Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1-е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598) . Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях. Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш...», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный...») , далее – «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш...») – чтец: «Аминь» , «Приидите, поклонимся...» (трижды) и 103-й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 4-й: «Апостольская двоица...», «Приими, Сионе, Царя...», и глас 8-й: «На серафимех страшных...» (см. в четверг 6-й седмицы поста вечером); и стихиры Благовещения, глас 6-й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный...» (дважды), «Являешися Мне, яко человек...» (дважды), «Бог идеже хощет...»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе...». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1-й паримии, глас 6-й: «Ко Господу, внегда скорбети...», со стихом; прокимен 2-й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит...», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1-я – Бытия чтение: «Изыде Иаков...»; 2-я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго...»; 3-я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом...»).

http://patriarchia.ru/bu/2023-04-06/

Примечание. Исходя из указаний Типикона (см. 25 марта, 1е «зри»), вечерня, относящаяся к празднику Благовещения, должна совершаться самостоятельно, отдельно от изобразительных, завершающихся отпустом (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 527–529, 598) . Впрочем, возможно также совершение вечерни, по аналогии с будними днями св. Четыредесятницы, в составе изобразительных (см.: Там же). «Богослужебные указания» в основном тексте следуют первому варианту, предлагая особенности совершения богослужения для второго варианта в примечаниях. Вечерня начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует обычное начало (с «Царю Небесный…») , далее – «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Примечание. Если вечерня совершается в составе изобразительных (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 597–598), то она начинается сразу после 16 поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина (без возгласа «Благословен Бог наш…») – чтец: «Аминь» , «Приидите, поклонимся…» (трижды) и 103й псалом. (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) Великая ектения. Кафизмы нет. Примечание. Вечерня совершается «без кафизмы и без поклонов» (Типикон, 25 марта). На «Господи, воззвах» стихиры на 8: Триоди – 3: подобны, глас 4й: «Апостольская двоица…», «Приими, Сионе, Царя…», и глас 8й: «На серафимех страшных…» (см. в четверг 6й седмицы поста вечером); и стихиры Благовещения, глас 6й – 5 (см. в Минее 25 марта на великой вечерне: «Совет превечный…» (дважды), «Являешися Мне, яко человек…» (дважды), «Бог идеже хощет…»). «Слава, и ныне» – Благовещения, глас тот же: «Послан бысть с Небесе…». Вход с кадилом. «Свете Тихий». Чтение двух паримий Триоди (прокимен 1й паримии, глас 6й: «Ко Господу, внегда скорбети…», со стихом; прокимен 2й паримии, глас тот же: «Господь да сохранит…», со стихом). Затем читаются паримии Благовещения (с обычными возглашениями: «Премудрость» и «Вонмем») – 3 (1я – Бытия чтение: «Изыде Иаков…»; 2я – Пророчества Иезекиилева чтение: «Тако глаголет Господь: будет от дне осмаго…»; 3я – Притчей чтение: «Премудрость созда Себе дом…»).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Также в отличие от стихир на Господи воззвах и стиховных хвалитные воскресные стихиры имеют и Богородичен воскресного содержания, но общий для всех гласов «Преблагословена еси». Он исчисляет все плоды воскресения (в трех однородных парах), прославляя их косвенную Виновницу. Для Богородична выбран 2-й глас, как глас самый радостный в стихирном напеве (им поются стихиры на Господи воззвах на Рождество Христово и Крещение; ср. параллельный ему 6 гл. для «Воскресение Христово»). Ввиду большого значения этого Богородична он не отменяется в воскресенье и при совпадении последнего с двунадесятым Богородичным праздником (служит еще Богородичном 2 гл. по 2 кафизме). Отступления от указанного порядка в пении хвалитных стихир делаются для великих, полиелейных и шестеричных святых (см. Тип., гл. 3, 4 и 5), для пред- и попразднства, случающихся в воскресенье (см. 7 и 9 сентября), для Недель св. отец и триодных (см. 11 октября и Четыредесятницу). История Воскресные стихиры, именно 4 первые из них, даются известным иерусалимским «Последованием» IX-XII в. 2636 и, несомненно, имеются ввиду Ипотипосисом некоторых редакций, предписывающим их удвоять, Евергетидским уставом, тоже предписывающим удвоять и указывающим количество их – 4 2637 . Студийско-Алексиевский устав, имевший кроме хвалитных стихир на каждой праздничной и воскресной утрени отдельно (после ектений) и стиховны, указывает 3 воскресных хвалитных, помещая 4-ю, очевидно, на стиховне (в триодные недели она удвоялась) 2638 . По старообр. уст. стихи – с 1 ст. 150 пс. и «Всякое дыхание» – отдельный стих 2639 . Евангельские стихиры принадлежат, как показывает и нынешнее надписание их, императору Льву VI Мудрому (886–911) и назначаются упомянутым иерусалимским последованием для пения тотчас после Евангелия на Славу и ныне 2640 . Они, может быть, – остаток древнего обычая петь Евангелие, сохранившегося доныне в Римской Церкви (например, в Неделю ваий на процессии поется Мф. 21 и Ин. 12 ; ср. нашу стихиру в Нед. ваий «Прежде шести дней Пасхи»). По песненному последованию на евангельской стихире происходил вход с Евангелием (Вступ. гл., 347). – Песнь «Преблагословена еси» в уставе Великой Константинопольской церкви IX в. и по Синайскому Канонарю (IX-X в.) служит входным тропарем на литургии 3-го дня Пасхи. Она на нынешнем месте воскресной утрени в Евергетидском уставе 2641 и в песненном последовании при Симеоне Солунском (Вступ. гл., 347). Но по Студийско-Алексиевскому уставу здесь Богородичен настоящего гласа 2642 . В старопеч. и у старообр.: «благословен Бог (ср. ниже: «Сый благословен Бог», «Слава Тебе Боже, упование наше») изволивый тако», без «Слава Тебе» 2643 . Славословие великое

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь апостола, глас 3-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». На часах – тропарь праздника (Антипасхи). «Слава» – тропарь апостола. Кондаки праздника (Антипасхи) и апостола читаются попеременно. На Литургии блаженны праздника Триоди, песнь 1-я – 4 (со ирмосом), и апостола, песнь 3-я 4. По входе – тропарь праздника (Антипасхи), тропарь храма Богородицы или храма святого, тропарь апостола; кондак храма святого. «Слава» – кондак апостола, «И ныне» – кондак праздника (Антипасхи). (Тропарь и кондак храма Господского не поются; кондак храма Богородицы не поется.) Прокимен, аллилуиарий и причастен – праздника Триоди (Антипасхи) и апостола. Апостол и Евангелие – дня и апостола. Задостойник Пасхи. Б. На великой вечерне по возгласе «Благословен Бог наш...» – «Аминь». «Христос воскресе...» (трижды), и читается предначинательный псалом. Примечание. «Приидите, поклонимся» перед 103-м псалмом обычно опускается. Великая ектения. «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 8: праздника Триоди, глас 1-й – 3, и святителя, глас 5-й 5 (первая стихира – дважды). «Слава» – святителя, глас 4-й: «К правде вечней...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «Дверем заключенным...». Вход с кадилом. Прокимен великий, глас 7-й: «Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса» (со стихами). Паримии святителя – 3. Ектения сугубая: «Рцем вси...». «Сподоби, Господи». Ектения просительная: «Исполним вечернюю...», и молитва главопреклонения. На стиховне стихиры святителя, глас 6-й (со своими припевами) . «Слава, и ныне» – праздника Триоди, глас 1-й: «По днех осмих...» (см. в стихирах на стиховне). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 8-й. «Слава, и ныне» тропарь праздника Триоди (Антипасхи), глас 7-й: «Запечатану гробу...». Примечание. Начиная с этого дня совершается малое повечерие с каноном Пресвятой Богородицы (из Октоиха ) и дневными трипеснцами Триоди . В тех песнях, где есть трипеснец, Богородичный канон опускается. По «Достойно есть...» и по «Отче наш» – кондак праздника Триоди, в течение всей Пятидесятницы; при полиелейном святом – кондак святого, «Слава, и ныне» – кондак праздника Триоди (ср.: Типикон, гл. 50, «В Неделю Антипасхи вечера», 2-е «зри»; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 702–703).

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-13/

Пападопуло-Керамевсом , который, при материальной поддержке Его Блаженства, надеется издать в свет свой каталог иерусалимских рукописей, с прибавлением к нему многих вновь открытых им памятников древнехристианской письменности. Собственно патриаршая библиотека сама по себе в настоящее время представляет сравнительно небольшой интерес для учёного, потому что лучшие её рукописи, служившие её украшением и виденные учёными Шольцем, Коксом 18 и Преосвящ. Порфирием Успенским 19 и др., как, например, Типикон 1159 года монастыря св. Маманта, греко-арабское евангелие XI века и т. п., сделались достоянием парижской национальной библиотеки 20 и при том в сравнительно очень недавнее время, или же совершенно бесследно исчезли из неё. Но эта библиотека, к самому моему приезду, обогатилась значительным весьма количеством ценных рукописей, перенесённых сюда из библиотек (верхней и нижней) лавры преподобного Саввы Освященного, чрез что на долгое время приковала к себе моё внимание. По мысли Его Блаженства, патриарха Никодима, в Иерусалиме, при патриаршем монастыре св. равноапостольных царей Константина и Елены, при содействии вышеупомянутого учёного А. Керамевса-Пападопуло, имеет быть основана одна общая библиотека для всех рукописей Палестины и при ней музей христианских палестинских древностей 21 . Занятия в патриаршей библиотеке я начал 15 Ноября 1887 года, а окончил 23 Января 1888 года. Такой весьма значительный и для меня неожиданный промежуток времени для занятий здесь потребовался отчасти потому, что в числе рукописей бывшей Саввинской библиотеки оказалось весьма много ценных в научном отношении (7 типиконов, 5 евхологиев, 2 апостола с особенностями практики великой константинопольской церкви и др.), а главным образом в силу крайне ограниченного количества времени, назначенного для занятия в библиотеке (в день всего пять часов: два (9–11) до обеда и три (2–5) после обеда), при том же с весьма частыми перерывами по случаю разных многочисленных местных церковных празднеств, когда библиотекарь, патриарший архидиакон голосистый певец, о.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Результатом этого совпадения было то, что, когда бывало иподьяконское поставление, возглас «σοι πστοι» произносил не другой, а именно новопоставленный иподьякон». «Затем из Апостольских Постановлений и других памятников древности известно, что пред началом литургии верных священнослужители умывали руки, причём воду для этого умывания должны были подавать иподьяконы. Следовательно, время умывания рук опять совпадало с окончанием иподьяконской хиротесии, вследствие чего новопоставленный одновременно должен был и возглашать «σοι πστοι» и подавать воду для умывания рук». (стр. 76–7). Что касается заявления о совершении архиереем в древнее время только одного великого входа, то оно находит для себя подтверждение в памятниках первых четырёх, пяти столетий. Но так как чинопоследование иподьяконской хиротесии рассматривается автором по документам IX-XIV ст., то и вопрос, какой вход совершал епископ при поставлении иподьякона, – великий, малый или же оба, должен решаться при свете данных того же самого времени. Обращаясь к этим последним, мы не находим места мнению автора: в IX и следующих столетиях епископ совершает не только великий, но и малый вход. «Патриарх, митрополиты, епископы, пресвитеры и дьяконы, читаем в литургии ап. Uakoba IX-X в., облачаются, как и на освящении св. мира, т.е. в скевофилакии (дьяконники), и совершается вход так: становятся певцы пред алтарём, архидьякон произносит: «идите отпущенные», другой дьякон: «отпущенные, идите», третий дьякон: «елицы оглашеннии идите». Тогда остальные клирики и певцы, стоящие пред алтарём, поют: «Единородный Сыне и Слове» ( А. А. Дмитриевский «Богослужение страстной и пасхальной седмиц во св. Иерусалиме по уставу IX-X в.», стр. 105). Неоднократно упоминает о малом входе патриарха на литургии и Типикон Великой Константинопольской церкви IX-X в. ( А. А. Дмитриевский . «Древнейшие патриаршие Типиконы», «Труды Киев. Дух. Академии». 1901 г., декабрь, стр. 529, 534–5). Не заключая в себе непременного указания на великий вход, выражение «τε µλλει εσοεειν» не даёт и права относить совершение хиротесии иподьякона к желательному для автора времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Petr...

Увлечение литургикой связало Чепура и Скабаллановича на всю жизнь. Впоследствии еп. Гавриил вместе со Скабаллановичем были вдохновителями знаменитой в истории Киевской Академии «идеальной всенощной», которую отслужили студенты Академии и к которой готовились около двух лет. Скабаллановича еп. Гавриил вспоминал всегда с большим уважением и теплом, считал его выдающимся ученым литургистом. Скабалланович писал, как известно, кандидатскую работу, потом переделанную им в магистерскую, о первой главе пророка Иезекииля. Потом он преподавал в Академии догматику и кончил после печальной памяти ревизии 1908 года латинским языком. Чепур же выбрал темой для кандидатской работы «Типикон великой Константинопольской церкви» (исторический очерк). Проф. Димитривский отметил сочинение как «вполне удовлетворительное», а проф. Ястребов дал такое мнение: «Очень хорошая кандидатская диссертация; материал изучен тщательно и обстоятельно, видимо с любовью и даже увлечением». Балл был поставлен: «весьма хорошо» Магистрантом, однако, Чепур Академию не окончил. Он был выпущен первым среди кандидатов. Ученая карьера ему, по-видимому, не открывалась. Он и сам говорил, что для академического профессора, для кабинетного работника ему не хватало, главным образом, новых языков, которые он знал так себе. Но талантливым преподавателем и проповедником Евангелия и красоты церковной он был бесспорно. По окончании курса в 1896 году он принял монашество под влиянием архим. Сергия (Ланина), впоследствии архиеп. Ярославского. Их связывало многое. Жизненный путь молодого инока Гавриила не отличался от обычных послужных списков наших ученых монахов: преподаватель Новгородской, а потом Александровской миссионерской (или, иначе, Ордонской) семинарии, где он в 1899 году был назначен инспектором. Уморительнейшие анекдоты об осетинах-семинаристах и кавказцах и всей жизни там сохранил он в своей памяти. В1901 году он инспектор Могилевской семинарии, в 1902 году – ректор Полтавской и архимандрит. В 1906 году он – синодальный ризничий, после архим. Бориса (Шипулина); в 1908 году – ректор Вифанской семинарии, а 17 января 1910 года – епископ Измаильский, викарий Кишиневской епархии. В 1911 году его переименовали Аккерманским и первым викарием этой епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

В. с. вошло в состав утрени большинства обрядов (см. ст. Литургические семьи ) как на Востоке, так и на Западе (кроме Рима, где оно было включено в состав торжественной мессы; с распространением на Западе рим. обряда это стало всеобщей практикой католич. Церкви - см. Gloria ). Как правило, в чине утрени В. с. следует за хвалитными псалмами (Пс 148-150). В палестинском Часослове, к-рый используется в правосл. Церкви, В. с. занимает место после хвалитных псалмов и стихир (или заменяющего стихиры текста «      »). Исполнению В. с. непосредственно предшествует стих «          », являющийся древним припевом к хвалитным псалмам ( Скабалланович. Типикон. С. 302, 306); в совр. рус. богослужебной практике этот стих, как правило, произносится священником, в греч.- поется хором (или чтецом). Кроме утрени В. с., согласно палестинскому Часослову, употребляется еще и на повечерии (во «вседневной» редакции и с заменой слов «    » на «    »). В кафедральном к-польском богослужении IX-XII вв. В. с. (в 1-й редакции) входило в состав утрени согласно песненному последованию и представляло собой заключительное песнопение 2-й части утрени, к-рую пели в центре храма. Слова «Слава в вышних» возглашались певцом (доместиком), к-рый поднимался на амвон с крестом в руках, далее В. с. исполнял хор. В конце духовенство совершало вход в алтарь, именно поэтому В. с. было дополнено традиц. визант. входным песнопением - Трисвятым. После Трисвятого, по праздникам, пели тропарь и прокимен и читали Евангелие; далее происходила 3-я (последняя) часть утрени ( Mateos. Typicon. Vol. 1. P. 28-29; Vol. 2. 82-83; Арранц. С. 93). В первоначальной версии Студийского синаксаря, к к-рой близок Студийско-Алексиевский Типикон 1034 г. В. с., напротив, весь год употреблялось только во 2-й редакции (при этом оно исполнялось нараспев). Единственное исключение составляла Великая суббота , когда В. с. и в студийской практике пели согласно 1-й редакции. Использование др. редакции связано с тем, что, согласно послеиконоборческой визант. лекционарной системе (а она лежит как в основе Типикона Великой ц., так и в основе Студийского синаксаря), утреня Великой субботы - единственная утреня в году, имеющая полную службу чтений, и В. с. в кафедральной редакции попало в монастырскую студийскую практику вместе с кафедральным утренним входом и службой чтений.

http://pravenc.ru/text/Великое ...

ДМИ-1=А. Дмитриевский. «Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках Православного Востока». Том 1–й: Τυπικα (соборные и студитские). Киев, 1895. ДМИ-2=«Описание.». Том 2–й: Ευχολγια, Киев, 1901. ДМИ-3=«Описание.». Том 3–й: Τυπικα (савваитские). Петроград, 1917. Материалы для предполагавшихся 4–го и 5–го томов хранятся в архиве Дмитриевского в РНБ Петербурга (рукописный отдел, фонд 253). См. «Архивы русских византинистов в Санкт- Петербурге» (ред. И. П. Медведева), СПб, 1995, стр. 131, перевод работы М. Арранца из журнала «Orientalia Christiana Periodica» (OCP), 40 (1974), 80. Предисловие к ДМИ-1 является программой научного исследования по Литургике. Смотри библиографию Дмитриевского в журнале «Богословские Труды» (БТ), 4, 1968 г. Она содержит 219 статей и книг, а также 44 отзыва о кандидатских сочинениях. В его архиве сохраняется очень много ценного неопубликованного материала. Издания Дмитриевского постоянно цитируются всеми византологами мира. ДМИ–ДРЕ=А. Дмитриевский. «Древнейшие патриаршие Типиконы: святогробский Иерусалимский и Великой Константинопольской Церкви». Киев, 1907. СКА=М. Скабалланович. «Толковый Типикон. Объяснительное изложение Типикона с историческим введением». Киев, 1910. Автор старается дополнить работу Мансветова (МАН), описывая развитие богослужения от I века до наших дней. ЛИС=М. Лисицын. «Первоначальный славяно–русский Типикон», СПб, 1911. Речь идет о Соборно–Константинопольском и о Студито–алексеевском Типиконах. КАР=И. Карабинов, «Лекции по литургике» (конспекты), Л., 1950. id., «Православная литургика», Л., 1956. УСП=Н. Успенский, «Чин всенощного бдения в Греческой и Русской Церкви» (машинопись). СпбДА, 1949. См. переработку самого Успенского в БТ 18–19. Москва, 1970. Эта работа является дипломной диссертацией, начатой под руководством А. Дмитриевского. В ней Успенский изучает и компетентно критикует работы преыдущих русских литургистов и одновременно предоставляет хорошую систематизацию материалов ДМИ. См. рецензию: М. А., «L " office de la veillee nocturne.», в OCP 42 (1976), 117–155 и 402–425. А также: «The Office of the All-Night Vigil.», St. Vladimir Theological Quarterly. 24 (1980), 83–195.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Во время произнесения вторым диаконом утренних прошений, священники, а диаконы, находящееся в алтаре, снимают облачения свои и выходят, остается один только священник, читавший святое Евангелие, и совершает отпуст. По отпусте снова бывает многолетствование святых царей, по обычаю вышеуказанному на вечерни, архиерей трижды благословляет тогда и остальное последование совершается, как описано на отпусте малой вечерни ( μιχρο σπερινο). На литургию архиерей является с теми, которые случатся на лицо, становится в стасидию свою, и совершается последование по обычаю. После возвышения святых даров, архиерей выходить из своей стасидии, становится перед нею и раздаёт народу антидор. По окончании литургии, бывает многолетствование святых царей по обычаю и благословенье народа архиереем. Когда архиерей намеревается литургисать, то собираются ексокатакилы и прочие начальники диаконов и все желающее литургисать внутри стасидии его и одеваются в стихари свои, равным образом одеваются канстрисий ( χανστρσινος ) 17 ) и иеромнимон ( ερομνμων) 18 ). Облачается архиерей в одежду свою двумя вышеуказанными начальниками т. е. канстрисием и иеромнимоном и вручает архиерей канстрисию канстрисий 19 , который при этом целует ему руку, а иеромнимону кондакий 20 , подобным же образом целует руку владыки. Потом выходит оттуда архиерей и приходить на правую сторону красных врат, поддерживаемый с двух сторон двумя первенствующими из ексокатакилов, если же их нет, то канстриием и иеромнимоном. По выходе архиерея из своей стасидии, певцы поют громогласно Εις πολλ τη δσποτα, а он благословляет их однажды. Прежде архиерея на определённое место, как сказано, приходит подстилающий установленное подножие ( φαπλοων τν τεταγμνην ποδααν τς αλλαγς) 21 , становит обычное седалище ( σλλιον). Архиерей садится, а его окружают со всех сторон намеревающиеся священнодействовать диаконы. Здесь он, если пожелает, поставляет чтецов, иподиаконов и официалов, а потом и делает начало литургии. Во время последования приходят из святого алтаря одни только священники без священника, совершившего начало, и становятся по обычаю остальных близь красных ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010