В целом, Студийский устав, по сравнению с суровыми древними Иерусалимскими и египетскими монашескими уставами, был более лёгким: в нем не было долгих всенощных бдений, малых вечерен, великих славословий, часов в праздничные дни, значительно меньше кафизм, существенно легче посты. Кроме него, был еще патриарший Устав Великой церкви (Константинопольской Софии) с торжественными песненными последованиями, грандиозными крестными ходами с участием императорских особ и вельмож, который оказал свое влияние на формирование того устава, который был принят на Афоне (в 10 веке), а с Афона заимствован прп. Феодосием Печерским для Киево-Печерского монастыря (1065 г.), а затем вскоре во всех русских княжествах этот устав стал единственным и универсальным, не только монастырским, но и соборно-приходским. Нужно заметить, что к этому времени уже сформировались все православные Богослужебные книги. Возврат к Иерусалимскому уставу Но упадок Византийской империи, нестроения в монастырях и разногласия в богослужебных чинопоследованиях побуждали ревнителей православия к возвращению древнего Иерусалимского устава. Так в XI веке сирийский иг. Никон Черногорец находит в библиотеке Лаодикийского монастыря древний Иерусалимский устав и начинает активно его распространять по всем синайским и палестинским монастырям. На принятие этого Устава повлияли и исторические события. После того, как в 1204 году крестоносцы разграбили Константинополь и Студийский монастырь прекратил свое существование, Константинопольский (Студийский) Устав всюду стал заменяться Иерусалимским (Савваитским), который в XIV веке также проникает на Русь и постепенно вытесняет из богослужебной практики Студийский Устав (XV bek). Наиболее распостраненное название нынешней Уставной книги – Типикон. Полное ее заглавие: «Типикон сиречь изображение церковнаго последования во Иерусалиме святыя лавры преподобнаго и богоноснаго отца нашего Сав­вы. Тожде последование бывает и в прочих во Иерусалиме честных обителех; подобие и в прочих святых Божиих церквах». Заглавие, таким образом, связывает происхождение нынешнего устава с лаврою прп. Саввы Освящен­ного, находящейся вблизи Иерусалима.

http://azbyka.ru/video/40-tipikon-i-ego-...

При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Как и другие Благовещенские главы, указание о совпадении Благовещения с Великой субботой в византийской традиции впервые фиксируется в Типиконе Великой церкви, памятнике константинопольского кафедрального богослужения IX–XI вв. (Le Typicon de la Grande Église: Ms. Saint-Croix n. 40, Xe siècle/Introd., texte critique, trad. et notes par J. Mateos. R., 1962. T. 1. (OCA; 165). P. 256). Здесь говорится о том, что богослужение в этом случае нужно совершать так же, как и при совпадении Благовещения с Великим четвергом, а именно: «После тритекти [постовой аналог дневных часов в древней кафедральной традиции — д. М. Ж.]… исходит лития и восходит на Форум, и идет в Халкопратию [один из главных Богородичных храмов Константинополя — д. М. Ж.], и там певцы поют: “Слава… и ныне…” — и тотчас Трисвятое, прокимен, Апостол, алиллуия, Евангелие, сугубая и просительная ектении и “С миром изыдем”». Вечерня, паремии (после первой из которых Константинопольский патриарх исходил в баптистерий для преподания оглашаемым таинства Крещения, а во время последней — возвращался вместе с новокрещеными в храм и, когда они входили, помазывал их св. миром), литургийные чтения и литургия свт. Василия Великого совершались в храме Св. Софии в свое положенное время. Иными словами, в древней кафедральной практике Константинополя при совпадении Благовещения с Великой субботой в честь Благовещения совершались крестный ход (праздничный крестный ход был одной из главных богослужебных особенностей праздника Благовещения в византийской традиции) по улицам города и литургия оглашенных — без литургии верных — в Халкопратийском храме. Тем самым, литургийные чтения Благовещения и Великой субботы были разнесены по самостоятельным службам и звучали в разное время в разных храмах; а о том, как соединялась (если соединялась) гимнография этих важнейших дней года, Типикон Великой церкви ничего не говорит. Но уже в современном Типикону Великой церкви Студийском синаксаре — послеиконоборческом богослужебном уставе константинопольских монастырей — описано, как именно соединять гимнографические тексты Благовещения и Великой субботы (комплекты которых в византийской традиции уже в основном сформировались и имели вид, близкий к тому, который содержится в принятых ныне в Православной Церкви Минее и Триоди) во время вечерни вечером в Великую пятницу, утрени ночью с Великой пятницы на Великую субботу и вечерни вечером в Великую субботу, а также указан порядок следования благовещенских и великосубботних литургийных чтений друг за другом в рамках одной службы.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI вв. содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия св. Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паремии (ветхозаветные чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX в. — полагает также попразднство для праздника (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII в., отражает практику XI в.) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до кон. XIV в., отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день. В студийских Типиконах афоно-италийской редакции, как и на другие праздники, кафизмы заменялись особыми антифонами (что со временем повлияет на формирование праздничных избранных псалмов). Так, в афонском Типиконе прп. Георгия Мтацминдели XI в. на утрене вместо обычной кафизмы поются антифоны из псалмов «Хвалите имя Господне...» (Пс 135), «Помяни Господи Давида...» (Пс 131) и «Хвалите Господа с небес...» (Пс 148). Тропарь праздника, согласно этому Типипкону, —«Блажим тя вси роди» (ныне это ипакои праздника; песнопение содержится и в некоторых списках Типикона Великой церкви).

http://pravoslavie.ru/37719.html

Наиболее близкая к первоначальному тексту редакция Студийского синаксаря сохранилась в так называемом Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 года, дошедшем до нас только в славянском переводе (см.: Пентковский А. М. Типикон Патриарха Алексия Студита в Византии и на Руси. М., 2001). Как и в Типиконе Великой церкви, службу Благовещения в Великую субботу здесь предлагается совершать по аналогии с уставом соединения благовещенского последования со службой Великого четверга. Общий порядок, следовательно, таков. На вечерне в Великую пятницу: стихиры дня (т. е. Великой субботы) и праздника (т. е. Благовещения), «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читаются паремии дня и праздника (как известно, в константинопольском послеиконоборческом лекционарии Благовещение имеет 5 паремий — 3 общих Богородичных и 2 особенных, Исх 3. 1b — 8a и Притч 8. 22–30, пророчествующих о Боговоплощении; здесь читаются только 3 общих Богородичных паремии); следует пение «Да исправится…»; читаются Апостол и Евангелие дня и совершается литургия Преждеосвященных Даров (в древней константинопольской практике в Великую пятницу всегда совершалась литургия Преждеосвященных Даров). На утрене в Великую субботу: на «Бог Господь» — тропарь праздника и тропарь дня («Благообразный Иосиф»); после кафизмы (следует заметить, что знаменитых похвал Великой субботы в уставах студийской традиции еще не было — они появляются только в Иерусалимском уставе, да и то не сразу, — кафизма пелась с обычным припевом «Аллилуия») — седальны праздника и дня; затем — степенны, прокимен, «Всякое дыхание» и Евангелие праздника; после 50 псалма —каноны праздника и дня (по 3 песни — кондак дня, по 6 песни — кондак праздника); на хвалитех стихиры праздника и дня; чтения в конце утрени — Великой субботы. Днем в Великую субботу должен совершаться крестный ход. На вечерне в Великую субботу: стихиры дня и праздника, «Слава… и ныне…» — праздника; бывает вход с Евангелием; читается первая паремия дня, а затем — 2 особые паремии праздника и, наконец, оставшиеся паремии дня; после малой ектении — «Елицы во Христа крестистеся» (эта особенность службы Великой субботы, связанная с ее крещальным характером, специально отмечена как отличие устава соединения Благовещения с Великой субботой от устава его соединения с Великим четвергом); прокимен дня; Апостол и Евангелие — праздника и дня; совершается литургия свт. Василия Великого (Там же. С. 337–339).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204769...

Древнейший известный чин службы празднику содержится в грузинском переводе иерусалимского Лекционария V-VII веков (издан протоиереем К. Кекелидзе и М. Тархнишвили). Он совершался в базилике Успения в Гефсимании и включал в себя: тропарь 6 гласа «Егда преставилася еси…»; прокимен, глас 3 «Величит душа моя Господа»; чтения (Притч. 31, 30–32; Иез. 44, 1–4; Гал. 3, 24–29); аллилуарий «Слыши, дщи, и виждь»; то же, что и сейчас, Евангельское чтение (Лк. 1, 39–50, 56). Типикон (устав) Великой церкви (т.е. храма св. Софии Константинопольской; издан А. А. Дмитриевским и Х. Матеосом) IX-XI веков содержит подробное описание устава службы празднику Успения. Празднование начинается рано утром процессией от мартирия святой Евфимии во Влахернский храм, где затем совершается Божественная литургия. На вечерне положены три паримии (ветхозаветных чтения), как на Рождество Богородицы (те же, что и ныне), тропарь 1 гласа «В рождестве девство сохранила еси» (этот тропарь доныне поется в Православной Церкви на праздник Успения), ектения просительная, чтение и паннихис (особая служба вечером накануне праздников). На Литургии — те же, что и ныне, прокимен, Апостол и Евангелие. Рассмотренный Устав Великой церкви назначает для празднования лишь один день. Древнейший же монастырский послеиконоборческий устав — Студийский Ипотипосис IX века — полагает также попразднство для праздника Успения (наряду с Преображением, Воздвижением, Рождеством Богородицы, Рождеством Христовым, Богоявлением и Сретением). Типикон Константинопольского Евергетидского монастыря (XII века, отражает практику XI века) имеет уже предпразднство и нынешней продолжительности попразднство (до 23 августа), но они отличаются меньшей торжественностью по сравнению с сегодняшней практикой. Разница с нынешним монашеской паннихис; количества и распорядка кафизм; способа пения канона; состава Литургии оглашенных до Евангелия. Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону, принятому в Русской Церкви до конца XIV века, отдание праздника совершается 18 августа, т.е. на третий день.

http://patriarchia.ru/db/text/37539.html

Греческий синодальный, XIII в Славянские месяцесловы XIII века: Реймский Типографский 8 Дечанский Румянцевский 1270 г Зографский 2 Румянцевский 106 Терновский Хлудовские 28 и 31, XIII-XIV в Славянские месяцесловы XIV, XV и XVI веков. При евангелиях и апостолах Шишатовацкий месяцеслов Отдел В Уставы и месяцесловы в них Устав Константинопольской Великой Церкви Типикон Константина VII Синайские канонари Монастырские уставы. Студийский устав Устав Евергетидский Иерусалимский устав Другие сводные уставы греческие. Типикон Никона Черногорца Восточные сводные устава на западе Печатный Устав Великой Константинопольской Церкви Славянские редакций Иерусалимского Устава О синаксарях в славянских иерусалимских уставах Отдел Г Служебные минеи и др. богослужебные книги. I. Служебные минеи 1. Минеи студийского периода 2. Минеи иерусалимского устава Греческие печатные минеи 3. Минеи особого состава II. Другие богослужебные книги в отношении к агиологии. Кондакари и стихари Месяцесловы псалтирей Печатные следованные псалтыри Исследование библейской хронологии (Киев 1857 года) Обиходы Служебники и требники Триодь постная Шестоднев Часослов Отдел Д Четии минеи. I. Минеи греческие 2. О житиях, благоверных царей, князей, преподобных и других святых II. Славянские четии минеи. 1. Славянские рукописные четии минеи Сравнение миней 2. Славянские печатные четьи минеи Об источниках четиих миней Отдел Е Синаксари или прологи. Отделение I. 1. Нестишные синаксари. Месяцеслов Василия (Лицевой синаксарь) Другие древнейшие синаксари. Петров Синаксарь Кларомонтанский или сирмундов синаксарь Древнейшие славянские прологи 2. Стишные прологи. Славянский стишной пролог 3. Малоизвестные греческие прологи Отделение II. 1. Печатные греческие синаксари 2. Славянский печатный пролог Отдел Ж Святцы. 1. Рукописные святцы славянские 2) Подлинники простые или словесные, лицевые святцы, лицевые подлинники. 3. Печатные святцы и месяцесловы (не лицевые). Святцы славянской печати краткие Месяцеслов в печатном уставе, и по нем в служебниках и в других богослужебных книгах Месяцесловы гражданской печати полные Славянкой печати.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Сохранились 4 греч. жития А.: одно, принадлежащее Симеону Метафрасту (BHG, N 72), и 3, написанные неизвестными авторами (BHG, N 73-75). Память А. регулярно встречается в визант. календарях. В древнейших источниках она указывается 19 окт.: в Типиконе Великой ц. IX– X в. ( Mateos. Typicon. P. 70-71), Минологии Василия II (PG. 117. Col. 115-116) и Синаксаре К-польской ц. (SynCP. Col. 149-150). Типикон Великой ц. указывает память А. также 12 дек. ( Mateos. Typicon. P. 128-129). В богослужебных памятниках студийской традиции - Мессинском Типиконе 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 61) и Евергетидском Типиконе 1-й пол. XII в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 323-324) - служба А. помещена 23 нояб. Согласно этим Типиконам на утрене полагалось чтение жития А., написанного Симеоном Метафрастом (BHG, N 72). Иерусалимский Типикон, начиная с древнейших списков (Sinait. gr. 1096, XII в.- Дмитриевский. Т. 3. Ч. 2. С. 41), относит празднование А. к 23 нояб. В этот день память А. отмечается в совр. церковном календаре. Наиболее ранним свидетельством почитания А. на Руси является упоминание его памяти в месяцесловах Мстиславова Евангелия кон. XI - нач. XII в. (Апракос Мстислава Великого. С. 236) и Евангелия XII в. (РГАДА. Тип. 6. Л. 223). В переведенном в 1-й пол. XII в. на Руси нестишном Прологе 1-й редакции житие А. приводится 19 окт., а 23 нояб. указана память без жития и тропарь А. (древнейший список: РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 162, 173-174). Во 2-й редакции нестишного Пролога, составленной во 2-й пол. XII в., житие А. помещается под 23 нояб. (Рогожский Пролог - РГБ. Рогож. 510. Л. 120, нач. XV в.). В 1-й пол. XIV в. житие А. было вновь переведено (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога. В ВМЧ включены краткие проложные жития и пространное житие А. (BHG, N 73) ( Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 198, 201 (1-я паг.)). Соч.: CPG, N 3230-3254; PG. 37. Col. 1577-1600 [«Ямбы»]; 39. Col. 97-117; Ficker A. Amphilochiana. Lpz., 1906. Bd. 1; CSCO. 1933. T. 102. P. 143 sq.; Iambi ad Seleucum/Ed. E. Oberg. B., 1969; Opera/Ed. C. Datema. Turnhout, 1978 (CCSG; 3); Слово на Сретенье Господа нашего Иисуса Христа (сокр.)//ПрибЦВед. 1901. 4; О правой вере. К Селевку//Восточные отцы и учители Церкви IV в.: Антология/Сост. иером. Иларион (Алфеев). М., 1999. Т. 2. С. 404-416 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/114614.html

Частицы мощей Н. хранятся в монастыре Святая Лавра (Калаврита) ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Vol. 54. P. 225). Ист.: SynCP. Col. 191; MartRom. P. 499; ActaSS. Nov. N 2. P. 225-226; ЖСв. Ноябрь. С. 76. Лит.: Sauget J.-M. Nicandro, vescovo, ed Ermeo, presbitero//BiblSS. Vol. 9. Col. 851; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 350; Синаксарь: Жития святых Правосл. Церкви/Авт.-сост.: иером. Макарий Симонопетрский. М., 2011. Т. 2. С. 52. О. Н. А. Гимнография В Типиконе Великой церкви , отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., Н. и Е. упоминаются 4 нояб. без богослужебного последования ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 88). В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память Н. и Е. не отмечена, но в рукописных слав. Минеях студийской традиции - напр., ГИМ. Син. 161, XII в. (см.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Ч. 2. С. 27; также см.: Ягич. Служебные Минеи. С. 295-299) - под 4 нояб. содержится служба Н. и Е., состоящая из канона, цикла стихир-подобнов и седальна. Такое же по составу богослужебное последование Н. и Е. (отличается только тем, что цикл стихир иного гласа) назначается в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 306): служба Н. и Е. соединяется с последованием прп. Иоанникию Великому (его память имеет в этот день приоритет) и будничной службой Октоиха (см.: Там же). В южно-италийском Мессинском Типиконе 1131 г. на 4 нояб. назначается торжественая служба прп. Иоанникию; память Н. и Е. не зафиксирована. В древнейших редакциях Иерусалимского устава 4 нояб. память Н. и Е. отмечается вместе с памятью прп. Иоанникия; службы святым соединяются с будничной службой Октоиха (см.: Sinait. gr. 1096, XII-XIII вв.- Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 32; Типикон сербского архиеп. Никодима 1319 г.- Миркович. Типикон. С. 55б - 56а). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. 4 нояб. приоритет имеет память прп. Иоанникия; Н. и Е. указан лишь канон на утрене.

http://pravenc.ru/text/2565286.html

В субботу вечером, по собрании клира, приходит в келью митрополита остхарий 10 ( οστιριος) или один, или же с кем-нибудь из церковников, берет моновамвино ( μονοβμβουλον) 11 и зажигает свечу. В предшествии клира и народа впереди архиерея, входит архиерей в церковь , делает поклон по средине храма, потом целует по средине храма стоящую св. икону и входит в свою стасидию, клирики поют трижды, по вшествии его туда, Τν δεσπτην κα ρχιερα μν, Кριε φλαττε. По исполнении ими этого, архиерей трижды благословляет их, при возглашении ему Ες πολλ τη δσποτα. Потом бывает начало последования, после того как диакон возгласит: Благослови, владыко, а священник „Благословен Бог " или „Благословенно царство " и по порядку обычно совершается последование. На «слава» священники облачаются внутри алтаря в фелони свои ( φαινλια), а также и диаконы, выходят со стороны предложения ( πο το μρους προθσεως) и приходят к самым красным вратам храма ( πλησοντ ν ραιων πολν το ναο). По установлении рядами иереев и диаконов там по чину, приходит иподиакон, одетый в короткий стихарь ( χαμσιον), держа кадило и подсвечник. Подсвечник ставить впереди их, на середине, кадило отдаёт второму из диаконов, а сам приходит и становится сзади между первым священником и вторым диаконом. Когда окончена будет стихира, второй диакон, немного выступивши вперёд, возглашает: „Премудрость прости“, делая крест кадилом. Тогда последние диакона приходят, берут подсвечники и предшествуют входу. Вход направляется внутрь святого алтаря. Иподиакон же возвращается в ту сторону, откуда вышел вход и оттуда входить во святой алтарь, куда направляется и самый вход. Второй диакон с кадилом предшествует входу, останавливается пред стасидею архиерея и кадит его, потом отходить, при пении священников, и первый входить на солею. Таким образом совершается вход. Во время пения после сего прокимна доместиком 12 ( δομστιχος) или лаосинактом 13 ( λαοσναχτος) на амвоне, при соучастии сошедшихся к нему певцов, архиерей садится и все находящиеся здесь епископы, также садятся и ексокатакилы 14 ( ςωκατχηλοι). После же окончания последования поют все вместе: „Утверди, Боже, царей наших“, „Ей Господи на многие лета сохрани святое царство их“ и еще Τν δεσπτην και αρχιερα μ ν, Κριε φλαττε. По исполнении сего, славословит архиерей и бывает отпуст от священника. Поют по обычаю клирики громогласно «Многодетно сотвори, Боже, святое царство их на многие лета» и Τον δεσπτην κα α’ ρχιερα ημων, Κριε φλαττε. После этого благословляет их трижды архиерей, при пении внизу стоящих Εις πολλ τη δσποτα, выходит из своей стасидии и, в предшествии клириков с подсвечником, как и в начале, доходит до келии своей. Здесь по обычаю, при восклицании народа Εις πολλ ετη δσποτα, архиерей благословляет их однажды и отпускает. Это таким же образом делает архиерей всегда, когда выходит из келии своей с тем, чтобы идти в церковь , т. е. в субботу вечером, в воскресенье утром и в дни чтимых праздников.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010