Под покровительством Богородицы Тихвинская икона была возвращена в Успенский монастырь в Тихвине 9 июля 2004 года. Встреча чудотворной иконы на Соборной площади Тихвина и чествование протоиерея Сергия Гарклавса В 2010 году власти Ленинградской области выделили земельный участок под строительство дома для отца Сергия возле Тихвинского Богородичного Успенского монастыря. В 2012 году протоиерей Сергий Гарклавс получил российское гражданство. И, наконец, в декабре 2012 года, накануне своего 85-летия, отец Сергий вернулся в Россию и поселился в Тихвине, возле Тихвинского Успенского монастыря, где нес послушание духовника братии. « Тихвинская икона Божией Матери в особенности показывает, как скорбь и радость, конфликты и их преодоление, борьба и мир взаимодействуют друг с другом. История Тихвинской иконы – это история всех людей и каждого из нас в кратко выраженной форме: духовное рождение и просвещение, преданность и открытия, утрата веры и опустошение, изгнание и покаяние, возрождение и, наконец, возвращение домой. Во всём, что происходит со всеми людьми и с каждым из нас, Господь нас не покидает, ибо мы знаем, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу» (Рим. 8:28)», – писал сын протоиерея Сергия, протоиерей Александр Гарклавс. Протоиерей Сергий Гарклавс. Фото: «Вода живая» Тихвинская икона Божией Матери относится к иконографическому типу икон Богородицы, носящему название Одигитрия (Путеводительница), характерной особенностью которого является общение Пресвятой Девы с Младенцем Христом, их обращенность друг к другу. Изображение Богоматери поясное, Младенец сидит на левой руке Матери. Ноги Младенца согнуты в коленях и Его правая стопа находится под левой. В левой руке Он держит свиток, правой благословляет. Тихвинская икона Божией Матери – одна из восьми чудотворных и наиболее почитаемых в России икон Богородицы. Она считается покровительницей младенцев, ее называют «детской». Она помогает детям в болезнях, успокаивает беспокойных и непослушных, помогает им в выборе друзей, ограждает от дурного влияния улицы. Считается, что она укрепляет связь между родителями и детьми. Женщинам помогает при родах и в период беременности. Также к Богородице перед Ее иконой «Тихвинская» обращаются с молитвой о прозрении слепых, исцелении бесноватых, при болезнях детей, расслаблении суставов, при параличе.

http://pravmir.ru/hraniteli-tihvinskoy-i...

Представители властей в свою очередь вручили отцу Сергию золотые дикирий и трикирий, картину с видом Тихвина. Далее крестный ход с иконой прошествовал в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь. Под открытым небом был сооружен алтарь, в котором и была установлена икона. В три часа дня была отслужена малая вечерня с акафистом Тихвинской иконе Божией Матери. Двор монастыря не мог вместить полное число паломников, шествовавших вслед за иконой, и трансляция службы велась на мониторах, установленных на Соборной площади. Во время акафиста с неба пролился легкий, свежий дождик, так само Небо благословило и освятило водой возвращение святыни в стены монастыря. В пять часов вечера на вертолете прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Совершив несколько кругов над обителью, вертолет приземлился за оградой монастыря под колокольный звон. Было совершено всенощное бдение с архиерейским чином, исповедь. Молебные пения пред чудотворной иконой не прекращались до утра. 9 июля в восемь часов утра в Успенском соборе был отслужен водосвятный молебен с акафистом. В десять часов была совершена Божественная литургия перед чудотворным образом. Его Святейшеству сослужили Блаженнейший Архиепископ Вашингтонский Герман, Митрополит всей Америки и Канады, митрополиты Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир, Калужский и Боровский Климент, архиепископ Чикагский и Канадский Иов, архиепископы Псковский и Великолукский Евсевий, Симбирский и Мелекесский Прокл, Тверской и Кашинский Виктор, Новгородский и Старорусский Лев, Костромской и Галичский Александр, Истринский Арсений, Петрозаводский и Карельский Эммануил, Тихвинский Константин, Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, Архангельский и Холмогорский Тихон, епископ Сергиево-Посадский Феогност. Богослужение сопровождалось пением сводного хора Санкт-Петербургской Епархии (Исаакиевский собор). Из-за огромного стечения народа причастие совершалось с пяти чаш. Затем состоялась торжественная передача Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II на вечное хранение Тихвинскому Свято-Успенскому Богородичному мужскому монастырю чудотворного образа Царицы Небесной.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

Наместник Александро-Невской Лавры, благочинный монастырей Санкт-Петербургской епархии архимандрит Назарий: «Наступило время качественного развития монашеской жизни» Архимандрит Назарий отметил, что количественные показатели развития монашества в Епархии - безусловно, позитивные. Так, к настоящему времени в Епархии насчитывается 13 монастырей, причем восемь из тринадцати обителей открыты попечением нынешнего правящего архиерея, митрополита Владимира. Рост числа монашествующих за последние годы также очевиден: в 2004 году в постриге было 133, на сегодняшний день - 183 насельника. Некоторое сокращение числа постригов в последние годы, по мнению отца Назария, вполне естественно: «Сейчас кандидатов в монашество не очень много. Прошел период количественного умножения числа насельников и открытия новых обителей, наступило время качественного развития монашеской жизни и пополнения уже существующих обителей». Тревожным симптомом, по мнению отца Назария, является увеличение доли белого духовенства в клире монастырей: «Если в 2004 году в монастырях Епархии служило 20 белых священников, то в этом году уже 31». В частности, белое духовенство преобладает в Свято-Успенском Тихвинском монастыре и в Иоанно-Богословском Череменецком монастыре. Рождество-Богородичный Коневский монастырь также «с помощью белого духовенства решает свои проблемы на подворьях». Исключение составляет только Свято-Сергиева Приморская пустынь, которая полностью обходится своим, монашеским духовенством. «Я это отмечаю не потому, что я плохо отношусь к белому духовенству. Напротив, я считаю, что это явление свидетельствует о нашей собственной слабости, - сказал отец Назарий. - Конечно, можно, чтобы так оставалось и дальше, но все же лучше, чтобы в мужских монастырях служило духовенство из монашеской среды». Также бедственным, по словам отца Назария, является хозяйственное положение ряда монастырей. В особенно тяжелом положении находятся монастыри Старой Ладоги - Никольский мужской и Свято-Успенский девичий. Говоря о хозяйственных трудностях, отец Назарий призвал отцов-настоятелей и матушек-настоятельниц обращать наибольшее внимание на послушников и трудников, которых они принимают в обитель. Он подчеркнул, что часто из-за недостатка в рабочих руках настоятели монастырей вынуждены прибегать к помощи случайных людей. «Очень важно, чтобы послушников и трудников было как можно больше, - именно из этих людей должна пополняться монашеская община», - добавил он.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/1/36...

И вот из Риги через Лиепая, Гданьск, Кобленц и Прагу, через лагеря беженцев и тяготы изгнанничества, с риском для своей жизни и сохранности святыни икону сохранил и вывез в США тогдашний рижский епископ и будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн († 1982). Все годы вынужденного изгнания святыня бережно хранилась владыкой, завещавшим вернуть ее на Родину, когда Россия освободится от власти истребителей христианства. Хранитель иконы, приемный сын владыки Иоанна протоиерей Сергий Гарклавс, бывший во время войны еще юношей, на своих плечах нес чудотворный образ буквально через огонь и воду. Чудотворная икона, святыня мирового Православия, 63 года находилась на хранении у отца Сергия в городе Чикаго, штат Иллинойс. В 2003 году он принял окончательное решение о возврате образа в восстанавливаемую Тихвинскую обитель. Возрождение В апреле 1995 года жители г. Тихвина обратились с открытым письмом к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II с просьбой благословить открытие Богородичного Успенского мужского монастыря—святой обители, которой город Тихвин и обязан своим появлением. Уже через месяц было зарегистрировано религиозное объединение «Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь». В том же году в монастырь въехали первые насельники, которые вместе с паломниками начали реставрационные и строительные работы по восстановлению монастыря. Был совершен первый монашеский постриг в уже действующем монастыре. А годом позже возобновилась праздничная служба. 9 июля 1997 г. в Успенском соборе монастыря состоялось первое архиерейское богослужение, которое возглавил Его Высокопреосвященство Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир. Немногочисленна пока братия Тихвинской Успенской обители, но велико радение монахов и послушников о святом месте. Возвращение иконы Весной 2003 г. было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы в родную обитель. По просьбе хранителя образа протоиерея Сергия Гарклавса первое место остановки иконы после перелёта из Америки было в Риге, затем Москва, Санкт-Петербург и, наконец, Тихвинский монастырь. Этот маршрут был одобрен и утвержден Патриархом, по благословению которого была также создана рабочая группа по организации возвращения. В группу вошли:

http://patriarchia.ru/db/text/689671.htm...

Пред иконой Богоматери на четырёх золотых цепях висела превосходной работы массивная золотая лампада кубической формы с усечёнными углами весом 15 фунтов 12 золотников, украшенная по всем линиям драгоценными камнями, в числе коих 1550 бриллиантов, 120 карат восточных рубинов и 221 роза. Лампаду сию делал золотых дел мастер Франц Дюваль, а подарил её в дар обители в 1807 году обер-гофмаршал граф Николай Петрович Шереметьев. По правую и левую сторону от лампады Шереметьева симметрично расположены шесть других серебряных вызолоченных лампад меньшего размера, работы санкт-петербургской мастерской Овчинникова, пожертвованные весной 1887 года известным жертвователем. Привлекал внимание также установленный перед чудотворной иконой большой серебряный подсвечник весом 3 пуда 1 фунт 20 золотников изящной художественной работы. Это был дар сына Николая Петровича Шереметева графа Дмитрия Николаевича Шереметьева 26 июня 1843 года. В Успенском соборе, где находилась святыня, беспрерывно служились молебны. 26 июня 1883 года в обители праздновалось 500-летний юбилей со дня явления чудотворной иконы. В этот день она с разрешения митрополита Исидора была впервые вынесена за пределы монастыря, на городскую площадь, где всё население Тихвина могло приложиться к чудотворной иконе. Всем собравшимся тогда была подарена фотография с видом чудотворного образа, с молитвой Божией Матери на обратной стороне. После крестного хода в храме началось всенощное бдение, совершённое преосвященным Анастасием, епископом Старорусским, в сослужении со многими архимандритами, игуменами и другими священнослужителями, которое было долгим и закончилось к ночи. Как известно, что с 1949 по 2004 год чудотворная икона Божией Матери Тихвинская находилась в Троицком соборе города Чикаго, штат Иллинойс. В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский монастырь (9 июля). Из книги: Березина Л.Д. " Возвращение Святыни " . - Санкт-Петербург: " Царское Дело " , 2004

http://sobory.ru/article/?object=05268

3) Керенский Тихвинско-Богородичный общежительный монастырь открыт в 1851 г. (о г. Пензы в 165 в. и от г. Керенска в ¼ в.). В монастыре храмы: 1) в честь Тихвинской иконы Божией Матери, с приделами (на хорах) во имя Живоначальной Троицы и в память Успения Божией Матери, каменный, холодный, построен в 1762 г., перестроен в 1854 г. и распространен в 1885 г. 2) Димитриевский храм построен в 1762 г., перестроен в 1854 г., каменный, над святыми воротами. 3) Храм Живоносного Источника, каменный, построен в 1811 г. 4) Храм во имя св. и чуд. Николая, с приделом во имя св. Иоанна Воина, каменный, построен в 1895 г. 5) Храм во имя свв. препод. Антония и Феодосия Печерских , деревянный, холодный, построен в 1889 г. При монастыре 5 двухэтажных каменных корпусов и 3 деревянных флигеля с хозяйственными постройками; монастырь имеет две ветряных мельницы. Земли в разных местах 873 дес. Церковных сумм 5000 р., экономических 12,200 р. Причт состоит из двух священников и диакона, которые получают жалованье от монастыря и помещаются в монастырских зданиях. Монашествующих: настоятельница игуменья, монахинь 86, указных послушниц 120, живущих на испытании 205. В училище при монастыре 9 девочек обучаются начальным предметам, а также шитью, кройке, вышиванию и вязанью. 4) Нижне-Ломовский Успенский общежительный монастырь (в 1½ в. от г. Н.-Ломова и в 100 в. от г. Пензы) утвержден общиною в 1849 г., а в 1880 г. монастырем. В монастыре храмы: 1) Соборный в память Вознесения Господня, с приделами во имя св. и чудотв. Николая и во имя Всех Святых, каменный, холодный, построен в 1868–79 г. 2) В память Успения Божией Матери, каменный, теплый, построен в 1840 г. С 1890 г. строится новый теплый каменный собор. Внутри монастыря 4 корпуса с хозяйственными постройками. Вне монастыря два флигеля для членов причта, флигель для приема богомольцев, двухэтажный дом под странноприимный покой и хозяйственные постройки, ветряная мельница и круподранка; на дачах при с. Нявке, близ с. Солдатского, при д. Князевке и в Щукинской лесной даче хозяйственные постройки. Земли пахотной 614 д. и дровяного лесу 227 д. Экономических сумм 3600 р. Монашествующих: настоятельница игуменья, монахинь 48, указных послушниц 28, живущих на испытании 207, живущих на презрении 12, в том числе, обучаются в училище 10. Причт состоит из священника и диакона, которые получают содержание от монастыря: священник 300 р., диакон 180 р.; сверхштатный священник получает от монастыря 200 р.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Чудотворная икона Божией Матери завершила наконец свой долгий путь из Америки в Россию, заняв свое историческое место на правой колонне главного храма Тихвинской обители. За богослужением молились тысячи жителей Тихвина и паломников, прибывших в этот прославленный чудотворной иконой город со всей России и из-за рубежа. Многие богомольцы, во исполнение данного ими обета Царице Небесной, пришли в неблизкий Тихвин пешком. В жизни Православной Церкви принесение святыни в город или монастырь всегда сопровождалось великим торжеством и воспринималось как сугубая милость Божия, даруемая людям для их духовного укрепления. В истории России особое значение имели явления чудотворных икон Божией Матери. И потому нынешнее церковное торжество по случаю возвращения в Россию, в места, избранные в 1383 году Самой Царицей Небесной для постоянного пребывания чудотворной ее Тихвинской иконы, воспринимается верующими как живое свидетельство благоволения к Русской земле и ее людям, к ныне совершающемуся процессу возрождения духовной жизни в нашем Отечестве. На литургии за малым входом Святейший Патриарх Алексий наградил настоятеля Тихвинского Свято-Успенского Богородичного монастыря игумена Евфимия (Шашорина) правом ношения креста с украшениями, а священника Санкт-Петербургской епархии Сергия Куксевича, секретаря митрополита Владимира, - правом ношения наперсного креста. Этих наград они были удостоены во внимание к обширным и усердным организационным трудам по подготовке и проведению встречи чудотворной иконы. Монастырь не смог вместить всех желающих, и для них были установлены два монитора: у Святых врат обители, другой - в центре Тихвина, - транслировавших Патриаршее богослужение. Близ монастыря разбит палаточный городок, рассчитанный на две тысячи паломников, каждый из которых за десять рублей в день обеспечивается бесплатным горячим питанием из постных блюд. Многие тихвинцы выразили желание принять паломников в своих домах и квартирах. Торжества в Тихвине продлились несколько дней, в течение которых совершались праздничные литургии и служились благодарственные молебны.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=170...

И патриархи действительно не обратили на это оправдание никакого внимания, а сделали обоим сопротивлявшимся владыкам пред всем Собором весьма строгий выговор и сказали: «Ступайте и на некоторое время не совершайте никакой Божественной службы». Вместе с запрещением священнослужения Павел митрополит Крутицкий, бывший блюстителем патриаршего престола, подвергся и другой каре: отрешен от этой должности, и она поручена Сербскому митрополиту Феодосию. Такое сильное и неожиданное наказание поразило всех архиереев, тем более что оно не могло быть названо и справедливым. Когда обвиненные архиереи вышли, патриархи объявили оставшимся, что скоро имеет быть избрание нового Московского патриарха и чтобы они были к тому готовы . Утром 31 генваря, в четверг на всеедной неделе, собрались в Чудов монастырь к патриархам архиереи, архимандриты, игумены и множество прочего клира для избрания патриарха при громадном стечении любопытствовавшего народа. Сначала избрали двенадцать кандидатов, в числе которых трое были епископы, а остальные архимандриты и игумены. Потом из этих двенадцати избрали, «не без ведома» государя, только трех. Составив акт избрания, все архиереи с Антиохийским патриархом во главе (Александрийский по болезни еще не мог выходить) отправились к государю во дворец. Государь вышел к ним со всем своим синклитом и, приняв благословение от патриарха, пригласил его и прочих архиереев сесть, а сам сел на своем золотом троне. Тогда Новгородский митрополит Питирим подал патриарху Макарию бумагу с именами трех избранных кандидатов, а патриарх представил ее царю. Царь приказал думному дьяку Алмазу Иванову прочитать ее во всеуслышание. Избранными оказались: архимандрит Троицкого Сергиева монастыря Иоасаф, архимандрит Владимирского монастыря Филарет (а по Симеону Полоцкому, архимандрит тихвинского Богородичного монастыря Корнилий) и келарь Чудова монастыря Савва. После долгого совещания с патриархом Макарием царь указал именно на первого кандидата, и тогда Новгородский митрополит, обратившись к архимандриту Иоасафу, возгласил: «Светлейший государь и священный Собор призывают твою святыню на высочайший престол патриаршества Московского». Иоасаф, дряхлый старец, начал было отказываться, ссылаясь на свои лета и на то, что не имел ни учености, ни способности к церковным делам. Но государь не без слез упрашивал старца покориться воле Божией и сказал ему речь (Лигарид влагает в уста государя даже весьма обширную и витиеватую речь с ссылками на Сократа, Гесиода и других языческих писателей, очевидно сочиненную самим Лигаридом). От государя пошли патриарх Макарий и новоизбранный патриарх вместе со всеми архиереями в Успенский собор, приложились к святым иконам и благословили народ; потом Макарий благословил новоизбранного патриарха и властей, новоизбранный поцеловался по обычаю со всеми архиереями, и все отправились по домам, а новоизбранный — на свое Троицкое подворье, в Богоявленский монастырь .

http://sedmitza.ru/lib/text/436197/

Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриархи Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение. о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинскою образа Божией Матери, свидетельствующем об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской. 2. Призвать всех верных чад Русской Православной Церкви вознести усердные молитвы Царице Небесной о даровании Церкви и Отечеству нашему мира и благоденствия.

http://pravoslavie.ru/9367.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 1-29 заседания Священного Синода от 25 марта 2004 года Журналы заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 марта 2004 года СЛУШАЛИ: Сообщение Его Святейшества, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, о возвращении в Россию чудотворного образа Божией Матери «Тихвинская», которое состоится 23 июня 2004 г. СПРАВКА: Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, написана святым апостолом и евангелистом Лукой. В V в. из Иерусалима она была перенесена в Константинополь, где для нее был построен Влахернский храм. В 1383 году икона исчезла из Влахернского храма и в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. 26 июня (9 июля) 1383 года икона была обретена близ города Тихвина Новгородской губернии. На месте явления иконы был построен деревянный храм в честь Успения Богородицы, и позже Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, один из крупнейших в Санкт-Петербургской епархии. После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь был закрыт, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов г. Тихвина. Во время Второй Мировой войны, при оккупации Тихвина, икона была перевезена во Псков. В 1944 г. чудотворный образ принимает православная община г. Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 г. вывез образ в США. По смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием, передать ее в Тихвинский монастырь, после его возрождения. 12 января 2004 года состоялись переговоры Святейшего Патриарха Алексия с делегацией Православной Церкви в Америке, в ходе которых достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Господа за Его неизреченную милость, явленную в возвращении в Россию чудотворного Тихвинского образа Божией Матери, что свидетельствуюет об особом покровительстве Пресвятой Богородицы Земле Российской.

http://mospat.ru/archive/86334-zhurnaly-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010