К 1936 г. в 27 из 54 районов Кировского края действовали отд-ния Союза воинствующих безбожников, однако результаты их работы были скромными. В частности, в 1936 г. по сравнению с предшествующим годом число крещений в Кирове увеличилось на 11%, в пос. Ленинское (Шабалино) - на 24%. Жители колхоза «Безбожник» Оричевского р-на не захотели создать у себя первичную орг-цию союза, заявив, что в их колхозе «все верующие вместе с председателем, а такое название колхоза нам не мешает». В Чудиновском сельсовете Халтуринского р-на председателем колхоза был избран диакон. К нач. 1936 г. в В. е. действовало ок. 154 храмов в юрисдикции митр. Сергия (Страгородского), в т. ч. в Кирове - Серафимовская и кладбищенская Иоанно-Богословская церкви (использовались Патриаршими приходами и обновленческими), ок. 50 приходов являлись последователями еп. Виктора (Островидова), ок. 20 церквей принадлежали обновленцам (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 154. Л. 1, 2; Д. 193. Л. 1-28). В 1939-1941 гг. в области прошло массовое закрытие церквей, в результате к-рого к окт. 1941 г. оставались действующими 4 храма в юрисдикции митр. Сергия (в Оричевском, Кикнурском и Белохолуницком районах, состояли под непосредственным упр. Патриаршего Местоблюстителя до 1942), 2 викторианских храма (в Оричевском р-не) (ГА Кировской обл. Ф. 2169. Оп. 45. Д. 57. Л. 3). В 1931 г. был закрыт и в 1933 г. разобран вятский Свято-Троицкий кафедральный собор, в 1937 г.- Александро-Невский собор, к 1941 г. в Кирове не было ни одного действующего храма. Свящ . Андрей Дудин, С . А . Шихов 1941-1988 гг. В 1941 г. начальник УНКВД по Кировской обл. в секретном донесении писал: «Выпущенное главой русской церкви митрополитом Сергием патриотическое обращение с призывом встать на защиту Родины - при отсутствии церквей в г. Кирове и окружающих районах - не получает должного распространения. В целях более быстрого обеспечения широкого размаха патриотической работы… является целесообразным и необходимым открытие одной из церквей на территории г. Кирова» (Война в памяти народной: Кировская обл. в годы Великой Отечеств. войны (1941-1945): Мат-лы и док-ты. Киров, 1995. С. 123).

http://pravenc.ru/text/161163.html

11-16 мая 1944 г. по требованию властей в Минске состоялся Собор епископов Белорусской Церкви, на к-ром присутствовали все белорус. архиереи. Целью проведения Собора было осуждение возведения в сан патриарха Московского и всея Руси митр. Сергия (Страгородского). Собор принял послание «Ко всем священникам и верующим нашей святой Греко-православной Белорусской Церкви» на основе составленной властями декларации. Собор осудил вмешательство Белорусской Центральной Рады (создана оккупационными властями в кон. 1943) в церк. дела и поставил под сомнение объявленную в 1942 г. автокефалию. На Соборе митр. Пантелеимону были присвоены титул «Его Блаженство» и право ношения 2 панагий и преднесения креста. Собор закончился поспешно, т. к. к Минску приближались части Красной Армии. Несмотря на тяжелейшие условия военного времени и оккупации, на территории М. е. было возобновлено и построено много храмов. Все приходы, существовавшие на территории Вост. Белоруссии к моменту ее освобождения советскими войсками, были открыты во время нем. оккупации. В Минске были возобновлены: Александро-Невская ц. на военном кладбище (28 июня 1941, в день вступления фашистов в Минск, верующие взломали засов, 6 июля в храме состоялось 1-е богослужение); Спасо-Преображенская ц., ставшая на время оккупации кафедральным собором М. е., при ней 17 июля 1941 г. был возрожден Спасо-Преображенский мон-рь, в к-ром жили более 10 монахинь и 5 священников; Свято-Духовская ц. (ныне кафедральный собор), при которой 15 мая 1942 г. началось возрождение муж. мон-ря; Екатерининский собор (ныне Петропавловский) на Немиге (богослужения возобновили в дек. 1941); ц. в честь Казанской иконы Божией Матери («привокзальная»); ц. равноап. Марии Магдалины на Сторожевском кладбище (богослужения возобновились 4 авг. 1941). На некоторое время возобновил свою деятельность Ляданский Благовещенский муж. мон-рь, в котором жили 13 насельников. Новопостроенная ц. свт. Николая Чудотворца в Козыреве в Минске была освящена 13 февр. 1944 г. В авг. 1941 г. по поручению архиеп. Пантелеимона для организации деятельности приходов из Жировицкого мон-ря в вост. регионы Белоруссии были направлены архим. прмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко. В 1941-1943 гг. они побывали в Борисове, Витебске, Орше, Жлобине, Могилёве, Гомеле, Бобруйске и других городах. Миссионеры проехали через Слуцкий и Копыльский районы Минской обл., открыли церкви в Копыле, Узде, Слуцке, в местечках Тимковичи, Романово, Греск, Грозово, в деревнях Семковичи, Песочное, Ляшно, Клевичи, Быстрица, Воробьевичи, Семеновичи.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Известно также, что некоторое время в период оккупации действовала Екатерининская церковь в пос. Антропшино (Царская Славянка). В начале августа 1941 г. спецгруппа НКВД взорвала колокольню и верхний купол закрытого в 1938 г. храма, т. к. они будто бы могли служить ориентиром для немецкой артиллерии. Поэтому проживавший с 1939 г. на ст. Антропшино заштатный протоиерей Иоанн Успенский с осени 1941 г., по благословению епископа Нарв-ского Павла, стал служить в устроенном в частном здании молитвенном доме. К весне 1943 г. верующие привели в порядок Екатерининскую церковь , и в апреле о. Иоанн возобновил в ней богослужения. В конце 1943 г. немцы эвакуировали протоиерея в Эстонию, где он был приписан к Никольской церкви Таллина и до осени 1944 г. обслуживал русских беженцев. В период оккупации диаконом при о. Иоанне в Антропшино служил Константин Травин, и осенью 1944 г. Владыка Григорий (Чуков) рукоположил его во священника к Екатерининской церкви, которая осталась действующей и в послевоенный период 11 . Ближайшим к Ленинграду крупным церковным центром стал расположенный на расстоянии 40 км к югу город Гатчина (до 1944 г. имевший советское название Красногвардейск) с населением 38 тыс. жителей. Последние гатчинские храмы были закрыты в 1939 г. Город являлся центром укрепленного района, поэтому его захват 13 сентября 1941 г. германскими войсками сопровождался ожесточенными боями, в ходе которых сгорели Успенская русско-эстонская и Всехсвятская кладбищенская церкви. Возрождение уцелевших храмов облегчалось тем, что в Гатчину были выселены некоторые клирики ленинградских церквей, жившие в пригородах и неожиданно для себя оказавшиеся в оккупации. Так, служивший в Князь-Владимирском соборе протоиерей Александр Петров вместе с братом своей жены священником Михаилом Смирновым из Урицка (Лигово), где они проживали, сначала были вывезены на ст. Володарская, а затем в Гатчину. Отец Александр Петров и возобновил в октябре 1941 г. богослужения в главном городском храме – Павловском соборе. Правда, в мае-июне 1941 г. собор начали перестраивать под кинотеатр, что серьезно повредило здание, а в сентябре немецким снарядом был пробит купол собора. Поэтому освящено было лишь подвальное помещение, в котором и начались службы. Верующие сохранили иконы, утварь, богослужебные одежды и охотно принесли их в открывшийся храм. Вторую церковь в Гатчине – св. Иоанна Предтечи на кладбище – открыл 14 декабря 1941 г. кандидат богословия о. Михаил Смирнов, подвергавшийся в 1929 г. аресту и высылке из Ленинграда. Третьим действующим храмом стала упоминавшаяся Покровская церковь в пригороде Гатчины – на ст. Мариенбург. В марте 1942 г. гатчинские священники были утверждены на своих приходах Управлением Псковской Миссии, но это не спасло о. А. Петрова от репрессий нацистов. 3 августа 1942 г. он был по доносу арестован и через две недели расстрелян в Гатчинском парке. Вдову и сына о. Александра на полтора года приютил о. М. Смирнов, а 20 января 1944 г. немцы угнали их в Эстонию 12 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

17 июня 1941 года епископ Савва был арестован еще с несколькими выдающимися людьми, сербами из Плашки. Были арестованы священники Боголюб Гакович, Джордже Стоянович и Станислав Насадил. Нацисты заперли их в конюшне Йосипа Томленовича, поставив вооруженную охрану. Все пленники, а епископ Савва особенно, ежедневно подвергались страшным истязаниям и унижениям. В конюшне они провели больше месяца. 19 июля 1941 года мучители связали пленников в шеренгу по двое, отвели на вокзал, чтобы утренним поездом отправить их в Госпич. На Плашском вокзале пленников продержали с 10 часов вечера до 5 утра. В самом тяжелом положении оказался епископ Савва, которому, несмотря на то что он был скован кандалами, даже не давали возможности сесть. Епископ Савва и арестованные с ним плашские новомученики прибыли в Госпич 20 июля 1941 года. С Госпичского вокзала они сразу же были доставлены в тюрьму, где их снова страшно истязали и унижали. Сохранились данные, что епископа Савву 8 августа 1941 года видели в тюремном дворе связанным и стоящим под дождем. И эту пытку мученик перенес спокойно. В середине августа 1941 года из госпичской тюрьмы было выведено около двух тысяч сербов, связанных проволокой по двое, их повели по дороге в направлении горы Велебит. В этой группе был и епископ Савва. Есть основания думать, что святитель был убит на Велебите, так как в августе 1941 года там были казнены около 800 сербов. Несмотря на то что точное время и место его мученической кончины неизвестны, так же как не сохранились сведения о множестве погибших из православного духовенства и верующих,– Господь вписал их имена в книгу вечной жизни. Священный Архиерейский Синод СПЦ в течение войны неоднократно пытался ходатайствовать за митрополита Петра и епископа Савву, чтобы вызволить их из злодейских рук нацистов. Попытки были безуспешны. Несколько лет спустя (после войны) в Башаид, где владыка Савва много лет служил на приходе, приехал один человек: он представился его духовным чадом, рассказал, как владыка заботился о нем, дал образование, оказывал большую материальную поддержку. Он поведал о кончине владыки, о том, что видел своими глазами: «Усташские палачи вывели владыку на поляну и там продолжили издевательства. Заживо содрав с него кожу, засыпали раны солью. Затем закопали в землю, оставив на поверхности только голову, принесли железную ржавую борону и «пахали» по его голове, пока мученик не умер. Что было дальше, не знаю. Вероятно, он был брошен в одну из многочисленных ям, в которых мученически окончили жизнь многие православные сербы. Но смерть не отлучила его от народа».

http://predanie.ru/book/87094-slava-i-bo...

Среда 22 мая/4 июня 1941. В 12 часов 30 минут на Дарю мало народа, но зато вся (офицерский состав) национальная гвардия в полной форме во главе с командующим и двумя его помощниками. Ольга Кедрова 353 опаздывает только на 10 минут. Полный хор, освещение, лучшие ризы. Свадьба Leroix проходит очень торжественно. Я читаю Апостола по-французски и прислуживаю. Протодиакон говорит ектению тоже по-французски. Служит о. Иаков. После свадьбы прием с шампанским и угощением на квартире Юрия Ширинского-Шихматова 354 . По теперешним временам все было в изобилии. Захватил даже для матери и Леонтьевых пирожков и сандвичей. Суббота 25 мая/7 июня 1941. Утром – баня, потом комитет Модраха. Если служащие очень любезны, то начальство было исключительно сухо и нелюбезно, особенно когда узнало, кто я. Генеральным секретарем состоит Рогович 355 . Его и его семью мы знаем два поколения. Он меня «не узнал», когда я уходил, но даже не передал бумаги, а оставил ее на столе и не попрощался... Суббота 1/14 июня 1941. Очень грустное и тяжелое впечатление оставило на мне посещение [Знаменской] церкви на rue Boileau 32, которая сейчас разрушается и перевозится в новое помещение 65, rue Michel-Ange. Все уже снято, иконостаса нет, на амвоне стоит только престол и жертвенник. Новое здание – тесное для церкви, но там будет помещаться и духовенство, и управление приходом. Пятница 7/20 июня 1941. По дороге на урок встретил нашего почтальона, который остановил меня и долго говорил о войне между СССР и Германией, о которой в один голос говорят все французы, хотя и радио, и газеты молчат. Откуда идут эти слухи? Я знаю все больше по заключениям из логического развития событий и то не так уверен, что все начнется не сегодня-завтра, а все окружающие французы считают, что это дело одного-двух дней. Суббота 8/21 июня 1941. На русской границе сосредоточено немцами свыше 100 дивизий. Вечером шли слухи о войне. Немцы говорили русским в гаражах, что скоро они вернутся к себе. Воскресенье 9/22 июня 1941. Всех святых русских.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

см. Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. М., 2004. С. 92–103; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 153–160; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 349–351, 358. 7 См.: Там же. С. 105–112; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 176–178, 195–197. 8 Цит. по: Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 105. Ср. Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 177. 9 Васильева О. Ю. Русская Православная Церковь и Второй Ватиканский Собор. С. 113–121; Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 197–222; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 359–393; Фирсов С. Л. Апостасия. “Атеист Александр Осипов” и эпоха гонений на Русскую Православную Церковь. СПб., 2004. С. 5–55. 10 Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 205; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 366. 13 О реакции Церкви на другие акции см., например, Чумаченко Т. А. Государство, православная церковь, верующие. 1941–1961 гг. С. 210–216; Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 367–368 и др. 14 См. Беглов А. В поисках “безгрешных катакомб”. Церковное подполье в СССР. М., 2008. С. 202–230. 20 РГАСПИ. Ф. 556. Оп. 15. Д. 120. Л. 76. Эта статья в несколько исправленном виде унаследована и современным отечественным законодательством. См.: Уголовный кодекс Российской Федерации. Статья 239: Организация объединения, посягающего на личность и права граждан. 27 Шкаровский М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве. С. 391; Протоиерей Владислав Цыпин. История Русской Церкви. 1917–1997. М., 1997. С. 446–449; Пихоя Р. Г. Советский Союз: история власти. 1945–1991. С. 329. 28 Поспеловский Д. В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 1995. С.

http://pravmir.ru/tserkovnoe-podpole-v-1...

Игумен Нестор Тркулья родился в 1899 году в Црном Луге. Окончил монастырскую школу в монастыре Раковица и принял монашеский постриг в этом же монастыре в 1924 году. В том же году рукоположен во иеромонаха. Перед началом Второй мировой войны назначен игуменом монастыря Милешева. В 1941 году расстрелян партизанами. Похоронен в монастыре Милешева. Архимандрит Серафим Дзарич родился в 1875 году в Очевине под Плевалем. Закончил двухгодичные священнические курсы в Призренской семинарии. В 1897 году принял монашество в монастыре Святой Троицы под Плевалем. В 1898 году рукоположен в диакона, а в 1900 во иеромонаха. Собрат, а затем настоятель монастыря Святой Троицы. В 1924 и 1925 гг. награжден орденами Святого Саввы IV и V степени. 1 декабря 1941 года расстрелян партизанами в Плевалях. Священник Андрия Шильяк родился в 1898 году в Плевалях. В 1921 году Закончил богословско-учительскую школу в Призрене, в 1922 году рукоположен в диакона и затем в священника. В своей миссионерской деятельности особенно проявил себя в сотрудничестве с Красным крестом, за что был награжден серебряной и золотой медалями. Расстрелян итальянскими оккупантами 4 декабря 1941 года. Протоиерей Слободан Шильяк родился в 1881 году на Илиной горе под Плевалем. Закончил Призренскую семинарию. В 1903 году рукоположен в диакона и священника. Во время Балканских войн служил военным священником. Во время Первой мировой войны арестован и направлен вместе с группой известных сербов из Плеваля в лагерь Болдогасон в Венгрии. 5 декабря 1943 года расстрелян партизанами на Косанице. Протопресвитер Симо Баньяц родился в 1871 году в Горнем Рыбнике. В 1893 году закончил Рельевскую семинарию. В 1897 году рукоположен в сан священника. В 1941 году изрублен усташами. Протопресвитер Мирко Стоисавлевич родился в 1885 году в Отишиче. В 1908 году закончил семинарию в Задаре. В 1909 году рукоположен в сан диакона и священника. 30 июля 1941 года схвачен усташами, подвергнут пыткам и убит. Протопресвитер Милан Баньяц родился в 1886 году в Дрваре. После окончания семинарии в Призрене в 1910 году рукоположен в сан диакона и священника. Служил в Баня Луке. 14 июня 1941 года схвачен усташами и после зверских мучений убит. Вместе с ним пострадал священник Милан Голубович

http://pravoslavie.ru/41279.html

Он издал обращение к пастве, где объявил к сведению клира и мирян, что «он признан гражданской властью единственным главой Эстонской Церкви», и, не обинуясь, угрожал ответом перед гражданскими властями тем, кто не подчинится ему» 141 . Впоследствии, в письме от 30 декабря 1942 г., митрополит Александр так описывал события осени 1941 г.: «3 сентября 1941 г. от полиции безопасности Германии и 10 сентября от руководителя самоуправления Эстонии мне было дано задание в качестве ответственного главы апостольской Церкви руководить религиозной жизнью православных в Эстонии. На основании этих распоряжений я разослал в начале сентября 1941 г. обращение к приходам и 11 октября того же года распространил через благочинных циркуляр, в котором призывал всех духовных и светских деятелей апостольско-православной Церкви приступить к мирной и созидательной работе, напомнив при этом, что нарушителям мира и порядка придется иметь дело с правящими властями. Последняя фраза не содержит угрозы, как упоминал митр. Сергий, но только напоминание и заботу о предотвращении возможных нарушений мира и правопорядка» 142 . Слова о том, что письмо «не содержит угрозы», по-видимому, не соответствовали истине, ведь иначе как угрозу трудно истолковать слова в циркулярном письме митрополита Александра от 14 октября 1941 г.: «Священнослужителям, членам причта, деятелям приходским или прихожанам, не исполнившим моих распоряжений и тем нарушившим церковную дисциплину и порядок, придется иметь дело с властями» 143 . Это циркулярное письмо было разослано митрополитом Александром уже после получения им письма от экзарха митрополита Сергия от 16 сентября 1941 г., в котором последний информировал главу Эстонской Церкви о сохранении экзархата и прежнего порядка церковного управления; «к сведению Вашему и экзаршего управления сообщаю, что каноническое положение экзархата сохраняет прежний порядок в управлении» 144 . Что же касается присоединения к Русской Православной Церкви весной 1941 г., то, по свидетельству экзарха митрополита Сергия, митрополит Александр объясняет те события «обстоятельствами времени» и «даже как бы похваляется, что он этими действиями, попросту говоря, обманул Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В июле–августе 1941 г. еще нередко проводились аресты священнослужителей. Например, когда Ленинград очищался от неблагонадежных элементов, было арестовано несколько членов клира Никольской Большеохтенской церкви, в том числе 28 августа священник Николай Ильяшенко. 4 сентября он был эвакуирован в тюрьму г. Новосибирска, а 15 июля 1942 г. освобожден. Также 28 августа оказался в заключении настоятель Никольской церкви в пос. Саблино Ленинградской области прот. Николай Близнецкий. Его эвакуировали в Новосибирскую область, где он и умер в тюремной больнице г. Мариинска 10 февраля 1942 г. 533 Но с осени 1941 г. аресты клириков Московской Патриархии почти прекратились. Более того, из лагерей освободили десятки священнослужителей, в том числе к сентябрю 1943 г. 6 архиепископов и 5 епископов. Постепенно начали возрождаться епископские кафедры. Появились первые, пока еще редчайшие случаи восстановления закрытых храмов. Так, последняя Троицкая церковь г. Горького перестала функционировать 10 декабря 1940 г. и была вновь открыта 10 августа 1941 г. 534 Религиозные центры СССР признали де-факто, им снова разрешили устанавливать связи с заграничными церковными организациями. Осень 1941 г. была очень тяжелым временем для страны. Фронт приблизился к Москве. 12 октября митр. Сергий написал завещание, в котором на случай своей смерти передавал полномочия Местоблюстителя митр. Алексию (Симанскому). За несколько дней до этого, 7 октября, по указанию центральных властей Московский горисполком принял решение об эвакуации из столицы руководителей основных религиозных организаций СССР. Эту, по существу, принудительную эвакуацию провели 14 октября, несмотря на то, что у митр. Сергия была высокая температура. Историк В. И. Алексеев высказал вполне обоснованную точку зрения, что церковное руководство отправили в тыл с целью не допустить возможности захвата его германскими войсками в случае падения Москвы и использования фашистами в пропагандистских целях 535 . Первоначально планировалась эвакуация в Оренбург, но затем по просьбе митр. Сергия его заменили на Ульяновск. Здесь с 19 октября 1941 г. до конца лета 1943 г. и проживал Патриарший Местоблюститель вместе с сотрудниками канцелярии Патриархии. Был эвакуирован из Москвы и митрополит Николай (Ярушевич) , но уже в ноябре 1941 г. ему разрешили вернуться в столицу. Экзарх Украины стал заместителем митр. Сергия. Он сразу же начал активно сотрудничать с властями в организации пропаганды за границей и вскоре был включен в качестве представителя Патриархии в различные государственные и международные организации (Всеславянский комитет).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23.09(06.10)1941 21.11(04.12)1941 25.04(08.05)1942 28.09(11.10)1941 22.04(05.05)1943 23.03(05.04)1943 08(21)12.1943 26.07(08.08)1946 Московская, обн. Основана в 1923 г. Местопребывание – в бывшем Заиконоспасском монастыре. Упразднена в 1927 г. 1923 01(14)01.1927 Московский и всея России патриархат, обн. Существовал в кон. 1941 г. без учреждения. 21.11(04.12)1941 12.1941 Мотовилихинская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Мотовилиха (Пермская губерния). Пермское викариатство. Упразднена в 1926 г. (?) 09(22)05.1924 Феофан Брюханов (1926) 2767 Митрополит Крутицкий, помогавший в делах управления старцу патриарху Адриану в конце его жизни и временно управляющий по его кончине до назначения царем Петром Стефана (Яворского) Местоблюстителем Патриаршего Престола. 2768 Митрополит Рязанский и Муромский с титулом «администратор, блюститель, викарий и экзарх Патриаршего Престола». С ликвидацией Патриаршества и с установлением синодального строя был назначен первым Президентом Св. Синода. Скончался 27.11.1722. См. Рязанская. 2769 «...Указом ... от 27 января 1719 года Сарскому митрополиту Игнатию велено «в Москве соборную церковь и Патриаршую епархию, также и духовные всякие дела, ведать и отправлять, как ведал и отправлял Преосвященный Стефан, митрополит Рязанский и Муромский...» (Соловьев H. A., свящ. Сарайская и Крутицкая епархия. Вып. 1. M., 1894. С. 106). В 1721 г. был обвинен в общении с опальной царицей Евдокией Феодоровной Лопухиной (в бытность епископом Суздальским) и отрешен от управления Крутицкой епархией и Патриаршей Областью. «...1-го октября 1721 г. Петр. лично присутствуя в Синоде, указал ... отпустить его по преклонности лет на обещание в Нилову пустынь; жить ему там в келье, но митрополитом и епископом не писаться. Так печально кончил свою многотрудную деятельность энергичный русский иерарх...» ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 2. С. 145–146). 2770 Епископ Мелиникийский; временно управляющий совместно с тремя московскими архимандритами: Чудовским, Новоспасским и Златоустовским (позднее замененным Андроньевским).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010