" Внимательно читавший сочинения Святых Отцов о монашестве, удобно заметит, что Отцы составляли свои наставления, применяясь к обстоятельствам времени и к положению тех иноков, которым они посвящали труд свой. По этой причине и в цветущия времена монашества невозможно было каждому иноку приложить к себе сряду все, что написали Отцы: тем более такое приложение невозможно в наши времена " (Там же, Заключение, стр.382). О том, что творения древних Отцов ныне нужно читать с большим рассуждением и что советы, которые давались христианам первых веков во многом уже неисполнимы для нас, говорят почти все подвижники последнего времени, например, святители Феофан Затворник, Филарет Московский. То же пишет и автор книги, которую Вы держите перед собой – игумен Никон (Воробьев). Развивая эту мысль, он говорит, что сейчас уже не только писаниями древних, но и писаниями более близких нам по времени святых нужно пользоваться с рассуждением: " Учиться надо и молитве, и вообще христианству у Игнатия (Брянчанинова). Лучшего учителя для нашего времени нет. Но и он стал почти недоступен современным христианам " (письмо Вот некоторые причины современного духовного оскудения, указанные духовными писателями: – оскудение духовных наставников, ведущее к почти повсеместному отсутствию здравых понятий о духовной жизни и искажению самих основ духовности; – отсутствие делателей молитвы Иисусовой и живых примеров благочестия; – оскудение физических сил и здоровья, по причине чего пост и другие телесные подвиги сделались для нас невозможными в той форме, в какой они проходились христианами первых веков; – при внешнем, кажущемся расцвете монастырей, глубочайшее расстройство монашества. Есть и другие причины . Именно по причине этого оскудения современные христиане особенно нуждаются в наставлениях, созвучных древним Отцам, проникнутых их духом, содержащих мысли Святых Отцов, но выраженные современным языком, изложенные применительно к понятиям нашего невежественного времени. Эти пояснения к святоотеческим писаниям могли бы дать лица, опытно прошедшие указанный Отцами путь; не по букве, а по духу постигшие святоотеческие заветы и деятельно исполнившие их. Как власть имеющие, а не как книжники и фарисеи, они научили бы и нас этому исполнению: Иже сотворит и научит, сей велий наречется в царствии небесном (Мф. 5; 19). Где же почерпнуть в наше время такие наставления?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=884...

Первое место среди них занимают произведения св. Аммона — непосредственного ученика и продолжателя дела преп. Антония Великого . Родившись, скорее всего, в самом конце III или в начале IV в. (даже самые приблизительные даты жизни св. Аммона нам неизвестны), он прожил долгую жизнь в трудах подвижничества, отойдя ко Господу, вероятно, в конце IV в. уже в сане епископа (кафедру его трудно определить, но один источник называет св. Аммона «епископом Оксиринха»). Будучи одним из любимых духовных чад преп. Антония, св. Аммон часто замещал его, возглавляя монашескую общину Писпера во время отлучек «отца монашества», а затем, после кончины преподобного, стал и настоятелем ее. Творения св. Аммона дошли до нас в двух основных версиях — греческой и сирийской. На греческом языке сохранились: 1) пятнадцать «Повествований («апофтегм») об авве Аммоне» ; 2) семь посланий; 3) «Наставления», включающие в себя «Поучения» (числом 4), «Увещательные главы» (19 глав), «Слово аввы Аммона о желающих безмолвствовать» (11 глав) и сочинение под названием «О радости души того, кто начал служить Богу» (73 главы); 4) два фрагмента неизвестного происхождения . Сирийская версия включает в себя 25 апофтегм (частично совпадающих с греческими) и более полный, чем греческий, сборник посланий (14 писем) . Подлинность творений св. Аммона не всегда можно точно установить: так, один из греческих фрагментов, приписываемый в рукописной традиции этому святому, представляет собой выдержку из сочинения Евагрия Понтийского «Изображение жизни монашеской», и кому из двух древних подвижников действительно принадлежит данный текст — установить трудно; «Увещательные главы» частично совпадают с двадцать седьмым «Словом» преп. Исаии (рукописная традиция сочинений которого, кстати сказать, является чрезвычайно запутанной и требующей еще тщательнейшего изучения); десятое послание сирийской версии во многом тождественно пятьдесят седьмой «Духовной беседе» преп. Макария Египетского (о находке новых «Духовных бесед» см. ниже). Но с большей долей вероятности можно предполагать, что основная часть творений, сохранившихся на греческом языке, действительно принадлежит св. Аммону.

http://predanie.ru/book/107469-tvoreniya...

Читатель легко заметит, что во второй части наблюдается более сильный акцент на истории западного монашества и аскетического богословия, хронологические рамки которой являются более широкими (IV—nepbaя половина VI вв.) по сравнению с хронологическими рамками первой части (IV—haчaлo V вв.). Это объясняется, во–первых, тем, что в названном томе «Курса патрологии» будет рассмотрена, преимущественно, греческая древнемонашеская письменность, а во–вторых, тем, что история древнезападного монашества както оставалась обычно вне поля зрения русских православных ученых (чуть ли не единственным исключением в данном плане является небольшой очерк М. Скабаллановича). Восполняя данный пробел, я и расширил вторую часть. В качестве «Приложения» я счел целесообразным поместить сочинение покойного профессора Московской Духовной Академии Петра Симоновича Казанского «Общий очерк жизни иноков египетских в IV и V веках», которое, как кажется, удачно дополняет мою работу. А. И. Сидоров. Предисловие к книге «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества». Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества Книга «Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества», открывающая новую серию «Православное монашество и аскетика в исследованиях и памятниках», представляет собой попытку осмысления генезиса и основных этапов истории древнего иночества. В работе рассматриваются главные вехи становления древнецерковного монашества и аскетизма и их наиболее характерные черты. В рамках достаточно широкого хронологического диапазона (I — первая половина VI вв.) представляется картина развития монашества как на христианском Востоке, так и на христианском Западе, и намечаются сущностные моменты этого развития. Автор работы, профессор А. И. Сидоров, известен православному читателю рядом своих трудов, среди которых наиболее значительными представляются: комментированные переводы творений преподобного Максима Исповедника, «Истории боголюбцев» блаженного Феодорита Кирского, сочинений Евагрия Понтийского, творений древних отцов–подвижников, а также первый том «Курса патрологии». Надеемся, что и эта новая книга известного православного ученого, написанная живым и ярким языком, также привлечет внимание наших читателей. Предисловие издательства

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

18. Сила монаха – в нестяжании, ибо [только оно и способно] поднять крест 877 . Страшно для монаха сребролюбие, закрывающее [врата] в Царство Небесное. 19. Всем сердцем внемли себе, монаше 878 , чтобы отогнать от себя супротивника своего – диавола, [борющегося с тобой] и в мысли, и в деле 879 . 20. Девство есть благой дар [Божий] монаху: оно возносит его на колеснице [огненной] вместе с Илией на небо ( 4Цар. 2, 11 ). Поэтому и ты, монаше, возлюбивший это девство, вознесись на огненной колеснице, орошая закат потоками слез, струящимися из глаз твоих. 21. Смирение есть древо жизни, растущее вверх. 22. Монах, стяжавший силу [Божию], собирает плоды благие 880 . 23. Девство укрепляется благодаря воздержанию от яств 881 . Монах же, предающийся излишествам в еде и винопитии, оскверняет жизнь свою. От Христа он услышит: «ты уже получил награду свою» ( Мф. 6, 2 ); пристыженный и [неспособный что-либо] ответить, он получит и [соответствующее] воздаяние от Христа, ведающего тайное. 24. Монах, отдающий Богу Божие ( Мф. 22, 21 ) 882 , не должен превозноситься, но, молясь Богу, ему следует [постоянно] произносить: «Твоя от Твоих Тебе приношу я; от Тебя же прошу одного – спасения души моей» 883 . 25. Господь внемлет молитвам монаха, в чистоте [сердечной] обращающего ночью свои моления к Нему 884 . В день же [Судный] Господь облистает его [Своим Светом], и будет монах сиять, как чистый день. 26. Милостивый монах братолюбив 885 , и он унаследует землю благую. 27. В гордого монаха не вселяется Господь, чтобы даровать ему отдохновение; [лишь] на монахе смиренномудром будет почивать Дух Святой. И в смиренномудрии своем такой монах стяжает Царство Небесное, быстро унаследовав его. 28. Во всякое время риза монаха – не риза, изготовленная из ткани, но риза духовная – должна быть незапятнанной 886 . Ибо в полночь войдет он в Брачный Чертог вместе с Женихом-Христом ( Мф. 25, 10 ). [И еще] монах должен приготовить масла [для светильника своего], чтобы встретить и препроводить Жениха ( Мф. 25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

40. Сын [мой]! Если сидишь среди лучших, чем ты, испытывай желание внимать, а не говорить. Не будь опрометчивым в словах своих, чтобы не стать хвастливым 752 . 41. Будь господином сердца своего и обуздывай язык свой ( Иак. 1, 26 ). Не внимай с удовольствием хуле, произносимой на кого-нибудь [из братий], дабы жить тебе в мире со всеми людьми. Ведь все святые [угодники] Божии пребывают в мире [с людьми], а [поэтому] Бог обитает в них. Ибо написано: «Мир мног любящим закон Твой» ( Пс. 118, 165 ) 753 . Поэтому все любящие Бога живут в мире со всеми людьми 754 . 42. Чадо [мое]! Держи в чести пред лицом своим всякого человека. Когда сидишь в келье своей, не позволяй помыслу своему блуждать вне [ее]. Проси Бога, чтобы [Он даровал тебе способность] распознавать побуждающих тебя [ко греху] 755 . 43. Сидя в келье своей, не будь словно гроб 756 , но будь сокровищницей, наполненной золотом 757 и имеющей стражей, [охраняющих] ее днем и ночью. Стражи же суть силы Божии, охраняющие владычественное начало души твоей 758 , то есть охраняющие ведение, веру, долготерпение, воздержание, простоту, незлобие, чистоту, целомудрие, любовь, единодушие [с братиями] и истину. Эти [добродетели] окружают человека, не позволяя ему отклониться ни вправо, ни влево. Они есть то всеоружие, облачившись в которое человек становится сильным в брани и отражает вражескую рать 759 , то есть лукавые помыслы, сражающиеся с нами. 44. Чадо [мое]! Когда сидишь в келье своей, будь словно искусный кормчий, [ловко] управляющий кораблем своим и внимательно следящий за ветром: является ли он благоприятным или сулящим бурю 760 . Будь сильным в брани, восклицая [постоянно громким гласом]: «Востани севере, и гряди, юже, и повей в вертограде моем, и да потекут ароматы моя» ( Песн. 4, 16 ). 45. Сидя в келье своей, не будь словно судия, но считай Бога Судией и Обвинителем тебя самого. 46. Изнемогая в молитве, не прекращай ее, чтобы услышал тебя [Господь]. 47. Изнурившись от трудов, уповай на отдохновение 761 . 48. Полностью посвящай себя Богу, чтобы Бог боролся за тебя, поддерживал тебя и даровал тебе силу сражаться с противниками твоими. Потому что без Бога человек ничего не может ( Ин. 15, 5 ); но если он просит Бога, то Тот дает ему силу, хранение [сердца], ведение и разумение. [И когда человек обретает всё это, тогда Бог уже] ведет его по воле Своей 762 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

III. Beдь Бог избрал вас для Себя как «народ избранный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2, 14 ) 253 . Спаситель сказал: «Вы – свет мира» ( Мф. 5, 14 ). И те, у кого рвение и деяния остаются неизменными, обретают также неизменную похвалу и неизменную награду [от Бога]. Поэтому блаженны и трижды блаженны вы, монашествующие, будучи самыми ценными [чадами] для Бога! Кто сможет достойно воздать хвалу вашему образу жизни? [Кто способен воспеть] ваши денные и ночные труды, псалмы, славословия, духовные песнопения ( Еф. 5, 19 ; Кол. 3, 16 ) и [все прочие ваши] деяния, приличествующие Богу? 254 Любовь – достояние ангельское – живет среди вас; мир – ограда небес – утвердился среди вас 255 ; образ жизни ваш, имеющих обыкновение всегда [довольствоваться лишь] необходимым, чужд сребролюбия. В постах вы усердны и еще более усердны в молитвах, проводя дни свои в бдениях. Господь изрек: «да светит свет ваш» ( Мф. 5, 16 ), и сказанное Им делается явным [в вас]. Вы не любите мир сей и не храните того, что в нем. Блаженны вы для Бога! Однако и мир блажен благодаря вам; пустыни освящаются вами, и вселенная спасается вашими молитвами 256 . Благодаря вашим мольбам дождь ниспосылается на землю, она покрывается зеленью, и деревья в сохранности приносят плоды свои. Река 257 ежегодно разливается, орошая весь Египет, и, радушно принимаемая озерами, наполняет водами своими моря, являя силу коленопреклонных молений ваших. Ибо если Илия, будучи, как написано, человеком, подобным [нам], молитвой задержал дождь, а затем опять принес молитву – и небо ниспослало дождь, чтобы земля произрастила плод свой ( Иак. 5, 17–18 ), то тем более ваши молитвенные прошения разве не отверзут [небо] для полезных [нам благодеяний Божиих]? 258 IV. Noэmoмy блажен град Александрия, имеющий в вас [своих] заступников 259 . Град содомлян не погиб бы, обращенный в пепел, если бы в нем находилось десять праведников ( Быт. 18, 32 ); и другие города не были бы разрушены, обладай они таким благом, как ваша святость. Жестокие друзья Иова были спасены благодаря ему, как написано: «Иов же, раб Мой, помолитися о вас, понеже точию лице его приму: аще бо не его ради, погубил бых убо всех вас " ( Иов. 42, 8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

II, 2. А приходящих к Духу с искренней волей, обладающих верой в полноте удостоверенности и не имеющих никакого пятна на своей совести очищает сама сила Духа, согласно изрекшему: «потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе, и во Святом Духе, и со многим удостоверением, как вы сами знаете» ( 1Фес. 1, 5 ); и еще: «и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока» во имя «Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Фес. 5, 23 ). II, 3. Через купель этот Дух дарует достойным залог бессмертия, чтобы доверенный каждому талант приносил, благодаря труду тех, кому он вручен, незримое богатство (ср. Лк. 19, 12–27 ; Мф. 25, 14–30 ) 601 . Ибо велико, братия, велико святое крещение для приемлющих его со страхом [Божиим] в деле стяжания умопостигаемых [благ]. Ведь богатый и независтливый Дух присно течет в приемлющих благодать 602 , преисполненные которой святые апостолы явили Христовым церквам плоды полноты 603 . Этот Дух пребывает в искренне принявших дар, по мере веры каждого из причаствующих [Ему]; содействуя [в верующих] и сообитая [с ними], Он созидает в каждом благо для усердия души в делах веры, согласно изречению Господа, гласящему, что берущий ту мину берет ее для прироста данного ему. [А это означает], что благодать Святого Духа даруется каждому для [духовного] преуспеяния и возрастания приемлющего ее. Ибо следует питать возрожденную силой Божией душу до тех пор, пока она не достигнет меры умозрительного возраста в Духе, получая в достатке пищу благодаря подвижническому труду добродетели и поддержке благодати 604 . II, 4. Ибо как естество тела недавно рожденного младенца не остается [навсегда застывшим] в нежном возрасте, но, питаемое телесной пищей, развивается по закону природы, достигая установленной для него меры, так подобает [возрастать] и вновь рожденной душе, которая через причастие Духу исцеляется от возникшей вследствие преслушания болезни и восстанавливает издревле присущую ей по естеству красоту. [Это необходимо] для того, чтобы не осталась она навсегда во младенчестве, не пребывала праздной и не проводила жизнь в [косной] неподвижности, бездействуя в состоянии новорожденного [дитяти], но укрепляла себя свойственной ей пищей и с помощью всякой добродетели и всяческих трудов взращивала себя до потребной ее природе меры.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

[Да преизобилует в вас] тот Мир, Который принял дар Авеля, Который переселил Еноха так, что он не вкусил смерти ( Евр. 11, 4–5 ), и Который защитил Ноя в ковчеге ( Быт. 7, 23 ). Он, Который 314 приумножил благословения Аврамовы и поставил наследником обетования Исаака, от семени которого родился Спаситель веков; Он избрал от чрева матери Иакова, чтобы тот принял благословение первородства; Он вместе с Иосифом был на чужбине и снял ярмо рабства с выи его, соделав господином Египта ( Пс. 104, 21 ); Он явился Моисею в пламени огня [посреди] тернового куста ( Исх. 3, 2–4 ), даровал ему власть подчинять все твари и сделал море [сушею] для прохождения его ( Исх. 14, 22 ); Он укрепил Иисуса Навина, соделав его победителем во всех схватках с врагами; Он избрал Самуила во иереи и помазал Давида [в царя] над стадом [Своим] 315 ; Он из горсти муки в кувшине и малой толики оливкового масла в бутыли вдовы сотворил источник [пропитания], который не истощался три года и шесть месяцев 316 . Он послал Илие коней огненных вместе с колесницей и вознес его на небо ( 4Цар. 2, 11 ), а Елисею даровал дух двойной, который тот просил ( 4Цар. 2, 9 ); Он повелел древу творить чудеса в Египте и сухому жезлу приносить плоды ( Исх. 7, 9–12 ; Чис. 17, 8 ). Он – Тот Мир, Который укрепил Иова в искушениях и вывел Лота из гибели огненной ( Быт. 19 ). Он был со всеми отцами, которые, веруя в Него и любя Его, изошли [из мира сего], стойко выдержав позор и скорби ради Него, став странниками и нищими, чужеземцами и гонимыми. Они презрели мир [сей], пренебрегли смертью и отказались от самих себя; подвергнутые всякому испытанию, брошенные [на съедение] зверям и ставшие посмешищем для мира, они, пройдя через огонь и воду, обрели отдохновение в мире ином 317 . 2. Это написал я вам, возлюбленные братия, дабы вы знали, что с того дня, когда на земле был сотворен Адам, и вплоть до скончания века лукавый не перестает вести брань со святыми. Ибо он обитает и пребывает вместе с нами в том самом теле, в которое облеклись мы после преступления первосозданного [Адама], устраивая свои подлые и коварные козни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Отличаясь строгостью к себе, епископ Игнатий был снисходителен к немощам человеческим. Он охотно прощал недостатки своим духовным чадам, когда видел их искреннее раскаяние и начатки исправления. Эту черту милосердия доброго пастыря можно видеть во многих его письмах. Владыка не только не отвергал согрешающих, но, наоборот, старался поддержать, исправить и привести ко Христу. Епископ Игнатий умел воздействовать на людей не только примером своей высоконравственной жизни, но и даром слова. Этот талант Владыка также посвящал на служение ближним. Он видел в этом свое призвание. Считая душеполезное слово милостыней, епископ Игнатий щедро раздавал его. Владыка, с присущей ему духовной мудростью, умел применять к своей жизни наставления древних подвижников, сообразовываясь с современными ему условиями; во многих своих сочинениях, проповедях и письмах он отразил учение св. отцов, примененное к требованию современности. На свои произведения святитель смотрел не как на свою собственность, но считал их даром Божиим. Я, – писал он в своих сочинениях, – был только орудием милости Божией к современным православным христианам, крайне нуждающимся в ясном изложении душевного христианского подвига 439 . Преисполненный великого смирения и глубокого чувства покаяния, Владыка больше всего желал быть примером для пасомых не словом, а самой жизнью, и это желание можно видеть в его творениях и письмах. «Довольно, если буду взирать на грехи свои, стремиться к покаянию и плачу, и на сию спасительную ниву изгонять вверенное мне стадо жезлом примера и учения» 440 . Из этого смиренного и покаянного источника – своего сердца – добрый архипастырь и давал наставления, заботясь о спасении душ, вверенных ему Богом. Епископ Игнатий своим богопросвещенным духом постоянно ощущал суетность и кратковременность земной жизни. Вся земная жизнь христианина, по мнению Владыки Игнатия, должна быть школой для приготовления к вечности. Жизнь христианина-путника, идущего в Небесный Иерусалим, – должна быть теснейшим образом соединена со Христом через исполнение евангельских заповедей. Добродетельная жизнь делает христианина уже на земле причастником неба. Только тот, кто еще на земле жизнью во Христе сделал себя способным к восприятию начатков небесной радости, будет сопричтен к ней в бесконечно большей степени на небе. «Земля – страна плача; небо – страна веселия; небесное веселие вырастает из семян, посеянных на земле» 441 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/l...

И. упомянут в греч. иконописном подлиннике - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - в разд. «Преподобные отцы наши отшельники»: «Святой Иперихий, старец плешивый, с раздвоенной бородой» (Ерминия ДФ. С. 172. 35). Соч.: PG. 79. Col. 1471-1490 (рус. пер.: Увещание к подвижникам/Пер.: А. И. Сидоров//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 191-202. Ист.: PG. 65. Col. 429-432 (рус. пер.: Достопамятные сказания. С. 76-77); PG. 79. Col. 1471-1490; SynCP. Col. 875; Apopht. Patr. (Guy). Vol. 1. III 35. P. 168-169; Vol. 1. IV 53-60. P. 212-215; Vol. 1. VI 18. P. 326-327; Vol. 1. VII 27-28. P. 356-359; Vol. 2. X 109. P. 108-109; Vol. 2. XI 76. P. 180-181; Vol. 2. XIV 19. P. 266-267; Vol. 2. XV 67-68. P. 330-331; Vol. 3. XVII 16. P. 20-21; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 6. Σ. 178; Великий Патерик, или Великое собрание изречений старцев: Сист. колл. М., 2005. Т. 1. С. 107, 130; ИАБ. С. 220. Лит.: ActaSS. Aug. T. 2. P. 190-191; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 238; Т. 3. С. 532; Sauget J.-M. Iperechio//BiblSS. Vol. 7. Col. 863-864; idem. Hyperchius//EEC. Vol. 1/2. P. 401; Regnault L. Les sentences des Pères du désert: Coll. alphabétique. Solesmes, 1981. Vol. 4. P. 316-317; idem. Hyperéchios (2)//DHGE. T. 25. Col. 540-541; Havener L. The so-called Discourse of Hyperechius the Solitary in Armenian//Muséon. 1989. Vol. 102. P. 307-320; Enseignements des Pères du désert: Hyperéchios, Étienne de Thèbes, Zosime/Préf. de M. van Parys; introd., trad., notes: P. Tirot., M. van Parys, L. Regnault; Abbaye de Bellefontaines. Bégrolles-en-Mauge, 1991. P. 19-32; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 457; Сидоров А. И. [Предисл.]//Творения древних отцов-подвижников. М., 1997. С. 19-20. Рубрики: Ключевые слова: АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.) ВИТИМИОН (IV-V вв.), прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших, пам. греч. 24 дек.)

http://pravenc.ru/text/673761.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010