387 Генеральное губернаторство – речь идет о Православной Церкви на территории административно-территориального образования на территории оккупированной Польши. Делилось на четыре округа: Краковский, Варшавский, Люблинский и Радомский. В августе 1941 г. в состав Генерал-губернаторства вошли также земли в Галиции. (Там же. С. 412–413.) 388 Оккупационная группа «А» – одна из четырех эйнзатцгрупп (А, В, С, Д), созданная с целью подавления сопротивления гражданского населения. (Там же. С. 19). 389 Выписка из бюллетеня 24 была направлена из Имперского министерства по делам церкви 11 сентября 1941 г. в Информационный отдел МИД Германии лично советнику миссии г-ну фон Шелихудля использования в целях пропаганды на зарубежье. 393 Данное распоряжение отдано во исполнение писем РСХА от 15 октября 1941 года. См.: Шкаровский М. В. Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935–1945 годов (Сборник документов). М., 2003. С. 187–188. 395 Дата не указана, в тексте (л. 1) упоминается о проведенной обедне в ноябре 1941 г. в г. Киеве. 396 Данный доклад изобилует большими неточностями, которые следует поправить. В новейший период имели место несколько попыток создать на Украине независимую от Московского Патриархата автокефальную церковь . Основой стремления к «самостийности украинской церкви» всякий раз были сепаратистские настроения определенной части населения Украины. Этой цели не достигли в 1919 г., в период т.н. «Директории» Симона Петлюры. Создание первой по счету так называемой «Украинской Автокефальной Православной Церкви» (УАПЦ) стало возможным в 1920–1921 гг. благодаря стремлению большевиков изнутри разложить единую Русскую Православную Церковь . Именно с этой целью органами ГПУ были инспирированы обновленческий раскол в России и автокефалистский на Украине. Никто из архиереев Русской Церкви не поддержал раскольников. Лидеры раскола пошли на попрание канонов Православия: лжемитрополит Василий Липковский и другие лжеепископы УАПЦ в 1921 г. были «рукоположены» не епископами, а священниками и мирянами. Отсюда другое название раскольников – «самосвяты». Самоликвидировались в 1930 г., не оправдав надежд НКВД.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Обозный К. П. Псковская Православная миссия в 1941-1944 гг. (миссионерский аспект деятельности)//Православная община. 2000. 1 (55). С. 69-87, 2 (56). С. 74-101; Галкин А. К., Бовкало А. А. Новгородская епархия в годы оккупации (1941-1943)//София (Новгород). 1995. 2 (14). С. 4-5; Их же. Псковская Духовная миссия и монастыри на Северо-Западе России//Православный Свято-Тихоновский Богословский институт. Ежегодная Богословская конференция 1997 г. М., 1997. С. 107-112; Галкин А. К. Похвала и утверждение Старой Руссы//София. 1997. 3. С. 6-8. Обозный К. П. История Псковской Православной миссии 1941-1944 гг.. М., 2008.. Афанасий (Мартос), архиепископ. Беларусь в исторической, государственной и церковной жизни. Минск, 1990; Раина П. К. Указ. соч.; Черепица В. Н. Очерки истории Православной Церкви на Гродненщине. Гродно, 2000; Силова С. В. Крестный путь. Белорусская Православная Церковь в годы немецкой оккупации 1941-1944 гг. Минск, 2005; Горидовец Владимир, священник. Церковная жизнь на территории Полоцко-Витебской епархии в период немецкой оккупации в 1941-1944 годах//Вестник церковной истории. 2008. 2. 279-284. Украинская Автокефальная Православная Церковь. Мюнхен, 1951. Фотиев Кирилл, протоиерей. Попытка Украинской церковной автокефалии в XX веке//Православная Церковь на Украине и Польше в XX столетии. 1917-1950 гг. Сборник. М., 1997. С. 7-86. Феодосий (Процюк), митрополит. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине. М., 2004. Heyer F.Die Orthodoxe Kirche in der Ukraine von 1917 bis 1945; Heyer F, Weise Ch. Kirchengeschichte der Ukraine. Acht Jahrzehnte vom ersten Weltkrieg bis zu den Konflikten der Gegenwart. Göttingen, 1997. Handschrift. Stehle H.Der Lemberger Metropolit Sheptyckij und die nationalsozialistische Politik in der Ukraine, in: Vierteiljahreshefte fur Zeitgeschichte, Mü chen, 34/1986, 3. Heft. S. 407-425; Boeckh К.Rum änisirung und Repression. Zur Kirchenpotitik im Raum Odessa/Transnistrien 1941-1944, in Jahrbü cher f ü r Geschichte Osteuropa, 1997, Heft 1. S. 64-84.

http://religare.ru/2_94013.html

Подобная же неблагоприятная ситуация для возрождения церковной жизни, ввиду близости фронта и противодействия оккупантов, существовала и в других южных пригородах Ленинграда. Так, настоятель Никольской церкви г. Колпино протоиерей Димитрий Осьминский, оказавшись в сентябре 1941 г. на оккупированной территории, первоначально стал служить в Троицкой церкви пос. Самопомощь на ст. Поповка (ныне пос. Красный Бор), о. Димитрий уже был настоятелем этого храма с июня 1935 до его закрытия весной 1941 г. Теперь батюшка снова возродил церковь , но уже в ноябре 1941 г., ввиду выселения немцами жителей прифронтовой полосы, был вынужден бежать в Оредежский район. Там он с 19 декабря 1941 г. служил священником в церквах сел Загородицы, Ям-Тесово и Перечицы. Весной 1943 г. о, Д. Осьминский был зарегистрирован благочинным Псковской Миссии свящ. Иаковым Начисом, и с этого времени служил в церкви св. Флора и Лавра с. Загородицы. После эвакуации немцами жителей Оредежского района в Латвию о. Димитрий б декабря 1943 г. был назначен епископом Рижским Иоанном в церковь на ст. Алоя для обслуживания нужд православных беженцев. В июне 1945 г. протоиерей вернулся на родину и до своей кончины (в 1952 г.) служил настоятелем Никольской церкви на ст. Саблино Тосненского района. Храм же в Самопомощи сгорел в 1942 г. 9 Настоятель Преображенской церкви в г. Урицке прот. Иоанн Чудович 19 сентября 1941 г. был выслан немцами в пос. Тайцы, и богослужения в храме прекратились, а сам храм в дальнейшем был разрушен. Неудачей закончилась попытка иосифлянского иеромонаха Тихона (Зорина) возродить церковь св. Андрея Критского на ст. Володарская. Он смог получить разрешение лишь на открытие привокзальной часовни, в которой в январе 1942 г. устроил церковь . Однако она действовала меньше трех месяцев, 23 марта оккупанты в принудительном порядке вывезли всех жителей пристанционного поселка в Волосовский район. Лишь престарелый священник Иоанн Пиркин, служивший в 1930-е гг. в Красном Селе, сумел возродить несколько храмов. Сначала, 30 ноября 1941 г., он открыл Покровскую церковь в Мариенбурге (ныне часть Гатчины), где служил до 1 марта 1942 г. Затем, в феврале 1942 г., о. Иоанн освятил Троицкую церковь в Красном Селе. Некоторое время в 1942 г. священник, очевидно, обслуживал и Троицкий храм в Самопомощи, а также возобновленную Никольскую церковь в пос. Ям-Ижора. о. Иоанн служил в Красном Селе почти два года, молясь, по свидетельству прихожан, «за страну родную, за наших бойцов Красной Армии» и о даровании скорой победы над гитлеровцами. В конце 1943 г. священник был угнан немцами в Литву, где вскоре скончался 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Украïнська Православна Церква в роки нацистськоï okynaцiï 1941-1944 рр. Полтава, 1997. С. 118-119). К. е. просуществовала до 23 мая 1944 г., когда были восстановлены самостоятельная Волынско-Луцкая кафедра и Кременецкое вик-ство. В нач. 90-х гг. XX в. рассматривался вопрос о восстановлении самостоятельной епархии с центром в Кременце для разделения православных и греко-католических районов Тернопольской обл. (К. е. должна была включить сев. районы области). 14 дек. 1990 г. для архиерейского окормления северных районов Тернопольской обл. был хиротонисан во епископа Почаевского, викария Тернопольской епархии, наместник Почаевской лавры Иаков (см. Панчук И. В.), к-рый в 1990-1992 гг. также занимал должность настоятеля Николаевского кафедрального собора в Кременце. В июне 1992 г. еп. Иаков присоединился к филаретовскому расколу (см. Украинская православная церковь - Киевского патриархата (УПЦ-КП)), при этом ни братия Почаевской лавры, ни община Николаевского собора его не поддержали. УАПЦ на Зап. Волыни в 1941-1944 гг. 10 июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский), опираясь на поддержку митр. Дионисия (Валединского), провозгласил себя архиепископом Луцким и Ковельским. В том же заявлении, стремясь заручиться симпатией укр. националистических кругов, Поликарп поддержал провозглашение во Львове 30 июня 1941 г. членами ОУН укр. государственности, одновременно он не скупился на верноподданнические заявления в адрес нем. оккупантов. Реакцией на 2-й Почаевский Собор Автономной УПЦ со стороны бывш. «угодовцев» и «самостийников» Волыни (склонявшихся теперь к сотрудничеству с набиравшей силу ОУН) стало принятое 13 дек. 1941 г. «Всеволынским совещанием церковных советов» обращение к митр. Дионисию (Валединскому) с требованием назначить Поликарпа (Сикорского) администратором правосл. Церкви Украины. Это письмо среди прочих подписали делегат от православных Луцка прот. Николай Малюжинский, делегаты от Кременецкого церковного совета и др. 24 дек. 1941 г. митр. Дионисий издал указ о назначении архиеп.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

был уволен с Пинской кафедры. Новым главой Пинской епархии по рекомендации Н. был назначен архим. Вениамин (Новицкий ; впосл. архиепископ), хиротонисанный 15 июня 1941 г. в Луцке. По инициативе Н. также была возрождена правосл. архиерейская кафедра во Львове. 27 (по др. данным, 29) марта 1941 г. в Москве состоялась хиротония во епископа Львовского наместника Почаевской лавры архим. Пантелеимона (Рудыка ; впосл. архиепископ). Хиротонии епископов Пантелеимона, Венедикта и Вениамина (из них 2 проведены в Москве) были первыми архиерейскими хиротониями в РПЦ с 1936 г. и символизировали окончание периода наиболее жестокого преследования Церкви советскими властями. Образование Львовской епархии должно было начать процесс воссоединения укр. униатов с Православием. Весной 1941 г. Н. занимался на Волыни отбором священников, давших согласие на переезд в Галицию для служения на миссионерских приходах и для распространения Православия среди униатов. Благодаря усилиям Н. удалось вернуть правосл. общинам некоторые храмы, ранее обращенные в Польше в католич. костелы. В частности, вновь стал православным соборный храм бывш. Новозагоровского Рождество-Богородичного муж. мон-ря в с. Нов. Загоров (ныне Локачинского р-на Волынской обл.) с чудотворной Загоровской иконой Божией Матери. По рекомендации Н. 30 мая 1941 г. было утверждено новое священноначалие Почаевской Успенской лавры: новым наместником лавры в связи с переездом еп. Пантелеимона во Львов стал архим. Панкратий (Гладков; впосл. епископ), а его помощником и казначеем лавры - архим. Нектарий (Григорьев ; впосл. митрополит). Во 2-й пол. июня 1941 г. Н. выехал по вызову митр. Сергия в Москву, где его застало начало Великой Отечественной войны. Вскоре он вернулся на Украину, но Луцк к тому времени был уже занят нем. войсками. Из прифронтовой зоны Н. прибыл в Киев и 15 июля 1941 г. был назначен митрополитом Киевским и Галицким, экзархом Украины. В кон. июля в связи с приближением к Киеву нем. войск Н. был эвакуирован в Москву. Проводил богослужения в Богоявленском соборе в Елохове, произносил проповеди патриотического содержания.

http://pravenc.ru/text/2566030.html

Среда 19 июня/2 июля 1941. Вновь произведены аресты среди русских. Положение духовенства очень трудное, так как их просят служить молебен и о России, и об освобождении Родины, и о победе над врагом, и о воинстве, а потом всячески истолковывают вкривь и вкось каждое слово. Большинство поэтому воздерживается от служения молебнов, кроме чередных. Четверг 20 июня/3 июля 1941. Отец [прислужника] Коли Фролова послал немцам просьбу назначить его начальником станции в его губернии, так как он знает местность. Просьба – трогательная, по сравнению с другими, которые просят места не ниже губернаторских и министерских. Он хочет чем-либо быть полезным в России. Суббота 22 июня/5 июля 1941. Вчера было собрание на avenue de Tokyo, на котором выступал Жеребков. Он произвел лучшее впечатление, чем можно было ожидать. [...] Немцы набирают пока в Россию только служащих в частные коммерческие предприятия и полицию. Великий князь Владимир Кириллович прислал Митрополиту текст своего обращения с призывом к борьбе с коммунизмом, составленное в очень осторожных тонах. Вечером на Дарю – служба Владимирской иконе Божией Матери, где в каждом тропаре – слова об изгнании супостата из России. К счастью, доносчики невнимательны к службам, а то можно было бы сказать, что это – антинемецкая манифестация. Воскресенье 23 июня/6 июля 1941. На Дарю, ввиду хорового торжества (сбор в пользу хора и исполнение литургии Гречанинова), очень много народа. Были и французы, и немцы (в том числе – главный капельмейстер). Петя Трубецкой 376 принципиально в день начала войны с Россией ушел со службы у немцев (он работал шофером на военном автомобиле). Четверг 27 июня/10 июля 1941. На Дарю – текущие дела: посылка о. Никона в Compiègne со священными предметами. Вчера там была мать Мария, и комендант обещал ей разрешить передачу антиминса в его присутствии из рук о. Никона о. Константину. Пятница 28 июня/10 июля 1941. Пастор Петерс образовывает в Париже комитет по обслуживанию духовных нужд новых русских военнопленных (из Красной армии) и просит Митрополита назначить члена от себя. Дело важное...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

352 Митрополит Сергий (Димитрий Николаевич Воскресенский; 1897–1944), рукоположен во иеромонаха в Москве в 1925 г., с 1931 г. – редактор «Журнала Московской Патриархии». В 1933 г. – епископ Коломенский, возглавил затем другие епархии. В 1937 г. – архиепископ. В 1941 г. – митрополит Виленский и Литовский. Был арестован немцами на короткое время. Организовал автономный церковный удел (в юрисдикции МП) в восточных землях, занятых немцами. Окормлял Псковскую православную миссию. Убит при невыясненных обстоятельствах в апреле 1944 г. на пути между Вильнюсом и Каунасом. 354 Князь Юрий (Георгий) Алексеевич Ширинский-Шихматов (1890–1942), штабс-капитан, военный летчик, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже – шофер такси. Евразиец. В 1930-е гг. один из руководителей идейно-политического Пореволюционного течения. Арестован немцами в 1941 г., погиб в концлагере Освенцим. 355 Петр Алексеевич Рогович (1892–1957), ротмистр л.-гв. Кавалергардского полка, участник Первой мировой и Гражданской войн. В Париже с 1925 г. С 1941 г. секретарь Управления делами русской эмиграции во Франции. В 1944 г. уехал в Германию. 356 Иеросхимонах Савватий ( Николай Петрович Телицын; 1879–1951), художник-декоратор. В 1938 г. пострижен в монашество митр. Евлогием, наречен Зосимой. В 1939 г. – иеромонах, настоятель Троицкой церкви в Озуар-ла-Феррьер (1940–1941). Арестован немцами в 1941 г. и заключен на несколько месяцев в лагерь в г. Компьене. В 1944 г. пострижен в великую схиму и наречен Савватием. Духовник митр. Еалогия в последнее время его жизни. После смерти митр. Евлогия перешел в юрисдикцию МП, но продолжал жить в келейке на Сергиевском подворье. В 1951 г. вернулся в юрисдикцию КП. 358 Александр Федорович Макаров (1874–1942), в С.-Петербурге присяжный поверенный. С 1935 г. секретарь Союза русских трудящихся христиан. Помощник секретаря Епархиального управления митр. Евлогия. В июне 1941 г. заключен немцами в лагерь близ г. Компьеня, скончался вскоре после освобождения. 360 Иеродиакон Серафим (Виктор Коротай; 1893–1945), послушник в Иово-Почаевском монастыре в Ладомирово (Закарпатская Русь). Поселился в скиту Всех русских святых в Мурмелоне (Франция) в 1931 г. вместе с духовным отцом о. Алексеем Киреевским. Пострижен в 1936 г., иеродиакон с 1945 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1927 г. к лубенскому расколу (см. в ст. Булдовский Ф. И.) в Одесском округе принадлежали 17 священников, 9 диаконов и 2 псаломщика. В Одессе последователи Булдовского (58 чел.) нек-рое время совместно со «старославянской» общиной владели Алексиевской ц. Румынская православная миссия (РПМ). В июле-окт. 1941 г. земли между Днестром и Юж. Бугом оказались под румын. оккупацией, здесь было создано губернаторство Транснистрия, в к-рое вошли юж. районы Винницкой обл., зап. районы Николаевской обл., вся Одесская обл., а также левобережные районы Молдавской ССР. Формально в состав Румынии Транснистрия не входила, но по соглашению между представителями немецкого и румынского командования 30 авг. 1941 г. Румыния получила нем. мандат на временную администрацию и экономическую эксплуатацию. Появилось представительство Румынской Православной Церкви в губернаторстве - РПМ, оно было прикомандировано к штабу румын. армии, подчинялось Синоду Румынской Церкви. Начало деятельности РПМ датируется 15 авг. 1941 г. Вначале миссия располагалась в Тирасполе, в окт. 1942 г. переехала в Одессу. Главными задачами РПМ были инспекция состояния приходских церквей и мон-рей в Транснистрии, составление полного реестра культовых сооружений, инвентаризация церковных и монастырских сооружений, имущества религ. общин, возврат церковного имущества общинам, открытие и освящение церквей. Первоначально РПМ ориентировалась на молдав. население региона. К кон. 1941 г. в Транснистрию прибыли 63 священника, диакон и 2 кантора. В пределах уездов организацией церковной жизни занимались 14 протоиереев - по одному в Одессе и в каждом уезде. В нояб. 1941 г. в Одессе проводились богослужения в кафедральном Ильинском соборе и в 4 церквах: Воздвиженской, Рождества Богородицы на Слободке, Димитриевской на кладбище и Казанской на Пересыпи. До кон. 1941 г. планировалось открыть еще 10 храмов: Григорие-Богословский, «Всех скорбящих Радость» при Стурдзовской богадельне, Николаевский при бывш. доме трудолюбия на Пересыпи, бывш.

http://pravenc.ru/text/2578181.html

 См.: Деяния Второго Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян, состоявшегося 1/14 – 11/24 августа 1938 г. в Сремских Карловцах в Югославии. Белград, 1939. С. 460, 520.  Там же. С. 682 – 703.  См..: Пророчества о русской смуте//Хлеб Небесный. 1941. 1. С. 48; Предсказание преп. Серафима Саровского о русской смуте//Православная Русь. 1941. 12. С. 2.  ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 22. Л. 2 об. – 3.  ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 22. Л. 8.   Сурский И.  Отец Иоанн Кронштадтский. Белград, 1938. С. 196.   Серафим, архим . «Господи Иисусе Христе, воскреси святую православную Русь!»//Православная Русь. 1941. 12. С. 1.   Косик В.  Хорватская Православная Церковь (от организации до ликвидации) (1942 – 1945). Взгляд из XXI века. М., 2012. С. 42.   Никитин А.  Нацистский режим и русская православная община в Германии. С. 402, 403.   Виталий (Максименко), архиеп . Мотивы моей жизни. Нью-Йорк. Джорданвилль. Б.д. С. 162 – 163.   Феодосий (Самойлович), архиеп . Письмо некоему архиерею 3.09.1941//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. F. “Talberg”. B. 1. F. 9.  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 132. Л. 216.   Феодосий (Самойлович), архиеп . Письмо некоему архиерею 3.09.1941//Архив Свято-Троицкой духовной семинарии в Джорданвилле. F. “Talberg”. B. 1. F. 9.  ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 28. Л. 23.   Поздняев Д., свящ . Принятие юрисдикции Московского Патриархата и церковный раскол в Шанхае//Альфа и Омега. 1997. 2 (13). С. 166.   Григорий (Граббе), еп . Завет святого патриарха. М. 1996. С. 323.   Шкаровский М.  Политика Третьего рейха по отношению к Русской Православной Церкви в свете архивных материалов 1935 – 1945 годов. М. 2003. С. 183 – 185.  Никитин   А . Нацистский режим и русская православная община в Германии. С. 312 – 313.  См.:  Шкаровский М . Нацистская Германия и Православная Церковь. М. 2002. С. 157 – 158, 190.   Алексеев В . Православная Церковь на оккупированной немцами территории России в 1941 – 1944 гг.//Церковная жизнь//Церковная жизнь. 1957. 1 – 3. С. 31.

http://pravoslavie.ru/108286.html

Верим, что эта книга укрепит духовную связь чад старца с их наставником и приведет к нему сердца тех, кто не имел утешения знать его лично. Земное служение старца Богу и людям, молитвенно продолжается в ином, невидимом для нас мире, в тех селениях, где за русскую землю предстательствуют святые и своей благодатной помощью не оставляют нуждающихся в ней. ГЛИНСКИЙ ПОМЯННИК (Составлен издателями 1415 ) 30 января ст. ст./12 февраля нов. ст. Послушник Василий кающийся (1859). 5 февраля ст. ст./18 февраля нов. ст. Схимонах Артемий (1885). 7 февраля ст. ст./20 февраля нов. ст. Схимонах Евфимий (1866) и послушник Максим (1900). 21 февраля ст. ст./6 марта нов ст. Иеросхимонах Макарий (1864). 23 февраля ст. ст./8 марта нов. ст. Глинский воспитанник, схимитрополит Тетрицкаройский Серафим (1985). 26 февраля ст. ст./11 марта нов. ст. Иеросхимонах Пантелеймон отшельник (1831). 4 марта ст. ст./17 марта нов. ст. Схимонах Марк (1893). 8 марта ст. ст./21 марта нов. ст. Схиархимандрит Андроник (1974). 23 марта ст. ст./5 апреля нов. ст. Иеромонах Порфирий (1868). 28 марта ст. ст./10 апреля нов. ст. Монах Димитрий (1891). 31 марта ст. ст./13 апреля нов. ст. Игумен ФИЛАРЕТ, настоятель Глинской пустыни в 1817–1841 гг. (1841) 1 апреля ст. ст./14 апреля нов. ст. ПАМЯТЬ ГЛИНСКИХ ПОДВИЖНИКОВ: игумена Филарета (1841), иеросхимонаха Макария (1864), монаха Досифея благоговейного (1874), монаха Феодота (1859), монаха Иоанна терпеливого (1891), монаха Игнатия трудолюбивого (1883), схимонаха Иоанна (1890), схимонаха Лаврентия (1881), схимонаха Артемия (1885), монаха Евфимия (1866), монаха Евгения (1894), схиархимандрита Илиодора (1879), монаха Пимена (1895), послушника Николая (1896), монаха Петра (1898), схимонаха Кирилла (1900), схимонаха Луки (1898), послушников Андрея смиренного (1898) и Максима (1900). Преставление монаха Пимена (1895) и схимонаха Кирилла (1900). 5 апреля ст. ст./18 апреля нов. ст. Монах Мартирий (1865). 7 апреля ст. ст./20 апреля нов. ст. Монах Анания, лекарь (1860). 9 апреля ст. ст./22 апреля нов. ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010