Аминь. Любовь 4 апреля 2015, 11:19 Слава Богу за все! Благодарю батюшку Андрея Ткачева! Все просто и доступно объяснил. Все по полочкам разложил. Докопался до самой сути! Для меня некоторые моменты стали просто откровением. За всем этим несомненно стоит титанический труд. Многие Вам, батюшка, лета! Трудитесь во СЛАВУ БОЖЬЮ и просвещайте как можно дольше нас - овец заблудших. +ANDREЙ(voжdь) 4 апреля 2015, 03:55 !Спаси Господи Максим 4 апреля 2015, 02:02 Спаси Господь! Татиана Сергеева 3 апреля 2015, 22:36 Слава Богу! Нина 18 апреля 2014, 13:17 Слава Богу за всё! Нина 12 апреля 2014, 22:06 Слава Тебе, Господи! Слава Тебе! Спасибо за эту статью и за многие другие ваши материалы. Спаси, вас, Господи! Тоже прослезилась. Наталья 27 апреля 2013, 22:20 Р.Б. Наталья: Спаси Господи Вас, драгоценный о.Андрей. Здоровья Вам и Небесной защиты за труды просвещения и врачевания нас грешных. Владимир 27 апреля 2013, 16:49 И еще раз. Прочитал и запакал. Наталья 27 апреля 2013, 07:15 Спасибо большое! сергий 27 апреля 2013, 02:20 как всегда свежий и не замыленный взгляд на знакомый текст писания и глубина аж дух захватывает Ирина 27 апреля 2013, 00:56 Дорогой отец Андрей, спасибо за статью, за укрепление в вере. Храни Вас Господь! Александру( Саше): Александр, вспомните молитву Ефрема Сирина. Не задавайте лукавых вопросов, а пекитесь о своём спасении, просите Господа сокрушения сердечного о грехах своих. Ведь фарисей тоже думал, что живёт он " благочестиво в какой-то мере " и не был прощён. Людмила 26 апреля 2013, 23:16 спаси Вас Господи р.Б. Виктор 26 апреля 2013, 18:31 Прочитал и заплакал ... Храни Вас Господь , батюшка ! Александр 24 июня 2012, 00:37 А когда можно ждать ответа на задаваемые вопросы? Вера 12 апреля 2012, 10:36 Спасибо, очень хорошая статья, Спаси нас Господи! Саша 11 апреля 2012, 18:57 Спасибо! Если можно ответьте. Где находятся,по учению церкви,до всеобщего воскресения люди жившие благочестиво в какой-то мере? Александр 9 апреля 2012, 00:28 Спаси Господи. домнин 8 апреля 2012, 23:58

http://pravoslavie.ru/52763.html

EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Культура Литература, история, кинематограф Великая Отечественная Война «Война вместила в себя не только вооруженную борьбу, но и борьбу мировоззрений» В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Редакция " Правмира " 23 апреля, 2010 23 апреля, 2010. Редакция " Правмира " В Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». 21 апреля в Центральном музее Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов на Поклонной горе в Москве состоялся круглый стол на тему «Вклад религиозных организаций в Победу в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов». Публикуем его итоговый документ: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Евангелие от Иоанна 15.  13) День Победы! Шестьдесят пять лет эти слова вызывают у наших соотечественников не только самые радостные, но и скорбные чувства. Празднуя Победу в Великой Отечественной войне , мы чтим память о беспримерном мужестве и стойкости защитников Родины и тружеников тыла, о миллионах людей, павших на полях сражений, замученных в концлагерях и гетто, погибших от ран и болезней, голода и лишений. Не случайно 9 мая, в годовщину окончания этой страшной войны, в Русской Православной Церкви совершается поминовение усопших воинов, а 22 июня отмечается как День памяти и скорби. К огромному сожалению, в последнее время нередко приходится сталкиваться с попытками, и прежде всего на постсоветском пространстве, поставить под сомнение подвиг советского солдата, спасшего Европу и все человечество от «коричневой чумы», освободительный характер боевых операций Красной Армии. Умаляется роль Советского Союза в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, героизируются нацистские преступники и их пособники , совершаются акты вандализма в отношении  захоронений.

http://pravmir.ru/vojna-vmestila-v-sebya...

(см. стр. 161); в примечании к ним я с некоторой подробностью раскрыл их значение и старался обратить на них особое внимание духовенства. 238 В этой книжке и было напечатано «Мнение митр. Новгородского Димитрия (Сеченова) о Единоверии и о клятвах собора 1667 г., с предисловием от редакции» (см. Брат. Сл. 1883 г. стр. 221). 239 О непрекращении ветхозаветной жертвы во время плена вавилонского (см. Брат. Сл. 1883 г. стр. 165). 240 В, 4-й книжке Братского Слова за 1883 г. я напечатал статью об освобожденных в 1881 г. «суздальских заточниках Аркадии, Кононе и Геннадии», к которой присоединил, заимствованное из записной моей книжки, описание поездки в Суздальский монастырь, совершенной мною вместе с о. Павлом в 1870 году именно для посещения этих заточников. 241 Имеется в виду напечатанное в 4-й книжке Братского Слова за 1883 г. примечание мое к статье о Федосеевском соборе (см. стр. 210–212). 243 Статья эта, с помещенным в ней посланием, явилась, действительно, в 5-й кн. Братского Слова за 1883 г. (см. стр. 251–262). Она задела раскольников за живое и заставила их при посредстве мирволивших расколу газет, поднять старое дело о пяти вопросах, поданных ими Пафнутию и якобы представленных в Синод, – стали печатать жалобы и упреки, что Синод. доселе не дает им ответа. Потом выступил на помощь раскольникам Верховский с своими ответами на вопросы новинковских старообрядцев. Все это, как увидим, доставило нам не мало хлопот. 247 Вопросы, поданные Пафнутию еще в 1874 году, теперь были напечатаны в Современных Известиях с письмом «из старообрядческого мира», содержавшим жалобы и протест старообрядцев, что на их вопросы, так давно поданные и якобы представленные в Синод, доселе не дано ответа, тогда как их самих будто бы даже «насильно притягивают» к ответам на разные вопросы. Редактор Современных Известий так же выражал удивление, что на вопросы доселе не отвечено. 248 Разумеется «Краткая беседа со старообрядцем об уставе утрени и вечерни, напечатанная в 7-й кн. Братского Слова 1883 г., стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Парфений Попов 1854–1860 Епископы Томские и Семипалатинские: Порфирий Соколовский 1860–1864 Виталий Вертоградов 1865–1866 Алексий Новоселов 1867–1868 Платон Троепольский 1868–1876 Петр Екатериновский 1876–1883 Владимир Петров 1883–1886 Исаакий Положенский 1886–1891 Макарий Невский 1891   с 1894 года еп. Томский и Барнаульский Бийское викариатство Учреждено в 1879 году. Кафедра в Бийске. Епископы: Владимир Петров 1880–1883 Макарий Невский 1884–1891 Владимир Синьковский 1891–1893 Мефодий Герасимов 1894 Тульская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Туле. Епископы Тульские и Белевские: Мефодий Смирнов 1799–1803 Амвросий Протасов 1804–1816 Симеон Крылов-Платонов 1816–1818 Авраамий Шумилин 1818–1821 Дамаскин Россов 1821–1850 Димитрий Муретов 1851–1857 Алексий Ржаницын 1857–1860 Никандр Покровский 1860–1893 с 1873 года архиепископ Ириней Орда 1893 Каширское викариатство Учреждено в 1893 году. Епископы (в Туле): Арсений Иващенко 1893 Туркестанская Учреждена в 1871 году. Кафедра в Верном. Епископы Туркестанские и Ташкентские: СофронийСокольский 1871–1877 с 1877 года архиепископ Александр Кульчицкий 1877–1883 Неофит Наводчиков 1883–1892 Григорий Полетаев 1892 Уфимская Учреждена в 1859 году. 77 Кафедра в Уфе. Епископы Уфимские и Мензелинские: Порфирий Соколовский 1859–1860 Филарет Малышевский 1860–1869 Петр Екатериновский 1869–1876 Никанор Бровкович 1876–1883 Дионисий Хитров 1883 Финляндская Учреждена в 1892 году. Кафедра в Выборге. Архиепископы Финляндские и Выборгские: Антоний Вадковский 1892 Харьковская Учреждена в 1799 году. Кафедра в Харькове. Епископы Слободско-Украинские и Харьковские: Христофор Сулима 1799–1813 Аполлос Терешкович 1813–1817 Павел Саббатовский 1817–1826 Виталий Борисов-Жегачев 1826–1832 Иннокентий Александров 1832–1835 Епископы и архиепископы Харьковские и Ахтырские: 78 Мелетий Леонтович, архиеп. 1835–1840 Смарагд Крыжановский, архиеп. 1840–1841 Иннокентий Борисов 1842–1848 с 1845 года архиепископ Елпидифор Бенедиктов, еп. 1848 Филарет Гумилевский 1848–1859 с 1857 года архиепископ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Рец. на:] Правила и практика церкви относительно присоединения неправославных христиан. Историко-каноническое исследование преподавателя костромской дух. семинарии магистра богословия священника А. Серафимова. Изд. 2-е, испр. и доп. Кострома, 1882//Там же. Т. 3. Сентябрь. С. 161–166. Подпись в конце текста: N. Подпись в содержании: Η. П. Отчет (...) (об участии в работе V АС в Тифлисе)//ЖЗСДА за 1881/2 уч. г. 1882. С. 93–94. Отчет датирован 15 ноября 1881 г.; представлен на заседании Совета СПбДА 30 ноября 1881 г. [Отзыв на:] Сочинение студента Княжинского Алексея «Домашний и семейный быт древних христиан»//Там же. С. 50–51. Отзыв от 22 сентября 1881 г. [Отзыв на:] Сочинение студента Миловидова Феодора «Отношение ветхозаветного богослужения к новозаветному»//Там же. С. 77. [Отзыв на:] Сочинение студента Добровольского Василия «Происхождение и история епископских облачений»//Там же. С. 196–197. [Отзыв на:] Сочинение студента Косухина Александра «Критический обзор статей, относящихся к христианской иконографии, в рукописях Софийской библиотеки»//Там же. С. 197–198. [Отзыв на:] Сочинение студента Надеждина Александра «Археология обрядов елеосвящения»//Там же. С. 202. [Отзыв на:] Сочинение студента Новикова Василия «Литургия преждеосвященных даров по рукописям софийской и кирилловской библиотек»//Там же. С. 204–205. [Отзыв на:] Сочинение студента Смелкова Павла «История чинопоследования освящения храмов»//Там же. С. 207–208. 1883 Новое церковно-археологическое открытие//ЦВс. 1883. 15 янв. 3, часть неофиц. С. 9–10. 330 Подпись: Η. П. Чин коронования Государей в его истории//Там же. 7, 14, 21 мая. 19, 20, 21, часть неофиц. С. 3–5, 4–5, 6–9. То же (отдельное издание). [СПб., 1883]. 32 с. Ипатьевская лицевая псалтирь 1591 года//ХЧ. 1883. Ч. 2. 11–12. С. 594–628. То же (отдельный оттиск). [СПб.], 1883. 36 с. [Библиографическая заметка:] Указатель для обозрения московской патриаршей (ныне синодальной) ризницы. Составлен Саввою, архиепископом тверским. Издание пятое (пересмотренное и дополненное), с приложением XV таблиц фотографических снимков с замечательнейших предметов патриаршей ризницы. М., 1883//ЦВс. 1883. 13 авг. 33, часть неофиц. С. 4–5.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

216 Видно, что у о. Павла и тогда уже была мысль о составлении толкования на Апокалипсис, которое он напечатал потом в Братском Слове 1893 и 1894 гг. 221 Составленное Е. А. Антоновым описание этого «собора», с примечанием от редакции, было потом напечатано в 4-й кн. Братского Слова 1883 года (стр. 207–212). 227 После такого разъяснения свидетельство это, разумеется, оставлено было в неприкосновенности. См. Братское Слово 1883 г., стр. 170–172 228 Тогда уже задумано было образование, под председательством и руководством преосв. Мисаила, общества публичных собеседников со старообрядцами: им вноследствии и открыты известные таганские беседы. Инициатором этого дела, кроме епископа Мисаила и тесно сблизившегося с ним отца И. Виноградова , был отец И. Петров. Последний известен был и митрополиту Иоанникию и епископу Мисаилу еще по Саратову, и уже получил тогда место священника при церкви Сергия в Рогожской, а потом, по пострижении в монашество, с именем Ионы, поизведен в архимандриты Данилова монастыря. С отцом Павлом, столь известном своею и своим искусством в собеседованиях со старообрядцами, эти инициаторы не только не советовались, но намеренно избегали и речи об открытии бесед и участии в оных. Изложения некоторых, уже начатых ими бесед, тогда печатались в «Московских Ведомостях». Об них-то и упоминается в моем письме. 231 Патриарху Никодиму сопутствовал в лавру известный деятель по Палестинскому Обществу, член Государственного Совета Б.П.Мансуров, с которым и пришлось тогда познакомиться. 233 См. Братское Слово 1883 г., стр. 108–133. В предисловии было раскрыто мною значение записки митр. Филарета, писанной в 1855 году, для суждения о раскольнических притязаниях, возникших с новою силою через двадцать пять лет по её написании. 234 Об этом «соборе» напечатана была в 3-й книжке Брат. Слова 1883 г. корреспонденция Е.А.Антонова (см. стр. 142). 235 Исправленная статья Сорокина действительно напечатана в 5-й кн. (см. Брат. Сл. 1883 г. стр. 246–251). 236 Эти слова митр. Филарета находятся в одном из писем его к архиепископу Алексию, которое в извлечениях напечатано мною в 3-й книжке Братского Слова за 1883 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

О.Ю. Васильева, И.И. Кудрявцев, Л.А. Лыкова Краткие биографические сведения о лицах, упоминаемых в сборнике Абакумов Алексей Григорьевич (1869–1941), протопресвитер, обновленец, настоятель Спасо-Преображенского собора Ленинграда (1940 – 19 декабря 1941). Августин (Петерсон Августин Адамович) (1873–1955), митрополит. Родился в крестьянской латышской семье. Окончил Рижскую Духовную семинарию (1895). В 1904 г. рукоположен во иерея. Во время Первой мировой войны – военный священник. В 1926–1936 гг. – гарнизонный священник Двинской крепости. В марте 1936 г. перед наречением во епископа пострижен в рясофор. С сентября 1936 г. митрополит Рижский и всея Латвии (в юрисдикции Константинопольского Патриархата). В марте 1941 г. после покаяния вернулся в юрисдикцию Русской Православной Церкви. К лету 1941 г. – на покое. Вскоре после захвата Риги объявил прежний Синод действующим и 20 июля направил германским властям просьбу о разрешении восстановления автономной Латвийской Православной Церкви под юрисдикцией Константинопольского Патриарха и выдворении из Латвии «большевистского ставленника», «агента ЧК» экзарха митрополита Сергия (Воскресенского). В его подчинении состояли лишь несколько приходов в центральной Латвии (на его родине, в Видземе). В 1944 г. эвакуировался из Риги в Германию. С 1946 г. находился в Русской Православной Церкви Заграницей. Александр (Введенский Александр Иванович ) (1889–1946), обн. митрополит. Один из инициаторов и идеологов обновленческого раскола. Участник всех обновленческих лжесоборов. С 1932 г. ректор обновленческой Московской богословской академии. С 1936 г. настоятель Пименовской церкви в Москве, с 1941 г. «Первоиерарх Православных обновленческих Церквей в СССР». Скончался, не принеся покаяние в грехе раскола. Александр (Витол Адам) (1876–1942), епископ. Окончил Рижскую Духовную семинарию. Хиротонисан во епископа Ерсикского в 1938 году, позже епископ Мадонский. Александр (Карпин Александр Петрович) (1883–1969), епископ. Родился в г. Суоярви (Финляндия) в карельской семье священника. Окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Диакон (1911). Священник (1911). После революции в эмиграции в Финляндии в связи с изменением государственных границ. Епископ Выборгский (1935), Гельсингфорский (Хельсинкский) (1940).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Император Николай II, и в силу своих личностных качеств, и в силу общего положения России, понимал всю опасность великой европейской войны и предпринял титанические усилия, чтобы не втянуть Россию в нее. Та легкость, с какой эта война началась в августе 1914 года, лишь скрывает за собой все то напряжение, все те усилия, какие предпринимались лично Царем и русским правительством накануне войны. Достаточно посмотреть переписку Государя Николая II и кайзера Вильгельма, действия министра иностранных дел С. Д. Сазонова, чтобы понять это. Наше заступничество за Сербию и проведенная в связи с этим мобилизация, не имели ничего общество с бездумным романтизмом, или бездумным самопожертвованием. В первую очередь Россия защищала себя, свои национальные интересы, хотя, конечно, Сербия воспринималась как братская православная страна, а русский Царь был защитником всех православных славян. Отступи Россия тогда, в августе 1914 года и война неминуемо началась тем же 1914-м годом, только в гораздо худших для России условиях. По существу разница между началом Первой мировой войны и 22-м июня 1941 года заключается чисто в технической и тактической составляющей. У кайзера Вильгельма в 1914 году еще не было танковых клиньев, бомбардировочной авиации и моторизированных колонн, а у Гитлера в 1941 – они были. Кайзер Вильгельм в 1914-м собирался сначала раздавить Францию, а потом разделаться с Россией, а Гитлер в 1941-м уже раздавил Францию и все силы бросил против СССР. Но и в 1914, и в 1941-м война против России была предрешена Германией. Кстати и в 1914-м, и в 1941-м годах войне с Россией предшествовало нападение на Сербию (Югославию). В первом случае Россия немедленно выступила на стороне Сербии и начала наступление в Восточной Пруссии, во втором – Сталин решил пожертвовать Югославией, надеясь, что она задержит продвижение вермахта и оттянет срок его нападения на СССР. И первый, и второй вариант не изменил ровным счетом ничего: и в 1914-м, и в 1941-м Германия предприняла агрессию против России. Проводя аналогию между событиями 1914-го и 1941-го годов В. А. Андреев справедливо пишет: «И в августе 14-го, и в июне 41-го Германия хотела войны и добилась бы ее любыми средствами. Ничего здесь от воли Николая II и Сталина не зависело».

http://pravoslavie.ru/37662.html

Шептицкого от 24 янв. 1941 г. и утверждены папой 18 апр. 1942 г. Создание экзархатов держалось в тайне от гражданских властей, поэтому объединение униат. приходов Волыни и Холмщины в юрисдикции еп. Чарнецкого именовалось как «апостольская визитатура УГКЦ для Волыни, Холмщины, Полесья и Подляшья». В 1939-1941 гг. значительная часть неоуниатского духовенства перешла в православие. В частности, с правосл. Церковью воссоединились свящ. Андрей Викторовский в с. Дубечно (ныне Старовыжевского р-на), игум. Гамалиил (Перчеклей) из с. Краска Ратновского р-на, игум. Илиан (Гук) из с. Озютичи (ныне Локачинского р-на) и др. Отдельные неоуниат. храмы (в Ровно, в с. Гумнище Гороховского р-на, в Любешове Волынской обл.) в 1939-1941 гг. во избежание закрытия регистрировались в советских органах власти как римско-католич. костелы, хотя их настоятели продолжали служить по вост. обряду. С началом войны бывш. неоуниат. духовенство возвращалось под власть еп. Чарнецкого, уже в УГКЦ, хотя прежний адм. порядок в ряде регионов, особенно на Волыни и на Холмщине, сохранялся. В июле-авг. 1941 г. еп. Чарнецкий находился в Ковеле, где начал восстанавливать Юрьевский храм бывш. мон-ря редемптористов, пытаясь создать епархиальный центр для управления униат. приходами Волыни (ГА Волынской обл. Ф. Р-2. Оп. 1. Л. 118). Восстановленный в 1941-1942 гг. храм являлся кафедрой Чарнецкого. В 1941-1942 гг. в унию перешли священники Зиновий Бачинский (с. Овлочин, ныне Турийского р-на), Леонтий Тиховский (с. Добрятин Млиновского р-на), Николай Гарвасюк (с. Онишковцы Дубенского р-на), Кондрат Лавренчук, ставший настоятелем прихода в с. Гнойном (ныне Красностав Владимир-Волынского р-на). Из лат. обряда в унию вернулись бывш. неоуниат. клирики: игум. Нифонт (Медведь) из с. Жджары (ныне Заставное Иваничевского р-на), свящ. Иосиф Гадуцевич из с. Заставье Корецкого р-на, свящ. Серафим Яросевич из с. Жабче Гороховского р-на. На Холмщине и Подляшье власть еп. Чарнецкого признавали свящ. Николай Сыроед, настоятель униат. прихода, открытого в 1941 г. в Холме (ныне Хелм, Польша) и свящ. Александр Никольский, настоятель униат. прихода в Тересполе (ныне Люблинского воеводства, Польша). Приходы бывш. Полесского воеводства (Торокань, Бобровичи) перешли в новообразованный Белорусский экзархат. Не все волынские униаты признавали власть Чарнецкого. Так, униат. приход в Луцке, к-рый возглавлял неоуниат. свящ. Василий Артемьев, продолжал числиться как община греко-слав. обряда и в 1942 г. подчинялся непосредственно римско-католич. еп. Шелёнжеку (Там же. Оп. 2. Д. 228. Л. 60).

http://pravenc.ru/text/2458999.html

Л. П. Карсавин О. Сергий (Булгаков) Семья священника Алексия (Глаголева) Париж. Угол Театр и Лурмель, где располагалось «Православное Дело» Столовая в общежитии матери Марии (ул. Лурмель, 77). 1931–1933 гг. В торце стола, в очках, – мать Мария. Слева от нее – ее мать Софья Борисовна Пиленко, справа – сын юра Скобцов. О. Димитрий (Клепинин) с женой и дочерью. 1939 г. Справка о крещении еврея Б. Е. Нудельмана, выданная священником о. Никифоровым в Феодосии. 20 ноября 1941 г. Митрополит Андрей (Шептицкий) Пастырское послание митрополита Шептицкого «К украинскому народу» 1 июля 1941 г. Митрополит Андрей (Шептицкий) с членами Украинского центрального комитета. Слева от него – Владимир Кубийович (глава УЦК), справа – Василий Симович. 1943 г. Львовский погром.1941 г. Тела убитых евреев во львовской тюрьме. 1941 г. Митрополит Софийский Стефан (Шоков) Митрополит Стефан совершает чин елеосвящения в Софии. 1942 г. Патриарх Сербский Гавриил (Дажич) Епископ Николай (Велимирович) Епископ Николай (Велимирович) среди священнослужителей и мирян Евреи Югославии на принудительных работах Белградские евреи. 1941 г. Венгерские евреи с нагрудными знаками Узники Освенцима Архиепископ Савватий (Врабец) Архимандрит Григорий (Перадзе) Справка о крещении, выданная Ионе Кунстлер, принявшей имя Янины Лесяк. 1941 г. Тиунэ Сугихара Дерево в честь Сугихары в музее Яд Вашем Аттестат института Яд Вашем о присвоении звания «Праведник народов мира» священнику Димитрию (Клепинину) Памятник жертвам нацистов в Бабьем Яре (Киев) Церемония к 70-летию расстрела евреев в Ростове-на-Дону. 12 августа 2012 г. 1 Encyclopedia of the Holocaust, In Association with Yad Vashem, The Holocaust Martyrs’ and Heroes’ Remembrance Authority, Dr. Robert Rozett and Dr. Shmuel Spector, Editors, Yad Vashem and Facts On File, Inc., Jerusalem Publishing House Ltd, 2000; Уничтожение евреев СССР в годы немецкой оккупации (1941–1944). Иерусалим, 1992 и др. 3 Холокост на территории СССР. Энциклопедия/Рук. проекта и гл. ред. И.А. Альтман. 2-е изд. М., 2011.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010