Кроме того, высокую оценку первому научному труду будущего ученого-архиерея дал профессор Ф.Г. Елеонский в своем отзыве на «Тетраграмму»: «Сочинение г. Быстрова представляется заслуживающим не только присуждения автору степени кандидата богословия, но и допущения, при некоторых изменениях и дополнениях, к соисканию степени магистра. Во всяком случае этот труд заслуживает особенного внимания со стороны Совета Академии» 16 . Совет прислушался к мнению заслуженного профессора, и кандидат богословия Быстров Василий был оставлен при Академии профессорским стипендиатом по кафедре Библейской истории 17  с правом переработать кандидатское сочинение в магистерскую диссертацию. От ученичества к учительству Свои труды в С.-Петербургской Духовной Академии молодой богослов продолжил преподаванием курса Библейской истории. «В своих занятиях за 1896/97 академический год, – писал в отчете о проделанной работе профессорский стипендиат Василий Быстров, – я имел в виду познакомить как с общим курсом Библейскои истории, так и с некоторыми частными вопросами его» 18 . Однако, как видно из дальнейшего содержания этого отчета, работа, проделанная Быстровым, должна быть названа не «знакомством» с общим курсом предмета, а глубоким и основательным исследованием всех доступных ему источников древней и современной литературы, как отечественной, так и иностранной. Причем две трети всей использованной им литературы составляют работы иностранных исследователей (более двадцати источников) 19 . Такой подлинно научный принцип в подходе к критическому исследованию любого вопроса красной нитью пройдет через все богословские труды ученого архиерея, После предоставления стипендиатского отчета Василий Быстров был избран исполняющим должность доцента Академии по той же кафедре Библейской истории, чему предшествовал выход в отставку профессора Елеонского 20 . Литографированная копия рукописных лекций молодого ученого хранится в фондах библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии. Но доцент Академии Быстров не ограничивался одним лишь предметом Библейской истории. Знание языков он использовал для дальнейшего самообразования, тщательно изучая творения святых отцов. Первоначально он записывал в свой дневник собственные размышления по поводу тех или иных событий, апеллируя к святоотеческому опыту боговидения. Но чем дальше он вел свой дневник, как вспоминает митрополит Вениамин, тем больше «увеличивались выписки из святых отцов, так что в конце его епископ Феофан выписывал одни выдержки из них» 21  . Безусловно, это наглядно свидетельствует о том, что его внутреннее состояние полностью соответствовало опыту святых отцов и подвижников. Вероятно и то, что такое близкое сродство со святоотеческим наследием привело Василия Быстрова к убеждению практически приобщиться к опыту святых тайнозрителей, руководствуясь на этом опасном пути углубленным изучением их творений.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Bystrov...

Советы святых отцов относительно выбора старца Глава 16. Молитва – пища и жизнь для души 16.1. Только любовь выше молитвы 16.2. Молитва человеку необходима, как вода рыбе 16.3. Торжественный призыв святых подвижников к постоянной молитвенной связи с живым всемогущим Богом Заключение 1. Краткое изложение содержания данной работы 2. Молитва – путь к вечной блаженной жизни в Царстве Небесном Отзыв о сочинении студента Владимира Веревкина на тему «Учение о молитве по «Добротолюбию» Игумен Варсонофий написал диссертацию по известному сборнику «Добротолюбие», содержащему извлечения из письменных творений тридцати восьми отцов Церкви IV-XIV веков. Несуетная мудрость в благодати Духа Святого и истинная красота этого святоотеческого наследия были так глубоко прочувствованы и восприняты отцом Варсонофием, что диссертация может по праву считаться уникальнейшим в своем роде и самостоятельным трудом по исследованию учения о молитве Древней Православной Церкви. Этот авторский труд способен принести благочестивому читателю большую духовную пользу и поддержку в стяжании дара молитвенного подвига. От составителей Труд, который читатель держит в руках, скромно именуется диссертацией студента Петроградской Духовной Академии В. С. Веревкина «Учение о молитве по Добротолюбию». Создавался он в тяжелейший период истории России и церкви. Страна, пережив революцию и гражданскую войну, лежала в руинах. Обстоятельства жизни были очень тяжелыми – голод, холод, притеснения, гонения на православную веру. И именно в это время совсем молодой человек, вступающий на путь духовного возрастания, берется за огромную работу – изучение наследия святых отцов о молитве. Примечательно, что эта диссертация была одной из последних, рассмотренных советом Петроградской Духовной Академии перед ее закрытием. В течение многих десятилетий рукопись этой работы хранилась в семье, тесно связанной с игуменом Варсонофием. Написана она простым карандашом на больших листах сшитой тетради. Почти на каждой странице множество аккуратных вклеек с исправлениями и дополнениями. Судя по датам, проставленным на полях, автор начал писать свою работу весной 1920 года и закончил ее через год. На последней странице написано: «12 часов ночи, 17 марта 1921 года». Профессор Петроградской Духовной Академии А. А. Бронзов в своем отзыве на диссертацию отметил главную ее особенность: «При чтении сочинения г. Веревкина бросается в глаза та необыкновенная любовь, какою автор, бесспорно, был проникнут по отношению к его теме. Видно, что молитва интересовала его не просто как предмет лишь изучения, а гораздо больше. Как нечто самое близкое и дорогое его сердцу... Автор, знакомясь со святоотеческими воззрениями, плодом зрелым и жизненно полезнейшим, видимо, желал бы провести их, эти воззрения, в свою собственную жизнь... Приходится только удивляться, как он при самых неблагоприятных условиях, в каких находился во время изучения вопроса о молитве, сумел так внимательно и глубоко вдуматься в дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Следуя этому правилу, внимательно изучая творения отцов-подвижников и осуществляя самим делом их наставления, о. Паисий достигал постепенно все большей и большей опытности, так что в скором времени был замечен многими искателями христианской мудрости, которые, поселившись около него, неотступно просили его быть их руководителем на пути ко спасению. Отец Паисий долго отказывался, но наконец должен был уступить их просьбам, и, таким образом, около него возникло общество его учеников. Спустя несколько лет он переехал со своим братством в Валахию и поселился сначала в монастыре Драгомирне, а затем в монастыре Нямец, которым и управлял до самой своей кончины в 1794 году 15 ноября. С того времени, как о. Паисий стал во главе духовного братства иноков, он все свои заботы направил на осуществление в жизни братства святоотеческих подвижнических заветов. Целью иноческих подвигов он поставил, как мы сказали выше, духовное возрастание во Христе, а средством к достижению этой цели «путь старчества», т. е., путь искреннего откровения помыслов со стороны учеников и любящего руководства со стороны наставников. По заведенному им порядку все братия должны были всякий вечер открывать свои помыслы духовным отцам. Если между братиями возникало неудовольствие, то оно должно было в тот же день прекращено примирением. Если же кто не хотел мириться, старец подвергал его отлучению, чтобы он и на порог церковный не вступал, и молитву «Отче наш» не читал, пока не помирится. Чтобы лучше ознакомить братию с истинною задачею подвижничества, о. Паисий считал необходимым для нее постоянное и внимательное изучение святоотеческих подвижнических творений. Одна из величайших заслуг о. Паисия не только для русского монашества, но и для всего русского православного общества состоит в том, что он с большим трудом и с большими издержками собрал древние славянские, а также молдавские переводы и греческие подлинники святоотеческих творений, тщательно сверял их друг с другом, исправлял, а иногда и с большим искусством переводил их сызнова на церковно-славянский язык. Этого своего труда он не оставлял до самой своей кончины. Когда он уже не мог вставать с постели, он на кровати обкладывался кругом книгами; тут у него лежали словари, Библия греческая и славянская, грамматика греческая и славянская и книга, которую он переводил; а среди книг стояли зажженные свечи. Сам же он, согнувшись, писал по целым ночам, забывая и немощь тела, и тяжкие болезни и труд.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

46. Созерцание монаха должно быть устремленным к Священным Писаниям, а благоволение его – ко Господу 900 . 47. Дверь монаха не должна запираться на железные запоры 901 . 48. Не на телесное здравие следует уповать монаху. 49. Дивен лик монаха, когда он просветлен воздержанием. 50. Душа монаха исцеляется молитвой, а благодаря милостыне познается [здравие] ее. 51. Монах, веселый видом, – отдохновение для подвижников, и [лицезрение] его очищает [душу их] от лукавых помыслов 902 . 52. Пусть образцом для тебя, монаше, служит Иоанн [Креститель], носящий «одежду из верблюжьего волоса» ( Мк. 1, 6 ) 903 , а [пророк] Илия, облаченный в милоть, пусть возведет тебя на небо. 53. Пусть [апостол] Иаков дланью своей поддерживает тебя, научая терпению в случившихся с тобою искушениях ( Иак. 1, 2 ). 54. А [апостол] Иоанн пусть ведет тебя к безначальному Слову 904 . 55. Воздух радости, обвевающий чело монаха, веселит [сердце] многих братий; монах же дерзкий разгоняет братий, собравшихся вместе. 56. Равенство между братиями искореняет [грех] гордыни и насаждает смиренномудрие. 57. Равноангельским будет тот монах, который презирает [насыщение] чрева своего и не любит пьянства 905 . 58. Когда монах блюдет свое девство незапятнанным, душа его [озаряется] невыразимой красотой, а когда оно оскверняется, то лицо его делается отвратительным. 59. Великой пагубой становится монах, сожительствующий с «духовной сестрой» 906 ; подобен он огню, занесенному в солому. 60. Монах, обманувший мир, становится собеседником Христовым 907 . Монах же, запутавшийся в делах мирских, не может угодить Христу, набирающему воинство [Свое] 908 . 61. Несребролюбивый монах – надежнейший глашатай Царства Небесного. Монах же, одержимый злой страстью сребролюбия, обретет бесславную гибель. 62. Украшением юного монаха является целомудрие и девство неоскверненное 909 . 63. Сокровище монаха – послушание; монах, стяжавший его, будет услышан [Богом]. 64. Порок не должен поселяться в сердце монаха 910 . 65. Монах обязан произносить [только такие] слова, которые [присущи] благим [мужам], и на устах его [всегда] должны быть глаголы Всевышнего.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

49. Сидя в келье своей, не блуждай [в мыслях] вне ее, но блюди трезвение в себе 763  –su научись тому, как следует пребывать в келье своей. Не будь подобным скоту, которого гонят, но будь подобен человеку, гонящему скот. Сидя в келье своей, имей хранение [сердца]. Не допускай того, чтобы одно только тело твое сидело в келье, а душа находилась в Египте; не уподобляйся людям, пребывающим в пустыне, но [душой] обитающим в Египте 764 . Наоборот, затвори тело свое и запри [лукавые] помыслы свои, чтобы стяжать тебе благочестивое помышление. 50. Когда сидишь в келье своей и приходит к тебе брат, начинающий вести праздные разговоры, не прилагай сердца своего к его речам, чтобы не лишить себя [духовного] покоя, потому что многие помыслы [населяют] келью 765 . 51. Сидя [в келье], предавайся [постоянному] псалмопению 766 ; когда прекращаешь псалмопение, радей о хранении [сердца], дабы не прельстили тебя враги; пребывай в чистоте, и пусть Святой Дух будет другом тебе 767 . Сидя [в келье], старайся [стяжать] благочестивый помысел, который сроден Богу, чтобы победить всех [врагов], ведущих брань с тобой. Потому что благой помысел, то есть памятование о Боге, властвует над страстями. 52. Сидя в келье, призывай [постоянно] Бога, чтобы послал Он тебе дар кельи 768 , ибо велик сей дар. 53. Когда сидишь [в келье], не приучай себя расслабляться, ожидая [какого-либо] человека. Пусть также и другой [монах, навестивший твое жилище], не ждет тебя, пока ты прервешься на отдых 769 , но ради заповеди Божией потерпи пришедшего к тебе 770 . Если брат проведет с тобой один воскресный день, потерпи его ради любви Божией. А если брат придет в гору, на которой до этого поселился ты, поддержи его, пока он не найдет себе келью 771 . И пришедшего к тебе снабди всем необходимым, потому что и сам ты, когда уходил в гору, желал, чтобы тебе предоставили [братия] всё необходимое. В этом и состоит заповедь Божия; таковы суть [истинные] деяния кельи. 54. Сын [мой]! Когда выходишь из кельи своей, храни сердце свое, чтобы не было унесено [ветром] наполненное [грузом] судно твое и чтобы ты смог благополучно разгрузить его [в безопасной гавани], иначе будешь ты ходить только ради зрения очей твоих и слуха ушей твоих 772 . А если что увидишь, то пусть это послужит тебе на [духовную] пользу, дабы вернулся ты [в келью] обретшим покой.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

55. Сидя [в келье], храни во всякий час памятование о Боге, и страх Божий будет всегда окружать [и охранять] тебя. 56. Ибо [именно] страх Божий изгоняет из души всякий грех, всякое зло и всякое беззаконие 773 . 57. Стяжавший себе [этот] страх стяжал все дары духовные; имеющий [в себе] страх Божий имеет сокровищницу, изобилующую благами [духовными]; благодаря страху Божиему все [верующие] отвращаются от зла. 58. Сын [мой]! Когда сидишь в келье своей, имей [всегда] пред очами своими суд [Божий] и твори [постоянно] дела жизни 774 . Препоясай чресла свои ( Лк. 12, 35 ) научением Божиим, и одолеешь многих врагов [своих]. 59. Храни заповеди Божии 775 . 60. Не будь рабом [греховной] воли своей ради славы человеческой; храни себя от тщеславия, дабы Бог не рассыпал кости твои ( Пс. 52, 6 ) 776 . 61. Всякое дело свое твори ради Бога, ибо Бог не является неправедным, и Он воздаст тебе по делам твоим. 62. Сын [мой]! Делай чистым каждое деяние свое, чтобы Бог услышал тебя. Подвизайся, чтобы предстать пред Богом испытанным 777 ; не будь нерадивым в отношении самого себя, принося изо дня в день [добрый плод]. 63. Иначе закончится благоприятное время для тебя, и проклянешь ты «день, в который родился» ( Иов. 3, 3 ) 778 . 64. Повелеваю тебе, чадо: не ходи [одним путем] с человеком, от которого не получишь ты [духовной] пользы, дабы не пасть тебе лицом [на землю]. Не ходи вместе с человеком, преисполненным ярости и гневливости; не общайся с клеветником и болтуном; не направляй стопы свои по одному пути с завистником, потому что «кроткие наследуют землю» ( Мф. 5, 5 ); не ходи вместе с человеком небрежным; не будь другом строптивого и не заводи дружбы с женщиной; изо всех сил своих блюди себя, чтобы не завести такой дружбы 779 ; не ходи [одним путем] с тем, кто меньше тебя, дабы не пятиться назад 780 . 65. Если позволяешь себе иметь друга, то пусть это будет человек верующий, дела которого превосходят твои; пусть это будет боголюбец 781 , не поглощенный вещами века сего, которые отделяют людей друг от друга. [И наоборот], не становись другом того человека, который весь погружен в заботы мира сего, ибо от него не приобретешь ты [никакой духовной] пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

III, 3. И апостол, ясно научая, каковыми должны быть души, удалившиеся от брака и [освободившиеся] от уз мира [сего], а также желающие подвизаться в девстве, говорит: «незамужняя заботится о Господнем… чтобы быть святою и телом и духом» ( 1Кор. 7, 34 ) 434 . Апостол наказывает этой [незамужней] быть вне [всяких] прегрешений, как осуществляемых на деле, так и совершаемых в мысли, то есть явных и тайных [грехов], поскольку возжелала она стать невестой Христовой, чтобы сочетаться браком с незапятнанным и чистым Небесным Царем. Ведь душе, жаждущей сочетаться с Ним и желающей стать «одним духом» ( 1Кор. 6, 17 ) с Ним, следует уподобиться Его безукоризненной и чистой красоте, согласно сказанному блаженным Иоанном: «всякий, имеющий сию надежду на Него, очищает себя так, как Он чист» ( 1Ин. 3, 3 ) 435 . [И апостол Павел] также говорит: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор. 11, 1 ). Ибо не только от одних явных прегрешений, как то: блуда, воровства, убийства, чревоугодия, злословия, лжи, пустословия 436 , крика, смеха, шутовства 437 , сребролюбия и корыстолюбия, следует очищать душу, отказавшуюся от плотского общения, удалившуюся от мира, подвизающуюся в девстве для сочетания браком с нетленным Женихом и обрученную с Ним, но еще более должно очищать ее от страстей и тайных грехов, насилующих душу, как то: похоти, тщеславия, человекоугодия, лицемерия, властолюбия, коварства, злонравия, ненависти, неверия, зависти, превозношения, ревности, самодовольства 438 , себялюбия, кичливости 439 и прочих подобных им незримых страстей бесчестия. И Писание знает (если, конечно, мы верим глаголам Духа) об этих тайных грехах души, которые считаются равными и подобными грехам явным, поскольку и те и другие суть побеги от одного и того же корня. Ведь Писание гласит: «яко Господь разсыпа кости человекоугодников» ( Пс. 52, 6 ) и, «мужа кровей и льстива гнушается Господь» ( Пс. 5, 7 ), причисляя лесть и убийство к единому преступлению. Также: «глаголющими мир с ближними своими, злая же в сердцах своих. Даждь им, [Господи] по делом их» ( Пс. 27, 3–4 ); и еще: «Ибо в сердце беззаконие делаете на земли» ( Пс. 57, 3 ). И Господь, упрекая человекоугодников, говорит: «все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди» ( Мф. 23, 5 ). Поэтому Он повелевает: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» ( Мф. 6, 1 ); то есть [Он говорит], что не должно быть желания искать [своими] добрыми нравами похвалы или славы от людей, но следует искать их только у Бога, от Которого и истинная и вечная слава, и вечное бесчестие. Поэтому и говорится: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо» ( Лк. 6, 26 ), то есть когда возникнет желание слышать от людей [только] хорошее и радоваться похвалам и восхвалениям, исходящим от них.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

II, 5. Однако когда ребенок, в силу необходимой последовательности и закона природы, [развивается] от [дня своего] телесного рождения, достигая возмужалости, то это происходит по закону Промысла, действующего с необходимостью 426 и управляющего телесным возмужанием, а не по избранию свободной воли. Относительно же горнего рождения от Духа [Бог] не определил такой последовательности, но Он установил, [чтобы в духовном преуспеянии] были труд, борение и ристалище, добровольно избираемые человеком и [преодолеваемые им] со многим терпением 427 , согласно словам Господа: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата» ( Лк. 13, 24 ); и еще: «употребляйте усилие, ибо употребляющие усилие восхищают Царство Небесное» ( Мф. 11, 12 ) 428 ; также: «претерпевший до конца спасется» ( Мф. 10, 22 ) и: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ). И апостол говорит: «с терпением будем проходить предлежащее нам поприще» ( Евр. 12, 1 ) и: «Так бегите, чтобы получить» ( 1Кор. 9, 24 ); а также: «как служители Божии, в великом терпении» ( 2Кор. 6, 4 ) и так далее. Так управила Божия благодать, чтобы каждый приобретал себе духовное возрастание посредством собственной воли и хотения, а также путем труда и борения. III, 1. Поэтому насколько [каждый христианин] верует, насколько он подвизается и насколько он в телесном и душевном борении предает себя всякому благоугождению заповедям 429 , настолько он стяжает причастие Духу 430 для духовного возрастания и обновления ума ( Рим. 12, 2 ), приобретая себе, по благодати и дару Божиему, спасение и, с помощью веры, любви и борения свободного произволения, усваивая себе преуспеяние и возрастание в меру совершенного духовного возраста. И это для того, чтобы стать ему, как по благодати, так и по праведности, наследником вечной жизни. Ведь как невозможно усвоить возрастание преуспеяния посредством одной лишь Божией силы и благодати, без содействия и усердия [самого] человека, так невозможно и достичь совершенной воли Божией и прийти в [полную] меру свободы и чистоты лишь посредством собственной силы, усердия и настойчивости, без содействия и помощи Святого Духа 431 . «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» ( Пс. 126, 1 ); и еще: «Не бо мечем своим наследиша землю, и мышцы их не спасе их» (хотя и ведут они брань «мечами» и «мышцами»), «но десница Твоя и мышцы Твоя и просвещение лица Твоего» ( Пс. 43, 4 ) – здесь говорится о силе Божией, содействующей их собственному борению. Одновременно пророк научает, что надеющимся обрести спасение верой и любовью и с помощью благодати следует отсекать превозношение немногими добродетелями и упование лишь на самих себя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

И [лишь] облачившись во всеоружие Духа, становятся они победителями, и враг душ [человеческих] падает под ноги их. Этим [духовным] оружием разрушаются крепостные стены греха, окружающие душу. И тогда души, заключенные во тьме, выходят на свет, приближаются к Отцу своему Небесному, украшаются красотой божественной зрелости, опоясываются славой и силой и обретают знание относительно всех навыков лукавого духа. Об этом и говорит апостол: «нам не безызвестны его умыслы» ( 2Кор. 2, 11 ). [После этого души] срастворяются с Духом Святым 321 и творят волю Отца Небесного. 3. Знайте же, возлюбленные братия, что когда они готовят свои души стать [благодатной] землей для небесного семени, в это же время враг поспешает посеять там плевелы свои. Потому-то вы и искушаетесь врагом и терпите многие скорби. Знайте также и следующее: если некоторые [христиане], взыскующие Господа не от всего сердца, явно не искушаются сатаной, то [он делает это] тайно и прелестью своей коварно губит души людей, растлевая и отчуждая их от Бога. Ныне же, братия, дерзайте: не поддавайтесь робости, не бойтесь призраков чуждых и молитвы свои не смешивайте с неуместными воплями; наоборот, благодать Господа принимайте душой трудолюбивой и умом, алчущим [правды]. Ибо [всё, что вы претерпеваете], происходит не только с вами, но случается и с другими. [Обычно] это происходит с новоначальными, когда они, начиная усиливаться в молитвах, колеблются искушениями, ибо не приобрели еще навыков [духовной брани], а поэтому, по своему младенчеству, приходят в смятение. Еще, братия, [сугубо] дерзайте – тогда утешитесь и унаследуете [Царство Небесное], имея [постоянное] попечение о душах ваших и ревнуя о настойчивости в молитве. И пусть ум ваш не впадает в уныние, ибо написано: «Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» ( Евр. 10, 36 ). И Господь сказал: «Истинно говорю, если двое из вас согласятся… чего бы ни попросили, будет им» ( Мф. 18, 19 ). Ведь те, которые истинно взыскуют Господа, принимают в души [свои] Божественную силу; приближаясь к небесному помазанию 322 , они ощущают в самих себе вкус и сладость будущего века.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

К середине XIX века эта обитель стала центром духовного просвещения и возрождения России. Что мы обычно понимаем под словом просвещение? Образованность, знание наук, техническая грамотность – это внешнее просвещение, дающее человеку лишь развитие умственных способностей, обогащающее его ум познаниями. Другой вид просвещения – духовный – традиционно практикуется в монастырях, откуда его благотворное действие проникает во все слои общества. Н.В. Гоголь считал, что монастыри, сохраняющие духовное делание, «распространяют благочестие в народе», и сам писатель, по его словам, «не раз замечал подобное влияние таких обителей». Кроме возрождения умной молитвы Оптина пустынь продолжала просветительское дело преподобного Паисия Величковского в сфере популяризации святоотеческого наследия. В основном, благодаря трудам преподобных Макария и Амвросия Оптинских и их духовных чад были переведены и опубликованы многие труды древних аскетов, прежде неизвестные в России. Широкому читателю стали доступны духовные наставления подвижников о цели христианской жизни и способах ее достижения. Оптина пустынь является одним из значимых центров изучения и издания святоотеческого наследия на протяжении всего своего существования. Публикацией творений святых отцов и другой духовной литературы занялась братия Оптиной пустыни и вскоре после возобновления в обители монашеской жизни в конце 1980-х. В эти годы у мощей Оптинских старцев возносились горячие молитвы за Россию, за сохранение и укрепление нашего государства, за оздоровление нашего общества в духе и традициях православия. Благотворное воздействие Оптиной пустыни на наше общество не прекращается. И сейчас под духовным покровом обители, молитвами ее духоносных старцев многие наши соотечественники по евангельским законам устраивают жизнь своих семей, воспитывают подрастающие поколения и сами идут ко Христу. – Что в основе духовной жизни было в Оптиной в XIX веке? – Сначала замечу, что именно в скиту Оптиной пустыни – месте пребывания старцев, в наиболее полной мере были возрождены древние традиции старческого окормления монахов, откровения помыслов, умной молитвы, послушания.

http://new.izdatsovet.ru/news/blagodatna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010