Апофтегмы (повествования) об авве Аммоне//Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. – Сергиев Посад, 1993. Сократ Схоластик. Церковная история. – М.:  РОССПЭН, 1996. (Кн.  IV, гл. 23. Кн.  VII, гл. 14). Руфин. Жизнь пустынных отцов/Пер. с лат. – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1991. (Репринт 1898 г.).  Гл. 3, 30. Палладий, епископ Еленопольский. Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов. – Клин: Фонд " Христианская жизнь " , 2001.  Гл. 8. Сидоров А.И., О.В.Лосева, Луковникова Е.А. Аммон Нитрийский//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия», 2000 – 2006. – Т. II. Сидоров А.И. Предисловие//Творения древних отцов–подвижников/Пер., вступ. статья и комм.  А.И.Сидоров.  – Б.м.: Мартис, 1997. (Святоотеческое наследие. Т. 4). Сидоров А.И. Святой Аммон: личность и творения. – Богословские труды, – 1997. – Сб. 33. Сидоров А.И. Священное Писание в египетском монашестве IV в. (на материале греческой версии творений св. Аммона)//Традиции и наследие Христианского Востока. – М.: Индрик, 1996. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви/Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. – Т. 2. С.30–31. Библиография работ автора: Послание об образе жития и отчасти   о жизни Пахомия и Феодора/Пер. с греч., предисл., при­   меч.: А. И. Сидоров//Альфа и Омега. –  М., 2000. 4(26). 2001. – 1(27). Повествование об авве Аммоне; Послания св. Ам  мона;Наставления св. Аммона/Пер.  и прим.:   А.И.Сидоров//Богословские труды. – М., 1997. – Сб. 33. О вещах возбраняющих ко спасению//Преподобный Паисий Величковский. Восторгнутые класы в пищу души, то есть несколько переводов из святых отцев. – Б.м.: Издательство Московской патриархии, 2000.  Послания св. Аммона/  Пер.  и прим.:   А.И.Сидоров//Богословские труды. – М.,  1997. – Сб. 33. Повествования об авве Аммоне. Послания св. Аммона. Наставления св. Аммона//Творения древних отцов–подвижников/Пер., вступ. статья и комм.:  А.И.Сидоров. – Б.м.: Мартис, 1997. (Святоотеческое наследие. Т. 4). 

http://bogoslov.ru/person/2565142

Это психологическое основание для живого пастырского делания, по совершенно справедливому воззрению г. Соколова, может быть воздвигнуто только при условии изучения священником аскетических творений подвижников Древней Церкви. Конечно, и сама жизнь дает священнику пастырский опыт, но для того, чтобы пользоваться этим опытом для своих пастырских целей, нужно иметь не одну лишь простую наблюдательность, а много духовных сокровищ и дарований, в особенности глубокую, снедающую любовь к людям и кроме того руководственную помощь. Действующие не только на ум, но и на сердце и волю человека, писания древних аскетов, воплощая в учении о духовной внутренней борьбе христианина со своими страстями идею пастырского любвеобильного и сострадающего духа, должны быть признаны самыми верными и надежными воспитателями служителя Христова. «Хотим ли мы постичь тайну личного человеческого страдания, – говорит автор, – мы видим в творениях подвижников целую школу такой борьбы, полный ход её со стороны зла и лучшие средства к духовному врачеванию… Хотим ли мы научиться борьбе со злом в людях, опять они же, св. подвижники, указывают нам лучший метод такой борьбы и высочайшие побуждения к ней и саму психологическую возможность её». Признавая за аскетическими писаниями древних отцов глубокое воспитательное и руководственное для пастырей значение, автор «Психологии греха и добродетели», имеет своей целью, прежде всего, побудить как самих пастырей, так и кандидатов священства к основательному и внимательному изучению творений древних аскетов. Это изучение древней аскетической литературы раскроет перед современными священниками тайну того глубокого духовного влияния, какой оказывали и оказывают на народ и древние отцы, и современные пастыри-подвижники, как например, отец Иоанн Кронштадтский , в Боге почивший отец Амвросий Оптинский и др. Но автор, побуждая пастырей к изучению древней аскетической литературы и полагая задачу настоящего времени в изучении обширного материала аскетических творений и в обработке его применительно к целям пастырского богословия, берет на себя труд показать, на основании изучения аскетических творения, необыкновенную духовную опытность и понимание древними подвижниками человеческой души в её положительных и отрицательных явлениях, а равно и средств к врачеванию её нравственных недугов и страстей.

http://azbyka.ru/otechnik/Lollij-Yurevsk...

Жизнь этого святого подвижника во многом уникальна. Он прошел путь от сына сельского священника до ученейшего епископа XIX столетия. В составе Первой русской духовной миссии будущий святитель несколько лет работал на Святой Земле, а впоследствии был настоятелем посольского храма в Константинополе. Во время служения на Ближнем Востоке он выучил несколько восточных и европейских языков, собрал рукописи поучений древних подвижников и перевел их на русский язык, открыв эту духовную сокровищницу отечественному читателю. Пробуждая в своих современниках жажду христианского подвига, святитель Феофан писал произведения о правильном прохождении духовной жизни. За глубокий анализ движений души его называют основателем православной психологии. Особо выделяет святителя Феофана подвиг уединения и затворничества, к которому он стремился с юности и которого достиг в 51 год своей жизни. Надо подчеркнуть, что он ушел на покой не для отдыха, а ради усиленного служения Матери Церкви. Святитель глубоко ощущал, как говорил один из его современников, «наступление нового момента исторической жизни нашего интеллигентного общества» и свою обязанность «ответить коренной настоятельнейшей нужде этого момента». Пребывая на покое, а затем в затворе, он продолжал оставаться на передовой как истинный воин Христов: защищал Церковь от веяний рационалистического подхода к вере, нигилизма, оккультизма, вольнодумства, сектантства, атеизма; учил православных христиан, как правильно веровать и устроить свою духовную жизнь; служил маяком для людей, ищущих духовные и нравственные ориентиры. Именно на покое и в затворе, святитель Феофан смог в полной мере посвятить себя научно-богословской, переводческой деятельности, а также толкованию посланий святого апостола Павла. В этот период из-под его пера выходит ряд произведений по праву вошедших в сокровищницу святоотеческого наследия. Среди них можно выделить такие переводы как «Добротолюбие» в пяти томах и «Слова преподобного Симеона Нового Богослова». Стоит сказать, что святитель Феофан не ограничивался прямым переводом творений древних отцов, но актуализировал их, делая более понятными для современных ему читателей, становясь в полной мере соавтором тех подвижников, слова которых он переводил.

http://pravoslavie.ru/114026.html

Иеромонах Макарий (Комогоров) презентовал книжную экспозицию, подготовленную Издательским Советом. Книжная подборка, включающая несколько сот изданий, представляет новые издания Священного Писания на церковнославянском и русском языках, творения святых отцов и подвижников Церкви как древних времен, так и XX столетия, труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, современную богословскую, катехизическую и учебную литературу. Большое внимание в книжной экспозиции уделено современной детской литературе. Отец Макарий также представил многотомное издание «Летописи жизни и трудов святителя Феофана, затворника Вышенского», которое выпускается Издательским Советом на протяжении десятилетия. Заместитель председателя Издательского Совета провел презентацию уникального издательского проекта Фонда «Возрождение Тобольска» — факсимильного издания Нового Завета, принадлежавшего Ф.М. Достоевскому. Специалист сектора выставок Издательского Совета Николай Кречетов представил ряд духовно-просветительских изданий, в частности книги святителя Николая Сербского. В тот же день в городской библиотеке Урюпинска прошел семинар для сотрудников библиотек и учителей, посвященный вопросам развития книжной культуры в обществе. Ведущим семинара выступил иеромонах Макарий (Комогоров). В ходе семинара были представлены ключевые просветительские проекты Издательского Совета: Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, Открытый конкурс изданий «Просвещение через книгу», информационный портал о православной литературе Правчтение.ру, а также Международный детско-юношеский литературный конкурс имени И.С. Шмелева «Лето Господне». В ходе дискуссии священник ответил на вопросы собравшихся. В актовом зале управления Урюпинской епархии также состоялась интеллектуальная игра брейн-ринг, посвященная творчеству И.С. Шмелева. В игре приняли участие 12 команд — девять от общеобразовательных школ г. Урюпинска и три команды приходов Урюпинской епархии. Интеллектуальную игру провел Николай Кречетов. Всем участникам были вручены дипломы Издательского Совета и книги в подарок.

http://patriarchia.ru/db/text/6065144.ht...

— Издательский совет выпускает полное собрание сочинений Феофана Затворника, жившего в XIX веке и канонизированного в 1998 году. Популярны сегодня сочинения афонских старцев, многие из которых тоже фактически были нашими современниками. Почему, на ваш взгляд, важно издавать сегодня труды «новых» святых? — Ценность в том, что эти подвижники сохранили дух святоотеческого наследия и передали учение древних отцов понятными нам словами и образами. Если взять, например, творения Ефрема Сирина — святого, жившего в IV веке, — и начать читать, то многим покажется, что его язык слишком сложен, что его трудно понимать. В то же время современные подвижники живут в наше время и поднимают те вопросы, которые ближе нашему времени. Вот Феофан Затворник пишет в XIX веке о проблемах безверия, пренебрежения к таинствам, пренебрежения к чтению Евангелия. У святых отцов древней церкви меньше говорилось о чтении, потому что тогда и книг почти не было, и грамотности тоже. А во время святителя Феофана уже были все грамотные, и он об этом говорил — о том, что каждому необходимо читать Евангелие. И, естественно, нам понятно, когда мы слышим ответ на хорошем языке — грамотный, выдержанный в традиции святых отцов. Этот ответ открывает нам дверь к святым отцам древности: через него становится легче воспринимать и их труды. Митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин). Фото: Фото: Игорь Беляев/«Русская планета»      — Следующий год объявили Годом кино. Что вы думаете о состоянии современного кинематографа? — Вы сами знаете, какой он сейчас: православной культуры в нем мы почти не видим. Единственный контекст, в котором могут показать храм, — это если по сценарию в нем отпевают какого-то «криминала», больше никак. А если герой — добрый и порядочный человек, то он всегда обходится без священника. Почему это? Почему создается такой образ церкви? — Но разве нельзя говорить, что перелом все-таки наступает? Вышли в широкий прокат мультфильм о Серафиме Саровском, художественный фильм о святителе Луке Крымском.

http://pravoslavie.ru/89258.html

25. Не изображай из себя притворно [человека благочестивого] 739 , но стяжай себе божественный навык 740 . 26. Не будь злонамеренным и коварным и не ходи одним путем с крючкотвором, ибо все это суть дела ветхого человека. 27. Чадо! Бойся Бога и избегай всех этих [грехов]; будь кротким, а не дерзким, ибо кроткие «наследуют землю» ( Мф. 5, 5 ). 28. Будь смиренным, ибо Бог есть [Бог] смиренных 741 . 29. Смиряй душу свою перед Богом, и диавол не одолеет тебя; будь спокойным и смиренным перед всяким человеком 742 . 30. Со всем вниманием следи за учителем своим, как ходит он в смиренномудрии 743 , являя нам образец [для подражания], «дабы мы шли по следам Его» ( 1Пет. 2, 21 ). 31. Сын [мой]! Со всем вниманием следи за всеми святыми, как ходят они в смиренномудрии. 32. Обрати внимание на верного Авраама, смирившего себя и изрекшего: «Аз же есмь земля и пепел» ( Быт. 18, 27 ) 744 . 33. Обрати внимание на Моисея, глаголющего: «…худогласен есмь аз» ( Исх. 4, 10 ) и чад, исходящий из глиняного горшка» 745 . 34. Посмотри на Исаию, вопиющего и глаголющего: " " …якоже порт нечистыя вся правда наша» ( Ис. 64, 6 ) пред лицем Твоим». 35. И Господь, научая следующих за Ним, глаголет: «когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие; потому что сделали, что должны были сделать» ( Лк. 17, 10 ). 36. Ведь посеянные в землю добрую 746 смиряют себя пред всеми людьми, ибо земля эта уготована как великим, так и малым, и очи Господа взирают на [всех] них. 37. Ходи в нестяжании, ибо бедность смиряет человека; не позволяй себе ничего лишнего, довольствуясь [лишь самой необходимой] пищей и одеждой. Остальное отдавай имеющим нужду в этом, по заповеди Христа, чтобы посвящать всё свое время Богу 747 . И Бог даст тебе ведение, чтобы познать Его 748 . 38. Посвящай все свое время Богу, дабы отверзлись очи [сердца] твоего. Сын мой! Со всем усердием предавайся делу Божиему, а не делу мирскому 749 . 39. Возжелай [внимать] всякому благому слову, но не желай услышать слово, не приносящее пользы. Ибо Господь глаголет в Евангелии: «Мои овцы слушаются голоса Моего» ( Ин. 10, 3 ) 750 и: «Кто от Бога, тот слушает слова Божии» ( Ин. 8, 47 ) 751 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

9. Рассказывали о нем: какие-то люди пришли к нему, чтобы он рассудил их. Но старец прикинулся глупым, и тогда женщина, стоявшая близ него, сказала: «Старец этот – юродивый». Старец, услышав ее слова, подозвал женщину и сказал: «Сколько трудов совершил я в пустынях, чтобы стяжать это юродство, и неужели сегодня через тебя я должен потерять его?» 10. Однажды авва Аммон пошел в одно место на трапезу. Там был один [брат], о котором ходила дурная молва; и случилось так, что в келью этого брата зашла одна женщина. Жители того селения, прослышав про это, возмутились и собрались вместе, чтобы изгнать его из кельи. Узнав, что епископ Аммон находится тут, пришли и просили его пойти с ними. Проведав про это, брат спрятал женщину в большой пифос 77 . Придя вместе с толпой, авва Аммон узнал о случившемся, но ради Бога скрыл дело. Войдя, он сел на пифос и повелел обыскать келью. Когда ее обыскали и не нашли женщину, авва Аммон сказал: «Что это значит? Бог простит вас». Помолившись, он приказал всем удалиться и, взяв за руку брата, сказал ему: «Брат, внимай себе». Сказав это, ушел. 11. Авву Аммона спросили: «Что есть узкий и тесный путь ( Мф. 7, 14 )?» Он ответил: «Узкий и тесный путь есть [постоянное] принуждение своих помыслов 78 и отсечение собственных желаний ради Бога. Об этом и говорят слова: «вот, мы оставили все и последовали за Тобою» ( Мф. 19, 27 ) " 79 . 12. Братия пришли к авве Антонию и сказали ему одно изречение из Книги Левит 80 . Старец удалился в пустыню, и авва Аммон, зная его привычку, скрытно последовал за ним. Уйдя далеко, старец встал на колени и сильным голосом вскричал: «Боже! Пошли мне Моисея, и пусть он наставит меня относительно этого речения!» И сошел к нему глас, глаголющий с ним. Авва Аммон говорил об этом: «Глас я слышал, но смысл сказанного не разобрал» 81 . 13. Паисий, брат аввы Пимена, поддерживал отношения с неким [человеком, жившим] вне его кельи 82 . Авва Пимен не хотел этого и [однажды], встав, пришел к авве Аммону и говорит ему: «Паисий, брат мой, поддерживает отношения с неким [человеком], и я не могу обрести покой». Авва Аммон отвечает ему: «Пимен, ты находишься в расцвете сил. Пойди, сядь в келье своей и положи на сердце свое, что ты уже год лежишь в могиле» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

78 . Лука/Войно-Ясенецкий/, архиепископ, святой. Дух, душа и тело. Изд. ПСТБИ и «Русское зерцало», М., 1999. 79 . Максим Грек , преподобный. Творения, ч. 1. Нравоучительные сочинения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 80 . Максим Грек , преподобный. Творения, ч. 2. Догматико-полемические сочинения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 81 . Максим Грек , преподобный. Творения, ч. 3. Разные сочинения. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996. 82 . Максим Исповедник , преподобный. Творения, кн. 1, Богословские и аскетические трактаты. Изд. «Мартис», 1993. 83 . Максим Исповедник , преподобный. Творения, кн. 2, Воппросоответы к Фелласию, ч. 1, вопросы 1–55. Изд. «Мартис», 1993. 84 . Ориген , учитель Александрийский. О началах. По изданию Рига, 1936. 85 . Ориген , учитель Александрийский. Против Цельса апология христианства. Серия «Учители неразделённой церкви». Учебно-информационный центр ап. Павла, 1996. 86 . Пётр Дамаскин, преподобный священномученик. Творения. Редакция «Скит», М., 1993. 87 . Серафим Саровский , преподобный. Житие. Беседа с Мотовиловым. Изд. журнала «Вечное», Париж, 1953. 88 . Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения, т. 1, Слова 1–52. М., Типолитография И. Ефимова, 1892. 89 . Симеон Новый Богослов , преподобный. Творения, т. 2, Слова 53–92. М., Типолитография И. Ефимова, 1890. 90 . Симеон Новый Богослов , преподобный. Божественные гимны. Сергиев Посад, Типография И. И.Иванова , 1917. 91 . Творения древних отцов-подвижников. Св. Амон, св. Серапион Тмуитский , прп. Макарий Египетский , св. Григорий Нисский , Стефан Фиваидский, блж. Иперехий. Изд. «Мартис», 1997. 92 . Триодь цветная. Московская Патриархия, М., 1975. 93 . Фома Кемпийский. О подражании Христу. Изд. «Жизнь с Богом», Брюссель, 1983. IV. Богословская и научная литература 94 . Арсений/Соколов/, иеромонах. Книга Иисуса Навина. Изд. Крутицкого подворья, М., 2005. 95 . Иаков, монах. О началах премудрости. «Ника», М., 2000. 96 . Классен Александр, священник. Книга Екклесиаста: вчера и сегодня, рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Еще во время обучения в Киевской духовной академии святитель обращался к творениям святых отцов, цитируя их в студенческих проповедях. После принятия монашества для разрешения возникавших у него вопросов в духовной жизни наряду с советом опытных наставников и подвижников Киево-Печерской Лавры он прибегал к чтению святоотеческих писаний. По словам И. А. Крутикова, племянника святителя, «он изучал их и практически, и научно, причем до того проникся духом их, что речь его, о чем бы ни была, носила явные следы аскетических творений» с. 269]. Результатом глубокого осмысления и усвоения на личном опыте святоотеческой мыс-ли стало сочинение святителя Феофана «Что потребно покаявшемуся и вступившему на добрый путь спасения» составленного перед его оправкой на Ближний Восток в составе Первой русской духовной миссии. Следующим, качественно иным этапом знакомства со святоотеческой мудростью и приложения ее применительно к собственной жизни для святителя стала командировка на Святую Землю. Здесь, вдали от духовных единомышленников и наставников, особенно проявилась его жажда к постижению наставлений древних подвижников. Находясь вблизи первых центров монашества, он совершал паломничества по обителям Палестины, Фиваиды и Синая, работал в их библиотеках, собирал и копировал уникальные рукописи, занимался расшифровкой памятников аскетической письменности. Для более полного понимания этих текстов он изучал древние и новые языки, общался с насельниками посещаемых обителей – духовно опытными монахами, сохранявшими многовековые традиции подвижничества. По возвращении в Россию всю оставшуюся жизнь святитель Феофан занимался переводом и переложением святоотеческих писаний. В период затвора в Вышенской пустыни поиск рукописей древних подвижников проводился главным образом на Афоне иноками Русского Пантелеимонова монастыря. Так, в 1882 году в одном из затворнических писем он сообщал: «В начале нынешнего года пришло мне в голову спросить их, нет ли там, на Афоне Аввы Исаии в подлиннике, – и они охотно прислали мне его, для перевода» 179]. Эта деятельность святителя Феофана была направлена на адаптацию для современников святоотеческой письменности, что требовало нередко отказываться от дословного перевода древних рукописей в пользу их интерпретации.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Поэтому все важнейшие положения о " пути спасения " должны быть подтверждены текстами из Свящ. Писания и творениями Святых Отцов Православной Церкви и подвижников благочестия и примерами из их жизни. Подобному отношению к поучениям и наставлениям учат нас и св. отцы. Как пишет еп. Игнатий Брянчанинов, преподобный Нил Сорский никогда не давал наставления или совета прямо от себя, но предлагал вопрошающим или учение Писания, или учение Отцов. Когда же, как говорил преподобный в одном из своих писем, - он не находил в памяти освященного мнения о каком-либо предмете, - то оставлял ответ или исполнение до того времени, когда находил наставление в Писании. Этого метода придерживались также Петр Дамаскин, преподобный Григорий Синаит, Святые Ксанфопулы и другие отцы, особенно позднейшие. Его держались и иеросхимонахи Оптиной пустыни Леонид и Макарий. Память их была богато украшена мыслями святых. Никогда не давали они совета от себя: всегда представляли в совет изречения или Писания, или отцов. Это давало советам их силу. Те, которые хотели бы возразить на слово человеческое, с благоговением выслушивали слово Божие и находили справедливым покорить ему свое умствование. Такой образ действия содержит в величайшем смирении преподающего совет, как это явствует из слов прп. Нила Сорского: " Преподающий преподает не свое, а Божие. Преподающий соделывается свидетелем, органом святой Истины, и в совести его является вопрос: с должным ли угождением Богу исполняет он свое ответственное служение? " Да и как можно постигнуть нам истину в совершенстве без изучения писания святых отцов? Не более ли мудро приобщиться к бесценной сокровищнице премудрости из духовного опыта Церкви Христовой. Есть мнения, что все утверждения должны основываться на толковании Св. Писания лишь древних отцов Церкви. Но это не так, и вот что пишет по этому поводу архимандрит (а ныне архиепископ) Иоанн Шаховской: " Учительство в Церкви никогда не прекратится, и во все века Церковь будет давать миру своих учителей, которые во все века будут иметь Одного Духа Святого и говорить одну и ту же истину слова Божьего, но в разных психологических формах, каждый раз в форме, наиболее понятной данной эпохе, данному обществу и народу. В Церкви идет вечное, непрекращающееся благовествование...

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/446/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010