Рукописные Патерики у нас известны большей частью как Скитские. Обилие Скитских Патериков свидетельствует об их популярности. Патерики были любимым чтением в монастырях, где устав повелевал читать эти назидательные творения за монастырской трапезой, а «Лавсаик» – даже во время церковных служб. Многие сказания из Патериков впоследствии были включены в славянский Пролог. В печатном Прологе помещены повести из «Лимонаря», «Лавсаика», Скитского Патерика, Собеседований святого Григория Двоеслова , «Истории боголюбцев» и из других книг. В подражание греческим Патерикам на Руси стали составлять сборники с описанием жизни и подвигов отечественных подвижников. Первым таким сборником стал Киево-Печерский Патерик. Один из его составителей, черноризец Поликарп, свидетельствует, что он в своем труде подражал писаниям древних отцов 8 . Впоследствии на Руси появляются различные рукописные сборники с описанием деяний отечественных подвижников других монастырей и местностей. Известны Патерики Соловецкий, Волоколамский, Псковский, Вологодский. С распространением на Руси книгопечатания печатные Патерики очень скоро вытесняют рукописные. В XVII веке в Киеве на славянском языке неоднократно издавался Лимонарь (Первое издание. Киев, 1628 «во дворе Иова Борецкого, митрополита/Киевского»), Киево-Печерский Патерик 9 . В 1791 году в Супрасле был издан Азбучный Патерик, представляющий собой наиболее полный свод славянских переводных рукописных Патериков. Больше всего переводных и оригинальных Патериков издавалось в XIX веке и в начале XX века. Во второй половине XIX века многие греческие Патерики издавались на русском языке. Было составлено и несколько новых Патериков с описанием подвигов отечественных святых. Некоторые из Патериков издавались по нескольку раз. В 1845 году в Москве был издан перевод одного из вариантов Скитского Патерика – «Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов». В 1850 и 1854 годах в Петербурге был издан «Лавсаик» в переводе архиепископа Евсевия (Орлинского) (1805 – 1883 гг.). В 1853 году, также в Петербурге, была издана «История боголюбцев» блаженного Феодорита . В 1858 году на страницах журнала «Православный собеседник» и затем отдельным изданием в Казани был издан Римский Патерик, или «Собеседования о жизни италийских отцов...», святого Григория Двоеслова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Если автор брошюры " О послушании... " , будучи никем не уполномочен, присвоил себе право от лица всего святогорского братства делать заявления, не соответствующие взглядам всего братства, насельники Святой Горы и ее Протат должны, на наш взгляд, обратить внимание на " богословие " иеромонаха Доримедонта и, по крайней мере, возбранить ему выдавать свои измышления за учение, якобы повсеместно принятое на Св. Горе. В этом случае дальнейший спор мы ведем лично с иером. Доримедонтом (Сухининым), а не с насельниками Афона, и просим не относить эту полемику ко всему афонскому братству, перед монашеским подвигом которого искренно преклоняемся. Если же автор на самом деле излагает учение, принятое на всей Святой Горе, необходимо рассмотреть, действительно ли великий Отец современного русского иночества святитель Игнатий Ставропольский погрешает в своем учении о послушании, искажая учение Святых Отцов, или от святоотеческого предания отступает практика современного Афона. Существует третье объяснение этих расхождений, наиболее, на мой взгляд, вероятное. Это недостаточное знание афонскими насельниками и вообще иноками Элладской Церкви творений святителя Игнатия Кавказского, которые, к сожалению, до сих пор не переведены и не изданы в Греции в полном объеме. Меня всегда удивляло то, что, когда афонцы начинают говорить о Святых Отцах, они почти не упоминают святителя Игнатия, который повсеместно известен в России, является одним из наиболее известных у нас святых и читаемых, как монашествующими, так и мирянами, духовных писателей. Такое впечатление, что на Афоне не знают святителя Игнатия вовсе. В журнале " Православная беседа " 2 за 2002 г. опубликовано интервью со старцем-подвижником, насельником Румынского скита, о. Петронием. Говоря о русских Святых Отцах, он называет прп. Сергия Радонежского (от которого, собственно, не осталось письменного наследия), прпп. Серафима Саровского и Нила Сорского. Святителей Игнатия и Феофана Затворника старец не упомянул. То ли он не знает их творений, что более вероятно, то ли не признает их авторитет. Но ведь преподобные Нил Сорский и Серафим Саровский писали в духе древних Отцов. Все поучения прп. Серафима, святого середины XVIII - начала XIX века (а это несколько иная эпоха, чем время жизни свт. Игнатия), - это, собственно, перефразированное славянское " Добротолюбие " , которое он любил, постоянно читал и цитировал. Преподобный Нил Сорский - духовный писатель XV века; со времени его жизни прошло уже более шестисот лет. Как будто святитель Игнатий и другие близкие нам по времени Святые Отцы не существуют или не нужны и никаких перемен в жизни не происходило!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2332...

Настольная книга священнослужителя, т. 8. Послание апостола Варнавы . Изд. МП, М., 1988. Ориген . См. Иероним Стридонский , блж. Творения, ч. 6, «Перевод двух бесед Оригена на книгу Песнь песней», с. 137–174. Киев, 1880. Ориген , учитель церкви. Творения. О молитве и увещание к мученичеству. СПб, Изд. И.Л. Тузова, 1897. Ориген , учитель Александрийский. О началах. По изданию Рига, 1936. Ориген , учитель Александрийский. Против Цельса апология христианства. Серия «Учители неразделенной церкви». Учебноинформационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Отцы и учители церкви III века. Антология, т. I. Климент Александрийский , «Строматы». Тертуллиан . Изд. «Либрис», М., 1996. Отцы и учители церкви III века. Антология, т. II. Ориген , св. Григорий Чудотворец , св. Ипполит Римский , св. Киприан Карфагенский , св. Мефодий Олимпийский Изд. «Либрис», М., 1996. Ефрем Сирин , святой. Слова подвижническия. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1911. Пселл Михаил , Матфей Кантакузен, царь. Богословские сочинения. Толкование книги Песнь Песней. Изд. РХГИ, Летний Сад, Журнал «Нева», СПб, 1998. Раннехристианские отцы церкви, Мужи апостольские и апологеты. Антология. Дидахи, св. Климент Римский , св. Игнатий Богоносец , св. Поликарп Смирнский , Пастырь Ерма , Татиан , Афинагор, св. Феофил Антиохийский , св. Мелитон Сардийский , Минуций Феликс , Послание к Диогнету. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1978. Силуан, старец. Жизнь и поучения. «Православная община», М., 1991. Творения древних отцов-подвижников. Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский , прп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блж. Иперехий. Изд. «Мартис», 1997. Тертуллиан Квинт Септимий Флорент. Избранные сочинения. М., изд. группа «Прогресс», 1994. Тихон Задонский , святой. Симфония по творениям св. Тихона Задонского , составил доцент архим. Иоанн Маслов . Учение двенадцати апостолов, Дидахи. Серия «Учители неразделенной церкви». Учебно-информационный экуменический центр ап. Павла, 1996. Феодорит, епископ Кирский, блаженный. Десять слов о промысле. Сергиев Посад, 1907.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Если святой Нил ведет речь о тщеславии, то он называет какой-либо поступок тщеславным в том случае, «когда сердце имеет в виду сделать это напоказ. А пока не обращает оно взоров на уловление человеческой славы, хотя добродетель сияет яснее света (ей, как свету, и должно блистать собственными своими лучами), дотоле в произволении остается желание быть неизвестным и незаметным, оно делает угодное только одному Богу, не обращает внимания на смотрящих, видят ли, хвалят ли они, почитает суетным и напрасным все, что не споспешествует к приобретению вечной награды...» Чтение и молитву (имеется в виду чтение Священного Писания и книг духовно-нравственного содержания. — В.О.) преподобный Нил называет делом «прекрасным», ибо и то и другое «значительно и весьма много содействует жизни целомудренной». Чтение и молитва насыщают «разум словесами Божиими», услаждают «его созерцаниями, заключающими в себе беспримесную приятность и навсегда остающуюся пользу, когда сказаниями о мужах древних путеводится ум к соревнованию (“к соревнованию”, то есть к подражанию. — В.О.) их добродетели, с них напечатлевает в себе спасительный образ благочестного жития, и, окрыляемый созерцаниями, воспаряет до Божественного веселия, и, отрешаемый от сопребывания в дольнем , возводит взор горе, к небесному, восходит к самому блаженному естеству, и, сколько может пребывать в сем состоянии, вкушает то наслаждение, какое вкушают Серафимы, непрестанно окружающие Престол . Но молитва, может быть, в отношении к пользе имеет в себе и нечто большее; она приуготовляет к собеседованию с Богом и долговременным навыком вводит с Ним в содружество, потому что некоторым образом производит и соблюдает в нас добрые расположения к Богу, Который и ничтожных людей приемлет в любовь и не стыдится дружественного сближения с ними, пока пребывающая в них любовь дает им дерзновение». Из всего преподобным Нилом Постником написанного «видно, как обширны и глубоки были его познания и как неутомим труд его в сем деле» . Глубина мысли этого дивного святого отца сочетается с мягкой и одновременно светлой печалью, столь свойственной многим православным подвижникам; обширность его познаний соединяется с искренним смирением и осознанием суетности человеческого бытия; неоспоримая логика, сила его собственных суждений как бы оттеняются строгой мыслью древних пророков и мудрецов, святых отцов и учителей Церкви и скрепляются словом наивысшей мудрости — словом Священного Писания, словом Божиим. Точность формулировок всегда, особенно в тех случаях, когда речь идет о догматах, об истинах Православной Церкви, характерная для всех отеческих творений, присуща и наставлениям преподобного Нила Постника.

http://pravoslavie.ru/6058.html

Мне приходится по долгу службы довольно часто бывать в Швейцарии. Это небольшая страна, но в ней живут люди, которые говорят на разных языках. В этой стране официально 4 государственных языка. Причем на одном из них говорит всего несколько деревень. Тем не менее, никому не приходит в голову этот язык запретить. И, насколько мне известно, такая же ситуация существует в других странах мира, где есть так называемые национальные меньшинства. На Украине русскоязычное население это миллионы людей. И лишить этих людей возможности говорить на своем родном языке значит спровоцировать ситуацию, которая будет постоянно порождать конфликты. Что, собственно, уже и происходит. Я думаю, что у каждого государства языковая политика должна быть сбалансирована так, чтобы существовал, конечно, общегосударственный язык, но при этом люди взрослые и дети могли бы пользоваться и своим родным языком. Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы " Церковь и мир " vera.vesti.ru. Вопрос: Как избавиться от уныния? Есть ли об этом какая-то литература? Митрополит Иларион: Уныние это духовное состояние, которое может прийти к человеку неожиданно без всяких, как кажется, объективных причин. Уныние постигает людей вполне успешных, благополучных, у которых в жизни, как кажется, все хорошо. И вдруг неожиданно наступает полоса уныния, когда человек ничего не хочется делать: ни молиться, ни в церковь идти, ни книги читать, ни даже с людьми встречаться. С этим состоянием можно бороться разными способами. Прежде всего, конечно, при помощи молитвы, ведь если постигло такое состояние, то, прежде всего, надо обратиться к Богу и попросить у Него помощи. Кроме того, конечно, нужно, по возможности, никогда не бездельничать. Человек должен быть всегда занят: либо он на работе, либо он у себя дома, либо он помогает ближним, либо что-то интересное читает. Зачастую уныние случается из-за праздности, безделья. Литературы об этом духовном состоянии достаточно много. Это и творения древних святых Отцов, например, " Лествица " святого Иоанна Лествичника, где целая глава посвящена тому, как надо бороться с унынием. Но есть и очень хорошая современная книга иеромонаха Габриэля (Бунге), она называется " Акидия " , это греческое слово,которое в переводе означает " уныние " . Ее автор современный человек, подвижник, который живет много лет в одиночестве в горах Швейцарии, но к нему очень многие приходят и даже приезжают из разных стран за духовным советом. На основе творений святых отцов и на основе собственного многолетнего опыта иеромонах Габриэль написал эту небольшую книжечку об унынии. Думаю, что если вы испытываете это состояние, то эта книжечка вам поможет.

http://religare.ru/2_113605.html

Но Василий хотел жить не для одного себя, так как и вообще предпочитал жизни пустыннической общежительную. В общежитии, рассуждал он, иноку удобнее быть исполнителем заповеди о любви, которая не ищет своих си; здесь каждый, при вразумлении более опытных, скорее может заметить свои недостатки и позаботиться об их исправлении; здесь более случаев к стяжанию разнообразных добродетелей; здесь дарования Духа Святого, уделяемые каждому, становятся общим достоянием 37 . До сего времени, в Понте и Каппадокии, хотя и жили по местам иноки, но большею частью по одному, по два и по три, и то не многие 38 . Василий хотел собрать разделённых подвижников в одно благоустроенное общество, и вскоре имел утешение видеть желание своё исполнившимся. Григорий, по его приглашению 39 посетив новооснованный монастырь, нашёл в нём единомыслие братий, руководствуемых к благочестию самим Василием, и сам вместе с ним занимался составлением правил для их жизни 40 . Посвятив себя уединению, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства, Св. Василий в то же время со всем усердием занимался усовершением своего богословского образования. Изучение Св. Писания, при пособии древних толкователей, и изучение писаний отеческих заняли место прежних мирских учений. Посещения друга его Григория не прерывали его занятий, но помогали их успешнейшему течению. С ним он извлёк из писаний, великого по трудам своим учителя, но не всегда чистого и твёрдого в учении, Оригена , изъяснение на некоторые места Св. Писания, – которое известно под именем Филокалии или Добротолюбия 41 . Вообще, пользуясь сочинениями Оригена при изъяснении Св. Писания 42 , Св. Василий избегал его излишней наклонности к иносказательному объяснению 43 , осторожно поверяя его образ мыслей здравым учением других Отцов Церкви 44 . Языка Еврейского, на котором были писаны книги Ветхого Завета, Василий не знал; но когда мог, пользовался более точными переводами и ближайшими к тексту Еврейскому изъяснениями 45 . Что же касается до греческого перевода книг Ветхого Завета, то встречаются указания, что Василий сам занимался сличением его списков, равно как и текста книг Нового Завета 46 . Филологические его ответы еретикам заставляют предполагать и филологическое изучение им Свящ. Писания 47 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Это стремление – «обновлять» Церковь и переделывать по своему вкусу Ее учение не прекращается и до настоящего времени, причем все такие «обновители» и «исправители» гордо и самонадеянно уверяют и самих себя и других, что они творят великое дело – «очищают Церковь и Ее учение» от каких-то якобы посторонних и наносных влияний. Что же это такое? Значит, неправду сказал Господь наш и Спаситель, и «врата адова» в чем-то «одолели» Церковь , и Она перестала быть «столпом и утверждением истины»? Думать и учить так – великий грех, в котором должны слезно каяться все такие «обновители» и «исправители» Церкви и Ее учения и их неразумные поклонники и последователи! Поменьше надо мудрствовать и философствовать, а больше и по-настоящему веровать! Вот – наша главная задача! А философию и замысловатые, никому в сущности ненужные, домыслы предоставим тем, кто не хотят веровать так, как всегда учила истинная Христова Церковь в лице Ее великих духоносных светильников, начиная с учеников Христовых, мужей апостольских и древних великих Отцев Церкви Будем со вниманием и благоговением читать священные книги Слова Божия, творения Святых Отцов, жития святых угодников Божиих, и они нас научат всему, что нужно для вечного спасения. А из современных нам отечественных подвижников и наставников христианского благочестия достаточно читать и изучать творения св. Тихона Задонского , письма Оптинских старцев и сочинения святителя Игнатия (Брянчанинова), святителя Феофана Затворника и св. праведного Иоанна Кронштадтского , которые в доступной и понятной нам форме изложения изъясняют учение нашей Св. Церкви. Давно пора уже нам всем прозреть и протрезвиться и с презрением отвернуться от всяких «лже-христов» и «лже-пророков» – этих льстецов в овечьих одеждах, которые «внутри суть волцы хищние» какими бы красивыми словами и лозунгами ни прикрывали они свое блудословие, расшатывая все основы нашей святой веры и поливая ушатами грязи наше святое историческое прошлое Нам с ними никак и ни в каком отношении не по пути!

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«И всякий, имеющий сию надежду,» внимает словам апостола Иоанна: «очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин. 3, 3 ), и словам апостола Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор. 11, 1 ). Душе, намеревающейся взлететь к Божеству и прилепиться к Христу, следует изгнать из себя всякий грех, совершаемый явно на деле, – воровство и хищничество, прелюбодеяние и корыстолюбие, блуд и болезнь языка 616 , а также всякий род прочих явных прегрешений. [Следует изгнать] и грех, скрыто таящийся в душах, тайно пожирающий человека и незаметно направляющий его на мучительный путь порока – на путь зависти, неверия, злонравия, коварства, желания того, что не должно желать 617 , ненависть, хвастовство, тщеславие и весь потаенный рой пороков, которые Писание ненавидит равным образом и которыми так же гнушается, как и явным родом грехов, поскольку они являются сродными и произрастают из одного и того же [корня] зла 618 . Чьи кости «рассыпа» Господь? Не «человекоугодников» ли ( Пс. 52, 6 )? Кем гнушается Он? Не человеком ли, запятнавшим себя убийством, а поэтому проклятым? Не мужем ли лживым и коварным? Ибо «мужа кровей и льстива гнушается Господь» ( Пс. 5, 7 ). Не явно ли Давид предает проклятию глаголющих «мир с ближними своими, злая же в сердцах» ( Пс. 27, 3 ), восклицая к Богу: «Даждь им, Господи, по делом их» ( Пс. 27, 4 )? И еще он говорит: «Ибо в сердцы беззаконие делаете на земли» ( Пс. 57, 3 ). Делом [беззакония] здесь Бог [через Давида] называет скрытое движение греха. Поэтому и заповедует Он [нам] не гоняться за славой человеческой и не стыдиться бесчестия от людей. Ибо творящих напоказ милостыню бедному и с пышностью получающих воздаяние на земле Писание лишает награды на небесах ( Мф. 6, 1 ). Ведь если стремишься к тому, чтобы угодить людям ( Гал. 1, 10 ), а также даешь, чтобы быть восхваляемым ими, то награда твоего благодеяния осуществилась в похвалах людей, ради которых ты явил милосердие [свое]. Поэтому нельзя взыскивать награды на небесах, не отложив дольних дел, и нельзя ждать почестей от Бога, уже получив их от людей 619 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Считая вас блаженными, поистине можно сказать: «Блажени непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» ( Пс. 118,1 ) 272 ; в этом законе «поучится день и нощь. И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет» ( Пс. 1, 2–3 ) 273 . Вы, плодоносящие и словом, и делом, можете со всей откровенностью сказать Богу: «Да снидет брат мой в вертоград свой, и да яст плод овощий своих» ( Песн. 5, 1 ) 274 . Ведь каждый из вас, монахов, достойных любви Божией, есть вертоград Христов 275 , в котором произрастают разнообразнейшие виды деревьев и который возделывается с помощью соблюдения закона и заповедей. Не являетесь вы дремучим лесом, в котором обитают дикие звери – стая супротивных сил, питающихся кровью 276 . Ведь вы есть вертоград, защищенный дорогими камнями – оплотом и крепостью [духовного] закона. Поэтому вы не стали добычей диавола, но, уловленные неводом Христовым, [были извлечены] из соленой смуты мира [сего] 277 . IX. Coчemabшuйcя браком разделяется многими думами, как говорит [апостол] Павел. «Женатый заботится о мирском, как угодить жене,» и разделился ( 1Кор. 7, 33 ) 278 . Вы же, стремление к Богу которых вызывает [у всех постоянное] удивление, живете неотделимыми от Него, непрерывно повторяя сказанное Давидом [в порыве божественной] любви: «Прильпе душа моя по Тебе, мене же прият десница Твоя» ( Пс. 62, 9 ) 279 . Поэтому жизнь свою вы проводите не [в заботах] о поместьях, домах и прочем имуществе; не стремитесь вы к обладанию и стяжанию их; не предаетесь [какому-либо] неразумному желанию, например, стремлению позлословить, сребролюбию или другой какой прелести. Наоборот, [вся жизнь ваша определяется] глаголами: «По Господу Богу твоему пойдешь, и к Нему прилепишься» 280 . Глаголы эти вы осуществили на деле. «Пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» ( Мф. 19, 21 ) – сила и этого изречения [Господа] стала явной в вас, поскольку без [всяких] колебаний презрели вы мир, отрекшись от мирских попечений, и целиком доверились Богу, глаголющему: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам» ( Мф. 6, 33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

В 1860 году в Петербурге был издан в двух частях Афонский Патерик, в котором собраны жития более 90 афонских святых (впоследствии этот Патерик переиздавался несколько раз. 6е издание, Москва, 1890). Особого внимания заслуживает изданный в 1874 году в Москве Древний Патерик в переводе В. X. Рождественского. Это одна из редакций Скитского Патерика, изложенного по главам (2-е издание. M., 1891). В 1914 году были сделаны извлечения из Древнего Патерика и изданы под названием: Древний Патерик, избранные сказания. С 1885 по 1916 год Палестинское общество издало 22 выпуска Палестинского Патерика в переводе И. Помяловского. Здесь собраны только жития палестинских святых. Известный подвижник прошлого века епископ Игнатий (Брянчанинов) , высоко ценивший опыт древних отцов, изложенный в Патериках, предпринял первый опыт составления сводного Патерика на русском языке. Используя иностранные патрологии (Patrologia Graeca; Vite Patrum Patrologie; Patrologia Latina ), творения святых отцов, Достопамятные сказания, Четьи-Минеи, Пролог, Алфавитный, Скитский и другие печатные и рукописные Патерики, он составил книгу «Отечник – избранные изречения святых иноков и повести из жизни их». Эта книга – неоценимое сокровище для каждого христианина, стремящегося совершать свое спасение, руководствуясь единственно верным опытом древних подвижников. В ней собраны изречения и несколько сот повестей, преимущественно египетских отцов. Из отечественных подвижников епископ Игнатий включил в свой Отечник только наставления святителя Тихона Воронежского. Все изречения и повести расположены в Отечнике в алфавитном порядке имен подвижников. При отсутствии указателя это, к сожалению, очень затрудняет работу с Отечником. Большое значение Отечника обусловлено не только обширным материалом, собранным в нём, но и подстрочными разъяснениями и указаниями, в которых Преосвященный Игнатий с присущей его богопросвещенному разуму мудростью разъясняет, как та или иная повесть должна восприниматься его современниками. Нередко епископ Игнатий предостерегает читателя Отечника от неразумного подражания подвигам древних отцов. Приведя одну из повестей о крепости телесных сил древних отцов, епископ Игнатий замечает в подстрочнике: «...нужна осторожность для читателей повести, которая предложена к духовному созерцанию и назиданию смирением, (а) не к безрассудному гордостному подражанию, не к повреждению себя» с. 474].

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010