Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛИТИЯ [Греч. λιτ], богослужение (или его часть), предполагающее шествие по храму или вне его. В совр. богослужении РПЦ существуют вседневная (т. н. заупокойная) Л. и Л. как элемент всенощного бдения ; формально Л. являются также крестные ходы. Терминология Греческое слово λιτ в значении молитвы, просьбы (в т. ч. обращенной к божеству) встречается уже в античных источниках. В христианском лексиконе оно первоначально употреблялось в таком же значении, но с V в. также использовалось для обозначения молитвенных прошений в контексте литургических процессий (см.: Lampe. Lexicon. P. 804), а в X в. стало техническим термином для обозначения самих этих процессий (напр., см. Типикон Великой церкви и «О церемониях» Константина VII Багрянородного; также см.: Lampe. Lexicon. P. 804; Baldovin. 1987. P. 207-209). Имеет синоним - λιτανεα ( Lampe. Lexicon. P. 804). В византийском богослужении В памятниках кафедрального богослужения К-поля - Типиконе Великой ц. и «О церемониях» Константина VII Багрянородного - термином «лития» обозначаются пешие процессии по улицам города исключительно литургического характера; они сопровождались псалмопением, гимнами и молитвенными прошениями ( ектениями ); эти процессии были непосредственно связаны со стациональным богослужением К-поля (см.: Baldovin. 1987. P. 203-214). Согласно Типикону Великой ц. IX-XI вв., Л. совершались в дни памяти чтимых и местных святых, в дни, когда отмечалась память избавления от нашествий врагов, катаклизмов (в частности, землетрясений), когда праздновались обновления (т. е. даты освящений) церквей, нек-рые двунадесятые и великие праздники (напр., Сретение, Успение, Благовещение, Рождество Иоанна Предтечи) (полный список дней, когда назначается Л., см.: Mateos. Typicon. T. 2. P. 304). В монастырских уставах студийской традиции Л. назначается на Благовещение Пресв. Богородицы, в Вербное воскресенье, на Светлой седмице. В эти дни предполагается хождение по храмам внутри обители либо вокруг мон-ря (напр., см.: Arranz. Typicon. P. 131, 228; Пентковский. Типикон. С. 247, 259, 337). Кроме того, в Студийском мон-ре в день памяти прп. Феодора Студита (11 нояб.) по     на повечерии и по пении стихир на хвалитех на утрене совершалась Л. у раки преподобного (см.: Пентковский. Типикон. С. 294; Мансветов. 1885. С. 153); не исключено, что Л. у раки преподобного служилась ежедневно, подобно тому как в основанном патриархом Алексием Студитом Успенском мон-ре после смерти его основателя у его гробницы должна была ежедневно по окончании повечерия и утрени совершаться заупокойная Л. ( Пентковский. Типикон. С. 47-48, 414).

http://pravenc.ru/text/лития.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАВЕЧЕРИЕ [Греч. παραμον; слав.  ], канун великих правосл. праздников или богослужение в этот канун. В совр. Уставе термин «Н.» используется применительно лишь к кануну Рождества Христова , Крещения Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы (см.: Типикон. Ч. 1. Л. 169, 189 об., 287). Греч. слово παραμον (в слав. богослужебных книгах передается как  ) для обозначения богослужения накануне Господских праздников используют, напр., Анастасий Апокрисиарий († 666; в отношении праздника Крестовоздвижения - см.: PG. 90. Col. 168A) и прп. Феодор Студит († 826; упоминает Н. Крещения Господня и Н. Вербного воскресенья (Входа Господня в Иерусалим) - см.: PG. 99. Col. 1697A, 1717B). В Типиконе Великой церкви , отражающем особенности кафедрального богослужения К-поля IX-XI вв., термин παραμον применяется для обозначения торжественного вечернего богослужения (с участием патриарха) (в отличие от обычной вечерней службы - λυχνικν) накануне наиболее значимых праздников: Новолетия (1 сент.), двунадесятых праздников , Обновления (т. е. освящения) Великой церкви (23 или 24 дек.), в день основания К-поля (11 мая), апостолов Петра и Павла (29 июня), св. отцов Халкидонского Собора (16 июля), в воскресенья перед Пятидесятницей и после нее (память св. отцов Вселенского I Собора и память всех святых соответственно), в годовщины освящения церквей. Состав службы Н. (παραμον) большинства указанных дней примерно следующий: Пс 85 и 140, прибытие патриарха и его вход в храм, ектения, прокимен, 3 малых антифона, ектеньи, чтение паремий, пение тропаря праздника (напр., см.: Mateos. Typicon. P. 1-4, 18, 26-28). Т. о., c Н. начинается богослужение праздника; за Н. в свое время следуют паннихис , затем утреня и Божественная литургия. Н. праздников Рождества Христова, Крещения Господня и Благовещения имеют особенности: в эти праздники к Н. примыкает Божественная литургия и назначается больше чтений, псалмов и тропарей (см.: Ibid. P. 148-154, 174-182, 252-254; также см. в статьях Рождество Христово , Крещение Господне , Благовещение Пресвятой Богородицы ).

http://pravenc.ru/text/2564574.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАНАГИИ МУХЛИОТИССЫ МОНАСТЫРЬ В Константинополе [греч. Παναγα Μουχλιτισσα, Παναγα τν Μαγουλων, Панагия Монгольская; известна также как Θεοτκος Παναγιτισσα, Богородица Всесвятая], храм и мон-рь средне- и поздневизантийской эпох. Название связано с покровительницей мон-ря в кон. XIII в. деспиной Марией Палеологиной (ум. после 1307). Мария (в монашестве Мелания) - внебрачная дочь византийского имп. Михаила VIII Палеолога . В 1265 г. выдана замуж за хана Абаку, сына Хулагу, правителя могущественного монг. гос-ва Хулагуидов (1265-1282). После смерти мужа Мария вместе с дочерью Феодорой Арахантлун вернулась в К-поль. В Византии и Европе за ней закрепилось имя Мария Монгольская. История Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Монастырь Панагии Мухлиотиссы. Рис. в кн.: Paspathj A. G. Buzantinai Meletai, topo-grafikai (KwnstantinoÚpolej, 1877) Мужской мон-рь Богородицы Панагиу (Παναγου, Всесвятой) возник на 5-м холме К-поля (ныне район Фенер, см. Фанар ) не позднее нач. XI в. В это время известен игумен мон-ря Антоний, ближайший ученик прп. Афанасия Афонского (BHG, N 187). П. М. м. представлял собой образец духовной жизни для Византии, так что его устав (типикон) в кон. XI в. взял за основу визант. полководец Григорий Пакуриан для основанного им Петрицонского монастыря (ныне Бачково, Болгария), вложив один экземпляр своего устава в П. М. м. (Byzantine Monastic Foundation Documents/Eds. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. Vol. 2. P. 519-520). Также в кон. XI в. богослов Никита Стифат переписывался с игуменом П. М. м. Афанасием по вопросам применения церковных канонов ( Nicet. Pector. Orat. 9//SC. Vol. 81. P. 464-484). Ок. 1100 г. игуменом П. М. м., возможно, был Константин, пресвитер Великой церкви и Влахерн (Actes d " Iviron. Vol. 2. P. 191-192). В кон. XI в. здесь (in monasterio Panagiotum) гостил Иоанн Амальфийский, который перевел с рукописи П. М. м. на латынь части «Луга духовного» Иоанна Мосха (BHL, N 6536p). Известна печать из П. М. м. 2-й пол. XI в. ( Laurent. 1965. P. 95). В XII в. мон-рь упоминается в эпитафии его благодетеля - Феодора Тронха (Marc. gr. XI 22. F. 93v). В 1192 г. П. М. м. владел домом в к-польском квартале пизанцев ( Miklosich, Muller. Vol. 3. N 18).

http://pravenc.ru/text/2578780.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИАТИПОСИС ПРЕПОДОБНОГО АФАНАСИЯ АФОНСКОГО Диатипосис преподобного Афанасия Афонского, ктиторский Типикон, составленный для устроенной святогорской Великой Лавры . В лит-ре встречается датировка Д. рубежом X и XI вв. (см., напр.: Byzantine Monastic Foundation Documents. P. 271), но, вероятнее всего, его создание связано с ранним периодом деятельности Афанасия Афонского на Св. Горе в 60-х гг. X в. ( Пентковский. Типикон. С. 133). В основе Д. лежит студийский Ипотипосис , текст к-рого был неск. дополнен и отредактирован, а также снабжен начальными главами о монастырских эпитропах и о порядке избрания и поставления игумена. В научный оборот Д. был введен архим. Антонином (Капустиным) , опубликовавшим частичный рус. перевод памятника ( Антонин (Капустин). С. 173-182, 199-212); научное издание по неск. рукописям Великой Лавры и рукописи Ath. Iber. 754, XVI в., было осуществлено Ф. М. Мейером ( Meyer. S. 123-130); текст иверской рукописи был также опубликован А. А. Дмитриевским ( Дмитриевский. С. 238-256). Литургическая часть Д. следует сразу после преамбулы и глав об эпитропах и об избрании и поставлении игумена; ее содержание соответствует Ипотипосису, отличаясь лишь в деталях (см., напр.: Мансветов. С. 65-68); литургические указания начинаются с подробного описания служб в 1-й день Пасхи , далее следуют отдельные предписания о периоде Пятидесятницы и о нек-рых праздниках, изложение завершается указаниями о Великом посте , празднике Благовещения Пресв. Богородицы и дисциплинарных правилах жизни в мон-ре. Д. является важным источником по истории литургической традиции Св. Горы (см. ст. Афон , разд. «Богослужение») и византийского богослужения в целом. Ист. и лит.: Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. горы. К., 1864; Мансветов И. Д. Церковный устав (Типик), его образование и судьба в Греч. и Рус. Церкви. М., 1885. С. 65; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. XVII-XXXIII, 238-256; Byzantine Monastic Foundation Documents: A Compl. Transl. of the Surviving Founder " s «Typika» and Testaments/Ed. J. Thomas, A. Constantinides Hero. Wash., 2000. P. 205-231; Пентковский. Типикон. С. Ю. Акишин Рубрики: Ключевые слова: ЕВЕРГЕТИДСКИЙ ТИПИКОН визант. литургический и церковно-правовой памятник 2-й пол. XI в., регламентировавший особенности устройства и богослужебные порядки располагавшегося возле стен К-поля Евергетидского мон-ря

http://pravenc.ru/text/171945.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АХИЛЛ [Ахилла] († ок. 312 или 313), свт. (пам. греч. 3 июня, зап. 7 нояб.), еп. Александрийский. При еп. Александрийском Феоне был возведен в священнический сан, возглавлял Александрийское огласительное уч-ще и приобрел известность подвижнической жизнью. В 311 г., после мученической кончины еп. Александрийского сщмч. Петра I , стал его преемником. О продолжительности пребывания А. на кафедре данные источников противоречивы. За время епископства он восстановил в священническом сане Ария (отлученного от Церкви еп. Петром), хотя и не разделял его взглядов. А. был противником мелитианской ереси ( Сократ. Церк. ист. I 6). Датой смерти А. является 13 июня, однако визант. календари отмечают его память 3 июня: Типикон Великой ц. IX-X вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 77) и нек-рые рукописные синаксари и Минеи (напр., Paris. Suppl. gr. 152, XIII в.). Ист.: Евсевий. Церк. ист. VII 32 (30); Созомен. Церк. ист. I 15; SynCP. Col. 726. Лит.: Lightfoot J. B. Achillas (1)//DCB. Vol. 1. P. 17; Порфирий (Успенский), еп. Восток Христианский. [Вып.]: Александрийская патриархия: Сб. СПб., 1898. Т. 1. С. XI, 2, 115, 324, 330, 332; Prinzivalli E. Achillas//Dictionnaire encyclopedique du christianisme ancien. P., 1990. Т. 1. P. 24. И. Г. Коновалова Рубрики: Ключевые слова: ЗОСИМА (ок. 570-662), еп. г. Сиракузы на о-ве Сицилия (с 648), свт. (пам. зап. 30 марта; пам. греч. 21 янв., 28 марта) АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая) АВГУСТИН (354 - 430), еп. Гиппонский [Иппонийский], блж., в зап. традиции свт. (пам. 15 июня, греч. 28 июня, зап. 28 авг.), виднейший латинский богослов, философ, один из великих зап. учителей Церкви АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГАПИЯ, ХИОНИЯ И ИРИНА († 304), мученицы Солунские (Иллирийские) (пам. 16 апр.; сир. 2 апр.; греч. 22 дек., зап. 1 или 5 апр., 25 дек.)

http://pravenc.ru/text/77184.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРИПСАВ [греч. Βαριψαββς, Βαρυψαββς, Βαρυψαβς или Βαρυζαβς] (I-II вв.?), мч. (пам. 10 сент.), пустынник, хранитель Крови Христовой. По преданию, некий праведник по имени Иаков, присутствовавший при распятии Спасителя, собрал в сосуд, сделанный из тыквы, Кровь и воду, к-рые истекли из ребра Господа. Чтобы скрыть святыню от нечестивых, Иаков сверху наполнил сосуд маслом; от его содержимого происходили исцеления и чудеса. После смерти Иакова сосуд перешел к 2 отшельникам. Один из них перед своей кончиной передал святыню В., возможно сирийцу, позже подвизавшемуся в местности Каттара Сухрейская (греч. Σουχρεν), предположительно расположенной в Персии. Перед смертью В. вручил сосуд своему ученику. Автор жития В., опубликованного в Acta Sanctorum (BHG, N 238), неизвестен. Сказание о хранителях Крови Спасителя помещено в Минологий Василия II (X в.), где рассказывается также о мученичестве В. Некие злодеи, наслышанные о чудесах и исцелениях, происходящих от скрытой в сосуде Крови Христовой, решили завладеть святыней, чтобы использовать ее в корыстных целях. Напав ночью на В., они убили его, однако не нашли в сосуде то, что искали. Согласно Никодиму Святогорцу , в сосуде, хранителем к-рого был В., содержались кровь и вода, к-рые истекли из иконы Спасителя, находившейся в Берите (совр. Бейрут), когда иудеи пронзили на ней Его ребро. Сказание о «Чуде в Берите» (BHG, N 780) приписывается Афанасию I Великому , Патриарху Александрийскому, однако, согласно Римскому Мартирологу, это чудо произошло в 765 г.; кровь от иконы Спасителя в Берите была перенесена в К-поль в X в. визант. имп. Иоанном I Цимисхием . Церковь, посвященная В. и построенная в VIII или XII в., находилась в зап. части К-поля недалеко от Ксиролофа. Ист.: BHG, N 238; ActaSS. Sept. T. 3. P. 494-501; PG. 117. Col. 40; SynCP. Col. 32-33. Лит.: Bardy G. Barypsabas//DHGE. T. 4. Col. 1057-1058; ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 656; Janin. Églises et monastères. P. 57-58; ЖСв. Сент. С. 234; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 365-366, 421-422; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 73. О. Н. Заец Гимнография Память В. указывается в ряде визант. и слав. календарей, обычно без богослужебных указаний ( Типикон Великой церкви , IX-XI вв., Охридский Апостол , кон. XII в., и др.). В греч. рукописях встречается канон В. с акростихом: «Τν σν παιν, παμμκαρ, θεαν χριν. Ιωσφ» (Твою хвалю, всеблаженный, божественную благодать. Иосиф), ирмос: «Υγρν διοδεσας σε ξηρν» (        ), нач.: «Τν σν παινοντες χαρμονικς, θεσοφε, χριν» (Твою хваля радостно, богомудре, благодать) (AHG. T. 1. P. 178-184). Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/154143.html

Аллилуиарий – праздника и Богородицы («Всецарицы»). Апостол и Евангелие – Богородицы («Всецарицы») и дня. Задостойник праздника. 1 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 26 декабря 2019 года была утверждена к общецерковному богослужебному употреблению служба Пресвятой Богородице в честь иконы Ее «Всецарица». Текст службы размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/5554016.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (http://nbt.rop.ru/?q=texts/sluzhba/488). 2 Ср.: Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 3 На 17й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12). 4 Ср.: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица»; Типикон, гл. 15я; Типикон, 16 августа, «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 166–167, 175, 183, 193, 200, 206. 5 Ср.: Типикон, гл. 15я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201. На богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце…»). 6 Ср: служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Всецарица», Минея общая, «Изъявление вкратце…»; Типикон, 21 декабря (свт. Петра) и 11 января (прп. Феодосия). 7 Ср.: Типикон, 16 августа. 8 Каждение на 17й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15). 9 Прокимны и причастны праздника и Богородицы («Всецарицы») совпадают. Рекомендуемые записи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Поэтому было решено дополнить книгу славяно-русскими текстами и комментариями, сделав более доступной для самостоятельного чтения. Работа была включена в план выпуска учебно-методических пособий по кафедре повышения квалификации по филологии (специализация «Библия и литургическая письменность»). Принципы редактирования и переработки книги обсуждались вместе с о. Михаилом Арранцем в период чтений им лекций по истории византино-славянской литургической письменности в СПбГУ (1999–2001 гг.). Для удобства было решено разделить первое издание книги на две части, а затем, собрав отзывы, замечания и пожелания специалистов и заинтересованных читателей, выпустить второе, переработанное и дополненное издание (главным образом это коснется второй части). Пишите нам по адресу: E-mail: arranz@unigre.it ; fralorenzo@hotmail.com ; rubanj@yandex.ru ; ruban@ed.spb.ru . Почтовый адрес: Miguel Arranz, S.J. Via dei Penitenzieri 20. I–00193 Roma; Кафедра повышения квалификации по филологии, комн. 230. Филологический факультет СПбГУ. Университетская наб., 11. С.-Петербург. 199034. Юрий Рубан, доц. СПбГУ 1/14.IV.2003, преп. Марии Египетской Введение 1. Что такое «типикон»? Этимология, общее понятие Греческое слово «типикон» может обозначать разные понятия: а) Типикон как книга, содержащая указания литургического характера. Существуют разные «Типиконы» или редакции Типикона в Церквах византийской традиции. В древности у византийцев и славян употреблялись соборно-приходской «Типикон Святой Орфии Константинопольской», монастырские типиконы – «Студийский», «Студийско-Алексиевский» и др. В настоящее время все Славянские Церкви византийской традиции (в том числе и Русская Православная Церковь ) на приходах и в монастырях используют так называемый Иерусалимский типикон, или Типикон Святого Саввы (иначе – Савваитский типикон), происходящий из знаменитой лавры близ Иерусалима. Напротив, греческие Церкви, сохраняя Савваитский типикон в монастырях, с XIX в. служат по так называемому Типикону Великой Христовой Церкви протопсалта Георгия Виолакиса.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В храме святого – тропарь храма, тропарь святителя (на преставление), глас 4-й: «Российския земли первопрестольниче...»; кондак храма. «Слава» – кондак святителя, «И ныне» – «Предстательство христиан…». Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя . Апостол и Евангелие – дня и святителя. 1 Ср.: Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава. 2 Ср.: Типикон, 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466–468, 440–443. 3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 432–433. 4 См.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 5 Ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава; 30 января, 2-я Маркова глава, 1-е «зри». 6 В качестве славника поется последняя стихира святителя на «Господи, воззвах», т. к. в службе Минеи на «Господи, воззвах» великой вечерни отсутствует славник. 7 В Уставе (ср.: Типикон, 24 февраля, 3-я Маркова глава) о входе не упомянуто, но, по мнению В. Розанова (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 466), «есть основание предполагать, что Типикон его подразумевает». Ср.: Типикон, 24 февраля, 12-я Маркова глава. 8 В качестве славника поется первая стиховная стихира святителя, т. к. в службе Минеи на стиховне отсутствует славник. 9 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 10 После возгласа ектении «Яко милостив...» – обычное окончание: «Премудрость», певцы: «Благослови», иерей: «Сый благословен…», певцы: «Утверди, Боже…», иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас», певцы: «Честнейшую Херувим…», иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…», певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови», иерей произносит великий отпуст (на амвоне при затворенных царских вратах). 11 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 466. 12 Там же. 13 Величание, избранный псалом, прокимен и Евангелие на утрене даны на основании «Службы общей святителю единому» (Минея общая, гл. 10), так как литургийные чтения сщмч. Ермогена – святительские.

http://patriarchia.ru/bu/2022-03-01/

В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства. Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются. Поется Трисвятое. Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного. Апостол и Евангелие – преподобного . Поется «Достойно есть...». 1 О порядке пения служб на повечерии см. 13 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста. 2 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш...», а не «Слава Святей...» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется. 3 Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение: На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства. На стиховне – стихиры предпразднства (см. следующую сноску). «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства. По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия). 4 Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра в предпразднство Рождества Христова. В качестве общего правила, на богослужении седмичных дней при средних праздниках Месяцеслова в периоды пред-попразднств Уставом допускается пение на стиховне великой вечерни как стихир праздника, так и стихир святого (ср.: Типикон, 21 декабря, свт. Петра, и 11 января, прп. Феодосия; Минея общая, «Изъявление вкратце...»); в субботние дни Типикон указывает стихиры святого (ср.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 201). 5 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей. 6 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже...» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей...», творя крест кадилом.

http://patriarchia.ru/bu/2024-01-15/

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010