Агиасма великая Богоявленская святая вода называется в Православной Церкви великой Агиасмой – великой Святыней. К освященной воде христиане с древних времен имеют благоговение. На ектении великого освящения воды Церковь молится: «О еже освятитися водам сим, и дароватися им благодати избавления (спасения), благословению Иорданову, силою и действием и наитием Святаго Духа». «О еже быти воде сей, освящения дару, грехов избавлению, во исцеление души и тела черплющим ю и емлющим, во освящение домов .. и на всяку пользу изрядну (сильную)». В этих прошениях и в молитве священника на освящение воды Церковь свидетельствует о многообразных действиях благодати Божией, подаваемой всем, с верою «черплющим и причащающимся» этой Святыни. Святость воды очевидно для всех проявляется и в том, что она длительное время сохраняется свежей и неповрежденной. Еще в IV веке об этом в 37-й беседе на Крещение Господне говорил св. Иоанн Златоуст : «Христос крестился и освятил естество вод, и потому в праздник Крещения все, почерпнув воды в полночь, приносят ее домой и хранят во весь год. И так вода в существе своем не портится от продолжения времени, почерпнутая ныне целый год, а часто два и три года остается свежей и неповрежденной, и после толикого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источника». Эту Святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, при заклинательных молитвах на изгнание злого духа, как врачевство; назначает ее пить тем, кто не может быть допущен до Святого Причащения. С этой водой и Крестом священнослужители в праздник Богоявления посещали раньше дома своих прихожан, окропляя их и жилища, и, таким образом, распространяли благословение и освящение, начав с храма Божия, на всех чад Церкви Христовой. В знак особого почитания Богоявленской воды как драгоценной великой Святыни в Крещенский Сочельник и установлен строгий пост, когда или совсем не полагается вкушение пищи до Крещенской воды, или допускается принятие малого количества пищи. Однако с надлежащим благоговением, с крестным знамением и молитвой можно пить святую воду без какого-либо смущения и сомнения и тем, кто уже что-нибудь вкушал, и во всякое время по потребе. Церковь в богослужебном Уставе (см.: Типикон, 6 января) дает на этот счет ясное и определенное наставление и разъяснение те, которые отлучают себя от святой воды ради преждевременного вкушения пищи, «не добре творят» «не вкушения ради ястия (пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших, очищени же от сих пием без сомнения сию святую воду» (см. Типикон, 6 января) 1 (4,с.159–160).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ОТЕЦ СВЯТЫХ НЕДЕЛЯ [Слав.            ; греч. Κυριακ πρ τς Χριστο γεννσεως, τν γων πατρων], воскресный день перед праздником Рождества Христова (25 дек.), обычно в период с 18 до 24 дек. Кроме О. с. н., за 2 воскресенья до Рождества бывает Праотец святых неделя (11-17 дек.), в воскресный день после Рождества - Богоотец святых неделя (26-30 дек.; см. ст. Богоотцы ). В гимнографическом последовании О. с. н. и Недели св. праотец прославляются в целом одни и те же ветхозаветные праведники: Адам, Авель, Сиф, Енос, Енох, Ной, Сим, Мелхиседек, Авраам, Исаак, Иаков, 12 патриархов, Моисей, Аарон, Самуил; все ветхозаветные пророки: Гедеон, Сампсон, отроки Анания, Азария и Мисаил, Даниил, Захария и Иоанн Предтеча; праведные жены: Сарра, Ревекка, Рахиль, Анна, Мариам, Иудифь, а также др. ветхозаветные святые. В песнопениях как той, так и др. недели к ним могут прилагаться обобщающие наименования «праотцы» и «отцы». Особый акцент делается на прославлении Авраама, Исаака и Иакова, Моисея, 3 отроков и прор. Даниила - в связи с этим можно заметить близость этих 2 недель к неподвижной памяти 3 отроков и прор. Даниила 17 дек., к-рая может совпадать с Неделей св. праотец. История В Типиконе Великой церкви IX-X вв., отражающем практику послеиконоборческого соборного богослужения К-поля, под 16 дек. приводятся чтения для Недели св. праотец и устав О. с. н., для к-рой указаны памяти Авраама, Исаака, Иакова, 3 отроков и прор. Даниила. На Пс 50 поются тропари 2-го гласа: Μεγλα τ τς πστεως κατορθματα (      ), Εν πστει τος προπτορας δικαωσας (        ). На литургии - прокимен из Дан 3. 26, Апостол - Евр 11. 9-40, аллилуиарий со стихом из Пс 43. 2, Евангелие - Мф 1. 1-25, причастен Пс 32.1 ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 134-137). Согласно Студийско-Алексиевскому Типикону XI в., отражающему наиболее архаичную из известных редакцию Студийского устава (сохр. только в слав. переводе), на О. с. н. соединяются последования воскресного богослужения и св. отец. В последование св. отец входят тропарь       (совпадает с 1-м тропарем по Типикону Великой ц.), кондак 2-го гласа    , ипакои, 2 канона - 6-го гласа с ирмосами     (собственно св. отец) и 1-го гласа с ирмосами     (предпразднства), стихиры и седальны. Воскресный канон на службе не поется вообще, т. к. в каноне 6-го гласа присутствуют тропари, прославляющие Воскресение Христово. Некоторые песнопения совпадают с Неделей св. праотец. Служба на литургии та же, что и в Типиконе Великой ц. ( Пентковский. Типикон. С. 304-305).

http://pravenc.ru/text/2581701.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Гавриил (Чепур), еп. Измаильский. Фотография. 10-е гг. XX в. (РГИА) (Чепур[а] Григорий Маркеллович; 19.12.1874, близ Херсона - 14.03.1933, Панчево, Сербия), архиеп. Русской православной Церкви за границей (РПЦЗ). Род. в семье военного. С раннего детства интересовался церковным пением и богослужением. По окончании с золотой медалью гимназии в 1892 г. поступил в КДА, где учился на одном курсе с М. Н. Скабаллановичем . В 1896 г. окончил КДА со степенью канд. богословия за соч. «Типикон Великой Константинопольской Церкви: Исторический очерк». В том же году пострижен в монашество, рукоположен во иерея и определен преподавателем в Новгородскую ДС. С кон. 1896 г. преподавал гомилетику и литургику в Александровской (Ардонской) ДС (Владикавказская епархия), в 1899 г. назначен инспектором Александровской ДС. С 1901 г. занимал должность инспектора Могилёвской ДС. В 1902 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Полтавской ДС. Из-за конфликта с профессорско-преподавательским составом семинарии в 1906 г. переведен в Москву на должность синодального ризничего и настоятеля ц. Двенадцати апостолов в Московском Кремле. В 1908 г. Московским и Коломенским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) Г. назначен ректором Вифанской ДС. 30 дек. 1909 г. по представлении Кишинёвского архиеп. сщмч. Серафима (Чичагова) Г. определен и 17 янв. 1910 г. рукоположен во епископа Измаильского, 2-го викария Кишинёвской епархии. С 22 нояб. 1911 г. 1-й викарий Кишинёвской епархии с титулом «епископ Аккерманский». Активно занимался текущей епархиальной работой при частых отъездах правящих архиереев Серафима (Чичагова), Платона (Рождественского) , Анастасия (Грибановского) . Принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. После захвата в 1918 г. румын. войсками Бессарабии Г., к-рому было поручено временное управление Кишинёвской епархией, отказался исполнить канонически незаконное требование войти в юрисдикцию Румынской Православной Церкви, вслед. чего он и Измаильский еп. Дионисий (Сосновский) были насильственно высланы из епархии. 20 июня 1918 г. Г. прибыл в Одессу. После доклада Патриарху св. Тихону об изгнании из Кишинёвской епархии получил назначение на Челябинскую и Троицкую кафедру, но в связи с военными действиями отбыть к месту назначения не смог. Осенью 1918 г. Киевским митр. Антонием (Храповицким) назначен руководителем пастырско-миссионерского уч-ща в Бизюковом Пропасном во имя сщмч. Григория, просветителя Армении, муж. мон-ре Херсонской епархии. Участвовал в работе Юго-Восточного Русского Церковного Собора в Ставрополе (19-24 мая 1919), на к-ром он был избран кандидатом в члены Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России .

http://pravenc.ru/text/161319.html

Усекновение главы Предтечи: церковные традиции и околоцерковные суеверия 11 сентября, 2009. Редакция " Правмира " День усекновения главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа, – особенный день в жизни Церкви. День усекновения главы святого Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа, – особенный день в жизни Церкви. Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи… (свт. Лука Войно-Ясенецкий) Тот день – день жестокой расправы над пророком —  был днем великого греха и великой скорби. Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и «бесилась», как о том поется в песнопениях Церкви. И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего. Дочь Иродиады Саломия исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено! И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания. Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломии: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания. «Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, – напоминает нам Типикон (церковный устав). – Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне – ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам – род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве»

http://pravmir.ru/useknovenie-glavy-pred...

Разделы портала «Азбука веры» На Пасху и во всю Светлую Седмицу, ради великой радости Воскресения Христова, в храмах отменяются панихиды и гласное поминовение усопших (поминовение усопших на проскомидии совершается всегда). Для того, чтобы верующие могли должным образом помянуть усопших близких и разделить с ними духовное торжество Воскресения Господня, после окончания Светлой Седмицы, во вторник, Церковь установила особый день поминовения усопших — Радоницу . Поминовение усопших отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви, основанной на земле Господом Иисусом Христом, Который « не есть Бог мертвых, но Бог живых ». Перед тем, как идти на кладбище, следует посетить храм, причаститься и помолиться об усопших на Литургии и панихиде. Вспомним историю из Киево-Печерской Лавры, когда на пасхальное приветствие преподобного Дионисия святые отцы, в пещерах почивающие, ответили «Воистину Воскресе!». Почему бы и нам, придя с молитвой на кладбище, не сказать нашим усопшим «Христос Воскресе!», прочитать у могилы  Пасхальный канон , стихиры Пасхи. Это действительно духовная радость, которой мы делимся с усопшими. Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви. Если же человек умирает на Пасху или на Светлой седмице, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью. Читается ли Псалтирь по усопшим в Пасхальные дни? Чтение Псалтири по усопшим — лишь благочестивый обычай, а не уставное последование, поэтому практики её чтения на Светлой седмице могут быть разными. Приведём авторитетные мнения. «Весел ли кто, пусть поёт псалмы» ( Иак.5:13 ). «Следует ли читать Псалтирь при гробе усопшего в дни Пасхальной седмицы? Устав Церковный совсем отменяет в эту седмицу чтение псалмов… заменяя все опущенное пасхальными песнопениями. В монастырях, где «неусыпное» чтение Псалтири, оно совсем прекращается в пасхальную седмицу. В соответствии с этим может быть на Пасхе у гроба усопшего не следует читать Псалтирь, заменяя ее или чтением пасхального канона и пасхальных песнопений, повторяя их, или Святого Евангелия даже и у гроба мирянина, что в некоторых местах (на юге России) совершается иногда и не в пасхальное время (см.: Толковый Типикон. 1, 140)».

http://azbyka.ru/pominovenie-usopshih-v-...

Разделы портала «Азбука веры» Успенский пост – один из четырёх многодневных постов в православной Церкви. Привязан к годовому кругу неподвижных праздников и длится с 14 по 27 августа (включительно) августа. Получил своё название по празднику успения Пресвятой Богородицы , которым и заканчивается 28 августа. Общая характеристика Успенский пост продолжается две недели. Начинается он праздником Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня (1/14 августа), а заканчивается праздником Успения Божией Матери (15/28 августа). И если праздник Успения приходится на среду или пятницу, разговенье предполагается не в этот, а на следующий день (точнее: если праздник Успения Пресвятой Богородицы выпадает на среду или пятницу, то устав разрешает рыбу). По строгости он близок к Великому посту . Помимо обычных мясных и молочных продуктов, устав запрещает вкушать постом рыбу, кроме праздника Преображения (Типикон, Глава 33). В постановлениях «об охранении православной веры» (1885 г.) также указано, что в числе прочих на время Успенского поста в Российской империи запрещались «публичные маскарады и зрелища» ( Сборник действующих и руководственных церковных и церковно-гражданских постановлений по ведомству православного исповедания ). «Спасы» На Успенский пост приходятся праздники, в простонародье именуемые «спасами» – медовый (14 августа), яблочный (19 августа), а вскоре после него отмечается ореховый, хлебный (29 августа). В частности, поэтому Успенский пост в народе именуется Спасовка, а праздники эти, так или иначе, имеют отношение к Спасителю Иисусу Христу. Однако, по сути все эти названия имеют аграрное происхождение и  связаны с желанием человека освятить всю свою жизнь. К 14 августа на Руси пасечники собирали первый урожай мёда и естественным образом желали принести Богу плоды своего труда. Это чисто русский обычай. Например, в Греции ничего подобного не происходит. Греческий часослов 1897 года сообщает об истории установления праздника происхождения (изнесения) честных древ Животворящего Креста Господня следующее: «По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне, износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви. С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть происхождение Честного Креста».

http://azbyka.ru/uspenskij-post

19. Суббота. Свт. Филарета, митр. Московского. Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского. Прп. Варлаама, игумена Печерского, в Ближних пещерах. Обретение мощей прмч. Адриана Пошехонского, Ярославского. Прмчч. Гуслицких Серафима, Иоасафа и Петра . Приводим порядок совершения полиелейной службы свт. Филарета, митр. Московского . На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры святителя, глас 6-й и глас 2-й – 8. «Слава» – святителя, глас 8-й: «О пречудный святителю Филарете...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Царь Небесный...». Вход. Прокимен дня. Паримии святителя – 3 . На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Днесь Коломна именитая...», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Безневестная Дево...». По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 8-й: «Иже нас ради...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Полиелей. Величание святителя и избранный псалом. Седален святителя по полиелее, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен святителя, глас 4-й: «Благовестих правду в Церкви велицей»; стих: «Уста праведнаго каплют премудрость, и язык его возглаголет суд». Евангелие святителя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святителя Филарета...». Стихира святителя, глас 6-й: «Пастырю мудрый...». Каноны: В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и святителя на 8. Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

http://patriarchia.ru/bu/2023-12-02/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОВЕСТ в богослужении визант. обряда вид церковного звона : 1) звон в один церковный колокол или ударение в било ; 2) сигнал, призывающий к богослужению или возвещающий о времени совершения его важных разделов; 3) в монастырском обиходе также призыв к трапезе. Ранние сведения о Б. содержатся в Житии прп. Феодосия Киновиарха ( 529), составленном Феодором, еп. Петрийским, где приводятся указания о призыве на часы и на литургию «ударением в древо» (т. е. в деревянное било - Казанский. С. 312). Согласно греч. и слав. спискам Иерусалимского устава св. Саввы, Б. совершал канонарх , или параекклисиарх , или кандилаптис, т. е. свещевжигатель (РГБ. Сев. греч. 1458, 1371 г.; ГИМ. Син. 328/383. Л. 1, XIV в.; 385. Л. 3об., кон. XIV в.). В Русской Церкви слово «Б». получает широкое распространение в соборных Чиновниках, напр. Новгородского Софийского собора: «Святаго апостола Андрея Первозванного... В сий день благовест к обедни в начале часа дня...» ( Голубцов А. Чиновники новгородского Софийского собора. М., 1899. С. 54). Чаще всего виды звонов к праздничным богослужениям в Москве устанавливали Патриарх и царь. Напр., в «Чиновнике церковном о благовесте и о звону» сообщается: «Благовест в новой болшой на собор Богородицы, а указал Никон Патриарх», «указал государь царь... благовестити в 16 день в новой болшой колокол...» ( Голубцов А. Чиновники московского Успенского собора и выходы Патриарха Никона. М., 1907. С. 173, 209). В 1843 г. для Оптиной пустыни было создано руководство, где описана вся система (годовой цикл) колокольных звонов (О должности звонаря. С. 129-162). В 2002 г. утвержден Устав церковного звона, обобщающий указания редакции Типикона, принятой ныне в РПЦ, о Б. и др. звонах и особенности его совершения, сложившиеся в практике. Хотя термин «Б.» в Типиконе не встречается, здесь содержатся указания на его исполнение и комбинации с др. видами звона. Напр., в чине великой вечерни: «...восходя ударяет [кандиловжигатель] в великий кампан нескоро... и вжигает лампады... и тако паки изшед клеплет во вся кампаны...» (Типикон. [Т. 1.] С. 11-12), т. о., вначале звучит Б. и за ним следует трезвон . В совр. афонских Типиконах особенности звона к различным службам (вседневная, воскресная, полиелейная, всенощное бдение, престольный праздник) описываются более подробно (Святогорский устав церковного последования/Пер. с греч. иером. Доримедонта (Сухинина) под ред. иером. Дионисия (Шленова). Серг. П., 2002).

http://pravenc.ru/text/149261.html

«Куда зажигаешь!» – шикает бабулька на женщину гневным шепотом. Женщина, словно обжегшись, отдергивает руку со свечой от подсвечника. «Не видишь, шестопсалмие идет!» Знакомая для многих картина. Если вам «не повезло» самим оказаться в подобной ситуации, то вы могли не раз наблюдать такое со стороны. Это известная для многих приходов проблема. Однако эта статья не о «ревнителях храмового благочестия», а о том, что предписывает Устав относительно богослужебного использования церковных свечей. Фото: Алексей Солодкин Для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей Думаю, для многих вообще окажется новостью, что Типикон (церковный Устав) что-то говорит о возжжении свечей. Подавляющее большинство верующих кроме шестопсалмового запрета больше ничего про свечи не знают. Не только приносящие свечи, но и следящие за подсвечниками часто не имеют представления ни о порядке богослужения, ни о прямой связи горения/тушения свечей с этим порядком. Следящие за подсвечниками просто ставят свечи по мере их поступления. В результате часто получается так, что в наиболее торжественные и важные моменты службы свечей нет, так как они уже сгорели тогда, когда должны были быть потушены. Причина тому – нарушение порядка (Устава). Что же говорит Устав? В Типиконе содержатся две главы, регламентирующие порядок использования свечей. Они называются: «О вжигании свещ, како подобает в церкви вжигати, в неделю, и на праздники Христовы, и Богородицы, и святых, и прочия дни» (гл. 24) и вторая: «О вседневном вжигании свещ» (гл. 25). На Малой вечерне, после благословения иерея, свечи (точнее – свечу) зажигают перед иконой Спасителя и перед храмовой иконой по правую сторону иконостаса и перед иконой Богородицы на левой стороне, а также «пред аналогием» (т.е. перед праздничной иконой). Погашаются эти свечи после отпуста вечерни. На Великой вечерне зажигаются те же свечи, что и на малой. Если же богослужение бденное или святой имеет «Блажен муж», то зажигается светильник «в тябле» (тябло – место над царскими вратами, где расположена икона Спасителя, либо весь этот ярус) и в алтаре у престола. По значимости к главным иконам храма могут быть отнесены чудотворные и особо почитаемые иконы.

http://pravoslavie.ru/156763.html

Разделы портала «Азбука веры» Фэн-шуй, астрология, оккультизм, любовный приворот, целительство ( 2  голоса:  5.0 из  5) День усекновения главы Иоанна Предтечи, величайшего пророка, Крестителя Господа Иисуса Христа, – особенный день в жизни Церкви. Но настоящий смысл этого дня и тех трудов, которые берут на себя верующие, часто забывается: в народе распространяются суеверия. Позорнейшим пятном в истории человечества был тот день, в который под мечом палача упала святейшая глава Иоанна Предтечи и Крестителя Господня, величайшего из рожденных женами, по слову Господа нашего Иисуса Христа. Упала глава его, и была принесена на диавольский пир, и была отдана плясавшей девице, и она отнесла ее матери своей, ученице диавола – Иродиаде. И наслаждался сам диавол зрелищем того, как эта его окаянная ученица со злобной усмешкой колола иглой язык отрубленной головы Предтечи… (свт. Лука Войно-Ясенецкий) . Тот день – день жестокой расправы над пророком – был днем великого греха и великой скорби. Иродиада ненавидела Крестителя, обличавшего ее беззаконный союз с Иродом. Она искала любой способ, чтобы погубить Иоанна Крестителя и “бесилась”, как о том поется в песнопениях Церкви. И этот день служится Всенощное бдение: верующие проводят день в молитве, стараясь отогнать от своего сердца раздражение и злобу на ближнего. Дочь Иродиады Саломия исполнила такой бесстыдный танец, что помрачилось сознание Ирода, и он бросил к ее ногам все – любое ее желание будет исполнено! И верующие исключают из своей жизни в этот день шумные веселья, в этот день не совершается и Таинство Венчания. Ломились столы от изысканных мясных яств, полнились чаши вином, мутился рассудок, и в шуме пиршества звенели слова Саломии: «Дай мне на блюде голову Иоанна Крестителя». В Церкви этот день – строгого поста, не вкушается мясо, молочные продукты, рыба. Цель однодневного поста в этот день – напомнить о том, к каким страшным последствиям приводит страсть невоздержания. “Не будем мы сообщниками чревоугодия Ирода, — напоминает нам Типикон (церковный устав). — Как можем мы почтить Усекновение Крестителя? Будем есть мясо или другую изысканную пищу? А Креститель жил в безводной и бестравной пустыне — ни хлеба не ел, ни другой еды не имел. Вино пьем? А он не пил ни вина, ни другого питья мирского. Столом и одром его была земля, вкушал он только акриды (стручки рожкового дерева, по другим источникам — род съедобной саранчи) и дикий мед. Вместо чаши — пригоршни воды, текущей из камня. Поэтому проведем этот день в посте и молитве”.

http://sueverie.net/useknovenie-glavy-pr...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010