И [лишь] облачившись во всеоружие Духа, становятся они победителями, и враг душ [человеческих] падает под ноги их. Этим [духовным] оружием разрушаются крепостные стены греха, окружающие душу. И тогда души, заключенные во тьме, выходят на свет, приближаются к Отцу своему Небесному, украшаются красотой божественной зрелости, опоясываются славой и силой и обретают знание относительно всех навыков лукавого духа. Об этом и говорит апостол: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор. 2, 11 ). [После этого души] срастворяются с Духом Святым 321 и творят волю Отца Небесного. 3. Знайте же, возлюбленные братия, что когда они готовят свои души стать [благодатной] землей для небесного семени, в это же время враг поспешает посеять там плевелы свои. Потому-то вы и искушаетесь врагом и терпите многие скорби. Знайте также и следующее: если некоторые [христиане], взыскующие Господа не от всего сердца, явно не искушаются сатаной, то [он делает это] тайно и прелестью своей коварно губит души людей, растлевая и отчуждая их от Бога. Ныне же, братия, дерзайте: не поддавайтесь робости, не бойтесь призраков чуждых и молитвы свои не смешивайте с неуместными воплями; наоборот, благодать Господа принимайте душой трудолюбивой и умом, алчущим [правды]. Ибо [всё, что вы претерпеваете], происходит не только с вами, но случается и с другими. [Обычно] это происходит с новоначальными, когда они, начиная усиливаться в молитвах, колеблются искушениями, ибо не приобрели еще навыков [духовной брани], а поэтому, по своему младенчеству, приходят в смятение. Еще, братия, [сугубо] дерзайте – тогда утешитесь и унаследуете [Царство Небесное], имея [постоянное] попечение о душах ваших и ревнуя о настойчивости в молитве. И пусть ум ваш не впадает в уныние, ибо написано: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр. 10, 36 ). И Господь сказал: «Истинно говорю, если двое из вас согласятся… чего бы ни попросили, будет им» ( Мф. 18, 19 ). Ведь те, которые истинно взыскуют Господа, принимают в души [свои] Божественную силу; приближаясь к небесному помазанию 322 , они ощущают в самих себе вкус и сладость будущего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Ибо как в воскресении из мертвых «ни женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах» ( Мф. 22, 30 ), так и вы живете сообща [друг с другом] подобным [ангельским] образом, с помощью [Божественной] любви предвосхищая будущее 268 . И разве кто-нибудь [осмелится сказать], что вы, избравшие жизнь без развлечения 269 , не являетесь блаженными? Разве может кто-нибудь не одобрить ваш образ жизни пустынников? Разве найдется человек, который бы не возжелал вашего безмолвия? В городах собираются советы и решают [такие] общественные дела: кто наполнит желудки актеров, сочинителей пьес и флейтистов? Кто израсходует [свое] богатство на непристойные и вздорные зрелища? Вы же благодаря Господу избавлены от подобных хлопот; общественным или государственным служениям вы не подлежите; рука сборщика налогов не стучит в дверь вашу для взимания подати. Никто не влечет вас, если что случится, в преторий; по ложному доносу вас не бросают в темницу и не забивают в колодки ноги ваши по клевете, будто вы отвергаете [свои] общественные обязанности; руки ваши не заковывают в кандалы вследствие какой-либо превратности [судьбы]. Вы не ведаете вымогательств и бесчеловечных комедий чиновников. Не предаетесь вы также [с увлечением] торговым сделкам, чтобы с помощью ложных клятв приумножить свое богатство, зная, что «лучше малое праведнику, паче богатства грешных многа» ( Пс. 36, 16 ). Вас, уже заснувших, не подымет с постели ростовщик, принесший долговую расписку; не ставят вас пред очи правителя по [ложному] письменному доносу. Не стенаете вы, одолеваемые множеством лихоимцев; не страшитесь вы моря, боясь, как бы оно внезапной бурей не погубило груза [ваших кораблей] и вы, богатые, в одночасье не стали бы бедными. VIII. Takobы хлопоты и дела жизни [в миру]. Таково [все] то, что претерпевают сочетавшиеся браком. Вы же, ничем не развлекаемые, проводите жизнь в пустыне, радея об одном только светлом житии 270 . Сколь же великой честью преизобилует, сколь свято и сколь священно ваше [монашеское] облачение! 271 Какое духовное благоухание исходит от него! Сколь великое обетование избрали вы – ни одно слово не может выразить этого! Ибо оно есть обетование, неба достигающее; обетование, с Богом сочетающее; обетование, Ангелам уподобляющее; обетование, образ Божий сохраняющее; обетование, к Богу приближающее; обетование, мир спасающее.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

«Насытившагося богатство, – как говорит Екклесиаст, – не оставляет уснути» ( Еккл. 5, 11 ) 265 . VI. [Cмompume, каковы] сладости жизни и [якобы] вожделенные [радости] ее. Если кто живет в городе и женится, то это становится началом несчастий [для него] и влечет необходимость [многочисленных] издержек. [Его начинают одолевать заботы]: беременна ли жена? Как родит она? [А если родит, то он беспокоится, нормальным] ли родился ребенок. Муж беспокоится и о том, как он обеспечит жену [всем] любезным сердцу её. Если жена родила дочь, то он мучается в заботах о приданом для нее. А если жена родила сына, то лицо мужа на краткое время озаряется радостью. Однако вскоре мальчик заболевает – какое несчастье для отца, который сбивается с ног, призывая врачей: многое он отдаст, чтобы спасти сына. В глубокой печали он идет на встречу с друзьями и говорит им: «Молитесь, ибо сын мой [тяжко] болеет! Если с ним что случится, то я удавлюсь!» Друзья, [естественно, стараются] поддержать [несчастного отца]. Но вот Бог , по Своей [великой] милости, дарует чаду жизнь, и он выздоравливает, затем возрастает, взрослеет и становится отроком. Его принимают различные учителя и, по мере взросления [отрока], дают ему мирское образование 266 . Наконец, он становится юношей, готовым для вступления в брак. И опять отец пребывает в хлопотах, на этот раз о женитьбе. Всё уже готово к свадьбе – как вдруг смерть похищает юношу. Внезапное горе немилосердно обрушивается на отца. Со стенаниями и рыданиями юношу хоронят; ходя вокруг могилы, [отец] издает вопли, бьется головой о свои руки, шатается [в изнеможении] и, ударяя себя по лицу, все время повторяет: «О горе мне, горе мне!» Терзаемый великим несчастьем, он становится жертвой неисцелимой болезни и вскоре, истощенный, призывает смерть 267 . VII. Noзhaйme же, достопочтимые для Бога монашествующие, от сколь многих несчастий освободил вас Христос! Узнайте, сколь многих бед избегли вы! Познайте, [ценность] жизни, которую вы ведете! Ведь Ангелам равны вы по житию своему.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

доцент Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, профессор Перервинской семинарии Научные труды и монографии А. И. Сидорова: 1) Творения преподобного Максима Исповедника. Т. 1: Богослов­ские и аскетические трактаты/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидо­рова. М.: Мартис, 1993 (переизд.: Избранные творения преподобного Максима Исповедника/[Пер., вступ. ст., коммент. и прилож. А.И. Сидорова]. М.: Паломникъ, 2004); 2) Творения преподобного Максима Исповедника/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. Т. 2: Вопросоответы к Фалассию. Ч. 1: Вопросы I–LV/пер. и коммент. С.Л. Епифановича, А.И. Сидорова. М.: Мартис, 1993; 3) Творения аввы Евагрия: Аскет. и богослов. трактаты/Пер. [с древнегреч.], вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова; [ред. Лега В.П., Троицкая Е.А.; Православ. Свято-Тихонов. богослов. ин-т, Ин-т мировой лит. им. А.М. Горького Рос. АН]. М.: Мартис, 1994; 4) Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: С прибавлением «О божественной любви»/Блаженный Феодорит Кирский; вступ. ст. и новый пер. А.И. Сидорова. М.: Паломник, 1996 (переизд: Феодорит Кирский, блж. История боголюбцев: повествование о святых подвижниках христианского Востока/Блаженный Феодорит Кирский; пер., предисл. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 5) Сидоров А.И. Курс патрологии: Возникновение церков. письменности: [учеб. пособие]/А.И. Сидоров. М.: Рус. огни, 1996; 6) Творения древних отцов-подвижников: Св. Аммон, св. Серапион Тмуитский, преп. Макарий Египетский, св. Григорий Нисский, Стефан Фиваидский, блаж. Иперехий. М., 1997 (переизд.: Творения древних отцов-подвижников/Пер., вступ. ст. и коммент. А.И. Сидорова. 2-е изд. М.: Сибирская Благозвонница, 2012); 7) Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества/А.И. Сидоров. М.: Правосл. паломник, 1998; 8) У истоков культуры святости: Памятники древнецерковной аскетики и монашеской письменности/Вступ. ст., пер. и коммент. А.И. Сидорова. М.: Паломникъ [и др.], 2002; 9) Анастасий Синаит, прп. Избранные творения. М.: Паломникъ, 2003. При участии М.В. Никифорова;

http://patriarchia.ru/db/text/5790542.ht...

Молитва в храме Примирения На молитву собираются три раза в день. Каждая служба длится около часа-полутора. Структура богослужения предельно проста: под очень щадящий аккомпанемент всем храмом поются короткие и запоминающиеся песнопения – фразы из псалмов, священных гимнов, древних богослужебных текстов. Читается отрывок из Писания на нескольких языках, и обязательно, на каждой службе – десятиминутное молчание. Очень необычно и трогательно – три тысячи человек, в основном молодые люди, – молчат, сосредоточенно и молитвенно безмолвствуют. Вообще, в Тэзе молитвенному молчанию уделяется особое внимание. Есть даже специальная программа для молчальников: можно приехать на неделю пожить в «дом молчащих мальчиков» или «молчащих девочек» – принимаешь обет молчать неделю, жить в отдельном доме и ходить на библейские занятия для безмолвников. Очень полезно. Кстати, о полезном. Следующее впечатление, которое всегда на пользу русскому человеку, – слишком много добрых верующих людей – сочетание и само по себе необычное, но для меня было настоящим потрясением увидеть людей другой национальности, другой конфессии, но – искренне верующих, горячо молящихся и благочестивых. И при этом – молодых людей. Каждый раз в Тэзе я с отрадой и благодарностью наблюдаю за ребятами из разных стран – у них горят глаза, у них просветлённые лица. Школьники, студенты – обычные парни и девушки, современные, нормальные и весёлые, но живущие горячей верой во Христа, с чуткостью к религиозным вопросам, с огромным желанием трудиться в церкви, поступить в монастырь, стать священником или просто молиться и молчать, помогать людям, делать мир лучше и добрее, мирить людей. Таких ребят у себя дома я вижу всё реже и реже. Их было немало в начале девяностых, когда наши храмы обрели новую жизнь. Но дело не в этом. Нам, русским православным людям, ещё не отвыкшим от изоляции, очень полезно общение с настоящими верующими и благочестивыми людьми других конфессий. Да и вообще, христианам следует держаться друг друга. Там тоже есть верующие, есть подвижники, мученики и исповедники, старцы и молитвенники. Они любят Христа. Они изучают Писание и творения отцов, молятся, причащаются, несут послушания в монастырях, отправляются в миссионерские – очень опасные – путешествия, совершают паломничества, дают обеты, жертвуют на храмы и помогают бедным, порой лишая себя самого необходимого.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Нападали на меня люди с линейным мышлением, мою публикацию в одном популярном журнале оспаривали, ставили вопросительные знаки и на меня кричали: «Батюшка, вы неправильно всё это говорите!» Но я опираюсь на творения святых Отцов, на творение одного афонского подвижника и на высказывания святого апостола Павла. Вы скажете: «Отец Сергий, а что Вы нам об этом говорите?» Да я хочу, чтобы страх у вас был! Чтобы хоть немножко задумывались, как страшно стоять в храме! Священник – образ Бога Вот маленькие дети ближе всего понимают: «Ой, мама, смотри, вон там это Бог пошел», – это они про батюшку так говорят. Странно, в наше современное позитивистское время, линейное время ребенок смотрит насквозь. Он проникает, он понимает: он увидел образ. Не Самого Бога, а священника, носящего образ Господа. И когда священник у алтаря говорит древнейшие страшные слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое», – это слова именно Господа, это я не от себя говорю. И эти слова совпадают со словами Господа. И не совершается другое действо, а точно то же самое. «Как?!», – вы скажете? Я отвечу: «А не знаю, как». Вот идет линейное время, оно вот длится-длится-длится-длится-длится… В наше линейное время каждого дня богослужения не входит Божественная Литургия. Она, Литургия, совершается вне суточного круга, вне нынешнего нашего времени. «Время сотворити Господеви, владыко, благослови», – начинается Литургия. И совершается страшное и странное. Причем, очень опытный ум, Василий Великий, как-то пытался чуточку сгладить, он дал цитату: «Даде святым Своим учеником и апостолом, рек: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое»». Чтобы было понятно, что этот человек – священник или архиерей – он только цитирует слова… Почему только цитирует? Не только цитирует, он действительно воспроизводит слова Господа. Но не только он, в данном случае, исполняет страшное… Рука священника совпадает с рукой Господа, слова священника – с Его словами, сказанными тогда. Онтологическое проникновение Краткий пример: Киевская София, древняя мозаика, одна из самых древних, которая сохранилась на Руси. Господь причащает апостолов: берет Хлеб – Тело Своё – и дает апостолу Петру. Так и изображается в апсиде в сторону севера – здесь Господь дает Свое Тело апостолу Петру.

http://pravmir.ru/evharistiya-velikogo-c...

Отец Александр был молчалив и все свободное время уделял чтению творений древних святых отцов. Спал он в отдельной каморке, отгороженной горбылем. Жилище свое Александр запирал на ключ, что было немного странно, поскольку изба отца Рафаила закрывалась чисто символически — на щеколду. Однажды я мыл в доме полы, а Александр вышел куда-то, оставив свою каморку открытой. Я не выдержал и заглянул туда. В каморке на полу стоял сколоченный из грубых досок гроб. От неожиданности я так перепугался, что как ошпаренный выскочил из его убежища. Переведя дух, я поинтересовался у Ильи Даниловича, что это означает. Тот со своей печи ответил, что в этом гробу инок Александр спит, потому что монах всегда должен помнить о смерти. Так, оказывается, поступали многие подвижники. Несмотря на столь суровый образ жизни, Александр сочинял по-настоящему талантливые стихи и музыку к ним. Получались песни, теперь хорошо известные, разошедшиеся на дисках и кассетах, опубликованные в многочисленных сборниках с предисловиями наших самых известных писателей. Инок Александр давно уже пострижен в монашество с именем Роман — в честь древнего святого византийского поэта Романа Сладкопевца. Иеромонах Роман (Матюшин)      Тогда же, в Лосицах, он сочинял и пел свои песни по вечерам под гитару. Если, конечно, разрешал отец Рафаил, который, хотя и считал это занятие совсем не монашеским, но послушать Александра все же иногда любил. Вот одна из этих песен. Уже вечер, друзья, уже вечер, И луна свою лампу зажгла. Так оставим же праздные речи, Оторвемся на миг от стола. Белой скатертью стол застелили, Понаставили яств и вино, Целый день веселились и пили. И никто не взглянул за окно. За окном никакого ненастья, Листопад не шуршит в этот час, Словно душу осеннюю настежь Отворила природа для нас. И, быть может, не стану пророчить, Где-то путник в нелегком пути, Но под светлую исповедь ночи Он надеется все же дойти. Благодати исполнены кущи, Пруд заросший туманом кадит. Мир тебе, одиноко идущий, И тому, кто тебя приютит.

http://pravoslavie.ru/58685.html

Поэтому все важнейшие положения о пути спасения должны быть подтверждены текстами из Священного Писания, творениями святых отцов Православной Церкви и подвижников благочестия и примерами из их жизни. Подобному отношению к поучениям и наставлениям учат нас и св. отцы. Как пишет еп. Игнатий (Брянчанинов), преподобный Нил Сорский никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение отцов. Когда же, как говорил преподобный в одном из своих писем, он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, то оставлял ответ или исполнение до того времени, когда находил наставление в Писании. Этого метода придерживались также Петр Дамаскин, преподобный Григорий Синаит, святые Ксанфопулы и другие отцы, особенно позднейшие. Его держались и иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий. Память их была богато украшена мыслями святых. Никогда не давали они совета от себя: всегда представляли в совет изречения или Писания, или отцов. Это давало их советам силу. Те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование. Такой образ действия содержит в величайшем смирении преподающего совет, как это явствует из слов прп. Нила Сорского: «Преподающий преподает не свое, а Божие. Преподающий соделывается свидетелем, органом святой Истины, и в совести его является вопрос: с должным ли угождением Богу исполняет он свое ответственное служение?» Да и как можно постигнуть нам истину в совершенстве без изучения писаний святых отцов? Не более ли мудро приобщиться к бесценной сокровищнице премудрости из духовного опыта Церкви Христовой? Есть мнения, что все утверждения должны основываться на толковании Священного Писания лишь древних отцов Церкви. Но это не так, и вот что пишет по этому поводу архимандрит (а ныне архиепископ) Иоанн (Шаховской): «Учительство в Церкви никогда не прекратится, и во все века Церковь будет давать миру своих учителей, которые во все века будут иметь одного Духа Святого и говорить одну и ту же истину слова Божиего, но в разных психологических формах, каждый раз в форме, наиболее понятной данной эпохе, данному обществу и народу. В Церкви идет вечное, непрекращающееся благовествование…

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=736...

Первый — руководствоваться писаниями и опытом преимущественно тех древних отцов и русских подвижников, которые давали советы людям, находящимся на таком же духовном уровне, как и современный христианин. К этим писаниям, конечно же, в первую очередь необходимо добавить творения самого святителя Игнатия, поскольку он подвизался и писал в эпоху, духовно очень подобную современной, и потому для нашего времени он является лучшим духовным наставником. Второй — следует советоваться с теми людьми, которые единодуховны нам, которые искренне ищут духовной жизни, изучают и знают творения святых отцов и, что очень важно, имеют дар рассуждения. В отношении последнего условия (рассуждения) свтятитель Игнатий предупреждает, что были даже святые, которые достигали высоких духовных состояний, но, не имея дара рассуждения, предлагали иногда такие советы, которые серьезно повреждали душу человека. Святитель Игнатий приводит в связи с этим мысли преподобных Макария Великого и Исаака Сирина. Он писал: « Святой Макарий Великий говорил, что ...встречаются души, соделавшиеся причастниками Божественной благодати... вместе с тем, по недостатку деятельной опытности, пребывающие как бы в детстве, в состоянии очень неудовлетворительном ... которое требуется истинным подвижничеством». «В монастырях употребляется о таких старцах изречение: " свят, но не искусен " , и наблюдается осторожность в советовании с ними... чтобы не вверяться поспешно и легкомысленно наставлениям таких старцев ». Св. Исаак Сирин говорит даже, что такой старец « недостоин называться святым ». Вот с какой внимательностью, оказывается, нужно подходить к выбору тех, с кем можно советоваться. Поэтому в наше время, кто хочет научиться молиться и жить правильно, непреле " стно, должен тщательнейшим образом изучать творения святителя Игнатия, прекрасно знавшего и учение Отцов, и опытно прошедшего путь молитвы. Но, конечно, если удастся найти человека, знающего, понимающего и разумного, то советоваться и с ним. Но советоваться так, как советуются с друзьями, а не как с руководителем «православной» тоталитарной секты, требующим беспрекословного себе послушания.

http://bogoslov.ru/article/370130

С этим уставом с самого начала в монашескую традицию Русской Церкви входит благоговейное и почтительное отношение, прежде всего, к Священному Писанию. При переходе на Иерусалимский устав эта традиция не исчезла, предписывая множественные чтения из творений святых отцов и Священного Писания, распределенные по всему богослужебному кругу. Традиция чтения духовных книг сохранялась на протяжении веков трудами как древних русских отцов, так и последующими поколениями монашествующих. Жизнеописания и творения сонма великих русских святых свидетельствуют о том, сколь большое значение придавали они чтению слова Божия. Перейдя к обзору трудов Оптинских старцев, которые вслед за преподобным Паисием (Величковским), переводившим творения древних отцов на славянский язык, основали своего рода школу русского перевода святоотеческого наследия, докладчик отметил, что именно в Оптине были изданы на русском языке «знаменитые творения " великих врачевателей душ человеческих " : преподобных Варсонофия Великого и Иоанна Пророка, аввы Дорофея, Петра Дамаскина, Иоанна Лествичника, Исаака Сирина, Симеона Нового Богослова, Феодора Студита, Анастасия Синаита, святителя Иоанна Златоуста. Книгами, изданными Оптинскими старцами, руководствовались в своей духовной жизни многие поколения русских людей». Установившуюся традицию изучения слова Божия в современных монастырях владыка проиллюстрировал примерами из жизни Троице-Сергиевой лавры и обителей Тверской митрополии, а также рассказал о том, сколь большое значение имеет чтение духовной литературы в сочетании с молитвой для монашествующих всех поколений. В завершение митрополит Амвросий привел слова современного подвижника отца Иоанна (Крестьянкина), часто говорившего в своих проповедях о необходимости соотнесения своей жизни со Священным Писанием: «Последовать Христу — это изучить святое Евангелие так, чтобы только оно стало деятельным руководителем в несении нами нашего жизненного креста». 18 мая направление «Древние монашеские традиции в условиях современности» продолжит работу в том же режиме. Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5810530.ht...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010