленинградской области выделили земельный участок под строительство дома для отца Сергия возле Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. В 2012 году протоиерей Сергий Гарклавс получил российское гражданство. И, наконец, в декабре 2012 года, накануне своего 85-летия, отец Сергий вернулся в Россию и поселился в Тихвине, возле Тихвинского Успенского монастыря, где нес послушание духовника братии. « Тихвинская икона Божией Матери в особенности показывает, как скорбь и радость, конфликты и их преодоление, борьба и мир взаимодействуют друг с другом. История Тихвинской иконы – это история всех людей и каждого из нас в кратко выраженной форме: духовное рождение и просвещение, преданность и открытия, утрата веры и опустошение, изгнание и покаяние, возрождение и, наконец, возвращение домой. Во всём, что происходит со всеми людьми и с каждым из нас, Господь нас не покидает, ибо мы знаем, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28)», – писал сын протоиерея Сергия, протоиерей Александр Гарклавс. Протоиерей Сергий Гарклавс. Фото: «Вода живая» Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Тихвинская икона Божией Матери – одна из восьми чудотворных и наиболее почитаемых в России икон Богородицы. Она считается покровительницей младенцев, ее называют «детской». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Представители властей в свою очередь вручили отцу Сергию золотые дикирий и трикирий, картину с видом Тихвина. Далее крестный ход с иконой прошествовал в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Под открытым небом был сооружен алтарь, в котором и была установлена икона. В три часа дня была отслужена малая вечерня с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери. Двор монастыря не мог вместить полное число паломников, шествовавших вслед за иконой, и трансляция службы велась на мониторах, установленных на Соборной площади. Во время акафиста с неба пролился легкий, свежий дождик, так само Небо благословило и освятило водой возвращение святыни в стены монастыря. В пять часов вечера на вертолете прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Совершив несколько кругов над обителью, вертолет приземлился за оградой монастыря под колокольный звон. Было совершено всенощное бдение с архиерейским чином, исповедь. Молебные пения пред чудотворной иконой не прекращались до утра. 9 июля в восемь часов утра в Успенском соборе был отслужен водосвятный молебен с акафистом. В десять часов была совершена Божественная литургия перед чудотворным образом. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский Герман, Митрополит всей Америки и Канады, митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Калужский и Боровский Климент, архиепископ Чикагский и Канадский Иов, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Тверской и Кашинский Виктор, Новгородский и Старорусский Лев, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Эммануил, Тихвинский Константин, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност. Богослужение сопровождалось пением сводного хора Санкт-Петербургской Епархии (Исаакиевский собор). Из-за огромного стечения народа причастие совершалось с пяти чаш. Затем состоялась торжественная передача Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на вечное хранение Тихвинскому Свято-Успенскому Богородичному мужскому монастырю чудотворного образа Царицы Небесной.

http://aquaviva.ru/news/av/?id=17097

Наместник Александро-Невской Лавры, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрит Назарий: «Наступило время качественного развития монашеской жизни» Архимандрит Назарий отметил, что количественные показатели развития монашества в Епархии - безусловно, позитивные. Так, к настоящему времени в Епархии насчитывается 13 монастырей, причем восемь из тринадцати обителей открыты попечением нынешнего правящего архиерея, митрополита Владимира. Рост числа монашествующих за последние годы также очевиден: в 2004 году в постриге было 133, на сегодняшний день - 183 насельника. Некоторое сокращение числа постригов в последние годы, по мнению отца Назария, вполне естественно: «Сейчас кандидатов в монашество не очень много. Прошел период количественного умножения числа насельников и открытия новых обителей, наступило время качественного развития монашеской жизни и пополнения уже существующих обителей». Тревожным симптомом, по мнению отца Назария, является увеличение доли белого духовенства в клире монастырей: «Если в 2004 году в монастырях Епархии служило 20 белых священников, то в этом году уже 31». В частности, белое духовенство преобладает в Свято-Успенском Тихвинском монастыре и в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре. Рождество-Богородичный Коневский монастырь также «с помощью белого духовенства решает свои проблемы на подворьях». Исключение составляет только Свято-Сергиева Приморская пустынь, которая полностью обходится своим, монашеским духовенством. «Я это отмечаю не потому, что я плохо отношусь к белому духовенству. Напротив, я считаю, что это явление свидетельствует о нашей собственной слабости, - сказал отец Назарий. - Конечно, можно, чтобы так оставалось и дальше, но все же лучше, чтобы в мужских монастырях служило духовенство из монашеской среды». Также бедственным, по словам отца Назария, является хозяйственное положение ряда монастырей. В особенно тяжелом положении находятся монастыри Старой Ладоги - Никольский мужской и Свято-Успенский девичий. Говоря о хозяйственных трудностях, отец Назарий призвал отцов-настоятелей и матушек-настоятельниц обращать наибольшее внимание на послушников и трудников, которых они принимают в обитель. Он подчеркнул, что часто из-за недостатка в рабочих руках настоятели монастырей вынуждены прибегать к помощи случайных людей. «Очень важно, чтобы послушников и трудников было как можно больше, - именно из этих людей должна пополняться монашеская община», - добавил он.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

" Еще не было в то время ни одного колокола на звоннице. Территория Богородичного Успенского мужского монастыря, основанного Иваном Грозным, была пустынна, лишь немногие слушатели пришли в Крестовоздвиженскую церковь, где проходил фестиваль " , - вспоминает Нина Видякина. В 2004 году фестиваль стал частью культурной среды вокруг важного события в духовной жизни страны - возвращения в Россию, в Богородичный Успенский монастырь Тихвинской иконы Божией Матери. " Тогда перед нами стал вопрос, какое место может занимать фольклор в таком событии, как может вписаться в церковный праздник с его строгим уставом? Решили опереться на некогда неразрывную связь православия и народной культуры, - говорит собеседница агентства. - Основы духовной жизни народа воспитывались и укреплялись церковью, и вокруг этих устоев строилась его жизнь. Духовное начало пронизывало весь быт и творчество людей " . Предание гласит о явлении иконы Тихвинской иконы Божией Матери в Тихвине 9 июля 1383 года. В 1920-е годы после закрытия монастыря икона стала экспонатом местного краеведческого музея. Во время фашистской оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икону вывезли из города и передали Псковской духовной миссии Затем она попала в американскую зону оккупации Германии. С 1950 по 2004 год образ находился в Свято-Троицком соборе в Чикаго. 8 июля 2004 года был передан в Богородичный Успенский монастырь после его возрождения и освящения. Праздник стал объектом изучения первой фольклорной телеэкспедиции " Петербургская губерния " . Об этом сообщила корреспонденту ТАСС Елена Каселева, руководитель Ленинградского областного отделения Российского фольклорного союза и продюсер телеэкспедиции, которая проводится на средства гранта правительства региона и входит в число мероприятий празднования 90-летия создания области. " Мы увидели на улицах Тихвина атмосферу народного праздника, познакомились с людьми, которые поддерживают традицию и даже с теми, кто помнит по рассказам родителей, как еще до войны Тихвинскую икону Божией Матери выносили на центральную площадь в день ее явления, 9 июля. Сейчас здесь стоит памятник Ленину " , - рассказала Елена Киселева.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010